ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВA ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 61 61 страница
  • 38 + 38 источников
  • Добавлена 22.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. СОСТОЯНИЕ НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
1.1. Понятие о профессиях и видах профессиональной деятельности в контексте дошкольного образования и воспитания 7
1.2. Особенности представления старших дошкольников о мире профессий 12

ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ПРИМЕНЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКОЙ ИГРЫ КАК СРЕДСТВA ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
2.1. Анализ программ дошкольного образования в контексте профессий 24
2.2. Преимущества дидактических игр в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста 26

ГЛАВА 3. ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ПРОФЕССИЯХ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
3.1. Проектирование деятельности педагога по подготовке специализированных занятий с использованием дидактических игр 35
3.2. Результаты эксперимента по формирования представлений о профессиях посредством дидактических игр 40
3.3. Методические рекомендации по использованию дидактических игр в формирования представлений о профессиях у старших дошкольников 44
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 48
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 50
ПРИЛОЖЕНИЯ 55

Фрагмент для ознакомления

Через знакомство с многообразием профессий и осознание уникальных характеристик каждой из них, а также понимания значимости и ценности труда, происходит трансформация мотивационной сферы дошкольников. Это изменение мотивов ведет к переосмыслению детьми собственной деятельности и повышению оценки значимости предметов (продуктов труда), созданных людьми[16].В ходе реализации проекта (программы) дидактические игры необходимо обогащать, используя комбинированный вид – сюжетно-дидактическую игру. Она имеет сходство с сюжетно-ролевой, однако ее задача строже – дети, исполняя роли в выбранных профессиях, прежде всего, обучаются в игровой форме.В ходе проведения занятий, а также на основе анкетирования родителей у воспитателя могут (должны) появиться идеи, каким перспективным профессиям нужно уделить большее внимание. Тогда возникнут мини-проекты, например, журналистика старших дошкольников с электронной газетой [24], формирование прединженерных представлений с соответствующей организацией предметно-образовательной среды [8] и т.п.Разработка технологических карт является неотъемлемой частью подготовки к каждому учебному занятию, служа дополнением к образовательной программе или проекту. Для каждой стадии организации и реализации игровой деятельности предусматривается определение специфических методов и техник педагогической работы.В качестве иллюстрации можно привести мотивационно-целевой этап, на котором используются следующие методологические подходы и практики: – презентация нового предмета для привлечения внимания; – ознакомление с видеопрезентациями, киноматериалами, слайд-шоу с целью визуализации информации; – проведение вводных бесед, направленных на предоставление информации и активизацию существующих знаний учащихся; – создание ситуации, стимулирующей решение проблемы; – использование интригующих элементов, таких как загадки или неожиданные повороты, для поддержания интереса; – организация выставок в качестве средства демонстрации и обсуждения материала.Методики, способствующие стимулированию и формированию ответственного отношения к деятельности, включают в себя следующие аспекты: – предъявление конкретных требований к процессу выполнения заданий; – фокусирование внимания на достижении индивидуального результата.На содержательно-деятельностном этапе предусматриваются разнообразные формы работы с образовательным материалом, например: – анализ графических материалов, включая рисунки, иллюстрации, фотографии; – просмотр обучающих презентаций, мультимедийных слайд-шоу, кинопродукции; – организация диалогов, обсуждений и интервью; – знакомство с элементами игрового процесса, такими как игровое поле, карточки, жетоны и другие игровые атрибуты; – изучение правил и принципов игры; – освоение специфики исполнения игровых ролей, включая функции игротехника и участников игры; – практическое применение усвоенных правил в ходе игры.