Понятие, принципы и формы социального партнерства.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Трудовое право
  • 37 37 страниц
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 24.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 5
1.1. Понятие социального партнерства в сфере трудового права 5
1.2. Нормативно-правовое регулирование социального партнерства в сфере труда 9
2. ПРИНЦИПЫ И ФОРМЫ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА 16
2.1. Основные принципы социального партнерства 16
2.2. Формы социального партнерства 22
3. СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ И ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СОЦИАЛЬНОГО ПАРТНЕРСТВА В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ 26
3.1. Актуальные проблемы института социального партнерства в современной России 26
3.2. Направления совершенствования и развития института социального партнерства 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 35
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 37

Фрагмент для ознакомления

В Российской Федерации существует правовая база, регламентирующая вопросы поддержки работниками деятельности профсоюзных движений, кроме того, она объединяет интересы сотрудников одной отрасли. Но с психологической позиции сотрудники продолжают опасаться защищать собственные права, так как взамен желаемого они могут добиться противоположных результатов. К примеру, работника, который требует повысить заработную плату, могут просто уволить. В данной ситуации полагаем необходимым привести слова заместителя председателя комитета по труду и социальной политике государственной думы России Олега Шеина: «Помимо прочего, в России нет культуры, которая бы отстаивала свои права, в том числе и трудовые. А, как известно, без этого о высокой эффективности профсоюзов говорить не приходится». Одной из фундаментальных задач профсоюзных движений выступает обязательный контроль за показателями дифференциации доходов между разными категориями сотрудников. Однако, к несчастью, роль профсоюзных организаций в разрешении вопросов, касающихся распределения доходов, был и остаётся дискуссионным.
В особенности это становится заметным на предприятиях с государственными долями в акционерных капиталах. Так, можно говорить о фактах вопиюще высокой дифференциации доходов в банковском и нефтегазовом секторах экономики. Различия в доходах между рядовыми и высокооплачиваемыми сотрудниками порой достигает тысячекратной величины. Крайне трудно в подобной обстановке рассуждать о социальной справедливости. Очевидно, что лишь в условиях экономического развития в государстве, и лишь под чутким контролем со стороны государства можно полностью разрешить проблемы, касающиеся социальной справедливости.
3.2. Направления совершенствования и развития института социального партнерства
Эффективное осуществление задач и целей социального партнерства становится возможным только при условии формирования на уровне организаций, районов и городов саморазвивающегося жизнеспособного механизма взаимодействия профсоюзов и предпринимателей (работодателей) наряду с участием органов местного самоуправления.
Первоначально органы местного самоуправления при помощи профсоюзов и объединений работодателей, пользуясь имеющимся опытом партнерских отношений, могут содействовать формированию на собственных территориях представительных полномочных органов работодателей и наемных рабочих.
Вторым этапом станет формирование трехсторонних комиссий по регламентированию социально-трудовых отношений на основании равноправия и паритетности сторон и переход к выработке, принятию и реализации трехсторонних соглашений.
Проводимые работы должны содействовать повышению авторитета этих соглашений и комиссий, расширению зон их влияния на организации любых форм собственности и социальные группы граждан.
Успех в развитии социального партнерства во многом находится в зависимости от обеспечения устанавливаемого на законодательном уровне порядка разрешения конфликтов и возникающих трудовых споров. Это подразумевает необходимость увеличения значимости комиссий по рассмотрению трудовых споров именно в организациях и создание при органах местного самоуправления районных, городских групп экспертов трудового права, трудовых арбитров, посредников в урегулировании трудовых коллективных споров.
Становление и развития взаимно доверительных отношений партнеров может иметь место только при системном подходе — совместном регулярном анализе обстановки в социально-трудовой сфере территории, обобщении результатов партнерства, оперативном устранении препятствующих факторов посредством принятия необходимых законов и иных нормативных правовых актов.
