Проект «Вежливые слова» как средство формирования формул речевого этикета у детей шестого года жизни.
Заказать уникальную дипломную работу- 49 49 страниц
- 32 + 32 источника
- Добавлена 09.07.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 7
1.1 Понятие «формулы речевого этикета» и особенности их формирования у детей дошкольного возраста 7
1.2 Сущность проектной деятельности, виды и этапы проектной деятельности 11
1.3 Возможности проектной деятельности в процессе формирования формул речевого этикета у детей шестого года жизни 16
Выводы по первой главе 20
2. ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ФОРМУЛ РЕЧЕВОГО ЭТИКЕТА У ДЕТЕЙ ШЕСТОГО ГОДА ЖИЗНИ В ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 21
2.1 Диагностика уровня сформированности формул речевого этикета у детей шестого года жизни 21
2.2 Содержание проекта «Вежливые слова» в процессе формирования формул речевого этикета у детей шестого года жизни 29
2.3 Практические рекомендации по использованию проекта «Вежливые слова» в работе с детьми шестого года жизни 35
Выводы по второй главе 37
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 40
ПРИЛОЖЕНИЕ А Дидактическая игра «Вежливые слова» 44
ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект занятия «Что такое этикет?» 46
Проект включает взаимодействие с родителями. Это могут быть такие направления, как участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды, в проектной деятельности. Взаимодействие с родителями может осуществляться в следующих формах: родительские собрания, консультирование родителей (индивидуальное и групповое) по вопросам ознакомления детей с формулами речевого этикета, оформление уголка для родителей по каждой теме, помощь в выполнении проекта, организация совместного досуга (викторина, чаепитие) по итогам завершения проекта.Таким образом, в ходе практической работы был разработан проект «Вежливые слова», направленный на ознакомление детей шестого года жизни с формулами речевого этикета. Проект включает организацию образовательной деятельности с детьми в форме занятий, в ходе которых дошкольники знакомятся с формулами речевого этикета.Закрепление полученных знаний осуществляется в игровой и творческой деятельности детей, а также посредством чтения и обсуждения художественной литературы. Проект осуществляется на основе принципов учета индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; системности и комплексности; сотрудничества детей и взрослых, в том числе родителей; наглядности, доступности, деятельностного подхода (формирование формул речевого этикета у детей шестого года жизни в различных видах деятельности).2.3Практические рекомендации по использованию проекта «Вежливые слова» в работе с детьми шестого года жизниКонспекты игры, занятия в рамках проекта Вежливые слова» представлены в Приложении.Работа по реализации проекта осуществляется в три этапа.Первый этап – подготовительный. На данном этапе проводится подготовка материалов для реализации мероприятий в рамках проекта «Вежливые слова»: – создание предметно-развивающей среды в группе для организации проектной деятельности;– беседа с детьми о предстоящей работе, формирование интереса к данному виду деятельности. Также должно быть подготовлено и проведено вводное родительское собрание с целью сообщения задач предстоящей работы, формирование у родителей активной позиции, интереса к проводимой работе, стремления оказывать помощь детям в процессе создания проектов.Следующий этап – основной. Каждая неделя может быть посвящена определенной теме проекта.Каждая тема изучается на протяжении одной недели. Содержание работы по формированию формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста включает различные виды игр (дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры), чтение художественной литературы, творческую деятельность. Ознакомление детей с формулами речевого этикета осуществляется в образовательной деятельности (занятиях) по следующим темам: «Что такое этикет?», «Формулы приветствия», «Формулы благодарности», «Формулы просьбы», «Формулы извинения», «Формулы прощания». Дети последовательно изучают речевые формулы, учатся их использовать в игровых и коммуникативных ситуациях. Для этого проводятся следующие дидактические игры:– знакомство с понятием «этикет»: «Вежливые слова», «Вежливое эхо», «Как вести себя», «Почему говорят: «Здравствуй»?»;– «речевые формулы приветствия»: «Приветствие», «Кто знает больше слов?», «Четвертый лишний», «Лото», «Учимся здороваться»;– «речевые формулы благодарности»: «Азбука вежливых слов», «Закончи предложение», «Знаем все вежливые слова»;– «речевые формулы просьбы»: «Игры с мячом», «Лото», «Слова-просьбы»;– «речевые формулы извинения, прощания»: «Вежливые слова», «Вежливое эхо», «Вежливые отгадки».