Применение интерактивных технологий на уроках метематики основной школы
Заказать уникальную дипломную работу- 65 65 страниц
- 54 + 54 источника
- Добавлена 29.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1 Теоретическое обоснование использования интерактивных технологий на уроках математики Основной школы 7
1.1. Понятие и сущность интерактивных технологий 7
1.2. Основные виды интерактивных технологий, используемых на уроках математики 12
1.3. Возрастные, психологические и физические особенности обучающихся основной школы 15
Глава 2 Практическое обоснование использования интерактивных технологий на уроках математики основной школы 23
2.1. Сравнительный анализ УМК по алгебре для 7 - 9 классов общеобразовательных школ 23
2.2. Конспект урока по математике с применением интерактивных технологий 27
2.3. Методические рекомендации педагогам основной школы по использованию интерактивных технологий на уроках математики 34
Заключение 44
Литература 47
Приложение 1 55
Приложение 2 60
Приложение 3 65
Таким образом, современные педагоги в ходе образовательного процесса активно внедряют разнообразные интерактивные методики, с целью привлечь внимание учеников и способствовать им в усвоении учебного материала. Они стремятся учитывать индивидуальные особенности каждого учащегося, поощрять саморазвитие личности и стимулировать проявление познавательного интереса при изучении предметов. Однако учителя со значительным опытом неохотно внедряют интерактивные методы, что отрицательно сказывается на образовательном процессе.В современной образовательной практике учителя используют интерактивные методики обучения с целью активизировать учеников и помочь им усваивать учебный материал. Они стремятся помогать каждому ученику в реализации своего потенциала и поощрять его активное участие в образовательном процессе. Тем не менее, преподаватели со стажем склонны избегать использования интерактивных методов, что оказывает отрицательное влияние на образовательную среду.Использование интерактивных ресурсов на уроках математики позволяет учащимся не только получать систему знаний, но и эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации.ЗаключениеИзучение понятия и сущности интерактивных методов обучения разными авторами, позволил определить наиболее полное определение, которое будет выступать основой дальнейшего исследования. Так, под интерактивными методами обучения понимается «обучение, которое построено на взаимодействии всех участников образовательного процесса».На сегодняшний день существуют следующие виды интерактивных методов обучения:игровые методы (игры, симуляции, ролевые игры, опросы и тесты);проектные методы (создание проектов, исследовательский подход, анализ ситуаций);дискуссионные методы (диалоги, дискуссии, учебные конференции, круглые столы);командные методы (кейс-метод, тренинги, мозговой штурм, обучение наставничеству);методы индивидуального обучения (индивидуальные задания, самостоятельная работа, тьюторство и менторство);методы опытно-экспериментального обучения (проведение лабораторных работ и опытов, моделирование ситуаций, проблемные задания);мультимедийные методы (использование интерактивных электронных технологий, электронных учебников, вебинаров, онлайн-тренингов).На сегодняшний день обучение технологии является важной частью образовательного процесса. На уроках математики необходимо создавать условия, способствующие развитию нравственности и социальной активности учащихся, а также подготовке их к выполнению социальных ролей и ответственному выбору профессии. Для достижения этих целей потребуется использовать современные педагогические технологии, обновленные учебные материалы и пересмотреть структуру методической системы, входящей в образовательный процесс. Проведенный анализ учебно- методических пособий по математике, которые используются в процессе обучения учащихся 10-го и 11-го классов, позволил сделать вывод о том, что основной целью обучения математики выступает эффективное развитие обучающихся навыка по алгоритмическому мышлению. Анализ подтверждает важность формирования данного навыка для того чтобы успешно освоить математический курс и сдать выпускной экзамен. Учебно-методические пособия разработаны опираясь на данную цель, их содержание должно мотивировать учащихся на использование математических методов дальнейшей жизни.