Чтение как средство формирования предпосылок читательской грамотности детей четвертого года жизни
Заказать уникальную дипломную работу- 33 33 страницы
- 21 + 21 источник
- Добавлена 30.04.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ 7
1.1. Понятие «читательская грамотность» и особенность ее развития у детей четвертого года жизни 7
1.2. Сущность предпосылок читательской грамотности 10
1.3. Возможности чтения для формирования предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни 13
Выводы по первой главе 16
2. ПРИКЛАДНЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ПРЕДПОСЫЛОК ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ ДЕТЕЙ ЧЕТВЕРТОГО ГОДА ЖИЗНИ ПОСРЕДСТВОМ ЧТЕНИЯ 18
2.1. Диагностика уровня сформированности предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни 18
2.2. Проект по повышению уровня сформированности предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни 23
2.3. Методические рекомендации по формированию предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни посредством чтения 25
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 30
ПРИЛОЖЕНИЕ А. Анкеты для воспитателей и родителей для определения уровня сформированности предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни 34
На данном этапе проводился анализ проведенного исследования, а также анализировался проект, который был разработан.Таким образом, разработанный проект по формированию предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни состоял из трех последовательных этапов. Основной этап включал в себя проведение с детьми различных мероприятий, таких как литературные игры, викторины, конкурсы и др. В реализации данного проекта принимали участие все специалисты дошкольного образовательного учреждения, а также родителей детей четвертого года жизни. Методические рекомендации по формированию предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни посредством чтенияВ рамках проведения данного исследования были составлены методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений по формированию предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни. Данные рекомендации содержат следующие правила:- Чтение должно быть ежедневным;- Продолжительность чтения примерно 20 минут (15 – в средней группе; 15-20 в старшей группе, 20-25 в подготовительной);- Каждый ребенок добровольно присоединяется к читающим. Для остальных правило: заниматься свои делом тихо, не мешая остальным;- Педагог - партнер детей по восприятию содержания: проявляет эмоции, соответствующие содержанию текста;- Чтение произведений не накладывается друг на друга;- Обсуждение текстов уместны после прочтения и должны проходить непринужденно.План организации чтения в средней дошкольной группе:Предложение вместе (или желающим присоединиться к Вам детей) собраться на ковре в круг, проведение упражнения для «сонастройки».Работа с книжным адвент-календарем (вспоминание вместе с детьми правил работы, уточнить дату, день недели, спросить у кого такое же число на шкафчике?) Организация подготовки к чтению (Где Ваши дети? В кругу? Удобно расположились по группе?)Обращение к книжному адвент-календарю (С какой фразы или кто Вам помогает работать с этим календарем. Открытие задания/темы)Чтение, рассказывание или продуктивное чтение.Рефлексивный круг. Предложите ребятам только один вопрос (например, какой герой Вам ближе и почему? Или: «После прочтения этого произведения, что Вы почувствовали? Представили? И т.п.).Определите, где в группе вы оставите произведение, которое прочитали детям.Данные рекомендации помогут решить следующие проблемы:- Формальный подход к чтению детской литературы;- Регламентированный набор художественных текстов;- Организованные в учебной форме занятия «уроки» по ознакомлению с художественной литературы;- Изолированность программного чтения от других форм образовательного процесса.Какое решение мы видим?- Соединение чтения художественной литературы с другими культурными практиками, через работу с книжным адвент-календарем;- Непринужденная форма организации чтения;- Свободный выбор произведения для конкретной группы (определение круга детского чтения).Таким образом, составленные методические рекомендации включают в себя постановку определенных проблем, которые возникают в дошкольных образовательных учреждениях при организации формирования предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни, возможности для решения этих проблем при соблюдении определенных правил деятельности педагогами ДОУ. Кроме того, предложенные методические рекомендации содержат план по организации чтения с детьми четвертого года жизни, что поможет воспитателям наиболее эффективно организовать процесс формирования предпосылок читательской грамотности.Выводы по второй главеПри реализации эмпирического исследования формирования предпосылок читательской грамотности было проведено анкетирование родителей детей четвертого года жизни и воспитателей дошкольного образовательного учреждения Государственное бюджетноедошкольное образовательное учреждение «Детский сад №114», г. Санкт-Петербург (Центральный район).