«Развитие самоконтроля у воспитанников четырех-пяти лет посредством игр-тренингов психо-мышечной релаксации и концентрации»
Заказать уникальную курсовую работу- 32 32 страницы
- 35 + 35 источников
- Добавлена 21.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические особенности развития самоконтроля у детей среднего дошкольного возраста 6
1.1. Понятие и сущность самоконтроля 6
1.2. Возрастные особенности развития детей 4 -5 лет 10
1.3. Роль игрового тренинга в развитии самоконтроля детей 14
Выводы по главе 1 18
Глава 2. Методические особенности развития самоконтроля у детей среднего дошкольного возраста посредством игр-тренингов 19
2.1. Особенности проведения игр-тренингов 19
2.2. Разработка игр-тренингов психомышечной релаксации и концентрации 22
Выводы по главе 2 26
Заключение 27
Список использованных источников и литературы 29
Важно помочь детям научиться контролировать свои эмоции, повысить уровень концентрации и улучшить психомышечную релаксацию. Поэтому в данном параграфе мы разработали игры-тренинги психомышечной релаксации и концентрации, направленные на развитие самоконтроля детей среднего дошкольного возраста.Игра «Прогулка в лесу».Цель: развитие воли, самоконтроля, координации движений, внимания и воображения.Описание игры: Детям предлагается прогуляться по воображаемому лесу. Дети повторяют движения воспитателя: идут тихо, на цыпочках, чтобы не разбудить медведя, перешагивают через валежник, боком идут по узкой тропинке, окруженной крапивой, осторожно наступают на шаткий мостик, перекинутый через ручей, прыгают по кочкам в болоте, наклоняются, собирая грибы и цветы, тянутся вверх за орехами и пр.Игра «Покажи явление».Цель: развитие произвольности, самоконтроля, эмоциональной выразительности и воображения.Описание игры: воспитатель и дети перечисляют приметы осени: дует ветер, качаются деревья, опадают листья, идет дождь, образуются лужи.Воспитатель показывает движения, соответствующие этим явлениям:«Ветер дует» — дует, вытянув губы.«Деревья качаются» — покачивает вытянутыми вверх руками.«Листья падают» — выполняет плавные движения руками сверху вниз.«Идет дождь» — совершает небольшие движения руками сверху вниз.«Появляются лужи» — смыкает руки в кольцо перед собой.Когда дети запомнят показанные движения, объясняются правила игры: пока играет музыка, дети бегают и танцуют, как только музыка прекращается, дети останавливаются и слушают, какое явление называет воспитатель. Дети должны выполнять движения, соответствующие этому явлению.Игра «Раз, два, три – говори!»Цель: развитие воли и самоконтроля, внимания и памяти.Описание игры: Дети садятся на стулья. Перед ними стоит мольберт, на котором установлена небольшая доска (или прикреплен большой лист плотной бумаги).Воспитатель рисует морское побережье, волны, чаек и пароход. Затем подзывает одного из детей и шепчет ему, чтобы он дополнил рисунок (изобразить облако, камешек на берегу, еще одну птицу и т.п.).Мольберт переворачивается, вызванный ребенок выполняет инструкции и рисунок снова показывается детям.Воспитатель предлагает детям определить, какая новая деталь появилась на картине, и назвать ее, но только после подачи команды: «Раз, два, три – говори!».Все дети постепенно дополняют картинку.Игра «Запретное движение».Цель: развитие воли, самоконтроля и внимания, снятие психоэмоционального напряжения.Описание игры: Дети становятся полукругом напротив воспитателя.Воспитатель говорит: «Я покажу разные движения. Вы повторяете все движения, кроме одного».Сначала воспитатель показывает различные движения (например, руки вверх, в стороны и т. д.). Дети повторяют их.Затем воспитатель называет и показывает «запрещенные» движения (например, прыжки), которые дети не должны повторять.Подается сигнал к началу игры. Дети повторяют все движения воспитателя, кроме «запрещенных».Ошибки обычно вызывают сильные эмоциональные реакции и смех, но выводить детей из игры не следует.Игра «Знаешь ли ты цифры?»Цель: развитие произвольности и самоконтроля.Описание игры:Воспитатель говорит: «Давайте проверим, знаете ли вы цифры. Вы должны отвечать хором, но только после моей команды».Воспитатель рисует в воздухе цифру и через некоторое время подает команду: «Говори!» Дети отвечают хором.Игра «Съедобное – несъедобное».Цель: развитие воли, самоконтроля и слухового внимания.Описание игры: Дети выстраиваются в шеренгу. Воспитатель берет мяч и становится лицом к детям. (Расстояние между воспитателем и детьми – 5 шагов.)Воспитатель, называющий предмет, бросает мяч детям по одному. Если прозвучало название съедобного предмета, ребенок ловит мяч, а если несъедобного – отталкивает его. Когда задание выполнено правильно, ребенок делает шаг вперед. Кто первым доберётся до педагога, тот становится ведущим. Игра повторяется.