Нравственное воспитание дошкольников.
Заказать уникальную дипломную работу- 70 70 страниц
- 26 + 26 источников
- Добавлена 08.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА 2
1.1. Нравственное воспитание дошкольников: понятия, проблемы, современные подходы 2
1.2. Формы, методы, средства нравственного воспитания детей дошкольного возраста 14
1.3. Психолого-педагогическая характеристика детей дошкольного возраста. 20
1.4. Особенности нравственных представлений у детей дошкольного возраста 26
ГЛАВА 2. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО НРАВСТВЕННОМУ ВОСПИТАНИЮ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНИКОВ 32
2.1. Организация опытно-экспериментального исследования нравственных представлений детей старшего дошкольного возраста 32
2.2. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы 37
2.3. Методические рекомендации по организации нравственного воспитания детей дошкольного возраста 42
2.4. Разработка и внедрение мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников в процессе совместной деятельности 47
2.5.Анализ результатов исследования 50
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 58
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 61
ПРИЛОЖЕНИЕ 64
Для анализа были использованы те же методики, что и для выявления уровня нравственного воспитания детей старшего дошкольного возраста. Анализ данных, полученных с помощью методики «Незаконченные истории», позволяет сделать вывод о том, что повысился высокий уровень и понизился средний уровень эмоционального отношения дошкольников к моральным нормам. Ребята правильно и более уверенно отвечали на вопросы, обосновав свой выбор, при этом эмоциональные реакции на их действия оцениваются как адекватные. Информация об общем количестве баллов, набранных каждым участником в группе вопросов, представлена в таблице 10.Таблица 10. Результаты исследования по методике «Незаконченные истории» после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников № п/пНравственные нормыУровень представления о нравственных поступках123413434Высокий24443Высокий34434Высокий44344Высокий54444Высокий63344Высокий74433Высокий82334Средний93344Высокий 104344Высокий114333Средний123433Средний133344Высокий143343Средний154333Средний163443Высокий173344Высокий184434Высокий193344Высокий204443Высокий В процентном соотношении результаты выглядят следующим образом:14-16 баллов – 15 детей – 75% - высокий уровень;8-13 баллов – 5 детей – 25% - средний уровень.75% дошкольников правильно назвали нравственные нормы, правильно проанализировали поведение ребят и дали ответы на все вопросы. 25% детей при ответе на вопросы затруднялись ответить правильно, но в остальных заданиях давали верные ответы. Это связано с тем, что большую часть занятий посвящённым нравственному воспитанию дети пропустили по причине болезни, пока длилась опытно-экспериментальная работа по развитию нравственности у детей старшего дошкольного возраста. Результаты, полученные в ходе исследования по методике «Незаконченные истории» говорят о преобладании в группе высокого уровни знания нравственных норм, правильно оценивают критерии «правильности» и «неправильности». Рис. 12. Результаты диагностики по методике «Незаконченные истории»после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольниковВ результате проведения методики «Как поступать» И.Б. Дермановой после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольниковбыло определено отношение дошкольников к нравственным нормам. Все данные, полученные в ходе исследования, были занесены в таблицу 10. Таблица 11. Результаты исследования по методике «Как поступать» И.