По результатам разработанного и проведенного нами тестирования учителей, удалось сделать следующие выводы:все опрошенные педагоги применяют в своей практике интерактивные методы обучения;большинство педагогов (55%) имеют опыт работы от 1 года до 10 лет;одними из самых популярных интерактивных методов среди педагогов являются: мозговой штурм, дискуссия, метод проектов и использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ);наиболее часто в практике опрошенных педагогов используются методы: дискуссия, метод проектов и мозговой штурм;среди основных преимуществ интерактивных методов обучения, выделенных опрошенными педагогами, можно выделить следующие аспекты: активизация познавательной деятельности учащихся, развитие самостоятельности и мотивации, формирование универсальных учебных действий (УУД), визуализация учебного материала и развитие коммуникативных навыков.Таким образом, можно говорить о том, что современные педагоги в практике учебно-воспитательного процесса используют различные интерактивные методы обучения, для того чтобы заинтересовать школьников и поспособствовать им в изучении предмета технология. Педагоги стараются содействовать самореализации личности каждого учащегося и стимулировать формирование познавательной активности в процессе обучения. Тем не менее, преподаватели с большим стажем неохотно используют интерактивные методы, что негативно отражается на образовательном процессе.Использование интерактивных ресурсов на уроках математики позволяет учащимся не только получать систему знаний, но и эффективно развивать ключевые компетенции, связанные с поиском и практическим применением информации.ЛитератураРаспоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 N 2506-р (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156618/3f0c2ce94c2946a821d9a52987a9516f5eac89ee/ (дата обращения: 26.02.2024)Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г. N 955) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 февраля 2011 г. N 9.Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ (дата обращения: 26.02.2024)Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 20. Ст. 2901.Акматова, Т. А. Роль интерактивных методов в демонстрации результатов компетенций учителей / Т. А. Акматова, М. Мусаканова, А. ШарипКызы // Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А. Мырсабекова. – 2022. – № 1-1(19). – С. 104-111. Алексеева, Э. И. Технология организации занятия по методу «деловой игры» в рамках дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» / Э. И. Алексеева // АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 октября 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 208-210. Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б. Ц. Бадмаев. - Москва :Владос, 1998. – 269 с.Вислобоков,Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения / Н.Ю. Вислобоков // Информатика и образование. – 2017. – № 6. С. 111-114.Воронина, И. Р. Особенности проведения занятия с использованием интерактивных методов обучения / И. Р. Воронина // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах, Курск, 19–20 января 2023 года / Под редакцией В.М. Кузьминой. Том 3. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. – С. 27-29. Гасанова, С. Х. Об активных и интерактивных методах обучения / С. Х. Гасанова, Б. Ш. Алиева // Начальное образование: инновации и ценности, теория и практика : Материалы международной научно-практической конференции, Махачкала, 08 декабря 2022 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2022. – С. 40-44.Голубкова, О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. А. Голубкова, И. Ф. Кефели; М-во общ. и проф. образования РФ. Балт. гос. техн. ун-т «Военмех». Каф. культурологии и социологии. - Санкт-Петербург :БГТУ «Военмех», 1998. – 42 с.Гузеев,В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.ГусаковаН.Л. Развитие коммуникативной компетентности подростков в процессе изучения английского языка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.07 – педагогическая психология. Курск 2008. – 23 с.Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- 287 с.Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016.- 320 с.Жексенбаева, Л. З. Применение интерактивных методов обучения в учебном процессе / Л. З. Жексенбаева // Старт в науке 2023 : сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 марта 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 58-61.Захарова,Т.В., КиргизоваЕ.В. и др. К вопросу о профессиональной компетентности будущего педагога // Глобальный научный потенциал. - 2013. -№11(31). – С. 7-10.Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с.