Разработка и реализация индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе.

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 75 75 страниц
  • 50 + 50 источников
  • Добавлена 07.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ПРОБЛЕМА ОБУЧЕНИЯ УЧАЩИХСЯ МЛАДШИХ КЛАССОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В УСЛОВИЯХ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 6
1.1 Инклюзивное образование: понятие, сущность, проблемы организации 6
1.2 Факторы, затрудняющие овладение школьными предметами младшими школьниками с ОВЗ в процессе инклюзивного обучения 15
1.3 Специальные условия, способствующие более успешному овладению программным материалом по учебным предметам детьми с ОВЗ 22
ГЛАВА 2. ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОДИКА РЕАЛИЗАЦИИ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ 35
2.1 Организация и методика проведения индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе 35
2.2 Осуществление индивидуально-дифференцированного подхода к учащимся 3-х классов с ограниченными возможностями здоровья на уроках русского языка в условиях инклюзивного обучения 47
2.3 Анализ результатов исследования индивидуальной образовательной программы для детей с ограниченными возможностями здоровья в начальной школе 53
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 62
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 65
ПРИЛОЖЕНИЕ 72
Приложение А 72

Фрагмент для ознакомления

Цели и задачи индивидуальной образовательной траектории взаимосвязаны, согласованы между собой и соответствуют планируемым ожидаемым результатам. Программа индивидуальной образовательной траектории для учащегося 3 А класса, Александрова Никиты Олеговича, представляет собой завершенный документ и положительно оценен. По результатам экспертизы установлено следующее: Индивидуальная образовательная траектория соответствует установленным требованиям. Для выявления эффективности пректирования чек – листа на основе индивидуальной траектории образования, мы реализовали программу с слабым учеником 3 – А класса. В таблице 2.3. представлен чек – лист экспертизы индивидуальной образовательной траектории слабого ученика начальной школы.Индивидуальная образовательная траектория для продвинутого уровня основана на методических рекомендациях современного стандарта ФГОС. Комплекс тренировочных заданий и упражнений разработан на статистических данных. Комплексная программа нацелена на выработку навыков, умений и знаний, а так же для повышения уровня готовности учеников 3 класса к повышению успеваемости. Работа педагога в подготовке учеников на основе индивидуальных образовательных траекторий заключается не только в ведении нового материала, но и в повторении учебного материала. Повторение программы в виде обзора теоретических тем и вопросов, выполнения тестирования, математических диктантов, контрольного среза знаний, самостоятельных работ, выполнения домашнего задания, работа над ошибками. Углубление знаний реализуется на базе обучения методам и приёмам решения коммуникативных задач, требующих логического применения и математической культуры, развитие теоретической и алгоритмической мыслительной активности школьников. Особое внимание при разработке индивидуальной образовательной траектории продвинутого уровня отводится решению задач, для получения ответа на которые, необходимо применить нестандартный способ решения. Организационная работа в подготовке учеников является трудоемкой работой. Задача педагога не только подготовить учеников к активному участию в процессе урока, но и лично проработать упражнения и задачи, которые часто вызывают затруднения у учеников. Важным аспектом в организации подготовки по индивидуальной образовательной траекторииобучающихся 3 класса является профилактика успеваемости. Актуальная программа профилактики успеваемости представлена в таблице 2.Таблица 2. Профилактика успеваемости в организации подготовки по индивидуальной образовательной траекторииобучающихся 3 классаПрофилактика успеваемости по индивидуальной образовательной траектории Этапы урока Акценты в обученииКонтроль подготовленности учащихся Специально контролировать усвоение вопросов, с особым вниманием на вызывающие трудности или ошибочное выполнение заданий. Тщательно анализировать и систематизировать работу над ошибками, проводить устный опрос, математические диктанты, контрольный срез знаний. Контролировать усвоение материала учениками, которые по каким – либо причинам пропустили занятие. В окончании раздела или темы проводить терминологический опрос, отрабатывать практические навыки, и умение применять формулы, выявлять причины отставания других учеников. Изложение нового материала На начало занятия. Проводить в обязательном порядке актуализацию знаний, а так же степень усвоения пройденного материала. Стимулировать учеников вспомогательными вопросами при затруднении в усвоении учебного материала. Применять средства поддержания интереса, применять разнообразные методы обучения, наглядных пособий, позволяющих всем ученикам активно усваивать материал.