Жанровое своеобразие лирики С. Есенина.

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Литература
  • 29 29 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 25.04.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ОСОБЕННОСТИ ЖАНРА В ТВОРЧЕСТВЕ С. ЕСЕНИНА 5
1.1 Лирическое и прозаическое соотношение форм 5
1.2 Ведущие жанры лирики 8
ГЛАВА 2. ЛИРИКА С. ЕСЕНИНА 11
2.1 Основные образы и мотивы лирики 11
2.2 Христианские образы в лирике 16
2.3 Фольклорные традиции 19
2.4 Поэтический стиль 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 28

Фрагмент для ознакомления

О предопределенности этой связи говорится в стихотворении «Матушка в Купальницу по лесу ходила...». Но в отношениях человека и природы нет пасторальности, то есть наивной идиллической сельщины, праздности пастушеской жизни, что, в конце концов, не исключает идиллических картин природы. Значительно реже в лирике Есенина встречаются образы вьюги или бури, которые так или иначе приводят автора к философскому осмыслению целесообразности хаоса, ведь картины возмущения природы созданы посредством перечисления тропеических деталей, обозначающих звуки, движение, эмоции, цветовые характеристики пространства. Еще реже развит мотивнеприглядности деревенского пейзажа.Заслугой Есенина можно считать то, что он создал образ природного пространства, в котором земной пейзаж пронизан небесным, что соответствует фольклорной традиции (небо - свод, смыкающийся с землей). Как в народном творчестве, в поэзии Есенина пространство бесконечно. Концепту бесконечности отвечает доминирование в лирике Есенина пространственного синего цвета. Поэт создает и локальный пейзаж, конкретизирует образы, что также связано с народной поэтической традицией, прежде всего с лирической песней; по Проппу, «лирический пейзаж - это лазоревые цветочки, щёлковая трава, берёзки и ивы, но это всё же - подлинный русский пейзаж»[12]. 2.4 Поэтический стильЗ.Н. Гиппиус: «В стихах Есенина пленяет какая-то «сказанность» слов, слитность звука и значения, которая даёт ощущение простоты. Никаких лишних слов нет, а просто есть те, которые есть, точные, друг друга определяющие»[15].Дрогнули листочки, закачались клены,С золотистых веток полетела пыль...Зашумели ветры, охнул лес зеленый,Зашептался с эхом высохший ковыль...Здесь тоже все в природе живое – все одушевлено. Поэт очень чуток к природе, к самым мелким изменениям в ее «настроении».В первой строфе Есенин показывает, как от грома ухнул лес, как зашептались взолнованно камыши, как зашумели ветра… симфонию звуков дополняет, конечно, и то, как закачались деревья, дрогнули листья. И немного красок добавляет Сергей Есенин в картину бури – с веток летит золотая пыль.Во второй строфе автор как бы притягивает к себе как к наблюдателюэту бурю. Он пишет, что она плачет у окошка. А к его мутному стеклу наклоняются ветлы. Они даже качают головами и угрюмо смотрят.Создается тревожное и печальноеощущение.Третья строфа показывает, на что с опаской смотрят деревья. Вдали черные тучи, они, как грозные хищники, выползают. Река бушует, ревет сердито, поднимает воду. Сам автор употребляет сочетание “водяные кручи”, которое прекрасно передает ощущение опасности.И в самой последней строке показана “сильная рука”, которая и создает всю эту круговерть. Это символическая рука бури, природы, а, может быть, самой Вселенной.Есенин не только ощущает природу, но и угадывает некую высшую силу во всем. И он смотрит на нее с некой разумной осторожностью, как на великана, но без страха, без раболепстования. Есенин понимает, что бури в природе тоже, конечно, нужны. Конечно, травы перешептываются в страхе, листья трепещут, сами люди вздыхают, но всей системе нужно обновление и очищение.Восхищаясь стихией, Сергей Александрович не бежит в центр бури, но смотрит из теплого дома, понимая неизбежность «плохого»: грозы, зимы, старения… В этом стихотворении он исподволь учит читателей принимать жизнь такой, какой она должна быть. И всегда получать удовольствие от этой жизни.Достаточно в качестве примера привести «Ключи Марии», в которых Есенин изложил самобытную концепцию образного слова, демонстрируя тем самым обширные познания в мифологии, искусствоведении и эстетике. Причем многие отрывки из известных произведений автор цитировал по памяти, не искажая при этом смысла самого произведения. Есенин создал оригинальную эстетическую теорию, но многие его современники трактовали ее тенденциозно, рассматривая «Ключи Марии» с групповых позиций, которые можно считать изложением его эстетико-общественных взглядов. Так, например, Шершеневич писал о данном произведении: «Эта небольшая книга одного из идеологов имажинизма рисует нам философию имажинизма, чертит то миропонимание новой школы, которое упорно не хотят заметить враги нового искусства. Отмежевавшись от беспочвенного машинизма русского и итальянского футуризма, Есенин создает новый образ современной идеологии» [16].Есенин противопоставилбессилию футуризма силу символизма с его окнами в вечность, с его мыслимыми подобиями, с его сопоставлениями. Этот символизм Есенин пытается связать с древней народной символикой, с узорами, орнаментами, с мифотворчеством народа.