Пример дидактической игры представлен в Приложении.Закрепление формул речевого этикета также осуществляется в сюжетно-ролевых играх «Семья», «В театре», «Магазин», «Кафе», в играх-драматизациях «Конфликтная ситуация», «Ссора», «Не поделили игрушку» и др.Важное значение в формировании формул речевого этикета имеет чтение и обсуждение художественной литературы. Для формирования представлений об этикете можно использовать такие произведения, как «Телефон», «Огурцы» Н. Носов, пословицы, поговорки, загадки, «Вовка – добрая душа» А. Барто, «Добрые слова»О. Дриз, «Будьте добры»Л. Татьяничева, «Простите» Н. Юсупов, «Ребята и утята»М.М. Пришвин.Заключительный этап – проведение досугового мероприятия совместно с родителями «Знатоки этикета».Особое значение в реализации разработанной системы имеет взаимодействие с родителями, поэтому, педагог обязан наладить контакт с семьей, родители должны быть ознакомлены с целью, задачами и содержанием работы. Педагог определяет и тематику мероприятий для родителей:Вводное родительское собрание: ознакомление родителей с проводимой работой по формированию у детей старшего дошкольного возраста формул речевого этикета.Семинар-дискуссия «Формирование формул речевого этикета у детей старшего дошкольного возраста» с обменом опытом родителей по данной теме.Проектная деятельность в течение всего формирующего этапа эмпирического исследования.Наглядные формы работы: оформление родительского уголка в приемной группы.Активные формы взаимодействия: общение посредством электронной почты (решение актуальных вопросов, расписание мероприятий).Совместное досуговое мероприятие с детьми «Знатоки этикета» в форме викторины.Заключительное родительское собрание: подведение итогов, обозначение перспектив дальнейшей работы в данном направлении.Выводы по второй главеПрактическая работа по проблеме исследования включала проведение диагностики уровня сформированности формул речевого этикета у детей шестого года жизни, разработку проекта «Вежливые слова» и составление рекомендаций по его использованию в старшей группе.Результаты диагностики показали, что у 10% детей формулы речевого этикета сформированы на высоком уровне. У детей сформированы знания и представления о нормах поведения в процессе общения, основные формулы речевого этикета приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности. Средний уровень сформированности формул речевого этикета выявлен у 50% детей. Знания и представления сформированы частично, не систематизированы, знания о формулах речевого этикета неполные. Низкий уровень формул речевого этикета выявлен у 40% детей. В процессе общения и совместной деятельности со сверстниками не применяются формулы просьбы, благодарности, извинения, приветствия и прощания.Проект «Вежливые слова» был разработан для детей шестого года жизни. Проект включает занятия, в ходе которых дети знакомятся с формулами речевого этикета. Также проект предполагает организацию игровой и творческой деятельности детей, а также чтение и обсуждение художественной литературы. Работа в рамках проекта должна осуществляться на основе принципов учета индивидуальных и возрастных особенностей детей старшего дошкольного возраста; системности и комплексности; сотрудничества детей и взрослых, в том числе родителей; наглядности, доступности, деятельностного подхода (формирование формул речевого этикета у детей шестого года жизни в различных видах деятельности).ЗАКЛЮЧЕНИЕАнализ научной литературы показал, что понятие «формулы речевого этикета» означает совокупность слов, используемых в процессе речевого общения. К формулам речевого этикета относятся слова вежливости, приветствия и прощания, обращения к собеседнику. В старшем дошкольном возрасте у детей формируются различные формулы речевого этикета в следующих ситуациях: приветствие, прощание, просьба, благодарность, извинение, приглашение.