Ивонина, А. И. Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании / А. И. Ивонина // Право в школе. – 2016. – № 4. – С. 8–9.Кальней, В. А., Махотин Д. А., Ряхимова Е. Г. Цикличность развития технологического образования // Вестник Российской международной академии туризма. - 2016. - № 3. –С. 61-68.Камчатнов, Г. А. Деловая игра – интеграция (история –обществознание) «Историческое собеседование» / Г. А. Камчатнов // Молодой ученый. – 2020. – № 37 (327). – С. 121–123.Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика шк. воспитат. систем [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001749332 (дата обращения: 20.01.2024)Кашицына Ю. Н. Методика обучения решению задач с параметрами с использованием программы «Geogebra» // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1. – С. 249–255.Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения – Минск: 2013. – 224 с.Колесникова, И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. - Москва: Академия, 2005. – 256 с.Куприянов, А. Ю. Деловая игра как интерактивный и дискуссионный метод обучения праву / А. Ю. Куприянов // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 8(212). – С. 21-24. Ларин С. В. Методика обучения математике: компьютерная анимация в среде Geogebra: учеб. пособие для вузов. 2-еизд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. –233 с.Ли, В. В. Деловая игра как интерактивный метод обучения русскому языку как иностранному / В. В. Ли // Русский язык - путь к успеху : Сборник научных трудов Международной студенческой научно-практической конференции, Курск, 27 апреля 2022 года. – Курск: Курский государственный университет, 2022. – С. 43-47. Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с.Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.Математика (углубленный уровень). Реализация требований ФГОС среднего общего образования : методическое пособие для учителя / [Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко]; под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 92 с.Матяш, Н. В. Рабочая программа : Технология : 10—11 классы : базовый уровень / Н. В. Матяш. — М. :Вентана-Граф, 2017. — 48 с.Махотин, Д. А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2 (115). - Ч. 2. – С. 301-304.Махотин, Д. А., Кальней, В. А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. - 2015. -№ 4 (53). – С. 65-68.Мачехина,О.Н. Технология образовательного процесса – ресурс развития школы / О.Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 1. С. 5-7.Муравин, Г.К. Алгебра 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 285 с.Муравин, Г.К. Алгебра 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 254 с.Муравин, Г.К. Алгебра 9 кл. : учебник / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 315 с.Назарова, Е. Н. Интерактивные технологии как наиболее эффективный метод развития рефлексивности обучающихся при изучении основ финансовой грамотности / Е. Н. Назарова, А. Н. Синицына // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы : Сборник статей по материалам VIII Международной студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 07 апреля 2022 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2022. – С. 142-145. Попова, П. И. Виды интерактивных методов обучения / П. И. Попова // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 161-163. Пяткова, В.М. Методика обучения младших школьников чтению-узнаванию / Пяткова В. М., Невидимова О. В. - Чита : Читинская городская типография, cop. 2016. - 123 с.Рабинович, П. Д. Практикум по интерактивным технологиям : методическое пособие / П. Д. Рабинович, Э. Р. Баграмян. - 6-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. – 96 с.Ракасей, О. В. Интерактивные методы обучения на уроках технологии как способ выбора будущей профессии в 8–9 классах / О. В. Ракасей // Образование и наука в XXI веке: физика, информатика и технология в смарт-мире : материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Красноярск, 24 мая 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – С. 165-167. Раянова, Д. Р. Применение интерактивных методов с помощью информационных технологий в дистанционном обучении / Д. Р. Раянова, В. З. Вагапов // Математической моделирование процессов и систем : Материалы XII Международной молодежной научно-практической конференции, Стерлитамак, 17–19 ноября 2022 года / Отв. редактор С.В. Викторов. Том Часть 2. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий», 2022. – С. 89-95. Садуллаева, Г. Интерактивные методы обучения и их значение в современном образовании / Г. Садуллаева // Образование и проблемы развития общества. – 2022. – № 4(21). – С. 43-46. Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.Стадник, С. С. Реализация подхода «обучение через игру» в образовательном процессе в школе / С. С. Стадник, К. А. Паладян // Воспитательная деятельность образовательной организации - пространство личностного роста участников образовательных отношений : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Нижняя Салда, 19–20 января 2022 года / Гл. редактор М.А. Терентьева. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 56-59. Троякова Г. А., Монгуш А. С., Танзы М. В. Методика подготовки учащихся к решению задач с параметрами с использованием среды Geogebra // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5. – С. 27–35.Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001706606 (дата обращения: 20.01.2024)Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 406 с.Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 457 с.Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.Приложение 1Ход урока по теме «Графический способ решения задач с параметром»I. Организационный момент (2 мин)Учитель:ученики, приготовьте ручки, сейчас бы будем изучать новую тему.II. Актуализация знаний (7 мин)Учитель: сначала давайте вспомним, какое уравнение называется уравнением с параметром? Ученики: Уравнениями с параметром называются уравнения, у которых коэффициенты заданы не конкретными числовыми значениями, а обозначены буквами. Учитель: какие существуют способы решения задач с параметром?Ученики: аналитический способ, графический способ. Учитель: что значит аналитически решить уравнение? Ученики: это решение, представленное в виде формулы и соответственно полученное тоже путем математических выкладок. Учитель: что значит графически решить уравнение? Ученики: построить график левой части и график правой части. Абсцисса точки пересечения и будет решением. III. Закрепление (24 мин)Учащиеся получают задание решить задачу:Задача: при каких значениях а уравнение aх + √3 − 2х–х2 = 4a + 2 имеет единственное решение.Решение:1. Учащиеся переносят слагаемое 𝑎𝑥 из одной части уравнения в другую, понимают, что надо построить графики функций 𝑦 =√3 − 2𝑥 − 𝑥2 и 𝑦 = 4𝑎 + 2 − 𝑎𝑥. Как построить графики? Учащиеся высказывают свои мнения. 2. С помощью программы GeoGebra учащиеся создают динамическую модель к задаче, она же появляется на экране.Рис. 1. Динамическая модель к задачеКогда обучащиеся предполагают верное решение математических задач, которые оказываются действительно корректными, это подтверждает их понимание материала. Тем не менее, когда им нужно различать специфические типы уравнений, такие как уравнение окружности и уравнение прямой, особенно при условии, что второе уравнение имеет параметр, проявляющийся в прямой через определенную точку, это может быть вызовом для них. Для повышения уровня восприятия и понимания подобных математических концепций эффективным методом является использование динамических моделей. Такие модели, позволяя визуализировать процессы и зависимости между различными математическими параметрами, способствуют более глубокому осмыслению учебного материала и помогают учащимся заметить важные детали, которые могли быть упущены в статической форме изложения.3. Далее идет работа в тетрадях и на доске, как из первого уравнения получить уравнение окружности.Учащиеся обосновывают, что второе – уравнение прямой, проходящей через точку (4;2) при любом значении параметра.𝑦 = 4𝑎 + 2 − 𝑎𝑥;𝑥 = 4;𝑦 = 4𝑎 + 2 − 4𝑎 = 24. Учащиеся в тетрадях строят графики, динамическая модель помогает им понять, при каком значении параметра a уравнение имеет единственное решение.1 случай: прямая параллельна оси х, значит, а=0.Рис. 2. Решение уравнения при а = 02 случай:1) прямая проходит через точку В(-3;0). 𝑦 = 4𝑎 + 2 − 𝑎𝑥; 0 = 4𝑎 + 2 + 3𝑎; а = Рис. 3. Решение уравнения при а = Таким образом, уравнение имеет два корня.2) прямая проходит через точку А(1;0). 𝑦 = 4𝑎 + 2 − 𝑎𝑥; 0 = 4𝑎 + 2 − 1𝑎;а = Рис. 4. Решение уравнения при а = Таким образом, уравнение имеет один корень.При −≤ а < уравнение имеет один корень.Рис. 5. Решение уравнения при−≤ а < Ответ: −≤ а < −; а=0.IV. Итоги урока (6 мин)Учитель: обобщает учебный материал. Анализирует и обсуждает типичные ошибки. Ученики: внимательно слушают.V. Домашнее задание (3 мин)Учитель: задает домашнее задание. подобрать задание 17 из ЕГЭ по профильной математике, решить его, сделать динамическую модель. На следующих занятиях ученик выступает в роли учителя.