Агрессивность в связи со стратегиями совладания со стрессом у старших подростков разного пола.
Заказать уникальную дипломную работу- 79 79 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 24.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты исследования агрессивности и стратегий совладания со стрессом у старших подростков разного пола 6
1.1. Психологические особенности старших подростков 6
1.2. Характеристика агрессивности. Особенности агрессивности в подростковом возрасте 11
1.3. Характеристика стратегий совладания. Особенности совладающего поведения в подростковом возрасте 20
Выводы по главе 1 34
Глава 2. Организация эмпирического исследования агрессивности в связи со стратегиями совладания со стрессом у старших подростков разного пола 37
2.1. Процедура и выборка исследования 37
2.2. Методики исследования 37
Выводы по главе 2 41
Глава 3. Анализ результатов исследования агрессивности в связи со стратегиями совладания со стрессом у старших подростков разного пола 42
3.1. Результаты исследования агрессивности в связи со стратегиями совладания со стрессом у девушек 42
3.2. Результаты исследования агрессивности в связи со стратегиями совладания со стрессом у юношей 51
3.3. Результаты сравнительного анализа 59
3.4. Практические рекомендации 60
Выводы по главе 3 63
Заключение 66
Список литературы 69
Приложение 74
При агрессии высокогоуровня отмечается склонность кконфликтамивспыльчивости,тогдакакповедениеснизкимуровнем отличается конформностью, подчиняемостью. У подавляющего большинства юношей (70%)высокая степеньвраждебности, что можетхарактеризоватьсякрайнейподозрительностью,ревностьюпоотношениюкдругимкаквфактических,такиввымышленныхцелях.У 30% допустимый уровень враждебности, низкого уровнявраждебности в группе юношей не выявлено.Результаты диагностики по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» Копинг-поведение в стрессовых ситуациях (С. Норман, Д.Ф. Эндлер, Д.А. Джеймс, М.И. Паркер) отражены на рисунке 8.Рис. 8. Результаты диагностики по методике «Копинг-поведение в стрессовых ситуациях CISS» (%).Результаты диагностики показали, что предпочитаемой в группе юношейявляется конструктивная проблемно-ориентированная копинг-стратегия, которая предполагает трезвую оценку ситуации, принятие мер для ее исправления, обдумывание случившегося и своего отношения к нему, анализ проблемы до эмоциональной реакции на неё, стремление контролировать ситуацию, разработку вариантов решения проблем.Несколько меньше у подростков выражена эмоционально-ориентированная стратегия(подверженность эмоциям, выражение отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, либо попытки уменьшить эмоциональное напряжение).Наименее выражена у юношей ориентация на избегание трудностей, которая связана с неспособностью справиться с ситуацией, с откладыванием, уклонением от любых стрессовых ситуаций. При этом юноши в большей степени отвлекаются от проблем с помощью социальнойподдержки и меньше с помощью избегания, подавления мыслей о проблеме.Результаты диагностики по методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)»С. Хобфоллав группе юношей представлены на рисунке 9.Рис. 9. Результаты диагностики по методике «Стратегии преодоления стрессовых ситуаций (SACS)».Результаты диагностики показали, что по сравнению с нормативными показателями, что у юношей высокая степень выраженности импульсивных и асоциальных действий,средняя степень выраженности таких преодолевающих стратегий какизбегание и агрессивные действия,и низкая степень выраженности ассертивных, осторожных,манипулятивных действий, общения с другими людьми и поиска поддержки и сочувствия. По средним значениям можно сказать, что в стрессовых ситуациях у юношей более всего выражены прямые и асоциальные модели поведения. Реже стремятся к осторожности,проявляют уверенное поведение, стремятся вступить в социальный контакт.Еще реже юноши проявляют склонность к манипуляциям, стремятся к избеганию ситуации или пытаются поделиться эмоциями с другими, найти сочувствие. Меньше всего юношам характерны агрессивные попытки выйти из стрессовой ситуации.У юношей средний уровень конструктивности стратегий преодолевающего поведения, нормальнаястрессоустойчивость.Результаты корреляционного анализа агрессивности со стратегиями совладания со стрессом у юношей представлены в таблице 4.Таблица 4Результаты корреляционного анализа в группе юношей (r Спирмена)ШкалыФизическаяагрессияВербальнаяагрессияКосвеннаяагрессияНегативизмРаздражениеПодозрительностьОбидаЧувствовиныИндексагрессивностиИндексвраждебностиПроблемно-ориентированный копинг-0,01-0,140,130,07-0,170,170,020,06-0,080,16Эмоционально-ориентированный копинг0,140,67**-0,200,250,38*0,160,55**0,41*0,54**0,46*Избегание0,84**0,290,56**0,59**0,44*0,050,42*0,68**0,47**0,31Отвлечение0,81**0,40*0,46*0,50**0,260,050,290,59**0,51**0,25Социальное отвлечение 0,20-0,130,250,200,12-0,06-0,140,060,06-0,18Ассертивные действия-0,070,06-0,170,100,02-0,020,160,13-0,040,11Вступление в социальный контакт-0,15-0,26-0,15-0,33-0,21-0,02-0,16-0,21-0,25-0,08Поиск социальной поддержки-0,21-0,14-0,13-0,07-0,180,00-0,22-0,18-0,23-0,15Осторожные действия-0,13-0,04-0,170,02-0,110,060,14-0,05-0,150,14Импульсивные действия-0,12-0,140,00-0,06-0,10-0,21-0,25-0,11-0,22-0,31Избегание0,350,350,100,320,37*0,030,46*0,51**0,43*0,34Манипулятивные действия0,260,250,15-0,010,17-0,320,200,190,320,02Асоциальные действия-0,200,17-0,33-0,10-0,100,210,090,030,030,22Агрессивные действия0,290,220,310,340,260,330,090,32,37*0,24Конструктивность копинга-0,33-0,40*-0,14-0,44*-0,52**-0,25-0,40*-0,53**-,55**-,42*Значимые взаимосвязи представлены на рисунке 10. - прямая связь на уровне р≤0,01; - прямая связь на уровне р≤0,05; - обратная связь на уровне р≤0,01; - обратная связь на уровне р≤0,05.