Утешительные пророчества книги пророка Исаии

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Богословие
  • 36 36 страниц
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 09.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. Роль утешительных пророчеств в книге пророка Исаии 5
1.1 Книга пророка Исаии, общая характеристика 5
1.2 Значение утешительных пророчеств в книге пророка Исаии 8
Глава 2. Песни Раба Господня как часть утешительных пророчеств книги пророка Исаии 15
2.1 Песни Раба Господня как пророчество о грядущем Мессии 15
2.2 Святоотеческие толкования на «Песни Раба Господня» утешительных пророчеств книги пророка Исаии 25
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 32

Фрагмент для ознакомления

Христологическое значение этих мест книги пророка Исаии подтверждается многочисленными параллелями с Евангелием.2.2Святоотеческие толкования на «Песни Раба Господня» утешительных пророчеств книги пророка ИсаииДанный параграф посвящен Святоотеческим толкованиям на утешительные пророчества книги пророка Исаии.Преподобный Ефрем Сирин, один из Учителей Церкви IV века, был автором множества богословских трудов. Его труды являются важнейшими памятниками в истории толкования Ветхого Завета в целом, и книги пророка Исаии в частности. Ефрем Сирин толковал книгу пророка Исаии по тексту Пешитты – самого распространенного сирийского перевода Библии.Ефрем Сирин пишет, что первый стих 42 главы относится ко Христу, указывая на равнозначность данного стиха «Вот, Отрок Мой, Которого Я держу за руку, избранный Мой», фрагмента из Евангелия от Матфея (Мф. 12:18), как и следующего «не возопиёт и не возвысит голоса Своего» с «ибо Я кроток и смирен сердцем» (Мф. 11:29). Слепые (Ис. 42:7) – это язычники, чьи глаза закрыты для истины. Они «должны воспеть Богу новую песнь. Ибо если Иудеи, избавленные от семидесятилетнего плена, воспели Богу новую песнь, то не тем ли паче язычники должны воспеть новую песнь после своего избавления от рабства, продолжавшегося тысячи лет?», - повествует Ефрем Сирин.Святитель Иоанн Златоустподробно останавливается на первом стихе 42 главы. «Положу дух Мой на Него» - это «знак величайшей благодати Божией, которая чрез Него излилась на нас», но принятие такого дара возможно только через очищение души, которая только так сможет стать жилищем Духа Святого.«Суд», который Он возвестит, по словам Иоанна Златоуста, нуждается в особом разъяснении. Суд – это осуждение языческой религии, «возвещение» не есть «совершение» - «Он пришел возвестить то, что было суждено, но сокрыто раньше». Он принес истинную религию, которая почитала истинного Бога. Иоанн Златоуст подробно разъясняет и кротость Отрока. «Надломленной тростью» святитель называет иудеев, которые после возвращения вновь принялись за раздоры и войны. В то же время, «когда Он проповедовал столь важные и строгие нравы, никогда никто не тяготился, и не отвращал лица своего от Него». Доколе на земле не утвердит суда» (Ис.42:4) Иоанн Златоуст применяет к современной ему эпохе – христианская проповедь изменила нравы к лучшему, пороки стали меньше по своей силе и по действиям. 6-й стих святитель трактует как пророчество о воплощении Сына, который исполнит закон. Блаженный Иероним Стридонский видит в третьем стихе главы 42 пророка Исаии образ Христа как очищающего огня –«Христос не стал обонять от курящего льна, а обратил его в пепел. Вместо этого Он зажег великое пламя от этой небольшой искры, искры, которая почти погасла. Результат состоит в том, что целая земля заполыхала от огня Бога и Спасителя».Святитель Кирилл Александрийский в 1-3 стихе главы 49 «Слушайте Меня, острова, и внимайте, народы дальние»видит обращение к сонму язычников, для которых открывается истина Христа, через которого они, «оставив скотоподобное и нечистое житие, имели быть возведены к достолюбезному для Него жительству и восприять в свой ум свет истинный, так чтобы ясно познать, кто есть по естеству и истинно Бог исуществовладычествующее над всем». Острова – это Церкви Христовы, окруженные смятением, гонением, опасностями. Блаженный Иероним Стридонский видит в островах церкви, в которые пришли язычники, как и Кирилл Александрийский, Иероним видит в этом стихе Исаии метафору ударов судьбы и гонений преследователей: они, церкви, «подвергаются козням преследователей, как бы волнам морским, и от свирепствующей со всех сторон бури скорее испытывают удары, нежели колеблются».