Формирование выразительности речи младших школьников средствами театрализованной деятельности на уроках литературного чтения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 66 66 страниц
  • 32 + 32 источника
  • Добавлена 26.04.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Теоретические основы формирования выразительности речи младших школьников 7
1.1. Задачи уроков литературного чтения по формированию выразительности речи младших школьников 7
1.2. Условия организации работы над выразительностью чтения 17
1.3. Роль театрализованной деятельности, как средства формирования выразительности речи у младших школьников 22
1.4. Психологические особенности детей младшего школьного возраста 28
Глава 2. Практические аспекты формирования выразительности речи младших школьников 33
2.1. Практический опыт использования театрализованной деятельности в образовательном процессе 33
2.2. Диагностика уровня развития выразительности речи у младших школьников 48
2.3. Содержание работы по развитию выразительности речи с учащимися 1 класса с применением театральной деятельности 54
2.4. Выявление динамики уровня развития выразительности речи у учащихся 1 класса 56

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 61
Список использованной литературы 63

Фрагмент для ознакомления

Необходимость пользоваться технологией игры связана с главной ее задачей - понять жизнь, уметь решать вопросы жизни с помощью игры. В зависимости от цели урока способы вовлечения детей в ход игры могут быть разными.Как уже отмечалось выше, театрализация осуществляется в несколько этапов. Подготовительный период работы - непосредственное восприятие художественного произведения и одновременно процесс вхождения в текст, осмысления содержания, поэтики произведения, перевод художественных образов в понятия, суждения, концепции. Когда, где, в каких условиях происходят события, что за люди герои, как они выглядят, как себя ведут, как относятся друг другу. Учащиеся представляют картину происходящего, сопоставляют факты с теми событиями, которые встречались в их жизни, вводят ассоциации. Для полноценного восприятия и осмысления содержания необходим минимальный базовый культурный фонд у обучаемых. Поэтому на уроках погружения в текст особое внимание уделяется комментариям историко-культурного, этнографо-бытового и языкового характера. На этом этапе следует обратиться к доступным литературоведческим материалам, способным обогатить понимание текста: дополнительные сведения об авторе, об истории создания художественного произведения, об эпохе, бытовой культуре.Когда жизнь, описанная автором, стала близка, пережиты соответствующие чувства, тогда актеры переходят к исполнительской концепции. Центральное звено исполнительского анализа по существу является интерпретацией текста, дополненной театральными технологиями. Здесь проводится поиск и постановка исполнительской задачи: что мы хотим донести до зрителя, что он должен почувствовать, понять, о чем задуматься. Выдвинув задачи, учащиеся доказывают их правомерность, уточняют, конкретизируют свой замысел, а затем реализуют.Главным для театрализации является правильный выбор темы в тексте произведения. В объемном произведении (повесть, роман) выбирается тема, интересная для ребят, которой подчиняются все элементы композиции театрализации: определение главного события, построение событийного ряда, выявление действий и поступков, подчеркивающих характеры героев, качество конфликта. Рассказ требует дополнительного домысливания от режиссера, введения и разработки событий, только упомянутых автором или вовсе отсутствующих. Установив, на какие законы должен опираться режиссер, перенося события повествовательного произведения на язык сценического действия, следует подчеркнуть, что главное здесь - сохранить дух автора, атмосферу его произведения, язык и интонацию героев.Важным этапом является составление сценария. Составление сценария как технология - это ролевая игра, в которой каждый участник знакомится с разными видами деятельности: с ролью сценариста, режиссера, актера, художника по костюмам.Привлечение учащихся к сочинению сценария, драматизации позволяет раскрыть творческие способности детей, освоить новые жанры и стили, развить речевые навыки, нестандартность мышления, воображения - креативность, достичь эффекта раскрепощения, активного поиска, умения анализировать, принимать решения, общаться, создает ситуацию успеха. Работа по созданию сценической композиции выходит на новую образовательную парадигму - сотворчество. В процессе сотворчества ученика и учителя создаются благоприятные условия для развития креативности.