Формирование правильного звукопроизношения у нормотипичных дошкольников и дошкольников с тяжелыми нарушения речи в игровых упражнениях
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 18.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Содержание и особенности формирования правильного звукопроизношения у нормотипичных дошкольников и дошкольников с тяжелыми нарушения речи 5
2. Игровые упражнения по формированию правильного звукопроизношения у нормотипичных дошкольников и дошкольников с тяжелыми нарушения речи 11
3. Организация работы воспитателя по формированию правильного звукопроизношения у нормотипичных дошкольников и дошкольников с тяжелыми нарушения речи в игровых упражнениях 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Для работы с детьми нормотипичного развитияважно использовать игры, стимулирующие произношение звуков. Простые упражнения, такие как повторение слогов, скороговорки, словесные игры, помогут развить речь и обогатить словарный запас детей. Важно создать атмосферу доверия и понимания, чтобы дети чувствовали себя комфортно и могли свободно экспериментировать со звуками.В работе с детьми с тяжелыми нарушениями речинеобходимо использовать индивидуальный подход с учетом особенностей их состояния. Важно провести диагностику звукопроизношения с целью выявления проблемных звуков и создания программы коррекционно-развивающей работы. Для таких детей могут быть эффективны игры с использованием разных материалов: картинок, карточек, пазлов, мягких игрушек. При этом важно поощрять детей за каждый прогресс, демонстрируя им, что успешные результаты достижимы [2].Игровая деятельность должна быть разнообразной и интересной, чтобы увлекать детей и мотивировать их к активному участию. Использование музыки, ритмических упражнений, движений и различных игровых сценариев поможет сделать занятия увлекательными и эффективными [3].3. Учет современных требований к организации и методике проведения учебной деятельности - как одной из форм работы по развитию речи дошкольников [1].4. Речь педагога является основным источником речевого развития детей. Дети успешнее усваивают звуки родного языка у педагога с ясной и отчетливой речью, четко произносящего фразы, слова и каждый звук в отдельности, то есть у педагога с хорошей дикцией. Учитель должен соблюдать литературные нормы произношения, устранять в речи различные акценты, влияние местных диалектов и правильно ставить ударения в словах.5. Интеграция программных задач в разные виды детской деятельности. Занятия по развитию речи и подготовке к грамотности, вечерние и утренние прогулки, а также самостоятельная деятельность детей включают все виды словесных игр и упражнений.Все знания, которые дети получают на занятиях, должны быть усвоены на практике – это простая формула успеха в воспитании звуковой культуры речи [12].6. Организация работы в повседневной жизни. Вся система словесных игр и упражнений, которую воспитатель использует в группе, пронизывает все компоненты режима и весь режимный процесс в целом. Разработанная система включает использование словесных игр и упражнений на протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. Всевозможные словесные игры и упражнения должны быть включены в такие виды деятельности как занятие по развитию речи, прогулки, в вечерние и утренние часы, а также в самостоятельную деятельность детей [9].7. Тесный контакт с семьей. Проповедническая работа.С каждым годом общество придает большое значение воспитательным функциям семьи и создает условия для повышения образовательного уровня и педагогической культуры родителей.Основными формами совместной работы с семьями по вопросам развития речи и звуковой культурыявляются доклады и сообщения на родительских собраниях и конференциях; организация выставок иллюстративных пособий, дидактических игр с описанием их использования; открытые занятия по развитию речи для родителей; групповые и индивидуальные консультации, беседы, папки-передвижки и т.п. [20].8. Использование передового педагогического опыта новейших исследований по проблеме. Методика формирования звукопроизношения у дошкольников постоянно развивается, совершенствуется и обогащается результатами научных исследований и передовым педагогическим опытом. В настоящее время благодаря усилиям ученых и практиков создана, успешно функционирует и совершенствуется научно обоснованная методическая система формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста [4].В целом следует помнить, что индивидуальный подход к каждому ребенку и терпеливое, доброжелательное отношение воспитателяявляются основными составляющими успешной работы по формированию правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста, в том числе у детей с тяжелыми речевыми нарушениями. Успехи в данной работе достигаются через систематические занятия, постепенное улучшение произношения звуков и поощрение детей за их достижения [5].Таким образом, обеспечивая организацию игровых упражнений для формирования правильного звукопроизношения, воспитатель не только способствует развитию речевых навыков у дошкольников, но и создает благоприятную обстановку для обучения. Использование игровых методик позволяет сделать процесс обучения более увлекательным и эффективным, что в конечном итоге способствует успешному формированию правильного звукопроизношения, обусловливая дальнейшее развитие речевых навыков у детей.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдной из необходимых особенностей полноценной устной речи является правильное звукопроизношение. Таким правильным звукопроизношением большинство детей овладевает еще в дошкольном возрасте, причем происходит это без какого-либо специального обучения, на основе подражания правильной речи окружающих людей. Однако у многих детей определенные ошибки в произношении звуков сохраняются надолго и не исчезают без специальной помощи. К таким детям относятся дети с тяжелыми речевыми нарушениями.Тяжелые нарушения речи— стойкие специфические отклонения в формировании компонентов речевой системы (лексико-грамматического строя речи, фонематических процессов, звукопроизношения, просодической организации звукового потока), наблюдающиеся у детей с сохранным слухом и нормальным интеллектом.