Особенности самооценки и самоотношения спортсменов
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 31 + 31 источник
- Добавлена 21.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА 6
1.1. Проблема стресса в профессиональной деятельности 6
1.2. Стрессоустойчивость и «копинг-стратегии» преодоления стресса 10
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ КОПИНГ-СТРАТЕГИЙ ПРЕОДОЛЕНИЯ СТРЕССА В СПОРТИВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 16
2.1. Анализ особенностей спорта с точки зрения стрессогенности на примере спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта 16
2.2. Анализ особенностей копинг-стратегий у спортсменов, занимающихся экстремальными видами спорта 18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 27
Это влияет на адекватность принимаемых решений в экстремальных и часто опасных для жизни и здоровья ситуациях спортивной деятельности [27].В статье С.В. Коногорской говорит о том, что экстремальные и традиционные виды спорта отличаются между собой. Так, соревновательность в экстремальном спорте имеет второстепенное значение; спортивные разряды и звания во многих видах экстремального спорта не присваиваются. Автор выделяет такие особенности экстремальных видов спорта как:характер спортивной деятельности (более индивидуальный, несоревновательный в экстремальных видах спорта); внешняя регламентация, наличие правил (отсутствие жесткой регламентации в экстремальном спорте); мотивация (приключенческая).Одной из ведущих характеристик спортсменов-экстремалов, по мнению автора, должна быть высокая степень стрессоустойчивости. Деятельность спортсменов в экстремальном спорте протекает в параэкстремальных и экстремальных условиях, поэтому очень важен высокий адаптационный потенциал организма. При этом профессиональный рост спортсменов будет обязательно связан с повышением уровня напряжения и риска, т. е. с проявлением «неадаптивной активности». При изучении особенностей совладания со стрессом у спортсменов-экстремалов мужского пола автор заключает, что для них характерны индивидуализм, самостоятельность, доминантность, склонность игнорировать социальные условности, действовать на грани общепринятых правил. В общении они непринужденны и прямолинейны, доброжелательны.Им свойственны мечтательность, романтическое отношение к жизни, стремление не замечать ее плохих сторон [13].В.Н. Пушкина, А.Н. Зелянина, Н.В. Оляшев, С.Ю. Размахова, А.В. Циниссчитают, что спортсмены-экстрмалы характеризуются высокой социальной активностью, выраженной потребностью в общении, стремлением к доверительно-откровенному взаимодействию с людьми, высоким уровнем самокритичности и маскулинным типом поведения. Им свойственна более высокая устойчивость к стрессу, более высокий уровень физической и психоэмоциональной устойчивости, скорости эмоциональной сферы, более высокие адаптивные возможности в сравнении с респондентами контрольной группы. Полученные данные, можно объяснить тем, что именно выше перечисленные качества помогают спортсмену – экстремалу молниеносно принимать решения, точно выполнять действия, что дает возможность выжить в условиях экстремальной среды, которая предъявляет чрезвычайно высокие требования к личности не только в физическом, но и в психологическом плане [25].Таким образом, занятия спортом в целом и, особенности, занятия экстремальными видами спорта приводи к тому, что формируется ряд особенностей в части копинг-поведения. В случае со спортсменами-экстремалами такое поведение часто более выражено. При этом специалисты не имеют единого мнения по поводу спектра копинг-стратегий таких спортсменов. Имеющиеся исследования показывают, что они более уверены в себе, агрессивны, часто идут на конфрантацию, им в большей степени свойственен самоконтроль. ЗАКЛЮЧЕНИЕСовременные исследования показали, что спортсмены подвергаются повышенному риску проблем с психическим здоровьем, отчасти из-за интенсивных нагрузок, с которыми они сталкиваются во время своей спортивной карьеры, включая спортивные (например, травмы, давление при выполнении) и неспортивные (например, тяжелая утрата, жестокое обращение) стрессоры. Спортсмены обычно испытывают стрессы, связанные с их спортивной организацией, чаще, с большей интенсивностью и в течение более длительного времени, чем спортсмены, соревнующиеся на более низких уровнях. Во время повышенного стресса спортсмены, по-видимому, более подвержены депрессии и беспокойству. Более того, хотя некоторые ученые предполагают, что распространенность психиатрической симптоматики у спортсменов аналогична распространенности среди населения в целом, спортсмены могут не распознавать, не признавать или не искать поддержки в связи со своими проблемами психического здоровья.