Обучение слушанию как виду речевой деятельности.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Русский язык и культура речи
  • 39 39 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 23.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛУШАНИЮ 5
1.1 Психологические аспекты обучения слушанию 5
1.2 Методы обучения слушанию 8
1.3 Применение обучения слушанию в образовательных учреждениях 15
Выводы по первой главе 20
ГЛАВА 2. СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ ОБУЧЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ СЛУШАНИЮ КАК ВИДУ РЕЧЕВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 22
2.1 Проектирование методики обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности 22
2.2 Проектирование методики обучения младших школьников слушанию как виду речевой деятельности 27
Выводы по второй главе. 31
Заключение 33
Список литературы 34
Приложения 36

Фрагмент для ознакомления

Этапы обучения слушанию как речевой деятельности представлены в таблице 5 (приложение 2).Обучение слушанию должно строиться на различных видах обучающей работы: дискуссии, беседе, рассказывании историй, ответах на вопросы, анализе устных текстов, составлении плана, выполнении различных упражнений на слушание, работе со схемами, наблюдениями, иллюстрациями и демонстрациями. Для занятий по слушанию как речевой и учебной деятельности предлагается включать в уроки задания на слушание, которые будут включать в себя следующие виды упражнений (приложение 3).Кроме того, для развития навыков слушания необходимо совершенствовать следующие навыки:- разделить текст на смысловые части, установить логические связи между элементами текста;- отделить главное от главного и удержать главное в уме, определить смысловой центр предложения;- определить тему сообщения;- выделить главную мысль;- принимать и удерживать в памяти сообщение, предъявляемое один раз.Выделяя основные виды упражнений на слушание, мы опирались на два фактора: принцип уровня упражнений и направленность действий на формирование речевых и учебных навыков. Такой подход позволяет сформулировать определение основных видов упражнений, обучающих пониманию звуковой речи, следующим образом:− первая группа (подготовительные упражнения) – упражнения, формирующие умение овладевать навыком распознавания речи путем преодоления трудностей прислушания, возникающих на уровне слов, словосочетаний, предложений, и направленные на развитие навыков слушания;− вторая группа (речевые упражнения) – упражнения, обеспечивающие практику слушания на основе комплексной адаптации трудностей, возникающих при распознавании смыслового содержания звуковой речи, и направленные на развитие навыков, обеспечивающих процесс слушания;- третья группа упражнений на проверку понимания.Таким образом, была разработана и предложена методика обучения слушанию как виду речевой деятельности с использованием определенных групп заданий, позволяющих не только научиться правильно слушать, но и совершенствовать навыки понимания и запоминания услышанного. При этом методика направлена не только на развитие слушания, но и на развитие других видов речи, например письма, говорения.Предлагаемый метод позволяет учащимся развивать творческие способности посредством упражнений с использованием звукозаписей, изображений, схем, рисунков, а также задач с возможностью придумывать и фантазировать, логически обдумывать те или иные ситуации. Такая форма обучения и игровые приемы позволят учащимся более внимательно слушать преподавателя, вызовут интерес к работе, материалам урока, сделают ребенка более мотивированным к выполнению заданий, упражнений и, следовательно, позволят ему лучше усвоить материал.и запомнить учебный материал.Выводы по второй главе.Оценка состояния навыков слушания учащихся показала необходимость разработки методики обучения слушанию младших школьников, задания и упражнения которой следует выполнять с детьми на уроках русского языка. Предлагаемое обучение слушанию как виду речевой и учебной деятельности включает в себя два направления: обучение приемам слушания (овладение действиями и операциями восприятия и понимания сообщения, воспринимаемого на слух) и обучение собственно восприятию устных сообщений на слух.Основные направления работы со студентами определялись структурной организацией речевой и учебной деятельности слушания, особенностями ее предметного содержания и были направлены на совершенствование основных умений, определяющих деятельность слушания.