Сказка как средство духовно- нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дошкольная педагогика
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 20.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Содержание
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты сказки как средство духовно-нравственного воспитания детей 5
1.1 Понятие и функции сказки 5
1.2 Психологические аспекты воздействия сказки на детей 8
1.3 Применение сказок в духовно-нравственном воспитании 12
Глава 2. Опытно-поисковая работа по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста 18
2.1 Диагностическое исследование формирования духовно-нравственного представления у детей старшего дошкольного возраста на материале сказки 18
2.2 Содержание опытно-поисковой работы по формированию духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста на материале сказки 21
Заключение 26
Список литературы 27
Приложения 29

Фрагмент для ознакомления

Роль педагога – отойти от традиционных методов и приемов работы со сказкой (чтение, повествование, пересказ, просмотр программ, мультфильмов и фильмов о сказках) и нестандартно подойти к использованию сказочного материала. Это означает приобщить детей к умению нестандартно мыслить, оригинально воспринимать содержание сказок, отражать его во всех видах деятельности, а также создавать предпосылки для написания собственной сказки.При этом мы учитываем индивидуальные психофизиологические особенности детей; соблюдаем принцип «от простого к сложному»; создаем среду для развития предмета – комфортное пространство в группе. Следует отметить, что с помощью данной разработки работа с народными и авторскими сказками может осуществляться с использованием различных стратегий и организационных форм.Помимо занятий, это могут быть разнообразные игры и упражнения, рисование, лепка, конструирование, творческие задания, предполагающие работу родителей. После рассказа сказок необходимо научиться отвечать на вопросы, связанные с содержанием. После прочтения сказки очень важно правильно сформулировать вопросы, которые помогут детям выделить главное – поступки главных героев, их взаимоотношения и поступки. Правильно заданный вопрос заставляет ребенка думать, размышлять, приходить к правильным выводам, учиться различать добро и зло.Когда я знакомлюсь со сказкой «Морозко», прочитав ее детям, я задаю вопросы: «Что я вам читал, сказку или рассказ? Откуда ты знаешь, что это сказка? Кто тебе в ней понравился? Сказка? Почему? Что такое Мороз? Почему его так зовут?» Ребенок не всегда может увидеть главное в содержании сказки, дать ему правильную оценку – книга открывает ему много неизведанного, и ему трудно все понять. Отсюда и бесконечные вопросы детей. . : «Почему Морозко не заморозил Марфушу?» «Почему она не стала доброй? Иногда трудно сразу ответить на детские вопросы, нужно подумать, что ответить в первую очередь. Постепенно ребенок научится сравнивать не только действия героев сказок, но и также свои собственные, а также действия своих сверстников.Таким образом, беседы с детьми строятся таким образом, что этическое видение приобретает для ребенка конкретное, яркое и живое содержание. Тогда его чувства развиваются более интенсивно. Вот почему важно говорить с детьми о состояниях, о переживаниях героев, о характере их действий, о сознании, о сложности различных ситуаций. В ходе опытно-поисковой работы был разработан тематический план, включающий комплекс занятий на сказочном материале с учетом психолого-педагогических особенностей старших дошкольников. В содержание комплекса курсов по формированию духовно-нравственного воспитания входят художественные, литературные и музыкальные произведения.ЗаключениеСказка является мощным средством духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Ее воспитательная ценность заключается в том, что она способствует формированию нравственных принципов, развитию эмоционального интеллекта и культуры мышления у детей. Через моральные уроки, символику и образы сказок дети учатся различать добро и зло, развивать эмпатию и сострадание, а также принимать правильные жизненные решения.Сказка помогает детям расширять свое воображение, развивать креативное мышление и формировать художественное восприятие мира. Она также способствует формированию у детей навыков социального взаимодействия, укреплению самооценки и уверенности в себе.