Рис. 10. Корреляционная плеяда в группе юношей.Результаты корреляционного анализа показали, что уровень физической агрессии прямо связан с избеганием (р≤0,01) и отвлечением (р≤0,01). То есть, чем больше юноши склонны к проявлению физической агрессии, дракам, насилию, тем чаще в ситуации стресса они стремятся избегать ее, отвлекаться от нее.Уровень вербальной агрессии прямо связан с эмоциональным копингом (р≤0,01) и отвлечением (р≤0,05) и обратно связан с конструктивностью совладающих стратегий (р≤0,05). То есть, чем больше юноши склонны к вербальной агрессии, проявляющейся ввиде словесных реакций, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся подавлять, отвлекаться от трудностей и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.Уровень косвенной агрессии прямо связан с избеганием (р≤0,01) и отвлечением (р≤0,05). То есть, чем больше юноши склонны к агрессии,которая направлена на посторонний объект, а не на причину состояния, тем чаще в ситуации стресса они стремятся избегать ее, отвлекаться от нее.Негативизм прямо связан с избеганием (р≤0,01) и отвлечением (р≤0,01) и обратно связан с конструктивностью совладающих стратегий (р≤0,05). То есть, чем больше юноши склонны к протестному поведению, бунтарству, тем чаще в ситуации стресса они стремятся избегать ее, отвлекаться от трудностей, и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.Раздражение прямо связано с эмоциональным копингом (р≤0,05) избегающим копингом (р≤0,05), избеганием (р≤0,05) и обратно связано с конструктивностью совладающих стратегий (р≤0,01). То есть, чем больше юноши склонны к раздражению,импульсивному поведению, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся избегать трудности, и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.Обида прямо связана с эмоциональным копингом (р≤0,01) избегающим копингом (р≤0,05), избеганием (р≤0,05) и обратно связана с конструктивностью совладающих стратегий (р≤0,05). То есть, чем больше у юношей выражена обида,завистьиненавистькдругимлюдямкакзареальные,такизавымышленные действия, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся избегать трудности, и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.Чувство вины прямо связано с эмоциональным копингом (р≤0,05) избегающим копингом (р≤0,01), отвлечением (р≤0,01), избеганием (р≤0,01) и обратно связано с конструктивностью совладающих стратегий (р≤0,01). То есть, чем больше у юношей выражено чувство вины, угрызения совести, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся избегать трудности, отвлекаться от них, и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.Уровень агрессивности прямо связан с эмоциональным копингом (р≤0,05) избегающим копингом (р≤0,01), отвлечением (р≤0,01), избеганием (р≤0,05), агрессивными действиями (р≤0,05) и обратно связан с конструктивностью совладающих стратегий (р≤0,01). То есть, чем выше у юношей уровень агрессивности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся избегать трудности, отвлекаться от них, агрессивно реагировать на ситуацию, и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.Уровень враждебности прямо связан с эмоциональным копингом (р≤0,05) и обратно связан с конструктивностью совладающих стратегий (р≤0,05). То есть, чем выше у юношей уровень враждебности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.3.3. Результаты сравнительного анализаРезультаты сравнительного анализа уровня агрессивностии стратегийсовладания со стрессом у подростков разного пола представлены в таблице 5.Таблица 5Результаты сравнительного анализа (U-критерий Манна – Уитни)ШкалыМ (девушки)М (юноши)U-критерийрФизическаяагрессия6,35,9411,50,566Вербальнаяагрессия7,47,3442,50,911Косвеннаяагрессия5,75,1359,50,172Негативизм3,03,9291,50,016Раздражение7,46,8376,50,274Подозрительность6,46,2415,00,599Обида4,94,9439,00,869Чувствовины4,64,8445,00,940Индексагрессивности21,120,0380,00,299Индексвраждебности11,311,1432,50,794Проблемно-ориентированный копинг8,99,1429,00,754Эмоционально-ориентированный копинг7,57,7422,50,682Избегание7,76,1282,50,012Отвлечение5,35,3433,00,797Социальное отвлечение 3,73,6423,00,678Ассертивные действия16,417,5294,00,02Вступлениевсоциальныйконтакт18,317,3325,00,060Поисксоциальнойподдержки15,915,3396,50,423Осторожныедействия17,217,6426,00,719Импульсивныедействия20,120,4438,00,858Избегание16,315,6416,00,611Манипулятивныедействия17,616,3325,50,063Асоциальныедействия21,521,6415,00,602Агрессивныедействия15,114,8426,00,721Индекс конструктивности0,970,97431,00,779Результаты сравнительного анализа показали, что у юношей значительно больше, чем у девушек проявляется негативизм (р≤0,05). То есть юноши больше склонны к протестному поведению, чем девушки.