Технология составления сценария:I этап. Подготовительный.1. Выбор темы.2. Определение идеи.II этап. Основной.1. Поиск сценарного хода:а) определение главных и второстепенных действующих лиц;б) временная принадлежность (в работе над сценарием необходимо учесть дух времени, атрибуты эпохи, события, которые будут освещены в выступлении, детали костюмов);в) стиль (единство художественных приемов, характерных для данного произведения).2. Подробная разработка содержания с учетом возрастных особенностей детей, участвующих в празднике. Индивидуальная, парная и групповая работа над созданием диалогов, некоторых мизансцен.3. Определение логики участия в действии учащихся.4. Музыкальное и художественное оформление.III этап. Социализация. Выступление групп. Презентация решения группы. Театр-экспромт.IV этап. Рефлексия.Требования к составлению сценария. Сценарий должен:- быть литературно-грамотным;- отвечать идейно-художественным требованиям;- не быть примитивным и громоздким;- иметь строго очерченные временные рамки;- учитывать возрастные особенности учащихся.Знакомство учеников с художественным языком театра начинается с основных понятий театрального искусства. Формирование представлений о театре, сцене, афише, цвете, свете, звуке, декорации как средствах театральной выразительности. Процесс овладения театральными терминами, даже на уровне школьного анализа, долгий. Не следует вводить все термины на одном уроке, а на следующем уже составлять сценарий. На этом этапе учащиеся описывают сцену, видят не только то, что на сцене представлено, но и как. Помимо актерских ролей, ребята выделяют художников, музыкальных, световых оформителей, костюмеров, сценаристов, режиссера.Одним из звеньев театрализации является выступление перед воображаемым зрителем (репетиционный период). В процессе репетиций кое-что будет меняться, уточняться. Задача педагога в этот период - направить поиск учеников в нужное русло, помочь выявить драматургическую структуру сценического представления. Учащиеся предварительно ознакомлены с театральными терминами, и на этом этапе им предстоит применить свои знания на практике.Следующий этап - выступление перед реальными зрителями - презентация подготовленного проекта. Все, что было подготовлено, задумано, должно быть выявлено в действии. И здесь важно все: знание текста, смена декораций, музыкальное сопровождение.Последний этап - рефлексия - переосмысление текста, чувств, эмоций, переживаний. Рефлексия способствует выходу воспринимающего из «вживания», «подражания», «поглощенности» процессом чтения, интерпретирования, во вне, «в позицию над этим процессом», чтобы можно было судить о нем и выражать теоретическое отношение к нему, по мнению современного методиста И.В. Сосновской «именно здесь должно формироваться художественное сознание читателя». Рефлексия - это особый этап, позволяющий раскрыть как актеров, так и зрителей. У каждой группы есть своя задача: 1) для актеров (как мне удалось исполнить роль?); 2) для зрителей (что изменилось в моем понимании художественного произведения?). Последний этап театрализации дает возможность осмысливать и переосмысливать произведение, заставляет задумываться: «Почему это было?», «Что это дало?», «Чем может стать для меня?»2.2. Диагностика уровня развития выразительности речи у младших школьниковПри оценке уровня развития речи младших школьников применена методика, описанная в работе доктора психологических наук Немова Роберта Семеновича «Психология. Книга 3. Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики». Речь у детей дошкольного и младшего школьного возрастов обычно развивается параллельно с совершенствованием мышления, особенно словесно-логического, поэтому, когда проводится психодиагностика развития мышления, она частично затрагивает речь, и наоборот: когда изучается речь ребенка, то в получаемых показателях не может не отразиться уровень развития мышления. Однако в младшем школьном возрасте речь необходимо все же выделять и оценивать отдельно от мышления, причем ее диагностика может быть двоякой: лингвистической и психологической. В первом случае выделяются и оцениваются те признаки речи, которые соответствуют ее лингвистическому анализу, в том числе лексика, грамматика, стилистика, фонетика и т.п. Во втором случае изучению подлежит в основном то, как ребенок пользуется речью для управления своими познавательными процессами, для регуляции поведения и общения с окружающими людьми.