В процессе формирования формул речевого этикета у детей используются различные средства, такие как игра, беседа, упражнения, режимные моменты, проектная деятельность.Проектная деятельность предполагает создание оригинального замысла, определение этапов его реализации, следование задуманному плану, доведение начатого дела до конечной цели. Проектная деятельность основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность дошкольников. Виды проектов включают исследовательские, игровые, информационные, творческие.Проектная деятельность основывается на интересах детей, предполагает самостоятельную активность дошкольников. Проектная деятельность является эффективным средством для формирования у детей старшего дошкольного возраста формул речевого этикета.Для исследования уровня сформированности формул речевого этикета у детей шестого года жизни было проведено исследование. Для диагностики уровня сформированности формул речевого этикета у детей шестого года жизни использовались методики:«Неоконченные ситуации», авторы А.М. Щетинина, Л.В. Кирс, «Диагностика развития общения со сверстниками», авторы И.А. Орлова, В.М. Холмогорова, Рукавички», автор Г.А. Цукерман.Высокий уровень сформированности формул речевого этикета выявлен у 10% детей, у них сформированы знания и представления о нормах поведения в процессе общения, основные формулы речевого этикета приветствия, прощания, просьбы, извинения, благодарности, которые активно используются в процессе общения и совместной деятельности детей. Средний уровень сформированности формул речевого этикета выявлен у 50% детей: знания о формулах речевого этикета неполные. Знания и представления сформированы частично, не систематизированы, знания о формулах речевого этикета неполные. Дети владеют только некоторыми формулами приветствия, прощания, при этом редко используются речевые формулы просьбы, благодарности, извинения. Низкий уровень формул речевого этикета выявлен у 40% детей. Знания и представления о речевом этикете не сформированы, формулы речевого этикета не используются либо проговариваются редко по требованию взрослого. В процессе общения и совместной деятельности со сверстниками не применяются формулы просьбы, благодарности, извинения, приветствия и прощания. Дети не могут предварительно договориться, каждый настаивает на своем мнении; отсутствует оказание помощи сверстнику.Проект «Вежливые слова» разработан для детей старшей группы и направлен на формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о формулах речевого этикета, воспитание у детей старшего дошкольного возраста эмоционально положительного отношения к сверстникам, взрослым в процессе общения, потребности в использовании вежливых слов, воспитание у детей старшего дошкольного возраста познавательного интереса к речевому этикету, формирование умений и навыков выражать формулы речевого этикета в игровой, проектной и повседневной деятельности.Проект включает три этапа – подготовительный, основной и заключительный. Подготовительный этап проекта включает создание развивающей предметно-пространственной среды (методическое и дидактическое обеспечение), разработку буклета-приглашения для родителей и детей старшего дошкольного возраста, цели, задачи проекта, ожидаемые результаты (информация о важности проектной деятельности для формирования формул речевого этикета у детей).Основной этап проекта направлен на ознакомление детей с формулами речевого этикета, их освоение в процессе дидактических, сюжетно-ролевых, театрализованных игр, в процессе чтения художественной литературы, творческой деятельности. Заключительный этап проекта – это подведение итогов.Проект включает взаимодействие с родителями. Это могут быть такие направления, как участие родителей в создании развивающей предметно-пространственной среды, в проектной деятельности. Взаимодействие с родителями может осуществляться в следующих формах: родительские собрания, консультирование родителей (индивидуальное и групповое) по вопросам ознакомления детей с формулами речевого этикета, оформление уголка для родителей по каждой теме, помощь в выполнении проекта, организация совместного досуга (викторина, чаепитие) по итогам завершения проекта.Для педагогов были составлены практические рекомендации по использованию проекта «Вежливые слова» в работе с детьми шестого года жизни.Таким образом, цель исследования достигнута, поставленные задачи решены.