Государство и бюрократия

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 30 30 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 26.04.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 3
Глава 1.Государство в современной политической системе общества 6
1.1.Понятие, признаки и функции государства 6
1.2.Место и роль государства в политической системе общества 10
Глава 2.Государство и бюрократия 15
2.1.Понятие «бюрократии» и «бюрократизма» 15
2.2.Вопросы соотношения государства и бюрократии 19
Заключение 26
Список использованных источников и литературы 29
Фрагмент для ознакомления

Характерной чертой европейской модели бюрократии считается ее организованный, рациональный характер, который обеспечивает эффективное управление на основании законов.Условие бюрократической организации образует специфический тип личности, основными моральными и психологическими чертами которой является моральный, политический, идейный конформизм, ориентирование на исполнение формальных обязанностей, стандартизация интересов и потребностей, следование предписаниям и правилам. По причине различного уровня компетенции и ответственности работников аппарата главным структурообразующим принципом бюрократической организации считается иерархия. В качестве принципа организации многоуровневых систем иерархия состоит в систематизации взаимодействия разных уровней в рамках подчинения низшего высшему. Любой уровень выступает как управляющий в отношении всех нижестоящих и подчиненный (за счет исключением самого верхнего) вышестоящим уровням. Направленность к точно обозначенной и зафиксированной иерархии является закономерностью бюрократического управления.К. Маркс придерживался позиции, что социальные предпосылки бюрократический отношений, заложены во взаимодействии частной собственности с исполнением функций государства и реализацией частных интересов как всеобщих. Он оперирует категорией «государственный формализм», которая считается тождественной гегелевскому «аппарату государственного управления».Главным объектом исследования К. Маркса в данной сфере была деятельность прусской бюрократии первой половины 19 века. Именно основываясь на ее строгой критике, сложились базовые признаки бюрократизма, а не бюрократии. Во всем это определенная ограниченность, однолинейность исследования, его отрыв от имеющегося мирового опыта позитивной деятельности структур бюрократии. Бюрократическимможно именовать государство, где политическая и экономическая власть управленцев преобладает над волей иных членов общества, а существующее право предназначено отражать интересы самой бюрократии.Бюрократический абсолютизм, бюрократическая система правления означают такую форму власти и управления, в которой основные политические функции выполняет назначенное чиновничество. Нередко такую роль играла политическая бюрократия (номенклатура).Критерием классификации бюрократического режима на этапы вполне может быть лидер государства, специфика его деятельности. Так, можно говорить об этапах ленинской, сталинской, хрущевской, брежневской, ельцинской бюрократии. Центральный бюрократический аппарат в связи со сменой лидера достаточно быстро обновляется, подстраивается под центральную бюрократическую фигуру. Подобная мимикрия характерна и для аппаратов на местах. Здесь ориентиры определены в сторону главы бюрократического аппарата (генсека, президента), но в силу географической удаленности от центра или же исходя из различной в разные периоды степени бюрократической централизации может быть учтен и региональный компонент (клановая борьба, количественное преимущество той или иной национальности и др.).В современной России нередко отсутствуют черты «рациональной» бюрократии в ее классическом понимании, такие как: осуществление всей внутриорганизационной деятельности на основе формальных, нормативно закрепленных процедур; строгое и неуклонное подчинение закону; обезличенность в принятии решений; руководство общегосударственными интересами. И результатом этого является определенная задержка в развитии государственных бюрократических структур. Именно поэтому возникла необходимость в широкомасштабной реформе государственных структур с целью создания высокопрофессиональной «рациональной» бюрократии.В сегодняшней России говорить просто о бюрократии несколько архаично. Здесь речь должна идти о взаимосвязи бюрократии и элиты в обществе, взаимоотношениях старой и новой номенклатур, а также некоторых других проблемах, поставленных в этой области временем.Демократическое движение в России начала 90-х гг., бичевавшее пороки старой системы управления, ее номенклатуры, создало аппарат, количественно намного превосходящий прежний. Современные политические процессы вызвали к жизни новую элиту, также во многом контрастирующую с советской. Процесс смены элит, номенклатур не нов для истории, не однозначны его результаты.Основная задача элиты состоит в сохранении своей власти, своего господства даже в том случае, когда эта власть будет противостоять интересам общества.Корреляция государство - бюрократия существовала всегда. Именно через бюрократию реализуются многие права, свободы, интересы личности. Однако зачастую этому препятствуют корпоративные и личные интересы людей, образующих государственную бюрократическую машину. Это противоречие достаточно сложно, а нередко его просто невозможно ликвидировать. Его можно лишь в большей или меньшей степени смягчить и по возможности сделать источником общественной пользы.Задача сегодняшнего дня — укрепление аппарата управления, т.