Метод проектов как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста
Заказать уникальную дипломную работу- 50 50 страниц
- 29 + 29 источников
- Добавлена 28.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ПРОЦЕССЕ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С МЕТОДАМИ ПРОЕКТОВ 7
1.1. Понятие, особенности, показатели сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста 7
1.2. Характеристика метода проектов 14
1.3. Использование метода проектов в формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста 22
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ УРОВНЯ СФОРМИРОВАННОСТИ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 27
2.1. Диагностика уровня сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста 27
2.2 Программа по повышению уровня сформированности экологической культуры посредством метода проектов 38
2.3 Описание и анализ полученных в ходе исследования результатов 41
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 45
ПРИЛОЖЕНИЯ 51
У пятерых детей был зафиксирован уровень ниже среднего, высокий и средний уровни распределились поровну, по 8 детей показали эти уровни.Следующей, в рамках проведения эмпирического исследования, была проведена диагностика с помощью методики «Добровольные помощники» С.Н. Николаевой. Данная методика состоит из трех этапов и направлена выявление уровня сформированности экологического сознания и экологического поведения дошкольников.Диагностика проводилась со всей группой одновременно. В работе экспериментатору помогал воспитатель группы. Экспериментатор фиксировал поведение детей во время эксперимента. Результаты после проведения данной диагностики представлены на рисунке 7.Рисунок 7. – Результаты диагностики на констатирующем этапе эксперимента по методике С.Н. НиколаевойПосле проведения диагностических мероприятий по методике С.Н.Николаевой было выявлено, что только 3 ребенка (14%) из группы показали высокий уровень. Эти дети с радостью взаимодействовали с воспитателем и экспериментатором во время поливки цветов и уборки в «живом уголке» в течение длительного времени. Они задавали вопросы, интересовались жизнью животных и растений, постоянно спрашивали названия растений, рассказывали о своих домашних растениях и питомцах.10 детей (48%) из группы только иногда подключались к деятельности воспитателя. Только после просьбы воспитателя они обращали внимание на то, что необходимо что-то сделать или чем-то помочь. Самостоятельно крайне редко проявляли инициативу. Задания, которые давал им воспитатель (полить цветок или взрыхлить землю ребята из этой группы выполняли, но только то, что просил сделать воспитатель. Вопросы при этом они не задавали, не интересовались животными или растениями, их жизнью.8 детей (38%) из группы показали уровень ниже среднего. Эти дети вообще неохотно реагировали на просьбы воспитателя о помощи. Они подходили помогать воспитателю только тогда, когда воспитатель уже сам брал их за руки просил помочь. При этом, при обращении с животными, эти дети постоянно хотели как-то задеть животное, например, вырвать перышко у попугая или с силой пытались вытащить голову у черепахи, потому, что им сейчас хотелось на нее посмотреть.Общие результаты, после проведения всех экспериментальных действий представлены в таблице 2 и на рисунке 8.Таблица 2Результаты констатирующего этапа экспериментаУровень/методикаМетодика О.А. СоломенниковойМетодика С.Н. НиколаевойитогоВысокий8 (38%)3 (14%)5 (24%)Средний8 (38%)10 (48%)9 (43%)Ниже среднего5 (24%)8 (38%)7 (33%)Рисунок 8. – Результаты констатирующего этапа экспериментаТаким образом, результаты констатирующего этапа эксперимента показали, что большинство детей в группе имеют средний уровень сформированности экологической культуры. Детей с таким уровнем в ходе диагностических мероприятий на констатирующем этапе было выявлено 9 человек (43%), т.е. почти половина детей из группы. Только у 5 детей был диагностирован высокий уровень сформированности экологической культуры. Эти дети живо интересуются животным и растительным миром, с удовольствие помогают взрослым в уходе за животными и растениями. У 7 детей (33%) был выявлен низкий уровень сформированности экологической культуры. Эти дети не только не имеют необходимых для их возраста знаний об особенностях животного и растительного мира, они не интересуются миром природы, не хотят узнать больше информации о природе, не хотят заботиться о животных и растениях. Полученные, после констатирующего этапа эксперимента результаты, говорят о том, что с детьми дошкольного возраста необходимо проводить систематическую и целенаправленную работу по повышению уровня сформированности экологической культуры. 2.2 Программа по повышению уровня сформированности экологической культуры посредством метода проектовРабота над формированием основ экологической культуры посредством проектной деятельности имеет большое значение для формирования знаний о природе и сознания детей. Благодаря методу проектов через объединение (интеграцию) различных областей знаний и видов детской деятельности у дошкольников формируется целостное видение картины окружающего мира. Общее дело – проект – развивает любознательность, коммуникативные, нравственные и эстетические качества дошкольников. Основная идея состоит в том, что метод проектов – это эффективное средство формирования знаний о природе у дошкольников, поскольку благодаря этой деятельности обеспечивается благоприятная социальная ситуация для развития познавательно-исследовательской деятельности, взаимодействие детей с миром природы, со взрослыми и с другими детьми. Проектная деятельность детей дошкольного возраста, направленная на формирование основ экологической культуры, осуществлялась по следующему тематическому плану, который представлен в таблице 3.