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХИСТОЧНИКОВАвдулова, Т. П. Личностная и коммуникативная компетентности современного дошкольника / Т. П. Авдулова, Г. Р. Хузеева. – Москва : МПГУ : Прометей, 2013. – 135 с. – ISBN: 978-5-7042-2401-3. – Текст: непосредственный.Авдулова, Т. П. Социальная психология детства : диагностический практикум / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеева. – Москва : МПГУ, 2018. – 100 с. – ISBN : 978-5-4263-0561-8.– Текст непосредственный.Бизикова, О. А.Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. – Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с.– Текст: непосредственный. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – Москва: Мозаика-Синтез, 2019. – 80 с. – ISВN: 95-5-8-115-81. – Текст: непосредственный.Валиуллина, Я. Р. Формирование дружеских отношений в дошкольном возрасте. – Текст: непосредственный / Я. Р. Валиуллина // NovaUm.Ru. – 2020. – № 23. – С. 84-87. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 108 с. – ISBN: 978-5-86775-643-7. – Текст: непосредственный.Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 71 с. – ISBN: 978-5-86775-367-2. – Текст: непосредственный.Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации / Е. А. Шашенкова, Н. Ю. Крюкова, Н. А. Воробьева ; под ред. Е. А. Шашенковой. – Москва: Академия, 2020. – 251 с. – Текст : непосредственный.Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с. – ISBN: 978-5-406-04938-9. – Текст: непосредственный.Выготский, Л. С. Записные книжки Л. С. Выготского : избранное / под общ. ред. Е. Завершневой, Р. ван дер Веера. – Москва: Канон+, 2017. – 606 с. – ISBN : 978-5-88373-064-0. – Текст: непосредственный.Гасанова, Д. И. Формирование дружеских взаимоотношений у детей: методический аспект / Д. И. Гасанова. – Текст: непосредственный // Педагогика и психология в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 24 октября 2019 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. – С. 198-205. Дыбина, О. В. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О. В. Дыбина. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 113 с. – ISBN: 978-5-8259-0480-1. – Текст: непосредственный.Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – Москва: Сфера, 2019. – 112 с. – Текст: непосредственный.Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт.-сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 203 с. – Текст: непосредственный.Интерактивные технологии в практике реализации ФГОС ДО / под ред. Л. А. Тепляковой. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с. – ISBN: 978-5-9949-1936-1. – Текст: непосредственный.Козлова, С. А. Я – человек: программа социального развития ребенка / С. А. Козлова. – 2-е доп. изд. – Москва: Школьная Пресса, 2010. – 52 с. – ISBN: 978-5-9219-0731-7. – Текст: непосредственный.Красильникова, Л. В. Сюжетно-дидактические игры в развитии речи дошкольников : учебно-методическое пособие / Л. В. Красильникова. – Нижний Новгород : Гладкова О. В., 2021. – 117 с. – ISBN: 978-5-93530-542-0. – Текст: непосредственный.Кудрявцева, Е. А. Социально-нравственное развитие старших дошкольников в коллективных взаимоотношениях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности: 050703.65 (030900) – дошкольная педагогика и психология / Е. А. Кудрявцева, Е. А. Киянченко. – Борисоглебск: БГПИ, 2008. – 157 с. – ISBN : 978-5-85897-423-9. – Текст: непосредственный. Ларина, О. В. Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду / О. В. Ларина, О. Ю. Гоманюк. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 34-1(168). – С. 47-50.Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 318 с. – ISBN: 978-5-388-00493-2. – Текст: непосредственный.Лосева, И. И. Проектирование и методическое сопровождение социально-коммуникативного развития детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. И. Лосева. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 67 с. – ISBN: 978-5-6040339-6-8. – Текст: непосредственный.Мириманова, М. С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста / М. С. Мириманова. – Москва: Академия, 2023. – 248 с. – ISBN : 978-5-0054-1089-4. – Текст: непосредственный.Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. – 13-е изд., доп. и перераб. – Москва: Академия, 2011. – 655 с. – ISBN: 978-5-7695-8094-9. – Текст: непосредственный. Развитие взаимодействия педагогов и родителей в пространстве современного образования: коллективная монография / Е. С. Евдокимова, Н. Г. Зотова, Ю. М. Попова. – М.: Планета, 2019. – 207 с. – Текст: непосредственный.Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Рузская и др.; под ред. А. Г. Рузской. – Москва : Педагогика, 1989. – 215 с. – ISBN: 5-7155-0147-4. – Текст: непосредственный.Смирнова, Е. О. Дети с трудностями в общении : агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность : методическое пособие / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – 3-е изд. – Москва : Русское слово, 2022. – 157 с. – ISBN: 978-5-533-02556-0. – Текст : непосредственный.Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО: методический конструктор для старшего воспитателя / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева, Д. А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с. – Текст: непосредственный.Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета: методическое пособие / под ред. В. А. Деркунской. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 217 с. – Текст: непосредственный.Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2023). – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. – ISSN: 978-5-99-493220-9. – Текст: непосредственный.Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Республика, 2001. – 719 с. – ISBN: 5-250-00316-8. – Текст: непосредственный.Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2008. – 383 с. – ISBN: 978-5-7695-5051-5. – Текст: непосредственный.Юревич, С. Н. Как научить ребенка взаимодействовать со сверстниками?: учебно-методическое пособие / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета, 2023. – 58 с. – Текст: непосредственный.ПРИЛОЖЕНИЕ А Дидактическая игра «Вежливые слова»Дидактическая игра «Вежливые слова»Цель: формирование формул речевого этикета, умений применять их в игровых и коммуникативных ситуациях.Оборудование: карточки с изображением различных ситуаций, сюжетные картинки из сказок, конверты разного цвета, фишки-смайлики.Игровые правила: с помощью считалки выбирается первый игрок, который берет любой конверт. Из конверта достается картинка, на которой изображена ситуация. Воспитатель задает вопросы, а ребенок должен подобрать «волшебные» слова. Если ответ правильный, ребенок получает фишку-смайлик с улыбкой. Далее ход переходит другому игроку по часовой стрелке. Выигрывает тот игрок, у которого больше всего фишек.ПРИЛОЖЕНИЕ Б Конспект занятия «Что такое этикет?»Цель: познакомить детей с понятием «этикет», формировать культуру общения, умение использовать формулы речевого этикета в процессе диалога.Предварительная работа: дидактическая игра «Вежливые слова», заучивание стихотворений об этикете («Что такое этикет?» А. Усачёв). Оборудование: муляжи продуктов питания, столовые приборы для сервировки стола, игра «Цветик-семицветик», телефон.Ход занятия1. Вводный этап.Воспитатель: «Доброе утро, ребята. Мы каждый день начинаем с этих слов. Какие еще слова вы знаете, которые мы говорим, чтобы пожелать что-то хорошее».Дети: «Желаем здоровья, счастья, хорошего настроения, чтобы весь день был счастливым, добрым!».Воспитатель: «Правильно. Здравствуйте! Ты скажешь человеку. Здравствуйте, улыбнётся он в ответ. И, наверное, не пойдёт в аптеку. И здоровым будет много лет». 2. Основной этап.Воспитатель: «Во все времена верхом невоспитанности и неуважения к окружающим считалось, если человек уклонялся от приветствия или не отвечал на него. Приветствие – это одно из самых важных правил этикета. А что такое «этикет»? нам расскажут дети.1 ребёнок: «Что такое «этикет» ? Мы сейчас дадим ответ. Это правила такие, Надо знать их с малых лет».2 ребёнок: «Что сказать, когда войти, Как в гостях себя вести, Что с волшебными словами Делать дома и в пути». 3 ребёнок: «Если вежливыми стать И воспитанными быть, То всегда и всюду будут Уважать вас и любить».Воспитатель: «Этикет состоит из правил, которые охватывают поведение в общественных местах. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе. Правила этикета дожили и до наших времён. Каждый из нас стремиться вести себя прилично. Что бы, мы не делали, как бы, не поступали, должны всегда помнить, что живём на свете не одни, нас окружают другие люди. Поэтому в любой ситуации должны вести себя так, чтобы им было легко и приятно жить рядом с нами. Воспитанный человек проявляет уважение и заботу ко всем людям во всём».