Опираясь на значимость осуществления согласованной общественно-экономической политики в организациях, районах, городах представляется нужным создавать в составе органов местного самоуправления подразделения по труду, которые будут координировать (вместе с реализацией других функций) деятельность в части развития социального партнерства. Разрешение указанных вопросов становится возможным за счет перераспределения обязанностей между специалистами действующих аппаратов.
Коллективно-договорное регламентирование трудовых отношений предполагает реализацию рекомендаций и решений Международной организации труда, использование опыта работы профсоюзов других государств, общественных организаций, осуществление научного анализа результативности системы социального партнерства на всех ее уровнях, планирование социально-экономической ситуации в регионах.
В нашей стране необходимо разработать методики, положения, пособия и рекомендации в части формирования сторон социального партнерства, ведения переговоров и процедур посредничества, организации подготовки, выполнения. заключения коллективных договоров и соглашений, регистрации и распространения их действия, способам решения трудовых коллективных споров.
В особенности значимой видится разработка научно-методических подходов к формированию экономического, правового и прочих механизмов, которые могут мотивировать работодателей вступать в партнерские отношения с сотрудниками, их представителями и органами местного самоуправления, выделять определенные материально-технические и финансовые ресурсы в целях реализации мероприятий, предусматриваемых коллективными договорами и соглашениями. Для разрешения указанных выше проблем можно также использовать возможности научных учреждений.
Последующее развитие системы подразумевает обобщение и использование опыта партнерской деятельности, создание баз данных по социально-трудовым отношениям, включающих нормативные правовые акты, анализ состояния и направления развития партнерства на соответствующих уровнях, результаты лучшего опыта работы, списки групп посредников, экспертов, трудовых арбитров и т.д.
В целях организации информационного обеспечения субъектов трудовых отношений на этапе переговоров, разработки и заключения коллективных договоров и соглашений, а также при их осуществлении широко применяются возможности средств массовой информации —газет, радио, телевидения.
Кадровое обеспечение деятельности в сфере социального партнерства подразумевает разработку и реализацию согласованной со сторонами программы разных форм обучения, повышения квалификации сотрудников органов исполнительной власти (местного самоуправления), объединений работодателей, профсоюзов, которые занимаются решением актуальных вопросов социального партнерства.
Формирование и функционирование системы социального партнерства сопряжено с соответствующими финансовыми затратами. Источники финансирования могут определяться комиссиями по регламентированию социально-трудовых отношений на основании договоренностей с принятием во внимание экономических возможностей сторон. Ими могут являться средства сторон социального партнерства, которые будут расходоваться на основании согласованных и утвержденных смет, планов предполагающих реализацию организационно-технических мер по научным исследованиям, подготовке и переподготовке кадров, семинаров, осуществление досудебных процедур разрешения трудовых коллективных споров, информационно-методическому обеспечению и пр.
Финансовые затраты на обеспечение деятельности трехсторонних комиссий по регламентированию социально-трудовых отношений могут определяться согласно сметам расходов, рассматриваемых и утверждаемых соответствующими трехсторонними комиссиями.
Финансирование должно осуществляться в соответствии с соглашением сторон социального партнерства по данному вопросу.
Из всего, сказанного выше, можно сделать следующие выводы: в современной России профсоюзы не являются достаточно эффективными, они не способны существенно повлиять на положение работников. Для изменения такой ситуации требуется предпринять следующее:
1. Требуется обязательное изменение законодательства в части трудовых отношений и работы профсоюзов.
2. Необходимо повышать грамотность людей в данных вопросах, это будет способствовать избавлению работников от безосновательных страхов и недоверия в отношении членства в профсоюзах.
3. Одной из приоритетных целей государственной политики должна стать поддержка у граждан стремления защищать собственные права не только во всех сферах социальной жизни, а также в такой значимой сфере, как трудовые отношения.
Альтернативой профсоюзной деятельности на множестве предприятий выступает и активно применяется коллективный договор. Какова значимость коллективного договора для организации и для самих рабочих коллективов?
