Формирование представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 44 + 44 источника
- Добавлена 09.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………………………………………………………………………..….3
Глава 1. Теоретические аспекты формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в опытно-экспериментальной деятельности…………………………………………………………………………9
1.1 Проблема формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе…………….…..9
1.2. Значение опытно-экспериментальной деятельности как средства формирования представлений об окружающем мире у детей дошкольного возраста…………………………………………………………………………..…16
1.3. Технологии и методы организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста с целью формирования представлений об окружающем мире……………………………………………..23
Выводы по главе 1………………………………………………………………….29
Глава 2. Опытно-экспериментальная работа педагога по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста средствами опытно-экспериментальной деятельности……………………….…31
2.1. Выявление первоначального уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста......................................................................................................................31
2.2. Комплекс мероприятий по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в условиях детской опытно-экспериментальной деятельности…………………………………………….…..41
Выводы по главе 2……………………………………………………………….…50
Заключение………………………………………………………………………….49
Список использованных источников и литературы………………………..……52
Приложение………………………………………………………………………....57
Они без проблем справляются с поставленными задачами, легко определяют растения и их виды, точно определяют условия для их роста. Кроме того, они четко различают названия предметов и отдельные особенности. Эти дети успешно выполняют задания в короткие сроки.50% дошкольников демонстрируют средний уровень знаний. Они могут допускать незначительные ошибки, иногда путаются в своих ответах по определению растений и их видов. Их способность правильно определить условия для роста растений также остается на среднем уровне. Ответы на задания требуют у этих детей некоторого времени для выполнения.30% дошкольников проявляют низкий уровень знаний. Им трудно справиться с поставленными задачами, они постоянно требуют помощи взрослых. Они могут назвать растения, но не могут определить их виды. Кроме того, эти дети неправильно определяют условия для роста растений. Все это приводит к тому, что они тратят значительное количество времени на выполнение задания.Результаты диагностического этапа экспериментальной работы представлены в таблице 4.Таблица 4 – Результаты диагностического этапа УровниМетодика «Времена года»Методика «Многообразие животных»Методика «Мир растений»ИтогВысокий4 чел./4 (40%)3 чел./3 (30%)2 чел./2 (20%)30%Средний4 чел./4 (40%)5 чел./5 (50%)5 чел./5 (50%)47%Низкий2 чел./2 (20%)2 чел./2 (20%)3 чел./3 (30%)23%Представим результаты диагностического этапа практической работы на рисунке 4.Рисунок 4 – Результаты диагностического этапа практической работыПроведённая диагностика уровня сформированностипредставлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возрастапоказала следующие результаты. Из общего количества детей, 30% демонстрируют высокий уровень знаний и способность осознанно и правильно применять их на практике. Эти дети обладают достаточными знаниями об окружающем мире. 47% детей имеют средний уровень знаний. У них есть базовое представление об окружающем мире. Оставшиеся 23% детей нуждаются в дополнительном обучении и расширении своих знаний об окружающем мире. Они не обладают достаточным количеством информации. Также им не хватает навыков применять свои знания на практике в естественных условиях.Итоги диагностического этапа были проанализированы и представлены в сводной таблице (приложение 1).Таким образом, важно разработать и реализовать подходящие методики, которые помогут дошкольникам расширить и углубить свои знания обокружающем мире с помощью опытно-экспериментальной деятельности, а также научиться эффективно применять эти знания в реальной жизни. Такой подход позволит детям развивать свои способности и улучшать их жизненный опыт.2.2. Комплекс мероприятий по формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста в условиях детской опытно-экспериментальной деятельностиНа данном этапе развития современного общества экологическое просвещение становится одной из главных современных проблем. Основы экологической культуры и природоохранного сознания должны быть внедрены в молодые умы с самого начала. Если ребенок научится с самого маленького возраста жить в гармонии с окружающей средой, то эта гармония будет с ним на протяжении всей его жизни и не сотрется никакими обстоятельствами.