– решение проблемных ситуаций; – создание педагогических ситуаций с образовательным потенциалом; – использование настольно-печатных, словесных и дидактических игр; – организация сюжетно-ролевых игр; – взаимодействие с материалами и различными конструкторами; – проведение сюжетно-дидактических игр; – реализация игр-путешествий;– аналитическое изучение детской художественной литературы, сопровождаемое обсуждением, критическим осмыслением, пересказом сюжета, заучиванием текстов и проведением ситуативных диалогов; – развитие творческих навыков через занятия рисованием, моделированием, аппликацией и выполнением работ ручного труда; – конструирование с использованием строительных материалов и разнообразных конструкторских наборов; – применение считалок в качестве метода обучения.На оценочно-рефлексивном этапе используются следующие методы и техники:– проведение анализа и оценки полученных в ходе деятельности результатов; – контроль за соответствием выполняемых заданий установленным стандартам с использованием регламентирующих документов, таких как контрольные карты и методики игровой техники; – проведение вербальной оценки результатов; – демонстрация результатов сюжетно-дидактической игры перед аудиторией, включая детей и их родителей.Итак, на основе знаний о проектировании педагогической деятельности был разработан и проведен педагогический эксперимент формирующей направленности.3.2. Результаты эксперимента по формирования представлений о профессиях посредством дидактических игрВ соответствии с этапами проектирования была проведена опытно-экспериментальная работа в старшей группе БДОУ города Омска «Центр развития ребенка – детский сад № 65».В исследовании участвовали 20 воспитанников.Время проведения эксперимента: январь – начало марта 2024 г.Этапы эксперимента:Констатирующий этап: проведение анкетирования родителей, диагностики детей, разделение детей на 2 группы: экспериментальную и контрольную.Формирующий этап: проведение 10-занятий с детьми экспериментальной группы.Контрольный этап: повторное тестирование детей, подведение итогов.Диагностика детей проводилась с применением следующих известной методики Г.А.Урунтаевой и Т.И.Гризик «Представления о трудевзрослых», ее можно адаптировать для любых профессиональных сфер [33]. Наоснове показателейможетбытьвыделенотриуровня оценкипредставленийдетейопрофессиях: высокий, средний, низкий.Представим характеристику уровней (рис. 3.2.1):Рис. 3.2.1 – Характеристика уровней сформированности представлений о профессияхВ таблице 3.2.1 приведены результаты диагностики констатирующего этапа.Таблица 3.2.1Результаты диагностики констатирующего этапаПоказателиУровниВысокийСреднийНизкийКоличество488% 204040Распределение по группам Э/К2/24/44/4Итак, дети были распределены по двум группам: контрольную и экспериментальную с практически равными средне-групповыми показателями.В ходе анкетирования родителей решались следующие задачи:конкретизировать профессию (сферу деятельности) родителей;что знают дети о профессии своих родителей (по мнению родителей);выяснить, какие профессии родители считают самыми перспективными для общества, в котором будут жить и трудиться их дети;выяснить, кем родители хотели бы видеть своего ребенка в этом будущем обществе;получить информацию о стилях семейного трудового воспитания.Следующий этап – формирующий, было проведено 10 занятий, информация представлена в таблице 3.2.2Таблица 3.2.3Занятия, формирующие представления старших дошкольников о профессияхПрофессияПроблемное полеСодержание занятийЭкскурсовод«Не работает микрофон»Просмотр видеомультфильма Фиксики «Батарейка»«Сбились с маршрута»Рисование «План-схема маршрута»«Потерялся ребёнок»Решение проблемной ситуации «Что делать, еслипотерялся?»«Ребёнку стало плохо»Сюжетно-ролевая игра «Больница»Водитель«Автобус заехал в кювет»Опыт «Движение ластика по мокрой и сухой дорожке»«Разбилось стекло»Аппликация «Подбери стекло к автобусу»«Не работает звуковой сигнал»Просмотр видеопрезентации «Как работает звуковой сигнал»«Не открываются двери»Коллективное лего-конструирование «Автобус»Энергетик«Не открываются шлюзы»Просмотр видеофильма «Как работают шлюзы?»«Сгорел водный двигатель»Беседа «Что будет, если сгорит водный двигатель?»«Вода загрязнилась»Опыт по очистке воды«Засорились фильтры»Эвристическая беседа «Какие бывают фильтры?»Фермер«Перегорела лампав инкубаторе»Опыт с настольной лампой«Закончился корм» Дидактическая игра «Кто что ест?»«Заболела птица»Сюжетно-ролевая игра «Ветеринары»«Птица убежала из клетки»Лего-конструирование «Страусиная ферма»Лесник«Потеряли избушку лесника»Коллективная работа «Избушка лесника»«Отдыхающие развели костёр»Эвристическая беседа с показом иллюстраций «Каквести себя в лесу?»