Коллективный договор – это, в первую очередь, правовой акт, регламентирующий условия труда и уклад хозяйственной деятельности сотрудников при активном участии самих сотрудников. Следовательно, коллективный договор повышает качество этих условий и целенаправленно развивает систему демократизма в организации. В настоящее время растёт регулятивная роль коллективного договора, что выражается в расширении его правового регулирования. Наряду с этим коллективный договор выступает наиболее значимой и применяемой на практике формой социального партнерства, а вместе с тем качественным средством улучшения дисциплины труда. Он ориентирован на совершенствование производства, повышение качества выпускаемой продукции, совершенствование организации труда, увеличение его производительности.
В отношении коллективно-договорных процессов государство может играть две роли: во-первых, оно является субъектом и потенциальным участником системы социального партнерства, а во-вторых, в то же время государство выступает в качестве носителя публичной власти.
Коллективный договор в полной мере дает возможность руководителям организации не только оказывать значительное влияние на улучшение соответствующих условий трудовых отношений, а и обезопасить себя, так как, как свидетельствует практика, в нормативных правовых актах встречаются ссылки, позволяющие принимать во внимание расходы при исчислении некоторых разновидностей налогов, если они предусмотрены в коллективном договоре.
Для рабочих коллективов коллективный договор выступает гарантом соблюдения социальных норм и прав сотрудников. Но значимым аспектом видится процесс составления данного договора. Инициирование важнейших задач, которые нуждаются в решении, нередко исходит от руководства предприятия, в связи с пассивностью коллектива, с одной стороны, недоверия и страха, с другой. Зачастую становится сложным процесс организации комиссии для решения вопросов, которые стоят перед коллективом.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Социальное партнерство - сложное общественное явление, понимание которого в разных аспектах - общественно-политическом, экономическом, правовом приводит к формулированию его различных понятий. Поставленная перед нами задача заключалась в изучении правового определения социального партнерства. Законодательное определение социального партнерства дается в статье 24 Трудового кодекса РФ.
Так, под социальным партнерством понимается система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Правовое регулирование отношений социального партнерства базируется на значительном массиве норм международного права, основное место среди которых занимают нормы МОТ о свободе объединения и социальном диалоге. В России, помимо ТК РФ и федерального законодательства, вопросы социального партнерства регулируются законами субъектов РФ.
Социальное партнерство осуществляется в формах: - коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений; - взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - участия работников, их представителей в управлении организацией; - участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
На основании вышеизложенного, комплексно изучив нормативно-правовые акты, регулирующие сферу социального партнерства, а также учебную и научную литературу хотелось бы предложить следующие предложения по совершенствованию законодательства в данной сфере. На федеральном уровне необходимо разработать правовую концепцию социального партнерства. Такое предложение объясняется тем, что в настоящее время законодательных актов, закрепляющих правовое положение субъектов социального партнерства довольно большое количество. Однако, большая часть отношений в сфере социального партнерства регулируется на локальном уровне, то есть предприятиями, при этом учитывая интересы конкретной организации.
Считаем, что разработка такой концепции обобщит основные положения законодательства, что приведет к достижению оптимального. согласования интересов субъектов трудовых отношений. К сожалению, действующая система социального партнерства не достигает тех целей, которые ставит перед ней законодатель, - в первую очередь, эффективное предупреждение социальных конфликтов.
Следующим предложением по совершенствованию социально-партнерских отношений это создание единой общероссийской информационной базы, которая будет фиксировать отраслевые и коллективные договоры. А также фиксировать причины "затягивания" заключения коллективных трудовых договоров и нарушение законодательства в данной области.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками, внесенными 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398.
Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // СПС Консультант Плюс.
Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
Конвенция №98 Международной организации труда «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров»: // СПС «Консультант Плюс».
Волков О.А. «О модернизации системы социального партнерства в России или: «О российском трипартизме без лицемерия» [Электронный ресурс] // http://www.unionstoday.ru/news/columns/2011/04/25/14065 (дата обращения 24.03.2024).
