Особенности консультирования семей с нарушенной внутрисемейной коммуникацией

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Практическая психология
  • 30 30 страниц
  • 26 + 26 источников
  • Добавлена 30.06.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
Глава 1. Теоретический обзор проблемы семейных отношений и консультирования 4
1.1. Характеристика и виды семейных отношений 4
1.2. Причины нарушений внутрисемейной коммуникации 8
1.3. Особенности психологического консультирования по проблемам в семейных отношениях 10
Глава 2. Выявление особенностей психологическго консультирования семей с нарушенной внутрисемейной коммуникацией 13
2.1. Организация и методы исследования 13
2.2. Результаты исследования 16
2.3. Анализ результатов исследования 19
Заключение 23
Список использованных источников 25

Фрагмент для ознакомления

2.3. Анализ результатов исследованияПо результатам выявленных нарушений составлена программа консультативной помощи для семей с нарушенной внутрисемейной коммуникацией. Она включала 3 сеанса в паре, продолжительность каждого сеанса 45 минут. Сеансы проводились 1 раз в неделю.Первый сеанс. Вначале специалист изучает результаты диагностики каждого участника, которые в свою очередь самостоятельно обдумали и сформулировали проблемы. Проводится первичная беседа, устанавливается психологический контакт, создается безопасная и благоприятная атмосфера для терапии. Психолог рассказывает об этике, правилах поведения, напоминает о конфиденциальности. В ходе беседы пара формулирует проблему, содержание ее причин, чувства в момент взаимодействия. Каждый супруг по очереди рассказывает о своих чувствах, мыслях, претензиях, а также предлагает варианты решения проблемы. Второй сеанс. Тренинг осознания уровня доверия. Данный тренинг направлен на принятие проблемы, ее составляющих. В ходе тренинга супруги принимают позицию друг друга, учатся находить компромиссы, изменять свое отношение к ситуации. Используется техника «Решение проблемы».Третий сеанс направлен на создание совместных ритуалов, которые позволяют определить начало развития конфликта для его преодоления, поиска совместного решения, а также отвлечения от проблемы. Данные ритуалы позволяют повысить уровень интереса, доверия друг к другу, найти общие ценности. Отметим, что психологическое консультирование реализовано в обеих группах испытуемых. По результатам отметили следующие изменения: Семьи с нарушенной внутрисемейной коммуникацией:- 1 пара: последняя неделя консультирования прошла без единого конфликта, хотя первые две недели наблюдалась агрессия друг к другу, особенно после 1 сеанса. По завершению консультаций пара отметила повышение интереса друг к другу в интимном плане, научились находить компромиссы, больше времени проводят наедине.- 2 пара: после первой консультации сразу наедине смогли обсудить проблемы в отношениях еще раз, составили план их преодоления. Начали чаще интересоваться мнением друг друга, отстаивать свои границы.- 3 пара: в процессе консультации супруги смогли изменить свое поведение и реакцию на проблемные ситуации, научились управлять уровнем агрессии, чаще проводят время наедине и с детьми, нашли общие занятия.2. Семьи без трудностей в семейной коммуникации:- 1 пара: смогли обсудить то, что не могли обсудить в личной беседе, развили чувство эмпатии.- 2 пара: убедились в правильности общих ценностей, сформулировали планы на ближайшее будущее.- 3 пара: смогли определить проблемные моменты во взаимоотношениях, найти пути решения. Отметили увеличение уровня доверия и терапевтичности общения друг с другом. Также после реализации консультирования семей определили показатели достоверности полученных результатов с целью определения их значимости. Выяснили, что по всем показателям улучшение результатов в семьях с нарушенной коммуникацией значимо (при р≤0,1). Это свидетельствует о высокой эффективности консультативной работы, особенно в отношении повышения удовлетворенности браком, доверительности общения, нахождения общих символов семьи и легкости коммуникации (табл. 1).Таблица 1.Корреляционный анализ результатов семей с нарушенной внутрисемейной коммуникациейТест1 группа семей до эксперимента1 группа после экспериментаКритерий СтьюдентаσσУдовлетворенность браком17,53,2131,043,371,1Доверительность общения15,614,0738,62,211,06Взаимопонимание между супругами18,016,06545,910,41Сходство во взглядах34,55,2766,15,10,11Общие символы семьи16,83,2165,015,220,8Легкость общения между супругами23,52,3157,14,490,73Психотерапевтичность общения13,212,2258,34,70,64Во второй группе получили менее значимые результаты (при р≤0,1), это можно связать с тем, что изначально проблем с коммуникацией нет. Тем не менее можно выделить улучшение результатов в отношении повышения психотерапевтичности и легкости общения (табл. 2). Таблица 2.Корреляционный анализ результатов семей без проблем в коммуникацииТест2 группа семей до эксперимента2 группа после экспериментаКритерий СтьюдентаσσУдовлетворенность браком37,34,1444,15,60,33Доверительность общения73,15,2788,026,030,46Взаимопонимание между супругами77581,75,910,31Сходство во взглядах85,16,186,26,30,07Общие символы семьи79,055,3380,25,610,09Легкость общения между супругами73,55,3477,65,490,63Психотерапевтичность общения68,14,2773,055,710,702Таким образом, можно говорить об эффективности консультирования семей с нарушенной внутрисемейной коммуникацией. Снизилась частота развития внутрисемейных конфликтов, повысился уровень доверия и заинтересованности жизнью партнера. Супруги изменили образ мышления и поведения, что привело к улучшению понимания и коммуникации. ЗаключениеНа основании проведенного анализа научной литературы и проведенного исследования