Таблица 3Тематическое планирование проектной деятельности, направленной на формирование основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста№п/пНазвания детских проектовТематикаПродукт проектной деятельности 1.«Сохраним природу родного края»Взаимосвязи в природе: зачем, что и почему? Осмысленно верное отношение детей к растениям, помогающим самочувствию человека. Обобщение собственного опыта исследовательской работы в творческой деятельности.Компьютерная презентация, фотографии (рисунки), календарь сезонных изменений в природе, создание экологической тропы2.«Мир животных. Взаимосвязи в природе: зачем и почему?»Взаимосвязи в природе: зачем и почему?Как (указать название животного) приспособлено к жизни.Какую пользу приносят насекомые.Домашние животные – помощники человека.Как помочь зимующим птицам.Чудо-скворечник.Компьютерная презентация, фотографии (рисунки), экологический дневник наблюдений за повадками животного, разные варианты скворечников и т.д.3.«Комнатные растения – наши зеленые друзья»Комнатные растения – наши зеленые друзья.Домашняя оранжерея.Сад на подоконнике.Компьютерная презентация, фотографии (рисунки), экологический дневник наблюдений за состоянием растения.Этапы проекта.Первый этап – этап разработки проекта – целеполагания: воспитатель предлагал разные темы и выносил экологические проблемы, соответствующие каждой теме проекта, на коллективное обсуждение. Второй этаппредставлял собой разработку плана действий по достижению цели. Сначала проводилось общее обсуждение, чтобы дети выяснили, что они уже знают об определенном предмете или явлении. Затемвоспитатель задавал вопрос: «Что мы хотим узнать?». Ответы детей снова фиксировались, причем независимо от того, что они могут показаться глупыми или нелогичными. Тут принципиально, чтобы взрослыйпоказал снисхождение, почтение к точке зрения каждого ребенка, деликатность по отношению к вздорным высказываниям деток. Когда все дети высказались, воспитатель спрашивал: «Как нам найти ответы на вопросы?». Отвечая на данный вопрос, дети опираются на свой личный опыт, на чтение книг, энциклопедий, помощь взрослых, информацию из телепередач, интернета, проведение экспериментов и опытов и т.д. После составления совместного плана действий начинается третий этап работы над проектом – его практическая часть. Заключительным, четвертым этапом экологического проекта является презентация, которая была нами организована в некоторых случаях как компьютерная презентация, в других случаях– как выставка фотографий, рисунков детей. Подробное описание содержание проекта по повышению уровня сформированности основ экологической культуры старших дошкольников представлен в Приложении 2.Таким образом, реализованная программа на основе метода проектов, благодаря целенаправленной и систематически организованной деятельности способствовала формированию у детей дошкольного возраста полных и осознанных экологических знаний, развитию положительных чувств и отношений к природе, готовности осуществлять природоохранительную деятельность, трудовые действия по уходу за комнатными растениями и животными – всего того, что составляет основы экологического образования дошкольников. Проектная деятельность позволила пополнить и обновить экологически развивающую предметно-пространственную среду группы и детского сада по данной проблеме, способствовала повышению уровня сформированности основ экологической культуры детей старшего дошкольного возраста. 2.3. Описание и анализ полученных в ходе исследования результатовПосле реализации формирующего этапа эксперимента была проведена повторная диагностика с использованием тех же самых методик, которые применялись на констатирующем этапе эксперимента. Результаты диагностик по методике О.А. Соломенниковой и методике С.Н. Николаевой на констатирующем и контрольном этапах представлены в таблице 4 и на рисунке 9.Таблица 4Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этаповУровень/этапыКонстатирующий этапКонтрольный этапВысокий5 (24%)8 (38%)Средний9 (43%)11 (52%)Ниже среднего7 (33%)2 (10%)Рисунок 9. – Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапа эксперимента Как видно из результатов, представленных в таблице 4 и на рисунке 9, на контрольном этапе эксперимента, также, как и на констатирующем этапе, большинство детей имеют средний уровень сформированности экологической культуры. Однако, количество этих детей увеличилось. Если на констатирующем этапе было выявлено 9 детей (43%) со средним уровнем, то на контрольном этапе это количество увеличилось до 11 детей (52%).Произошел незначительный рост и среди детей, которые показали высокий уровень сформированности экологической культуры. На констатирующем этапе эксперимента детей с высоким уровнем было зафиксировано 5 человек (24%), а на контрольном этапе количество детей с высоким уровнем увеличилось до 8 человек (38%).