Ионов А.А., Ионова О.Б. Социальное партнерство как социокультурный феномен. М.: МАКС Пресс, 2022. 77 с.
Кязимов К.Г. Социальное партнерство. Практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. М: НЦ ЭНАС, 2018. №3. С. 190-192.
Ланцов С. А. Политическая история России: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2019. С. 344-352.
Матвеева А.И. Социальное партнерство: цель или средство. Казань: Бук, 2021. 180 с.
Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: учеб. для вузов. М.: Экзамен, 2021. 448 с
Московченко М. А. О принципах социального партнерства / М. А. Московченко // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. № 7-2(12). С. 21-23.
Олег Шеин: «Уничтожение остатков трудового права – уже анонсированная задача!» [Электронный ресурс] // https://www.business-gazeta.ru/article/387314 (дата обращения: 24.03.2024).
Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие / В.В. Ситникова. Благовещенск: Амурский Государственный Институт, 2021. С. 90-128.
Социальное партнерство: российская модель: учеб. пособие / О.Н. Валькович, С.Н. Трунин. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2019. С. 176.
Социально-трудовые отношения в современной России: перспективные модели социального партнерства / науч. ред. А.С.Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 2017. 120 с
Сошникова Т.А. Проблемы развития социального партнерства в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2023. № 4. С. 23-44.
Степанов В.Е. Социальное партнерство как проблема социальной философии. М.: МИИТ, 2020. 131 с.
Ткаченко В.В. Социальное партнерство. Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2019.
Трофимова Г.А. Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 33.
Фейзуллаев М.А. Проблемы развития социального партнерства в России // Фундаментальные исследования. 2019. № 4. С. 121-125.
Филипцова Н.А. Правовая природа коллективного договора // Современное право. 2020. № 2. С. 23.
Экономика и социология труда: (социальнотрудовые отношения): учеб. / под ред. В.А. Гаги. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2018. 320 с.
Матвеева А.И. Социальное партнерство: цель или средство. Казань: Бук, 2021. 180 с.
Ионов А.А., Ионова О.Б. Социальное партнерство как социокультурный феномен. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 25.
Степанов В.Е. Социальное партнерство как проблема социальной философии. М.: МИИТ, 2020. С. 99.
Ткаченко В.В. Социальное партнерство. Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2019. С. 63.
Матвеева А.И. Социальное партнерство: цель или средство. Казань: Бук, 2019. С. 77.
Социально-трудовые отношения в современной России: перспективные модели социального партнерства / науч. ред. А.С.Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 2017. С. 43.
Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: учеб. для вузов. М.: Экзамен, 2021. С. 224.
Ионов А.А., Ионова О.Б. Социальное партнерство как социо-культурный феномен. М.: МАКС Пресс, 2022. С. 28.
Конвенция №98 Международной организации труда «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров» // СПС «Консультант Плюс».
Кязимов К.Г. Социальное партнерство. Практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. М: НЦ ЭНАС, 2018. №3. С. 191.
Сошникова Т.А. Проблемы развития социального партнерства в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2023. № 4. С.29.
Ланцов С. А. Политическая история России: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2019. С. 347.
Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие / В.В. Ситникова. Благовещенск: Амурский Государственный Институт, 2021. С. 96.
Филипцова Н.А. Правовая природа коллективного договора // Современное право. 2020. № 2. С. 23.
Трофимова Г.А. Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 33.
Московченко М. А. О принципах социального партнерства / М. А. Московченко // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. № 7-2(12). С. 21.
Экономика и социология труда: (социально-трудовые отношения): учеб. / под ред. В.А. Гаги. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2018. С. 98.
Социальное партнерство: российская модель: учеб. пособие / О.Н. Валькович, С.Н. Трунин. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2019. С. 176.
Экономика и социология труда: (социальнотрудовые отношения): учеб. / под ред. В.А. Гаги. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2018. С. 324.