Полностью разделить лингвистический и психологический виды анализа речи на практике так же невозможно, как отдельно провести психодиагностику мышления и речи. Дело здесь в том, что речь человека в ее практическом виде содержит в себе как языковое (лингвистическое), так и человеческое (личностное, психологическое) начала.В силу сказанного следующие далее методики психодиагностики речи необходимо рассматривать как такие, которые позволяют получить комбинированную, психолингвистическую информацию о соответствующем познавательном процессе, включая определения понятий (в данном случае в отличие от исследования мышления обращается внимание на владение словом при выражении мысли, а не на саму мысль), пассивного и активного словарного запасов ребенка. Методика «Определение понятий»В этой методике ребенку предлагают следующие наборы слов:1. Велосипед, гвоздь, газета, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый.2. Самолет, кнопка, книжка, плащ, перья, друг, двигаться, объединять, бить, тупой.3. Автомобиль, шуруп, журнал, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий.4. Автобус, скрепка, письмо, шляпа, пух, ябеда, вертеться, складывать, толкать, режущий.5. Мотоцикл, прищепка, афиша, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, ударять, шершавый.Перед началом диагностики ребенку предлагается следующая инструкция:«Перед тобой несколько разных наборов слов. Представь себе, что ты встретился с человеком, который не знает значения ни одного из этих слов. Ты должен постараться объяснить этому человеку, что означает каждое слово, например слово «велосипед». Как бы ты объяснил это?»Далее ребенку предлагается дать определения последовательности слов, выбранной наугад из пяти предложенных наборов, к примеру, такой: автомобиль, гвоздь, газета, зонтик, чешуя, герой, связывать, щипать, шершавый, вертеться. За каждое правильно данное определение слова ребенок получает по 1 баллу. На то, чтобы дать определение каждого слова, отводится по 30 сек. Если в течение этого времени ребенок не смог дать определение предложенного слова, то экспериментатор оставляет его и зачитывает следующее по порядку слово.Замечания. 1. Дети могут сами читать стимульные слова, если умеют это делать и если чтение не вызывает у них затруднений. Во всех остальных случаях экспериментатор сам читает ребенку слова.2. Перед тем как ребенок попытается дать определение слову, необходимо убедиться в том, что он понимает его. Это можно сделать с помощью следующего вопроса: «Знаешь ли ты это слово?» или «Понимаешь ли ты смысл этого слова?» Если получен со стороны ребенка утвердительный ответ, та после этого экспериментатор предлагает ребенку самостоятельно дать определение этого слова и засекает отводимое на это время.3. Если предложенное ребенком определение слова оказалось не вполне точным, то за данное определение ребенок получает промежуточную оценку – 0,5 балла.При совершенно неточном определении — 0 баллов.Оценка результатовМаксимальное количество баллов, которое может ребенок получить за выполнение этого задания, равно 10, минимальное — 0.В итоге проведения эксперимента подсчитывается сумма баллов, полученных ребенком за определения всех 10 слов из выбранного набора. При повторном проведении психодиагностики одного и того же ребенка при помощи данной методики рекомендуется пользоваться разными наборами слов, так как ранее данные определения могут запоминаться и затем воспроизводиться по памяти.Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий.4-7 баллов — средний.2-3 балла — низкий.0-1 балл — очень низкий. Методика «Выяснение пассивного словарного запаса»В этой методике в качестве стимульного материала ребенку предлагаются те же самые пять наборов слов по десять слов в каждом, которые были использованы в только что описанной методике. Процедура проведения данной методики состоит в следующем. Ребенку зачитывается первое слово из первого ряда — «велосипед» и предлагается из следующих рядов выбрать слова, подходящие к нему по смыслу, составляющие с данным словом единую группу, определяемую одним понятием. Каждый последующий набор слов медленно зачитывается ребенку с интервалом между каждым произносимым словом в 1 сек. Во время прослушивания ряда ребенок должен указать то слово из этого ряда, которое по смыслу подходит к уже услышанному. Например, если он ранее услышал слово «велосипед», то из второго ряда должен будет выбрать слово «самолет», составляющее с первым понятие «виды транспорта» или «средства передвижения». Далее последовательно из следующих наборов он должен будет выбрать слова «автомобиль», «автобус» и «мотоцикл». Если с первого раза, т.