Анализ рынка сока Белгород
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 18 + 18 источников
- Добавлена 06.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Теоретические основы исследования отраслевой конъюнктуры 6
1.1 Понятие рыночной конъюнктуры 6
1.2 Маркетинговые исследования рынка, цели, методы 11
1.3 Особенности анализа рынков регионов 15
2. Исследование рынка соков 24
2.1 Состояние рынка соков в Российской Федерации 24
2.2 Анализ рынка соков города Белгорода 29
2.3 Перспективы развития рынка соков на федеральном и региональном уровне 34
Заключение 36
Список литературы 38
Приложение 40
Это открывает возможности для компаний и брендов в сегменте соков развивать новые продукты и варианты, удовлетворяющие запросы потребителей.Потенциал российского рынка соков также подтверждается растущим интересом потребителей к здоровому образу жизни, в том числе к правильному питанию. Согласно структуре потребления, около 22 литров приходится на нектары, 16 литров – на натуральные соки, а 12 литра – на сокосодержащие напитки (рис. 6).Рисунок 7– Структура потребления соковой продукции в России в 2023 г. л/чел.Подводя итог, можно сказать, что отечественный рынок соков, скорее всего, близок к насыщению и в дальнейшем будет развиваться невысокими темпами – на уровне 3–6 %. По мнению экспертов, большим потенциалом обладает сегмент сокосодержащих напитков, спрос на которые увеличивается год от года [18].Росстат не ведет учет всех товарных позиций, а рассчитывает объем продаж только на уровнеотраслей.Прямое сложение производства и импорта не дает точного объема продаж продукции на рынке.Существуют складские остатки, не реализуемые одновременно с производством. Часть продукцииможет быть впоследствии переработана либо утилизирована. Кроме того, Росстат не учитываеттеневое производство и импорт, и только оценочно учитывает производство и продажи в малыхпредприятиях и домохозяйствах.BusinesStat берет за основу данные Росстата (внутреннее производство) и Федеральнойтаможенной службы (экспорт и импорт), с помощью экспертных оценок и собственных исследованийрозничной и оптовой торговли рассчитывает складские запасы, теневое производство и прочиефакторы рынка, влияющие на продажи [16].Далее проанализируем экспорт и импорт соков за последние 5 летдля того, чтобы проследить динамику и понять, как февральские обстоятельства 2022 года оказали влияние на данные показатели (рис. 8).Экспорт товаров играет важную роль в экономическом развитии страны. Этот процесс отражает несколько ключевых аспектов: – экономический рост – способствует увеличению объемов производства и продажи товаров на мировых рынках;–развитие торговли – экспорт товаров способствует углублению международных торговых связей и увеличению объема торговли.Рисунок 8 – Экспорт соков в 2019-2023 гг.Как показано на рисунке 8, экспорт соков в 2019-2023 гг. транслирует, что набравшие обороты экспорт в 2021 году, резко снизились в 2022 и 2023 гг.Что касается импорта соков на отечественный рынок в последние 5 лет, то здесь следующие показатели (рис. 9).Рисунок 9 – Импорт соков на отечественный рынок, 2019-2023 гг., млн. лКак показано на рисунке 9, импорт соков на отечественный рынок, 2019-2023 гг., транслирует тенденцию к снижению после 2021 года, что объяснимо введенными санкциями против России, которые возникло на фоне ввода СВО на Украину.Тем не менее, данные показатели свидетельствуют о том, что рыночная система не находится в дефиците соков и соковой продукции, ввиду того, что были наработаны производственныемощности отечественной индустрии и промышленности соки.2.2 Анализ рынка соков города БелгородаВ рамках настоящего исследования следует перейти к анализу рынка города Белгорода, в зависимости от видов соковой продукции.И так, соковая продукция, как уже выяснено ранее, является одной из востребованных среди напитков у Россиян. Указанные показатели тому подтверждение. Однако конъюнктура отраслевых показателей по регионам может транслировать различные показатели. Важно понять показатели, которые принадлежат городу Белгороду, так как цель исследования основана именно на этом.Проанализируем потребление соковой продукции среди населения на территории города Белгорода (рис. 10) [15].Рисунок 10 – Потребление соковой продукции среди населения на территории города Белгорода, в 2023 л/чел.Таким образом, среди соковой продукции, населением города Белгорода, предпочтительнее сокосодержащие напитки – 8 л/чел, менее всего населением потребляется нектаров – 3л/чел.