Блж. Иероним настаивает на том, что эти слова обращены именно к язычникам, поскольку указываются дальние народы. Неясные в дохристианскую эпоху слова о «призвании от чрева матери» Иероним называет известными всем народам, в этом он видит ясное пророчество о явлении Богородице архангела Гавриила.Меч в книге пророка Исаии – есть тот меч, о котором говорит Иисус в Евангелии (Мф. 10:34): «Не думайте, что Я пришел принести мир на землю; не мир пришел Я принести, но меч», пишет блаженный Иероним. Святитель Иоанн Златоуст приводит двоякое толкование образа божественного меча: как отсекающего все болезни и скорби, с одной стороны, и, с другой стороны –это уста пророка или народа, который молитвами, словно острием, освобождаются от греховности. Быть рабом господним – великое дело, «подобно тому, как неизречен и неисповедим Бог, так и служение Его».В толковании на 4 стих 50 главы Иоанн Златоуст пишет, что «язык мудрых» означает пророчества, которые есть поистине слова Господни. От Господа происходит научение и премудрость, но слова Его не будут услышаны, если уши закрыты для таких слов: «Не занятием, но благодатью приобретается небесная мудрость, по мере веры каждого».Святитель Кирилл Александрийский применяет стихи 4-5 50-й главы и к святым апостолам, и ко всем верующим в Иисуса Христа: «Они-то, воссылая благодарственные песнопения, и говорят, что дан им язык научения, то есть способность говорить назидательно и изъяснять безукоризненно божественные тайны, егда и как подобает пользоваться словами (рещи слово) утешения». Для нас же, пишет святитель, взошло Солнце правды, восприняв веру, мы получили «способность необычайного слуха, сравнительно с прежним» - именно евангельская проповедь расширяет слух уверовавших в Христа.О стихах 13-15 52 главы Кирилл Александрийский писал, что слова, переданные через пророка Исаию, «Вот, раб Мой будет благоуспешен, возвысится и вознесется, и возвеличится» - это слова Бога и Отца о Спасителе нашем Христе. Он стал человеком, единородное слово Божие стало плотью, терпело нищету, как и все люди, «чтобы Его нищетой мы обогатились, чтобы, уверовав в Него, омылись от скверн греха, так как закон Моисеев не был в состоянии уничтожить грехи, — чтобы, далее, смертью своей плоти упразднить смерть и отвратить тление, подверженных смерти восстановить ко бессмертию и земного человека сделать гражданином неба, чрез Себя соединить с Богом и Отцом того, кто древле был беглым рабом, — проповедать пленным отпущение, слепым прозрение, и исцелить сокрушенных сердцем, — опустошить ад и сатану лишить начальства над всеми и жестокого владычества». Иоанн Златоуст также утверждает, что в этих стихах пророк говорит о Христе, и все свершилось по его желанию, из любви, ибо, как святитель соотносит слова из книги Исаии с Новым Заветом, «нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих». (Ин. 15:13)В данном параграфе было выявлено, что в святоотеческой традиции, не смотря на некоторую разность в толкованиях наиболее сложных (в основном это связано с разной трактовкой слов в переводах) книга пророка Исаии, и, в частности, «Песни Раба Господня», содержат неопровержимые пророчества о пришествии Христа, его спасительной миссии, и конечном утверждении Царствия Божиего на земле.Поэтические образы пророка Исаии, о чем писал святитель Иоанн Златоуст, могут иметь двойной смысл – и аллегорический, и прямой, указывающий на реальные события, но в обоих случаях в «Песнях Раба Господня» отцы церкви слышат голос самого Господа, и слух этот доступен лишь тем, что стремится к истине.Обращение к святоотеческим текстам при изучении пророческих книг Ветхого Завета должно быть обязательной практикой для православных христиан - это необходимо для того, чтобы суметь услышать Слово Божие и приобрести навык его толкования. Святитель Иоанн Златоуст, как и другие Отцы Церкви были убеждены, что невозможно правильно истолковать Писание, если нет подчинения благой воле Святого Духа.ЗАКЛЮЧЕНИЕКнига Исаия признается Христом и апостолами как пророческая. Исаия был первым пророком, который определенно говорит о пришествии Мессии.