е. после первого прочтения очередного ряда ребенок не сумел отыскать нужное слово, то разрешается прочесть ему этот ряд еще раз, но в более быстром темпе. Если же после первого прослушивания ребенок сделал свой выбор, но этот выбор оказался неправильным, экспериментатор фиксирует ошибку и читает следующий ряд.Как только для поиска нужных слов ребенку прочитаны все четыре ряда, исследователь переходит ко второму слову первого ряда и повторяет эту процедуру до тех пор, пока ребенок не предпримет попыток отыскать все слова из последующих рядов, подходящие ко всем словам из первого ряда. Замечание. Перед прочтением второго и последующих рядов слов экспериментатор должен напомнить ребенку найденные слова, чтобы он не забывал смысл искомых слов. Например, если к началу прочтения четвертого ряда в ответ на слово- стимул из первого ряда «велосипед» ребенок уже сумел отыскать во втором и в третьем рядах слова «самолет» и «автомобиль», то перед началом чтения ему четвертого ряда экспериментатор должен сказать ребенку примерно следующее: «Итак, мы с тобой уже нашли слова «велосипед», «самолет» и «автомобиль», которые имеют общий смысл. Помни о нем, когда я буду читать тебе следующий ряд слов, и как только ты в нем услышишь такое же по смыслу слово, сразу же скажи об этом».Оценка результатовЕсли ребенок правильно нашел значения от 40 до 50 слов, то он в итоге получает 10 баллов.Если ребенку удалось правильно отыскать значения от 30 до 40 слов, то ему начисляется 8-9 баллов.Если ребенок смог правильно найти значение от 20 до 30 слов, то он получает 6-7 баллов.Если в ходе эксперимента ребенок правильно объединил в группы от 10 до 20 слов, то его итоговый показатель в баллах будет равен 4-5.Наконец, если ребенку удалось объединить по смыслу меньше чем 10 слов, то его оценка в баллах будет составлять не более 3.Выводы об уровне развития10 баллов — очень высокий.8-9 баллов — высокий.4-7 баллов — средний.0—3 балла — низкий. Экспериментальное исследование осуществлялось на школы№____«______»города_______.Висследованиибыли задействованы12детей 6-7лет, учащихся 1 класса. Задачаисследования была такова:опытным путём доказатьэффективность применениятеатрализованнойдеятельности на уроках литературного чтения для развития выразительности речи младших школьников.Для начала мы исследовали уровень первоначальной сформированности выразительного чтения младших школьников. Трое детей показали средний уровень. 9 - низкий уровень. Высокий показатель развития выразительности не продемонстрировал никто.2.2. Содержание работы по развитию выразительностиречи с учащимися 1 класса с применением театральной деятельностиДалее нами был проведёнформирующийэтапработы по развитию выразительности чтения младших школьников. Наше предположение заключалось в том, чтоуровень развития выразительности чтения младших школьников возрастёт если:–организовать и провести с детьми театрализованные постановки на основе произведений детской художественной литературы;–обогатить окружающее ихпредметное пространство - оформить атрибутами для театрализованной деятельности;Мы подготовили программу ряда театрализованных постановок из нескольких сказок: «Теремок, «Золушка», «Маша и Медведь», «Кот в сапогах»Помогли организовать и провести ряд театрализованныхпостановок.К каждому из 4-ех спектаклей готовились в несколько этапов: 1.Прочтениеи осмысление сказки. Беседа с детьми по её содержанию. 2. Пересказсказки при помощи иллюстративных материалов, а затем – без них.3.Описание персонажей сказки, внешнего облика, характера.5.Распределениеролей. 6. Подготовка костюмов, атрибутов, декорацийсдетьми. В целом, формирующая работа продолжалась2месяца.