Игра «Цветик-семицветик». Дети вытягивают лепесток и называют вежливые слова, которые используются в разных ситуациях. Например, как вести себя за столом (правила поведения и этикета), в транспорте, в гостях, в больнице.Воспитатель: «Молодцы, вы знаете многие правила поведения. А чтобы узнать новые правила этикета, мы с вамипоиграем. За каждый ответ правильный, вы получите фишку и в конце нашей игры подведём итог, где мы узнаем, кто из вас достоин награды «Знаток этикета».1 задание «Этикет улицы».Воспитатель: «Большую часть своего времени, человек проводит «на людях» - это на улице, в транспорте, в общественных местах, в детском саду, и т. д. Поэтому соблюдать правила хорошего тона в обществе необходимо». Как вы поведёте себя при встрече на улице со своими знакомыми? Вы стоите перед входом в магазин, учреждения, люди входят и выходят, кого вы должны пропускать? В переполненный транспорт входит пожилой человек, что вы должны сделать? Если рядом поскользнулся прохожий, ваша реакция? Попав в музей или на выставку, можно ли трогать экспонаты? Почему?Первый тур показал, что вы знаете «этикет улицы» и в дальнейшем должны продолжать соблюдения правил хорошего тона в обществе.2задание «Этикет в гостях».Воспитатель: «В жизни человека окружаютего друзья, родственники, знакомые. Все мы любим ходить к ним в гости. Поэтому из покон веков считается: «украшение твоего дома – друзья, его посещение».Разыгрывание ситуации: «Вы пришли к другу в гости, а он празднует день рождение». Правила поведения в гостях.3 задание «Сервировка стола».Воспитатель: «Мы часто отмечаем праздники и дни рождения, проводим посиделки. Посмотрим, умеете ли вы правильно сервировать стол».Разыгрывание ситуации: «У вас день рождения. Вам нужно красиво сервировать стол для своих гостей».Игра – соревнование «Сервировка стола на обед».4 задание «Встреча гостей».Воспитатель: «Вот подошёл момент встречать гостей, как должна вести себя хозяйка и какие правила она должна соблюдать?»- Хозяйка всегда должна быть приветливой. -Радушно встречать гостей, помочь им раздеться, пригласить в комнату, чем-нибудь занять и развлечь. - Всегда должна быть внимательной, видеть всех гостей, не жалеть для своих гостей книг, игрушек, угощения и особенно времени. 5 задание «Столовые приборы».Воспитатель: «Столовые приборы это – вилка, ложка, нож. Эти предметы необходимы при еде. Поэтому мы не зря при сервировке стола их используем. Умеем ли мы ими пользоваться? Сейчас проверим. У вас есть на столах столовые приборы, я буду называть блюда, а вы поднимать тот или иной прибор, который необходим при еде этого блюда,будьте внимательными:омлет, каша молочная, ветчина, салат, борщ, макароны с котлетой, пельмени, суп, перец фаршированный, голубцы, картофельное пюре, жаренный картофель с сосиской».6 задание «Телефон».Воспитатель: «Этикет проявляется в умении правильно говорить, например, по телефону. Взаимную беседу надо вести тактично и вежливо. Вот послушай ребята, они расскажут правила общения по телефону». Каждый из детей рассказывает о том, как он общается по телефону.Дети:- Обязательно здороваюсь и прощаюсь при разговоре по телефону.- Когда звоню по телефону, всегда представляюсь, называю своё имя.-Никогда не кричу в трубку, разговариваю вежливо.- Разговор заканчивает тот, кто начинал его.- Если я звоню старшим по возрасту, не тороплюсь класть трубку, пока не окончен разговор. Игра «Глухой телефон».3. Заключительный этап.Воспитатель: «Молодцы ребята, умеете общаться по телефону. Подошла к концу наша познавательная игра. Давайте подведём итог, подсчитаем фишки у кого сколько. Победителю вручается награда медаль Знатока этикета. Давайте еще раз повторим, что такое этикет?»Стихотворение для заучиванияЧто такое этикет –Знать должны мы с детских лет.Это – нормы поведения:Как ходить на День рождения?Как знакомиться?Как есть?Как звонить?Как встать?Как сесть?Как здороваться со взрослым?Много разных есть вопросов.И на них даёт ответЭтот самый этикет.(А. Усачёв)
2. Авдулова, Т. П. Социальная психология детства : диагностический практикум / Т. П. Авдулова, Е. И. Изотова, Г. Р. Хузеева. – Москва : МПГУ, 2018. – 100 с. – ISBN : 978-5-4263-0561-8. – Текст непосредственный.