«Пожар в лесной зоне»Просмотр видеороликов по теме «Пожар в лесу»«Незаконная вырубка леса»Сюжетно-ролевая игра «Экологи»Егерь«Птенец выпал из гнезда»Лепка «Птенец в гнезде»«Животное попало в капкан»Эвристическая беседа «Кто такие браконьеры?»«Животное напало на ребёнка»Сюжетно-ролевая игра «Скорая помощь»«Незаконная ловля рыбы»Видеопрезентация «Рыба идёт на нерест»Ландшафтныйдизайнер«Отключили воду»Беседа «Растения без воды»«Засохли редкие растения»Рассматривание иллюстраций Красной книги «Ред-кие растения Омской области»Разбросан мусорна территории парка»Игровое упражнение «Сортировка мусора»«Не работает фонтан»Конструирование «Фонтан»Смотритель музея«Отключили электричество в музее»Проблемная ситуация «Что делать, если…?»«Вышел из строявидеопроектор»Чтение стихотворения А. Карпа к картине И. Е. Репина «Бурлаки на Волге»«Испорчено полотно картины»Беседа «Кто такой реставратор?»«Грабитель в музее»Просмотр видеороликов «Музейные преступники»Военный связист 1Изучение шевронов и нашивокПросмотр презентацииПетлицы войск связиПросмотр презентацииПрослушивание Гимна Сухопутных войск — «Вперед, пехота!»Рисование и лепка фигуры военного связиста под звуки музыкиИзучение азбуки МорзеДидактическая игра Азбука МорзеВоенный связист 2Строевая подготовкаМаршируем под команды воспитателяОборудование военного связистаПросмотр презентацииСигнал SOSДидактическая игра: действия по сигналу SOSИзучение азбуки МорзеДидактическая игра Азбука МорзеИтак, были изучены 9 новых для детей профессий. Занятия носили интегрированный характер, но на каждом занятии дети получали много новых знаний в ходе использования различных игровых методов, практически все он носили дидактический характер.После окончания занятий был проведен контрольный этап с тестированием. Поскольку экспериментальная группа изучала профессии, ранее детям мало известные, тестирование было проведено только как по ним, в том числе в контрольной группе, так и по ранее пройденным в ходе констатирующего этапаСравнительные результаты показаны на рис.3.2.1Рис.3.2.1 – сравнение групп после формирующего этапаИтак, очевидна динамика экспериментальной группы, по новым профессиям 6 детей имеют высокий уровень, 11 – средний и только у трех – низкий. При этом дети контрольной группы почти ничего не знают об этих профессиях, 17 детей – низкий уровень, 3 – средний. При этом несколько улучшилась динамика в обеих группах по прежним, известным детям профессиям. Выводы экспериментального исследования:Дети быстро и активно формируют представления о ранее неизвестных им профессиях в ходе интегрированных занятий на основе дидактических, сюжетно-дидактических игр.Возрастает общий уровень представления о профессиях.Дидактические игры являются наиболее эффективным средством в формировании представлений о профессиях у детей старшего дошкольного возраста. 3.3. Методические рекомендации по использованию дидактических игр в формирования представлений о профессиях у старших дошкольниковНастольные дидактические игры зачастую состоят из большого количества элементов, собираемых по определенным правилам. Можно на компьютере создавать карточки и использовать их для так называемых ментальных карт.Ментальная карта представляет собой технику визуализации информации, при которой ключевые понятия и данные представляются в графической форме [25]. В центре такой карты располагается изображение, символизирующее основную тему, например, профессиональную деятельность человека, вокруг которого группируются связанные с ним аспекты, изображенные в виде иконок или иллюстраций. Эти элементы соединяются линиями, образуя структурированную схему, отражающую специфические характеристики и свойства изучаемого объекта. Данная методика, совмещающая визуальные образы с текстовыми описаниями и практическим процессом её создания, получила название ментальной карты.В контексте детской психологии и особенностей развития мышления у дошкольников, ментальные карты демонстрируют повышенную эффективность в обучении благодаря преимуществу визуального запоминания перед словесным. Примером может служить дифференциация сельскохозяйственного производства для городского ребенка, который может быть не знаком с процессами выращивания, но знает конечные продукты, такие как овощи, фрукты, мука и крупы. Визуальные аспекты ментальных карт способствуют развитию образного мышления и позволяют провести анализ системы производства и переработки сельскохозяйственной продукции, которая содержит в себе множество подотраслей, таких как животноводство и растениеводство, каждая из которых, в свою очередь, делится на более узкие сегменты [10]. Ментальные карты могут использоваться в образовательном процессе для структурирования и систематизации знаний по данной теме[22].