Самостоятельная работа учеников на занятииПодбирать задания для самостоятельного решения с наиболее сложным решением, для отработки проблемных моментов в обучении школьников. Для повышения эффективности, предлагается подобные задания разбирать на уроках, для того, что бы ученики имели алгоритм решения и понимание учебного материала. Включать в содержание самостоятельной работы упражнения по устранению ошибок, допущенных при выполнении письменных работ. Инструктировать о порядке выполнения работы. Организация деятельности учеников на самоконтроль и самообучение Обеспечивать в ходе выполнения домашнего задания повторение пройденного материала, акцентируя внимание на существенных элементах программы, вызывающих частые затруднения. Систематически предоставлять задания по отработке типичных ошибок. Согласовывать объем домашних заданий с другими учителями, исключать перегрузку для слабых или отстающих учеников. Ожидаемые результаты: Индивидуальных подход к каждому ученику, позволит выявить пробелы в знаниях, или «плавающих знаниях». Способствует удовлетворению потребностей учащихся в образовательной подготовке и получение знаний. Создание системы по организации подготовки по индивидуальной образовательной траекторииобучающихся 3 класса, влияет также на развитие личности учащегося. Повышение уровня и качества знаний, предоставление возможности и объективного оценивания ученика для выявления эффективности проделанной работы.ЗАКЛЮЧЕНИЕНа основе персонифицированного подхода в работе представлена форма организации проектирования чек – листа для экспертизы индивидуальной образовательной траектории для младшего школьника. Разработана индивидуальная траектория образования учеников начальной школы на основе трех уровней подготовки: базовый, продвинутый, высокий. Для базового уровня подобран комплекс тренировочных упражнений и заданий для обучающихся, испытывающих трудности в изучении математики, имеющих пробелы в школьном курсе математики. Индивидуальная образовательная траектория продвинутого уровня ориентированы на обучающихся, имеющих средний уровень подготовки. ИОТ высокого уровня подготовки – для особо мотивированных обучающихся, ориентированных на высокие результаты. Для каждого уровня подготовки, согласно индивидуальным способностям и возможностей учеников, проводилось специальное обучение, тренинги и тренировочные задания на базе общеобразовательного учреждения, с соблюдением всех правил и требований ФГОС. На сегодняшний день в практике начального образования в школах большое значение имеет педагогическая учебная работа с младшими школьниками по индивидуальным образовательным траекториям. В качестве примеров таких образовательных организаций были представлены следующие: МОУ "Таловская СОШ". Вместе с тем в рамках конкретной образовательной организации разрабатываются индивидуальные образовательные траектории для определенных групп учащихся, поэтому весомую роль играет экспертиза качества разрабатываемых и проектируемых ИОТ для учащихся начальных классов.В второй части настоящего исследования представлены методические основы проектирования чек-листа для экспертизы индивидуальной образовательной траектории для младшего школьника. Также разработан чек-лист для экспертизы ИОТ. В заключительном параграфе настоящей главы приложен чек-лист экспертизы индивидуальной образовательной траектории для 3 А класса МОУ "Таловская СОШ". Составлено экспертное заключение на индивидуальную образовательную траекторию для младшего школьника. В результате составления экспертного заключения было определено, что паспорт индивидуальной образовательной траектории для учащегося 3 А класса содержит все необходимые сведения об общеобразовательном учреждении и учащемся, а также отражает ключевые позиции документа. Данный документ имеет чёткую структуру, представляет собой комплекс мероприятий, который построен с учётом основных направлений деятельности с учащимся. Цели и задачи индивидуальной образовательной траектории взаимосвязаны, согласованы между собой и соответствуют планируемым ожидаемым результатам. Программа индивидуальной образовательной траектории для учащегося 3 А класса, Александрова Никиты Олеговича, представляет собой завершенный документ, имеющий высокую оценку. По результатам экспертизы установлено следующее: Индивидуальная образовательная траектория соответствует установленным требованиям.Заключительное слово—Спасибо за внимание, я готова ответить на ваши вопросы

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ [Электронный ресурс]- Режим доступа: http://ivo.garant.ru/#/document/70291362/paragraph/1/doclist/
2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования [Электронный ресурс] - Режим доступа: http:// standart.edu.ru/ catalog.aspx? CatalogId=2589.
3. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» и в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 30.12.2020 N 517-ФЗ (последняя редакция). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_372688/ (Дата обращения: 26.05.2023)
4. ФГОС. Федеральный государственный образовательный стандарт. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/ (Дата обращения: 24.05.2023)
5. ФГОС Начальное общее образование Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 11.12.2020). [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://fgos.ru/fgos/fgos-noo/ (Дата обращения: 24.05.2023)
6. Алмазова Т.А. К вопросу о разработке технологии формирования индивидуальной просветительской траектории обучающихся в процессе изучения дисциплин математического цикла // Современные проблемы науки и образования. – 2020. – № 2. – С. 188 – 194
7. Алёхина, С.В. Развитие инклюзивного образования в России / Сб. материалов Республиканской научно-практической конференции «Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: состояние и перспективы. - Уфа: Изд-во БГПУ, 2019. - 202 с
8. Барсукова, И.А. Инклюзивное образование: вчера, сегодня и завтра.//И.А. Барсукова. - Самара, Книга, 2019. – 191 с
9. Бахтеева, Т.Б. Актуальные проблемы интегрированного обучения: Материалы Международной научно-практической конференции по проблемам интегрированного обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья (с особыми образовательными потребностями). - М.: Педагогическое сообщество, 2019. – 127 с.