Игра «Костер». Цель: формирование внимания и произвольной регуляции собственной деятельности. Описание игры: Дети садятся на ковер вокруг «огня» и выполняют соответствующую команду воспитателя. По команде «горячо» дети должны отодвинуться от костра, по команде «руки замерзли» — протянуть руки к «костру», по команде ой, какой большой костер» - встать и махать руками, по команде «искры полетели» - хлопать в ладоши.Таким образом, разработанные игры-тренинги психомышечной релаксации и концентрации являются эффективным способом развития самоконтроля у детей среднего дошкольного возраста. Данные игры способствуют формированию важных навыков управления своими эмоциями и поведением, что в дальнейшем будет полезно в повседневной жизни ребенка. Выводы по главе 2Важной составляющей педагогической работы является проведение педагогических игр-тренингов с целью развития самоконтроля у детей среднего дошкольного возраста. Основная цель игр-тренингов – помочь ребенку выразить свои переживания наиболее приемлемым для него способом – через игру, а также проявить творческую активность при решении сложных жизненных ситуаций.Чтобы у ребенка развивались навыки самоконтроля в ходе игровых тренингов, педагог должен привить ему целеустремленность, увлеченность делом и стремление достичь не какого-либо результата, а желаемого результата. Цель должна быть ясной и эмоционально привлекательной.В работе с дошкольниками групповое занятие не должно превышать по продолжительности25-30 минут с детьми среднего дошкольного возраста. Периодичность занятий составляет, как правило, 2-3 раза в неделю.Само тренинговое занятие традиционно включает в себя следующие элементы: приветствие, вводный этап, основное содержание, рефлексию по поводу данного занятия, упражнение/игру прощания.В процессе игр-тренинговвоспитатель должен быть активным участником, создавать приятную атмосферу, поощрять и поддерживать детей.Так как мы выявили эффективность проведения игр-тренингов в развитии самоконтроля дошкольников, в параграфе 2.2. мы разработали игры психомышечной релаксации и концентрации.Данные игры способствуют формированию важных навыков управления своими эмоциями и поведением, что в дальнейшем будет полезно в повседневной жизни ребенка. ЗаключениеВ современном обществе все большее внимание уделяется развитию психологических навыков у детей уже с самого раннего возраста. Одним из важных аспектов является развитие самоконтроля у детей в возрасте четырех-пяти лет. Самоконтроль — это процесс контроля и регулирования своих собственных действий, поведения, мыслей или эмоций без внешнего вмешательства. Это способность оценивать себя и свои действия, чтобы достичь поставленных целей или поддерживать определенный уровень стандартов.Способность контролировать свои эмоции, поступки и поведение является важным элементом успешного развития ребенка как личности. Для достижения этой цели могут быть использованы различные методы и приемы, включая игровые тренинги психомышечной релаксации и концентрации.Игровые тренинги позволяют детям не только развивать навыки самоконтроля, но и укреплять связь между телом и разумом. В ходе игровых занятий дети учатся осознанно контролировать свои движения, дыхание и эмоции, что способствует улучшению их саморегуляции. Психомышечная релаксация помогает снять стресс и напряжение, а игры-тренинги по концентрации улучшают способность фокусировать внимание.В результате регулярных игровых тренингов дети улучшают свои навыки самоконтроля и становятся более уравновешенными и спокойными. Они учатся осознавать свои эмоции и управлять ими, что позволяет им эффективнее взаимодействовать с окружающими и решать возникающие проблемы. Кроме того, развитие самоконтроля способствует улучшению памяти, внимания и учебных результатов детей.Таким образом, игровые тренинги являются эффективным инструментом для развития самоконтроля у детей в возрасте четырех-пяти лет. Эти занятия помогают детям освоить важные навыки регуляции своих эмоций и поведения, что способствует формированию устойчивой и гармоничной личности. Применение данного метода не только способствует улучшению психологического благополучия детей, но и способствует успешнойадаптации в современном обществе.Список использованных источников и литературыАнисимова, Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольника / Г.И. Анисимова. - М.: Академия развития, 2019. - 726 c.Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды / Т.И. Бабаева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 107 c.Венгер, А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Венгер. - М.: Эксперимент, 2022. - 184 c.