Мессия не только торжествует, но ранее славы своей он страдает за грехи всего человечества. Слова пророка Исаии являются неотъемлемой частью православного богослужения. Во время Евхаристического канона поется песнь, которую слышал пророк в храме, когда был призван на служение: «Свят, свят, свят, Господь Саваоф! исполнь небо и земля славы Твоея…» (Ис.6:3). Слова пророка звучат во время важнейших праздников, которые были предсказаны пророком – в канун Рождества, Сретения Господня, Богоявления, Благовещения Пресвятой Богородицы. Весь Великий Пост книга пророка Исаии читается на паремии 6-го часа.Что является утешением для христианина? Убежденность в том, что Иисус есть Спаситель наш, и пришествие Его обозначено в священных книгах задолго до пришествия Христа как Богочеловека на нашу землю. Вся книга Исаии, если отбросить привязку к его исторической подоплеке, является провозвестием Нового Завета - мы в ней видим и Иоанна Крестителя, и будущее Рождество Спасителя, и его проповедь, и его муки, и позорную, по мнению властей того времени, казнь. Но утешение еще и в том, что, как Израиль Божьим промыслом, после мук за грехи свои, нечестивость и идолопоклонничество, возвращается домой, и храм свой восстанавливает, так и человек, отвернувшийся от греха, и открывший глаза свои для истины Божией, обретет дом свой – спасение вечное.Чем еще дорог и актуален для нас пророк Исаия? Мы живем в эпоху великих потрясений, и для нас очень важны слова утешения, когда ты чувствуешь, как мал и ничтожен человек перед сильными мира сего. Но Исаия в своих утешительных пророчествах указал путь, который привел и народ Израиля к освобождению от плена, и, как нас учат евангелисты, а вслед за ними Отцы Церкви, это путь ко Христу, он сложен, тернист, как и мессианский путь Спасителя, но в конце этого мрачного тоннеля есть надежда – на спасение, на Царствие Божие на земле. И это нам было предначертано еще в восьмом веке до Рождества Христова, словами богодухновенного пророка Исаии.СПИСОК ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫСписок источниковДимитрий Ростовский (Туптало), свят. Житие святого пророка Исаии. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/404Дьяченко Г. прот. Полный церковно-славянский словарь. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovnoslavyanskij-slovar/ Дата обращения 30.03.2024.Ефрем Сирин, преп. Толкование на книгу Пророка Исайи. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-proroka-isaii/Дата обращения 30.03.2024Иероним Стридонский, блаж. Толкование на пророка Исаию. Творения блаженного Иеронима Стридонского. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-knigu-proroka-isaji/2. Дата обращения 30.03.2024.Иоанн Златоуст, свят. Толкование на пророка Исаию. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-proroka-isajju/ Дата обращения 30.03.2024Иоанн Кронштадский, св. Дневник. Т.1 Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/kniga-proroka-isaii/glava-62/tolkovatel-ioann-kronstadtskij-pravednyj/Дата обращения 30.03.2024Кирилл Александрийский, свят. Толкование на пророка Исайю. https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-proroka-isaiyu/ Дата обращения 30.03.2024О книге пророка Исаии. Толкования священного писания. Режим доступа: https://bible.optina.ru/old:is:01:00 Дата обращения 30.03.2024.Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. – М.: Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Исаии. 4-424 с. ФеодоритКирский, блаж. Т. 1.: Изъяснение трудных мест Божественного Писания. - М.: Изд. совет РПЦ, 2003. - 439 с.Список исследовательской литературы.Амфилохий (Радович), митр. История толкования Ветхого Завета. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Radovich/istorija-tolkovanija-vethogo-zaveta/Дата обращения 30.03.2024Брек Иоанн, свящ. Чтение Священного Писания по учению святых Отцов. https://www.pravmir.ru/chtenie-svyashhennogo-pisaniya-po-ucheniyu-svyatyih-ottsov/Дата обращения 30.03.2024Бриллиантов Л.И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunskij/novozavetnoe-tolkovanie-vethogo-zaveta/ Дата обращения 30.03.2024Бухарев А.М. Св. пророк Исайя: очерк его времени, пророческого служения и книгиhttps://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buharev/sv-prorok-isaija-ocherk-ego-vremeni-prorocheskogo-sluzhenija-i-knigi/ Дата обращения 30.03.2024Виссарион (Нечаев), еп.Толкование на паремии из книги пророка Исаии. https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/tolkovanie-na-parimii-iz-knigi-proroka-isaii/Дата обращения 30.03.2024Григорьев И. Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. https://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorochestvo-isaji-o-messii-i-ego-tsarstve/ Дата обращения 30.03.2024Добыкин Д.Г. Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета // Азбука веры: православная энциклопедия. Режим доступа: https://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhennogo-pisaniya-kak-osnova-prepodavaniya-vetxogo-zavetaДата обращения 30.03.2024Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: курс. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. - 607 с.Елеонский, Ф.Г. Труды по изучению книг Ветхого Завета // Христианское чтение. –1902 – №1. – С. 39-64.Иванов А., прот. Пророческие книги Священного Писания Ветхого Завета. https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/prorocheskie-knigi-svjashhennogo-pisanija-vethogo-zaveta/Дата обращения 30.03.2024Иларион (Алфеев), митр. Святоотеческое наследие и современность. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/svjatootecheskoe-nasledie-i-sovremennost/#0_5Дата обращения 30.03.2024Исаия // Православная энциклопедия. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/674804.html Дата обращения 30.03.2024Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunskij/novozavetnoe-tolkovanie-vethogo-zaveta/Дата обращения 30.03.2024Лакирев Антоний, свящ. Пророк Исаия // Радио Вера. 20.12.2023. Режим доступа: https://radiovera.ru/prorok-isajja-svjashhennik-antonij-lakirev.htmlДата обращения 30.03.2024Леонардов, Д.C. Учение святителя Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии.// Азбука веры: православная энциклопедия. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonardov/uchenie-svt-ioanna-zlatousta-o-bogovdohnovennosti-biblii Дата обращения 30.03.2024Олесницкий А.А. Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnickij/rukovodstvennye-o-svjashennom-pisanii-svedenija-iz-tvorenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-izvlechennye/Дата обращения 30.03.2024Соколов Н., прот. Ветхий Завет: Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2. Режим доступа: https://sedmitza.ru/lib/text/432063/Дата обращения 30.03.2024Сорокин А.В., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций.– СПб., 2002 – 362 с.Худиев С.Л. пророк Исаия – ветхозаветный евангелист. Режим доступа: https://radonezh.ru/2022/05/20/prorok-isayya-vethozavetnyy-evangelist Дата обращения 30.03.2024Якимов И.С. Толкования на книгу св. пророка Исаии. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/tolkovanie-na-knigu-sv-proroka-isaii-1-12-chast-1/

Список источников


1. Димитрий Ростовский (Туптало), свят. Житие святого пророка Исаии. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Rostovskij/zhitija-svjatykh/404
2. Дьяченко Г. прот. Полный церковно-славянский словарь. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Grigorij_Djachenko/polnyj-tserkovnoslavyanskij-slovar/ Дата обращения 30.03.2024.
3. Ефрем Сирин, преп. Толкование на книгу Пророка Исайи. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Efrem_Sirin/tolkovanie-na-knigu-proroka-isaii/ Дата обращения 30.03.2024
4. Иероним Стридонский, блаж. Толкование на пророка Исаию. Творения блаженного Иеронима Стридонского. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ieronim_Stridonskij/tolkovanie-na-knigu-proroka-isaji/2. Дата обращения 30.03.2024.
5. Иоанн Златоуст, свят. Толкование на пророка Исаию. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ioann_Zlatoust/tolkovanie-na-proroka-isajju/ Дата обращения 30.03.2024
6. Иоанн Кронштадский, св. Дневник. Т.1 Режим доступа: https://ekzeget.ru/bible/kniga-proroka-isaii/glava-62/tolkovatel-ioann-kronstadtskij-pravednyj/ Дата обращения 30.03.2024
7. Кирилл Александрийский, свят. Толкование на пророка Исайю. https://azbyka.ru/otechnik/Kirill_Aleksandrijskij/tolkovanie-na-proroka-isaiyu/ Дата обращения 30.03.2024
8. О книге пророка Исаии. Толкования священного писания. Режим доступа: https://bible.optina.ru/old:is:01:00 Дата обращения 30.03.2024.
9. Толковая Библия, или Комментарии на все книги Св. Писания Ветхого и Нового Завета: В 7 т. / Под ред. проф. А.П. Лопухина. - Изд. 4-е. – М.: Даръ, 2009. / Т. 4: Пророческие книги. - 1168 с. / Книга пророка Исаии. 4-424 с.
10. Феодорит Кирский, блаж. Т. 1.: Изъяснение трудных мест Божественного Писания. - М.: Изд. совет РПЦ, 2003. - 439 с.


Список исследовательской литературы.