е. «рациональной» бюрократии и возможного исключения проявлений бюрократизма -бюрократии «иррациональной».ЗаключениеПроблема создания государства остается и, видимо, длительное время будет оставаться спорной и дискуссионной в правоведении. Во-первых, в основании этой сложной проблемы заложены различные идейные воззрения и течения философского характера. Во-вторых, историческая и этнографическая наука предоставляют новые знания о причинах формирования государства и права.Государство – это единая политическая организация общества, которая распространяет свою власть по всей территории, а также на ее население, обладает специальным аппаратом управления, издает законы, обязательные для исполнения, обладает независимостью (суверенитетом).Основными признаками государства является территория, монополия на законное насилие, независимость, налоги, символика, социальная база, публичность власти. Государство руководит обществом, осуществляет власть в масштабах всей страны. Для этой цели используется государственный аппарат, который не совпадает с обществом, от него отделенным. Для содержания этого аппарата государство использует налоги, собираемые с населения.Бюрократия представляет собой колоссальную властную силу и способна противодействовать любым преобразованиям, которые не согласуются с ее интересами. Этими интересами пронизаны все звенья государственного аппарата. Но далеко не всегда интересы бюрократического государства противоречат задачам и целям государства социального. Важным представляется найти ту необходимую степень сочетания и непротиворечивости интересов данных государственных конструкций.Именно на бюрократии лежит выполнение любых управленческих функций государства на различных временных отрезках истории вне зависимости от формы правления и даже политического режима. Власть бюрократии обеспечена надежными правовыми, организационными, но в большей степени материальными гарантиями.Историческое наследие наложило существенный отпечаток на российский аппарат государства. Традиционная ведущая роль государства во всех областях жизни общества предполагала существенное воздействие бюрократии государства в функционировании социального организма.Концентрация и централизация властных полномочий, которые всегда были свойственны российской государственности, независимо от политического режима общества, обязательно влекла за собой локализацию властных полномочий около некоторых субъектов (силовых структур, центров) в общей системе власти государства. Бюрократия в России была символом неповоротливости, отсутствием компетенции, низкой эффективности, оставаясь одновременно олицетворением могучей государственной машины, унижающей и подавляющей человеческую личность. Современный уровень государственной службы РФ определяется существенным числом накопившихся противоречий и проблем. Несмотря на то, что структура государственной службы РФ по большей части определена, данная структура на образует целостной системы. Функционирование государственной службы осуществляется как служба в отдельном органе государства, как на федеральном уровне, так и уровне субъектов РФ. То, что работодателем для государственного служащего является не государство в целом в лице отдельного государственного органа, а сам государственный орган, приводит к местническому расколу государственной службы и потенциальному исполнению локальных (принятых отдельными органами власти, или же на уровне субъекта РФ) нормативных правовых актов в ущерб федеральным.Отсутствует система законодательного регулирования (рамочное регулирование) для различных видов государственной службы, а также для субъектов РФ. На законодательном уровне зафиксирована возможность проведения квалифицированных экзаменов и конкурсов на замещение должностей, предусмотрены правовые и социальные гарантии, связанные со статусом государственного служащего. Дан юридический импульс формированию современной государственной службы, квалифицированному штату служащих системы органов государственного управления, иначе говоря, государственной бюрократии в современном мировом понимании.Неэффективна государственная кадровая политика в государственной службе, что выражается в: высокой текучести кадров, в частности вследствие частных изменений структуры органов исполнительной власти, отсутствии механизма перевода государственного служащего из одного вида службы в другой с сохранением статуса; недостаточном уровне профессионализма государственных служащих и несовершенной системе их профессиональной подготовки, переподготовки и повышении квалификации кадров;несоответствии материального обеспечения законодательным ограничениям и ответственности, возлагаемой на них. В особенности, оплата (денежное содержание) государственных служащих не связаны с эффективностью их работы и не стимулирует увеличивать эту эффективность; неполноте статуса государственных служащих отдельных видов государственной службы; отсутствии унификации основных гарантий государственных служащих различных видов и уровней государственной службы и в ряде случаев их декларативным характером; разрозненности элементов системы управления государственной службой РФ, вследствие отсутствия федеральных органов (федерального органа), обладающих функциями управления государственной службой РФ.Список использованных источников и литературыНаучная и учебная литература:1. Балашов Ю.К., Кудряшова К.О. Проблемы бюрократии в современной России // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник статей и тезисов. Главный редактор А.А. Панарин. Москва. -- 2022. - С. 52-53.2. Белоусов С.А., Грачев Д.