КОНЦЕПЦИЯ СВОБОДЫ В ИСЛАМЕ.
Заказать уникальную курсовую работу- 44 44 страницы
- 25 + 25 источников
- Добавлена 02.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СВОБОДЫ В ИСЛАМЕ 5
1.1 Понятие свободы в исламе 5
1.2. Семь столпов ислама 10
Выводы по первой главе. 14
ГЛАВА 2. АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ АСПЕКТОВ СВОБОДЫ В ИСЛАМЕ И КОРАНЕ 15
2.1. Религиозная свобода в Коране и исламе 15
2.2. Вопрос правового статуса женщины в исламе 20
2.3. Ограничения религиозной свободы в исламе 26
Выводы по второй главе. 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 38
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫ 42
Однако существуют также «светские репрессивные государства» – такие как Египет, Ливия и Алжир, уровень личной свободы которых очень низок.Таким образом, личная свобода в мусульманском мире кажется самой высокой в светских государствах, которые также имеют более умеренные политические режимы – в отличие от драконовских режимов, таких как в Египте. Социальные установки, религиозные традиции и обычаи также имеют значение, поскольку свобода человека может подавляться не только автократическими государствами, но и нелиберальными обществами.Когда страны с мусульманским большинством ранжируются по показателям религиозной свободы (таблица 2), государства Юго-Восточной Европы и Западной Африки, в соответствии с их общими показателями личной свободы, показывают хорошие результаты. К ним относятся Албания и Босния и Герцеговина, а также Сенегал, Мали, Гвинея, Сьерра-Леоне, Чад, Буркина-Фасо, Нигер и Гамбия.Почти во всех этих странах «конституция содержит четкие положения, гарантирующие свободу вероисповедания, в ней отсутствуют какие-либо ссылки на ислам или шариат, государственные школы не заставляют учащихся обучаться только одной религии, а также нет законов, запрещающих обращение в другую религию». вдали от ислама».7 Кроме того, исламские традиции в этих обществах, которые часто включают суфийские ордена, в целом толерантны и имеют историю сосуществования с другими религиозными традициями, такими как христианство или традиционные африканские религии.Напротив, страной с мусульманским большинством и самым низким уровнем религиозной свободы является Саудовская Аравия, чей Основной закон, якобы основанный на Коране и пророческой традиции, не позволяет практиковать или проявлять какую-либо религию, кроме ислама. Отступничество от ислама или богохульство против него считается тяжким преступлением, а религиозная практика навязывается обществу «религиозной полицией».«Больше всего арабскому миру нужна свобода выражения мнений». Так называлась последняя колонка саудовского журналиста Джамаля Хашогги, написанная для Washington Post в октябре 2018 года – за несколько дней до его ужасного убийства в Стамбуле, совершенного представителями его собственного правительства.Данные свидетельствуют о том, что стремление покойного Хашогги к свободе выражения было справедливо не только для большей части арабского мира (за заметными исключениями Ливана и Туниса), но и для большей части мусульманского мира: только 7 из 40 государств с мусульманским большинством, по оценкам, Индекс свободы человека имеет показатели свободы выражения выше, чем в среднем по миру.Худший случай – это Сирия, где большое количество журналистов было убито в разгар гражданской войны или заключено в тюрьму и убито одной из воюющих сторон, включая режим.Такие страны, как Турция, Таджикистан, Бахрейн и Азербайджан, также имеют чрезвычайно низкие оценки свободы выражения мнений из-за большого количества заключенных в тюрьму журналистов и обширного государственного вмешательства в свободу выражения мнений и свободный доступ к информации.Индикатор свободы ассоциаций, собраний и гражданского общества в Индексе свободы человека измеряет важные способы, с помощью которых общество имеет возможности для самоорганизации без вмешательства или подавления со стороны государства. Чем выше балл страны по этому показателю, тем больше свободы у ее граждан в создании политических партий и организаций гражданского общества или в поднятии общественных протестов.Среди стран с мусульманским большинством эти свободы наиболее уважаются в государствах Юго-Восточной Европы и Западной Африки, что соответствует их общей модели высокого уровня свободы. Напротив, арабские монархии Персидского залива – Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ), Саудовская Аравия, Катар и Оман – имеют чрезвычайно низкий уровень свободы в этой категории. Также мрачны результаты монархии Юго-Восточной Азии Бруней-Даруссалама, среднеазиатской республики Таджикистан и североафриканского государства Ливия.