При изучении профессии повара в старшем школьном возрасте ментальные карты эффективны для составления рецептов и процесса приготовления блюд.Обязанность педагога заключается в направлении воспитанника на освоение базового алгоритма профессиональной деятельности, который обеспечит дошкольнику возможность самостоятельно развивать и совершенствовать приобретенные знания. Кроме того, важно, чтобы ребенок мог адаптировать эти знания для их эффективного применения в условиях динамично трансформирующейся социальной среды, поэтому дидактические игры необходимо совершенствовать, вводить в них новые элементы и создавать авторские игры.Например, использованная нами в занятии основа формирования представления о профессии военного связиста основана на разработке группы авторов, успешно прошедшей апробацию [20]. В нашем случае, учитывая, что формирующий этап приходился на февраль, два занятия по этой военной специальности подготовили экспериментальную группу к Дню защитника Отечества.В контексте образовательного процесса, направленного на формирование у детей представлений о различных профессиях, активно используются разнообразные наглядные и дидактические ресурсы. К ним относятся фотоальбомы, демонстрирующие различные виды профессиональной деятельности взрослых, а также инструменты и результаты их трудовой деятельности. Применение коротких видеороликов и презентаций, визуализирующих рабочие процессы и подчеркивающих социальную важность профессий, также является важным элементом в образовательной практике. Кроме того, используются образовательные компьютерные игры, лэпбуки и тематические карточные наборы, предназначенные для закрепления у учащихся сформированных представлений о труде.В настоящее время детей могут интересовать ряд профессий, которые по техническим условиям не могут быть представлены в условиях групповых помещений дошкольной образовательной организации. Эту проблему позволяет решить сюжетно-дидактическая игра. В данной игре есть сюжет, могут быть роли, которые необходимо распределить либо выполнить действия по ходу игры в соответствии с ролями, предусмотренные сюжетом; есть правила, которые, с одной стороны, продиктованы трудовыми действиями профессий, с другой стороны, правилами дидактической игры.Сюжетно-дидактические игры не предполагают использования натуральных предметов или их заместителей, а возможно использования предметных и сюжетных картинок. В зависимости от размера материалов сюжетно-дидактические игры могут быть настольными или напольными. Итак, в третьей главе были рассмотрены вопросы необходимости педагогического проектирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о профессиях. Современный период развития и интернет предоставляет множество материалов как для использования, так и собственного творчества и авторства. Изучив опыт других педагогов, обязательно появляются идеи, как эффективно обучать и воспитывать детей. Экспериментальная программа показала, что дети активно усваивают знания о новых, ранее незнакомых им профессиях. Этап формирования представлений при помощи дидактических игр проходит быстро, далее можно переходить к развитию представлений при помощи сюжетно-дидактических игр.Поскольку профессии – это мир взрослых, к такого рода программам нужно привлекать взрослых, особенно пап. Родители могут принимать участие в разработке игр, подготовке к занятиям, изготовлению материалов, инструментов, наглядных пособий.Итак, роль дидактических игр в формировании представлений о профессиях наиболее значима и должна еще больше увеличиваться с использованием, в частности, компьютерных разработок.ЗАКЛЮЧЕНИЕЦель исследования заключалась в разработке методики формирования представлений о профессиях у старших дошкольников посредством дидактических игр.В ходе решения поставленных задач были сделаны следующие выводы.Принимая во внимание преобладание игровой деятельности как доминирующего вида в дошкольный период, актуализация знакомства с трудовой деятельностью взрослых достигается наиболее эффективно через организацию различных форм игр. В старшем дошкольном возрасте, благодаря эволюции внеситуативно-делового взаимодействия, у детей наблюдается увеличение вовлечённости в игры с установленными правилами, одним из видов которых выступают дидактические игры. Особенностью дидактических игр является их двойная задача – образовательная и игровая, реализация которой происходит в активной форме.