Таким образом, сказка играет важную роль в процессе воспитания детей старшего дошкольного возраста, помогая им стать нравственными, эмоционально развитыми и гармоничными личностями. Ее уникальные качества делают ее неотъемлемой частью духовно-нравственного образования детей, способствуя их полноценному развитию и формированию жизненно важных ценностей.Кроме того, через сказки дети могут учиться различным жизненным урокам, которые помогут им стать более этичными, ответственными и добрыми людьми. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста имеет огромный потенциал в формировании ценностей, моральных установок и характера у детей. Поэтому важно продолжать использовать сказки в образовательном процессе, уделяя им должное внимание и значимость. Развитие воображения, эмпатии, нравственности и этических принципов через сказки поможет детям стать лучшими версиями себя и успешно взаимодействовать с окружающим миром.Список литературы1. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств. / Н. Г. Евсикова.// Молодой ученый. - 2021. - № 9.1 (247.1). - С. 78-85. 2. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р. М. Кадырова. // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (87). - С. 762-766. 3. Мачнева, Л. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / Л. А. Мачнева. // Молодой ученый. - 2022. - № 3 (62). - С. 963-964. 4. Стрекалова, С. М. Влияние сказок на нравственное воспитание детей./ С. М. Стрекалова. // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 563-565. Электронные ресурсы5. Абдуллина Л.Р. Сказка как средство нравственного воспитания обучающихся. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya (дата обращения: 16.03.2024).6. Абрамова Г.А. Сказка - одно из средств развития духовно-нравственной культуры детей. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-odno-iz-sredstv-razvitiya (дата обращения: 16.03.2024).7. Богуславская, Н.Е. Значение слова в восприятии младших школьников и принципы сопоставления учебного словаря. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006910609 (дата обращения: 16.03.2024).8. Бондаренко О.Н. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo (дата обращения: 16.03.2024).9. Ветлугина Н.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001352258 (дата обращения: 16.03.2024).10. Иванушкина Н.В. Народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-skazka-kak-sredstvo (дата обращения: 16.03.2024).11.Концепция духовно-нравственного воспитания личности Гражданина России. - URL: https://loktkom.ucoz.ru/Vseobuch/koncepcija_dukhovno (дата обращения: 16.03.2024).12. МАДОУ Детский сад № 322 - URL: https://madou322.ru/?ysclid=ltsvwe1vug235144191 (дата обращения: 16.03.2024).13. Методика «Незаконченный рассказ» Урунтаевой Г.А. Афонькиной Ю.А. - URL: https://solnyshko4.hmansy.prosadiki.ru/media (дата обращения: 16.03.2024). 14. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». - URL: https://doshkolniki.org/images/obrazovanie/programma (дата обращения: 16.03.2024).15. ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 16.03.2024).16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. - URL: https://moyooh23.ucoz.ru (дата обращения: 16.03.2024).ПриложенияПриложение 1Таблица 1 - Критерии и показатели формирования нравственных представленийКритерииПоказателиКогнитивныйЗнание правил и норм поведенияПредставление детей о нравственных чувствах и эмоциях (доброта, щедрость, хорошие и плохие поступки)МотивационныПонимание необходимости быть воспитаннымНаличие у детей представлений об определенных моральных качествах, которые зачастую определяют их нравственное поведение; способность взрослых концентрироваться на этических чувствах, укреплять добрую волю мира и отзывчивость к критически настроенным другим людям.ПоведенческийУмение использовать знания норм поведения в практической деятельности, поступает согласно нравственнымнаормам, способность; осознанность собственное поведениеТаблица 2 - Результаты исследования сформированности нравственных представлений у старших дошкольников на констатирующем этапеФИУровеньконитывныймотивационныйповеденческийобщий баллуровниКатя П.3339ВысокийОлег Н.3339ВысокийСаша П.3339ВысокийРоман Д.2226СреднийОля Ч.2226СреднийПетя Г.2226СреднийВаня Т.2226СреднийИра О.3236СреднийСергей К.3329ВысокийАня В.3329ВысокийЖеня Т.2226СреднийДима С.2226СреднийПаша О.2226НизкийНикита Е.1113ВысокийКоля С.3326СреднийПриложение 2Таблица 3 - Уровни формирования нравственных представлений у детей старшего дошкольного возрастаКогнитивный критерийнизкийсреднийвысокийребенок не знает понятий нравственные чувства и эмоции доброта, щедрость, хорошие и плохие поступкис помощью взрослого он акцентирует внимание на нравственных чувствах, нравственных чувствах и эмоциях (доброте, щедрости, хороших и плохих поступках).