В арабском мире только Ливан и Тунис имеют высокий уровень свободы ассоциаций, собраний и гражданского общества, соответствующий уровню свободы выражения мнений, который также превышает средний мировой уровень.Индекс свободы человека также измеряет конкретные личные свободы женщин: свободу передвижения и отношений; права при разводе и наследстве; и безопасность от женоненавистнического обычая калечащих операций на женских половых органах. И по этим показателям общий балл мусульманского мира (4,85) является тревожно низким. Для сравнения, и Западная Европа, и Северная Америка занимают по этому показателю около 10-го места, тогда как средний мировой показатель составляет 7,7.Хуже того, тенденция последних 10 лет также демонстрирует резкое снижение этого показателя в мусульманском мире.Однако существуют также значительные различия между странами с мусульманским большинством. Страны со светской правовой системой явно более свободны для женщин по сравнению со странами, в которых применяются исламские законы. Примерами первых являются Казахстан, Босния и Герцеговина, Кыргызская Республика и Азербайджан, где свободы женщин кажутся такими же высокими, как и в западных либеральных демократиях.Напротив, страны, которые утверждают, что применяют исламское право – в семейном праве, а в некоторых случаях и в уголовном кодексе – обычно имеют самый низкий уровень свободы женщин. Яркими примерами являются Саудовская Аравия, Иран, Йемен и Судан.В региональном плане мусульманские женщины наиболее свободны в Юго-Восточной Европе и Центральной Азии и наименее свободны на Ближнем Востоке и в Северной Африке.Одно из самых серьезных нарушений женских свобод, калечащие операции на женских половых органах, также кажется региональным, но своеобразным образом: хотя оно распространено в некоторых странах с мусульманским большинством в Африке и в нескольких регионах Ближнего Востока, оно отсутствует в других странах. части мусульманского мира, или, по крайней мере, нет достоверных данных, свидетельствующих об обратном. Кажется, это подтверждает мнение о том, что жестокая практика проистекает из культуры, а не из религии как таковой.Ключевым компонентом свободы человека является экономическая свобода. И по этому показателю можно справедливо сказать, что в современном мусульманском мире дела обстоят лучше, чем в области личной свободы. Тем не менее, при среднем показателе экономической свободы 6,23, он все еще намного ниже среднего мирового показателя 6,80.Когда мы смотрим на разнообразие стран с мусульманским большинством по этому показателю, мы также видим интересную закономерность: самый низкий уровень экономической свободы наблюдается в таких арабских республиках, как Египет, Сирия, Ирак, Сирия, Судан, Алжир и Ливия. . Напротив, арабские монархии, такие как Иордания, Бахрейн, Объединенные Арабские Эмираты и Катар, имеют уровень экономической свободы выше среднего мирового уровня. Даже в Саудовской Аравии больше экономической свободы, чем в этих арабских республиках.Эта закономерность может показаться удивительной, но на самом деле она вполне понятна. Все рассматриваемые арабские республики возникли в середине 20-го века в результате революций, спровоцированных амбициозными офицерами, которые вскоре стали жестокими диктаторами, включая Джамаля Абдель Насера, Хафеза аль-Асада, Саддама Хусейна, Джафара Нимейри, Хуари Бумедьена и Муаммар Каддафи. Все эти диктаторы находились под влиянием идеологического течения под названием «арабский социализм», и в конечном итоге они создали коррумпированную, драконовскую бюрократию, которая доминировала и душила их общества.Напротив, арабские монархии сохранили более традиционные способы социальной организации, которые включали «богатую торговую традицию, которая прославляет рынки, открытые даже для самых скромных членов общества».Эта исламская традиция оказалась более успешной – по крайней мере, в экономической сфере – чем более современные социалистические системы. Вот почему, как отмечает ученый Виктор Менальдо, по сравнению с арабскими республиками, «арабские монархии в большей степени способствуют верховенству закона и меньшей коррупции; демонстрировать более надежные права собственности; иметь более крупные финансовые системы; и испытаем более быстрый экономический рост».