Ученики: внимательно слушают и записывают.VI. Рефлексия (3 мин)Учащимся раздаются листы с первой четвертью декартовой системой координат, на оси Х нанесены этапы урока, на оси У – указан диапазон от 10 до 100. Учащиеся должны нарисовать график своего эмоционального состояния.Учитель: Урок окончен! Спасибо, до свидания.Приложение 2Технологическая карта урока по теме: «Тригонометрические формулы»№Этап урокаДеятельность учителяДеятельность ученика1Организационный момент1 минута Учитель проверяет готовность к уроку обучающихся, раздает карточки, формирует группы с разным уровнем успеваемости.Объясняет правила работы с оценочным листом.Занимают свои места, готовят к уроку основные принадлежности, проверяют на столах наличие раздаточного материала.Выбирают в группе капитана, организующего деятельность.Рассматривают структуру оценочного листа, в котором отметки индивидуально выполняет каждый ученик.2Целеполагание2 минутыУчитель обращает внимание обучающихся на экран:- Деятельность на уроке будет успешной и продуктивной, если мы верно поставим себе цели и будем стремиться к их достижению.Подумайте и найдите соответствующее продолжение к целям, которые начинаются со слов повторить, закрепить, проверить в соответствии с темой нашего урока.Учитель выводит на экран верный ответ и проговаривает классу.Напоминает правила работы в группах, умение уступать, сотрудничать, прислушиваться, доносить свою точку зрения до коллектива.Обучающиеся смотрят на экран, совещаются в группах, предлагают варианты.3ПовторениеКарточка 1Самопроверка7 минутНа этапе повторения материла учитель демонстрирует тригонометрический круг, правило работы с ним.Учитель предлагает в группах решить первое задание, входе которого необходимо перевести радианную меру угла в градусную, показать на окружности данные углы.После выполнения карточки учитель открывает готовый тригонометрический круг с данными углами и просить провести самопроверку.Ученики в группах слушают, задают вопросы.Ученики, посоветовавшись, повторяют формулу, распределяют примеры между собой и передают данные для изображения на круге ответственному за оформление карточки, которого назначил капитан.Проверяют свои карточки, отмечают ошибки, задают вопросы, доносят до каждого участника группы правильное решение.4Закрепление7 минутВыполнение следующего задания способствует закреплению умения применять формулы.Учитель предлагает в группах рассмотреть решенные задания и восстановить, по какой формуле было выполнено преобразование. Время на выполнение 6-7 минут.- Проверим, насколько вы справились с заданием, проведем самопроверку.Учитель поочередно назначает отвечающую группу.Ученики рассматривают формулы, предлагают варианты, пишут в тетрадях, редактируют, проверяют, возможно использование справочного материала в учебнике.Ученики отвечают, анализируют, доказывают, почему именно такая формула была использована в задании.Мини-проект «Формула успеха»Слайд 12-2210-15 минутУчитель распределяет темы мини-проектов между группами с учетом мнения обучающихся.Знакомит с основным алгоритмом работы:1. Поставить цель мини-проекта.2. Найти в учебнике или справочном материале подходящие формулы.3. Подобрать проблемные ситуации, то есть примеры, которые без использования данных формул трудно преобразовать.4. Показать применение формулы.5. Продумать и составить план выступления по формулам данного вида.Учитель заранее готовит слайды с формулами и примерам для групп, их выступлений.Ученики получают определенные названия формул и строят работу по алгоритму.При этом тесно сотрудничают между собой, педагогом, которые помогает распределить задания, наладить ход работы, продумать интересные выступления.Выступают, либо в паре, либо распределяют текст выступления между собой.5Самостоятельная работа10 минутНа данном этапе урока учитель раздает карточки каждому обучающемуся. Поясняет правило и порядок выполнения.В конце проводят взаимопроверку в парах по готовым ответам на экране.Выполняют карточку самостоятельно в течение 10 минут.6Подведение итогов3 минутыУчитель просит заполнить оценочные листы.Выделить важные проблемы и предложить пути их решения.Предлагает в классе озвучить проблемы представителям групп.Заполняют оценочный лист.Отвечают, предлагают варианты.Помогают друг другу советом.Ставят себе оценку.Приложение 3АнкетаУважаемые педагоги, просим Вас ответить на вопросы анкетыСпасибо.