В условиях современного этапа развития дошкольного образования отмечается возрастание значимости информационно-коммуникативных технологий (ИКТ), что согласуется с общим направлением информатизации общества. Внедрение ИКТ в профессиональную деятельность педагогов дошкольных образовательных учреждений, в частности в процесс ознакомления детей с трудом взрослых, способствует повышению открытости, адаптивности и целенаправленности образовательного процесса.Во второй главе проведен анализ наиболее популярных образовательных программ в дошкольном учреждении. Учитывая, что с большой вероятностью в образовании на всех этапах произойдут изменения – от концепции «образовательной услуги» – к государственному заказу на воспитание граждан, способных возглавить и управлять новыми технологиями –образовательные программы будут также изменяться. Рассмотрена характеристика дидактической игры, значение которой в этом контексте возрастает.В третьей главе рассмотрены вопросы необходимости педагогического проектирования занятий с детьми старшего дошкольного возраста по формированию представлений о профессиях. Современный период развития и интернет предоставляет множество материалов как для использования, так и собственного творчества и авторства. Изучив опыт других педагогов, обязательно появляются идеи, как эффективно обучать и воспитывать детей. Экспериментальная программа показала, что дети активно усваивают знания о новых, ранее незнакомых им профессиях. Этап формирования представлений при помощи дидактических игр проходит быстро, далее можно переходить к развитию представлений при помощи сюжетно-дидактических игр.Поскольку профессии – это мир взрослых, к такого рода программам нужно привлекать взрослых, особенно пап. Родители могут принимать участие в разработке игр, подготовке к занятиям, изготовлению материалов, инструментов, наглядных пособий.Итак, роль дидактических игр в формировании представлений о профессиях наиболее значима и должна еще больше увеличиваться с использованием, в частности, компьютерных разработок.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАлябьева, Е.А. Играем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера 2018. – 128 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/457646/ (дата обращения 15.01.2024).Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 134 с.Варламова, Е.В. Вхождение в профессию: из опыта работы по формированию у старших дошкольников представлений о профессиях / Е.В. Варламова // Поволжский педагогический вестник. – 2020. – Т. 8. – № 3 (28). – С. 64-68.Вахрушева, Л.Н. Развитие представлений о строительных профессиях у старших дошкольников в процессе проекта / Л.Н. Вахрушева, Е.А. Крохина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021.–№ 1 (49). – С. 29-34.Гайнутдинова, А.Х. Ознакомление дошкольников с профессиями посредством дидактических игр / А.Х. Гайнутдинова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 5-1. – С. 78-81.Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Пи- тер Пресс, 2019. – 464 c. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. 5-6 лет. Старшая группа / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 80 с.Зимарева, Е.А. Формирование прединженерного мышления старших дошкольников / Е.А. Зимарева, Е.Н. Скавычева // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – № 3. – С. 39-49.Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с. –Текст : непосредственный.Караськова, Е.Б. Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Профессии в растениеводстве сельского хозяйства» / Е.Б. Караськова, Л. В. Севальнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8780/ (дата обращения: 17.0.2024).Козлова, С.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с.– EDN: XSSEFNКомплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст]. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352 с.Кондрашов, В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2001.–23 с.– EDN: NLXMZFКоссе, В.В. Дидактическая игра как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста / В.В. Коссе // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2022. – Т. 2. – № 14-3. – С. 144-149.Крулехт, М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 176 с. Логинова, В. И. Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: сб. ст. / сост. Л. В. Русскова. М.: Просвещение, 1984. – С. 10–14. деятельности со взрослыми // Педагогический вестник. – 2012. – № 3. – С. 15–19. Логинова, В.И. Теоретические подходы к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых. – URL: https://mybiblioteka.su/tom2/3-181134.html (дата обращения: 18.01.2024).Люблинская, А.А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва : Просвещение, 1977. – 256 с. – URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=85229 (дата обращения: 20.01.2024). Макарова, В.Н.Состояние проблемы ознакомления детей с трудом взрослых в практике дошкольного образования / В.Н. Макарова. В.В. Храмцова // Актуальные вопросы науки и практики. – Уфа, 2022. – С. 40-46.Малярова, В.П. «Есть такая профессия – Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист» / В.П. Малярова, Е.В. Клишина, О.В. Конюхина //Вопросы дошкольной педагогики. – 2023. – № 3 (62). – С. 67-69.Наумова, Н.В. Психолого-педагогические приемы формирования у дошкольников представлений о мире профессий в свете ФГОС ДО / Н.В. Наумова, О.Г. Макарова О.Г. Шарахова // Вестник Самарской гуманитарной академии.– 2016. – № 2 (20). – С. 65-71.EDN: WHLQLLНищева, Н. В. Картотека предметных картинок. Профессии. / Н. В. Нищева. – С.Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. – 64 С. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/757903/ (дата обращения 05.01.2024).Отрождения дошколы.Инновационнаяпрограммадошкольногообразования/подред.Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Изд. 5-е (инновац.), испр. и доп. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. – Текст : непосредственный.Павлова, А.Н. Детская журналистика и электронная газета как инновационная форма работы со старшими дошкольниками в детском саду / А.Н.Павлова, Т.Ф. Селиверстова // Ментор. – 2020. – № 3. – С. 32-37.Риванова, Е. В. Ментальные карты. Как научить запоминать быстро и легко // Дошкольное воспитание — 2022. – № 1.– с. 78–80. Родыгина, З.С.Развитие представлений о профессиях у старших дошкольников в процессе дидактической игры / З.С. Родыгина, С.В. Савинова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (50). – С. 152-157.Савельева, Н.Н. Проектирование процесса развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников // Социальная компетентность. – 2023. – Т. 8. – № 2. – С. 29–37.Сальникова, Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / Т.Г. Сальникова – Вып. 1. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 40 с.Сорока, О.Г. Дидактические игры для младших школьников в Интернете: учимся и играем / О.Г. Сорока, И.Н. Васильева https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710878926&tld(дата обращения 10.01.202Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения 01.12.2024).Сурудина, Е.А. Формирование представлений о мире профессий у старших дошкольников / Е.А. Сурудина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 61-14. – С. 11-16.Тавстуха, О.Г. Знакомимся с профессиями Методическая разработка по расширению представлений старших дошкольников о мире профессий посредством игры / О.Г. Тавстуха, О.В. Юруткина. – Оренбург, 2022. – 83 с.Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с. ФГОС Дошкольное образование. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=ltyhbyw398898288584 (дата обращения 01.12.2024).Ханова, Т.Г. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий через использование компьютерных игр / Т.Г. Ханова, Е.В. Ермолаева // Воспитание как стратегический национальный приоритет. – Екатеринбург, 2021. – С. 114-119.Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях: метод. пособие / Т.А.Шорыгина. – М.: Сфера, 2017. – 128 с. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они?: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А.Шорыгина. –М.: Гном, 2013.–96 с.Яфизова, Р.Я. Обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях их будущего / Р.Я. Яфизова, Л.К. Ничипоренко // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16, № 4. – С. 151–160. – DOI: 10.21209/2658-7114-2021-16-4-151-160. ПРИЛОЖЕНИЕ«Есть такая профессия — Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист»

1. Алябьева, Е.А. Играем в профессии: занятия, игры, беседы с детьми 5–7 лет / Е.А. Алябьева. – М.: ТЦ Сфера 2018. – 128 с. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/457646/ (дата обращения 15.01.2024).
2. Буре, Р.С. Дошкольник и труд. Теория и методика трудового воспитания: пособие для педагогов дошкольных учреждений / Р.С. Буре. – М.: Мозаика-синтез, 2011. – 134 с.