В ситуации стресса девушки в большей степени, чем юноши используют избегание (р≤0,05), а юноши чаще используют ассертивные действия (р≤0,05). То есть, девушки чаще стремятся избегать стрессов, подавлять их, отвлекаться от них, юноши чаще стремятся самостоятельно регулировать свое поведение, сохранять личные границы, не нарушая чужие, брать ответственность за свою жизнь на себя.3.4. Практические рекомендацииНа основе результатов исследования были разработаны практические рекомендации, направленные на снижение агрессивности, враждебности и развитие конструктивных способов преодоления стрессовых ситуаций у подростков.Обращаясь к решению серьезной проблемы, человек должен приложить значительные усилия. Ведь крупные достижения в большинстве случаев невозможны без продолжительного напряжения. Именно поэтому в процессе развития адаптивных механизмов совладания выделяются несколько этапов.Первый этап состоит в интерпретации и оценке ситуации. На этом этапе происходит анализ таких параметров, как сила воздействия, степень угрозы благополучию, здоровью, авторитету и прочим аспектам. Кроме того, осуществляется оценка потенциала организма и личности, а также пропорций между параметрами ситуации и человеческим потенциалом.Следующим этапом является оценка стрессовых изменений в собственном организме. Часто причиной стрессорного воздействия становятся определенные системы организма или сферы личности. Начальные стрессовые изменения могут быть вызваны расстройством или повреждением конкретного органа, насыщением определенной сферы личности (например, информационной перегрузкой), потерей или изменением важной личностной связи, а также общественно значимым качеством. Это приводит к проявлению множества реакций и возникновению разнообразных последствий.Следующий существенный этап представляет собой адаптационный процесс. Направление адаптационной активности определяется не только стрессорным раздражителем и особенностями ситуации, но и спецификой личности, а также резервами организма. Возможность осуществить ту или иную форму адаптации к сложной ситуации зависит не только от мотивов и целей, особенностей личности и психического состояния, но также от того, какой стрессор действует, какова его сила и в какую ситуацию вовлечен человек, и так далее.Для снижения агрессивности и повышения адаптивности и стрессоустойчивости:1. Поверьте в свои силы! Если возникает проблема, которую можно разрешить, нет смысла погружаться в беспокойства. Если проблема не поддаётся разрешению, тогда забивать голову тревогами бесполезно. Напишите на листе бумаги две физические черты, которыми гордитесь, два удивительных качества своего характера и одну изумительную способность или ценное умение. Храните этот листок с собой, чтобы он напоминал вам о вашей силе - особенно, когда вы испытываете подавленность или печаль. Если вы всегда фокусируетесь на негативных аспектах, пессимистическое настроение остается в ваших мыслях и выражении лица. В результате, вы застреваете в своих проблемах и другие люди начинают относиться к вам отрицательно или даже враждебно, а в некоторых случаях игнорировать вас и ваше мнение. Но когда вы научитесь положительно относиться к себе, вы начнете также относиться благосклонно к окружающим вас людям.2. Не держите все в себе. Делясь своими эмоциями с друзьями и родственниками или, по крайней мере, на бумаге, вы таким образом значительно снижаете стресс, беспокойство, импульсивность, которые негативно влияют на ваше отношение к себе и отношение к другим.3. Рассматривайте все в перспективе. Что-то сейчас может показаться самым значимым событием, но с точки зрения всей вашей жизни, это лишь небольшая ее часть.4. Постарайтесь правильно распоряжаться своим временем. Оставьте достаточно времени на подготовку к зачетам, экзаменам, чтобы не было ситуации, когда вам придется усваивать весь материал в последний момент. Это может значительно повысить вашу уверенность в себе, потому что вы будете знать, что потратили достаточно времени на подготовку, а это значит, что вы хорошо подготовились.5. Организуйте свое время так, чтобы выделять достаточно времени на отдых, чтобы избежать переутомления. Предусмотрите короткие передышки во время подготовки к занятиям, когда замечаете, что ваше внимание начинает теряться и мозг устает. Продолжение занятий без достаточного отдыха не будет продуктивным.6. Будьте внимательны к своему питанию. Питайтесь чаще и в небольших порциях. Употребляйте здоровую пищу, богатую витаминами и микроэлементами, особенно важными для вашего мозга в данном периоде. Уделите достаточно времени физической активности. Регулярные, но умеренные физические упражнения усилит вашу энергию, осветит ваше мышление и снизит уровень тревоги и стресса. 7. Обеспечьте себе достаточное количество времени для сна, включая период перед экзаменами (не менее 6 часов). Вы можете использовать упражнения йоги и простые дыхательные техники для расслабления, которые помогут вам снять напряжение, улучшить концентрацию внимания и качество сна (медитация, визуализация, медленное дыхание животом, перекрестное дыхание и т.п.). 8. Развивайте эмоциональную компетентность - умение выбирать нужную эмоцию из широкого спектра возможных в данный момент, которая поможет вам эффективно работать и взаимодействовать. Если вы остановитесь и прислушаетесь к своим эмоциям, вы сможете определить их источники и выбрать нужную реакцию.9. Используйте приемы, которые помогут вам контролировать и управлять своими чувствами:- Опишите свои чувства как можно более точно. Например, скажите: "Я разозлился на товарища". Затем определите причину этих чувств, например: "Моя злость часто возникает потому, что он пренебрегает принятыми правилами".