1.Распоряжение Правительства РФ от 24.12.2013 N 2506-р (ред. от 08.10.2020) «Об утверждении Концепции развития математического образования в Российской Федерации» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_156618/3f0c2ce94c2946a821d9a52987a9516f5eac89ee/ (дата обращения: 26.02.2024)
2.Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 г. N 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (с изменениями и дополнениями от 8 ноября 2022 г. N 955) // Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 28 февраля 2011 г. N 9.
3.Приказ Министерства просвещения РФ от 12 августа 2022 г. № 732 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» [Электронный ресурс]. – URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/405172211/ (дата обращения: 26.02.2024)
4.Указ Президента РФ от 09.05.2017 № 203 «О Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации на 2017 - 2030 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации от 15 мая 2017 г. № 20. Ст. 2901.
5.Акматова, Т. А. Роль интерактивных методов в демонстрации результатов компетенций учителей / Т. А. Акматова, М. Мусаканова, А. Шарип Кызы // Вестник Ошского государственного педагогического университета имени А. Мырсабекова. – 2022. – № 1-1(19). – С. 104-111.
6.Алексеева, Э. И. Технология организации занятия по методу «деловой игры» в рамках дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» / Э. И. Алексеева // АКТУАЛЬНЫЕ НАУЧНЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ : сборник статей VIII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 октября 2022 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 208-210.
7.Бадмаев, Б.Ц. Психология и методика ускоренного обучения / Б. Ц. Бадмаев. - Москва : Владос, 1998. – 269 с.
8.Вислобоков, Н.Ю. Технологии организации интерактивного процесса обучения / Н.Ю. Вислобоков // Информатика и образование. – 2017. – № 6. С. 111-114.
9.Воронина, И. Р. Особенности проведения занятия с использованием интерактивных методов обучения / И. Р. Воронина // Проблемы развития современного общества : Сборник научных статей 8-й Всероссийской национальной научно-практической конференции. В 4-х томах, Курск, 19–20 января 2023 года / Под редакцией В.М. Кузьминой. Том 3. – Курск: Юго-Западный государственный университет, 2023. – С. 27-29.
10.Гасанова, С. Х. Об активных и интерактивных методах обучения / С. Х. Гасанова, Б. Ш. Алиева // Начальное образование: инновации и ценности, теория и практика : Материалы международной научно-практической конференции, Махачкала, 08 декабря 2022 года. – Махачкала: Дагестанский государственный педагогический университет, 2022. – С. 40-44.
11.Голубкова, О.А. Использование активных методов обучения в учебном процессе [Текст] : учеб.-метод. пособие / О. А. Голубкова, И. Ф. Кефели; М-во общ. и проф. образования РФ. Балт. гос. техн. ун-т «Военмех». Каф. культурологии и социологии. - Санкт-Петербург : БГТУ «Военмех», 1998. – 42 с.
12.Гузеев, В.В. Основы образовательной технологии: дидактический инструментарий. – М.: Сентябрь, 2006. – 192 с.
13.Гусакова Н.Л. Развитие коммуникативной компетентности подростков в процессе изучения английского языка. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата психологических наук. Специальность 19.00.07 – педагогическая психология. Курск 2008. – 23 с.
14.Дорофеев, Г.В. Алгебра. 7 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.] – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2014.- 287 с.
15.Дорофеев, Г.В. Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова, Е.А. Бунимович и др.] – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2016. - 320 с.
16.Жексенбаева, Л. З. Применение интерактивных методов обучения в учебном процессе / Л. З. Жексенбаева // Старт в науке 2023 : сборник статей II Международного научно-исследовательского конкурса, Пенза, 20 марта 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 58-61.