3. Варламова, Е.В. Вхождение в профессию: из опыта работы по формированию у старших дошкольников представлений о профессиях / Е.В. Варламова // Поволжский педагогический вестник. – 2020. – Т. 8. – № 3 (28). – С. 64-68.
4. Вахрушева, Л.Н. Развитие представлений о строительных профессиях у старших дошкольников в процессе проекта / Л.Н. Вахрушева, Е.А. Крохина // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021.– № 1 (49). – С. 29-34.
5. Гайнутдинова, А.Х. Ознакомление дошкольников с профессиями посредством дидактических игр / А.Х. Гайнутдинова // Вопросы педагогики. – 2022. – № 5-1. – С. 78-81.
6. Гогоберидзе, А.Г. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения для бакалавров / А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб.: Пи- тер Пресс, 2019. – 464 c.
7. Дыбина, О.В. Ознакомление с предметным и социальным окружением. 5-6 лет. Старшая группа / О.В. Дыбина. – М.: Мозаика-синтез, 2017. – 80 с.
8. Зимарева, Е.А. Формирование прединженерного мышления старших дошкольников / Е.А. Зимарева, Е.Н. Скавычева // Ученые записки НТГСПИ. Серия: Педагогика и психология. – 2023. – № 3. – С. 39-49.
9. Истоки: примерная образовательная программа дошкольного образования. – 5-е изд. – Москва : ТЦ Сфера, 2014. – 161 с. –Текст : непосредственный.
10. Караськова, Е.Б. Методическая разработка организованной образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста «Профессии в растениеводстве сельского хозяйства» / Е.Б. Караськова, Л. В. Севальнева. — Текст : непосредственный // Вопросы дошкольной педагогики. — 2023. — № 11 (70). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/th/1/archive/260/8780/ (дата обращения: 17.0.2024).
11. Козлова, С.А. Куликова Дошкольная педагогика: учебное пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / С.А. Козлова, Т.А. Куликова. – М.: Академия, 2000. – 416 с. – EDN: XSSEFN
12. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» [Текст]. / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб. : ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2019. – 352 с.
13. Кондрашов, В.П. Формирование представлений о мире профессий в условиях игровой деятельности дошкольников: автореф. дис. … канд. пед. наук. – Саратов, 2001.– 23 с. – EDN: NLXMZF
14. Коссе, В.В. Дидактическая игра как средство формирования представлений о мире профессий у детей старшего дошкольного возраста / В.В. Коссе // Вестник студенческого научного общества ГОУ ВПО «Донецкий национальный университет». – 2022. – Т. 2. – № 14-3. – С. 144-149.
15. Крулехт, М.В., Крулехт А.А. Образовательная область «Труд». Как работать по программе «Детство»: учеб.-метод. пособие / науч. ред. А.Г. Гогоберидзе. – СПб.: Детство-Пресс, 2012. – 176 с.
16. Логинова, В. И. Формирование представлений об общественной значимости труда взрослых // Трудовое воспитание детей дошкольного возраста: сб. ст. / сост. Л. В. Русскова. М.: Просвещение, 1984. – С. 10–14. деятельности со взрослыми // Педагогический вестник. – 2012. – № 3. – С. 15–19.
17. Логинова, В.И. Теоретические подходы к проблеме ознакомления дошкольников с трудом взрослых. – URL: https://mybiblioteka.su/tom2/3-181134.html (дата обращения: 18.01.2024).
18. Люблинская, А.А. Детская психология / А. А. Люблинская. – Москва : Просвещение, 1977. – 256 с. – URL: http://5fan.ru/wievjob.php?id=85229 (дата обращения: 20.01.2024).
19. Макарова, В.Н. Состояние проблемы ознакомления детей с трудом взрослых в практике дошкольного образования / В.Н. Макарова. В.В. Храмцова // Актуальные вопросы науки и практики. – Уфа, 2022. – С. 40-46.