Многочисленные исследователи и практики активно ищут эффективные подходы к развитию экологической культуры у детей. Один из таких методов - детское экспериментирование, которое естественно для почти каждого ребенка, ведь каждый малыш по своей природе является исследователем. Жажда новых открытий, любознательность, желание наблюдать и проводить эксперименты - вот главные черты детского поведения.Организация экспериментальной работы и проведение практических опытов являются весьма эффективным методом для осуществления экологического образования детей дошкольного возраста.Цель программы заключается в развитии у малышей познавательной активности, наблюдательности, мышления, а также в формировании начальных представлений об окружающей природе и воспитании их экологического сознания.Основные задачи программы:- ознакомление детей с явлениями природы;- формирование начальных естественнонаучных представлений.Эти задачи реализуются через:- занятия по естествознанию;- опытническую и исследовательскую деятельность детей;- наблюдения;- беседы;Для работы по этой программе необходимо:- наличие живого уголка и уголка – лаборатории для детского экспериментирования в группе;- демонстрационное лабораторное оборудование;- дидактический материал, игры экологического содержания;- условия для практической работы по охране окружающей среды.Большинство воспитателей детских садов привязывают экологическое образование малышей к простому сохранению любви и заботы о природе. В то же время, именно внедрение научно-экологического подхода позволяет переключить акцент детского знакомства с окружающей средой на экологическое образование, начиная с самого раннего детства. Центр детской опытно-экспериментальной деятельности представляет собой неотъемлемый компонент развивающей предметной среды. Создаваясь в помещении группы, его главной целью является стимулирование у детей познавательного интереса, исследовательской активности и формирования основ научного мышления. В то же время, этот центр представляет собой идеальное место для проведения специализированной игровой деятельности детей, поскольку игра остается основным видом занятий.В специально оборудованной зоне дети проводят различные эксперименты, опыты и наблюдения как на занятиях, так и во время свободной деятельности. Именно эти первые, самостоятельно выполненные исследования и опыты способствуют формированию у детей научного мышления.Для проведения опытов в качестве оборудования рекомендуется использовать разнообразные предметы различной формы, размера и текстуры, которые могут быть найдены в бросовом упаковочном материале. Например, это могут быть пластиковые стаканчики, бутылочки, трубочки для коктейля, пластиковые ложечки, различные мерные стаканчики, бумажные салфетки в качестве фильтров, воронки, небольшие миски, тазики и резиновые груши.Для наглядного демонстрирования разных опытов необходимо приобрести лупы и пипетки для каждого ребенка. Также желательно иметь дополнительное оборудование, специально предназначенное для отдельных экспериментов, включая микроскопы, термометры, песочные часы, спиртовки, штативы, весы и прочие необходимые предметы.Кроме того, для проведения игр с водой и песком, а также с ветром, необходимо обеспечить комплекты для таких активностей. Чтобы детская одежда оставалась чистой во время проведения экспериментов, рекомендуется предоставить каждому ребенку клеенчатый фартук и нарукавники.На центр детского экспериментирования важно организовать доступ к разнообразным природным материалам, которые будут использоваться для проведения различных исследований. Глина, земля, песок, камни, ракушки, семена растений и другие материалы должны быть представлены.Для проведения опытов, направленных на изучение физических свойств, таких как магнетизм и звук, необходим набор металлических предметов, магниты, деревянные реечки, пластмассовые предметы, колокольчики, стеклянные призмы, маленькие зеркала. Весь этот материал будет использоваться непосредственно в ходе опытов, поэтому нужно обеспечить достаточное количество для каждого ребенка.В качестве демонстрационного материала центр необходимо постепенно пополнять различными коллекциями. Варианты включают полезные ископаемые, речные и морские камни, а также ракушки, которые могут представлять собой морские, речные и океанические образцы. Коллекция коры деревьев, засушенных плодов (шиповник, рябина, черемуха и другие), перья (предварительно обработанные паром), а также сухие листья и мхи также входят в репертуар. Весь коллекционный материал собирается вместе с детьми и их родителями.Для наглядного представления некоторых природных явлений и процессов разрабатываются разнообразные макеты. Например, макет земной коры, макет для демонстрации образования почвенного слоя, макет солнечной системы, макет вулкана и другие.