Веракса, Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2023. - 187 c.Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2023. - 510 c.Власенко, Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 395 c.Волков, Б. С. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах / Б.С. Волков. - Москва: ИЛ, 2019. - 972 c.Голецыова, О.Ю. Игры в детском саду / О.Ю. Голецыова. - М.: Просвещение, 2019. - 252 c.Гребенникова, О.В. Социальная интеракция дошкольника / О.В. Гребенникова. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 100 c.Давидчук, А.Н. Игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: Сфера, 2021. - 864 c.Дедулевич, М.Н. Играй - не зевай. Подвижные игры с дошкольниками / М. Н. Дедулевич. - М.: Просвещение, 2021. - 920 c.Деркунская, В. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. - М.: Центр педагогического образования, 2019. - 279 c.Досаева, Р. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных состояний дошкольников / Р. Досаева. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2022. - 172 c.Дыбина, О. В. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, Т.И. Бартошевич. - М.: Сфера, 2019. - 527 c.Зимина, Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 3-5 лет / Н.В. Зимина. - М.: Ярославль: Академия развития, 2019. - 256 c.Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2020. - 176 c.Кислинская, Т.А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников / Т.А. Кислинская. - М.: Скрипторий 2020. - 997 c.Королёв, М.Ю. Взаимосвязь тревожности и группового статуса дошкольников / М.Ю. Королёв. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2020. - 219 c.Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2019. - 320 c.Курдюкова, С. В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего возраста / С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова. - М.: Генезис, 2021. - 813 c.Лыкова, И.Ю. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.Ю. Лыкова. - М.: Карапуз, 2020. - 611 c.Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2021. - 208 c.Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. - Москва: Высшая школа, 2019. - 892 c.Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. - М.: Физическая культура, 2020. - 494 c.Пенни, У. 150 развивающих игр для дошкольников / У. Пенни. - М.: Попурри, 2019. - 604 c.Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т.Б. Полянская. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 381 c.Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 827 c.Сиротюк, А. Л. Росток. Условия и методика развития ребенка / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М.: Сфера, 2020. - 272 c.Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга, Логос, 2019. - 244 c.Спирина, А.В. Формирование культуры телевосприятия у детей дошкольного возраста / А.В. Спирина. - М.: LAP LambertAcademicPublishing, 2019. - 268 c.Федорова, Г.П. Игра-путь воспитания и развития малыша / Г.П. Федорова. - М.: СПб: Паритет, 2019. - 294 c.Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - Москва: Наука, 2021. - 424 c.Чкаников, И.Н. 500 игр и развлечений / И.Н. Чкаников. - М.: Госкультпросветиздат; Издание 2-е, доп., 2019. - 348 c.Юматова, Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3-4 и 4-5 лет). Методическое пособие / Д.Б. Юматова. - М.: Ювента, 2019. - 494 c.Яковлев, В.С. Игры для детей / В.С. Яковлев. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 176 c.
2. Бабаева, Т.И. Как развивать взаимоотношения и сотрудничество дошкольников в детском саду. Игровые ситуации, игры, этюды / Т.И. Бабаева. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 107 c.
3. Венгер, А. Л. На что жалуетесь? Выявление и коррекция неблагоприятных вариантов развития личности детей и подростков / А.Л. Венгер. - М.: Эксперимент, 2022. - 184 c.
4. Веракса, Н.Е. Дошкольная педагогика и психология. Хрестоматия / Н.Е. Веракса. - М.: Мозаика-Синтез, 2023. - 187 c.
5. Виноградова, Н. А. Дошкольная педагогика / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Юрайт, 2023. - 510 c.
6. Власенко, Н.Э. 300 подвижных игр для дошкольников / Н.Э. Власенко. - М.: Айрис-пресс, 2019. - 395 c.
7. Волков, Б. С. Психология детей от трех лет до школы в вопросах и ответах / Б.С. Волков. - Москва: ИЛ, 2019. - 972 c.
8. Голецыова, О.Ю. Игры в детском саду / О.Ю. Голецыова. - М.: Просвещение, 2019. - 252 c.
9. Гребенникова, О.В. Социальная интеракция дошкольника / О.В. Гребенникова. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 100 c.
10. Давидчук, А.Н. Игра - средство развития дошкольников 3-7 лет. Методическое пособие / А.Н. Давидчук. - М.: Сфера, 2021. - 864 c.