20. Малярова, В.П. «Есть такая профессия – Родину защищать!»: конспект интегрированного занятия по ознакомлению старших дошкольников с профессией «военный связист» / В.П. Малярова, Е.В. Клишина, О.В. Конюхина // Вопросы дошкольной педагогики. – 2023. – № 3 (62). – С. 67-69.
21. Наумова, Н.В. Психолого-педагогические приемы формирования у дошкольников представлений о мире профессий в свете ФГОС ДО / Н.В. Наумова, О.Г. Макарова О.Г. Шарахова // Вестник Самарской гуманитарной академии. – 2016. – № 2 (20). – С. 65-71. EDN: WHLQLL
22. Нищева, Н. В. Картотека предметных картинок. Профессии. / Н. В. Нищева. – С.Пб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2021. – 64 С. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://www.labirint.ru/books/757903/ (дата обращения 05.01.2024).
23. От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования / под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. – Изд. 5-е (инновац.), испр. и доп. – Москва : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2019. – 336 с. – Текст : непосредственный.
24. Павлова, А.Н. Детская журналистика и электронная газета как инновационная форма работы со старшими дошкольниками в детском саду / А.Н. Павлова, Т.Ф. Селиверстова // Ментор. – 2020. – № 3. – С. 32-37.
25. Риванова, Е. В. Ментальные карты. Как научить запоминать быстро и легко // Дошкольное воспитание — 2022. – № 1.– с. 78–80.
26. Родыгина, З.С. Развитие представлений о профессиях у старших дошкольников в процессе дидактической игры / З.С. Родыгина, С.В. Савинова // Вестник Шадринского государственного педагогического университета. – 2021. – № 2 (50). – С. 152-157.
27. Савельева, Н.Н. Проектирование процесса развития сюжетно-ролевой игры у старших дошкольников // Социальная компетентность. – 2023. – Т. 8. – № 2. – С. 29–37.
28. Сальникова, Т.Г. Детям о профессиях. Ранняя профориентация детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) / Т.Г. Сальникова – Вып. 1. – СПб.: Детство-пресс, 2017. – 40 с.
29. Сорока, О.Г. Дидактические игры для младших школьников в Интернете: учимся и играем / О.Г. Сорока, И.Н. Васильева https://docs.yandex.ru/docs/view?tm=1710878926&tld (дата обращения 10.01.202
30. Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. Утверждена Распоряжением Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения 01.12.2024).
31. Сурудина, Е.А. Формирование представлений о мире профессий у старших дошкольников / Е.А. Сурудина // Тенденции развития науки и образования. – 2020. – № 61-14. – С. 11-16.
32. Тавстуха, О.Г. Знакомимся с профессиями Методическая разработка по расширению представлений старших дошкольников о мире профессий посредством игры / О.Г. Тавстуха, О.В. Юруткина. – Оренбург, 2022. – 83 с.
33. Урунтаева, Г. А. Практикум по психологии дошкольника: учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / Г.А Урунтаева. – М.: Академия, 2012. – 368 с.
34. ФГОС Дошкольное образование. Утвержден приказом Минобрнауки России от 17.10.2013 N 1155 (ред. от 21.01.2019) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-do/?ysclid=ltyhbyw398898288584 (дата обращения 01.12.2024).
35. Ханова, Т.Г. Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с миром профессий через использование компьютерных игр / Т.Г. Ханова, Е.В. Ермолаева // Воспитание как стратегический национальный приоритет. – Екатеринбург, 2021. – С. 114-119.
36. Шорыгина, Т.А. Беседы о профессиях: метод. пособие / Т.А. Шорыгина. – М.: Сфера, 2017. – 128 с.
37. Шорыгина, Т.А. Профессии. Какие они?: книга для воспитателей, гувернеров и родителей / Т.А. Шорыгина. – М.: Гном, 2013.– 96 с.
38. Яфизова, Р.Я. Обогащение представлений детей старшего дошкольного возраста о профессиях их будущего / Р.Я. Яфизова, Л.К. Ничипоренко // Учёные записки Забайкальского государственного университета. – 2021. – Т. 16, № 4. – С. 151–160. – DOI: 10.21209/2658-7114-2021-16-4-151-160.