имеет представления о нравственных чувствах и эмоциях (доброта, щедрость, хорошие и плохие поступки)Мотивационный критерийон не умеет ориентироваться, ориентироваться на нравственные чувства, не проявляет отзывчивости, доброжелательности.с помощью взрослого ориентируется на нравственные чувства, не всегда проявляет отзывчивость и доброжелательность.ребенок умеет ориентироваться в моральных качествах, всегда проявляет доброту и отзывчивость к другимПоведенческий критерийОн не пользуется знаниями о нормах и не осознает норм собственного поведения.он не всегда пользуется знаниями о нормах поведения, не всегда осознает нормы собственного поведенияребенок использует знания о нормах поведения, осознает нормы собственного поведенияРис. 1. Уровень сформированности нравственных представлений дошкольников на констатирующем этапеПриложение 3Тематический план занятий нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста «По тропинкам сказок»Тема занятияОбразовательные задачи занятияСодержательное наполнение занятияМетодическое обоснование занятияВиды деятельности детейПредполагаемый результат«Сказка от начала начинается, до конца читается, в середке не перебивается»Воспитательная задача: учить анализировать поступки героев. Развивающая задача: развивать желание совершать положительные поступки и поступки. Воспитательная задача: воспитывать хорошие качества посредством сказки.Визуальная составляющая: Репродукция картины Васнецова «Аленушка» Литературная составляющая: Художественное чтение сказки «Сестрица Аленушка и братец Иванушка» (волшебная сказка) Музыкальная составляющая: Русские народные песни «Ветер, Солнце и Орел», «Твоя Неразрезанная» луг"Беседа о сказке Пальчиковая гимнастика Физкультминутка Выполнение творческой работы (рисование образа Аленушки) Анализ деятельности детейПознавательная деятельность. Игровая деятельность. Изобразительная деятельность (рисование). Продуктивная деятельностьчерез рисунок передают настроение главной героиниЧтение художественной литературы. «Заяц-хвастун» (рус.нар. сказка в обраб. О.КапицыВоспитательная задача - научить анализировать литературные образы и выражать свое отношение к ним. Развивающая задача – способствовать развитию распознавания положительных и отрицательных персонажей. Воспитательная задача – воспитать доброжелательность; формировать представления о добреВизуальная составляющая: Слайд-шоу с иллюстрациями по мотивам сказки «Заяц-хвастун». Литературная составляющая: Мистика. Русская народная сказка «Заяц-хвастун». Музыкальная составляющая: «Зайчики на лужайке».1. Беседа о содержании сказки. 2. Дыхательная гимнастика 3. Физическая культура 4. Выполнение творческой работы (рисование) 4. Анализ деятельности детейПознавательная деятельность. Игровая деятельность. Изобразительная деятельность (рисование). Продуктивная деятельностьСамостоятельно определить идею, создать собственный выразительный образ героя.Знакомство со сказкой «Гуси – лебеди»Воспитательная задача – научить детей анализировать действия героев. Развивающая задача – развить умение оценивать поведение и поступки героев сказки,Воспитательная задача Воспитывать добры качества через сказкуЗрительный компонент: Иллюстрации к сказке «Гуси улетают» Литературный компонент: Сказка «Гуси-лебеди» Пословица: «Придет беда – ума не купишь» Музыкальная составляющая: П.И. Чайковский «Детский альбом».1. Беседа о сказке 2. Технологические приемы освоения техники аппликации природного материала. 3. Выполнение творческой работы. 4. Рефлексия (разговор с детьми об изученном материале).Познавательная деятельность. Игровая деятельность. Изобразительная деятельность (приложение). Продуктивная деятельностьСовершенствовать умение детей создавать композицию из отдельных деталейЗнакомство с русской народной сказкой «Морозко»Воспитательная задача – научить видеть хорошее и плохое в поступках героев. Развивающая задача – развить умение оценивать поведение и поступки героев сказки. Воспитательная задача - воспитать посредством сказки такие нравственные качества, как щедрость.