Оформление дневника наблюдений становится необходимым инструментом для фиксации наблюдений, опытов и исследований. Дети заполняют его с помощью воспитателя.Задачи экспериментально-исследовательской деятельности для детей:- Воспитывать у детей интерес к явлениям природы. - Дать элементарные представления о свойствах песка, воды, камней, воздуха.- Развивать у детей познавательную активность, произвольное внимание, память, речь, мелкую моторику рук и тактильно – кинетическую чувствительность.- Показать взаимосвязь человека и природы. - Воспитывать культуру поведения детей в природе. - Учить бережно, относиться к природному окружению.Таблица 5 - Перспективное планирование работы по опытно-экспериментальнойдеятельности с детьми старшего дошкольного возрастаТемаЦель1«Отпечатки наших рук»Цель: Изучение свойств мокрого пескаВывод: когда песок намокает, воздух между песчинками исчезает, и песчинки слипаются друг с другом. Мокрый песок нельзя сыпать струйкой из ладони, зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет. Из мокрого песка можно лепить. Песок хорошо пропускает воду.2«Где прячутся насекомые»Цель: содействовать формированию основных понятий о насекомых. Развивать представления о адаптации насекомых к происходящим изменениям в природе. Учить детей бережно относиться и заботиться о насекомых.Вывод: с наступлением холодной погоды (поздней осенью, а затем зимой) насекомые впадают в оцепенение, перестают питаться, теряют подвижность и проводят зиму в состоянии скрытой жизни.3«Изучаем листья»Цель: обобщить знания об осенних изменениях в природе.Исследовать строение листа. В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. Закрепить знания о знакомых деревьях, форме их листьев, значении листьев для дерева. Приучать детей к чистоте и порядку.Вывод: С наступлением холодной погоды в листьях пропадают зеленные вещества. Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся.4«Вода и ее свойства»Цель: познакомиться со свойства воды.Вывод: вода-это прозрачная и бесцветная жидкость, которая не имеет запаха и вкуса, меняет форму, но сохраняет объём. В природе вода может находиться в газообразном, твёрдом и жидком состоянии.5«Куда исчезает вода»Цель: продолжить знакомиться со свойства водыВывод: вода при нагревании испаряется, невидимый пар поднимается вверх. Соприкасаясь с холодным предметом, она снова превращается вводу, капельки увеличиваются и падают- получился круговорот воды.6«Что такое металл»Цель: познакомиться со свойства металлаВывод: металл тяжелый, имеет блеск он притягивается магнитом, его можно нагревать, из него можно сделать различные предметы и поделки, имеет металлический звон.7«Огород на окне»Цель: формирование экологической культуры детей.Вывод: наблюдаем за ростом и развитием растений. Наблюдая за этим, у детей расширяется кругозор, обогащаются знания об окружающем мире, воспитывается бережное отношение к природе.8«Влияние окружающей среды на воду»Цель: Формирование экологической культуры детей.Вывод: наблюдая за растаявшим снегом можно сделать заключение о неблагоприятном влиянии выхлопных газов машин на состояние воздуха и воды.9«Свойства воздуха»Цель: познакомить детей со свойства воздухаВывод: воздух существует! Воздух – невидимка. Воздух не имеет вкуса. Чистый воздух не имеет собственного запаха, но может запахи передавать. Мы дышим воздухом. Воздух легче воды. Воздух имеет вес.10«Термометр и температура»Цель: знакомство с новым прибором, установление зависимость температуры воздуха и одежды.Вывод: с понижением температуру, количество теплой одежды увеличивается, сокращается время прогулки. И наоборот.11«Кристаллы»Цель: познакомиться с условиями образования кристаллов из сахара.Вывод: кристалл-это твердое вещество, правильной формы. Его можно выращивать в бытовых условиях. По вкусу можно определить степень качества сахара.12«Тонет – не тонет»Цель: определить с помощью опыта, какие предметы тонут в воде, а какие нет. Почему не тонут корабли?Вывод: Причина в том, что корпус кораблей наполнен воздухом. Воздух намного легче, чем вода.13«Циркуляция веществ в растениях»Цель: с помощью опыта выяснить как циркулирует жидкость по жилкам в растенияхВывод: жидкость и растворенные в ней вещества по жилкам поднимаются в верх и распространяются по всей поверхности растения.14«Мир ткани»Цель: ознакомление дошкольников с различными видами ткани, свойствами.Вывод: в зависимости от вида ткани шьют одежду. Есть ткани сходные по составу и отличающиеся друг от друга. Ткань имеет защитные свойства. В зависимости от времени года используются ткани с определенными свойствами. Современные ткани.Выводы по главе 2В рамках эксперимента, цель которого заключалась в подтверждении нашей гипотезы, мы поставили перед собой несколько задач, провели и применили на практике известные методики, направленные на оценку уровней сформированности представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста. В исследовании участие принимали 10 старших дошкольников.