Театрализованныепостановки проходили развдве недели,по пятницам. Каждый спектакль длился полчаса. На них приглашались родители участников. Важной частью работы были и совместное обсуждение и подготовка декораций, то есть – формирование предметно-пространственной среды. Делались костюмы, маски, рисунки, многие другие предметы. Так, например, были изготовлены маска медведя, расписные пирожки из солёного теста, карета для Золушки и многое другое. Сами постановки прошли с успехом. Ребята справились каждый со своей ролью. В ходе спектаклей они получили большой опыт по выразительности речи, нужно отметить, что говорили они эмоционально и выразительно. Также нужно отметить значительное улучшение эмоционального состояния детей. Каждый испытал множество положительных эмоций. Многие из детей от спектакля к спектаклю держались всё более уверенно, смело. Даже самые робкие и застенчивые из ребят, в самом начале демонстрировавшие неуверенность в себе и неумение держаться на сцене, в последствии очень увлеклись театрализованной деятельностью и прекрасно справились и ролями. В процессе подготовки, обсуждений, репетиций, дети активно общались друг с другом, развивали навыки сотрудничества, совместной деятельности. Нельзя не отметить прогресс и в выразительности речи и в обогащении словарного запаса. Он был очевиден. Прошедшими мероприятиями остались очень довольны и посетившие постановку родители. 2.4. Выявление динамики уровня развития выразительности речи у учащихся 1 классаДля выявления динамики результатов по развитию выразительности речевой деятельности у детей младшего школьного возраста мы воспользовалисьВ.П.Глухова. Для оценки нами применяется бальнаясистема. –низкийуровень–5баллов;–среднийуровень–10-6баллов;–высокийуровень–15-11баллов.. Задание1.«Составь предложение по картинке».Целью задания быловыявитьдинамикууровняразвитияу детейспособностисоставлять законченное высказывание на уровнепредложения.Рис. 1.Половина детей(50%), то есть 6выполнилизадание без наводящих вопросов,самостоятельноибыстро. Другимже 6ребятам(50%) нужна была незначительная помощь и подсказка. Двое смогли ответить только после наводящего вопроса, однако ответ был четким, грамотным и развёрнутым. Задание 2. Пересказать небольшое по объёму литературное произведение. На этот раз для контрольного этапа эксперимента была использована сказка «Колобок».Результаты:5ребят(41%) сумели справиться сзаданиембез подсказки. В ходе пересказаточно был передансмысл, речь была связной, структурированной. Предложенияполные.17%, т.е. 2 ребенка рассказалитекст оченьвыразительно, была отмечена большая эмоциональность в описании действия и героев. 6детей(49%)показали среднийуровень,наблюдалось некоторое, однако, небольшоеискажение смысла и ошибки в последовательности некоторых событий,однакосодержаниесказки было передано в целом верно.Низкийуровеньпоказал 1ребенок (8,3%),ему не удалосьпересказать сказку.В форме диаграммы результатпоказанна рисунке2.Рис2. Показатель умения пересказывать текст (контрольныйэтап)Задание 3. Составить развернутое описание предмета. Детям была представлена мягкая игрушка – кот. Цель:выяснитьдинамикууровняспособностиудетейсоставлять описательныйрассказ.Нагляднорезультатыпоказаны на рисунке3.Рис. 3–Результат уровняразвития удетейспособности составлятьописательныйрассказ (контрольныйэтап)Результат: 7детей (58%) отлично выполнилизадание, их описание былояркимиинтересным.Ребятаописали и внешность кота и дали ему имя и описали его характер и то, как он живёт, что любит есть и делать и т д.Некоторые ребята стали обстоятельно рассказывать о том, что дома у них тоже есть коты, о которых они заботятся и играют с ними, стали описывать и их тоже. Их рассказы были обстоятельными и достаточно длинными. 4человека (33%)показалисреднийуровень выполнения задания. Эти дети смогли выполнить задание, однако, только при помощи схемы, плана, по которому им предлагалось составить своё описание, либо же при наличии некоторых подсказок от педагога. Однако, рассказ также был достаточно полным и интересным. Отмечены многие детали, многими подобраны необычные прилагательные. 1ребенокпоказал при выполнении заданийнизкийуровень речевого развития. Онне сумел обстоятельно описать кота,составить ясное словесное описание,атолько назвал его цвет и сказал, что игрушка большая, а после заданных наводящих вопросовназвал частителакота, однако, не все, не назвал усы и когти. Нужно отметить, что в целом именно это контрольное задание было выполнено с наилучшим результатом. Положительная динамика именно в результатах этого задания проявилась в наибольшей степени. Здесь число детей, показавших высокий результат превысило число детей, показавших средний. Итак, отметим, что итогиконтрольной части опытно-экспериментального исследования показывают, что проведение специальной педагогическойработы поформированиювыразительности речиу младших школьниковс применением театрализованнойдеятельности весьмарезультативно.Обэтом свидетельствуют, результатыконстатирующейиконтрольной части эксперимента, то есть показанная положительнаядинамика в уровнеразвитиявыразительностиречевой деятельности умладших школьников (6-7лет).Представим в виде диаграммы полученные результаты.