Визуальная составляющая: Слайд-шоу с иллюстрациями по мотивам сказки «Морозко». Литературная составляющая: Сказка «Морозко». Стихотворение А.С.Пушкина «Вот север тучи догоняет...» Музыкальная составляющая: «Русская народная песня» в записи П.И. Чайковский «Песня о Леле» из оперы «Снегурочка».1. Беседа о содержании сказки. 2. Дидактическая игра 3. Физкультминутка 4. Выполнение творческой работы (рисование пластилином «Владения Морозко») 4.Анализ деятельности детейПознавательная деятельность. Игровая деятельность. Изобразительная деятельность (рисование). Продуктивная деятельностьДети умеют различать следующие понятия: трудолюбие – лень, послушание – своеволие, вежливость – грубость. Дети знают значение незнакомых слов: падчерица, хворост, базар, кованый сундук, красная девица. Умеют соотносить музыкальные фрагменты с характерами персонажей.«Волшебное путешествие в зимнюю сказку».Воспитательная задача – дать детям представление о необходимости дружбы, взаимопонимания и согласия между людьми. Развивающая задача – развивать чувство взаимопомощи. Воспитательная задача – научить детей дружить, мирно и последовательно выполнять общее дело.Визуальная составляющая: Иллюстрации животных, показ сказки на фланеографе. Литературная составляющая: Сказка «Зимовья зверей». Пословица: «Согласием никто не одолеет» Музыкальная составляющая: «Русская народная песня» по образцу Н. Римского-Корсакова «Младший гулял по борочке»1. Просмотр сказки и обсуждение увиденного 2. Игра «Сравни героев сказки» 3. Лепка «Животные» 4. РефлексияПознавательная деятельность. Игровая деятельность. Изобразительная деятельность (лепка). Продуктивная деятельностьДети могут называть имена друзей, могут работать коллективно, самостоятельно выбирать пару для работы.


1. Евсикова, Н. Г. Народные сказки как средство воспитания нравственных качеств. / Н. Г. Евсикова.// Молодой ученый. - 2021. - № 9.1 (247.1). - С. 78-85.
2. Кадырова, Р. М. Нравственное воспитание детей в условиях детского сада: его составляющие, принципы, направления, средства и методы / Р. М. Кадырова. // Молодой ученый. - 2021. - № 7 (87). - С. 762-766.
3. Мачнева, Л. А. Народная сказка как средство нравственного воспитания детей младшего школьного возраста / Л. А. Мачнева. // Молодой ученый. - 2022. - № 3 (62). - С. 963-964.
4. Стрекалова, С. М. Влияние сказок на нравственное воспитание детей./ С. М. Стрекалова. // Молодой ученый. - 2020. - № 22 (312). - С. 563-565.
Электронные ресурсы
5. Абдуллина Л.Р. Сказка как средство нравственного воспитания обучающихся. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-nravstvennogo-vospitaniya (дата обращения: 16.03.2024).
6. Абрамова Г.А. Сказка - одно из средств развития духовно-нравственной культуры детей. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-odno-iz-sredstv-razvitiya (дата обращения: 16.03.2024).
7. Богуславская, Н.Е. Значение слова в восприятии младших школьников и принципы сопоставления учебного словаря. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01006910609 (дата обращения: 16.03.2024).
8. Бондаренко О.Н. Сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/skazka-kak-sredstvo-duhovno-nravstvennogo (дата обращения: 16.03.2024).
9. Ветлугина Н.А. Воспитание и обучение детей шестого года жизни. - URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01001352258 (дата обращения: 16.03.2024).
10. Иванушкина Н.В. Народная сказка как средство духовно-нравственного воспитания дошкольников. - URL: https://cyberleninka.ru/article/n/narodnaya-skazka-kak-sredstvo (дата обращения: 16.03.2024).
11.Концепция духовно-нравственного воспитания личности Гражданина России. - URL: https://loktkom.ucoz.ru/Vseobuch/koncepcija_dukhovno (дата обращения: 16.03.2024).
12. МАДОУ Детский сад № 322 - URL: https://madou322.ru/?ysclid=ltsvwe1vug235144191 (дата обращения: 16.03.2024).
13. Методика «Незаконченный рассказ» Урунтаевой Г.А. Афонькиной Ю.А. - URL: https://solnyshko4.hmansy.prosadiki.ru/media (дата обращения: 16.03.2024).
14. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство». - URL: https://doshkolniki.org/images/obrazovanie/programma (дата обращения: 16.03.2024).
15. ФГОС ДО https://fgos.ru/fgos/fgos-do (дата обращения: 16.03.2024).
16. Щуркова Н.Е. Программа воспитания. - URL: https://moyooh23.ucoz.ru (дата обращения: 16.03.2024).