Преимущества и недостатки дистанционного обучения

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 27 27 страниц
  • 20 + 20 источников
  • Добавлена 01.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение 3
Глава 1 ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ И ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 5
1.1. Понятие, сущность, принципы организации дистанционного обучения 5
1.2. Нормативно-правовое обеспечение дистанционного обучения 10
Выводы по главе 1 13
Глава 2 ПРЕИМУЩЕСТВА И НЕДОСТАТКИ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ 14
2.1. Достоинства дистанционного обучения в рамках концепции образования в течение всей жизни 14
2.2. Недостатки дистанционного обучения и мероприятия по снижению негативных явлений при дистанционном обучении 18
Выводы по главе 2 23
Заключение 24
Библиографический список 25
Фрагмент для ознакомления

Также специальные информационные и программные средства как источник информации (ЭБС, электронные учебные пособия, справочники и пр.) доступны не всем вузам и организациям СПО.В целом количество обучающихся с использованием дистанционных образовательных технологий неизменно растет. В некоторой степени это связано с проблемами пандемии 2020 года, которая захватила также образовательные организации с 2021/2022 учебного года. В системе СПО в 2019 году обучалось в дистанционном формате около 7% обучающихся, в 2023 году – 43%, почти 1,5 млн. человек; в высшем образовании в 2019 году – 13%, в 2023 году – более 53%, более 2 млн. студентов.Необходимо отметить, что проблемным вопросом в дистанционном образовании является не только техническая сторона учебного процесса, но и содержательная и методическая, т.е. использование разнообразия форм и методов педагогической работы с учетом необходимого содержания с учетом требований ФГОС по соответствующей программе.3) Третьим существенным недостатком дистанционного обучения является то, что для его организации необходимо приобретение специальных образовательных платформ, каждая из которых имеет недостатки в использовании: проблемы при подключении большого количества пользователей, невозможность быстрой оценки результатов обучения в автоматическом режиме, ограничесния по техническим возможностям устройств слушателей.Рекомендации по организации дистанционного обучения.При планировании образовательного процесса в дистанционом формате необходимо проанализировать готовность образовательной организации по следующим параметрам.По параметру «Состояние информационной образовательной среды». Способность информационной образовательной среды обеспечить самостоятельное освоение студентами учебного материала: доступность изложения, ссылок, иллюстративность, достаточность объема информации и методических пособий, возможность уточнения информации и консультаций.Техническая оснащенность: возможность обновления программного обеспечения, пропускная способность локальной сети, скорость интернета. Совместимость: отсутствие конфликтов внутренних и внешних информационных систем, возможнсть совместного использования оборудования с оборудованием большинства потребителей – обучающихся.По параметру «Состояние учебно-методических материалов».Учебно-методические материалы должны иметь соответствующую внешнюю оценку, пройти предварительную апробацию эффективности использования, соответствовать требованиям нормативных документов и ФГОС (при наличии таких требований к образовательной программе).Учебно-методические материалы должны обеспечивать индивидуальность в реализации образовательной программы.Учебно-методические материалы должны дифференцироваться по уровню сложности и в зависимости от целей и задач образования в каждый из его периодов.По параметру «Уровень подготовки субъектов образовательного процесса».Наличие соответствующих курсов повышения квалификации у педагогического персонала, задействованного в дистанционном обучении.Обеспечение технической возможности для активной работы обучающихся в образовательном процессе, а также за пределами учебного занятия.По параметру «Используемые методы обучения и педагогические технологии».Соответствие выбора методов обучения и педагогических технологий дистанционному формату обучения.Разнообразие видов деятельности студентов при проведении занятий, отсутствие монотонности, избыточности репродуктивных методов обучения.По параметру «Контроль за ходом учебного процесса и управление им».Наличие технической возможности осуществления контроля как за выполнением программы, так и за освоением ее обучающимися.Наличие входящего, промежуточного и итогового контроля знаний обучающихсяРазнообразие форм контроля (тестирование, кейсы, практические задания, эссе, рецензия и пр.).По параметру «Средства и механизмы поддержки субъектов образовательного процесса».Наличие фактически проведенных консультаций по вопросам обучающихся, наличие чата в видеоконференциях, обмен мнениями и диалог среди студентов по тематике учебного занятия.Корректировка содержания учебных занятий в зависимости от запросов обучающихся.