Правоохранительные Органы в механизме современного государства

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Теория государства и права
  • 33 33 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 04.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Понятие и сущность правоохранительной деятельности государства 5
1.1 Понятие и содержание правоохранительной деятельности 5
1.2 Признаки правоохранительной деятельности 12
Глава 2. Функции, основные направления и принципы деятельности правоохранительных органов в Российской Федерации 15
2.1 Назначение и основные направления деятельности правоохранительных органов 15
2.2 Принципы деятельности правоохранительных органов 19
3. Средства и пути совершенствования организации деятельности правоохранительных органов на современном этапе развития России 23
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Фрагмент для ознакомления

Совершенствование правоприменительного механизма в системе правоохранительных органов в значительной мере зависит от условий взаимодействия между ведомствами. Поэтому очевидна, например, острота противоречий между органами Национальной гвардии Российской Федерации и органами внутренних дел при осуществлении взаимодействия, что связано с переходом полномочий от последних и наделением ими первых. Напомним, что эффективная борьба с преступлениями возможна только при условии сотрудничества дознавателей, следователей, оперуполномоченных, специалистов, оперативно-разыскных служб и других подразделений. Механизм правоприменительной деятельности силовых ведомств должен быть отмечен особо, так как специфика их деятельности заключается в том, что от того, насколько правильным и законным будет обнаружение и процессуальное закрепление исходной информации (юридического факта), зависит дальнейшее рассмотрение дела, то есть качество всех стадий правоприменения.Стадии действия правоприменительного механизма проистекают в пространственных границах согласно юридическим фактам. Вместе с тем реформирование правоохранительных структур Российской Федерации в последние годы привело к появлению новых правоприменительных органов, а также к изменению места и роли ранее существовавших. Прежде всего это касается реформирования милиции в полицию, правоприменительная деятельность которой осуществляется с учетом положений соответствующего федерального закона. Однако ожидается, что в ближайшее время произойдет еще немало изменений системы органов внутренних дел Российской Федерации, которые должны коснуться, например, сотрудников Главного управления по обеспечению безопасности дорожного движения, дорожной полиции и других подразделений, входящих в структуру МВД. Необходимо соблюдение баланса солидарного функционирования обоих этих блоков в рамках единой централизованной правоохранительной системы для эффективной реализации полномочий в рассматриваемой сфере правоотношений при социально-правовом контроле со стороны общества. Цель – оптимизация условий осуществления деятельности правоохранительной системы, в том числе посредством издания специальных правовых актов, касающихся надзорных полномочий.По нашему мнению, изъятие у «силового блока» непрофильных функций с передачей их «обеспечительному блоку» правоохранительной системы однозначно ведет к повышению результативности ее работы. Так, например, за полицией, подразделениями войск национальной гвардии должны быть закреплены только функции, непосредственно связанные с поддержанием общественного порядка, обеспечением безопасности и расследованием преступлений. За пределами данных функций указанные правоохранительные структуры редко оказываются способны эффективно выполнять поставленные перед ними задачи. В то же время передача некоторых полномочий другим ведомствам, не означает автоматического повышения качества осуществления этих функций. Для этого нужно осуществление дополнительных мероприятий, не всегда связанных с деятельностью правоохранительных структур напрямую.В условиях государственного строительства следует упомянуть и пенсионную реформу, которую, по некоторым сведениям, планируется осуществить в отношении сотрудников силовых ведомств, значительно увеличив стаж службы, необходимый им для выхода на пенсию. Логика такой реформы, связанная с тем, чтобы частными мерами улучшить работу правоохранительной системы, противоречит главным целям правоохранительной реформы. Особенно это заметно, когда не удается достичь моментального решения проблем в связи с действием социальных факторов. Вследствие этого может быть достигнут обратный эффект в плане результативности правоохранительной деятельности. Реформа требует значительных временных затрат, а профессионализм сотрудников невозможно повысить моментально. Впрочем, представляется, что многие из возможных нововведений – лишь ситуационные меры, в дальнейшем реформа будет развиваться с учетом трансформирующейся действительности.