определены особенности семейных отношений, причины их отклонения, особенности семейного консультирования. Это позволило очертить границы проводимого исследования и понять особенности и отличия между семьями с нарушенной и нормальной коммуникацией, проходящими курс психологического консультирования. Семья представляет собой группу людей, объединенных законными или кровными отношениями, бытом, моральной и правовой ответственностью и другими факторами. Выделяют семейные отношения на основании брачно-семейных отношений. Каждая семья проходит определенный жизненный цикл, в ходе которого выполняются определенные функции. На нормальные семейные отношения могут повлиять глобальные, микросоциальные и внутрисемейные факторы, которые приводят к нарушениям коммуникации. Психологическое консультирование представляет собой разновидность психотерапии, в основе которого лежит решение вопросов семейного характера. На практике используются различные формы, методы и техники консультирования, способствующие осознанию проблем в семейной и личной жизни, достижения поставленных целей при разрешении вопросов эмоционального и межличностного характера. В основе любой консультации лежит беседа.Для достижения цели организовано исследование на базе ПАО «Ростелеком» в г. Москва. В нем приняли участие 6 семей: 3 семьи с нарушенной внутрисемейной коммуникацией и 3 семьи без данных трудностей. Средний возраст составил 45±0,25 лет. У каждой пары данный брак – первый, продолжительность которого в среднем 21±0,1 лет. Также реализована программа консультативной помощи, которая включала 3 сеанса в паре, продолжительность каждого сеанса 45 минут. Сеансы проводились 1 раз в неделю.По окончании исследования проведен корреляционный анализ, который показал значимость полученных различий после проведенного консультирования у семей с нарушенной коммуникацией, в меньшей степени – у нормально функционирующих семей, что доказывает эффективность. Таким образом, цель и задачи выполнены в полном объеме. К перспективным направлениям работы можно отнести изучение конкретных причин нарушения внутрисемейных отношений и эффективность психологического консультирования в конкретном случае. Также можно увеличить объем выборки для выявления закономерностей. Список использованных источниковАбрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2000. – 240 с. Азадова З.Р. Современные подходы к семейному консультированию / З.Р. Азадова // Мировая наука. – 2017. – № 7 (17). – С. 147-151.Акрамова Ф.А. Психологическая помощь семье как необходимый фактор поддержки и укрепления семей / Ф.А. Акрамова // Институты воспроизводства человеческого капитала (семья, школа, вуз). – 2020. – С. 5-10. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 208 с. Батыршина А.Р. Семья как социально-психологический феномен: теоретико-психологический аспект / А.Р. Батыршина, И.И. Шарафиева // Гуманизация образования. – 2023. – № 1. – С. 137-147.Бонкало Т.И. Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования / Т.И. Бонкало // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – № 3. – С. 95-101. Бурмистрова Е.А. Современная семья: психология отношений / Е.А. Бурмистрова, М. Бурмистров. – М.: ДАРЪ, 2017. – 543 с.Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.Веснина Т.А. Трансформация семейных ценностей у подрастающего поколения в современном обществе / Т.А. Веснина // Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ. – 2023. – С. 154-157.Воронина С.А. Социально-психологический подход к конфликту: стратегии поведения и предотвращения / С.А. Воронина, Я.Э. Меженин, А.В. Овсянникова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2023. – № 3. – С. 165-175.Глэддинг С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 1998. – 272 с.Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2008. – 544 с.Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.Жог В.И. Семья и любовь в философии В. С. Соловьева / В.И. Жог, А.Е. Коломейцев // Развитие личности. – 2008. – № 3. – С. 26-35.Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, ОППЛ, 2002. – 464 с.Кошманова А.А. Особенности психологии семейных взаимоотношений / А.А. Кошманова // Мировая наука. – 2022. – № 8 (65). – С. 32-39.Лазурский А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский. Под ред. М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. – М.: Юрайт, 2023. – 274 с. Люситина А.Д. Современные формы и виды браков в России и зарубежных странах / А.Д. Люситина // Современное состояние и перспективы развития современной юриспруденции. – 2022. – С. 74-84.Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 992 с. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 256 с. Николаева Л.С. Типы семей в современном российском обществе: историко-социологический аспект / Л.С. Николаева, О.В. Загорская, Т.В. Слезко, Л.Н. Кузьмичева // Вестник Южно-российского государственного технического университета (НПИ). – 2019. – № 2. – С. 104-110.Петраш М.Д. Роль семейных эмоциональных коммуникаций в психологическом благополучии: межпоколенные эффекты / М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая, Т.С. Харитонова // Вестник Костромского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 69-76.Ребенок В.В. Деструктивные семьи, типы взаимоотношений в них и их влияние на формирование личности и межличностное общение во взрослом возрасте / В.В. Ребенок // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2021. – № 4. Т. 19. – С. 17-34.Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М.: Класс, 2005. – 208 с.Шкрябко И.П. Семейное консультирование как вид психологической помощи семье / И.П. Шкрябко // Актуальные проблемы современной семьи. – 2021. – С. 635-639.