Рис. 4– Положительная динамика уровняразвитиявыразительностиречи умладших школьниковПосле организованныхнамизанятий по литературному чтению по формированию выразительностиречимладших школьников с применениемтеатрализованной деятельности, задействованные в экспериментальной работе дети приобрели навыки выразительной, уверенной, выстроенной речи, обогатили словарный запас, совершенствовали свой коммуникативный навык. Детинаучились сами улавливать смысл художественного произведения, пересказывать его, передавая содержание, сюжет, также эмоциональную окраску произведения. Кроме того, необходимо отметить и другие положительные результаты проделанной работы. Практически все дети, задействованные в эксперименте, стали увереннее, преодолели робость или застенчивость, перестали бояться публичного выступления, ведения диалога не сцене. При этом нужно отметить, что и вне сцены, просто в повседневном общении дети стали лучше и охотнее вести диалоги с педагогами, другими взрослыми, между собою. У них появился навык сотрудничества, совместной деятельности, согласованной работы. Речь их стала более выразительной и наполненной эмоциями. Также нельзя не отметить и положительный результат с точки зрения психологического и эмоционального состояния детей. Ведь театрализованная деятельность в восприятии ребенка является прежде всего игровой деятельностью. А игра для ребенка – всегда интересное и радостное событие, приносящее целый спектр положительных эмоций. Цель нашегоисследования достигнута,задачивыполнены, экспериментально доказано, что предположение об эффективности использования театральной деятельности в развитии выразительности речи младших школьников верно. ЗАКЛЮЧЕНИЕИтак, в данной работе мы рассмотрели задачи уроков литературного чтения по формированию выразительности речи младших школьников, а также возможности использования на уроках литературного чтения элементов театральной деятельности. В связи с необходимостью осуществления учебно-воспитательной программы ФГОС сегодняшний педагогический процесс направлен на воспитание гармонически развитой, интеллектуальной, эрудированной, творческой личности.Перед современной педагогикой, как в исследовательском, так и практическом направлении, активно разрабатывается проблема о формировании условий для развития речи детей и разработке методик раскрытия речевых способностей в практической деятельности. Важность проблемы литературного образования в младшей школе состоит в том, что оно нацелено на развитие навыков осознанного и выразительного чтения, развитие устной и письменной речевой деятельности, формирование художественно-творческих и когнитивных способностей, воспитание эстетических чувств. Театральная деятельность в этом отношении наиболее эффективна, она имеет огромный потенциал для развития выразительной речи у детей. Несмотря на это, применение театральных игр для развития у учащихся младших классов красивой, грамотной и выразительной речи на сегодняшний день в педагогической науке достаточно мало изучено. Написано достаточно мало теоретических научных трудов и проведено довольно мало практических исследований в этом направлении. Между тем, метод театрализации уже давно доказал свою педагогическую эффективность по обучению и воспитанию детей во множестве аспектов.Театрализация на уроках — применение элементов и методик театра в ходе учебно-воспитательного процесса. Театральная игра, компоненты театрализации дают возможность гармоничного сочетания театрального искусства (условность атрибутов, специфика сценической речи) и учебно-воспитательного процесса, во многом похожего по своим задачам и способам организации (коллективная направленность, определенные роли, обязательность педагогического руководства процессом).В основа театрализации лежит образность (прежде всего художественная), дающая возможность отыскать средства художественной выразительности, выстроить сценарную логику.Итак, мы можем заключить, что театрализация – одна из наиболее эффективных и приятных методик обучения детей литературе на уроках литературного чтения, ведь такой вид деятельности придает уроку разнообразие и интересность и для педагога, и для детей.Уроки литературного чтения должны научить личность мыслить, защищать свои мнения и убеждения, заниматься собственным творчеством.