В рамках проведенного исследования, нами была проанализирована ценовая политика соковой продукции, реализуемой в торговых объектах города Белгорода.На рисунке представлен анализ ценовой политики соковой продукции, реализуемой в сетевых торговых объектах города Белгорода – «Магнит», «Пятерочка», «Лента», Перекресток». Для анализа была выбрана соковая продукция объемом до 1 л и упаковке – ПЭТ (рис. 11).Рисунок 11 – Анализ ценовой политики соковой продукции, реализуемой в торговых объектах города Белгорода, %Как показано на рисунке 11, в анализе ценовой политики соковой продукции, реализуемой в торговых объектах города Белгорода, выявили, что соковая продукция от 100 руб. до 199 руб. представлена в большем количестве – 44 %. Менее всего на потребительском рынке города Белгорода выявлено соковой продукции с диапазоном цен выше 200 руб. – 10%. Такие показатели свидетельствуют о следующем:– экономическом благополучии региона;– доходах населения на территории региона города Белгорода.21 году Бел Пресса опубликовала результаты проведенного анализа качества соков, где два вида сока были производства Белгородских производителей. Роскачество проверило продукцию 33 популярных российских торговых марок, в том числе соки из Армении, Белоруссии, Сербии и Франции. Испытания проводили по 38 показателям качества и безопасности. В исследование попали и два белгородских сока: литровый яблочный Santal стоимостью 110 рублей и такого же объёма «4 сезона» за 75 рублей. Оба сока производит Белгородский молочный комбинат [15].В итоге белгородские соки получили максимальную оценку – 5 баллов. Эксперты признали напитки высококачественными, так как они соответствовали не только обязательным требованиям для соков, но и опережающему стандарту Роскачества. Это дополнительные требования к физико-химическим показателям, характерным для яблочного сока.В соках Santal и «4 сезона» не нашли пестицидов, нитратов, тяжёлых металлов и прочих опасных веществ. В составе не было сахарозаменителей и подсластителей, очевидно, что в напитках содержатся только естественные сахара. Кроме того, соки не были разбавлены и не содержали примесей. Вкус и запах напитков посчитали хорошо выраженными, без посторонних включений. А объём жидкости соответствовал указанному на упаковке. Эксперты также заметили, что соки сделаны на основе хорошо очищенной воды, насыщены калием и магнием [16].Теперь специалистам предстоит оценить производство белгородских соков, после чего принять решение о присвоении товарам российского Знака качества.Далее проанализируем анализ рынка соковой продукции города Белгорода в зависимости от торговых марок, представленных в сетевых торговых объектах.На рисунке 12 представлен анализ рынка соковой продукции города Белгорода в зависимости от торговых марок, представленных в сетевых торговых объектах.Рисунок 12 – Анализ рынка соковой продукции города Белгорода в зависимости от торговых марок, представленных в сетевых торговых объектах, %Как показано на рисунке 12, анализ рынка соковой продукции города Белгорода в зависимости от торговых марок, представленных в сетевых торговых объектах, показал, что соки торговых марок Santal и «4 сезона»белгородских производителей, представлено больше всего 17% и 14% соответственно.Таким образом, анализ рынка сока и соковой продукции, реализуемых на территории региона городаБелгорода транслирует показатели, которые способны свидетельствовать благополучному производственно-экономическому состоянию региона.2.3 Перспективы развития рынка соков на федеральном и региональном уровнеОжидается, что в 2024-2025 год продажи соков и нектаров будут расти. Тоже самое касается и производства отечественной пищевой промышленности, выпускаемой соковую продукцию.Такие перспективы являются возможными ввиду того, что производители адаптируются кновым условиям, решатся проблемы с упаковкой и красителями, будут налажены новые маршрутыдоставки импортных концентратов. Так планируется, что показатели соковой продукции на отечественном рынке с 28%, которые транслировались в 2021 году, к 2025 году вырастут на 10-12%. При этом данный показатель, предполагается будет расти из года в год.Положительно скажется и введение с июля 2023 года акциза насладкие прохладительные напитки в размере 7 рублей на литр продукции. Соки и нектары непопадают под действие акциза, благодаря чему разрыв в цене между ними и подакцизныминапитками, в число которых входят газированные напитки, сократится, а часть покупателейгазировки переориентируется на соки и нектары [16].