В связи с вышеизложенным допустимо дать следующее определение: правоохранительная система – это система государственных и муниципальных структур, осуществляющих специализированные правоохранительные функции в сфере обеспечения законности и безопасности общества в целях защиты прав и свобод граждан, их объединений, государственных институтов от правонарушений различного характера в современных условиях. Данный подход представляется наиболее актуальным в силу того, что осуществление государственной деятельности по обеспечению законности и безопасности является конституционной обязанностью правоохранительных структур и иных органов государства, деятельность которых связана с обеспечением защиты интересов личности, общества и государства.В заключение отметим, что будущее правоохранительной системы зависит от переосмысления целого ряда правовых категорий, создания концептуально нового представления о ней. Осмысление того, что смысл и содержание понятия «правоохранительной системы» меняются, что в основе этой системы лежат эффективность и результативность правоохранительной деятельности, которые зависят от оперативного взаимодействия всех правоохранительных структур, – важный, но только первый шаг. В современных условиях на указанные показатели существенное влияние оказывает использование облачных технологий в правоохранительной деятельности, отвечающих современным вызовам и провокациям, которые также нужно учитывать для дальнейшего развития правоохранительной системы.ЗаключениеВ курсовой работе был произведен комплексный анализ системы и структуры правоохранительных органов Российской Федерации, что позволяет сделать следующие выводы.Правоохранительные органы Российской Федерации играют важную роль в государственном механизме управления. Эффективность деятельности правоохранительных органов определяет уровень правопорядка в стране, безопасность граждан и защиту их прав и законных интересов. Следует отметить, что эффективность работы правоохранительных органов напрямую зависит от сотрудников, которые формируют эту систему.В широком смысле правоохранительной деятельностью является работа всех государственных органов (законодательной, исполнительной и судебной власти) по обеспечению соблюдения прав и свобод граждан, их реализации, законности и правопорядка. В узком смысле правоохранительной деятельностью является работа специально уполномоченных (компетентных) правоохранительных органов, которые преимущественно выполняют такие задачи, как выявление, пресечение и предупреждение преступлений, наложение различных санкций на правонарушителей и осуществление мер воздействия.К признакам правоохранительных органов можнео отнести следующее:Полное соответствии законодательству;Деятельность процессуально регламентирована и осуществляется на основе соответствующих правил и процедур, нарушение которых ведет к дисциплинарной, административной или уголовной ответственности (УПК РФ, ГПК РФ, КАС РФ и др.).Лица, состоящие на службе в этих органах, должны иметь специальную подготовку (физическую, стрелковую и др.) и в процессе своей деятельности имеют право применять установленные законом меры государственного принуждения к лицам, допустившим правонарушение.Решения этих органов обязательны для исполнения должностными лицами и гражданами при условии их законности и обоснованности.Благодаря названным признакам правоохранительные органы могут эффективно выполнять свою работу.Законодательством о правоохранительных органах являются закон и иные нормативные правовые акты Российской Федерации и ее субъектов, а также международные договоры, содержащие нормы, определяющие принципы деятельности правоохранительных органовСистема правоохранительных органов разделена на судебную и иные правоохранительные органы. Судебная система, в свою очередь, включает Конституционный суд Российской Федерации, Федеральный суд общей юрисдикции, арбитражный суд и систему судов (мировых судей и конституционных (уставных) судов) субъектов Российской Федерации.К иным правоохранительным органам относятся органы прокуратуры; органы внутренних дел; федеральная служба безопасности; органы государственной охраны; органы государственной налоговой службы; таможенные органы; органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков; органы предварительного расследования; органы юстиции.К функциям правоохранительных органов относятся конституционный контроль; правосудие; организационное обеспечение деятельности судов; прокурорский надзор; выявление и расследование преступлений; оказание юридической помощи и защита по уголовным делам.