Таким образом, растущая распространенность психических расстройств среди спортсменов в сочетании с сокрытием таких заболеваний предполагают, что крайне важно выявлять спортсменов из группы риска для обеспечения своевременного доступа к лечению. Несмотря на растущий интерес к теме, исследователям еще предстоит четко определить факторы, влияющие на психическое здоровье и благополучие спортсменов.Доказано, что фактором, влияющим на спортивные результаты, является то, как спортсмены справляются со стрессорами, с которыми они сталкиваются. Было показано, что способность спортсмена справляться со стрессом важна для успеха в спорте. Основной основой, принятой исследователями, является когнитивно–мотивационно–реляционная теория стресса и совладанияЛазаруса. Согласно этой концепции, оценка факторов стресса, совладание и последствий рассматриваются как динамичный и рекурсивный процесс между человеком и его окружением. В частности, человек оценивает события с помощью первичной (что-то поставлено на карту) и вторичной (доступные варианты совладания в связи с событием) оценок. После оценки события как стрессового человек вызывает добровольную реакцию совладания, чтобы справиться со стрессом. Было определено, что совладающие реакции подразделяются на три общих измерения более высокого порядка – стратегии, направленные на изменение стрессовой ситуации, стратегии регулирования эмоций, связанных со стрессовой ситуацией, физические или когнитивные усилия по отключению от стрессора. Особую группу спортсменов составляют спортсмены, которые занимаются экстремальными видами спорта.К экстремальным видам спорта относят активную спортивную деятельность, связанную с реальной опасностью для человека. Кроме экстремального спорта существует экстремальная или параэкстремальная деятельность, в рамках которой все виды спорта ориентированы на достижение высоких результатов. Главной особенностью подобной деятельности наряду с околопредметным напряжением выступает риск. Втаком спорте ситуация экстремального характера имеет ряд обусловленных факторов – высокий уровень концентрации внимания, жесткие требования и условия при отборе в группу спортсменов на этапе предсоревновательной подготовки, опасные условия, ограничения в контексте тренировочного режима, большие психологические и физические нагрузки.Как следствие, к спортсменам, которые занимаются экстремальными видами спорта предъявляются особые требования с точки зрения стрессоустойчивости, формирования надлежащего типа копинг-стратегий. В целом отмечается, что совладающее поведение спортсменов-экстремалов связано с высоким уровнем агрессии, самоконтроля, планирования, требовательности к своей деятельности, к ее результатам. Это связано с тем, что таким спортсменам необходимо контролировать не только свои действия, но и стихию, обстоятельства вокруг себя. Важным аспектом таких видов спорта является необходимость снижать риски потери здоровья, жизни до минимально возможных значений, что также требует большей четкости и сосредоточенности в своих действиях. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАбрамова В.В. Пути преодоления стресса спортсменами в спортивной соревновательной деятельности / В.В. Абрамова, Ю.А. Иванькова // Научный результат. Педагогика и психология образования, 2016. – Т. 2. – № 4 (10). – С. 70-76.Азимова С.Ф. К. «Копинг-стратегия» и «копинг-поведение» подростков / С.Ф.К. Азимова // Academy, 2020. – № 12 (63). – С. 113-116.АлешичеваА.В. Психологическое здоровье спортсменов-профессионалов, занимающихся экстремальными видами спорта / А.В. Алешичева // СибСкрипт, 2016. – № 3 (67). – С. 38-44.Аскарова Г. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуацих / Г. Аскарова, Э.З. Усманова // Scientificprogress, 2021. – Т. 1. – № 5. – С. 308-316.Афанасьева Ю.А. Психологическая специфика копинг-поведения мужчин и женщин / Ю.А. Афанасьева // RussianJournalofEducationandPsychology, 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 6-11.Байраммырадов Д. Влияние экстремальных видов спорта на психологическое состояние и адаптацию организма к стрессу / Д. Байраммырадов, Б. Маметниязов, В. Ходжомырадов // Всемирный ученый, 2024. – Т. 1. – № 19. – С. 307-312.ГабельковаО.Е. Проявление факторов стресса в разных видах спорта / О.Е. Габелькова // Pedagogics, psychology, medical-biologicalproblemsofphysicaltrainingandsports, 2009. – № 1. – С. 38-42.Деева О.С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики / О.С. Деева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2019. – № 14. – С. 140-146.ДолбышевА.В. Нейрофизиологические механизмы стресса / А.В. Долбышев // StudNet. – 2020. – Т. 3. – № 7. – С. 163-167.Есетова А.Е. Особенности эмоционально-направленныхкопинг-стратегий / А.Е. Есетова, М.