3. Бизикова, О. А. Развитие диалогической речи дошкольников в игре / О. А. Бизикова. – Москва: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 136 с. – Текст: непосредственный.
4. Буре, Р. С. Социально-нравственное воспитание дошкольников: для занятий с детьми 3-7 лет / Р. С. Буре. – Москва: Мозаика-Синтез, 2019. – 80 с. – ISВN: 95-5-8-115-81. – Текст: непосредственный.
5. Валиуллина, Я. Р. Формирование дружеских отношений в дошкольном возрасте. – Текст: непосредственный / Я. Р. Валиуллина // NovaUm.Ru. – 2020. – № 23. – С. 84-87.
6. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников : пособие для педагогов дошкольных учреждений : для работы с детьми 5-7 лет / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 108 с. – ISBN: 978-5-86775-643-7. – Текст: непосредственный.
7. Веракса, Н. Е. Развитие ребенка в дошкольном детстве : пособие для педагогов дошкольных учреждений / Н. Е. Веракса, А. Н. Веракса. – Москва : Мозаика-Синтез, 2008. – 71 с. – ISBN: 978-5-86775-367-2. – Текст: непосредственный.
8. Взаимодействие с родителями и сотрудниками дошкольной образовательной организации / Е. А. Шашенкова, Н. Ю. Крюкова, Н. А. Воробьева ; под ред. Е. А. Шашенковой. – Москва: Академия, 2020. – 251 с. – Текст : непосредственный.
9. Волков, Б. С. Психология дошкольного возраста : учебник / Б. С. Волков. – 6-е изд., перераб. и доп. – Москва : КноРус, 2017. – 270 с. – ISBN: 978-5-406-04938-9. – Текст: непосредственный.
10. Выготский, Л. С. Записные книжки Л. С. Выготского : избранное / под общ. ред. Е. Завершневой, Р. ван дер Веера. – Москва: Канон+, 2017. – 606 с. – ISBN : 978-5-88373-064-0. – Текст: непосредственный.
11. Гасанова, Д. И. Формирование дружеских взаимоотношений у детей: методический аспект / Д. И. Гасанова. – Текст: непосредственный // Педагогика и психология в современном мире: материалы Всероссийской научно-практической конференции молодых ученых, аспирантов, магистрантов и студентов, Грозный, 24 октября 2019 года. – Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, 2019. – С. 198-205.
12. Дыбина, О. В. Формирование ключевых компетентностей у детей дошкольного возраста: учебно-методическое пособие / О. В. Дыбина. – Тольятти: ТГУ, 2009. – 113 с. – ISBN: 978-5-8259-0480-1. – Текст: непосредственный.
13. Зверева, О. Л. Общение педагога с родителями в ДОО: методические рекомендации / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – Москва: Сфера, 2019. – 112 с. – Текст: непосредственный.
14. Инновационные формы взаимодействия ДОО с семьей: родительские собрания и конференции, дискуссии, практикумы, встречи за круглым столом / авт.-сост. Н. М. Сертакова. – Волгоград: Учитель, 2016. – 203 с. – Текст: непосредственный.
15. Интерактивные технологии в практике реализации ФГОС ДО / под ред. Л. А. Тепляковой. – Москва : ТЦ Сфера, 2018. – 128 с. – ISBN: 978-5-9949-1936-1. – Текст: непосредственный.
16. Козлова, С. А. Я – человек: программа социального развития ребенка / С. А. Козлова. – 2-е доп. изд. – Москва: Школьная Пресса, 2010. – 52 с. – ISBN: 978-5-9219-0731-7. – Текст: непосредственный.
17. Красильникова, Л. В. Сюжетно-дидактические игры в развитии речи дошкольников : учебно-методическое пособие / Л. В. Красильникова. – Нижний Новгород : Гладкова О. В., 2021. – 117 с. – ISBN: 978-5-93530-542-0. – Текст: непосредственный.