Относительный успех арабских монархий в обеспечении экономической свободы также отражается в их показателях верховенства закона – показателя, основанного на процессуальной справедливости, гражданском правосудии и уголовном правосудии. Данные показывают, что, несмотря на низкий уровень свободы во многих областях, монархии Персидского залива имеют более высокий уровень верховенства закона, чем большинство других государств с мусульманским большинством. В число этих монархий входят Объединенные Арабские Эмираты (6,4), Катар (6,3), Бахрейн (5,9), Оман (5,9) и Кувейт (5,3).Для сравнения, странами с самым высоким уровнем верховенства закона в мире являются Дания (8,7), Финляндия и Норвегия (обе 8,6), а также Швеция и Нидерланды (обе 8,5).Среди стран с мусульманским большинством показатели верховенства закона также превышают средний мировой уровень (5,1) в Иордании (5,8), Боснии и Герцеговине (5,5), Малайзии (5,4) и Албании (5,3). К ним присоединяется Саудовская Аравия (5,3), чей показатель верховенства закона является единственной категорией свободы, где королевство находится выше среднего мирового уровня.Напротив, верховенство закона, по понятным причинам, в основном отсутствует в раздираемых войной странах Сирии (1,8), Ливии (2,3), Йемена (2,4) и Ирака (2,6). Таджикистан (3,0), Чад (3,1) и Бангладеш (3,1) также имеют крайне низкие оценки в этой области.Какая связь между демократией, политической системой, основанной на представительстве, и свободой человека, политическим идеалом, основанным на правах?Глобальные данные, представленные в Индексе свободы человека, показывают сильную корреляцию 0,82 между демократией и свободой человека, как личной, так и экономической. Это означает, что мы обычно можем ожидать, что страна станет более свободной по мере продвижения к демократии.Однако в мусульманском мире эта корреляция кажется слабой: всего 0,56. Например, Турция более демократична, чем Кыргызская Республика, Казахстан, Иордания и Буркина-Фасо; однако эти четыре страны более свободны, чем Турция.Эти данные свидетельствуют о том, что по сравнению с глобальной ситуацией демократия менее эффективно служит свободе в мусульманском мире. Почему это могло быть так?Одно из объяснений заключается в том, что демократии в мусульманском мире, особенно с участием исламистских партий, имеют тенденцию принимать нелиберальную форму, в которой права и свободы человека, как они определены повсеместно, могут быть ограничены народным согласием.Основная проблема здесь была определена журналистом Фаридом Закарией более 20 лет назад как «нелиберальная демократия». Этот термин относится к «демократически избранным режимам… которые регулярно игнорируют конституционные ограничения своей власти и лишают своих граждан основных прав и свобод». Хотя это глобальная проблема, наблюдаемая в последние годы, например, в Индии или Венгрии. – кажется, это особенно актуально для мусульманского мира. Как отмечает ученый Шади Хамид, для исламистских партий, которые могут процветать в условиях демократии, «нелиберальная демократия – это не прискорбный факт жизни, а нечто, во что стоит верить и к чему стремиться». Следовательно, демократия на Ближнем Востоке, добавляет Хамид, имеет риск стать «исламистом и нелибералом».Эта проблема не оправдывает политические репрессии или поддержку светских автократий против популярных исламистских партий – политику, которую часто применяют западные державы, и которая часто приводит к контрпродуктивным результатам. общества большинства, в которых как светские, так и исламские силы могут сосуществовать без того, чтобы одна из них стала гегемонистской и нетерпимой по отношению к другой. Политическая траектория, по которой Тунис следует после Жасминовой революции 2011 года, когда исламистские и секуляристские партии согласовали либеральную конституцию благодаря политическому компромиссу, предполагает, что это не невозможный идеал.Выводы по второй главе.Мусульманский мир – гораздо более сложная и разнообразная часть земного шара, чем единообразие, которое часто подразумевается под этим термином.Однако, за некоторыми яркими исключениями, страны с мусульманским большинством также рисуют ясную картину: в мусульманском мире существует острый дефицит свободы.Конечно, это сложная проблема, вызванная разнообразным набором факторов, таких как авторитарные правительства, иностранное вмешательство, этнические или религиозные конфликты, репрессивные интерпретации религии и нелиберальные культурные коды. Все они просят, чтобы мусульманские ученые, интеллектуалы и активисты, а также другие люди, которым небезразлично состояние свободы в мире, еще раз обдумали, проанализировали и бросили им вызов.