В. Мун // Научный журнал, 2020. – № 5 (50). – С. 46-49.Ильина В.В. Особенности копинг-поведения студентов, склонных к интернет-зависимости / В.В. Ильина // Коллекция гуманитарных исследований, 2019. – № 5 (20). – С. 27-34.Киреева М.В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий / М.В. Киреева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2011. – №18 (113). – С. 28-293.КоногорскаяС.А. Индивидуально-психологические особенности юношей, занимающихся экстремальными видами спорта / С.А. Коногорская // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки, 2022. – № 1. – С. 116-130.КорытоваГ.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект / Г.С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2013. № 5 (133). – С. 175-181.КочуровМ.Г. Связь копинг-стратегии с локусом контроля / М.Н. Кочуров // Международный научно-исследовательский журнал, 2020. – № 1-2 (91). – С. 40-43.Куликова Е.А. Стрессы в профессиональной деятельности: причины возникновения и пути преодоления / Е.А. Куликова // Концепт, 2019. – № 10. – С. 8-8.Лунева П.Д. Копинг-поведение при социальных фобиях / П.Д. Лунева, В.А. Абабков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2023. – Т. 13. – № 2. – С. 147-163.МаклаковА.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583 c.МакуринаА.П. Клинико-социальные последствия профессионального стресса / А.П. Макурина, С.В. Шпорт, М.С. Московская // Российский психиатрический журнал. – 2019. – № 2. – С. 11-16Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.В. Михеева // Полилингвиальность и транскультурные практики, 2010. – № 2. – С. 82-87НугмановД.Г. Исследование стресс-реакций и внешних факторов стресса в спортивной деятельности (теоретические и практические аспекты) / Д.Г. Нугманов // Акмеология, 2019. – №1 (69). – С. 48-54.Панкратова И.А. Влияние копинг-стратегий на мотивацию у спортсменов-профессионалов / И.А. Панктатова // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. – Т. 9. – № 4. – С. 25.Патофизиология: курс лекций: учеб.пособие / под ред. Г.В. Порядина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 592 с.Попова В.В. Стресс и совладание в спорте в свете теории интегральной индивидуальности / В.В. Попова // Теория и практика общественного развития, 2011. – № 8. – С. 143-145.Пушкина В.Н. Индивидуально-психологические характеристики лиц, занимающихся экстремальными видами спорта / В.Н. Пушкина, А.Н. Зелянина, Н.В. Оляшев, С.Ю. Размахова, А.В. Цинис // Мир науки, 2016. – Т. 4. – № 3. – С. 50-61.РастегняеваО.А. Профессиональный стресс и рекомендации по борьбе с ним / О.А. Растегняева, Е.В. Терелецкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021. – № 6-2. – С. 48-50.Смирнова М.В. Исследование склонности к риску спортсменов экстремальных видов спорта в зависимости от уровня вистимности / М.В. Смирнова, Ю.Г. Касперович, Т.С. Максимова // Вестник Московского университета МВД России, 2020. – № 7. – С. 334-346.Субботин С.В. Устойчивость к психологическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.01 – Пермь, 1992. – 12 сСуховей А.В. Копинг-ресурсы и копинг-стратегии как единой системы воздействия в поведении личности / А.В. Суховей, С.В. Коваленко, Е.Н. Носов // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 58-1. – С. 363-368.ЦерковскийА.Л. Современные взгляды на копинг-проблему / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета, 2006. – Т. 5. – № 3. – С. 112-121.ЦерковскийА.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ, 2011. – №1. – С. 6-19.
2. Азимова С.Ф. К. «Копинг-стратегия» и «копинг-поведение» подростков / С.Ф.К. Азимова // Academy, 2020. – № 12 (63). – С. 113-116.
3. Алешичева А.В. Психологическое здоровье спортсменов-профессионалов, занимающихся экстремальными видами спорта / А.В. Алешичева // СибСкрипт, 2016. – № 3 (67). – С. 38-44.
4. Аскарова Г. Основные подходы к изучению копинг-стратегий в трудных жизненных ситуацих / Г. Аскарова, Э.З. Усманова // Scientific progress, 2021. – Т. 1. – № 5. – С. 308-316.
5. Афанасьева Ю.А. Психологическая специфика копинг-поведения мужчин и женщин / Ю.А. Афанасьева // Russian Journal of Education and Psychology, 2019. – Т. 10. – № 4. – С. 6-11.
6. Байраммырадов Д. Влияние экстремальных видов спорта на психологическое состояние и адаптацию организма к стрессу / Д. Байраммырадов, Б. Маметниязов, В. Ходжомырадов // Всемирный ученый, 2024. – Т. 1. – № 19. – С. 307-312.
7. Габелькова О.Е. Проявление факторов стресса в разных видах спорта / О.Е. Габелькова // Pedagogics, psychology, medical-biological problems of physical training and sports, 2009. – № 1. – С. 38-42.
8. Деева О.С. Причины профессионального стресса и методы его профилактики / О.С. Деева // Ученые записки Тамбовского отделения РоСМУ. – 2019. – № 14. – С. 140-146.
