Психологическое сопровождение детей в период кризиса 3-3,5 лет.
Заказать уникальную курсовую работу- 29 29 страниц
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ 5
1.1. Понятие «Возрастной кризис» 5
1.2. Специфика кризиса трех лет 9
Выводы по главе 1 14
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД КРИЗИСА ТРЕХ ЛЕТ 15
2.1. Особенности психологического сопровождения в ДОУ 15
2.2. Пути преодоления кризиса трех лет 18
Выводы по главе 2 22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 26
Пусть живут с зайчиком дружно, вместе. А эту лису мы выгоним. Сомнем пластилин, крепко будем на него нажимать, чтобы злая лиса поскорее ушла и появилась добрая» [20].Рисование картины резкими движениями также помогает снизить агрессию. Для этого понадобится большой лист бумаги с изображением отрицательного персонажа. Например: «Закрасьте медведя, который сломал теремок».Бороться с упрямством можно, создавая фантастические ситуации. Например: «Если не хочешь есть, не ешь. Послушай историю. Жила-была девочка Машенька. Она никогда ничего не ела. Сначала она была пухленькой, у нее были пухлые щечки. Потом она начала худеть и стала легкой. Ей пришлось держаться за маму на улице, т.к. ветер сдувал ее с места. А потом Маша пропала». Такие истории обычно вызывают противоположную реакцию[9]. В борьбе с проявлениями негативного поведения помогает также художественная литература: И. Демьянов «Дразнилки», М. Зощенко «Глупая история», русская народная песня «Бабушкин козлик», узбекская народная сказка «Упрямые козлики».Следует отметить, что кризис может проявляться не только в негативном ключе, но и в изоляции и неуверенности в себе. Здесь нужны постоянные поощрения. Педагогу необходимо вовлекать такого ребенка в игру. Сначала в роли ведомого, затем в роли ведущего, но в игре с куклами. Постепенно подводя к роли ведущего в подвижных и ролевых играх [3].В целом, для коррекции симптоматики кризиса трех летвоспитателю и педагогу-психологу следует использовать разнообразные методы и приемы [1;5;11;18;19]:1. Эмоциональная поддержка. Важно создавать эмоционально поддерживающую атмосферу, проявлять понимание и заботу в отношениях с ребенком.2. Развитие коммуникации. Способствуйте развитию навыков общения и выражения эмоций у ребенка, помогайте ему находить слова для своих чувств.3. Установление режима и структуры. Регулярный дневной режим и понятная структура дня обеспечивают чувство уверенности и предсказуемости.4. Проведение игровых занятий. Игровая деятельность способствует развитию ребенка, позволяя ему выразить свои чувства и эмоции через игру.5. Позитивное моделирование. Педагог-психолог может демонстрировать позитивные образцы поведения и реакции на сложные ситуации.6. Использование техник саморегуляции. Обучайте ребенка техникам саморегуляции, таким как дыхательные упражнения или техники успокаивающего прикосновения.7. Общение с родителями. Важно установить открытую и поддерживающую связь с родителями, обмениваться информацией о ребенке и совместно разрабатывать стратегии преодоления кризиса.8. Индивидуальный подход. Учитывайте индивидуальные особенности каждого ребенка, создавая подходящие методы работы в зависимости от его потребностей.Эти методы помогут воспитателю и педагогу-психологу эффективно вступить во взаимодействие с ребенком и помочь ему преодолеть кризисные ситуации.Так как эта проблема очень сложная, только воспитателю и педагогу-психологу с данной проблемой не справиться. Нужна помощь родителей. Родителям, которые знают о кризисе 3 лет, можно предложить самостоятельно почитать литературу на эту тему. Индивидуальные беседы необходимо проводить с теми родителями, которые принимают симптомы кризиса за непослушание ребенка[15].Больше всего ребенку нужно внимание и общение с родителями, о чем они должны помнить, воспитывая личность.Можно выделить следующие основные принципы родительского поведения, которые помогут справиться с кризисом и будут способствовать формированию необходимых в будущем личностных качеств[2;5;17;20]:1. Родители должны формулировать предложения в форме вопроса, а не приказа, например:«Какую кашу ты будешь есть?».2. Необходимо вести себя с ребенком как на равных, например, благодарить его за оказанную услугу, просить разрешения взять с собой игрушки и тем самым подавать пример для подражания.3. Направить энергию ребенка в мирное русло - так можно делать, а вот этого делать нельзя, сгладить кризисные моменты поможет игроваядеятельность.4. Активность и независимость поощрять, дать возможность ребенку исследовать, выбирая для себя роль консультанта.5. Важно быть последовательным в требованиях, и если что-то не разрешено, отступать нельзя.6. Взрослые, окружающие ребенка, должны иметь одинаковые требования, включая бабушек и дедушек.7. Сопротивление ребенка вашему предложению из чувства негативизма требует паузы, чтобы ребенок мог принять решение в это время.8. Если у ребенка истерика, нужно терпеливо подождать, а затем спокойно объяснить, как себя вести. Однако не следует думать, что ребенок все понял, этот разговор нужно повторить не один раз в других ситуациях.Таким образом, анализируя пути преодоления кризиса, с которыми сталкиваются дети в возрасте трех лет, мы видим, что преодоление данных проблем требует комплексного подхода. Особое внимание следует уделить созданию благоприятной психологической среды, поддержке со стороны близких и вовлеченности родителей в процесс решения проблем.Выводы по главе 2Психологическое сопровождение – это система профессиональной деятельности педагога-психолога, охватывающая все субъекты образовательного процесса в дошкольном учреждении, направленная на создание социально-психологических условий для полноценного переживания дошкольного детства, успешного обучения и развития детей.Цель психологического сопровождения – оказать помощь и поддержку со стороны взрослых в поиске и внедрении новых способов сотрудничества ребенка со взрослыми, в которых могут проявиться сильные стороны детского «Я».