Б. Дермановой»после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников№ п/пНравственные нормыУровень представления о нравственных поступках12133Высокий233Высокий332Высокий432Высокий523Высокий633Высокий733Высокий812Средний923Высокий 1013Высокий1112Средний1221Средний1323Высокий1413Средний1512Средний1633Высокий1723Высокий1822Высокий1932Высокий2032Высокий Таким образом, по результатам исследования по методике «Как поступать» после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольниковвыявлено, что в группе преобладает высокий уровень нравственных представлений о нравственных нормах. 75% дошкольников показали высокий уровень, 25% - средний. Дети с легкостью отвечали на вопросы, давали оценку действиям героев рассказов. У детей со средним уровнем возникала трудность в анализе поведения детей и оценке их поступков.Заметим, что результаты предыдущей диагностики данная методика подтверждает.Результаты методики «Как поступать?» после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольниковпокажем на рисунке 13.Рисунок 13.Результаты исследования по методике «Как поступать»после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольниковТаблица 12. Результаты сформированности нравственных представлений у детей старшего дошкольного возраста (%)после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольниковВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньДети старшего дошкольного возраста443125По данным таблицы 12 высокий уровень сформированности нравственных представлений принадлежит 44%. Дети с данными показателями так же проявляют активное и устойчивое отношение к нравственным нормам и установкам. Следует отметить, что дети, дали более точное определение таким категориям, как дружба, справедливость, честность, по сравнению с детьми имеющими средний уровень, более доступны для понимания такие нравственные категории как:достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение.Средний уровень сформированности нравственных представлений нами определен у 31% детей. Они смогли оценить нравственный поступок, но не смогли полностью его обосновать, дать точных названий и определений нравственным понятиям гуманизм, коллективизм, историческая память, единство народов России.У 25% детей определен низкий уровень сформированности нравственных представлений. Как и говорили ранее, данные дети пропустили занятия по воспитанию нравственности в экспериментальный период по причине болезни. Поэтому они так же продолжают иметь недостаточно полное представление о некоторых качествах личности и понятий, затрудняются в их оценке, проявляют пассивное отношение к ним. Им сложно оценить то или иное представление, характеризовали его одним словом или отказывались отвечать.Таблица 13. Результаты сформированности эмоционального отношения к нравственным категориям у детей старшего дошкольного возраста (%)после проведения мероприятий по совершенствованию нравственного воспитания дошкольниковВысокий уровеньСредний уровеньНизкий уровеньДети старшего дошкольного возраста433225По данным таблицы 13 высокий балл сформированности эмоционального отношения к нравственным категориям принадлежит 43% детей. Дети с такими результатами смогли верно оценить все картинки и разложить их по категориям плохие поступки и хорошие. Необходимо отметить, что старшие дошкольники, лучше определяли, какой поступок стоит отнести к той или иной категории и мотивировали свой выбор. Дети чаще всего верно определяли категорию, но затруднялись объяснить выбор. Средний балл сформированности эмоционального отношения к нравственным категориям принадлежит 32% дети с такими показателями не всегда правильно относили картинку к нужной категории и редко могли объяснить выбор. Низкий балл сформированности эмоционального отношения к нравственным категориям принадлежит 25%, дети с такими показателями неверно раскладывали картинки, смешивали плохие и хорошие поступки, не могли дать эмоциональную реакцию и объяснение своего выбора. Таким образом, результаты