− умение ориентироваться в ситуации учебного общения и осознанно выбирать подходящий вид и метод слушания, формирование и совершенствование которых возможно на основе представлений о слушании;− умение извлекать смысл воспринимаемого сообщения из речевого потока;− умение в зависимости от целевой постановки представлять результат слушания в учебных текстах.ЗАКЛЮЧЕНИЕОбучение слушанию является ключевым аспектом развития коммуникативных навыков у детей и взрослых. Этот процесс не только способствует формированию умения внимательно слушать и понимать собеседника, но и развивает эмпатию, уважение к мнению других и критическое мышление. Понимание важности обучения слушанию как основы эффективного общения позволяет сформировать гармоничные отношения как в учебной среде, так и в повседневной жизни. Развитие навыков слушания способствует не только лучшему восприятию информации, но и улучшению качества взаимодействия с окружающими людьми. В целом, обучение слушанию как виду речевой деятельности имеет ключевое значение для формирования полноценной личности, способной эффективно общаться, понимать и быть понятым в различных ситуациях жизни.Изучение и развитие навыков слушания необходимо включать в образовательные программы на всех уровнях обучения, начиная с детского сада и заканчивая взрослым обучением. Этот процесс требует не только понимания значимости слушания, но и активного практического применения этих навыков в повседневной жизни. Обучение слушанию как виду речевой деятельности помогает формировать не только навыки коммуникации, но и способности адаптироваться к разнообразным ситуациям общения, улучшая качество межличностных отношений и повышая эффективность командной работы.Таким образом, освоение навыков слушания является неотъемлемой частью развития личности, способствует формированию гармоничных отношений и повышению качества жизни как индивида, так и общества в целом. Внедрение обучения слушанию в образовательный процесс открывает новые возможности для развития коммуникативных навыков и создания понимающего и поддерживающего общества.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ1. Айрумян, Г. С. Особенности речевого развития (устного и письменного) / Г. С. Айрумян. - Пермь : Меркурий, 2023. - С. 1-4. 2. Анциферова, Е. Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка / Е. Г. Анциферова. // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 267-268. 3. Бортников В. И. Русский язык и культура речи./ Бортников В. И. - М.: Флинта. 2021. 94 с.4. Васильева М. Н. Русский язык и культура речи для студентов медицинских вузов./ Васильева М. Н. - М.: Флинта. 2022. 84 с.5. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи./ Введенская Л. А. - М.: Феникс. 2022. 381 с.6. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. // Молодой ученый. - 2022. - № 14 (73). - С. 289-292. 7. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм./ Иванова-Лукьянова Г. Н. М.: Флинта. 2022. 200 с.8. Козырев В. А. Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация./ Козырев В. А. - М.: Юрайт. 2024. 168 с.9. Малыгина, Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию / Е. В. Малыгина. // Молодой ученый. - 2020. - № 7 (18). - С. 283-287. 10. Милославский И. Г. Современный русский язык. Культура речи и грамматика./ Милославский И. Г. - М.: Юрайт. 2024. 164 с.11. Пряхина С.Д. Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах / С. Д. Пряхина.// Молодой ученый. - 2021. - № 20 (258). - С. 500-502. 12. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина.// Молодой ученый. - 2022. -№ 4 (108). - С. 809-813. 13. Рахимова, Н. Х. Значение теории речевой деятельности / Н. Х. Рахимова. // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (105). - С. 748-750. 14. Рубец, А. А. Текст как основа речевого развития школьников / А. А. Рубец. // Молодой ученый. - 2022. - № 39 (277). - С. 258-259.15. Фролова, О. А. Речевое развитие младших школьников / О. А. Фролова. // Молодой ученый. - 2022. - № 46 (284). - С. 320-321. Электронные ресурсы16. Буриев И.Э. Развитие речевой деятельности учащихся при изучении русского языка. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoy-deyatelnosti17. ГБОУ СОШ №296 Электронный ресурс, режим доступа: https://sch296.spb.ru/?ysclid=lu5c26olza39413492918. Иванова Е.