ЗАКЛЮЧЕНИЕСегодня наблюдается некоторое движение к принятию мусульманами религиозной свободы. В глобальном юридическом плане религиозная свобода получает свое основное определение из статьи 18 Всеобщей декларации прав человека, которая была включена в другие международные документы, такие как Международный пакт о гражданских и политических правах (МПГПП) и Декларация ООН об ликвидации всех форм нетерпимости и дискриминации на основе религии или убеждений. Многие государства с мусульманским большинством даже подписали и ратифицировали МПГПП, который содержит формулировку статьи Всеобщей декларации с некоторыми незначительными изменениями. В статье говорится:Затрагивая тему именно социально-правового положения женщин в рассматриваемых документах, нужно отметить, что в религиозных текстах последовательно провозглашается равенство между женщинами и мужчинами в праве на личную свободу, жизнь, наследство, частную собственность, труд, образование и другое. В то же время физиологические различия между двумя полами отражены соответствующим образом в данных документах и религиозных текстах. Так, к примеру, материнство, деторождение и кормление детей грудью являются исключительной привилегией женщины. Хотя ответственность за материальное обеспечение семьи целиком и полностью лежат на мужчине. Главенство мужчины в семье объясняется, прежде всего, природными качествами, а уже затем материальными обязанностями мужа перед женой. Данные обязанности не сведены сугубо к денежным расходам, потому что муж обязан выполнять их даже тогда, когда женщина богата и не нуждается в его материальной помощи и обеспечении. Зачастую именно данное обстоятельство приводят в подтверждение того, что мусульманская женщина находится в зависимом положении от мужчины. Отношение к женщине со стороны мужчины строго контролируемо каноническими законами мусульманских государств. Ущемление и притеснение прав кого-то из них является строго наказуемым. С теологической точки зрения, от женщин зависит во многом то, какой будет воспитанность и религиозность последующего поколения. Что касается участия женщин в общественной, образовательной, культурной и иных сферах деятельности, оно допускается только при условии ненарушения принципов и норм Шариата и при наличии у нее свободного времени. В настоящее время мусульманка занимает социально значимое место в исламском социуме: женщины в исламском мире осваивают новые компьютерные технологии, занимаются экономической, политической, педагогической, правовой, врачебной деятельностью. Кроме того, становится ясно, что учеба и работа стали доступны мусульманским женщинам. В разных Аятах и Сурах Корана раскрываются женские права по отношению к разводу, браку, наследованию, собственности, воспитанию детей, свидетельствованию. Женщина аналогично мужчине получает долю из имущества и богатства, которые были оставлены ей в наследство ее матерью, отцом, сестрой, братом, мужем и иными родственниками. Она может вести экономическую и социальную деятельность, накоплять доходы, расходовать их по своему усмотрению. Нужно также отметить наличие таких прав, как право наследования; право на собственность; право реализовать себя в социуме; право на получение работу и образования наравне с мужчиной; право выходить замуж только по собственному согласию; право на развод только по серьезной на то причине; право участия в политической жизни страны и др. Еще одной характерной чертой мусульманского права является и тот факт, что оно разъясняет подробнейшим образом семейные вопросы до самых мелочей, начиная от сватовства и до расторжения брака. Подробно описываются права замужней женщины, тщательно перечисляются ее возможности: жить в одном доме с мужем (с детьми и мужем или с мужем и детьми и еще совместно с остальными женами мужа); получать средства от супруга при их совместной жизни, а также ее обеспечение после развода и др. Еще одним интересным, важным моментом является то, что Шариат не предписывает женщине заниматься тяжелым, физически непосильным трудом, более того, обязывает мужчину помогать ей по дому, если она не справляется одна с домашними обязанностями. При нарушении прав женщины она может подавать иски в судебные инстанции, также давать показания в суде. Во всех перечисленных выше ситуациях мужчина не имеет право навязывать свое мнение.