исследования показывают, что нравственное воспитание старших дошкольников повысилось. Дети с высоким и средним уровнем нравственного воспитания в своих суждениях основываются на знании и понимании нравственных норм поведении, в соответствии с которыми дети могут верно оценивать поступки других исходя из нравственных представлений, демонстрируют высоко развитые социальные знания. Теперь испытуемые, принимавшие участие в исследовании достаточно хорошо для своего возраста, ориентируются в понятиях жизнь, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России. Данный результат говорит о эффективностипроведенной работы с детьми по формированию нравственного воспитания детей.Выводыпо2главеВовторойглаведипломнойработыбылопроведеноэкспериментальноеисследованиеповыявлениюуровнянравственныхпредставленийдошкольников.Анализрезультатовпоказал,чтоудетейсформировалсявысокийисреднийуровеньнравственныхпредставлений.Детиимеютпредставлениеоморальныхнормах,положительныхиотрицательныхкачествахличности,правильнооцениваютпоступкисвоихсверстников.Входепроведенияисследованияунекоторыхдетейнаблюдаласьнеуверенностьвответах,затруднениевоценкеситуации.Но,темнеменее,большинстводетейиспытуемойгруппысправилисьсзаданиями,предложеннымивыбраннымиметодиками.Дляэффективногоформированиянравственныхпредставленийудетейбылиданырекомендациииразработанкомплексмероприятий,которыемогутиспользоватьсявпрактическойдеятельностипедагоговвдетскомдошкольномучреждении.Комплексыоснованынапримененииосновныхметодовпедагогики:словесном,наглядном,практическом.Внедрениевработупедагогаразличныхигр,проведениеэкологическихипознавательныхэкскурсий,организацияспортивныхмероприятий,атакжепраздникисовместносродителямиимеютособоезначениеввоспитанииудетейразличныхнравственныхкачеств.Такимобразом,Практическаядеятельностьучителянаправленанаразвитиенравственныхпредставленийучащихся.Важно,чтобыучительтщательноизучалпотребностикаждогоребенкаиуделялособоевниманиеихличностномуразвитию.ЗАКЛЮЧЕНИЕВдипломнойработепроведеноисследование,посвященноетеоретическимипрактическимаспектамнравственноговоспитаниядетейдошкольноговозраста.Врамкахглавыпервойглавыбылирассмотреныосновныепонятияипроблемы,связанныеснравственнымвоспитаниемдошкольников,атакжепредставленысовременныеподходыкэтойпроблеме.Былиизученыформы,методыисредства,которыемогутбытьиспользованывнравственномвоспитаниидошкольников.Крометого,былипроведеныпсихолого-педагогическиехарактеристикидетейэтойвозрастнойгруппыивыявленыособенностиихнравственныхпредставлений.Вовторойглаведипломнойработыбылаописанаопытно-экспериментальнаяработа,осуществленнаяврамкахизучениянравственныхпредставленийдетейдошкольноговозраста.Былиразработаныиреализованыметодыорганизацииопытно-экспериментальногоисследования,атакжепроведенанализегорезультатов.Наосновеполученныхданныхбылиразработаныметодическиерекомендациипоформированиюнравственныхпредставленийудетейдошкольноговозраста.Крометого,былиразработаныивнедреныкомплексымероприятий,направленныенасовершенствованиенравственноговоспитаниядошкольниковвпроцессеихдеятельности.Исследованиепоказало,чтонравственноевоспитаниедетейдошкольноговозрастаявляетсяважнойзадачейитребуетсистемногоикомплексногоподхода.Успешноеформированиенравственныхпредставленийиценностейудетейвраннемвозрастеспособствуетихгармоничномуразвитиюиадаптациивобществе.Взаключениеможноотметить,чтопредставленнаяработаявляетсяполезнойвизучениеипониманиевопросовнравственноговоспитаниядетейдошкольноговозраста.Результатыпроведенногоисследованиямогутбытьиспользованывпрактическойдеятельностипедагоговиспециалистов,работающихсдетьмиданнойвозрастнойгруппы.Этопозволяетнамсделатьвыводоцелесообразностииактуальностидальнейшихисследованийвданнойобластисцельюразработкиивнедренияновыхметодовиподходовкнравственномувоспитаниюдетейдошкольноговозраста.