- Свяжите ваши чувства с конкретной ситуацией. Например, скажите: "Я разозлился, потому что теперь мне необходимо исправлять ошибки".- Признайте свою ответственность за свои чувства. Например, скажите: "Я разозлился, когда узнал о ситуации, но при этом товарищ не хотел меня разозлить".- Используйте высказывания в форме "я". Таким образом, вы будете контролировать свои чувства и эмоции.10. Развивайте свои индивидуальные достоинства. Применяйте их несмотря на вечные преграды – лень, пассивность, невежество, критику. Развитие достоинств, равно как их использование в повседневной жизни, сводится к умению каждый день делать выбор. И важнейшим фактором для этого становятся не внешние условия, а собственные усилия и творческая деятельность. Выводы по главе 31. Девушкам более всего характерно раздражение,импульсивное поведение.Довольно сильно выражена подозрительность,опасливо-недоверчивое, настороженное отношение людям,склонность к физическому насилию вотношениидругогочеловека,косвеннаяагрессия. У большинства девушек высокий уровень агрессивности и враждебности, 2. Предпочитаемой в группе девушекявляетсяконструктивнаяпроблемно-ориентированная копинг-стратегия. Меньше девушкам характерна эмоционально-ориентированная стратегияи ориентация на избегание трудностей. В стрессовых ситуациях у девушек более всего выражены прямые и асоциальные модели поведения. Реже они стремятся вступить в социальный контакт, проявляют склонность к манипуляциям, осторожным действиям. У девушек средний уровень конструктивности стратегий преодолевающего поведения, нормальнаястрессоустойчивость.3. Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше у девушек уровень агрессивности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся отвлечься от ситуации, избегают проблемы, проявляют уверенные, а также асоциальные действия и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом. Чем выше у девушек уровень враждебности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся отвлечься от ситуации, избегают проблемы, проявляют уверенные, а также асоциальные действия.4. Юношам более всего характерно протестноеповедение, упрямство, негативизм. Довольно сильно выражено раздражение,импульсивное поведение,подозрительность, настороженное отношение людям,обида,завистьиненавистькдругимлюдямкакзареальные,такизавымышленные действия. Большинствоподростковпроявляютсреднийуровеньагрессивности, но у подавляющего большинства юношей высокая степеньвраждебности.5. Предпочитаемой в группе юношейявляется конструктивная проблемно-ориентированная копинг-стратегия, несколько меньше у подростков выражена эмоционально-ориентированная стратегия.Наименее выражена у юношей ориентация на избегание трудностей. В стрессовых ситуациях у юношей более всего выражены прямые и асоциальные модели поведения. Реже стремятся к осторожности,проявляют уверенное поведение, стремятся вступить в социальный контакт.6. Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше у юношей уровень агрессивности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся избегать трудности, отвлекаться от них, агрессивно реагировать на ситуацию, и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом. Чем выше у юношей уровень враждебности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.7. При сравнении результатов корреляционного анализа можно отметить, что в обеих группах высокая агрессивность отрицательно влияет на конструктивность стратегий совладания, способствует уходу от проблем, эмоциональному реагированию. У девушек более разветвленные связи стратегий совладания с уровнем агрессивности. У юношей высокий уровень агрессивности способствует агрессивному реагированию на трудные ситуации, у девушек высокая агрессивность способствует как ассертивному, аверенному, так и асоциальному поведению, а низкий уровень агрессивности способствует импульсивному поведению.8. Результаты сравнительного анализа показали, что юноши больше склонны к протестному поведению, чем девушки. Девушки чаще стремятся избегать стрессов, подавлять их, отвлекаться от них, юноши чаще стремятся самостоятельно регулировать свое поведение, сохранять личные границы, не нарушая чужие, брать ответственность за свою жизнь на себя.ЗаключениеДанное исследование проведено с целью выявления связи агрессивности со стратегиями совладания со стрессом у старших подростков разного пола. В ходе достижения цели был поставлен и решен ряд задач.В процессе теоретического анализа научной литературы было подчеркнуто, что подростковый возраст определяется как острый переход от детства к взрослой жизни. Для этого периода показательны такие негативные проявления, как протестный характер в поведении по отношению к взрослому, дисгармоничность. Подростковый возраст характеризуется и положительными факторами, такими как повышение самостоятельности ребенка, содержательные отношения со сверстниками и взрослыми, расширение сферы деятельности. В дальнейшем поведение подростка регулируется его самооценкой при общении со своим окружением и, в частности, с родителями, отношения с которыми формируют основное представление подростка о себе.