Уровень ниже среднего на контрольном этапе эксперимента был зафиксирован только у двух детей (10%), тогда как на констатирующем этапе эксперимента таких детей было 7 человек (33%). Незначительные изменения в уровне сформированности экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на контрольном этапе эксперимента по сравнению с констатирующем этапом связаны с тем, что формирующий этап проводился незначительное количество времени.Таким образом, результаты контрольного этапа эксперимента говорят об эффективности разработанной и апробированной программы и о высокой эффективности применения метода проектов для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. ЗАКЛЮЧЕНИЕПроведенное исследование по теме «Метод проектов как средство формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста» позволило провести теоретическое и эмпирическое исследование. Результаты данного исследования показали, что метод проектов является эффективным средством для формирования основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.В первой главе данного исследования был проведен анализ психолого-педагогической и методической литературы по теме исследования. Анализ литературы позволил дать определение понятию «экологическая культура», выявил основные компоненты экологической культуры, которыми являются экологические знания, экологическое сознание и экологическое поведение. Также в данной главе была дана общая характеристика различным технологиям, которые применяются в дошкольных образовательных учреждениях при формировании основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Подробно был описан метод проектов, даны его цель, функции, признаки, обозначены основные этапы работы при реализации метода проектов. Данная глава включала в себя описание применения метода проектов при формировании основ экологической культуры у детей дошкольного возраста.Во второй главе было проведено эмпирическое исследование уровня сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. На констатирующем этапе эксперимента были выявлены проблемы в уровне сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Далее была разработана и реализована программа по повышению уровня сформированности основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста на основе применения метода проектов. Результаты контрольного этапа эксперимента показали эффективность применения метода проектов при формировании основ экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста. Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы:Формирование основ экологической культуры является важной составляющей духовно-нравственного развития личности;Формирование основ экологической культурыследует начинать как можно раньше, а старший дошкольный возраст является наиболее благоприятным периодом для этого, т.к. дети в этом возрасте активно интересуются всем, что происходит в природе;Формирование основ экологической культуры посредством метода проектов должно осуществляться систематически и регулярно. При этом педагог должен постоянно повышать свои знания по этой теме, выстраивать тесные взаимоотношения с родителями детей, привлекать родителей к активному участию в работе над формированием основ экологической культуры у детей дошкольного возраста. Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, гипотезы нашли свое подтверждение.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВПриказ Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013г. № 1155 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования». [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70412244/ (дата обращения 20.03.2024).Распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р о Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения 20.03.2024).Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р об утверждении Экологической доктрины Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1688732/ (дата обращения 20.03.2024). Аброськина, С. В. Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры старших дошкольников / С. В. Аброськина, М. И. Важова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : Материалы VIII Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства», Самара, 30 ноября 2022 года / Отв. редактор Т.А. Чичканова. Том Часть 2. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2023. – С. 3-6. Ануфриева, Е. Н. Формирование экологической культуры у старших дошкольников в повседневной жизни / Е. Н. Ануфриева // Актуальные аспекты экологии и здоровья детей и молодежи: функционально-деятельностный подход : Материалы XVII-ой межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году Экологии, Старый Оскол, 09 октября 2017 года / Старооскольский филиал НИУ «БелГУ». – Старый Оскол: РОСА, 2017. – С. 223-226.Артахинова, Л. В. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность / Л. В. Артахинова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 4. – С. 15-17. Балева, Т. В. Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников / Т. В. Балева, Н. М. Гасанова // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях, Тамбов, 28 ноября 2014 года. Том Часть 3. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С. 26-28. Белкина, Е. Н. Проблема формирования экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности / Е. Н. Белкина, Г. И. Прокопенко // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 5(13). – С. 22-24. Буховцева, О. В. Реализация экологического проекта как способ развития экологической культуры старших дошкольников / О. В. Буховцева, Н. Н. Веселова // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний : Сборник материалов V научно-практической конференции с международным участием, Биробиджан, 30 октября 2021 года / Под общей редакцией Н.Ю. Абраменко. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2022. – С. 40-44.Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкол. учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика Синтез, 2013. –112 с.Головачева, А. В. Развитие экологической культуры ребёнка старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до / А. В. Головачева, М. Н. Калинкина // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах, Нижний Новгород, 16 апреля 2019 года / Мининский университет. Том I. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. – С. 62-65. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.Заречнева, А. С. К вопросу о формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / А. С. Заречнева // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее : сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 февраля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 163-166. Зарипова, А. А. Педагогические условия становления экологической культуры старших дошкольников : специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.07 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Зарипова Антонина Афанасьевна. – Ярославль, 2006. – 25 с.Кетехова, Е. Е. «Говорящая стена» в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / Е. Е. Кетехова // Актуальные научные исследования : сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 4 ч., Пенза, 05 июня 2022 года. Том Часть 4. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 90-93. Кильметова, Д. Р. Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников старшего возраста / Д. Р. Кильметова, А. Р. Файзуллина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 1(17). – С. 17-24. Кобелева, О. В. Формирование экологической культуры старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема / О. В. Кобелева, А. Л. Третьяков // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : Сборник статей и тезисов. Том №5. – Москва : Московский психолого-социальный университет, 2021. – С. 83-89.Коропниченко-Волкова, О. Г. Особенности формирования экологической культуры старших дошкольников посредствам проектного метода / О. Г. Коропниченко-Волкова // Интеграция науки и практики в современных условиях : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Минск, 26 октября 2022 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. – С. 63-67. Лапицкая, С. А. Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической тропинке детского сада / С. А. Лапицкая // Молодой ученый. – 2017. – № 34-1(168). – С. 41-47. Лыкова, А. А. Организация процесса формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях ДОО средствами проектной деятельности / А. А. Лыкова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании : Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Москва-Пушкино, 01 апреля 2020 года / Международная академия наук педагогического образования,НОЧУ ДПО «Институт развития образовательных технологий», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». – Москва-Пушкино: Издательство «Канцлер», 2020. – С. 276-281.Матросова, А. М. Формирование основ экологической культуры у детей старшей группы посредством проектной деятельности / А. М. Матросова // Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования : сборник научных трудов по материалам XII Международной научно-практической конференции, Анапа, 23 декабря 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 105-109. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 66 с.Обмолова, А. В. Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников / А. В. Обмолова // Современные направления научных исследований : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Душанбе, 25 октября 2019 года. – Душанбе: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 70-78. Рыжова, Н. А . Я и природа: Учеб.-метод. комплект по эколог, образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56с. Сергеева, В. С. Педагогические возможности использования образовательного геокешинга как средства формирования экологической культуры у старших дошкольников / В. С. Сергеева // Актуальные вопросы современной науки и образования : Материалы Научной сессии 2022 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», Борисоглебск, 01–30 апреля 2022 года. – Москва: Издательство «Перо», 2022. – С. 304-308. Соломенникова, О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – М.: Мозаика-синтез, 2007. – 96 с. Трубеева, Н. О. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников / Н. О. Трубеева, Н. А. Шмырева // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе : Материалы симпозиума XVIII (L) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию КемГУ, Кемерово, 20 апреля 2023 года / Науч. редактор К.Н. Белогай. Том Выпуск 24. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2023. – С. 79-82. Шаличева, Т. Н. Особенности развития экологической культуры у старших дошкольников / Т. Н. Шаличева // Научный потенциал. – 2023. – № 1-1(40). – С. 71-73. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.