11. Дедулевич, М.Н. Играй - не зевай. Подвижные игры с дошкольниками / М. Н. Дедулевич. - М.: Просвещение, 2021. - 920 c.
12. Деркунская, В. А. Игры-эксперименты с дошкольниками. Учебно-методическое пособие / В.А. Деркунская, А.А. Ошкина. - М.: Центр педагогического образования, 2019. - 279 c.
13. Досаева, Р. Психолого-педагогическая коррекция эмоциональных состояний дошкольников / Р. Досаева. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2022. - 172 c.
14. Дыбина, О. В. Игры для дошкольников с использованием нетрадиционного оборудования / О.В. Дыбина, Н.П. Рахманова, Т.И. Бартошевич. - М.: Сфера, 2019. - 527 c.
15. Зимина, Н.В. 150 лучших развивающих игр для детей 3-5 лет / Н.В. Зимина. - М.: Ярославль: Академия развития, 2019. - 256 c.
16. Касаткина, Е. И. Игра в жизни дошкольника / Е.И. Касаткина. - М.: Дрофа, 2020. - 176 c.
17. Кислинская, Т.А. Игры-заводилки. Познавательное развитие дошкольников / Т.А. Кислинская. - М.: Скрипторий 2020. - 997 c.
18. Королёв, М.Ю. Взаимосвязь тревожности и группового статуса дошкольников / М.Ю. Королёв. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2020. - 219 c.
19. Кравцова, Е. Е. Психология и педагогика. Краткий курс.Учебное пособие / Е.Е. Кравцова. - М.: Проспект, 2019. - 320 c.
20. Курдюкова, С. В. Развиваем внимание с нейропсихологом. Комплект материалов для работы с детьми старшего дошкольного и младшего возраста / С.В. Курдюкова, А.В. Сунцова. - М.: Генезис, 2021. - 813 c.
21. Лыкова, И.Ю. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников / И.Ю. Лыкова. - М.: Карапуз, 2020. - 611 c.
22. Микляева, Н. В. Дошкольная педагогика. Теория воспитания / Н.В. Микляева, Ю.В. Микляева. - М.: Академия, 2021. - 208 c.
23. Немов, Р. С. Общая психология. Том 2. Познавательные процессы и психические состояния / Р.С. Немов. - Москва: Высшая школа, 2019. - 892 c.
24. Непопалов, В.Н. Психические процессы и личность / В.Н. Непопалов. - М.: Физическая культура, 2020. - 494 c.
25. Пенни, У. 150 развивающих игр для дошкольников / У. Пенни. - М.: Попурри, 2019. - 604 c.
26. Полянская, Т.Б. Игры и стихи для развития эмоциональной сферы младших дошкольников / Т.Б. Полянская. - М.: Детство-Пресс, 2021. - 381 c.
27. Сертакова, Н. М. Игра как средство социальной адаптации дошкольников / Н.М. Сертакова. - М.: Детство-Пресс, 2019. - 827 c.
28. Сиротюк, А. Л. Росток. Условия и методика развития ребенка / А.Л. Сиротюк, А.С. Сиротюк. - М.: Сфера, 2020. - 272 c.
29. Соколков, Е. А. Психология познания. Методология и методика преподавания / Е.А. Соколков. - М.: Университетская книга, Логос, 2019. - 244 c.
30. Спирина, А.В. Формирование культуры телевосприятия у детей дошкольного возраста / А.В. Спирина. - М.: LAP Lambert Academic Publishing, 2019. - 268 c.
31. Федорова, Г.П. Игра-путь воспитания и развития малыша / Г.П. Федорова. - М.: СПб: Паритет, 2019. - 294 c.
32. Хухлаева, О. В. Психологическое консультирование и психологическая коррекция. Учебник и практикум / О.В. Хухлаева, О.Е. Хухлаев. - Москва: Наука, 2021. - 424 c.
33. Чкаников, И.Н. 500 игр и развлечений / И.Н. Чкаников. - М.: Госкультпросветиздат; Издание 2-е, доп., 2019. - 348 c.
34. Юматова, Д.Б. Интерес. Движение. Игра. Развивающая двигательно-коммуникативная деятельность младших дошкольников (3-4 и 4-5 лет). Методическое пособие / Д.Б. Юматова. - М.: Ювента, 2019. - 494 c.
35. Яковлев, В.С. Игры для детей / В.С. Яковлев. - М.: Физкультура и спорт, 2019. - 176 c.