В ходе театрализации, обогащается область коллективной и индивидуальной мыслительной и творческой работы, формируются сфера чувств и эмоций у школьников. Кроме традиционных учебно-воспитательных задач, свойственных обычному уроку, театрализованные уроки формируют у детей склонность к самообразованию, творческой деятельности, развивает навык к систематизации информации, учит независимо и необычно думать, и выражать себя.Уроки с использованием театральной деятельности дают возможность педагогу творчески подходить к учебно-воспитательному процессу, к разработке методики и хода урока, активизировать естественную любознательность школьников их познавательную деятельность.  Список использованной литературы1. Александрова Н.С. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-teatralizovannyh (дата обращения 7.03.2024)2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. / Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003817072 (дата обращения 7.03.2024)4. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О.Ю. Богдановой. - М., 1984.5. Глинтерщик Р.В. Драматизация литературного текста как одна из форм сочетания логического и образного начала в процессе школьного изучения литературного произведения // Литература в средней школе. Вып. 4. - Л: ЛГПИ., 1969.6. Ершова А.П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. - М., 1992.7. Ершова А.П., Леваньшина Т.В., Никольский Л.А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). - Ч. 2. - М., 1982.8. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992.9. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. «Общение на уроке или режиссура поведения учителя». М., 1998г.10. Зепалова Т.С. «Уроки литературы и театр: пособие для учителя». - М., Просвещение 1982г.11. Ильев В.А. «Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока» М., АО « Аспект Пресс» 1993г.12. Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. - Владимир, 1991.13. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. - Киев, 199114. Корст Н.О. Анализ драматических произведений. - В сб. Преподавание литературы в старших классах. - М., 1964.15. Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1961.16. Леонов А.А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. - М., 1992.17. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.18. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980. - С. 192.19. Костина И.Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5-8 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Спб., 1998.20. Леонтьев А.А. Чтение как понимание // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. - М., 200121. Македон Т.А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах как средство углубления восприятия художественного произведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 1994.22. Маранцман В.Г. « Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством» //Литература в школе. - 1998г. - №822. Маранцман В.Г. «Анализ литературного произведения и читательского восприятия школьников»: методич. Пособие. - Л.: ЛГПИ 1974г.24. Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.25. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М., 198526. Сосновская И.В. «Литературное развитие читателя-подростка» Иркутск: ИГПУ, 2003г.27. Станиславский К.С. «Собрание сочинений: в 8 т.» - М., 1961г, Т.-4.28. Станчек Н.А. Урок литературы как совместная деятельность учителя и ученика. // Организация творческой деятельности учащихся на занятиях по литературе. / Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1979.29. Ушинский К.Д. Соч.: В З т. Т.1. - М.: Учпедгиз, 1979.30.Шевцова, А. В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников / А. В. Шевцова, Т. В. Мельник. // Молодой ученый. - 2017.- № 12 (92). - С. 826-829. 31. Шевцова, Е. Е.  Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08426-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт. 32. Штемберг Ю.Л. Театрализованная деятельность в формировании выразительности речи ребенка, его интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-v (дата обращения 17.01.2023)

Список использованной литературы

1. Александрова Н.С. Организация театрализованных игр на уроках по развитию связной диалогической речи третьеклассников. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/organizatsiya-teatralizovannyh (дата обращения 7.03.2024)
2. Бермус А. Г. Практическая педагогика. / Бермус А. Г. - М.: Юрайт, 2020. 128 с.
3. Выготский Л. С. Мышление и речь. – URL: https://search.rsl.ru/ru/record/01003817072 (дата обращения 7.03.2024)
4. Взаимосвязь восприятия и анализа художественных произведений в процессе изучения литературы в школе / под ред. О.Ю. Богдановой. - М., 1984.