2. Распоряжение Правительства России от 29 мая 2015 г. №996-р о Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. [Электронный ресурс]. URL: https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/70957260/ (дата обращения 20.03.2024).
3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 31 августа 2002 г. № 1225-р об утверждении Экологической доктрины Российской Федерации. [Электронный ресурс]. URL: https://www.mid.ru/ru/foreign_policy/official_documents/1688732/ (дата обращения 20.03.2024).
4. Аброськина, С. В. Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры старших дошкольников / С. В. Аброськина, М. И. Важова // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : Материалы VIII Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства», Самара, 30 ноября 2022 года / Отв. редактор Т.А. Чичканова. Том Часть 2. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2023. – С. 3-6.
5. Ануфриева, Е. Н. Формирование экологической культуры у старших дошкольников в повседневной жизни / Е. Н. Ануфриева // Актуальные аспекты экологии и здоровья детей и молодежи: функционально-деятельностный подход : Материалы XVII-ой межрегиональной научно-практической конференции, посвященной Всероссийскому году Экологии, Старый Оскол, 09 октября 2017 года / Старооскольский филиал НИУ «БелГУ». – Старый Оскол: РОСА, 2017. – С. 223-226.
6. Артахинова, Л. В. Воспитание экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста через проектную деятельность / Л. В. Артахинова // Современное образование: традиции и инновации. – 2019. – № 4. – С. 15-17.
7. Балева, Т. В. Проектная деятельность как средство формирования основ экологической культуры у старших дошкольников / Т. В. Балева, Н. М. Гасанова // Современные тенденции в образовании и науке : сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 14 частях, Тамбов, 28 ноября 2014 года. Том Часть 3. – Тамбов: ООО «Консалтинговая компания Юком», 2014. – С. 26-28.
8. Белкина, Е. Н. Проблема формирования экологической культуры старших дошкольников средствами игровой деятельности / Е. Н. Белкина, Г. И. Прокопенко // Традиции и новации в дошкольном образовании. – 2019. – № 5(13). – С. 22-24.
9. Буховцева, О. В. Реализация экологического проекта как способ развития экологической культуры старших дошкольников / О. В. Буховцева, Н. Н. Веселова // Развитие человеческого потенциала системы образования для общества знаний : Сборник материалов V научно-практической конференции с международным участием, Биробиджан, 30 октября 2021 года / Под общей редакцией Н.Ю. Абраменко. – Биробиджан: Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема, 2022. – С. 40-44.
10. Веракса, Н. Е. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкол. учр. / Н.Е. Веракса, А.Н. Веракса. – М.: Мозаика Синтез, 2013. –112 с.
11. Головачева, А. В. Развитие экологической культуры ребёнка старшего дошкольного возраста в контексте требований ФГОС до / А. В. Головачева, М. Н. Калинкина // Проблемы и перспективы развития дошкольного и начального образования : Сборник статей по материалам Всероссийской научно-практической конференции: в 2 томах, Нижний Новгород, 16 апреля 2019 года / Мининский университет. Том I. – Нижний Новгород: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Нижегородский государственный педагогический университет имени Козьмы Минина», 2019. – С. 62-65.
12. Гончарова, Е. В. Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста / Е.В. Гончарова. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гуманит. ун-та, 2008. – 326 с.
13. Заречнева, А. С. К вопросу о формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / А. С. Заречнева // Наука и образование: сохраняя прошлое, создаём будущее : сборник статей XXVI Международной научно-практической конференции, Пенза, 10 февраля 2020 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г.Ю.), 2020. – С. 163-166.
14. Зарипова, А. А. Педагогические условия становления экологической культуры старших дошкольников : специальность 13.00.01 Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.07 : автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук / Зарипова Антонина Афанасьевна. – Ярославль, 2006. – 25 с.
15. Кетехова, Е. Е. «Говорящая стена» в формировании экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста / Е. Е. Кетехова // Актуальные научные исследования : сборник статей VI Международной научно-практической конференции : в 4 ч., Пенза, 05 июня 2022 года. Том Часть 4. – Пенза: Наука и Просвещение (ИП Гуляев Г.Ю.), 2022. – С. 90-93.