18. Кудрявцева, Е. А. Социально-нравственное развитие старших дошкольников в коллективных взаимоотношениях: учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности: 050703.65 (030900) – дошкольная педагогика и психология / Е. А. Кудрявцева, Е. А. Киянченко. – Борисоглебск: БГПИ, 2008. – 157 с. – ISBN : 978-5-85897-423-9. – Текст: непосредственный.
19. Ларина, О. В. Развитие дружеских взаимоотношений и сотрудничества старших дошкольников со сверстниками в детском саду / О. В. Ларина, О. Ю. Гоманюк. – Текст : непосредственный // Молодой ученый. – 2017. – № 34-1(168). – С. 47-50.
20. Лисина, М. И. Формирование личности ребенка в общении / М. И. Лисина. – Санкт-Петербург : Питер, 2009. – 318 с. – ISBN: 978-5-388-00493-2. – Текст: непосредственный.
21. Лосева, И. И. Проектирование и методическое сопровождение социально-коммуникативного развития детей: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. И. Лосева. – Ульяновск: Зебра, 2017. – 67 с. – ISBN: 978-5-6040339-6-8. – Текст: непосредственный.
22. Мириманова, М. С. Психолого-педагогические основы организации общения детей дошкольного возраста / М. С. Мириманова. – Москва: Академия, 2023. – 248 с. – ISBN : 978-5-0054-1089-4. – Текст: непосредственный.
23. Мухина, В. С. Возрастная психология: феноменология развития: учебник для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Педагогика и психология», «Психология», «Социальная педагогика», «Педагогика» / В. С. Мухина. – 13-е изд., доп. и перераб. – Москва: Академия, 2011. – 655 с. – ISBN: 978-5-7695-8094-9. – Текст: непосредственный.
24. Развитие взаимодействия педагогов и родителей в пространстве современного образования: коллективная монография / Е. С. Евдокимова, Н. Г. Зотова, Ю. М. Попова. – М.: Планета, 2019. – 207 с. – Текст: непосредственный.
25. Рузская, А. Г. Развитие общения дошкольников со сверстниками / А. Г. Рузская и др.; под ред. А. Г. Рузской. – Москва : Педагогика, 1989. – 215 с. – ISBN: 5-7155-0147-4. – Текст: непосредственный.
26. Смирнова, Е. О. Дети с трудностями в общении : агрессивность, обидчивость, застенчивость, демонстративность : методическое пособие / Е. О. Смирнова, В. М. Холмогорова. – 3-е изд. – Москва : Русское слово, 2022. – 157 с. – ISBN: 978-5-533-02556-0. – Текст : непосредственный.
27. Совершенствование образовательной деятельности в ДОО на основе требований ФГОС ДО: методический конструктор для старшего воспитателя / Ю. А. Афонькина, Т. В. Кузьмичева, Д. А. Морозова. – Красноярск: Научно-инновационный центр, 2020. – 174 с. – Текст: непосредственный.
28. Современные формы вовлечения родителей в образовательный процесс ДОО: мастер-классы, проекты, целевые прогулки, спортивные праздники, развлечения, дистанционные проекты, электронная газета: методическое пособие / под ред. В. А. Деркунской. – Санкт-Петербург: Детство-Пресс, 2018. – 217 с. – Текст: непосредственный.
29. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (2023). – Москва: ТЦ Сфера, 2023. – 48 с. – ISSN: 978-5-99-493220-9. – Текст: непосредственный.
30. Философский словарь / под ред. И. Т. Фролова. – 7-е изд., перераб. и доп. – Москва: Республика, 2001. – 719 с. – ISBN: 5-250-00316-8. – Текст: непосредственный.
31. Эльконин, Д. Б. Детская психология: учебное пособие / Д. Б. Эльконин. – Москва: Академия, 2008. – 383 с. – ISBN: 978-5-7695-5051-5. – Текст: непосредственный.
32. Юревич, С. Н. Как научить ребенка взаимодействовать со сверстниками?: учебно-методическое пособие / С. Н. Юревич, Л. Н. Санникова, Н. И. Левшина. – Магнитогорск: Изд-во Магнитогорского государственного технического университета, 2023. – 58 с. – Текст: непосредственный.