К сущностным признакам правоохранительных органов относятся следующие:1) возникая вследствие разъединения властей в государстве, правоохранительные органы выступают той частью механизма государства, которая обособляется для обеспечения правовой охраны общественных отношений, прав и законных интересов личности и общества от произвола;2) они осуществляют особый вид государственной деятельности – правоохранительную – и, в связи с этим в пределах своих полномочий вправе применять меры государственного принуждения. На этом основании полагаем ошибочно относить к числу правоохранительных органов адвокатуру, органы юстиции, которые оказывают разнообразные юридические услуги населению, но при этом их деятельность правоохранительного характера не приобретает;3) будучи всецело подчиненными целям и задачам правоохранительной политики, все правоохранительные органы независимы от представительных и исполнительных органов в рамках предоставленной им компетенции, т.е. при рассмотрении конкретных юридических дел, выполнении иных юридических задач. В связи с этим особо следует подчеркнуть, что пределы деятельности правоохранительных органов, ее содержание конкретно вытекают из закона и им определяются;4) характер правоохранительной деятельности обусловливает внутреннюю дифференциацию правоохранительных органов в относительно автономные образования (органы), отличающиеся способами, сферами деятельности, кадровым составом, специальной системой профессиональной подготовки и др. Однако при всех видовых особенностях данные государственные образования не теряют черт правоохранительных органов.Список использованной литературы«Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант плюс»Адиньяев С.И. Полиция в системе правоохранительных органов Российской Федерации: атореф. дис. канд. юридич. Наук / С.И. Адиньяев. -Москва, 2013. - 29 с.Административная деятельность полиции: учебник / под ред. Ю. Н. Демидова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 527 с.Адмиралова И. А. Правовое регулирование повышения эффективности административной деятельности полиции в механизме обеспечения прав и свобод граждан / И.А. Адмиралова // Административное и муниципальное право. 2014. №10. С. 1055-1066Бахрах Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах - 3-е изд., изм. доп. - М.: Норма, 2007. — 816 с.Берегова, З. Р. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов в Российской Федерации / З. Р. Берегова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 97Виноградова В.С. Обязанности полиции как элемент ее правового статуса / В.С. Виноградова // Вестник Волгоградского университета. 2012. №3. С.172-178Вирабов В.С. Правовые основы деятельности полиции в современных условиях: теоретико-правовой аспект: афтореф. дис. канд. юрид. Наук / В.С. Вирабов. - Нижний Новгород, 2014. - 32 с.Герасименко А.Н. Информационное обеспечение взаимодействия ОВД с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): автореф. дис. юрид. Наук - Москва, 2008. - 26 с.Геворкян И.Ш., Хрисанов В.А, Михайликов В.Л. Выполняя социальный заказ общества, готовим современных полицейских // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1. С. 8-14Гриненко А.В. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: учебное пособие / А.В. Гриненко. - М.: Проспект, 2012. - 224 с. Дитрих М.П. Практика защиты несовершеннолетних от насилия в семье: достаточны ли возможности полиции? / М.П. Дитрих // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. №3. С. 191-199Ильина, Н. Е. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2016. — № 1(33). — с. 262Кардашова И.Б. Цели и задачи системы полиции России как субъекта обеспечения национальной безопасности / И.Б. Кардашова // Российский следователь. 2006. - № 5. - С. 34-38.Киричёк Е.В. Реформа полиции в России: проблемы и перспективы / Е.В. Кричёк // Власть. 2014 № 7. С. 59-63.Лазарев В. В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. /Учебное пособие. М. 1989. - 84 c.Можаева И.П. Организационно-правовые основы оценки деятельности правоохранительных органов / И.П. Можаева, Д.Б. Касабиев // Следственный комитет Российской Федерации: второе десятилетие на службе Отечеству. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей ред.акцией А.М. Багмета.- 2019.- С. 247.Попова, Н. Ф.  Основы управления в правоохранительных органах: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020 – 287сРябченко А. Г., Тарховская О. Ю. Роль подразделений полиции в реализации антитеррористической функции государства / А. Г. Рябченко, О. Ю. Тарховская.//Юристъ-Правоведъ. 2014. №2. С. 31-34Саакян Д.О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах в Российской Федерации // Вестник КГУ. – 2015. – № 1. – С. 23-29Черников В.В. Органы охраны правопорядка: учебник. 4-е изд. М., 2018. – 512с.Шурыгина, А. А. Понятие «сотрудник правоохранительных органов» // Молодой ученый. — 2019. — № 4(242). — с. 354-355

Список использованной литературы

1. «Конституция Российской Федерации» (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // СПС «Консультант плюс»
2. Адиньяев С.И. Полиция в системе правоохранительных органов Российской Федерации: атореф. дис. канд. юридич. Наук / С.И. Адиньяев. -Москва, 2013. - 29 с.