10. Борисова, Н. В. Инклюзивное образование: право, принципы, практика / Н. В. Борисова, С. А. Прушнинский. - М.: Инфра-М, 201.9 - 205 с
11. Волосовец Т.В., Маркова В.А., Аверин С.А. «STEM-образование детей дошкольного и младшего школьного возраста». Парциальная модульная программа развития интеллектуальных способностей в процессе познавательной деятельности и вовлечения в научно-техническое творчество: учебная программа. – 2-е изд., стереотип. – М.: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2019. – 112 с.
12. Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 1474». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://sch1474s.mskobr.ru/ (Дата обращения: 24.05.2023)
13. Забелина А.Ю. Организация групповой работы на уроках в начальной школе // Психология, педагогика и образование в условиях международного сотрудничества и интеграции. – Уфа: ООО «Аэтерна», 2020. – С. 56-59
14. Зайцев, Д.В. Интегрированное образование детей с ограниченными возможностями // Социологические исследования.- 2019.- № 7.- С. 127-132
15. Закон Российской Федерации от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской федерации». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/6b08530edad66747252fe4b34361d250e7af65ac/ (Дата обращения: 24.05.2023)
16. Ивенских, И.В. Профессиональная готовность будущих педагогов к работе с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивной практики //Дефектология. - № 2. - 2019. – С. 23-29.
17. Игнатович В.К. Проектирование индивидуальных образовательных результатов учащихся: возрастной аспект / В. К. Игнатович, С. С. Игнатович // Психолого-педагогический поиск. – 2019. – № 3(51). – С. 128-143.
18. Лятифова, Л. В. Адаптированная образовательная программа начального и основного общего образования / Л. В. Лятифова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 19 (78). — С. 576-578. — URL: https://moluch.ru/archive/78/13543/ (дата обращения: 02.04.2024).
19. Ковалев, Е.В., Староверова, М.С. Образовательная интеграция (инклюзия) как закономерный этап развития системы образования // Инклюзивное образование. Выпуск 1. – М.: Центр «Школьная книга», 2018. – 272с
20. Колокольцева М.А. Воспитание инклюзивной культуры у младших школьников./М.А. Колокольцева – М.: Перо, 2019. – 105 с.
21. Кухтерина Г.В., Кукуев Е.А. Психолого-педагогическая диагностика младших школьников. – Тюмень: Изд. Тюменского гос. универ-та, 2014. – 179 с
22. Малофеев, Н.Н. Западноевропейский опыт сопровождения учащихся с особыми образовательными потребностями в условиях интегрированного обучения// Дефектология./Н.Н. Малофеев - № 5. - 2020. – С. 23-29
23. Малофеев, Н.Н. Специальное образование в меняющемся мире. Европа. Уч.пос.для студентов пед.вузов. ./Н.Н. Малофеев – М.: Просвещение, 2019. – 258 с.
24. Мастюкова Е.М. Подготовка к обучению детей с особыми проблемами в развитии. Ранний и младший школьный возраст: учеб. пособие для студентов вузов. М.: Классике Стиль, 2023. - 320 с.
25. Михальченко А.А. Развитие наглядно-образного мышления младшего школьника на основе формирования первичных геометрических понятий / А.А. Михальченко // Инновационные и традиционные технологии тривиума и развития обучающихся средствами математики и информатики: материалы исследовательской работы студентов-бакалавров и учителей общепросветительской школы. – Ульяновск: Зебра, 2020. – С. 100-104.
26. Микерова Г.Ж., Жук А.С. АЛГОРИТМ ПОСТРОЕНИЯ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ТРАЕКТОРИИ ОБУЧЕНИЯ // Современные наукоемкие технологии. – 2016. – № 11-1. – С. 138-142;
URL: https://top-technologies.ru/ru/article/view?id=36374 (дата обращения: 19.07.2023).
27. Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа №15 с углубленным изучением отдельных предметов». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://estalsch15.edumsko.ru/about/fullday/doc/1438199 (Дата обращения: 26.05.2023)
28. Национальный проект «Образование» на 2019-2024 гг. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://edu.gov.ru/national-project/ (Дата обращения: 26.05.2023)
29. Никифорова Н.Н.Содержательные аспекты разработки и реализации индивидуальных образовательных программ для детей с ограниченными возможностями здоровья//Сайт tzrruo.ru (дата обращения 12.11.2024).
