Особенности понимания загадок детьми старшего дошкольного возраста с системным нарушением речи
Заказать уникальную курсовую работу- 28 28 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 19.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретическое обоснование проблемы изучения понимания загадок детьми старшего дошкольного возраста с системным нарушением речи 6
1.1. Становление понимания загадок у детей в онтогенезе 6
1.2. Особенности понимания загадок у детей старшего дошкольного возраста с нормальным речевым развитием и при речевых нарушениях давайте напишем эссе 7
Глава 2. Особенности понимания загадок у детей с системным нарушением речи (по данным экспериментального исследования) 10
2.1. Цель, задачи и организация экспериментального исследования 10
2.2. Анализ данных экспериментального исследования 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 24
Приложение 1 26
Приложение 2 28
Для достижения цели обогащения словаря детей старшей возрастной группы при изучении художественных особенностей загадки были определены следующие задачи:Представить структуру загадки.Определить механизм отгадывания.Сформировать умение отгадывать загадки и объяснять их отгадки.Развить умение создавать разнообразные загадки, используя различные приёмы и структурные особенности.В разработке методики работы по изучению художественных особенностей загадки использовались методы и приёмы из работ В. Ю. Свиридовой и Н. А. Чураковой, а также рекомендации Ю. Г. Илларионовой по обучению отгадыванию загадок. Также был проведен анализ научной и научно-методической литературы.2.2. Анализ данных экспериментального исследованияАнализ данных экспериментального исследования предоставил ценную информацию о восприятии и понимании загадок детьми старшего дошкольного возраста с системными нарушениями речи. Вот основные выводы из анализа:Узнаваемость загадок: Дети проявили высокую способность распознавать загадки среди других жанров литературы. Это свидетельствует о знакомстве детей с основами жанра и их умении выделять характерные черты загадочной формы.Понимание загадок: однако, детям было сложнее сформулировать определение загадки и описать её структурные особенности. Это указывает на необходимость дополнительного обучения, чтобы углубить их понимание жанра и развить навыки анализа литературных текстов.Отгадывание загадок: Дети проявили интерес к отгадыванию загадок и демонстрировали способность к их разгадыванию. Однако многие из них испытывали затруднения при объяснении отгадки, часто ограничиваясь указанием только одного признака загаданного предмета. Это может указывать на необходимость развития у детей логического мышления и умения объяснять свои рассуждения.Связь с развитием речи: Исследование выявило связь между загадкой как литературным жанром и развитием речи у детей. Это подтверждает важность включения загадок в процесс обучения для стимулирования развития речевых навыков и расширения словарного запаса.На основе этих выводов могут быть предложены рекомендации по дальнейшему обучению детей, направленные на углубление их понимания загадок, развитие логического мышления и улучшение навыков коммуникации. Также стоит обратить внимание на индивидуальные особенности каждого ребенка и адаптировать методики обучения под их потребности и уровень развития.ЗАКЛЮЧЕНИЕОдной из актуальных проблем современной логопедии является проблема изучения особенностей понимания загадок детьми старшего дошкольного возраста с системным нарушением речи.Как показал анализ психолого-педагогической литературы по этой проблеме, дети с системным нарушением речи часто испытывают затруднения в понимании и отгадывании загадок, что может быть связано с их ограниченным словарным запасом, а также с нарушениями в логическом мышлении и коммуникативных навыках.С целью изучения особенностей понимания загадок детьми старшего дошкольного возраста с системным нарушением речи было проведено экспериментальное исследование. Диагностические методики были направлены на определение уровня узнаваемости загадок, понимания их структуры, а также умения отгадывать и объяснять загадки. Дети с радостью участвуют в играх-загадках. В процессе коррекционной работы, используя загадки, мы не только расширяем словарный запас детей, вводя новые существительные, глаголы и прилагательные, но также помогаем им формировать грамматически правильные фразы. Использование загадок делает обучение увлекательным и приятным как для детей, так и для педагогов, и в конечном итоге способствует успешному достижению поставленных образовательных целей.Как показал анализ экспериментальных данных, дети с системным нарушением речи имеют трудности в понимании и отгадывании загадок, но при этом проявляют интерес к этому жанру и готовность к его изучению.Таким образом, цель работы достигнута, задачи решены, исследование подтвердило гипотезу о том, что дети старшего дошкольного возраста с системным нарушением речи имеют особенности в понимании загадок, которые требуют дополнительного внимания и коррекции в логопедической работе.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ «500 загадок про слова для детей», «Творческий Центр», Москва, 2008. «Загадки и отгадки в картинках», «Каро», С-Петербург, 2006.Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – С.344-351. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова . – СПб.: Питер, 2001. - 254 с. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Н.А. Быстрова. - СПб.: Каро, 2002. – 78 с. Волина В. «Учимся, играя», «Новая школа», Москва, 1994..Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: 1993. – 231 с. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. – 1008 с. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 365с.Гербова В. В. Развитие речи: 2–4 лет: Учебное наглядное пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с. Железнякова А.