Если рассматривать метафоры Есенина с точки зрения композиции стиха, то часты как простые метафоры, вроде «Вот уж осень улетела» («Зима»), так и развернутые, например[12]:Схимник-ветер шагом осторожным Мнет листву по выступам дорожным И целует на рябиновом кусту Язвы красные незримому Христу.Это - метафоры урожая, хлеба, которые обожествляются поэтом. Мир Есенина - это деревни, человеческое призвание - крестьянский труд. Так, например, В. Ходасевич, говорил о том, что христианство Есенина - «не содержание, а форма, и употребление христианской терминологии приближается к литературному приему»[12]. Есенин понимал, что без обращения к фольклору, картинам природы, своим корням ни одно произведение не будет обладать той долей душевности, которая заставляет на одном дыхании читать строки автора. Он как подлинно русский поэт верил в свою пророческую миссию, в то, что его «вскормленные резедой и мятой» стихи помогут современному человеку вернуться в Царство идеала.Многие стихи раннего С. Есенина проникнуты ощущением неразрывной связи с жизнью природы. Поэт постоянно обращается к природе, когда высказывает самые сокровенные мысли о себе, о своем прошлом, настоящем и будущем. В его стихах она живет богатой поэтической жизнью. Подобно человеку она рождается, растет и умирает, поет и шепчет, грустит и радуется. Образы природы строятся на ассоциациях из деревенского крестьянского быта, а мир человека раскрывается обычно через ассоциации с жизнью природы. Поэт с детских лет впитал в себя это народное мировосприятие, можно сказать, что оно образовало его поэтическую индивидуальность, которая подобно дереву росла и развивалась в творчестве поэта. Есенинский мотив «древесного романа», выделенный М. Эпштейном, восходит к традиционному мотиву уподобления человека природе. Опираясь на традиционный троп «человек-растение», Есенин создает «древесный роман», герои которого - клен, березы и ивы[16]. Очеловеченные образы деревьев обрастают «портретными» подробностями: у березы - «стан, бедра, груди, ножка, прическа, подол, косы», у клена - «нога, голова». Береза в русской народной и классической поэзии является национальным символом России. Это одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. В древних языческих обрядах береза часто служила «майским деревом», символом весны. С образами русской березы тесно переплетаются и темы любви к Родине, которой «дышит» каждая есенинская строка. Сила лирики поэта заключается в том, что в ней чувство любви к Родине выражается не отвлеченно, а конкретно, в зримых образах, через картины родного пейзажа. И примеров тому в творчестве Есенина множество. Для художественной литературы свойственна образность, материальным носителем которой выступает слово, с помощью которого автор способен не только воссоздать художественно картину мира, но и передать свое эмоциональное состояние. Языковые особенности произведений пейзажной лирики демонстрируют яркость изобразительно — выразительность средств русского языка, тропы и стилистические фигуры поэтической речи, призваны способствовать активному усвоению детьми образцов литературной речи. Звуковые и цветовые ассоциации, возникающие у читателей непосредственно при прочтении пейзажных лирических произведений, играют немаловажную роль в чувственном осознании мыслей и переживаний лирического героя. Имеем ввиду, что основными формами звуковой организации речи являются звуковые повторы на основе анафорического или эпифорического построения стихотворных строк, аллитерации и ассонанса, а цветовые ассоциации создаются за счет разнообразной «палитры красок», выражаемой с помощью метафорических эпитетов, прилагательных, наречий и слов других частей речи. Такого рода перифразы не только придают речи образность, выразительность, делают ее красивой и точной, но главное способствуют формированию читательских умений в их специфике по отношению к пейзажной лирике.Есенин создает в своих произведениях образы для того, чтобы по-своему отобразить жизнь, осмыслить ее и рассказать об этой жизни своим читателям. Поэтому все персонажи лирических произведений должны быть просты и понятны, они должны ассоциироваться с реальными людьми, животными, деревьями с которыми он встречается в повседневной жизни. Немаловажным элементом является тот факт, что не стоит нагромождать стихов прилагательными и эпитетами, потому что по-настоящему волнует в литературе лишь действие, лишь быстрое чередование событий, своего рода кинематографичность – образы должны сменять друг друга так же быстро, как кадры на киноленте.Вся поэзия должна быть проникнута разнообразными чувствами и настроениями, отображать весь спектр человеческих эмоций. Она должна быть певуча, плавна и легка, чтобы под нее можно было петь и танцевать. Язык книг должен быть особенно богат на слова, потому что читали, в ом числе и из числа детской аудитории, только познают мир и все его разнообразие. И все свои знания и образы они черпают, прежде всего, из детской литературы. Рифмованные слова должны быть носителями смысла, так как благодаря рифме эти слова привлекают к себе особое внимание ребенка, поэтому надо вложить в них наибольшую смысловую нагрузку. Каждая строчка должна жить собственной жизнью и составлять единый организм. Каждый стих должен быть лаконичным и законченным целым (синтаксическим и смысловым). Категорически исключаются переносы и точки в середине строки.