3. Административная деятельность полиции: учебник / под ред. Ю. Н. Демидова. -М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2014. - 527 с.
4. Адмиралова И. А. Правовое регулирование повышения эффективности административной деятельности полиции в механизме обеспечения прав и свобод граждан / И.А. Адмиралова // Административное и муниципальное право. 2014. №10. С. 1055-1066
5. Бахрах Д. Н. Административное право: учебник для вузов / Д.Н. Бахрах - 3-е изд., изм. доп. - М.: Норма, 2007. — 816 с.
6. Берегова, З. Р. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов в Российской Федерации / З. Р. Берегова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 46 (284). — С. 97
7. Виноградова В.С. Обязанности полиции как элемент ее правового статуса / В.С. Виноградова // Вестник Волгоградского университета. 2012. №3. С.172-178
8. Вирабов В.С. Правовые основы деятельности полиции в современных условиях: теоретико-правовой аспект: афтореф. дис. канд. юрид. Наук / В.С. Вирабов. - Нижний Новгород, 2014. - 32 с.
9. Герасименко А.Н. Информационное обеспечение взаимодействия ОВД с общественными объединениями по охране правопорядка (организационные и правовые вопросы): автореф. дис. юрид. Наук - Москва, 2008. - 26 с.
10. Геворкян И.Ш., Хрисанов В.А, Михайликов В.Л. Выполняя социальный заказ общества, готовим современных полицейских // Проблемы правоохранительной деятельности. 2013. № 1. С. 8-14
11. Гриненко А.В. Правоохранительные органы в вопросах и ответах: учебное пособие / А.В. Гриненко. - М.: Проспект, 2012. - 224 с.
12. Дитрих М.П. Практика защиты несовершеннолетних от насилия в семье: достаточны ли возможности полиции? / М.П. Дитрих // Юридическая наука и правоохранительная практика. 2015. №3. С. 191-199
13. Ильина, Н. Е. К вопросу об определении понятия правоохранительных органов // Вестник Нижегородской академии МВД России. — 2016. — № 1(33). — с. 262
14. Кардашова И.Б. Цели и задачи системы полиции России как субъекта обеспечения национальной безопасности / И.Б. Кардашова // Российский следователь. 2006. - № 5. - С. 34-38.
15. Киричёк Е.В. Реформа полиции в России: проблемы и перспективы / Е.В. Кричёк // Власть. 2014 № 7. С. 59-63.
16. Лазарев В. В., Левченко И.П. Правоприменительная деятельность органов внутренних дел. /Учебное пособие. М. 1989. - 84 c.
17. Можаева И.П. Организационно-правовые основы оценки деятельности правоохранительных органов / И.П. Можаева, Д.Б. Касабиев // Следственный комитет Российской Федерации: второе десятилетие на службе Отечеству. Материалы Международной научно-практической конференции. Под общей ред.акцией А.М. Багмета.- 2019.- С. 247.
18. Попова, Н. Ф. Основы управления в правоохранительных органах: учебник и практикум для среднего профессионального образования / Н. Ф. Попова. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2020 – 287с
19. Рябченко А. Г., Тарховская О. Ю. Роль подразделений полиции в реализации антитеррористической функции государства / А. Г. Рябченко, О. Ю. Тарховская.//Юристъ-Правоведъ. 2014. №2. С. 31-34
20. Саакян Д.О. О правоохранительной деятельности и правоохранительных органах в Российской Федерации // Вестник КГУ. – 2015. – № 1. – С. 23-29
21. Черников В.В. Органы охраны правопорядка: учебник. 4-е изд. М., 2018. – 512с.
22. Шурыгина, А. А. Понятие «сотрудник правоохранительных органов» // Молодой ученый. — 2019. — № 4(242). — с. 354-355