На долю соков приходится меньше половины суммарного товарооборота российского сокового рынка (42 %). Новая категория – нектары, несмотря на свой младенческий рыночный возраст, активно развиваясь, уверенно занимает 48 % долю в суммарном товарообороте. Такая ситуация подтверждает ранее высказанную гипотезу о том, что нектары по своей сути, как более дешевый заменитель сока, не только востребованы на рынке, но и приносят своим товаропроизводителям достаточную прибыльность. Таким образом, перспективные показатели сока на отечественном рынке, позволяют сказать об улучшении сегодняшней ситуации на Российском рынке. Что касается прогнозов рынка города Белгорода, то здесь ситуация не однозначная и делать смелые прогнозы не решаются ни сотрудники Роспотребнадзора, ни руководители служб статистики. Тем не менее в рамках исследования намечены прогнозируемые перспективы, ожидаемые в ближайшие несколько лет. Так, предполагается, что в ближайший год на потребительском рынке города Белгорода потребление и производство соков будет занимать стабильные уровни. Однако уже к 2026 году, наращивание региональных мощностей за счет увеличения производства соков местным производством на территории города Белгорода увеличится с 7-8% до 12% производства в год.ЗаключениеВ ходе выполнения курсовой работы сделали следующее:– изучили понятие рыночной конъюнктуры, ввиду этого, можно сказать, что конъюнктура рынка – это сложный процесс, регулирующий поддержание потребительского рынка на основе таких экономических механизмов как спрос и предложение. Анализ конъюнктуры помогает производителю качественно оценивать свои позиции на рынке, учитывать все свои достоинства и находить пути исправления недостатков фирмы;– рассмотрели маркетинговые исследования рынка, цели, методы и выяснили, что такие исследования обозначают исследования с целью получения информации, которая позволит новый продукт вывести на рынок с успешным результатом. Цель исследования проекта состоит в том, чтобы достичь понимания проблемыи выработать гипотезы. Методы маркетинговых исследований включают в себя разнообразные техники и подходы, которые помогают собирать, анализировать и интерпретировать информацию о рыночной среде;–ознакомились с особенностями анализа рынков регионов и отрасли, на основании чего можно сказать, что под региональным рынком понимают территориальную сферу товарного обращения.Региональный рынок в упрощенном порядке представляется как совокупностьрыночных отношений определенной территории;– охарактеризовали состояние рынка соков в Российской Федерации и выяснили, что данные показатели свидетельствуют о том, что рыночная система не находится в дефиците соков и соковой продукции, ввиду того, что были наработаны производственные мощности отечественной индустрии и промышленности соки.Импорт соков на отечественный рынок, 2019-2023 гг., транслирует тенденцию к снижению после 2021 года, что объяснимо введенными санкциями против России, которые возникло на фоне ввода СВО на Украину;– проанализировали рынок соков города Белгорода, на основании чего выяснили, что среди соковой продукции, населением города Белгорода, предпочтительнее сокосодержащие напитки – 8 л/чел, менее всего населением потребляется нектаров – 3л/чел.В анализе ценовой политики соковой продукции, реализуемой в торговых объектах города Белгорода, выявили, что соковая продукция от 100 руб. до 199 руб. представлена в большем количестве – 44 %. Анализ рынка Белгорода в разрез торговых марок, представленных в торговых объектах, показал, что соки торговых марок Santal и «4 сезона»белгородских производителей, представлено больше всего 17% и 14% соответственно;– рассмотрели перспективы развития рынка соков на федеральном и региональном уровне, на основании чего можно сказать, что ожидается, что в 2024-2025 год продажи соков и нектаров будут расти. Тоже самое касается и производства отечественной пищевой промышленности, выпускаемой соковую продукцию.В ближайший год на потребительском рынке города Белгорода потребление и производство соков будет занимать стабильные уровни. Однако уже к 2026 году, наращивание региональных мощностей за счет увеличения производства соков местным производством на территории города Белгорода увеличится с 7-8% до 12% производства в год.Таким образом, цель достигнута, а задачи решены.Список литературы1. Абаев, А.Л., Алексунин, В.А. Международный маркетинг. Учебник и практикум для бакалавриата и магистратуры / А.