На сегодняшний день в мусульманских государствах (Иран, Афганистан, Ливан, Индонезия, Сирия, Саудовская Аравия, Тунис, Турция и др.) действуют важные международно-правовые акты, которые посвящены правам человека, в том числе, правам женщины-мусульманки, о которых было упомянуто выше. Кроме Всеобщей Исламской декларации прав человека, важными правовыми документами являются также Каирская декларация по правам в исламе, Этический кодекс исламской информации, Дакарская декларация и др. Благодаря таким утвержденным документам в значительной степени расширился объем свобод и прав женщин-мусульманок.Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения, а также свободу единолично или совместно с другими, публично или в частном порядке исповедовать свою религию или убеждения в преподавании, практике, поклонении и соблюдении обрядов.Хотя многие страны с мусульманским большинством, принявшие это заявление, могут продолжать пренебрегать этими идеалами, в некотором минимальном юридическом смысле они уже привержены идеалу религиозной свободы.К сожалению, реализация этого стандарта по-прежнему идет болезненно медленно из-за определенных тенденций внутри ислама. В то время как ряд ультраконсервативных голосов, по-видимому, доминирует в дискурсе во многих частях мусульманского мира, мусульманские ученые, выступающие за религиозную свободу, яростно противостоят этому. Их часто называют марионетками Запада или обвиняют в отступничестве или еретиках. Многие такие ученые в мусульманских странах заключены в тюрьму за свои взгляды или их публикации запрещены. Моя книга «Свобода религии и отступничество в исламе» была запрещена на Мальдивах в 2008 году после целенаправленной кампании против моего соавтора (и брата) Хасана Саида, организованной некоторыми политиками и ультраконсервативной группой.Несмотря на текущие проблемы, степень свободы, доступная многим мусульманам, особенно тем, кто живет в интеллектуально свободных обществах (многие из которых находятся на Западе), может быть использована для того, чтобы бросить вызов тем, кто угрожает религиозной свободе. Мусульмане, которые сейчас составляют примерно 20% населения мира, имеют политический и религиозный долг принимать во внимание важные ценности и нормы, которые имеют обширную основу в самых священных текстах ислама и его собственных традициях. При этом мусульманские мыслители вернутся к своим наиболее важным источникам авторитета – Корану и Пророку, в поддержку толерантности и религиозной свободы.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ И ЛИТЕРАТУРЫИсточникиАляутдинов Ш.Р. Священный Коран. Смыслы Т.1 / Ш.Р. Аляутдинов. – М.: Диля, 2017. – 670 с.Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сб. международных документов. М., 1998.Устав Организации Объединенных Наций // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002.Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002.Африканская хартия прав человека и народов // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002. С. 887-899.Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников СБСЕ // Международные акты о правах человека.Лозаннский мирный договор 1923 г. Раздел 3. (текст на английском языке). URL: // http://wwi.lib.byu.edu/index.php/Treaty_of_Lausanne (дата обращения: 11.01.2024).ЛитератураБилль о правах (США) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002.Иноземцева Е. Н. К вопросу о положении женщин в Исламе // Власть. – 2009. – № 12. – С. 98 – 100. Катанов Н. Взгляд мусульманских народов на женщину // Деятель. – 1900. - № 10. – С. 425-426. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д, 2003.Климович Л. И. Ислам и женщина / Л. И. Климович. – М. : Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1958. – 45 с.Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Казань в системе этнокультурного взаимодействия народов России // Народы России на переломе эпох (ХХ – начало XXI вв.). – Казань: КГТУ, 2005. – С. 8-15.Права человека: Сб. международных документов. М., 1998.Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2006.Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения / Н. Торнау. СПб., 1850. С. 141.Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков / Л.И. Тухватуллина. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. С. 82.Хайдар Баш. Права женщины в Исламе / Баш Хайдар. Казань: Мастер-Лайн, 2003. С. 31.Хапчаев С. Т. Проблема равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2010. - 26 с.Хитцель Ф. Османская империя. Москва, 2006. - 384 с.Шиле. Казанские татары. Этнографический очерк // Природа и люди. – СПб. - 1979. - № 1 (январь) - С. 1-26.An-Na'im A.A. Human Rights and Religious Values: An Uneasy Relationship? Grand Rapids: MI, 1995.Mayer A.E. Islam and Human Rights: Tradition and Politics. Boulder, 1991.Coulson N. A History of Islamic Law. Edinburgh, 1964.