В ходе исследования используя методики «Как поступать?» (в редакции Соломина Л.Ю.), «Незаконченные истории» (И.Б. Дерманова), «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславская), «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина) удалось разработать и апробировать мероприятия по совершенствованию нравственного воспитания дошкольников. Обобщив результаты диагностики, можно сделать следующие выводы:- Высокий уровень сформированности представлений по методике «Как поступать?» (в редакции Соломина Л.Ю.) повысился с 45% до 75% у детей старшего дошкольного возраста. Большинство испытуемых дали нравственную оценку поведения, хорошо понимают нравственные нормы, адекватно выражают свои эмоции, оценивают поступки. Самостоятельно аргументируют свой выбор.По методике «Незаконченные истории» (И.Б. Дерманова) высокий уровень вырос с 35% до 75%, дети с легкостью отвечали на вопросы, давали оценку действиям героев рассказов. Могли выразить свое отношение к хорошему поступку героя, и обосновать плохой поступок героя произведения. Могли выделить ценности и приоритеты социальной жизни героя истории. По методике «Закончи предложение» (Н.Е. Богуславская) высокий уровень вырос с 25% до 44%, дети с данными показателями так же проявляют активное и устойчивое отношение к нравственным нормам и установкам. Следует отметить, что дети, дали более точное определение таким категориям, как дружба, справедливость, честность нежели на первом этапе опытно – экспериментальной работы. По методике «Сюжетные картинки» (Г.Л. Урунтаева, ЮЛ. Афонькина) высокий уровень вырос с 24% до 43%. Теперь дети достаточно быстро и верно оценивают все картинки и могут самостоятельно без подсказок разложить их по категориям плохие поступки и хорошие. Необходимо отметить, что старшие дошкольники, стали лучше определять, какой поступок стоит отнести к той или иной категории и объяснили свой выбор. Таким образом удалось воспитать понимание нравственных понятий и категорий как: важность жизни, достоинство, права и свободы человека, патриотизм, гражданственность, высокие нравственные идеалы, крепкая семья, созидательный труд, приоритет духовного над материальным, гуманизм, милосердие, справедливость, коллективизм, взаимопомощь и взаимоуважение, историческая память и преемственность поколений, единство народов России.СПИСОКИСПОЛЬЗУЕМОЙЛИТЕРАТУРЫ1.АхвердоваО.А.,ГюлушанянК.С.,КозлитинаО.Н.Руководствокпроведениюсеминарскихипрактическихзанятийпокурсу«Психологияразвитияивозрастнаяпсихология»:Учебноепособие.Ч.2–СПб.,2021-31с2.БайхановИ.Б.Возрастнаяпсихология:Учебноепособие/И.Б.Байханов,А.В.Ажиев,З.И.Гадаборшева;Чеченскийгосударственныйпедагогическийуниверситет.-Махачкала:ООО«АЛЕФ»,2020.-278с.3.Банникова,Н.А.Формыиметодыдуховно-нравственноговоспитаниядошкольников/Н.А.Банникова,В.В.Сташкова,В.П.Мурашкина,И.Б.Климова.—Текст:непосредственный//Молодойученый.—2023.—№3(450).—С.230-233.—URL:https://moluch.ru/archive/450/99205/(датаобращения:15.03.2024).4.Богданова,О.С.Онравственномвоспитаниидетей/О.С.Богданова,Л.И.Катаева.–Москва:Просвещение,2020–213с.5.Борзиева,З.М.Нравственноевоспитаниедошкольников/З.М.Борзиева.–Текст:непосредственный//Молодойученый.–2019.–№50(236).–С.312-314.–URL:https://moluch.ru/archive/236/54861/(датаобращения:14.03.2024).6.ВенгерА.Л.Психологияразвития//Психологическийлексикон:Энциклопедическийсловарьв6т.М.:ПЕРСЭ,2019.–с.797.Ветлугина,Н.А.Нравственно-эстетическоевоспитаниеребенкавдетскомсаду/Н.А.Ветлугина.–Москва:Айрис-Пресс,2021.–204с.8.Ветлугина,Н.А.Нравственно-эстетическоевоспитаниеребенкавдетскомсаду.—М.:Айрис-Пресс,2021.—204с.—ISBN5–09–001127–3.—Текст:непосредственный.9.ВыготскийЛ.С.Этюдыпоисторииповедения.Обезьяна.Примитив.Ребенок.М.:Педагогика-Пресс,2020.224с.10.ДермановаИ.Б.Методика«Сюжетныекартинки»/И.Б.Дерманова//Диагностикаэмоционально-нравственногоразвития.–СПб.,2019.–35с.11.