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ работе установлены основные концепции жанрового своеобразия лирики Есенина. Высшими жизненными ценностями автора были любовь и красота, не только внешне проявляемые в жизни, но и внутри человека, его душевные качества. В процессе работы были установлено соотношение лирического и прозаического в творчестве поэта. Приведены основные жанры лирики и дана их краткая характеристика.Кроме того, проведен анализ и определено функциональное назначение образов и мотивов лирических произведений С. Есенина.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫКОЙНОВА Е.Г. «Есенин — это сама Россия» - С.А. Есенин :Жизнь моя, иль ты приснилась мне... (esenin.ru) (дата обращения 24.03.2024).Бердяев Николай Александрович «О литературном распаде» [Электронный ресурс, доступ Оdinblago.ru](дата обращения 24.03.2024).Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистких течений начала ХХ века (gramota.net) (дата обращения 24.03.2024).Абуталиева Э.И. Литература: учебное пособие. – М.:РАП, 2009. Геймбух Е.Ю. Поэтика жанра лирической прозаической миниатюры01003309367.pdf (new-disser.ru) (дата обращения 24.03.2024).Повествовательность в лирике и концепция Б. О. Кормана – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.03.2024).IV ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Поэтика древнерусской литературы» | Лихачев Дмитрий Сергеевич (litresp.ru) (дата обращения 24.03.2024).Веселовский А.Н.Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент.В. В. Мочаловой]. - М. :Высш. шк., 1989. - 404,[2] с. : портр.; 22 см. - (КЛН. Классика лит.науки).; ISBN 5-06-000256-X (В пер.).К вопросу о природе лирического творчества – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.03.2024).М.М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе (msu.ru) (дата обращения 24.03.2024).Статья «Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа» (xn--j1ahfl.xn--p1ai) (дата обращения 24.03.2024).Собрание стихотворений (100bestbooks.ru) (дата обращения 24.03.2024).Теоретическая поэтика А. А. Потебни в применении к анализу литературно-художественного пейзажа – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.03.2024).Лирика С. Есенина в социально-историческом контексте – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.03.2024).Есенин как символ России (Владимир Невярович) / Проза.ру (proza.ru) (дата обращения 24.03.2024).Вадим Шершеневич. Листы имажиниста. Читать онлайн (traumlibrary.ru) (дата обращения 24.03.2024).

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. КОЙНОВА Е.Г. «Есенин — это сама Россия» - С.А. Есенин : Жизнь моя, иль ты приснилась мне... (esenin.ru) (дата обращения 24.03.2024).
2. Бердяев Николай Александрович «О литературном распаде» [Электронный ресурс, доступ Оdinblago.ru] (дата обращения 24.03.2024).
3. Имажинизм в контексте европейских и отечественных авангардистких течений начала ХХ века (gramota.net) (дата обращения 24.03.2024).
4. Абуталиева Э.И. Литература: учебное пособие. – М.:РАП, 2009.
5. Геймбух Е.Ю. Поэтика жанра лирической прозаической миниатюры 01003309367.pdf (new-disser.ru) (дата обращения 24.03.2024).
6. Повествовательность в лирике и концепция Б. О. Кормана – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.03.2024).
7. IV ПОЭТИКА ХУДОЖЕСТВЕННОГО ВРЕМЕНИ. «Поэтика древнерусской литературы» | Лихачев Дмитрий Сергеевич (litresp.ru) (дата обращения 24.03.2024).
8. Веселовский А.Н. Историческая поэтика / А. Н. Веселовский; [Вступ. ст. И. К. Горского, с. 11-31; Коммент. В. В. Мочаловой]. - М. : Высш. шк., 1989. - 404,[2] с. : портр.; 22 см. - (КЛН. Классика лит. науки).; ISBN 5-06-000256-X (В пер.).
9. К вопросу о природе лирического творчества – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.03.2024).
10. М.М. Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе (msu.ru) (дата обращения 24.03.2024).
11. Статья «Внутренний мир человека в произведениях национальной и русской литературы: опыт сопоставительного анализа» (xn--j1ahfl.xn--p1ai) (дата обращения 24.03.2024).
12. Собрание стихотворений (100bestbooks.ru) (дата обращения 24.03.2024).
13. Теоретическая поэтика А. А. Потебни в применении к анализу литературно-художественного пейзажа – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.03.2024).
14. Лирика С. Есенина в социально-историческом контексте – тема научной статьи по языкознанию и литературоведению читайте бесплатно текст научно-исследовательской работы в электронной библиотеке КиберЛенинка (cyberleninka.ru) (дата обращения 24.03.2024).
15. Есенин как символ России (Владимир Невярович) / Проза.ру (proza.ru) (дата обращения 24.03.2024).
16. Вадим Шершеневич. Листы имажиниста. Читать онлайн (traumlibrary.ru) (дата обращения 24.03.2024).