Таким образом, оценка состояния образовательной организации по каждому из параметров позволяет объективно оценить качество дистанционного обучения как со стороны администрации образовательногоучреждения, так и со стороны преподавателей и обучающихся.После проведенного анализа по предложенным параметрам образовательная организация принимает решение о возможности и необходимости дистанционного обучения. Возможно, правильно расставленные приоритеты в решении выявленных недоработак позволят эффективно организовать дистанционное обучение.Выводы по главе 2.По результатам проведенного исследования необходимо отметить проблемные вопросы, существующие в организации дистанционного обучения, а именно:Несовершенство используемых в дистанционном образовании платформ для проведения дистанционного образования с большим количеством обучающихся.Недостаточная скорость и нестабильность интернета на персональных устройствах студентов для успешного освоения образовательной программы в онлайн-режиме.В то же время, существует большое количество положительных сторон и дистанционногообучения: Возможность самостоятельно изучать материал в удобное для себя время в индивидуальном темпе.Возможность получать знания при ограничениях пандемии.Доступность и большое количество информации, которую можно осваивать за пределами учебного занятия, повторять, использовать при подготовке к экзаменам и зачетам.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ предложенной работе рассмотрены вопросы теоретического и практического подхода корганизации дистанционного обучения.В связи с поставленной целью решены следующие задачи: Охарактеризовано понятие дистанционного обучения и его роль в современном обществе.Исследованы принципы дистанционного обучения.Рассмотрены преимущества и недостатки дистанционного обучения, сформированы рекомендации для его успешной организации.При выполнении работы выявлены сложности технического оснащения при проведении учебных занятий в дистанционном формате. Содержательная часть такой формы образования, как и методическое сопровождение не выявили проблемных вопросов.Библиографический списокАгапонов, С. В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Текст] / С.В.Агапов. СПб.: БХВ- Петербург, 2005. - 336 с.Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] / М.Агранович, П.Кондрашов // Директор школы. -2007. - №5.-С.5-16.Андреев А.А.  Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: Издательство , МЭСИ, 2001, 236 с.Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А.Андреев // Дистанционное образование. - 2004. - № 4. - С. 16-19.Афанасьева М.А. Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения,используемых в высшей школе // Постулат. 2016 №3. С. 80.Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов /М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва :Юрайт, 2018. - 194 с. - (Высшее образование). - Текст : электронный // ЭБС Юрайт : сайт. - URL: https://urait.ru/bcode/413604. (дата обращения: 11.04.2023).Гавриков, Д.Е. Разработка курсов дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие - 2-е изд., перер. и доп. / Д.Е. Гавриков. - Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2009. - 167 с.Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. – СанктПетербург : БХВ-Петербург, 2010. - 330 с.Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. А. Н. Ковшова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 340 с.Колбышева, С.И. Организация учебной деятельности слушателей дистанционной формы обучения / С. И. Колбышева. - Текст: электронный. - Минск : РИПО, 2016. - 41 с.Лю Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Лю Цзея. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 402-406. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76003/ (дата обращения: 03.04.2023).Лугин В.Г. Формы и методы дистанционного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-andmethods-remote-education.html (дата обращения 23.03.2024).Левин, В. И. Дистанционное обучение / В. И. Левин // Педагогическое образование и наука : Научно-методический журнал. Международная академия наук педагогического образования / гл. ред. В. А. Сластенин.– 2005.– N 4.– С. 58-61Мылова, И.Б. Методика организации работы с дистанционными ресурсами : метод. пособие / И. Б. Мылова, Т. М. Прокофьева ; науч. ред. И. Б. Мылова. - Санкт-Петербург : СПб АППО, 2010. - 41 с. : табл.Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 132 с. – 200 экз. – ISBN 978-5-7598-2694-1 (в обл.).Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.Теория и практика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — (Высшее образование). — Текст : непосредственныйХеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. К. Хеннер ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – – Электронные данные. – Пермь, 2022.Якушина, Е.В. Как не ошибиться с выбором электронных курсов? / Е.В.Якушина // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 177-185.[Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение (дата обращения 03.04.2023)

Библиографический список

1. Агапонов, С. В. и др. Средства дистанционного обучения. Методика, технология, инструментарий [Текст] / С.В.Агапов. СПб.: БХВ- Петербург, 2005. - 336 с.