Экспериментальное исследование проводилось в два этапа.1 этап исследования: диагностический эксперимент – изучение уровня имеющихся представлений об окружающем мире у дошкольников.2 этап исследования: формирующий эксперимент – организация и проведение мероприятий, направленных на повышение уровня сформированности представлений об окружающем мире у дошкольников.В результате исследования были выявлены различные уровни сформированности представлений у детей дошкольного возраста об окружающем мире. Проведённая диагностика уровня сформированности представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста показала следующие результаты. Из общего количества детей, 30% демонстрируют высокий уровень знаний и способность осознанно и правильно применять их на практике. Эти дети обладают достаточными знаниями об окружающем мире. 47% детей имеют средний уровень знаний. У них есть базовое представление об окружающем мире. Оставшиеся 23% детей нуждаются в дополнительном обучении и расширении своих знаний об окружающем мире. Они не обладают достаточным количеством информации. Также им не хватает навыков применять свои знания на практике в естественных условиях.С целью задания правильных представлений об окружающем мире для детей был проведенкомплекс мероприятий в условиях детской опытно-экспериментальной деятельности.В ходе проведения исследования была разработана специальная картотека экспериментов, которые позволяют обогатить наши представления об объектах живой и неживой природы. Целью этой работы было внедрение экспериментальной деятельности в рамках экологических проектов, направленных на развитие детей старшего дошкольного возраста.ЗаключениеВ ходе проведения опытно-экспериментальной работы были реализованы все указанные выше задачи. Нами обоснованы теоретические возможности формированию представлений об окружающем мире у детей старшего дошкольного возраста.В процессе нашего исследования мы выявили, что в целом у дошкольников представления об окружающем мире практически сформированы. формирование представлений о мире у старших дошкольников заслуживает большого внимания, поскольку в этом возрасте представления становятся осознанными и целенаправленными. Анализ педагогической литературы подтверждает, что представления, полученные в процессе познания окружающего мира через чувственное отражение, являются основой для развития интеллекта дошкольников. Сформированные представления могут быть использованы для анализа новых явлений, подобных тем, которые были изучены ранее. Это позволяет детям самостоятельно применять свои представления и осознанно оперировать ими в новой информации.При знакомстве с природой дети усваивают представления о разнообразных объектах и явлениях живого и неживого мира, а также о взаимосвязях и взаимозависимостях между ними. Особое внимание уделяется пониманию зависимости человеческой жизни и деятельности от природных условий в постоянно изменяющейся окружающей среде. Детей учат видеть и осознавать реальные причинно-следственные связи. Важным компонентом этого процесса является экологическое воспитание детей.Многие педагоги сходятся во мнении, что в период дошкольного развития детское экспериментирование занимает центральное место среди прочих деятельностей. Важной особенностью этой познавательной деятельности является то, что ребенок узнает и познает предмет через практическую активность, совершаемую им самим. Эти практические действия выполняют исследовательскую функцию, что способствует раскрытию сущности данного объекта.В ходе экспериментирования у детей не только развиваются интеллектуальные способности, но и формируются навыки коллективной работы и самостоятельности, умение отстаивать собственное мнение и аргументировать его правоту.Список использованных источников и литературыАкулова О. В. Комплексная образовательная программа дошкольного образования «Детство» / Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева и др. — Санкт-Петербург.: ООО «Издательство «Детство-пресс», 2019. 352 с.Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 1991.Боровцова, Л. А. Ознакомление с окружающим миром детей с проблемами в развитии: учеб. Пособие / Л. А. Боровцова. – Тамбов: ТГУ имени Г. Р. Державина, 2010 – 72 с.Веракса Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников / Н.В. Веракса.—М.: Мозаика–Синтез, 2014.—80с.Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1–4 классы / Н.Ф. Виноградова. - Москва: ВентанаГраф, 2005. - 240 с.Власова Т.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования / Т.В. Власова. — Казань: Бук, 2015 – 100с.Выскорко А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко // Сборник материалов Ежегодной международной научно– практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016 №5 – 357с.