Агрессия понимается как поведение для причинения вреда другому человеку, который мотивирован избежать этого вреда. Агрессивность – это осознаваемая или не осознаваемая предрасположенность к агрессивному поведению. Агрессивное поведение часто проявляется в подростковом возрасте, так как быть агрессивным значит "быть сильным". Агрессивность подростковимеет множество целей: привлечь внимание, самоутвердиться, достигнуть цели, желание применить насилие. Совладающее поведение это изменяющиеся когнитивные и поведенческие способы справиться с внешними и внутренними требованиями. Существуют различные способы взаимодействия человека и стрессовых и кризисных ситуаций. Они могут проявляться в форме психологической защиты или конструктивной личной активности.Конкретные стратегии совладающего поведения - это осознанные паттерны поведения, которые субъект использует в конкретной ситуации (избегание, дистанцирование, решение проблем, поиск социальной поддержки и т.п.). В каждом способе совладания можно усмотреть как отрицательные последствия, так и положительные. В ходе эмпирического исследования выяснилось, что девушкам более всего характерно раздражение,импульсивное поведение.У большинства девушек высокий уровень агрессивности и враждебности, Предпочитаемой в группе девушекявляетсяконструктивнаяпроблемно-ориентированная копинг-стратегия. В стрессовых ситуациях у девушек более всего выражены прямые и асоциальные модели поведения. Реже они стремятся вступить в социальный контакт, проявляют склонность к манипуляциям, осторожным действиям. У девушек средний уровень конструктивности стратегий преодолевающего поведения, нормальнаястрессоустойчивость.Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше у девушек уровень агрессивности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся отвлечься от ситуации, избегают проблемы, проявляют уверенные, а также асоциальные действия и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом. Чем выше у девушек уровень враждебности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся отвлечься от ситуации, избегают проблемы, проявляют уверенные, а также асоциальные действия.Юношам более всего характерно протестноеповедение, упрямство, негативизм. Большинствоподростковпроявляютсреднийуровеньагрессивности, но у подавляющего большинства юношей высокая степеньвраждебности.Предпочитаемой в группе юношейявляетсяконструктивнаяпроблемно-ориентированная копинг-стратегия. В стрессовых ситуациях у юношей более всего выражены прямые и асоциальные модели поведения. Реже стремятся к осторожности,проявляют уверенное поведение, стремятся вступить в социальный контакт.Результаты корреляционного анализа показали, что, чем выше у юношей уровень агрессивности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск, стремятся избегать трудности, отвлекаться от них, агрессивно реагировать на ситуацию, и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом. Чем выше у юношей уровень враждебности, тем чаще в ситуации стресса они подвержены эмоциям, выражению отношения к трудностям через эмоциональный всплеск и тем менее конструктивны их стратегии совладания со стрессом.В обеих группах высокая агрессивность отрицательно влияет на конструктивность стратегий совладания, способствует уходу от проблем, эмоциональному реагированию. У юношей высокий уровень агрессивности способствует агрессивному реагированию на трудные ситуации, у девушек высокая агрессивность способствует как ассертивному, аверенному, так и асоциальному поведению, а низкий уровень агрессивности способствует импульсивному поведению.Результаты сравнительного анализа показали, что юноши больше склонны к протестному поведению, чем девушки. Девушки чаще стремятся избегать стрессов, подавлять их, отвлекаться от них, юноши чаще стремятся самостоятельно регулировать свое поведение, сохранять личные границы, не нарушая чужие, брать ответственность за свою жизнь на себя.Таким образом, гипотезы исследования подтвердились: существуют различия показателей агрессивности и стратегийсовладания со стрессом у старших подростков разного пола и существуют значимые взаимосвязи агрессивности со стратегиями совладания со стрессом у старших подростков разного пола.Список литературыАбабковВ.А.Методология персонифицированной психотерапии // Вестникпсихотерапии.– 2016.– №60(65).– С.17-33.АвдуловаТ.П.Агрессивностьвподростковомвозрасте:практ.пособие.–М.:Юрайт,2018.–126с.Агрессивное поведение у детей и подростков / К.К.Кешева, М.Х. Махошева, А.В.Лиева.Всборнике:Студенческий научный форум 2023:сборникстатейVIМеждународнойнаучно-практическойконференциив2частях.– Пенза,2023.– С.148-150.АлександроваО.В.Дифференциально-психологическиефакторыпереживанияикопингповедениявзрослыхвтруднойжизненнойситуации:дисс…канд.психнаук.–СПб,2017.–245с.АлексееваА.М.Механизмызащитыикопинг-стратегиикакпсихологическиекоррелятыформированияаллостатическойнагрузкиусотрудниковОВД,участвовавшихвбоевыхдействиях//Архивариус.–2017.–Т.2.–№3(18).–С.26-31.Асуханова Х.А.Агрессия как социально-психологическая проблема. В сборнике: Теоретические и практические аспекты современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2018. – С. 254-258.