Волков О.А. «О модернизации системы социального партнерства в России или: «О российском трипартизме без лицемерия» [Электронный ресурс] // http://www.unionstoday.ru/news/columns/2011/04/25/14065 (дата обращения 24.03.2024).
Фейзуллаев М.А. Проблемы развития социального партнерства в России // Фундаментальные исследования. 2019. № 4. С. 122.
Олег Шеин: «Уничтожение остатков трудового права – уже анонсированная задача!» [Электронный ресурс] // https://www.business-gazeta.ru/article/387314 (дата обращения: 24.03.2024).












18

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.) (с поправками, внесенными 01.07.2020) // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 августа 2014 г. N 31 ст. 4398.
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации от 14.11.2002 N 138-ФЗ (ред. от 25.12.2023, с изм. от 25.01.2024) // СПС Консультант Плюс.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ред. от 14.02.2024) // Собрание законодательства Российской Федерации от 7 января 2002 г. N 1 (часть I) ст. 3.
4. Конвенция №98 Международной организации труда «Относительно применения принципов права на организацию и заключение коллективных договоров»: // СПС «Консультант Плюс».
5. Волков О.А. «О модернизации системы социального партнерства в России или: «О российском трипартизме без лицемерия» [Электронный ресурс] // http://www.unionstoday.ru/news/columns/2011/04/25/14065 (дата обращения 24.03.2024).
6. Ионов А.А., Ионова О.Б. Социальное партнерство как социокультурный феномен. М.: МАКС Пресс, 2022. 77 с.
7. Кязимов К.Г. Социальное партнерство. Практическое пособие по созданию корпоративного ресурса знаний юридического лица. М: НЦ ЭНАС, 2018. №3. С. 190-192.
8. Ланцов С. А. Политическая история России: Учебное пособие. СПб.: Питер, 2019. С. 344-352.
9. Матвеева А.И. Социальное партнерство: цель или средство. Казань: Бук, 2021. 180 с.
10. Михеев В.А. Основы социального партнерства: теория и политика: учеб. для вузов. М.: Экзамен, 2021. 448 с
11. Московченко М. А. О принципах социального партнерства / М. А. Московченко // Национальная Ассоциация Ученых. 2020. № 7-2(12). С. 21-23.
12. Олег Шеин: «Уничтожение остатков трудового права – уже анонсированная задача!» [Электронный ресурс] // https://www.business-gazeta.ru/article/387314 (дата обращения: 24.03.2024).
13. Ситникова В.В. Социальное партнерство: Учебное пособие / В.В. Ситникова. Благовещенск: Амурский Государственный Институт, 2021. С. 90-128.
14. Социальное партнерство: российская модель: учеб. пособие / О.Н. Валькович, С.Н. Трунин. Краснодар: Изд-во Кубан. гос. ун-та, 2019. С. 176.
15. Социально-трудовые отношения в современной России: перспективные модели социального партнерства / науч. ред. А.С.Запесоцкий. СПб.: СПбГУП, 2017. 120 с
16. Сошникова Т.А. Проблемы развития социального партнерства в Российской Федерации // Законодательство и экономика. 2023. № 4. С. 23-44.
17. Степанов В.Е. Социальное партнерство как проблема социальной философии. М.: МИИТ, 2020. 131 с.
18. Ткаченко В.В. Социальное партнерство. Благовещенск: Изд-во Амурского гос. ун-та, 2019.
19. Трофимова Г.А. Конституционные рамки и законодательные гарантии реализации права на труд // Трудовое право в России и за рубежом. 2019. № 4. С. 33.
20. Фейзуллаев М.А. Проблемы развития социального партнерства в России // Фундаментальные исследования. 2019. № 4. С. 121-125.
21. Филипцова Н.А. Правовая природа коллективного договора // Современное право. 2020. № 2. С. 23.
22. Экономика и социология труда: (социальнотрудовые отношения): учеб. / под ред. В.А. Гаги. Томск: Изд-во Том. гос. ун-та, 2018. 320 с.