Галушко И.Г. Формирование у дошкольников положительного отношения к природе/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», 2019Герд, А. Я. Наша природа : Проработка естественно-историч. тем в школе первой ступени : Пособие для учащих в первой ступени и для учащихся в педтехникумах / А. Я. Герд - В. А. Герд. - Ленинград : Гос. изд-во, 1925.Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие / А. Н. Джуринский. – Москва: Форум, 1998 – 272 с.Евсюкова Е. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №11 (38). С. 70-73.Еник О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова //Молодой ученый.– 2014 – №20 (79). –583с.Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – Москва, 2001., c. 60Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей : Учебно-методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009 288 с.Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / Валерий Ковалев. – Москва: Просвещение, 2009 – 450 с.Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебник для академического бакалавриата — 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 454 с.Кондратьева H.H. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед.наук — Спб: Питер, 1985 – 64 с.Куликовская И.Э Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ Куликовская И.Э, Совгир Н.Н.// Москва: Педагогическое общество России.– 2003 – 79с.Лазарева А.С., Миннуллина Р.Ф. Дидактическая игра, одна из форм направленная на познавательное развитие детей дошкольного возраста/ Экономика и социум, 2022Методика ознакомления с природой в детском саду /Под ред. П. Г. Саморуковой. - Москва: Просвещение, 2012 - 98 с.Немов Р.С. Психология: учебник / Р. С. Немов. М.: Владос, 2016. 688 с.Никишина, Е.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / Евгения Никишина / Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 342 с.Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2008 № 7 С. 52–64.Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 – 82с.Окружающий мир. 1 класс: методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). - Москва: Вита-Пресс, 2001. - 112 с.Охулкова И.В. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук. / И.В. Охулкова.– Нижний Новгород, 1996.– 168 с.Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов. - Москва: Академия, 2007. - 245с.Плешаков, А.А. Экология для младших школьников / А.А. Плешаков. - Москва: Просвещение, 2003. - 167 с.Поддьяков Н.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 34 – 41.Поддьяков Н.Н., Дыбина О.В., Рахманова Н.И., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Москва: Сфера, 2009. 246 с.Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование: / авт.-сост. И. И. Карелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 141 с.Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)Рыжова Н. А. Наш дом-природа. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2005 192 с.Савинова С.В. Игровые обучающие ситуации в экологическом образовании дошкольников/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», 2019Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. — Москва: Просвещение, 1991 – 240 с.Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – Нижний. Новгород: НГПУ, 2015 – 136 с.Тихеева, Е. И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е. И. Тихеева. – Москва: Печатный двор, 2000 – 182 с.Ткачук Л.Г. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста/ Форум молодых ученых, 2019Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.Хайдурова И.А. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о взаимодействии растений / И.А. Хайдурова. - Москва:1997.Шевченко, С. Г. Готовимся к школе. Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / [И.К. Белова, Р.В. Боглич, С.Г. Шевченко, И.А. Кузнецова и др.]. – Москва: Ника-Пресс, 2007 – 280 с. 65Шевченко, С. Г. .Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Светлана Шевченко. – Москва: АРКТИ, 2011 – 224 с.Шпаченко И. А Организация экспериментальной деятельности и управление экспериментом в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. А. Шпаченко, И. Н Сорока //Вестник ТГПУ. – 2010 – №1– 158с.Щепетнова Е.Н. , Липич В.В. Педагогическая система К.Д. Ушинского: современный взгляд/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», 2020ПриложениеМетодика «Времена года»Методика «Многообразие животных»Методика «Мир растений»БаллыИтог13 в3 в3 в9высокий22 с2 с3 в7средний31 н1 н1 н3низкий43 в2 с2 с7средний52 с2 с2 с6средний63 в3 в2 с8высокий73 в3 в2 с8высокий82 с2 с1 н5средний92 с1 н2 с5средний101 н2 с1 н4низкий
2. Бондаренко, А.К. Дидактические игры в детском саду : Кн. для воспитателя дет. сада / А. К. Бондаренко. - 2-е изд., дораб. - Москва : Просвещение, 1991.