2. Агранович, М. Индикаторы оценки качества образования [Текст] / М.Агранович, П.Кондрашов // Директор школы. -2007. - №5.-С.5-16.
3. Андреев А.А. Дидактические основы дистанционного обучения. - М.: Издательство , МЭСИ, 2001, 236 с.
4. Андреев, А.А. К вопросу об определении понятия «дистанционное обучение» [Текст] / А.А.Андреев // Дистанционное образование. - 2004. - № 4. - С. 16-19.
5. Афанасьева М.А. Сравнительная характеристика систем дистанционного обучения, используемых в высшей школе // Постулат. 2016 №3. С. 80.
6. Вайндорф-Сысоева, М. Е. Методика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов /М. Е. Вайндорф-Сысоева, Т. С. Грязнова, В. А. Шитова ; под общей редакцией М. Е. Вайндорф-Сысоевой. - Москва :Юрайт, 2018. - 194 с. - (Высшее образование). - Текст : электронный // ЭБС Юрайт : сайт. - URL: https://urait.ru/bcode/413604. (дата обращения: 11.04.2023).
7. Гавриков, Д.Е. Разработка курсов дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие - 2-е изд., перер. и доп. / Д.Е. Гавриков. - Иркутск: Изд-во Иркут. Гос. Пед. Ун-та, 2009. - 167 с.
8. Дистанционные образовательные технологии: проектирование и реализация учебных курсов / под общ. ред. М. Б. Лебедевой. – Санкт Петербург : БХВ-Петербург, 2010. - 330 с.
9. Ибрагимов, И. М. Информационные технологии и средства дистанционного обучения [Текст]: учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. А. Н. Ковшова. - М.: Издательский центр «Академия», 2005, - 340 с.
10. Колбышева, С.И. Организация учебной деятельности слушателей дистанционной формы обучения / С. И. Колбышева. - Текст: электронный. - Минск : РИПО, 2016. - 41 с.
11. Лю Цзея. Анализ понятий «дистанционное образование» и «дистанционное обучение». История возникновения и развития дистанционного образования в мире / Лю Цзея. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 49 (339). — С. 402-406. — URL: https://moluch.ru/archive/339/76003/ (дата обращения: 03.04.2023).
12. Лугин В.Г. Формы и методы дистанционного обучения. [Электронный ресурс] – Режим доступа: http://repetitmaster.ru/forms-andmethods-remote-education.html (дата обращения 23.03.2024).
13. Левин, В. И. Дистанционное обучение / В. И. Левин // Педагогическое образование и наука : Научно-методический журнал. Международная академия наук педагогического образования / гл. ред. В. А. Сластенин.– 2005.– N 4.– С. 58-61
14. Мылова, И.Б. Методика организации работы с дистанционными ресурсами : метод. пособие / И. Б. Мылова, Т. М. Прокофьева ; науч. ред. И. Б. Мылова. - Санкт-Петербург : СПб АППО, 2010. - 41 с. : табл.
15. Образование в цифрах: 2022 : краткий статистический сборник / Л.М. Гохберг, Л.Б. Кузьмичева, О.К. Озерова и др.; Нац. исслед. ун-т «Высшая школа экономики». – М. : НИУ ВШЭ, 2022. – 132 с. – 200 экз. – ISBN 978-5-7598-2694-1 (в обл.).
16. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов, обучающихся по педагогическим специальностям и направлениям. Под ред. С.Я. Батышева, А.М. Новикова. Издание 3-е, переработанное. М.: Из-во ЭГВЕС, 2009.
17. Теория и практика дистанционного обучения : учебное пособие для вузов / Е. С. Полат [и др.] ; под редакцией Е. С. Полат. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2020. — 434 с. — (Высшее образование). — Текст : непосредственный
18. Хеннер Е. К. Информационные технологии в образовании. Теоретический обзор [Электронный ресурс] : учебное пособие / Е. К. Хеннер ; Пермский государственный национальный исследовательский университет. – – Электронные данные. – Пермь, 2022.
19. Якушина, Е.В. Как не ошибиться с выбором электронных курсов? / Е.В.Якушина // Народное образование. - 2017. - № 3-4. - С. 177-185.
20. [Электронный ресурс] https://ru.wikipedia.org/wiki/Дистанционное_обучение (дата обращения 03.04.2023)