В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-deyatelnost 19. Квасных Г. С. Формирование речевой деятельности младшего школьника на уроках русского языка. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevoy-deyatelnosti 20. Юртаев С.В. Осознаваемость речевой деятельности учащимися и приемы формирования понятия "текст" на уроках русского языка в начальной школе. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osoznavaemost-rechevoy ПРИЛОЖЕНИЯПриложение 1Таблица 2 - Характеристика уровней слушания по таким критериям как степень глубины, полноты и отчетливости пониманияПоказательУровень понимания воспринимаемого на слух текстаКритерийУровень отчетливости пониманияУровни слушанияНачальный уровеньНизкая степень отчетливости, смутное пониманиеБазовый уровеньСубъективное осмысление, понимание текста, отсутствие анализа услышанногоУровень умелого владенияОтчетливое понимание, воспроизводимое максимально словами исходного текстаПродвинутый уровеньОтчетливое понимание, воспроизводимое свободно своими словамиТаблица 3 - Распределение учащихся по уровням слушания как вида речевой деятельности№ ответаНачальный уровеньБазовый уровеньУровень умелого владенияПродвинутый уровеньКоличество, чел.8144-Количество, %30,853.815,4-Таблица 4 – Этапы обучения слушанию как виду учебной деятельностиЭтапЦель этапаЗадачи этапа, формируемые уменияМетоды и приемыМотивационнопобудительныйФормирование представлений о слушании, его роли в общенииФормирование мотивации слушать; формирование представлений об аудировании, его особенностях.Обыгрывание ситуаций, использование проблемных вопросов и задач; создание учебных речевых ситуаций, требующих организации аудирования для решения поставленной учебной задачи;ОриентировочноисследовательскийОбучение методам и способам слушанияФормирование представлений о функциях аудирования; формирование умений выбирать вид аудирования; формирование умений использовать текущую или отсроченную запись воспринимаемого сообщенияИсполнительный этапЗакрепление полученных знаний о слушанииПростое произношение услышанной информации, произношение услышанной информации с выражением собственного отношения к услышанномуПриложение 2Таблица 5 – Этапы обучения слушанию как виду речевой деятельности ЭтапЦель этапаЗадачи этапа, формируемые уменияМетоды и приемыОбучение глобальному слушаниюРазвитий навыков глобального слушанияУмение предположить и определить тему текста; отдельные факты в начале текста; определить общий смысл услышанного; способность соотносить воспринимаемую информацию с сознательной информацией, понимать связь между отдельными фактами.понять их связь с целым.Семантический анализ; приписывание аудиально воспринимаемой информации собственному опыту; предвидение развития темы сообщения; определение известной и неизвестной информации; определение интереса к теме выступления (нравится или не нравится содержание выступления)Обучение детальному слушаниюРазвитие навыков детального слушанияУмение понимать структуру текста; устанавливать смысловые связи между информационными разделами; определить ключевые слова; возможность выделить детали; выделить главное и второстепенное в сообщении.Обучение критическом у слушаниюРазвитие навыков критического слушанияУмение предположить и определить точку зрения автора, цель сообщения; умение обобщать, делать выводы, устанавливать собственное отношение к воспринятой информации, оценивать сообщение с точки зрения его информативной значимости, проблемности, соответствия интересам слушателя.Приложение 3Типы упражнений«Разделяйте, как делили работу» В. ОсееваСтарый профессор жил один. Его ученики давно выросли, но не забыли своего бывшего учителя. Однажды к нему пришли два мальчика и сказали:«Наши мамы послали нас помочь вам. Воспитательница поблагодарила их и попросила мальчиков наполнить пустую ванну водой. Она стояла в саду. Вокруг нее на скамейке были сложены лейки и ведра. А на елке висела ведерко с игрушками, маленькое и легкое, как перышко, из которого воспитательница в жаркую погоду пила воду.Один из мальчиков выбрал крепкое железное ведро, ударил пальцем по дну и медленно пошел к колодцу; другой взял с дерева игрушечное ведро и побежал за другом.