3. Боровцова, Л. А. Ознакомление с окружающим миром детей с проблемами в развитии: учеб. Пособие / Л. А. Боровцова. – Тамбов: ТГУ имени Г. Р. Державина, 2010 – 72 с.
4. Веракса Н.В. Познавательно–исследовательская деятельность дошкольников / Н.В. Веракса.—М.: Мозаика–Синтез, 2014.—80с.
5. Виноградова, Н. Ф. Окружающий мир: методика обучения: 1–4 классы / Н.Ф. Виноградова. - Москва: ВентанаГраф, 2005. - 240 с.
6. Власова Т.В. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста в процессе экспериментирования / Т.В. Власова. — Казань: Бук, 2015 – 100с.
7. Выскорко А.А. Развитие познавательных способностей детей дошкольного возраста через экспериментирование / А.А. Выскорко // Сборник материалов Ежегодной международной научно– практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2016 №5 – 357с.
8. Галушко И.Г. Формирование у дошкольников положительного отношения к природе/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», 2019
9. Герд, А. Я. Наша природа : Проработка естественно-историч. тем в школе первой ступени : Пособие для учащих в первой ступени и для учащихся в педтехникумах / А. Я. Герд - В. А. Герд. - Ленинград : Гос. изд-во, 1925.
10. Джуринский, А. Н. История зарубежной педагогики: учебное пособие / А. Н. Джуринский. – Москва: Форум, 1998 – 272 с.
11. Евсюкова Е. А. Экспериментирование как средство развития познавательной активности детей младшего дошкольного возраста // Актуальные исследования. 2021. №11 (38). С. 70-73.
12. Еник О.А. Современный подход к вопросу о формирование естественнонаучных знаний у дошкольников при изучении неживой природы / О.А. Еник, Е.Н. Илларионова //Молодой ученый.– 2014 – №20 (79). –583с.
13. Запорожец А.В. Психология детей дошкольного возраста: Развитие познавательных процессов / А.В. Запорожец, Д.Б. Эльконин. – Москва, 2001., c. 60
14. Зебзеева В. А. Теория и методика экологического образования детей : Учебно-методическое пособие. Москва: ТЦ Сфера, 2009 288 с.
15. Ковалев, В.В. Психиатрия детского возраста / Валерий Ковалев. – Москва: Просвещение, 2009 – 450 с.
16. Козина, Е. Ф. Методика ознакомления с окружающим миром в предшкольном возрасте: учебник для академического бакалавриата — 2-е изд., испр. и доп. Москва: Издательство Юрайт, 2019. 454 с.
17. Кондратьева H.H. Формирование системы знаний о живом организме у детей старшего дошкольного возраста. Автореф. дис. канд. пед.наук — Спб: Питер, 1985 – 64 с.
18. Куликовская И.Э Детское экспериментирование. Старший дошкольный возраст/ Куликовская И.Э, Совгир Н.Н.// Москва: Педагогическое общество России.– 2003 – 79с.
19. Лазарева А.С., Миннуллина Р.Ф. Дидактическая игра, одна из форм направленная на познавательное развитие детей дошкольного возраста/ Экономика и социум, 2022
20. Методика ознакомления с природой в детском саду / Под ред. П. Г. Саморуковой. - Москва: Просвещение, 2012 - 98 с.