В эксперименте принимали участие 8 воспитателей дошкольного образовательного учреждения, 51 родитель и 30 детей в возрасте 4,5-5 лет. Проведенное эмпирическое исследование выявило необходимость методического просвещения воспитателей о методах и приемах формирования предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни. Также, проведенное обследование детей экспериментальной группы показало, что большинство детей имеют средний и низкий уровни сформированностипредпосылок читательской грамотности.Был разработан проект по формированию предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни, который включал в себя три этапа: подготовительный, основной и заключительный. Были составлены методические рекомендации, которые должны помочь педагогам дошкольных образовательных учреждений наиболее эффективно подойти к процессу организации формирования ранней читательской грамотности у детей четвертого года жизни. Также было проведено два больших мероприятия: семинар для специалистов дошкольного образовательного учреждения и родительское собрание, на которых были освещены основные теоретические и практические аспекты формирования предпосылок читательской грамотности. Специалисты дошкольного образовательного учреждения и родители воспитанников с большим интересом принимали участие в реализации разработанного проекта.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ результате проведенного исследования по теме: «Чтение как средство формирования предпосылок читательской грамотности детей четвертого года жизни» была изучена сущность предпосылок читательской грамотности и разработаны рекомендации по формированию предпосылок к читательской грамотности у дошкольников четвертого года жизни, тем самым была реализована цель данного исследования. Также, при реализации данного исследования был отмечен большой интерес детей к чтению книг при проведении различных мероприятий в рамках реализации разработанного проекта программы по повышению уровня сформированности предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни, что подтвердило сформулированную гипотезу исследования.В результате данного исследования были изучено понятие «читательская грамотность» и рассмотрены особенности читательской грамотности у детей четвертого года жизни. Была изучена сущность предпосылок читательской грамотности и рассмотрены возможности чтения для формирования предпосылок к читательской грамотности у дошкольников четвертого года жизни. Во второй главе данного исследования была проведена диагностика уровня сформированностипредпосылок к читательской грамотности у дошкольников четвертого года жизни, которая показала, что дошкольники мало интересуются чтением. Данное исследование позволило разработать программу по повышению уровня сформированностипредпосылок к читательской грамотности у дошкольников четвертого года жизни и составить методические рекомендации для педагогов дошкольных образовательных учреждений, что составило практическую значимость и новизну данного исследования.В результате проведенного исследования были сделаны следующие выводы:- формирование предпосылок читательской грамотности является важнейшим компонентом общего развития творческой личности с высокими духовно-нравственными ценностями;- дети четвертого года жизни обладают низким уровнем сформированностипредпосылок читательской грамотности;- формирование предпосылок читательской грамотности у детей четвертого года жизни должно осуществляться целенаправленно и систематически с обязательным привлечением родителей воспитанников к этому процессу.Считаем, что дальнейшей перспективой при разработке данного исследования является проведение более длительных мероприятий (1-2 года) и наблюдение за детьми в различные возрастные периоды их развития, а также проведение регулярных диагностических мероприятий по определению уровня сформированностипредпосылок читательской грамотности.Таким образом, цель данного исследования достигнута, задачи выполнены, гипотеза исследования нашла свое подтверждение. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВАнфисова, С. Е. К вопросу о формировании предпосылок читательской грамотности у детей дошкольного возраста / С. Е. Анфисова, И. А. Надежкина. – Текст : непосредственный // Научное отражение. – 2019. – № 3(17). – С. 8-10. Булгакова, О. Н. Семейное чтение как средство формирования интереса дошкольников к книге и духовного обогащения семьи / О. Н. Булгакова. – Текст : непосредственный // Научные исследования и современное образование : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 27 декабря 2019 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 40-43. Волкова, И. В. Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения / И. В. Волкова. – Текст : непосредственный // Преемственность в образовании. – 2020. – № 27(11). – С. 48-52. Гамзина, Е. Е. Опыт работы по педагогическому проекту формирования читательской грамотности среди среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Е. Гамзина, А. А. Бесшапошникова. – Текст : непосредственный // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : материалы XVI Международной научной конференции, Москва-Иваново-Шуя, 25–26 октября 2023 года. – Москва-Иваново-Шуя: Ивановский государственный университет, 2023. – С. 172-176. Демирджи, Х. Д. Формирование основ читательской компетентности дошкольника как одной из предпосылок функциональной грамотности / Х. Д. Демирджи, Ц. А. Калманова. – Текст : непосредственный // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров) : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Грозный, 23 ноября 2022 года. – Махачкала-Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, Издательство «АЛЕФ», 2022. – С. 296-302. Зацепина, М. Б. Формирование совместно с родителями интереса к чтению у детей дошкольного возраста / М. Б. Зацепина. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года / Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. Том 3. – Москва: Издательство «Перо», 2020. – С. 131-136. Иванова, М. К. Формирование интереса к чтению у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и библиотеки / М. К. Иванова. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-3. – С. 65-68. Измайлова, Р. Г. Развитие интереса детей к чтению художественной литературы в дошкольном и младшем школьном возрасте / Р. Г. Измайлова. – Текст : непосредственный // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2022. – № 3. – С. 27-34. Иунихина, Т. А. Приобщение детей к художественной литературе как средство формирования предпосылок читательской грамотности / Т. А. Иунихина, Т. Д. Пашкевич. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XIII Региональной научно-практической конференции. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2022. – С. 481-486. Калашникова, С. Г. Формирование интереса к чтению ребёнка-дошкольника / С. Г. Калашникова. – Текст : непосредственный // Детство, открытое миру : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26–27 февраля 2019 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2019. – С. 195-198.Кулаева, А. В. Дошкольник и книга, или Читательский квест при формировании читательской грамотности / А. В. Кулаева, Л. А. Хохлова. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 8(193). – С. 43.Мамаева, С. В. Формирование читательского интереса у дошкольников / С. В. Мамаева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 7. – С. 150-151. Мардашова, Р. С. Развитие интереса к чтению у детей дошкольного возраста / Р. С. Мардашова, Ф. В. Хазратова. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-4. – С. 178-183. Пупова, Е. С. Развивающая предметно пространственная среда как средство развития предпосылок читательской грамотности / Е. С. Пупова, Ю. В. Салтыкова. – Текст : непосредственный // Образование в Кировской области. – 2023. – № 2(66). – С. 40-45. Семенова, О. В. Роль воспитателя в жизни младшего дошкольника по формированию интереса к чтению книг через работу со сказками / О. В. Семенова. – Текст : непосредственный // Развитие инновационного потенциала педагогов образовательных учреждений : Сборник материалов научно-практической конференции, Калуга, 09 декабря 2022 года. – Калуга: Индивидуальный предприниматель Стрельцов Илья Анатольевич, 2023. – С. 201-205. Сопочкина, О. А. Приобщение дошкольников к чтению / О. А. Сопочкина. – Текст : непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 08 февраля 2019 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество сограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 99-100. Шастина, Е. М. Ранняя читательская грамотность в контексте читательской культуры дошкольника / Е. М. Шастина, О. В. Шатунова, Г. Н. Божкова. – Текст : непосредственный // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 6. – С. 167-172. Шастина, Е. М. Факторы развития ранней читательской грамотности / Е. М. Шастина, О. В. Шатунова, Г. Н. Божкова. – Текст : непосредственный // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : Материалы XIV Белорусско-Российского научного семинара-конференции, Москва, 24–25 ноября 2021 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2021. – С. 511-516. Щекотова, Е. В. Развитие представлений детей 3 - 4 лет о диких животных в процессе чтения художественной литературы / Е. В. Щекотова, Н. С. Александрова. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-2. – С. 263-269. Щербина, С. П. Средства развития ранней читательской грамотности у дошкольников / С. П. Щербина, Е. А. Адонина, Н. А. Попова. – Текст : непосредственный // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : Материалы Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства», Самара, 26–27 ноября 2020 года / Отв. ред.: Т.А. Чичканова. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2021. – С. 441-444. Эрешова, Г. П.Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению у дошкольников / Г. П. Эрешова, Л. Н. Румянцева. – Текст : непосредственный // Шамовские чтения : сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч., Москва, 21–25 января 2023 года. Том Ч. 1. – Москва: 5 за знания, 2023. – С. 766-768.
