Верховные суды Российской Федерации
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 20 + 20 источников
- Добавлена 28.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
ГЛАВА 1. ИСТОРИЯ ЗАРОЖДЕНИЯ ВЕРХОВНОГО СУДА 5
1.1. Создание и первые годы работы Верховного Суда России как высшего судебного органа 5
1.2. Образование Верховного Суда РФ 9
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА 13
2.1. Состав, структура и полномочия Верховного суда 13
2.2. Образование коллегий в Верховного суда 16
2.3. Инстанции Верховного суда РФ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 29
Верховный Суд РФ также рассматривает в качестве суда первой инстанции дела об оспаривании решений Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации и квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации. Данная категория дел позволяет обеспечивать надлежащий судебный контроль за деятельностью органов судейского сообщества.Помимо этого, к компетенции Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции относится рассмотрение дел о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий, общественных объединений и религиозных организаций федерального уровня. Данные полномочия закреплены в ст. 29 Федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации» и направлены на обеспечение конституционных принципов деятельности указанных организаций.Верховный Суд РФ также уполномочен рассматривать в качестве суда первой инстанции дела об отмене регистрации кандидатов на выборах Президента Российской Федерации и депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ, а также дела о прекращении деятельности инициативных групп референдума. Данные полномочия Верховного Суда корреспондируют с его ролью в обеспечении законности избирательного процесса и реализации права граждан на референдум.Наконец, к компетенции Верховного Суда РФ в качестве суда первой инстанции относится разрешение споров между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. Данная функция Верховного Суда способствует поддержанию баланса между различными уровнями публичной власти и разрешению возникающих между ними противоречий.Одним из ключевых направлений деятельности судебных коллегий Верховного Суда Российской Федерации является рассмотрение дел в апелляционном и кассационном порядке. Данные полномочия Верховного Суда закреплены в процессуальном законодательстве Российской Федерации.В соответствии со ст. 30 Федерального конституционного закона «О Верховном Суде Российской Федерации», судебные коллегии ВС РФ уполномочены проверять не вступившие в законную силу судебные акты нижестоящих судов в апелляционном порядке. Порядок апелляционного производства регулируется положениями Гражданского процессуального кодекса РФ, Уголовно-процессуального кодекса РФ, Кодекса административного судопроизводства РФ и Арбитражного процессуального кодекса РФ. Апелляционное производство позволяет Верховному Суду осуществлять полноценный пересмотр дела по существу, исследовать новые доказательства, а также при необходимости отменять или изменять решения нижестоящих инстанций.Кроме того, в соответствии с указанным Федеральным конституционным законом, судебные коллегии Верховного Суда РФ наделены полномочиями по проверке в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов нижестоящих судов. Кассационное производство регламентируется аналогичными процессуальными кодексами и позволяет Верховному Суду осуществлять контроль за законностью и обоснованностью судебных решений, вынесенных ранее вступившими в силу. В ходе кассационного производства Верховный Суд проверяет правильность применения норм материального и процессуального права судами при рассмотрении дела.Осуществление полномочий по проверке судебных актов в апелляционном и кассационном порядке имеет важное значение для обеспечения единообразного применения законодательства на всей территории Российской Федерации. Благодаря этому Верховный Суд РФ выполняет свою конституционную функцию высшего судебного органа, наделенного правом пересмотра состоявшихся судебных решений. Использование данных полномочий позволяет гарантировать соблюдение прав и законных интересов граждан и организаций в судебном процессе.Помимо осуществления правосудия, Верховный Суд Российской Федерации наделен рядом иных важных полномочий, установленных федеральным законодательством.Одним из таких полномочий является право законодательной инициативы. Согласно ст. 104 Конституции Российской Федерации, Верховный Суд РФ пользуется правом законодательной инициативы наряду с другими высшими органами государственной власти. Реализуя данное полномочие, Пленум Верховного Суда может вносить в Государственную Думу Федерального Собрания РФ проекты федеральных законов, направленные на совершенствование судебной системы, правового регулирования судебной деятельности, а также законодательства, применяемого судами. Использование права законодательной инициативы позволяет Верховному Суду влиять на процесс развития законодательства в соответствующих сферах.Важной функцией Верховного Суда РФ является также дача разъяснений по вопросам судебной практики. В соответствии с Федеральным конституционным законом «О Верховном Суде Российской Федерации», Пленум Верховного Суда вправе давать судам разъяснения по вопросам судебной практики, направленные на обеспечение единообразного применения законодательства. Данные разъяснения имеют рекомендательный характер для нижестоящих судов и способствуют формированию единообразной судебной практики на территории всей страны.Верховный Суд РФ также наделен полномочием обращаться в Конституционный Суд Российской Федерации. Согласно Федеральному конституционному закону «О Конституционном Суде Российской Федерации», Пленум Верховного Суда вправе обратиться в Конституционный Суд с запросом о проверке конституционности законов, иных нормативных актов, а также о толковании Конституции РФ. Таким образом, Верховный Суд может инициировать процедуру конституционного контроля в отношении спорных правовых актов.Кроме того, Верховный Суд РФ наделен полномочием давать заключения по вопросу о наличии в действиях Президента Российской Федерации, Генерального прокурора Российской Федерации, Председателя Следственного комитета Российской Федерации признаков преступления. Данное полномочие установлено Федеральным конституционным законом «О Президенте Российской Федерации» и играет важную роль в обеспечении ответственности высших должностных лиц государства.