В. Понятие и признаки бюрократии // Актуальные проблемы развития правовой системы в цифровую эпоху. Сборник научных статей. - 2019. - С. 6-73. Бошно С. В. Государство // Журнал «Право и современные государства».-Выпуск № 6 / 2018.- С. 1744. Гарашко А.Ю. Теоретико-правовой анализ понятия «бюрократия» // Парадигма науки глазами молодых в условиях модернизации общественного сознания. Сборник научных статей. - 2019. - С. 24-28.5.Гераськина Я.Ю., Ямщикова С.Л. Классификация моделей бюрократии // Журнал «Аллея науки». - 2020.- Т. 1. - № 6 (45). - С. 646-650.6. Гончаров Д.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Современная наука: проблемы и перспективы развития». - 2022. - С. 72-76.7. Грачев Д. В. Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм» // Журнал «Государственно-правовые исследования». – 2020. – С. 278-2798. Джабаев Д.С. Признаки государства, как основа составляющей государственности // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. – 2019. – С.67-699. Дзюба О.В., Крицкая А.А. Бюрократия в современной России: проблемы, методы, основные пути решения // Журнал «Интернаука». - 2021. -- № 18-2 (194). - С. 36-39.10. Ерохина Д.В. Современная бюрократия: проблемы эффективности // Сборник: Многоликая политика. - Москва, 2019. - С. 17.11. Кладченко Д.Д. Бюрократия как принцип организации и функционирования аппарата государства // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2023. - № 98-3. - С. 132-13312. Магдилов М.М. К вопросу о понятии функций государства // Юридический вестник ДГУ. - 2021. - Т. 37. - № 1. -С. 19-23.13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый // Соч., изд. 2-е, Т. 23, — М. : Издательство политической литературы, 1960. — 907 с.14. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 464 с.15.Плехова О.А. Бюрократия: проблемы определения // Юридические науки: вопросы теории и практики. Сборник научных статей. - 2021. - С. 24-26.16. Попова, И.Н. Французский язык. Учебник для I курса институтов и факультетов иностранных языков / И.Н. Попова, Ж.А. Казакова, Г.М. Ковальчук. - М.: Нестор Академик Паблишерз; Издание 21-е, испр., 2005. - 576 c.17. Романюк А.В. Функции государства: понятие и классификация // Журнал «Студенческий вестник». -2020. - № 22-3 (120). - С. 67-68.18. Шаталов Е.А. К вопросу о государстве и политической системе общества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2022. - № 7. - С. 15-19.19. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Вестник экономической безопасности». - 2021. - № 1. - С. 29-35.20. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1947. Р. 223

1. Балашов Ю.К., Кудряшова К.О. Проблемы бюрократии в современной России // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право. Сборник статей и тезисов. Главный редактор А.А. Панарин. Москва. -- 2022. - С. 52-53.
2. Белоусов С.А., Грачев Д.В. Понятие и признаки бюрократии // Актуальные проблемы развития правовой системы в цифровую эпоху. Сборник научных статей. - 2019. - С. 6-7
3. Бошно С. В. Государство // Журнал «Право и современные государства».-Выпуск № 6 / 2018.- С. 174
4. Гарашко А.Ю. Теоретико-правовой анализ понятия «бюрократия» // Парадигма науки глазами молодых в условиях модернизации общественного сознания. Сборник научных статей. - 2019. - С. 24-28.
5. Гераськина Я.Ю., Ямщикова С.Л. Классификация моделей бюрократии // Журнал «Аллея науки». - 2020.- Т. 1. - № 6 (45). - С. 646-650.
6. Гончаров Д.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Современная наука: проблемы и перспективы развития». - 2022. - С. 72-76.
7. Грачев Д. В. Соотношение понятий «бюрократия» и «бюрократизм» // Журнал «Государственно-правовые исследования». – 2020. – С. 278-279
8. Джабаев Д.С. Признаки государства, как основа составляющей государственности // Проблемы совершенствования законодательства. Сборник научных статей. – 2019. – С.67-69
9. Дзюба О.В., Крицкая А.А. Бюрократия в современной России: проблемы, методы, основные пути решения // Журнал «Интернаука». - 2021. -- № 18-2 (194). - С. 36-39.
10. Ерохина Д.В. Современная бюрократия: проблемы эффективности // Сборник: Многоликая политика. - Москва, 2019. - С. 17.
11. Кладченко Д.Д. Бюрократия как принцип организации и функционирования аппарата государства // Журнал «Тенденции развития науки и образования». - 2023. - № 98-3. - С. 132-133
12. Магдилов М.М. К вопросу о понятии функций государства // Юридический вестник ДГУ. - 2021. - Т. 37. - № 1. -С. 19-23.
13. Маркс К. Капитал. Критика политической экономии. Том первый // Соч., изд. 2-е, Т. 23, — М. : Издательство политической литературы, 1960. — 907 с.
14. Морозова, Л. А. Теория государства и права: учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 464 с.
15. Плехова О.А. Бюрократия: проблемы определения // Юридические науки: вопросы теории и практики. Сборник научных статей. - 2021. - С. 24-26.
16. Попова, И.Н. Французский язык. Учебник для I курса институтов и факультетов иностранных языков / И.Н. Попова, Ж.А. Казакова, Г.М. Ковальчук. - М.: Нестор Академик Паблишерз; Издание 21-е, испр., 2005. - 576 c.
17. Романюк А.В. Функции государства: понятие и классификация // Журнал «Студенческий вестник». -2020. - № 22-3 (120). - С. 67-68.
18. Шаталов Е.А. К вопросу о государстве и политической системе общества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2022. - № 7. - С. 15-19.
19. Эриашвили Н.Д., Иванова Ю.А., Радченко Т.В. Государство в политической системе общества // Журнал «Вестник экономической безопасности». - 2021. - № 1. - С. 29-35.
20. Weber M. Theory of Social and Economic Organization. N.Y., 1947. Р. 223