21. Немов Р.С. Психология: учебник / Р. С. Немов. М.: Владос, 2016. 688 с.
22. Никишина, Е.Б. Практическая психология в работе с детьми с задержкой психического развития: пособие для психологов и педагогов / Евгения Никишина / Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004 – 342 с.
23. Николаева С. Н. Обзор зарубежных и отечественных программ экологического образования и воспитания детей // Дошкольное воспитание. 2008 № 7 С. 52–64.
24. Николаева С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010 – 82с.
25. Окружающий мир. 1 класс: методические рекомендации для учителя четырехлетней начальной школы (Система Д. Б. Эльконина - В. В. Давыдова). - Москва: Вита-Пресс, 2001. - 112 с.
26. Охулкова И.В. Формирование самостоятельности мышления у детей старшего дошкольного возраста: дис. канд. психол. наук. / И.В. Охулкова.– Нижний Новгород, 1996.– 168 с.
27. Петросова, Р. А. Методика обучения естествознанию и экологическое воспитание в начальной школе / Р.А. Петросова, В.П. Голов. - Москва: Академия, 2007. - 245с.
28. Плешаков, А.А. Экология для младших школьников / А.А. Плешаков. - Москва: Просвещение, 2003. - 167 с.
29. Поддьяков Н.Н. Комбинаторное экспериментирование дошкольников с различными объектами // Вестник Московского университета. Сер. 14. Психология. 1991. № 4. С. 34 – 41.
30. Поддьяков Н.Н., Дыбина О.В., Рахманова Н.И., Щетинина В.В., Ребенок в мире поиска: Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. Москва: Сфера, 2009. 246 с.
31. Познавательно-речевое и социально-личностное развитие детей от года до 6 лет. Блочно-тематическое планирование: / авт.-сост. И. И. Карелова. – Волгоград: Учитель, 2013. – 141 с.
32. Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 25.11.2022 № 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы дошкольного образования" (Зарегистрирован 28.12.2022 № 71847)
33. Рыжова Н. А. Наш дом-природа. Москва: «Карапуз-Дидактика», 2005 192 с.
34. Савинова С.В. Игровые обучающие ситуации в экологическом образовании дошкольников/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», 2019
35. Саморукова П.Г. Методика ознакомления детей с природой в детском саду. Учебное пособие / Л.А. Каменева, Н.Н. Кондратьева, Л.М. Маневцова, Е.Ф. Терентьева. — Москва: Просвещение, 1991 – 240 с.
36. Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. – Нижний. Новгород: НГПУ, 2015 – 136 с.
37. Тихеева, Е. И. Детский сад по методу Е.И. Тихеевой / Е. И. Тихеева. – Москва: Печатный двор, 2000 – 182 с.
38. Ткачук Л.Г. Дидактические игры как средство экологического образования детей дошкольного возраста/ Форум молодых ученых, 2019
39. Федеральный Государственный образовательный стандарт дошкольного образования: утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013г., №1155 / Министерство образования и науки Российской Федерации. – Москва: 2013г.
40. Хайдурова И.А. Особенности знаний детей старшего дошкольного возраста о взаимодействии растений / И.А. Хайдурова. - Москва:1997.
41. Шевченко, С. Г. Готовимся к школе. Программно – методическое оснащение коррекционно – развивающего воспитания и обучения дошкольников с ЗПР / [И.К. Белова, Р.В. Боглич, С.Г. Шевченко, И.А. Кузнецова и др.]. – Москва: Ника-Пресс, 2007 – 280 с. 65
42. Шевченко, С. Г. .Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей: Пособие для учителей и специалистов коррекционно-развивающего обучения / Светлана Шевченко. – Москва: АРКТИ, 2011 – 224 с.
43. Шпаченко И. А Организация экспериментальной деятельности и управление экспериментом в условиях дошкольного образовательного учреждения / И. А. Шпаченко, И. Н Сорока //Вестник ТГПУ. – 2010 – №1– 158с.
44. Щепетнова Е.Н. , Липич В.В. Педагогическая система К.Д. Ушинского: современный взгляд/ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании», 2020