9. Долбышев А.В. Нейрофизиологические механизмы стресса / А.В. Долбышев // StudNet. – 2020. – Т. 3. – № 7. – С. 163-167.
10. Есетова А.Е. Особенности эмоционально-направленных копинг-стратегий / А.Е. Есетова, М.В. Мун // Научный журнал, 2020. – № 5 (50). – С. 46-49.
11. Ильина В.В. Особенности копинг-поведения студентов, склонных к интернет-зависимости / В.В. Ильина // Коллекция гуманитарных исследований, 2019. – № 5 (20). – С. 27-34.
12. Киреева М.В. Стрессоустойчивость как компонент культуры человекоориентированных профессий / М.В. Киреева // Научные ведомости БелГУ. Серия: Гуманитарные науки, 2011. – №18 (113). – С. 28-293.
13. Коногорская С.А. Индивидуально-психологические особенности юношей, занимающихся экстремальными видами спорта / С.А. Коногорская // Вестник Государственного университета просвещения. Серия: Психологические науки, 2022. – № 1. – С. 116-130.
14. Корытова Г.С. Эмоциональное выгорание в профессиональной педагогической деятельности: защитно-совладающий аспект / Г.С. Корытова // Вестник Томского государственного педагогического университета, 2013. № 5 (133). – С. 175-181.
15. Кочуров М.Г. Связь копинг-стратегии с локусом контроля / М.Н. Кочуров // Международный научно-исследовательский журнал, 2020. – № 1-2 (91). – С. 40-43.
16. Куликова Е.А. Стрессы в профессиональной деятельности: причины возникновения и пути преодоления / Е.А. Куликова // Концепт, 2019. – № 10. – С. 8-8.
17. Лунева П.Д. Копинг-поведение при социальных фобиях / П.Д. Лунева, В.А. Абабков // Вестник Санкт-Петербургского университета. Психология, 2023. – Т. 13. – № 2. – С. 147-163.
18. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер, 2016. – 583 c.
19. Макурина А.П. Клинико-социальные последствия профессионального стресса / А.П. Макурина, С.В. Шпорт, М.С. Московская // Российский психиатрический журнал. – 2019. – № 2. – С. 11-16
20. Михеева А.В. Стрессоустойчивость: к проблеме определения / А.В. Михеева // Полилингвиальность и транскультурные практики, 2010. – № 2. – С. 82-87
21. Нугманов Д.Г. Исследование стресс-реакций и внешних факторов стресса в спортивной деятельности (теоретические и практические аспекты) / Д.Г. Нугманов // Акмеология, 2019. – №1 (69). – С. 48-54.
22. Панкратова И.А. Влияние копинг-стратегий на мотивацию у спортсменов-профессионалов / И.А. Панктатова // Мир науки. Педагогика и психология, 2021. – Т. 9. – № 4. – С. 25.
23. Патофизиология: курс лекций: учеб. пособие / под ред. Г.В. Порядина. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 592 с.
24. Попова В.В. Стресс и совладание в спорте в свете теории интегральной индивидуальности / В.В. Попова // Теория и практика общественного развития, 2011. – № 8. – С. 143-145.
25. Пушкина В.Н. Индивидуально-психологические характеристики лиц, занимающихся экстремальными видами спорта / В.Н. Пушкина, А.Н. Зелянина, Н.В. Оляшев, С.Ю. Размахова, А.В. Цинис // Мир науки, 2016. – Т. 4. – № 3. – С. 50-61.
26. Растегняева О.А. Профессиональный стресс и рекомендации по борьбе с ним / О.А. Растегняева, Е.В. Терелецкова // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2021. – № 6-2. – С. 48-50.
27. Смирнова М.В. Исследование склонности к риску спортсменов экстремальных видов спорта в зависимости от уровня вистимности / М.В. Смирнова, Ю.Г. Касперович, Т.С. Максимова // Вестник Московского университета МВД России, 2020. – № 7. – С. 334-346.
28. Субботин С.В. Устойчивость к психологическому стрессу как характеристика метаиндивидуальности учителя: автореферат дис. … кандидата психологических наук: 19.00.01 – Пермь, 1992. – 12 с
29. Суховей А.В. Копинг-ресурсы и копинг-стратегии как единой системы воздействия в поведении личности / А.В. Суховей, С.В. Коваленко, Е.Н. Носов // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 58-1. – С. 363-368.
30. Церковский А.Л. Современные взгляды на копинг-проблему / А.Л. Церковский // Вестник Витебского государственного медицинского университета, 2006. – Т. 5. – № 3. – С. 112-121.
31. Церковский А.Л. Современные взгляды на проблему стрессоустойчивости / А.Л. Церковский // Вестник ВГМУ, 2011. – №1. – С. 6-19.