БалакшинаЕ.В.,БашиловР.Н.,БашиловаС.М.,АнтоновскийА.В.Исследованиесовладающегоповеденияпедагоговобщеобразовательныхшколкакфакторапрофессиональнойдеятельности//ВестникТвГУ.–2016.–№4.–С.15-20.БерковицЛ.Почемумыубиваем?Злость,ненависть,агрессияитакназываемое«зло».–М.:Родина,2022.–693с.БитюцкаяЕ.В.Успешность копинга / Психология.ЖурналВысшейшколыэкономики.– 2022.– Т.19.– №2.– С.382-404.БодровВ.А.Мозг и психологические особенности профессиональной деятельности по управлению сложной техникой. Всборнике:Актуальныепроблемыпсихологиитруда,инженернойпсихологиииэргономики.– Москва,2021.– С.17-56.БэронР.Агрессия/Р.Бэрон,Д.Ричардсон.–СПБ.:Питер,2014.–351с.ВицкоР.Понятие"стресс",стадииразвитиястрессовогосостоянияВсборнике:Образование.Наука.Производство.XIIIМеждународныймолодежныйфорум.–Белгород,2021.–С.3208–3210.ВодопьяноваН.Е.Психодиагностикастресса.–СПб.:Питер,2019.–326с.ЕниколоповС.Н.Психологические проблемы агрессивного поведения. Всборнике:Психологическаяработавсистемеморально-психологическогообеспеченияоперативно-служебнойдеятельностиличногосостава:состояние,проблемыипутирешения.СборникматериаловПервойМеждународнойнаучно-практическойконференции.– 2018.– С.86-94.КалининаТ.В., УривскаяН.С.Влияниегендерныхособенностейнапроявлениеагрессивногоповеденияподростков//Актуальныевопросысовременнойпедагогики:материалыXМеждунар.науч.конф.–Самара:АСГАРД,2017.–С.8-11.КаменскаяВ.Г.Психология конфликта.психологическая защита и мотивации в структуре конфликта. Учебноепособие. – М.: Юрайт,2019. – 150с.КонИ.С.Ребенокиобщество.–М.:Академия,2014.–336с.Коновалова О.О.Особенности проявления агрессии у подростков // НаучноИсследовательскийЦентр"ScienceDiscovery".–2022.–№11.–С.427-435.КрайгГ.Психологияразвития.–СПб.:Питер,2018–992с.КрюковаТ.Л.,ГущинаТ.В.Культура,стрессикопинг:социокультурнаяконтекстуализацияисследованийсовладающегоповедения:Монография.–Кострома:КГУим.Н.А.Некрасова.2015.–236с.Лебедев И.Б.Теория копинг-поведения, ее развитие и использование в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. Всборнике:Экстремальнаяпсихологиявэкстремальноммире.МатериалыIIМеждународногонаучногоФорума.ПодредакциейВ.М.Позднякова,В.И.Екимовой,А.В.Кокурина,А.В.Сечко.–Москва,2022.–С.25-30.ЛеонтьеваМ.Д.,Николаева О.Н.Психологическиеособенностиразныхформагрессивногоповеденияумладшихшкольников//RussianJournalofEducationandPsychology.–2018.–№10.–С.65–77.ЛибинаА.В.Совладающийинтеллект:человеквсложнойжизненнойситуации.–М.:Юрайт,2019.–318с.ЛоренцК.Агрессия,илиТакназываемоезло.–М.:АСТ,2023.–352с.МудрикА.В.Социализациячеловека:учеб.пособие/А.В.Мудрик.–М.:Академия,2016.—304с.НижегородцеваН.В.,ТарасоваС.С.Совладающееповедениеподростковсразнымуровнемосознаннойсаморегуляции//Ярославскийпедагогическийвестник–2017–№2.–С.211–216.НовикД.В.Проблемакопинг-стратегийвтрудахР.С.Лазаруса//МолодежьXXIвека:образование,наука,инновации:МатериалыIXВсероссийскойстуденческойнаучно-практическойконференции.–Новосибирск,2020.–С.96–97.ОбуховаЛ.Ф.Возрастнаяпсихология.–М.:Юрайт,2017.–414с.ПетровскийВ.А.Человекнадситуацией.–СПб.:Смысл,2021.–559с.ПилецкийС.Г.Человеческая агрессия в свете психогенетики // Новаянаука:Стратегииивекторыразвития.–2016.–№10-2.–С.87-90.РайсФ.Психологияподростковогоиюношескоговозраста/Ф.Райс,К.Долджин.–СПб:Питер,2017.–812с.РассказоваЕ.И.Психологическая саморегуляция как фактор успешности управления поведением в различных сферах функционирования личности // Экспериментальнаяпсихология.–2019.–Т.12.–№3.–С.148-163.Стресс,выгорание,совладениевсовременномконтексте/Подред.А.Журавлева,Е.Сергеенко.–М.:ИнститутпсихологииРАН,2019.–512с.СубботинаЛ.Ю.Психологическая защита. Учебноепособие.–М.: Юрайт,2019.– 260с.ТартГ.Сознаниемасс.– М: Медиа-книга 2016.– 116с.ТруфановаТ.А.Современныеподходыкуправлениюпрофессиональнымистрессами//Вестн.Тамбов.ун-та.Серия:Гуманитарныенауки.–2015.–№4(44).–С.77–84.ФрейдЗ.Введениевпсихоанализ.Лекции.–М.:АСТ,2019.–386с.ФроммЭ.Анатомиячеловеческойдеструктивности/ПереводП.С.Гуревич.–М.:Аст,2024.–624с.ФурмановИ.А.Социальнаяпсихологияагрессииинасилия:учебн.пособие.–Минск:БГУ,2016.–392с.ХазоваС.А.,Останина,Н.В.Возрастнаяспецификасовладающегоповеденияподростков//Сибирскийпедагогическийжурнал.–2014.–№1.–89с.ХолоднаяМ.А.Понятийные способности и эффективность совладающего поведения. В сборнике: Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. – Москва, 2020. – С. 141-149.ЩербатыхЮ.В.,ЕрмоленкоП.И.Социально-психологическиеаспектыпрофессиональныхстрессов// Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2022. – № 2. – С. 53-55.Щербатых, Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. – СПб.: Питер, 2018. – 592с.