5. Глинтерщик Р.В. Драматизация литературного текста как одна из форм сочетания логического и образного начала в процессе школьного изучения литературного произведения // Литература в средней школе. Вып. 4. - Л: ЛГПИ., 1969.
6. Ершова А.П. и др. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. - М., 1992.
7. Ершова А.П., Леваньшина Т.В., Никольский Л.А. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы как средство развития зрительной и читательской культуры школьников. (Метод. рекомендации в помощь лекторам и методистам ИУУ). - Ч. 2. - М., 1982.
8. Ершова А.П. Уроки театра на уроках в школе. - М., 1992.
9. Ершов П.М., Ершова А.П., Букатов В.М. «Общение на уроке или режиссура поведения учителя». М., 1998г.
10. Зепалова Т.С. «Уроки литературы и театр: пособие для учителя». - М., Просвещение 1982г.
11. Ильев В.А. «Технология театральной педагогики в формировании и реализации замысла школьного урока» М., АО « Аспект Пресс» 1993г.
12. Качурин М.Г. Два крыла, или литературный театр на уроке // Пути и формы анализа художественного произведения. - Владимир, 1991.
13. Колокольцев Е.Н. Искусство на уроках литературы. - Киев, 1991
14. Корст Н.О. Анализ драматических произведений. - В сб. Преподавание литературы в старших классах. - М., 1964.
15. Кнебель М. О действенном анализе пьесы и роли. - М., 1961.
16. Леонов А.А. Театральные игры на уроке литературы // Театр и образование. - М., 1992.
17. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980.
18. Львова Ю.Л. Творческая лаборатория учителя: Из опыта работы. - М.: Просвещение, 1980. - С. 192.
19. Костина И.Б. Инсценирование и драматизация на уроках литературы в 5-8 классах: Автореф. дис. канд. пед. наук.- Спб., 1998.
20. Леонтьев А.А. Чтение как понимание // Язык и речевая деятельность в общей и педагогической психологии / Моск. псих.-соц.ин-т. - М., 2001
21. Македон Т.А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах как средство углубления восприятия художественного произведения: Автореф. дис. канд. пед. наук. - М, 1994.
22. Маранцман В.Г. « Интерпретация художественного произведения как технология общения с искусством» //Литература в школе. - 1998г. - №8
22. Маранцман В.Г. «Анализ литературного произведения и читательского восприятия школьников»: методич. Пособие. - Л.: ЛГПИ 1974г.
24. Основы системы Станиславского: учебное пособие / авт.-сост. Н.В. Киселева, В.А. Фролов. - Ростов н/Д.: Феникс, 2000.
25. Проблемы преподавания литературы в средней школе / под ред. Т.Ф. Курдюмовой. - М., 1985
26. Сосновская И.В. «Литературное развитие читателя-подростка» Иркутск: ИГПУ, 2003г.
27. Станиславский К.С. «Собрание сочинений: в 8 т.» - М., 1961г, Т.-4.
28. Станчек Н.А. Урок литературы как совместная деятельность учителя и ученика. // Организация творческой деятельности учащихся на занятиях по литературе. / Под ред. З.Я. Рез. - М.: Просвещение, 1979.
29. Ушинский К.Д. Соч.: В З т. Т.1. - М.: Учпедгиз, 1979.
30. Шевцова, А. В. К проблеме развития выразительности речи младших школьников / А. В. Шевцова, Т. В. Мельник. // Молодой ученый. - 2017.- № 12 (92). - С. 826-829.
31. Шевцова, Е. Е. Технологии формирования интонационной стороны речи: учебное пособие для вузов / Е. Е. Шевцова, Л. В. Забродина. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 189 с. — (Высшее образование). — ISBN 978-5-534-08426-9. — Текст: электронный // Образовательная платформа Юрайт.
32. Штемберг Ю.Л. Театрализованная деятельность в формировании выразительности речи ребенка, его интеллектуального и художественно-эстетического воспитания. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teatralizovannaya-deyatelnost-v (дата обращения 17.01.2023)