2. Булгакова, О. Н. Семейное чтение как средство формирования интереса дошкольников к книге и духовного обогащения семьи / О. Н. Булгакова. – Текст : непосредственный // Научные исследования и современное образование : Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 27 декабря 2019 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 40-43.
3. Волкова, И. В. Развитие познавательного интереса к художественной литературе у дошкольников через возрождение традиций семейного чтения / И. В. Волкова. – Текст : непосредственный // Преемственность в образовании. – 2020. – № 27(11). – С. 48-52.
4. Гамзина, Е. Е. Опыт работы по педагогическому проекту формирования читательской грамотности среди среднего и старшего дошкольного возраста / Е. Е. Гамзина, А. А. Бесшапошникова. – Текст : непосредственный // Шуйская сессия студентов, аспирантов, педагогов, молодых ученых : материалы XVI Международной научной конференции, Москва-Иваново-Шуя, 25–26 октября 2023 года. – Москва-Иваново-Шуя: Ивановский государственный университет, 2023. – С. 172-176.
5. Демирджи, Х. Д. Формирование основ читательской компетентности дошкольника как одной из предпосылок функциональной грамотности / Х. Д. Демирджи, Ц. А. Калманова. – Текст : непосредственный // Учитель создает нацию (А-Х.А. Кадыров) : Сборник материалов VII Международной научно-практической конференции, Грозный, 23 ноября 2022 года. – Махачкала-Грозный: Чеченский государственный педагогический университет, Издательство «АЛЕФ», 2022. – С. 296-302.
6. Зацепина, М. Б. Формирование совместно с родителями интереса к чтению у детей дошкольного возраста / М. Б. Зацепина. – Текст : непосредственный // Актуальные проблемы теории и практики психологических, психолого-педагогических и педагогических исследований : Сборник трудов Международной научно-практической конференции «XV Левитовские чтения»: в 3-х томах, Москва, 15–16 апреля 2020 года / Министерство образования Московской области; Государственное образовательное учреждение высшего образования Московской области Московский государственный областной университет, Факультет психологии. Том 3. – Москва: Издательство «Перо», 2020. – С. 131-136.
7. Иванова, М. К. Формирование интереса к чтению у дошкольников в условиях взаимодействия ДОУ и библиотеки / М. К. Иванова. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2022. – № 77-3. – С. 65-68.
8. Измайлова, Р. Г. Развитие интереса детей к чтению художественной литературы в дошкольном и младшем школьном возрасте / Р. Г. Измайлова. – Текст : непосредственный // Вестник Государственного гуманитарно-технологического университета. – 2022. – № 3. – С. 27-34.
9. Иунихина, Т. А. Приобщение детей к художественной литературе как средство формирования предпосылок читательской грамотности / Т. А. Иунихина, Т. Д. Пашкевич. – Текст : непосредственный // Актуальные вопросы педагогики и психологии образования : материалы XIII Региональной научно-практической конференции. – Барнаул : Алтайский государственный педагогический университет, 2022. – С. 481-486.
10. Калашникова, С. Г. Формирование интереса к чтению ребёнка-дошкольника / С. Г. Калашникова. – Текст : непосредственный // Детство, открытое миру : Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции, Омск, 26–27 февраля 2019 года. – Омск: федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Омский государственный педагогический университет», 2019. – С. 195-198.