Несколько раз мальчики ходили к колодцу и возвращались. Профессор смотрел на них из окна. Над цветами кружили пчелы. В саду пахло медом. Ребята весело беседовали. Один из них часто останавливался, ставил на землю тяжелое ведро и вытирал пот со лба. Другой бежал рядом с ним, расплескивая воду в игрушечное ведро.Когда чан наполнился, хозяин подозвал двух мальчиков, поблагодарил их, затем поставил на стол большой глиняный кувшин, наполненный медом, а рядом с ним граненый стакан, наполненный медом.«Отнесите эти подарки своим матерям, — сказал профессор, — и пусть каждая из вас возьмет то, что заслуживает». Но никто из мальчиков не подал руку.«Мы не можем поделиться этим», — сказали они со смущением.«Разделите это, как вы делите работу», — спокойно сказал профессор.Вопросы:1. Кто помог детям?А) Их матьБ) Старый дедушкаВ) Бывший учитель2. Кто пришел на помощь?А) два мальчикаБ) Две девушкиВ) мальчик и девочка3. Что просили залить водой?ВедроБ) ВанночкаВ) Ну4. Как детей поблагодарили за работу?А) кувшин медаБ) Стакан медаВ) кувшин и стакан меда5. Как вы поняли фразу: «Делите, как делите работу»Также естьБ) кто заслуживаетчто в) кто что возьмет6. Какая пословица раскрывает основную мысль рассказа?А) Терпение и трудолюбие все переусердствуютБ) о труде и вознаграждениив) вам нелегко вытащить рыбу из прудаРазвитие навыков слушания и воспроизведение услышанного.Цель: Развивать умение слушать, воображать и рассуждать.Материалы: словарные карточки со словами, детские творческие работы (иллюстрации, стихи, рассказы), парча, осенние картины.Ход урока.1. Организационный момент.Приветствие.2. Определение проблемы обучения.- Сегодня на уроке мы продолжим развивать умение слушать, представлять, рассказывать, высказывать свое мнение. Для этого мы совершим путешествие в короткий, но удивительный период – осень.- Ребята, а кто знает, какой поэт сказал такое об осени? («Короткое, но прекрасное время»)- Кто может назвать стихотворение, в котором есть эти строки?- Итак, мы отправляемся в путешествие.3. Проверка домашнего задания.- Дома нужно было выбрать один из осенних месяцев, нарисовать его и рассказать, почему вы его выбрали. Начнем с месяца, когда начинается осень.- Прочитайте написание слова сентябрь.Скажи мне, что ты хочешь сказать в этом месяце.- Откуда ты знаешь, что сейчас сентябрь?Орфографическое прочтение слова октябрь. Детские истории этого месяца.Орфографическое чтение слова ноябрь. Детские истории этого месяца.- Вы проделали важную и интересную работу дома. Мне очень понравилось все, что ты сделал. Теперь я хочу рассказать вам о моем домашнем задании.4. Введение в предмет.Моей задачей было написать рассказ об осени, который я предлагаю вам внимательно послушать, прочувствовать и затем попытаться передать то, что понятно. Я верю, что у тебя все получится.5. Прочитайте рассказ.Когда пришло время работы, Осень взяла самые яркие краски и пошла с ними в лес. Спокойствие в осеннем лесу. Листья осины покраснели, как спелые яблоки. К небольшому ручью пришла осень. В ручье было прохладно, и по его водной глади плавали листья, похожие на лодки. Глядит, а недалеко от ручья, ивы собрались в круг, ветки упали. Я подобрала для них осенний наряд из золотой парчи. Только сосны да ели украшать не умели. Вокруг них стояла осень, дышащая смолистым ароматом, и я решил оставить их такими, какими они были летом: темно-зелеными.6. Работа над темой урока.- Что вы себе представляли, читая рассказ?Кто представлял себе иначе?- Кто вспомнил, какое дерево Осень пришла первой?- Как выглядели листья, плавающие в воде?- Кто помнит, какое дерево носило золотую парчу?- Кто знает, какого цвета золотая парча?7. Словарная работа.Толкование слова парча.8. Физическая минута.Представьте, что вы — деревья в осеннем лесу.9. Работа с текстом.- Я собираюсь перечитать свою историю. Для этого сядьте удобно, закройте глаза и, используя разные органы чувств, постарайтесь яснее представить, что я вам буду читать. (Прочитайте текст несколько раз).- Кто мог бы иметь более четкое представление о том, какие органы чувств задействованы?- Какие чувства вы использовали?- Кто помнит начало сказки?- Кто может продолжить историю?- Дайте краткую оценку выступающему.10. Домашнее задание.Представьте, что вы разговариваете с деревом осенью. Что бы он рассказал вам о своей жизни в осеннем лесу?11. Рефлексия.- Результатом нашей работы будет рассуждение:«Если сейчас осень, то…»- Скажите, какой работой вам нравилось заниматься? За что?