17.Захарова, Т.В., Киргизова Е.В. и др. К вопросу о профессиональной компетентности будущего педагога // Глобальный научный потенциал. - 2013. -№11(31). – С. 7-10.
18.Зимняя, И.А. Педагогическая психология : учебник для вузов : учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по педагогическим и психологическим направлениям и специальностям / И. А. Зимняя. - 3-е изд., пересмотр. - Москва : Изд-во Московского психолого-социального ин-та ; Воронеж : МОДЭК, 2010. - 447 с.
19.Ивонина, А. И. Интерактивные методы в гражданско-правовом образовании / А. И. Ивонина // Право в школе. – 2016. – № 4. – С. 8–9.
20.Кальней, В. А., Махотин Д. А., Ряхимова Е. Г. Цикличность развития технологического образования // Вестник Российской международной академии туризма. - 2016. - № 3. – С. 61-68.
21.Камчатнов, Г. А. Деловая игра – интеграция (история –обществознание) «Историческое собеседование» / Г. А. Камчатнов // Молодой ученый. – 2020. – № 37 (327). – С. 121–123.
22.Караковский, В.А. Воспитание? Воспитание... Воспитание! : Теория и практика шк. воспитат. систем [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001749332 (дата обращения: 20.01.2024)
23.Кашицына Ю. Н. Методика обучения решению задач с параметрами с использованием программы «Geogebra» // Мир науки, культуры, образования. 2020. № 1. – С. 249–255.
24.Кашлев, С.С. Интерактивные методы обучения – Минск: 2013. – 224 с.
25.Колесникова, И. А., Титова Е. В. Педагогическая праксеология. - Москва: Академия, 2005. – 256 с.
26.Куприянов, А. Ю. Деловая игра как интерактивный и дискуссионный метод обучения праву / А. Ю. Куприянов // Право и государство: теория и практика. – 2022. – № 8(212). – С. 21-24.
27.Ларин С. В. Методика обучения математике: компьютерная анимация в среде Geogebra: учеб. пособие для вузов. 2-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2020. – 233 с.
28.Ли, В. В. Деловая игра как интерактивный метод обучения русскому языку как иностранному / В. В. Ли // Русский язык - путь к успеху : Сборник научных трудов Международной студенческой научно-практической конференции, Курск, 27 апреля 2022 года. – Курск: Курский государственный университет, 2022. – С. 43-47.
29.Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. – 256 с.
30.Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 8 класс : учеб. для общеобразоват. организаций с прил. на электрон. носителе / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – М.: Просвещение, 2013. – 287 с.
31.Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
32.Макарычев, Ю.Н. Алгебра. 9 класс : учеб. для общеобразоват. организаций / [Ю.Н. Макарычев, Н.Г. Миндюк, К.И. Нешков, С.Б. Суворова]; под ред. С.А. Теляковского. – 21-е изд. – М.: Просвещение, 2014. – 271 с.
33.Математика (углубленный уровень). Реализация требований ФГОС среднего общего образования : методическое пособие для учителя / [Л. О. Рослова, Е. Е. Алексеева, Е. В. Буцко]; под ред. Л. О. Рословой. – М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования», 2023. – 92 с.
34.Матяш, Н. В. Рабочая программа : Технология : 10—11 классы : базовый уровень / Н. В. Матяш. — М. : Вентана-Граф, 2017. — 48 с.
35.Махотин, Д. А. Инженерная подготовка в технологическом образовании школьников // Казанский педагогический журнал. - 2016. - № 2 (115). - Ч. 2. – С. 301-304.
36.Махотин, Д. А., Кальней, В. А. Современные подходы к развитию технологического образования в общеобразовательной организации // Мир науки, культуры, образования. - 2015. -№ 4 (53). – С. 65-68.
37.Мачехина, О.Н. Технология образовательного процесса – ресурс развития школы / О.Н. Мачехина // Преподавание истории в школе. – 2013. – № 1. С. 5-7.
38.Муравин, Г.К. Алгебра 7 кл. : учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. – 9-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 285 с.