11. Кулаева, А. В. Дошкольник и книга, или Читательский квест при формировании читательской грамотности / А. В. Кулаева, Л. А. Хохлова. – Текст : непосредственный // Дошкольная педагогика. – 2023. – № 8(193). – С. 43.
12. Мамаева, С. В. Формирование читательского интереса у дошкольников / С. В. Мамаева. – Текст : непосредственный // Воспитание и обучение детей младшего возраста. – 2018. – № 7. – С. 150-151.
13. Мардашова, Р. С. Развитие интереса к чтению у детей дошкольного возраста / Р. С. Мардашова, Ф. В. Хазратова. – Текст : непосредственный // Проблемы современного педагогического образования. – 2020. – № 69-4. – С. 178-183.
14. Пупова, Е. С. Развивающая предметно пространственная среда как средство развития предпосылок читательской грамотности / Е. С. Пупова, Ю. В. Салтыкова. – Текст : непосредственный // Образование в Кировской области. – 2023. – № 2(66). – С. 40-45.
15. Семенова, О. В. Роль воспитателя в жизни младшего дошкольника по формированию интереса к чтению книг через работу со сказками / О. В. Семенова. – Текст : непосредственный // Развитие инновационного потенциала педагогов образовательных учреждений : Сборник материалов научно-практической конференции, Калуга, 09 декабря 2022 года. – Калуга: Индивидуальный предприниматель Стрельцов Илья Анатольевич, 2023. – С. 201-205.
16. Сопочкина, О. А. Приобщение дошкольников к чтению / О. А. Сопочкина. – Текст : непосредственный // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы развития : Сборник материалов XIII Международной научно-практической конференции, Чебоксары, 08 февраля 2019 года / Редколлегия: О.Н. Широков [и др.]. – Чебоксары: Общество с ограниченной ответственностью «Центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», 2019. – С. 99-100.
17. Шастина, Е. М. Ранняя читательская грамотность в контексте читательской культуры дошкольника / Е. М. Шастина, О. В. Шатунова, Г. Н. Божкова. – Текст : непосредственный // Вестник педагогических наук. – 2021. – № 6. – С. 167-172.
18. Шастина, Е. М. Факторы развития ранней читательской грамотности / Е. М. Шастина, О. В. Шатунова, Г. Н. Божкова. – Текст : непосредственный // Современные проблемы книжной культуры: основные тенденции и перспективы развития : Материалы XIV Белорусско-Российского научного семинара-конференции, Москва, 24–25 ноября 2021 года. – Москва: Федеральное государственное бюджетное учреждение науки Научный и издательский центр «Наука» Российской академии наук, 2021. – С. 511-516.
19. Щекотова, Е. В. Развитие представлений детей 3 - 4 лет о диких животных в процессе чтения художественной литературы / Е. В. Щекотова, Н. С. Александрова. – Текст : непосредственный // Вопросы педагогики. – 2021. – № 3-2. – С. 263-269.
20. Щербина, С. П. Средства развития ранней читательской грамотности у дошкольников / С. П. Щербина, Е. А. Адонина, Н. А. Попова. – Текст : непосредственный // Детство как антропологический, культурологический, психолого-педагогический феномен : Материалы Международной научной конференции. В рамках проекта «А.З.Б.У.К.А. детства», Самара, 26–27 ноября 2020 года / Отв. ред.: Т.А. Чичканова. – Самара: ООО «Научно-технический центр», 2021. – С. 441-444.
21. Эрешова, Г. П. Буктрейлер как инструмент повышения интереса к чтению у дошкольников / Г. П. Эрешова, Л. Н. Румянцева. – Текст : непосредственный // Шамовские чтения : сборник статей XV Международной научно-практической конференции: В 2 ч., Москва, 21–25 января 2023 года. Том Ч. 1. – Москва: 5 за знания, 2023. – С. 766-768.