Игровые упражнения становятся отличным инструментом для обучения детей правильному произношению звуков, особенно у детей с тяжелыми нарушениями речи. В данном исследовании было проведено исследование эффективности игровых упражнений в формировании правильного звукопроизношения у нормотипичных дошкольников и дошкольников с тяжелыми нарушениями речи.Результаты теоретического исследования показали, что игровые упражнения способствуют формированию правильного звукопроизношения у обеих групп детей. Однако, у детей с тяжелыми нарушениями речи требуется более индивидуализированный подход и большее количество повторений упражнений для достижения желаемого результата.Таким образом, результаты исследования позволяют сделать вывод о важности использования игровых упражнений в педагогическом процессе для формирования правильного звукопроизношения у детей дошкольного возраста. Использование игр и различных интерактивных методик способствует активизации интереса детей к обучению, делая процесс обучения более эффективным и увлекательным.Следует отметить, что игровые упражнения не только помогают детям улучшить звукопроизношение, но и развивают их креативное мышление, логическое мышление, память и внимание. Это позволяет детям развиваться не только в плане речевых навыков, но и в плане когнитивных способностей.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫИнновационная программа дошкольного образования. От рождения до школы/Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, Э.М. Дорофеева. - Издание пятое (инновационное), испр. и доп.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. - c.336.Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. - СПб., 2014. - 386 с.Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2019. - 112 c.Бонадысенко, А. Игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / А. Бонадысенко. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 676 c.Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 128 c.Воробьева, Т. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т.А. Воробьева, П.А. Воробьева. - М.: Литера, 2019. - 144 c.Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста: практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 503 с. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.Зуева, Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2019. - 381 c.Кирьянова, Р. А. Игры со словами для развития речи: картотека игр для детей дошкольного возраста: пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Р. А. Кирьянова. - СПб.: Каро, 2010. – 295с.Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2019. - 216 c.Кыласова, Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы / Л.Е. Кыласова. - М.: Учитель, 2019. - 368 c.Логопедия: теория и практика: учебник / Т.В. Туманова, А.А. Алмазова, Т.В. Волосовец и др.; под редакцией д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. - Москва: Эксмо, 2021. - 604 с.Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Максаков. - Москва.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2019. - 643 c.Пименова, Т.И. Выговаривать хочу. Исправление недостатков звукопроизношения у детей. Дидактический материал / Т.И. Пименова. - М.: Каро, 2018. - 624 c.Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада / М.Ф. Фомичева. - Москва: Просвещение, 1981. - 240 с.Чернякова, В.Н. Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / В.Н. Чернякова. - М.: Сфера, 2019. - 464 c. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 247 с.
2. Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др. - СПб., 2014. - 386 с.
3. Акименко, В. М. Исправление звукопроизношения у детей / В.М. Акименко. - М.: Феникс, 2019. - 112 c.
4. Бонадысенко, А. Игры для коррекции звукопроизношения у детей дошкольного возраста / А. Бонадысенко. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 676 c.
5. Бутусова, Н.Н. Развитие речи детей при коррекции звукопроизношения: учебно-методическое пособие / Н.Н. Бутусова. - СПб.: Детство Пресс, 2012. - 304 c.
6. Вакуленко, Л. С. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей / Л.С. Вакуленко. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 128 c.
7. Воробьева, Т. А. Дыхание и речь. Работа над дыханием в комплексной методике коррекции звукопроизношения / Т.А. Воробьева, П.А. Воробьева. - М.: Литера, 2019. - 144 c.
8. Ворошнина, Л. В. Развитие речи и общения детей дошкольного возраста: практическое пособие для вузов / Л. В. Ворошнина. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. - 503 с.
9. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи / А. Н. Гвоздев. - Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2007. - 470 с.
10. Зуева, Л.Н. Занимательные упражнения по развитию речи. Логопедия для дошкольников / Л.Н. Зуева, Н.Ю. Костылева, О.П. Солошенко. - М.: АСТ, Астрель, 2019. - 381 c.
11. Кирьянова, Р. А. Игры со словами для развития речи: картотека игр для детей дошкольного возраста: пособие для логопедов, воспитателей, родителей / Р. А. Кирьянова. - СПб.: Каро, 2010. – 295с.
12. Коноваленко, В. В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения / В.В. Коноваленко, С.В. Коноваленко, М.И. Кременецкая. - М.: Гном, 2019. - 216 c.
13. Кыласова, Л. Е. Коррекция звукопроизношения у детей. Дидактические материалы / Л.Е. Кыласова. - М.: Учитель, 2019. - 368 c.
14. Логопедия: теория и практика: учебник / Т.В. Туманова, А.А. Алмазова, Т.В. Волосовец и др.; под редакцией д.п.н. профессора Т. Б. Филичевой. - Москва: Эксмо, 2021. - 604 с.
15. Максаков, А.И. Воспитание звуковой культуры речи у дошкольников: пособие для педагогов дошкольных учреждений / А.И. Максаков. - Москва.: Мозаика-Синтез, 2005. — 64 с.
16. Михайлова, З.А. Игровые занимательные задачи для дошкольников. Пособие для воспитателей детского сада / З.А. Михайлова. - М.: Просвещение, 2019. - 643 c.
17. Пименова, Т.И. Выговаривать хочу. Исправление недостатков звукопроизношения у детей. Дидактический материал / Т.И. Пименова. - М.: Каро, 2018. - 624 c.
18. Фомичева, М.Ф. Воспитание у детей правильного произношения: пособие для воспитателя дет. сада / М.Ф. Фомичева. - Москва: Просвещение, 1981. - 240 с.
19. Чернякова, В.Н. Игровые технологии в формировании звукопроизношения у детей 4-7 лет / В.Н. Чернякова. - М.: Сфера, 2019. - 464 c.
20. Шашкина, Г.Р. Логопедическая работа с дошкольниками: учебное пособие для вузов / Г.Р. Шашкина, Л.П. Зернова, И.А. Зимина. - Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 247 с.