ПриложениеТаблица 1Сводная таблица результатов в группе девушек№Возраст Опросник уровня агрессивности Методика CISSМетодика SACSФизическая агрессияВербальная агрессияКосвенная агрессияНегативизмРаздражениеПодозрительностьОбида Чувство виныИндекс агрессивностиИндекс враждебностиПроблемно-ориентированный копингЭмоционально-ориентированный копингИзбегание ситуацииОтвлечениеСоциальное отвлечение Ассертивные действияВступление в социальный контактПоиск социальной поддержкиОсторожные действияИмпульсивные действияИзбеганиеМанипулятивные действияАсоциальные действияАгрессивные действияИК116868558561913968841419161720151526130,9121599631110722917699831819121617172224120,92315101294118773315111212752515191821161725151,0541671245106410291010127751516141521201820190,765161087588452612121110642619131820182124161,0061761164977626148126631520251618182020141,1571661164977626145126641720152719171622140,98817996210108228181099731617131521272123160,709165593875918121255551718131618171825130,87101661244758525136106641817171822152222151,00111791063101066291612109741417131821151721140,88121797851174927111079731617151717171822220,791316996311107229171099531616141518151824110,92141510685855924107612431616151617171723120,90151599621010822818599531817181822181721180,931616712451064102910121210631719171917201525150,88171661244758525135108641926181819162024231,0018162105111614237141012251516171619161922130,94191725724325115752251519131719201522170,8020158431753119811148731519172023152222150,98211613715442981035231417171919131423101,0422163141710211112851332152016202215923111,0423166124475852513658641419172024151824190,8624166116497762614766651618191421161721180,96251574323321145847741820151322141420111,18261542616621128728441320141620131814181,04271534514323115644331417141822101513171,13281642322242861226441516161721111615181,0729162272272369922221721171620171819101,20301551521232751215551418181323152017141,09М6,37,45,73,07,46,44,94,621,111,38,97,57,75,33,716,418,315,917,220,116,317,621,515,10,97σ2,73,81,71,53,02,52,32,98,24,02,63,72,81,80,92,92,12,62,62,03,12,83,23,30,12Таблица 2Сводная таблица результатов в группе юношей№Возраст Опросник уровня агрессивности Методика CISSМетодика SACSФизическая агрессияВербальная агрессияКосвенная агрессияНегативизмРаздражениеПодозрительностьОбида Чувство виныИндекс агрессивностиИндекс враждебностиПроблемно-ориентированнаяЭмоционально-ориентированнаяИзбеганиеОтвлеченияСоциальное отвлечение Ассертивные действияВступление в социальный контактПоиск социальной поддержкиОсторожные действияИмпульсивные действияИзбеганиеМанипулятивные действияАсоциальные действияАгрессивные действияИК116712451064929106125342015131721172221160,89217612447585251312106631820161718152025111,063155115591084251812105551615131719191519160,81416106858559241012612731620151822202019200,8651659551010832418698551816152820171422150,9161610685855924101068642017131820182020160,93716106858559241012610651916191919181620151,02815612447585251310106621517131520182125160,7691571255578824156127721819191927151519101,271015988410107927171089621719131719201522170,83111661244758525137106642016151820181921160,931216712451064929109127741616161619191421160,8613161068585592410967651916131721161423150,891416611649776261412126641517151818151923110,961515712555788241510127621515151719191424160,76161672437412165377741418161518151820111,041716474135321485104442718132618171825131,0518151221625197612624201615182018921101,0419155544373113101355531919171919151421161,062016575311352238575531618161521131721141,04211651155910842518765531818171519141822220,912217868558561913107885171614141891723121,07231771245106492910877741617161724121424160,9424161314510239121181111919171820151325151,002517525337121081065551518181320151424230,82261631325431971514331721142121141822131,06271664834621148746641517141723101614171,12281653443511116835551516161622111521121,072915356154221361153431616191424141620131,093015234337318101132421818151923121522101,16М5,97,35,13,96,86,24,94,820,011,19,17,76,15,33,617,517,315,317,620,415,616,321,614,80,97σ2,53,91,91,32,62,22,43,27,13,72,83,12,21,61,12,61,61,93,12,12,92,82,43,30,12
1. Абабков В.А. Методология персонифицированной психотерапии // Вестник психотерапии. – 2016. – № 60 (65). – С. 17-33.
2. Авдулова Т.П. Агрессивность в подростковом возрасте: практ. пособие. – М.: Юрайт, 2018. – 126 с.
3. Агрессивное поведение у детей и подростков / К.К. Кешева, М.Х. Махошева, А.В. Лиева. В сборнике: Студенческий научный форум 2023: сборник статей VI Международной научно-практической конференции в 2 частях. – Пенза, 2023. – С. 148-150.
4. Александрова О.В. Дифференциально-психологические факторы переживания и копинг поведения взрослых в трудной жизненной ситуации: дисс… канд. псих наук. – СПб, 2017. – 245 с.
5. Алексеева А.М. Механизмы защиты и копинг-стратегии как психологические корреляты формирования аллостатической нагрузки у сотрудников ОВД, участвовавших в боевых действиях // Архивариус. – 2017. – Т. 2. – № 3 (18). – С. 26-31.
6. Асуханова Х.А. Агрессия как социально-психологическая проблема. В сборнике: Теоретические и практические аспекты современной науки. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2018. – С. 254-258.
7. Балакшина Е.В., Башилов Р.Н., Башилова С.М., Антоновский А.В. Исследование совладающего поведения педагогов общеобразовательных школ как фактора профессиональной деятельности // Вестник ТвГУ. – 2016. – № 4. – С. 15-20.
8. Берковиц Л. Почему мы убиваем? Злость, ненависть, агрессия и так называемое «зло». – М.: Родина, 2022. – 693 с.
9. Битюцкая Е.В. Успешность копинга / Психология. Журнал Высшей школы экономики. – 2022. – Т. 19. – № 2. – С. 382-404.
10. Бодров В.А. Мозг и психологические особенности профессиональной деятельности по управлению сложной техникой. В сборнике: Актуальные проблемы психологии труда, инженерной психологии и эргономики. – Москва, 2021. – С. 17-56.
11. Бэрон Р. Агрессия / Р. Бэрон, Д. Ричардсон. – СПБ.: Питер, 2014. – 351 с.