ЗапорожецА.В.,МарковаТ.А.Основыдошкольнойпедагогики.М.,2018.–350с.12.И.Д.Зейналова.Возрастныезакономерностинравственногоразвитиядетей.[Электронныйресурс]/И.Д.Зейналовапова//Мирнауки,культуры,образования.2019.-№6.-Режимдоступа:https://cyberleninka.ru(датаобращение15.03.2024года)13.Конохова,Е.С.Образовательныеситуациикаксредствонравственноговоспитаниястаршихдошкольников/Е.С.Конохова//ПедагогическоеобразованиевРоссии.–2020.–№3.–С.104-107.14.Кузьмина,Н.А.Модельреализациидуховно-нравственноговоспитаниявдошкольномобразовательномучреждении.–Смоленск:Свиток,2020.–240с15.ЛогиноваВ.Г.,СаморуковаП.Г.Дошкольнаяпедагогика.М.:Логос,2021.С.37116.НеробеевА.В.Модельдуховно-нравственноговоспитаниякурсантов//SuperInf.ru//[Электронныйресурс]//коддоступа:https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3412(датаобращения15.03.2024г.)17.Овсянникова,М.П.,Кутняк,А.А.,Балакина,И.Н.Значениеигрыдлядошкольников/М.П.Овсянникова,А.А.Кутняк,И.Н.Балакина.—Текст:электронный//Молодойученый.—2020.—№9.—с.347–350.—URL:https://moluch.ru/archive/143/40177/(датаобращения:22.03.2024)18.Педагогика:курслекцийпоактуальнымпроблемамобщегоидошкольногообразования:авторы:КлюеваЕ.В.,НаумоваТ.В.,ГубанихинаЕ.В.,КорешковаМ.Н.//подобщ.ред.Е.В.Клюевой.,Т.В..Наумовой:Учебноепособие–Арзамас:АрзамасскийфилиалННГУ,2019.–254с.19.Подред.С.В.Митросенко.–Красноярск:Сибирск.федерал.ун-т,2019.–212с20.Свадковский,И.Ф.Нравственноевоспитание/И.Ф.Свадковский.–Москва:Академия,2021.–144с21.Сокольникова,Н.М.Духовно-нравственноевоспитаниеличностидошкольникапосредствомегоприобщенияккультурнымтрадициямиобычаямсвоегонарода/Н.М.Сокольникова.—Текст:электронный//Аспектыитенденциипедагогическойнауки:материалыIIIМеждунар.науч.конф.(г.Санкт-Петербург,декабрь2019г.).—СПб.:Своеиздательство,2018.—С.65–66.—URL:https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13289/(датаобращения:22.03.2024).22.Троицкая,И.Ю.Спецификаформированиянравственныхпонятийудетейдошкольноговозраста/И.Ю.Троицкая,И.И.Карпова,Г.В.Чалкова.—Текст:непосредственный//Молодойученый.—2019.—№23.2(103.2).—С.74-76.—URL:https://moluch.ru/archive/103/24335/(датаобращения:20.03.2024).23.Уварова,Л.Б.Нравственноевоспитаниедетейстаршегодошкольноговозрастасиспользованиемэтнокультурныхтрадиций/Л.Б.Уварова//Концепт.–2020.–№4.–С.21-25.24.Философскийсловарь/подред.И.Т.Фролова.—7-еизд.—М.:Республика,201925.Шарапова,М.В.Рольлитературывнравственномвоспитаниидетейдошкольногвозраста[Электронныйресурс]/М.В.Шарапова//Символнауки2019.-.№2-Режимдоступа:https://cyberleninka.ru(датаобращение15.03.2024года)26.ШинкарёваН.А.,РожковаЕ.Ю.Педагогическиеусловияиособенностиразвитиянравственныхкачествдетейстаршегодошкольноговозраста//ПедагогическийИМИДЖ.2019.Т.13.№1.С.5–18.DOI:10.32343/2409-5052-2019-13-1-5-18ПРИЛОЖЕНИЕ
1. Ахвердова О.А., Гюлушанян К.С., Козлитина О.Н. Руководство к проведению семинарских и практических занятий по курсу «Психология развития и возрастная психология»: Учебное пособие. Ч.2 – СПб., 2021- 31 с
2. Байханов И. Б. Возрастная психология: Учебное пособие / И. Б. Байханов, А. В. Ажиев, З. И. Гадаборшева; Чеченский государственный педагогический университет. - Махачкала: ООО «АЛЕФ», 2020. - 278 с.
3. Банникова, Н. А. Формы и методы духовно-нравственного воспитания дошкольников / Н. А. Банникова, В. В. Сташкова, В. П. Мурашкина, И. Б. Климова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 3 (450). — С. 230-233. — URL: https://moluch.ru/archive/450/99205/ (дата обращения: 15.03.2024).
4. Богданова, О.С. О нравственном воспитании детей / О.С. Богданова, Л.И. Катаева.– Москва : Просвещение, 2020 – 213 с.
5. Борзиева, З. М. Нравственное воспитание дошкольников / З. М. Борзиева. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2019. – № 50 (236). – С. 312-314. – URL: https://moluch.ru/archive/236/54861/ (дата обращения: 14.03.2024).