Для коррекции симптоматики кризиса трех лет воспитателю и педагогу-психологу следует использовать разнообразные методы и приемы: эмоциональная поддержка, развитие коммуникации, установление режима и структуры, проведение игровых занятий, позитивное моделирование, использование техник саморегуляции, общение с родителями, индивидуальный подход. Данные методы помогут воспитателю и педагогу-психологу эффективно вступить во взаимодействие с ребенком и помочь ему преодолеть кризисные ситуации.Но так как эта проблема очень сложная, только воспитателю и педагогу-психологу с данной проблемой не справиться. Нужна помощь родителей. Родителям, которые знают о кризисе 3 лет, можно предложить самостоятельно почитать литературу на эту тему. Индивидуальные беседы необходимо проводить с теми родителями, которые принимают симптомы кризиса за непослушание ребенка.Больше всего ребенку нужно внимание и общение с родителями, о чем они должны помнить, воспитывая личность.Таким образом,психологическое сопровождениедетей в период кризиса трех летиграет важную роль в помощи ребенку и его семье в преодолении этого сложного периода. Правильно организованное сопровождениепомогает сформировать положительные психологические стороны развития ребенка, улучшить взаимоотношения в семье и подготовить ребенка к дальнейшему развитию.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключении исследования о психологическом сопровождении детей в период кризиса 3-3,5 лет можно выделить несколько ключевых моментов, которые следует учитывать для эффективного подхода к этой проблематике.В возрасте 3-3,5 лет дети проходят через так называемый кризис трех лет, который характеризуется увеличением независимости и самостоятельности у ребенка. Дети начинают проявлять свою волю и желание контролировать ситуацию, что может привести к конфликтам с окружающими. Для ребенка это время, когда он начинает осознавать себя как индивидуума и формирует свое отношение к миру.Кризис трех лет сам по себе - явление закономерное, но насколько быстро и безопасно он пройдет, зависит от поведения взрослых.Психологическое сопровождение в период кризиса детей 3-3,5 лет поможет родителям и педагогам лучше понять поведенческие особенности детей этого возраста и научиться эффективно реагировать на их эмоциональные проявления.Одной из важных задач психологического сопровождения детей в период кризиса является помощь родителям и педагогам в построении правильных взаимоотношений с ребенком. Дети в этом возрасте испытывают большую потребность во внимании и поддержке со стороны взрослых, поэтому взрослым важно научиться создавать для них благоприятную эмоциональную обстановку.Еще одной важной задачей психологического сопровождения детей в период кризиса является развитие самосознания и самопонимания. Дети начинают формировать свое представление о себе и своем месте в мире, поэтому важно помочь им осознать свои сильные стороны и научиться справляться с возникающими трудностями.Игровая терапия и игры, способствующие выражению эмоций, могут быть эффективным способом работы с детьми данного возраста. Через игру ребенок может выразить свои переживания и научиться решать проблемы.В заключение, можно сказать, что психологическое сопровождение детей в период кризиса 3-3,5 лет играет важную роль в формировании психического здоровья и эмоциональной устойчивости у детей. Родители и педагоги должны быть внимательны к потребностям и эмоциональным проявлениям детей этого возраста, чтобы помочь им успешно преодолеть этот непростой период и развиваться гармонично.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАлейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2019. - 288 c.Арнаутова, Е. П. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3-5 лет / Е.П. Арнаутова. - М.: Русское слово - учебник, 2020. - 112 c.Байбородова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение. Учебник для СПО / Л.В. Байбородова. - М.: Юрайт, 2020. - 597 c.Башкирова, Е. В. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста / Е.В. Башкирова, Н.И. Куликова, Л.В. Климина. - М.: Учитель, 2019. - 957 c.Борисенко, М. Г. Гармоничное развитие ребенка от года до четырех лет. Практическое руководство по диагностике и развитию малыша / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Литера, 2021. - 545 c.Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: Владос-Пресс, 2020. - 264 c.Деминг, Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Э. Деминг. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 417 c.Зайцев, С.М. Все о ребенке первых трех лет жизни: популярная энциклопедия / С.М. Зайцев. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2020. - 505 c.Золотарева, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО / А.В. Золотарева. - М.: Юрайт, 2019. - 213 c.Казьмин, А.М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет / А.М. Казьмин. - М.: Когито-Центр, 2019. - 416 c.Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2020. - 128 c.Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2021. - 464 c.Любимова, З. В. Возрастная физиология. В 2 частях. Часть 1 / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. - М.: Владос, 2019. - 304 c.Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. - М.: Просвещение, 2020. - 223 c.Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 225 c.Пенни, У. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет / Уорнер Пенни. - М.: Альпина нон-фикшн, 2019. - 467 c.Теплюк, С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет / С.Н. Теплюк. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. - 222 c.Ярославцева, Е. Ю. Кризисы детского возраста. "Нет" капризам и истерикам / Е.Ю. Ярославцева. - М.: Феникс, 2021. - 160 c.Зиновенко, О. А. Влияние детско-родительских отношений на развитие личностных новообразований ребенка в период кризиса трех лет / О. А. Зиновенко, И. Ю. Троицкая. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9706/ (дата обращения: 25.03.2024).Чегаева, Е. А. Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет / Е. А. Чегаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27648/ (дата обращения: 24.03.2024).