30. Положение об индивидуальной образовательной траектории обучающегося СОШ «Лучик». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://nouluchik.mskobr.ru/files/pol_ob_iot.pdf (Дата обращения: 24.05.2023)
31. Подкорытов В.С., Мишанова М.К. Возрастные этапы развития лого - невроза у детей с резидуально - органическим поражением головного мозга // Журнал психиатрии и медицинской психологии. - 2018. - №1 (4). - С. 41 - 45
32. Приемы и формы организации групповой работы в начальной школе / Л. Д. Шеховцова, И. В. Прокофьева, Е. А. Молчанова, Т. Н. Юнг // Вестник научных конференций. – 2021. – № 2-2(66). – С. 127-129
33. Психология и педагогика инклюзивного образования: технологии, результативность, качество. – Липецк: Липецкий государственный педагогический университет имени П.П. Семенова-Тян-Шанского, 2021. – 124 с.
34. Рожков М. И. Идеи о воспитании. [Электронный ресурс]. Режим доступа:https://news.yspu.org/wp-content/uploads/sites/9/2016/09/Rozhkov-nauchnye-i-dei-i-teorii.pdf
35. Сабитова С.В. Организация групповой работы на уроке в начальной школе / С.В. Сабитова, С. В. Андросова, Н. В. Чаусова // Вестник научных конференций. – 2020. – № 8-2(60). – С. 92-94
36. Серякова, Е. А. Подходы к построению индивидуальных образовательных траекторий обучающихся в современном российском образовании / Е. А. Серякова // Инновации. Наука. Образование. – 2021. – № 39. – С. 539-546.
37. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей. - М.: ТЦ Сфера, 2023. - 128с.
38. Суртаева Н.Н. Нетрадиционные педагогические технологии: Парацентрическая технология Учебное научное пособие. – 6-е изд., доп. и перераб. – М., 2019. – 22 с.
39. Технологии разработки индивидуального образовательного маршрута для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: методические рекомендации / авт. колл.; рук. авт. колл. Е.В. Самсонова. — М.: МГППУ, 2020. — 192 с
40. Ткачева К.В. Особенности организации и проведения групповой работы в соврменной начальной школе // Развитие социально-устойчивой инновационной среды непрерывного педагогического образования / Науч. редактор О.Е. Ефимова, отв. редактор Л.Х. Тургинекова. – Абакан: Хакасский государственный университет им. Н.Ф. Катанова, 2022. – С. 196-197
41. Трофимова, Е. А. Системно-деятельностный подход при формировании индивидуальной просветительской траектории / Е. А. Трофимова, И. В. Черчик // Профессиональное образование в России и за рубежом. – 2021. – № 2(42). – С. 147-153.
42. Учимся вместе: интеграция детей с особыми потребностями в школьное образовательное пространство / Под общей редакцией Н. А. Михайловой. – Владикавказ: Цопанова А.Ю., 2022. – 155 с.
43. Фролова Е.В. Формирование умения организации учебной работы в малых группах школьников у будущих учителей начальных классов: монография. – Челябинск: Изд-во Южно-Уральского гос. гуманитарно-пед. ун-та, 2019. – 133 с.
44. Филичева Т. Б., Туманова Т. В. Дети с фонетико-фонематическим недоразвитием. Воспитание и обучение. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2020. - 80 с
45. Хуторской А.В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: Пособие для учителя. – 5-е изд., доп. и перераб. – М., 2021. – 490 с.
46. Шаргородская Л.В. Создание специальных образовательных условий обучения в начальной школе детей с расстройствами аутистического спектра. Динамическая модель интеграции // Альманах Института коррекционной педагогики РАО. 2018. № 34. URL: https://alldef.ru/ru/articles/almanac-34/ thecreation-of-special-educational-conditions-for-learning-in-elementary-schoolchildren-with-autism-spectrum-disorders-dynamic-model-of-integration
47. Шевцова Е.Е. Преодоление рецидивов заикания. - М.: В.Секачев, 2020. - 128 с.
48. Цеган К.С., Шумейко А.А. Проблемы управления процессом инклюзивного образования в начальной школе // Вестник научного общества студентов, аспирантов и молодых ученых. – 2019. – № 4-2. – С. 57-63.
49. Частикова В.А. Интеллектуальный анализ данных при построении индивидуальных образовательных траекторий / В. А. Частикова, А. Г. Псеуш // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 4: Естественно-математические и технические науки. – 2021. – № 2(281). – С. 66-71.
50. Чичканова И.Н. Формирование умения младших школьников взаимодействовать в учебной группе в процессе изучения математики // Драйверы развития общего и профессионального образования Том 2. – Павлово: Павловский филиал федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н.И. Лобачевского», 2021. – С. 300-303.