16. Кильметова, Д. Р. Экологическая тропа как средство формирования экологической культуры у дошкольников старшего возраста / Д. Р. Кильметова, А. Р. Файзуллина // Вестник Саратовского областного института развития образования. – 2019. – № 1(17). – С. 17-24.
17. Кобелева, О. В. Формирование экологической культуры старших дошкольников как психолого-педагогическая проблема / О. В. Кобелева, А. Л. Третьяков // Актуальные проблемы современной России: психология, педагогика, экономика, управление и право : Сборник статей и тезисов. Том №5. – Москва : Московский психолого-социальный университет, 2021. – С. 83-89.
18. Коропниченко-Волкова, О. Г. Особенности формирования экологической культуры старших дошкольников посредствам проектного метода / О. Г. Коропниченко-Волкова // Интеграция науки и практики в современных условиях : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Минск, 26 октября 2022 года. – Нефтекамск: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2022. – С. 63-67.
19. Лапицкая, С. А. Воспитание основ экологической культуры старших дошкольников посредством создания видовых точек на экологической тропинке детского сада / С. А. Лапицкая // Молодой ученый. – 2017. – № 34-1(168). – С. 41-47.
20. Лыкова, А. А. Организация процесса формирования экологической культуры старших дошкольников в условиях ДОО средствами проектной деятельности / А. А. Лыкова // Инновационная деятельность в дошкольном образовании : Материалы XIII Международной научно-практической конференции, Москва-Пушкино, 01 апреля 2020 года / Международная академия наук педагогического образования,НОЧУ ДПО «Институт развития образовательных технологий», ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет», ГОУ ВО МО Московский государственный областной университет, ГБОУ ВО МО «Академия социального управления». – Москва-Пушкино: Издательство «Канцлер», 2020. – С. 276-281.
21. Матросова, А. М. Формирование основ экологической культуры у детей старшей группы посредством проектной деятельности / А. М. Матросова // Развитие науки и образования: новые подходы и актуальные исследования : сборник научных трудов по материалам XII Международной научно-практической конференции, Анапа, 23 декабря 2020 года. – Анапа: Общество с ограниченной ответственностью «Научно-исследовательский центр экономических и социальных процессов» в Южном Федеральном округе, 2020. – С. 105-109.
22. Николаева, С. Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: Мозаика-Синтез, 2010. - 66 с.
23. Обмолова, А. В. Игровая деятельность как средство формирования экологической культуры у старших дошкольников / А. В. Обмолова // Современные направления научных исследований : материалы Международной (заочной) научно-практической конференции, Душанбе, 25 октября 2019 года. – Душанбе: Научно-издательский центр «Мир науки» (ИП Вострецов Александр Ильич), 2019. – С. 70-78.
24. Рыжова, Н. А . Я и природа: Учеб.-метод. комплект по эколог, образованию дошкольников. — М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 1996. – 56с.
25. Сергеева, В. С. Педагогические возможности использования образовательного геокешинга как средства формирования экологической культуры у старших дошкольников / В. С. Сергеева // Актуальные вопросы современной науки и образования : Материалы Научной сессии 2022 Борисоглебского филиала ФГБОУ ВО «ВГУ», Борисоглебск, 01–30 апреля 2022 года. – Москва: Издательство «Перо», 2022. – С. 304-308.
26. Соломенникова, О. А. Педагогическая диагностика развития детей перед поступлением в школу / под ред. Т.С. Комаровой, О.А. Соломенниковой. – М.: Мозаика-синтез, 2007. – 96 с.
27. Трубеева, Н. О. Формирование основ экологической культуры у старших дошкольников / Н. О. Трубеева, Н. А. Шмырева // Актуальные проблемы развития образования на современном этапе : Материалы симпозиума XVIII (L) Международной научной конференции студентов, аспирантов и молодых ученых, приуроченной к 50-летию КемГУ, Кемерово, 20 апреля 2023 года / Науч. редактор К.Н. Белогай. Том Выпуск 24. – Кемерово: Кемеровский государственный университет, 2023. – С. 79-82.
28. Шаличева, Т. Н. Особенности развития экологической культуры у старших дошкольников / Т. Н. Шаличева // Научный потенциал. – 2023. – № 1-1(40). – С. 71-73.
29. Ясвин, В. А. Психология отношения к природе. – М.: Смысл, 2000. – 456 с.