1. Алейникова, Т. В. Возрастная психофизиология / Т.В. Алейникова. - М.: Феникс, 2019. - 288 c.
2. Арнаутова, Е. П. Психолого-педагогическое сопровождение семей с детьми 3-5 лет / Е.П. Арнаутова. - М.: Русское слово - учебник, 2020. - 112 c.
3. Байбородова, Л.В. Психолого-педагогическое сопровождение. Учебник для СПО / Л.В. Байбородова. - М.: Юрайт, 2020. - 597 c.
4. Башкирова, Е. В. Комплексная программа психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста / Е.В. Башкирова, Н.И. Куликова, Л.В. Климина. - М.: Учитель, 2019. - 957 c.
5. Борисенко, М. Г. Гармоничное развитие ребенка от года до четырех лет. Практическое руководство по диагностике и развитию малыша / М.Г. Борисенко, Н.А. Лукина. - М.: Литера, 2021. - 545 c.
6. Дарвиш, О. Б. Возрастная психология / О.Б. Дарвиш. - М.: Владос-Пресс, 2020. - 264 c.
7. Деминг, Э. Выход из кризиса. Новая парадигма управления людьми, системами и процессами / Э. Деминг. - М.: Альпина Паблишер, 2019. - 417 c.
8. Зайцев, С.М. Все о ребенке первых трех лет жизни: популярная энциклопедия / С.М. Зайцев. - М.: Современная школа (Букмастер), Интерпрессервис, 2020. - 505 c.
9. Золотарева, А.В. Психолого-педагогическое сопровождение 2-е изд., испр. и доп. Учебник для СПО / А.В. Золотарева. - М.: Юрайт, 2019. - 213 c.
10. Казьмин, А.М. Дневник развития ребенка от рождения до трех лет / А.М. Казьмин. - М.: Когито-Центр, 2019. - 416 c.
11. Лапина, И. В. Адаптация детей при поступлении в детский сад. Программа. Психолого-педагогическое сопровождение. Комплексные занятия / И.В. Лапина. - М.: Учитель, 2020. - 128 c.
12. Лейтес, Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия / Н.С. Лейтес. - М.: МПСИ, МОДЭК, 2021. - 464 c.
13. Любимова, З. В. Возрастная физиология. В 2 частях. Часть 1 / З.В. Любимова, К.В. Маринова, А.А. Никитина. - М.: Владос, 2019. - 304 c.
14. Маркосян, А.А. Вопросы возрастной физиологии / А.А. Маркосян. - М.: Просвещение, 2020. - 223 c.
15. Нищева, Н.В. Играем, развиваемся, растем. Дидактические игры для детей дошкольного возраста / Н.В. Нищева. - М.: Детство-Пресс, 2020. - 225 c.
16. Пенни, У. 160 развивающих игр для детей от рождения до трех лет / Уорнер Пенни. - М.: Альпина нон-фикшн, 2019. - 467 c.
17. Теплюк, С. Н. Актуальные проблемы развития и воспитания детей от рождения до трех лет / С.Н. Теплюк. - М.: Мозаика-Синтез, 2020. - 222 c.
18. Ярославцева, Е. Ю. Кризисы детского возраста. "Нет" капризам и истерикам / Е.Ю. Ярославцева. - М.: Феникс, 2021. - 160 c.
19. Зиновенко, О. А. Влияние детско-родительских отношений на развитие личностных новообразований ребенка в период кризиса трех лет / О. А. Зиновенко, И. Ю. Троицкая. — Текст: непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Краснодар, февраль 2016 г.). — Краснодар: Новация, 2016. — С. 111-113. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/187/9706/ (дата обращения: 25.03.2024).
20. Чегаева, Е. А. Условия педагогической поддержки детей в период кризиса трех лет / Е. А. Чегаева. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 7 (111). — С. 343-346. — URL: https://moluch.ru/archive/111/27648/ (дата обращения: 24.03.2024).