Источники
1. Аляутдинов Ш.Р. Священный Коран. Смыслы Т.1 / Ш.Р. Аляутдинов. – М.: Диля, 2017. – 670 с.
2. Всеобщая декларация прав человека // Права человека: Сб. международных документов. М., 1998.
3. Устав Организации Объединенных Наций // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002.
4. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002.
5. Африканская хартия прав человека и народов // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002. С. 887-899.
6. Итоговый документ Венской встречи 1986 года представителей государств-участников СБСЕ // Международные акты о правах человека.
7. Лозаннский мирный договор 1923 г. Раздел 3. (текст на английском языке). URL: // http://wwi.lib.byu.edu/index.php/Treaty_of_Lausanne (дата обращения: 11.01.2024).
Литература
8. Билль о правах (США) // Международные акты о правах человека: Сб. документов. М., 2002.
9. Иноземцева Е. Н. К вопросу о положении женщин в Исламе // Власть. – 2009. – № 12. – С. 98 – 100.
10. Катанов Н. Взгляд мусульманских народов на женщину // Деятель. – 1900. - № 10. – С. 425-426.
11. Кислюк К.В., Кучер О.Н. Религиоведение: Учеб. пособие для высших учебных заведений. Ростов н/Д, 2003.
12. Климович Л. И. Ислам и женщина / Л. И. Климович. – М. : Общество по распространению политических и научных знаний РСФСР, 1958. – 45 с.
13. Малерб М. Религии человечества. М.; СПб., 1997.
14. Михайлова С.М., Коршунова О.Н. Казань в системе этнокультурного взаимодействия народов России // Народы России на переломе эпох (ХХ – начало XXI вв.). – Казань: КГТУ, 2005. – С. 8-15.
15. Права человека: Сб. международных документов. М., 1998.
16. Сурдель Д., Сурдель Ж. Цивилизация классического ислама. Екатеринбург, 2006.
17. Торнау Н. Изложение начал мусульманского законоведения / Н. Торнау. СПб., 1850. С. 141.
18. Тухватуллина Л.И. Проблема человека в трудах татарских богословов: конец XIX - начало XX веков / Л.И. Тухватуллина. Казань: Тат. кн. изд-во, 2003. С. 82.
19. Хайдар Баш. Права женщины в Исламе / Баш Хайдар. Казань: Мастер-Лайн, 2003. С. 31.
20. Хапчаев С. Т. Проблема равенства и неравенства в мусульманской правовой доктрине: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Ставрополь, 2010. - 26 с.
21. Хитцель Ф. Османская империя. Москва, 2006. - 384 с.
22. Шиле. Казанские татары. Этнографический очерк // Природа и люди. – СПб. - 1979. - № 1 (январь) - С. 1-26.
23. An-Na'im A.A. Human Rights and Religious Values: An Uneasy Relationship? Grand Rapids: MI, 1995.
24. Mayer A.E. Islam and Human Rights: Tradition and Politics. Boulder, 1991.
25. Coulson N. A History of Islamic Law. Edinburgh, 1964.