11. Амфилохий (Радович), митр. История толкования Ветхого Завета. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Amfilohij_Radovich/istorija-tolkovanija-vethogo-zaveta/ Дата обращения 30.03.2024
12. Брек Иоанн, свящ. Чтение Священного Писания по учению святых Отцов. https://www.pravmir.ru/chtenie-svyashhennogo-pisaniya-po-ucheniyu-svyatyih-ottsov/ Дата обращения 30.03.2024
13. Бриллиантов Л.И. Краткое руководство к изучению Священного Писания Ветхого Завета. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunskij/novozavetnoe-tolkovanie-vethogo-zaveta/ Дата обращения 30.03.2024
14. Бухарев А.М. Св. пророк Исайя: очерк его времени, пророческого служения и книги https://azbyka.ru/otechnik/Aleksandr_Buharev/sv-prorok-isaija-ocherk-ego-vremeni-prorocheskogo-sluzhenija-i-knigi/ Дата обращения 30.03.2024
15. Виссарион (Нечаев), еп. Толкование на паремии из книги пророка Исаии. https://azbyka.ru/otechnik/Vissarion_Nechaev/tolkovanie-na-parimii-iz-knigi-proroka-isaii/ Дата обращения 30.03.2024
16. Григорьев И. Пророчества Исаии о Мессии и Его царстве. https://azbyka.ru/otechnik/Biblia2/prorochestvo-isaji-o-messii-i-ego-tsarstve/ Дата обращения 30.03.2024
17. Добыкин Д.Г. Христоцентризм Священного Писания как основа преподавания Ветхого Завета // Азбука веры: православная энциклопедия. Режим доступа: https://azbyka.ru/xristocentrizm-svyashhennogo-pisaniya-kak-osnova- prepodavaniya-vetxogo-zaveta Дата обращения 30.03.2024
18. Егоров Г., прот. Священное Писание Ветхого Завета: курс. – М.: Изд-во ПСТГУ, 2011. - 607 с.
19. Елеонский, Ф.Г. Труды по изучению книг Ветхого Завета // Христианское чтение. –1902 – №1. – С. 39-64.
20. Иванов А., прот. Пророческие книги Священного Писания Ветхого Завета. https://azbyka.ru/otechnik/Biblia/prorocheskie-knigi-svjashhennogo-pisanija-vethogo-zaveta/ Дата обращения 30.03.2024
21. Иларион (Алфеев), митр. Святоотеческое наследие и современность. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ilarion_Alfeev/svjatootecheskoe-nasledie-i-sovremennost/#0_5 Дата обращения 30.03.2024
22. Исаия // Православная энциклопедия. Режим доступа: https://www.pravenc.ru/text/674804.html Дата обращения 30.03.2024
23. Корсунский И.Н. Новозаветное толкование Ветхого Завета. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Korsunskij/novozavetnoe-tolkovanie-vethogo-zaveta/ Дата обращения 30.03.2024
24. Лакирев Антоний, свящ. Пророк Исаия // Радио Вера. 20.12.2023. Режим доступа: https://radiovera.ru/prorok-isajja-svjashhennik-antonij-lakirev.html Дата обращения 30.03.2024
25. Леонардов, Д.C. Учение святителя Иоанна Златоуста о богодухновенности Библии.// Азбука веры: православная энциклопедия. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Dmitrij_Leonardov/uchenie-svt-ioanna-zlatousta-o-bogovdohnovennosti-biblii Дата обращения 30.03.2024
26. Олесницкий А.А. Руководственные о Священном Писании сведения, из творений святых отцов и учителей Церкви извлеченные. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Akim_Olesnickij/rukovodstvennye-o-svjashennom-pisanii-svedenija-iz-tvorenij-svjatyh-ottsov-i-uchitelej-tserkvi-izvlechennye/ Дата обращения 30.03.2024
27. Соколов Н., прот. Ветхий Завет: Курс лекций. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский Институт, 1995. Ч. 1; 1997. Ч. 2. Режим доступа: https://sedmitza.ru/lib/text/432063/ Дата обращения 30.03.2024
28. Сорокин А.В., прот. Введение в Священное Писание Ветхого Завета: курс лекций. – СПб., 2002 – 362 с.
29. Худиев С.Л. пророк Исаия – ветхозаветный евангелист. Режим доступа: https://radonezh.ru/2022/05/20/prorok-isayya-vethozavetnyy-evangelist Дата обращения 30.03.2024
30. Якимов И.С. Толкования на книгу св. пророка Исаии. Режим доступа: https://azbyka.ru/otechnik/Ivan_Yakimov/tolkovanie-na-knigu-sv-proroka-isaii-1-12-chast-1/