Л. Алексунин В.А. Абаев. - Люберцы: Юрайт, 2020. – 362 c. 2. Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с. 3. Андреев С.Н., Андреев Н.М. Фирменный стиль в современном маркетинге // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. М.: Издательский дом Гребенников, 2018. № 3. С. 222-230.4. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.5. Калюжнова Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.6. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2019. – 590с. 7. Красина Ф. А. Маркетинговые исследования / Учебное пособие. М.: Издательство «Эль Континент», 2013. – 126 с. 8. Конюс А.А. Экономическая конъюнктура: энцикл. слов. / А.А. Конюс. – М. : Рус. библиогр. ин-т «Гранат», 1933. – 280 с.9. Лассаль Ф. Капитал и труд / Ф. Лассаль. – СПб. : Яковенко В.И., 1906. – 400 с. 10. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебное пособ. / И.Н. Красюк. – М.: КноРус, 2017. – 134 с.11. Пиханова С.А.Маркетинговые исследования. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной заочной формы обучения направления «Менеджмент», профиль «Маркетинг» / сост. канд. экон. наук, доцент С.А. Пиханова, канд. экон. наук, доцент О. Ф. Беленко. – Хабаровск:ХГАЭП, 2012. – 174 с.12. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 342 с.13. Федько В.П. Основы маркетинга: Учебное пособие. – Ростов н/Д:Феникс, 2019. –512 с. 14. Шевченко Д.А. Основы современного маркетинга: учебник М.: Дашков и К, 2019. – 604 с.15. https://www.belpressa.ru/ekonomics/biznes/23648.htmlДва яблочных сока белгородского производителя признали высококачественными. Новости экономики Белгорода дата обращения 24.03.2024.16. https://businesstat.ru Анализ рынка крупы в России в 2019-2023 гг, прогноз на 2025-2026 гг. Дата обращения 17.03.2024.17. Сокотерапия. URL: http://spb–tei.ru/referats/print:page,1,113–kontrolnaja–po–tovarovedeniju.html.(Дата обращения: 17.03.2024).18. http://www.rsps.ru/main/index.php [Электронный ресурс]: официальный сайт Российского союза производителей соков (дата обращения: 18.03.2024).ПриложениеПриложение 1Рисунок 1 – Соки производителей города Белгорода, ТМ «Santal» и «4 сезона»
2. Азарова С. П. Маркетинговые исследования: теория и практика: учебник для прикладного бакалавриата / С. П. Азарова [и др.]; под общей редакцией О. Н. Жильцовой. – Москва: Издательство Юрайт, 2020. – 314 с.
3. Андреев С.Н., Андреев Н.М. Фирменный стиль в современном маркетинге // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. М.: Издательский дом Гребенников, 2018. № 3. С. 222-230.
4. Божук, С. Г. Маркетинговые исследования: учебник для вузов / С. Г. Божук. – 2-е изд., испр. и доп. – Москва : Издательство Юрайт, 2021. – 304 с.
5. Калюжнова Н. Я. Современные модели маркетинга: учебное пособие для вузов / Н. Я. Калюжнова. – Москва: Издательство Юрайт, 2021. – 170 с.
6. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2019. – 590 с.
7. Красина Ф. А. Маркетинговые исследования / Учебное пособие. М.: Издательство «Эль Континент», 2013. – 126 с.
8. Конюс А.А. Экономическая конъюнктура: энцикл. слов. / А.А. Конюс. – М. : Рус. библиогр. ин-т «Гранат», 1933. – 280 с.
9. Лассаль Ф. Капитал и труд / Ф. Лассаль. – СПб. : Яковенко В.И., 1906. – 400 с.
10. Парамонова Т.Н. Маркетинг: учебное пособ. / И.Н. Красюк. – М.: КноРус, 2017. – 134 с.
11. Пиханова С.А.Маркетинговые исследования. Учебно-методическое пособие для студентов дистанционной заочной формы обучения направления «Менеджмент», профиль «Маркетинг» / сост. канд. экон. наук, доцент С.А. Пиханова, канд. экон. наук, доцент О. Ф. Беленко. – Хабаровск: ХГАЭП, 2012. – 174 с.
12. Тюрин, Д. В. Маркетинговые исследования: учебник для бакалавров / Д. В. Тюрин. — Москва : Издательство Юрайт, 2019. – 342 с.
13. Федько В.П. Основы маркетинга: Учебное пособие. – Ростов н/Д:Феникс, 2019. – 512 с.
14. Шевченко Д.А. Основы современного маркетинга: учебник М.: Дашков и К, 2019. – 604 с.
15. https://www.belpressa.ru/ekonomics/biznes/23648.htmlДва яблочных сока белгородского производителя признали высококачественными. Новости экономики Белгорода дата обращения 24.03.2024.
16. https://businesstat.ru Анализ рынка крупы в России в 2019-2023 гг, прогноз на 2025-2026 гг. Дата обращения 17.03.2024.
17. Сокотерапия. URL: http://spb–tei.ru/referats/print:page,1,113–kontrolnaja–po–tovarovedeniju.html.(Дата обращения: 17.03.2024).
18. http://www.rsps.ru/main/index.php [Электронный ресурс]: официальный сайт Российского союза производителей соков (дата обращения: 18.03.2024).