6. Венгер А. Л. Психология развития // Психологический лексикон: Энциклопедический словарь в 6 т. М.: ПЕР СЭ, 2019. – с. 79
7. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду/ Н.А. Ветлугина. – Москва : Айрис-Пресс, 2021. – 204 с.
8. Ветлугина, Н.А. Нравственно-эстетическое воспитание ребенка в детском саду. — М.: Айрис-Пресс, 2021. — 204 с. — ISBN 5–09–001127–3. — Текст: непосредственный.
9. Выготский Л. С. Этюды по истории поведения. Обезьяна. Примитив. Ребенок. М. : Педагогика-Пресс, 2020. 224 с.
10. Дерманова И.Б. Методика «Сюжетные картинки» / И.Б. Дерманова //Диагностика эмоционально-нравственного развития. – СПб., 2019. – 35 с.
11. Запорожец А.В., Маркова Т.А. Основы дошкольной педагогики. М., 2018. – 350 с.
12. И.Д. Зейналова. Возрастные закономерности нравственного развития детей. [Электронный ресурс] / И.Д. Зейналова пова // Мир науки, культуры, образования. 2019. -№ 6. - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращение 15.03.2024 года)
13. Конохова, Е.С. Образовательные ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников / Е.С. Конохова// Педагогическое образование в России. – 2020. – № 3. – С. 104-107.
14. Кузьмина, Н.А. Модель реализации духовно-нравственного воспитания в дошкольном образовательном учреждении. – Смоленск : Свиток, 2020. – 240 с
15. Логинова В. Г., Саморукова П. Г. Дошкольная педагогика. М.: Логос, 2021. С. 371
16. Неробеев А.В. Модель духовно-нравственного воспитания курсантов / / SuperInf.ru//[Электронный ресурс]//код доступа: https://superinf.ru/view_helpstud.php?id=3412 (дата обращения 15.03.2024 г.)
17. Овсянникова, М. П., Кутняк, А. А., Балакина, И. Н. Значение игры для дошкольников / М. П. Овсянникова, А.А. Кутняк, И.Н. Балакина. — Текст: электронный // Молодой ученый. — 2020. — №9. — с. 347–350. — URL: https://moluch.ru/archive/143/40177/ (дата обращения: 22.03.2024)
18. Педагогика: курс лекций по актуальным проблемам общего и дошкольного образования: авторы: Клюева Е.В., Наумова Т.В., Губанихина Е.В., Корешкова М.Н. // под общ. ред. Е.В. Клюевой., Т.В.. Наумовой: Учебное пособие – Арзамас: Арзамасский филиал ННГУ, 2019. – 254 с.
19. Под ред. С.В. Митросенко. – Красноярск: Сибирск. федерал. ун-т, 2019. – 212с
20. Свадковский, И.Ф. Нравственное воспитание / И.Ф. Свадковский. – Москва : Академия, 2021. – 144с
21. Сокольникова, Н.М. Духовно-нравственное воспитание личности дошкольника посредством его приобщения к культурным традициям и обычаям своего народа / Н.М. Сокольникова. — Текст: электронный // Аспекты и тенденции педагогической науки: материалы III Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2018. — С. 65–66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/273/13289/ (дата обращения: 22.03.2024).
22. Троицкая, И. Ю. Специфика формирования нравственных понятий у детей дошкольного возраста / И. Ю. Троицкая, И. И. Карпова, Г. В. Чалкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 23.2 (103.2). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/103/24335/ (дата обращения: 20.03.2024).
23. Уварова, Л.Б. Нравственное воспитание детей старшего дошкольного возраста с использованием этнокультурных традиций / Л.Б. Уварова // Концепт. – 2020. – № 4. – С. 21-25.
24. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. — 7-е изд. — М.: Республика, 2019
25. Шарапова, М.В.Роль литературы в нравственном воспитании детей дошкольног возраста [Электронный ресурс] / М.В.Шарапова // Символ науки 2019. -.№2 - Режим доступа: https://cyberleninka.ru (дата обращение 15.03.2024 года)
26. Шинкарёва Н. А., Рожкова Е. Ю. Педагогические условия и особенности развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста // Педагогический ИМИДЖ. 2019. Т. 13. № 1. С. 5–18 . DOI: 10.32343/2409-5052-2019-13-1-5-18