Проведенный анализ организационной структуры Верховного суда РФ позволяет сделать ряд важных выводов. Во-первых, Верховный суд РФ обладает детально проработанной внутренней структурой, включающей в себя различные коллегии, палаты и другие специализированные подразделения. Это позволяет суду эффективно распределять полномочия и обеспечивать высокий уровень профессионализма при рассмотрении различных категорий дел.Во-вторых, ключевую роль в Верховном суде играют его Пленум и Президиум, которые определяют общие направления судебной политики, принимают ключевые решения и обобщают судебную практику. Таким образом, руководящие органы Верховного суда РФ выполняют важные нормотворческие и координационные функции в рамках всей судебной системы.В-третьих, важно отметить наличие в структуре Верховного суда РФ специализированных судебных коллегий, что позволяет обеспечивать высокое качество рассмотрения различных категорий дел. Распределение компетенции между коллегиями осуществляется по предметному и субъектному признакам, что свидетельствует о высоком уровне организации деятельности Верховного суда.В целом, организационная структура Верховного суда РФ характеризуется сбалансированностью, четким распределением полномочий и ориентацией на повышение эффективности судопроизводства. Данные характеристики позволяют Верховному суду выполнять возложенные на него функции по обеспечению единообразия судебной практики и верховенства права в Российской Федерации.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования можно сделать ряд важных выводов относительно конституционно-правового статуса и роли Верховного суда Российской Федерации.Верховный суд РФ, будучи высшим судебным органом страны, играетключевую роль в обеспечении законности и правопорядка, защите прав исвобод граждан. Его статус закреплен непосредственно в Конституции РФ,что подчеркивает особое место Верховного суда в системе разделениявластей.Проведенный анализ истории становления и развития Верховного судапозволяет проследить значительную трансформацию его полномочий иорганизационной структуры в советский и постсоветский периоды. Отвысшего звена советской трехзвенной судебной системы Верховный суд РСФСРпостепенно превратился в орган, во многом подчиненный Верховному судуСССР. Однако после распада Советского Союза Верховный суд РФ былвосстановлен в качестве самостоятельного высшего судебного органа,наделенного широким спектром полномочий.Анализ современной организации и деятельности Верховного суда РФпоказывает, что он представляет собой сложную, многоуровневую структуру,включающую в себя различные судебные коллегии и палаты. Такаяорганизация позволяет Верховному суду эффективно осуществлять судебныйнадзор за деятельностью нижестоящих судов, рассматривать дела в качествевышестоящей инстанции, а также реализовывать иные ключевые полномочия,обусловленные его статусом высшего судебного органа.Вместе с тем в ходе исследования были выявлены и некоторые проблемы,связанные с реализацией полномочий Верховного суда РФ. К их числуотносятся, в частности, сложность разграничения компетенции междуВерховным судом РФ и Конституционным судом РФ, а также необходимостьсовершенствования механизма обеспечения исполнения решений Верховногосуда.Представляется, что дальнейшее развитие и укрепление конституционно-правового статуса Верховного суда РФ будет способствовать повышениюэффективности отправления правосудия, обеспечению единообразиясудебной практики и, в итоге, повышению уровня защищенности прав исвобод граждан.Таким образом, комплексное исследование конституционно-правового статусаВерховного суда РФ позволяет глубже понять механизмы функционированиясудебной власти в Российской Федерации и определить перспективныенаправления ее дальнейшего развития.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫФедеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2024). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3170.Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 6. Ст. 550Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 № 2 «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 10, 2014.Постановление КС РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. 6.1 и 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г. Н. Белюсовой, Г. И. Зиминой, Х. Б. Саркитова, С. В. Семак и А. А. Филатовой.Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 69. Ст. 902.Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 1 февраля 1923 г. «Об изменении и дополнении Положения о судоустройстве» // Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 10. Ст. 121.Собрание узаконений СССР. 1923. № 46. С. 1076–1078Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.Вилкова, Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 298 с.Цветков Ю.А. Правоохранительные органы. Схемы и определения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю. А. Цветков. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 98 c.Сыдорук И.И. Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И. И. Сыдорук, А. В. Ендольцева, Р. С. Тамаев. — 8-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 471 c.Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А. П. Галоганов, А. В. Ендольцева, Г. Б. Мирзоев и др. / под редакцией А. В. Ендольцева, О. В. Химичева, Г. Б. Мирзоев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 351 c.Петухов Н. А., Рябцева Е. В. Основные этапы истории Верховного Суда Российской Федерации //Правосудие. – 2022. – Т. 4. – №. 3. – С. 8-27.Лебедев В. М. Верховному Суду Российской Федерации 80 лет // Российская юстиция. - 2012. - № 5. - С. 2.Авакьян С.А. Судебная власть: некоторые мысли конституционалиста // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 60. – С. 96-98.Цечоев В. К., Баблоян А. Г. Административная коллегия верховного суда Российской Федерации //Проблемы развития российской правовой системы. – 2018. – С. 215-220.Дзейтова М. Б., Власова Г. Б. СОСТАВ И СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ //НАУКА И ИННОВАЦИИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ. – 2021. – С. 245.Магомедов Б.К. Полномочия и состав верховного суда Российской Федерации // ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. сборник 248 АГЕНТСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ научных статей студентов юридического факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). Махачкала, - 2019. - С. 203 - 205.Никитин А. В. Полномочия Верховного Суда на современном этапе //Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. – 2022. – С. 257-262.
1. Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» (ред. от 29.03.2024). Доступ из справочной правовой системы «КонсультантПлюс».
2. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации» от 23 июня 1999 г. № 1-ФКЗ (с изменениями и дополнениями) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1999. № 26. Ст. 3170.
3. Федеральный конституционный закон от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. № 6. Ст. 550
4. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 07.08.2014 № 2 «Об утверждении Регламента Верховного Суда Российской Федерации» // Бюллетень Верховного Суда РФ, № 10, 2014.
5. Постановление КС РФ от 28 февраля 2008 г. № 3-П по делу о проверке конституционности ряда положений ст. 6.1 и 12.1 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» и ст. 21, 22 и 26 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации» в связи с жалобами граждан Г. Н. Белюсовой, Г. И. Зиминой, Х. Б. Саркитова, С. В. Семак и А. А. Филатовой.
6. Постановление ВЦИК от 11 ноября 1922 г. «О введении в действие Положения о судоустройстве Р.С.Ф.С.Р.» // Собрание узаконений РСФСР. 1922. № 69. Ст. 902.
7. Декрет ВЦИК, СНК РСФСР от 1 февраля 1923 г. «Об изменении и дополнении Положения о судоустройстве» // Собрание узаконений РСФСР. 1923. № 10. Ст. 121.
8. Собрание узаконений СССР. 1923. № 46. С. 1076–1078
9. Ведомости Съезда народных депутатов и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 44. Ст. 1435.
10. Вилкова, Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. — 4-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 298 с.
11. Цветков Ю.А. Правоохранительные органы. Схемы и определения : учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по направлениям подготовки «Юриспруденция», «Правовое обеспечение национальной безопасности», «Правоохранительная деятельность» / Ю. А. Цветков. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 98 c.
12. Сыдорук И.И. Правоохранительные органы : учебник для студентов вузов, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / И. И. Сыдорук, А. В. Ендольцева, Р. С. Тамаев. — 8-е изд. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2017. — 471 c.
13. Правоохранительные органы Российской Федерации : учебник для студентов вузов, обучающихся по направлению подготовки «Юриспруденция» / А. П. Галоганов, А. В. Ендольцева, Г. Б. Мирзоев и др. / под редакцией А. В. Ендольцева, О. В. Химичева, Г. Б. Мирзоев. — М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2015. — 351 c.
14. Петухов Н. А., Рябцева Е. В. Основные этапы истории Верховного Суда Российской Федерации //Правосудие. – 2022. – Т. 4. – №. 3. – С. 8-27.
15. Лебедев В. М. Верховному Суду Российской Федерации 80 лет // Российская юстиция. - 2012. - № 5. - С. 2.
16. Авакьян С.А. Судебная власть: некоторые мысли конституционалиста // Вестник Амурского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018. – № 60. – С. 96-98.
17. Цечоев В. К., Баблоян А. Г. Административная коллегия верховного суда Российской Федерации //Проблемы развития российской правовой системы. – 2018. – С. 215-220.
18. Дзейтова М. Б., Власова Г. Б. СОСТАВ И СТРУКТУРА ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ //НАУКА И ИННОВАЦИИ В XXI ВЕКЕ: АКТУАЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ, ОТКРЫТИЯ. – 2021. – С. 245.
19. Магомедов Б.К. Полномочия и состав верховного суда Российской Федерации // ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. сборник 248 АГЕНТСТВО МЕЖДУНАРОДНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ научных статей студентов юридического факультета СКИ(ф) ВГУЮ (РПА Минюста России). Махачкала, - 2019. - С. 203 - 205.
20. Никитин А. В. Полномочия Верховного Суда на современном этапе //Актуальные проблемы общества, экономики и права в контексте глобальных вызовов. – 2022. – С. 257-262.