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Айрумян, Г. С. Особенности речевого развития (устного и письменного) / Г. С. Айрумян. - Пермь : Меркурий, 2023. - С. 1-4.
2. Анциферова, Е. Г. Работа по развитию речи учащихся на уроках русского языка / Е. Г. Анциферова. // Молодой ученый. - 2020. - № 4 (294). - С. 267-268.
3. Бортников В. И. Русский язык и культура речи./ Бортников В. И. - М.: Флинта. 2021. 94 с.
4. Васильева М. Н. Русский язык и культура речи для студентов медицинских вузов./ Васильева М. Н. - М.: Флинта. 2022. 84 с.
5. Введенская Л. А. Русский язык и культура речи./ Введенская Л. А. - М.: Феникс. 2022. 381 с.
6. Григорьева, Т. П. Развитие речи младших школьников / Т. П. Григорьева. // Молодой ученый. - 2022. - № 14 (73). - С. 289-292.
7. Иванова-Лукьянова Г. Н. Культура устной речи. Интонация, паузирование, логическое ударение, темп, ритм./ Иванова-Лукьянова Г. Н. М.: Флинта. 2022. 200 с.
8. Козырев В. А. Русский язык и культура речи. Современная языковая ситуация./ Козырев В. А. - М.: Юрайт. 2024. 168 с.
9. Малыгина, Е. В. Комплекс упражнений для обучения аудированию / Е. В. Малыгина. // Молодой ученый. - 2020. - № 7 (18). - С. 283-287.
10. Милославский И. Г. Современный русский язык. Культура речи и грамматика./ Милославский И. Г. - М.: Юрайт. 2024. 164 с.
11. Пряхина С.Д. Повышение речевой культуры учащихся на уроках русского языка и литературы в 5–9 классах / С. Д. Пряхина.// Молодой ученый. - 2021. - № 20 (258). - С. 500-502.
12. Пудовкина, Н. В. Развитие речи как средство обучения младших школьников родному языку / Н. В. Пудовкина.// Молодой ученый. - 2022. -№ 4 (108). - С. 809-813.
13. Рахимова, Н. Х. Значение теории речевой деятельности / Н. Х. Рахимова. // Молодой ученый. - 2021. - № 1 (105). - С. 748-750.
14. Рубец, А. А. Текст как основа речевого развития школьников / А. А. Рубец. // Молодой ученый. - 2022. - № 39 (277). - С. 258-259.
15. Фролова, О. А. Речевое развитие младших школьников / О. А. Фролова. // Молодой ученый. - 2022. - № 46 (284). - С. 320-321.
Электронные ресурсы
16. Буриев И.Э. Развитие речевой деятельности учащихся при изучении русского языка. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoy-deyatelnosti
17. ГБОУ СОШ №296 Электронный ресурс, режим доступа: https://sch296.spb.ru/?ysclid=lu5c26olza394134929
18. Иванова Е.В. Речевая деятельность, речевая культура и культура речи. К определению понятий. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/rechevaya-deyatelnost
19. Квасных Г. С. Формирование речевой деятельности младшего школьника на уроках русского языка. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-rechevoy-deyatelnosti
20. Юртаев С.В. Осознаваемость речевой деятельности учащимися и приемы формирования понятия "текст" на уроках русского языка в начальной школе. Электронный ресурс, режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/osoznavaemost-rechevoy