В. Роль загадок в развитии познавательных способностей младших школьников // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 4. – С. 617-620. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия», Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, АРДЛТД, Екатеринбург, 1999.Золотая коллекция детского сада «Программа развития и обучения дошкольника», «Издательский дом «Нева», С-Петербург», «Олма-Пресс», Москва, 2001.Козырева О. А., Дубешко Н. Б. Лексика, грамматика, связная речь. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 120 с. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: 1968. – 200с. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 2007. – Т.1. – 392сЛогопедия: учебник для студ. дефектологических факультетов пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - 528 с.Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 2002. 452 с.Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми», «Просвещение», Москва, 1974.Синицына И.Ю., «Буква-озорница», БАЛАСС, Москва, 2004.Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», «Айрис Пресс», Москва, 2007.Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2015. – 254 сЩерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Щерба Л. В. –КомКнига. 2007. – 148 с.Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М., 1998. - 215 с.Приложение 1Примеры загадок:Дети с нормальным речевым развитием:Висит на стене, показывает время, каждый час он кукует, как на охоте. Ответ: ЧасыБез окон, без дверей, в нем живут цветы. Ответ: ГоршокБелая головка, красный бочок, солдаты в красном плаще ходят кругом вокруг. Ответ: МакароныДети с речевыми нарушениями:Круглый, красивый, весь в цветах, в нем живут наши друзья-насекомые. Ответ: ЦветокБез окон, без дверей, в нем живут домашние животные. Ответ: КлеткаХодит туда-сюда, мягкий, пушистый. Дети с ним играют. Ответ: МячПриложение 2Вот пример заданий для оценки умения отгадывать загадки и объяснять их отгадки:Загадка: Синенька шубёнка Весь мир покрыла Я и туча, и туман, И ручей, и океан, И летаю, и бегу, И стеклянной быть могу.Отгадка: Вода.Объяснение отгадки: Вода может быть синей (как море или озеро), она может покрывать весь мир в виде океана или стеклянной поверхности. Вода может быть в виде тучи (облака), тумана, ручья (маленького потока) или океана. Она может летать в виде пара и бегать в виде реки или потока. Таким образом, ответ "вода" соответствует всем признакам, описанным в загадке.Загадка: Что выше леса, Краше света, Без огня горит?Отгадка: Солнце.Объяснение отгадки: Солнце находится выше леса, его свет красивее, чем свет других источников, и оно светит без использования огня, так как это большая ядерная звезда. Таким образом, солнце соответствует всем признакам, описанным в загадке.Загадка: Мохнатенько, усатенько, Лапки мягоньки, а коготки востры. Плачет киска в коридоре, У нее большое горе: Злые люди бедной киске, Не дают украсть сосиски.Отгадка: Кошка.Объяснение отгадки: Описание соответствует внешнему виду кошки (мохнатая, с усами, мягкие лапки и острые когти), ее привычке плакать, когда чувствует горе, и известной особенности кошек - попытке украсть еду, в данном случае сосиски. Таким образом, ответ "кошка" соответствует всем признакам, описанным в загадке.
2. «Загадки и отгадки в картинках», «Каро», С-Петербург, 2006.
3. Алексеева М.М. К методике обучения звукопроизношению // Хрестоматия по теории и методике развития речи детей дошкольного возраста. – М.: Академия, 2009. – С.344-351.
4. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор. – М.: Просвещение, 2007. – 224 с.
5. Балобанова, В.П. Диагностика нарушений речи у детей и организация логопедической работы в условиях дошкольного образовательного учреждения / В.П. Балобанова . – СПб.: Питер, 2001. - 254 с.
6. Быстрова, Г.А. Логопедические игры и задания / Н.А. Быстрова. - СПб.: Каро, 2002. – 78 с.
7. Волина В. «Учимся, играя», «Новая школа», Москва, 1994..
8. Волкова, Г.А. Методика обследования нарушений речи у детей / Г.А. Волкова. - СПб.: 1993. – 231 с.
9. Выготский Л.С. Психология. – М.: ЭКСМО-Пресс, 2010. – 1008 с.
10. Гвоздев А.Н. Вопросы изучения детской речи. – М.: Просвещение, 2007. – 365с.
11. Гербова В. В. Развитие речи: 2–4 лет: Учебное наглядное пособие для дошкольных образовательных учреждений. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003. – 32 с.
12. Железнякова А.В. Роль загадок в развитии познавательных способностей младших школьников // Наука и образование: новое время. – 2014. – № 4. – С. 617-620.
13. Жукова Н.С., Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. «Логопедия», Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников, АРДЛТД, Екатеринбург, 1999.
14. Золотая коллекция детского сада «Программа развития и обучения дошкольника», «Издательский дом «Нева», С-Петербург», «Олма-Пресс», Москва, 2001.
15. Козырева О. А., Дубешко Н. Б. Лексика, грамматика, связная речь. – М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2009. – 120 с.
16. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е. Левина. – М.: 1968. – 200с.
17. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. – М.: Педагогика, 2007. – Т.1. – 392с
18. Логопедия: учебник для студ. дефектологических факультетов пед. высш. учебн. заведений / Под ред. Л.С. Волковой. - М.: Владос, 2008. - 528 с.
19. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. : Академия, 2002. 452 с.
20. Селиверстов В.И. «Игры в логопедической работе с детьми», «Просвещение», Москва, 1974.
21. Синицына И.Ю., «Буква-озорница», БАЛАСС, Москва, 2004.
22. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В., «Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста», «Айрис Пресс», Москва, 2007.
23. Филичева, Т. Б. Основы логопедии / Т. Б. Филичева, Н. А. Чевелева, Г. В. Чиркина. – М.: Дрофа, 2015. – 254 с
24. Щерба Л. В. Языковая система и речевая деятельность / Щерба Л. В. –КомКнига. 2007. – 148 с.
25. Эльконин, Д.Б. Развитие речи в дошкольном возрасте / Д.Б. Эльконин. – М., 1998. - 215 с.