39.Муравин, Г.К. Алгебра 8 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. – 15-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2013. – 254 с.
40.Муравин, Г.К. Алгебра 9 кл. : учебник / Г.К. Муравин, К.С. Муравин, О.В. Муравина. – 14-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2014. – 315 с.
41.Назарова, Е. Н. Интерактивные технологии как наиболее эффективный метод развития рефлексивности обучающихся при изучении основ финансовой грамотности / Е. Н. Назарова, А. Н. Синицына // Экономическое развитие России: тенденции, перспективы : Сборник статей по материалам VIII Международной студенческой научно-практической конференции, Нижний Новгород, 07 апреля 2022 года. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2022. – С. 142-145.
42.Попова, П. И. Виды интерактивных методов обучения / П. И. Попова // Актуальные вопросы современной науки и образования : сборник статей XXVII Международной научно-практической конференции, Пенза, 05 марта 2023 года. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2023. – С. 161-163.
43.Пяткова, В.М. Методика обучения младших школьников чтению-узнаванию / Пяткова В. М., Невидимова О. В. - Чита : Читинская городская типография, cop. 2016. - 123 с.
44.Рабинович, П. Д. Практикум по интерактивным технологиям : методическое пособие / П. Д. Рабинович, Э. Р. Баграмян. - 6-е изд. — Москва : Лаборатория знаний, 2020. – 96 с.
45.Ракасей, О. В. Интерактивные методы обучения на уроках технологии как способ выбора будущей профессии в 8–9 классах / О. В. Ракасей // Образование и наука в XXI веке: физика, информатика и технология в смарт-мире : материалы II Всероссийской с международным участием научно-практической конференции, Красноярск, 24 мая 2022 года / Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева. – Красноярск: Красноярский государственный педагогический университет им. В.П. Астафьева, 2022. – С. 165-167.
46.Раянова, Д. Р. Применение интерактивных методов с помощью информационных технологий в дистанционном обучении / Д. Р. Раянова, В. З. Вагапов // Математической моделирование процессов и систем : Материалы XII Международной молодежной научно-практической конференции, Стерлитамак, 17–19 ноября 2022 года / Отв. редактор С.В. Викторов. Том Часть 2. – Стерлитамак: Стерлитамакский филиал федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Уфимский университет науки и технологий», 2022. – С. 89-95.
47.Садуллаева, Г. Интерактивные методы обучения и их значение в современном образовании / Г. Садуллаева // Образование и проблемы развития общества. – 2022. – № 4(21). – С. 43-46.
48.Современные способы активизации обучения: Учеб. Пособие для студ. высш. Учеб. Заведений / Т.С. Панина, Л.Н. Вавилова; Под ред. Т.С. Паниной. – М.: Издательский центр «Академия», 2006. – 176 с.
49.Стадник, С. С. Реализация подхода «обучение через игру» в образовательном процессе в школе / С. С. Стадник, К. А. Паладян // Воспитательная деятельность образовательной организации - пространство личностного роста участников образовательных отношений : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Нижняя Салда, 19–20 января 2022 года / Гл. редактор М.А. Терентьева. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Издательский дом «Среда», 2022. – С. 56-59.
50.Троякова Г. А., Монгуш А. С., Танзы М. В. Методика подготовки учащихся к решению задач с параметрами с использованием среды Geogebra // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 5. – С. 27–35.
51.Фельдштейн, Д.И. Психология становления личности [Электронный ресурс]. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001706606 (дата обращения: 20.01.2024)
52.Хуторской, А. В. Современная дидактика : учебник для вузов / А. В. Хуторской. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2023. — 406 с.
53.Шаповаленко, И. В. Психология развития и возрастная психология : учебник и практикум для вузов / И. В. Шаповаленко. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 457 с.
54.Эльконин, Д.Б. Детская психология : учебное пособие для студентов учреждений высшего профессионального образования / Д. Б. Эльконина ; ред.-сост. Б. Д. Эльконин. - 6-е изд., стер. - Москва : Академия, 2011. – 383 с.