12. Вицко Р. Понятие "стресс", стадии развития стрессового состояния
В сборнике: Образование. Наука. Производство. XIII Международный молодежный форум. – Белгород, 2021. – С. 3208 – 3210.
13. Водопьянова Н.Е. Психодиагностика стресса. – СПб.: Питер, 2019. – 326 с.
14. Ениколопов С.Н. Психологические проблемы агрессивного поведения. В сборнике: Психологическая работа в системе морально-психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности личного состава: состояние, проблемы и пути решения. Сборник материалов Первой Международной научно-практической конференции. – 2018. – С. 86-94.
15. Калинина Т.В., Уривская Н.С. Влияние гендерных особенностей на проявление агрессивного поведения подростков // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы X Междунар. науч. конф. – Самара: АСГАРД, 2017. – С. 8-11.
16. Каменская В.Г. Психология конфликта. психологическая защита и мотивации в структуре конфликта. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019. – 150с.
17. Кон И.С. Ребенок и общество. – М.: Академия, 2014. – 336с.
18. Коновалова О.О. Особенности проявления агрессии у подростков // Научно Исследовательский Центр "Science Discovery". – 2022. – № 11. – С. 427-435.
19. Крайг Г. Психология развития. – СПб.: Питер, 2018 – 992 с.
20. Крюкова Т.Л., Гущина Т.В. Культура, стресс и копинг: социокультурная контекстуализация исследований совладающего поведения: Монография. – Кострома: КГУ им. Н.А. Некрасова. 2015. – 236с.
21. Лебедев И.Б. Теория копинг-поведения, ее развитие и использование в профессиональной деятельности сотрудников ОВД. В сборнике: Экстремальная психология в экстремальном мире. Материалы II Международного научного Форума. Под редакцией В.М. Позднякова, В.И. Екимовой, А.В. Кокурина, А.В. Сечко. – Москва, 2022. – С. 25-30.
22. Леонтьева М.Д., Николаева О.Н. Психологические особенности разных форм агрессивного поведения у младших школьников // Russian Journal of Education and Psychology. – 2018. – №10. – С. 65 – 77.
23. Либина А.В. Совладающий интеллект: человек в сложной жизненной ситуации. – М.: Юрайт, 2019. – 318с.
24. Лоренц К. Агрессия, или Так называемое зло. – М.: АСТ, 2023. – 352 с.
25. Мудрик А.В. Социализация человека: учеб. пособие / А. В. Мудрик. –М.: Академия, 2016. — 304 с.
26. Нижегородцева Н.В., Тарасова С.С. Совладающее поведение подростков с разным уровнем осознанной саморегуляции // Ярославский педагогический вестник – 2017 – № 2. – С. 211 – 216.
27. Новик Д.В. Проблема копинг-стратегий в трудах Р. С. Лазаруса // Молодежь XXI века: образование, наука, инновации: Материалы IX Всероссийской студенческой научно-практической конференции. – Новосибирск, 2020. – С. 96 – 97.
28. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М.: Юрайт, 2017. – 414 с.
29. Петровский В.А. Человек над ситуацией. – СПб.: Смысл, 2021. – 559с.
30. Пилецкий С.Г. Человеческая агрессия в свете психогенетики // Новая наука: Стратегии и векторы развития. – 2016. – № 10-2. – С. 87-90.
31. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возраста / Ф. Райс, К. Долджин. – СПб: Питер, 2017. – 812с.
32. Рассказова Е.И. Психологическая саморегуляция как фактор успешности управления поведением в различных сферах функционирования личности // Экспериментальная психология. – 2019. – Т. 12. – № 3. – С. 148-163.
33. Стресс, выгорание, совладение в современном контексте / Под ред. А. Журавлева, Е. Сергеенко. – М.: Институт психологии РАН, 2019. – 512с.
34. Субботина Л.Ю. Психологическая защита. Учебное пособие. – М.: Юрайт, 2019. – 260с.
35. Тарт Г. Сознание масс. – М: Медиа-книга 2016. – 116с.
36. Труфанова Т.А. Современные подходы к управлению профессиональными стрессами // Вестн. Тамбов. ун-та. Серия: Гуманитарные науки. – 2015. – № 4 (44). – С. 77–84.
37. Фрейд З. Введение в психоанализ. Лекции. – М.: АСТ, 2019. – 386с.
38. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности / Перевод П.С. Гуревич. – М.: Аст, 2024. – 624с.
39. Фурманов И.А. Социальная психология агрессии и насилия: учебн. пособие. – Минск: БГУ, 2016. – 392с.
40. Хазова С.А., Останина, Н.В. Возрастная специфика совладающего поведения подростков // Сибирский педагогический журнал. – 2014. – № 1. – 89 с.
41. Холодная М.А. Понятийные способности и эффективность совладающего поведения. В сборнике: Способности и ментальные ресурсы человека в мире глобальных перемен. – Москва, 2020. – С. 141-149.
42. Щербатых Ю.В., Ермоленко П.И. Социально-психологические аспекты профессиональных стрессов // Вестник Воронежского института экономики и социального управления. – 2022. – № 2. – С. 53-55.
43. Щербатых, Ю.В. Управление стрессом для делового человека. Технологии управления стрессом, проверенные в корпоративных войнах, судебных баталиях и жестких переговорах. – М: Добрая книга, 2018. – 512 с.
44. Эриксон Э.Г. Детство и общество / пер. [с англ.] и науч. ред. А.А. Алексеев. – СПб.: Питер, 2018. – 592с.