1. Абрамова Г.С. Психологическое консультирование: теория и опыт / Г.С. Абрамова. – М.: Академия, 2000. – 240 с.
2. Азадова З.Р. Современные подходы к семейному консультированию / З.Р. Азадова // Мировая наука. – 2017. – № 7 (17). – С. 147-151.
3. Акрамова Ф.А. Психологическая помощь семье как необходимый фактор поддержки и укрепления семей / Ф.А. Акрамова // Институты воспроизводства человеческого капитала (семья, школа, вуз). – 2020. – С. 5-10.
4. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование / Ю.Е. Алешина. – М.: Независимая фирма «Класс», 2007. – 208 с.
5. Батыршина А.Р. Семья как социально-психологический феномен: теоретико-психологический аспект / А.Р. Батыршина, И.И. Шарафиева // Гуманизация образования. – 2023. – № 1. – С. 137-147.
6. Бонкало Т.И. Комплексная социально-психологическая помощь семье в рамках психологической службы образования / Т.И. Бонкало // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. – 2010. – № 3. – С. 95-101.
7. Бурмистрова Е.А. Современная семья: психология отношений / Е.А. Бурмистрова, М. Бурмистров. – М.: ДАРЪ, 2017. – 543 с.
8. Бурнард Ф. Тренинг навыков консультирования / Ф. Бурнард. – СПб.: Питер, 2002. – 256 с.
9. Веснина Т.А. Трансформация семейных ценностей у подрастающего поколения в современном обществе / Т.А. Веснина // Глобальные социальные процессы 4.0: социокультурные трансформации в системе современных обществ. – 2023. – С. 154-157.
10. Воронина С.А. Социально-психологический подход к конфликту: стратегии поведения и предотвращения / С.А. Воронина, Я.Э. Меженин, А.В. Овсянникова // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2023. – № 3. – С. 165-175.
11. Глэддинг С. Психологическое консультирование / С. Глэддинг. – СПб.: Питер, 2002. – 736 с.
12. Голод С.И. Семья и брак: историко-социологический анализ / С.И. Голод. – СПб.: Петрополис, 1998. – 272 с.
13. Гришина Н.В. Психология конфликта / Н.В. Гришина. – СПб: Питер, 2008. – 544 с.
14. Дружинин В.Н. Психология семьи / В.Н. Дружинин. – СПб.: Питер, 2008. – 176 с.
15. Жог В.И. Семья и любовь в философии В. С. Соловьева / В.И. Жог, А.Е. Коломейцев // Развитие личности. – 2008. – № 3. – С. 26-35.
16. Кочюнас Р. Психологическое консультирование. Групповая психотерапия / Р. Кочюнас. – М.: Академический проект, ОППЛ, 2002. – 464 с.
17. Кошманова А.А. Особенности психологии семейных взаимоотношений / А.А. Кошманова // Мировая наука. – 2022. – № 8 (65). – С. 32-39.
18. Лазурский А.Ф. Классификация личностей / А.Ф. Лазурский. Под ред. М.Я. Басова, В.Н. Мясищева. – М.: Юрайт, 2023. – 274 с.
19. Люситина А.Д. Современные формы и виды браков в России и зарубежных странах / А.Д. Люситина // Современное состояние и перспективы развития современной юриспруденции. – 2022. – С. 74-84.
20. Малкина-Пых И.Г. Семейная терапия / И.Г. Малкина-Пых. – М.: Эксмо, 2006. – 992 с.
21. Минияров В.М. Психология семейного воспитания / В.М. Минияров. – М.: Московский психолого-социальный институт, 2000. – 256 с.
22. Николаева Л.С. Типы семей в современном российском обществе: историко-социологический аспект / Л.С. Николаева, О.В. Загорская, Т.В. Слезко, Л.Н. Кузьмичева // Вестник Южно-российского государственного технического университета (НПИ). – 2019. – № 2. – С. 104-110.
23. Петраш М.Д. Роль семейных эмоциональных коммуникаций в психологическом благополучии: межпоколенные эффекты / М.Д. Петраш, О.Ю. Стрижицкая, Т.С. Харитонова // Вестник Костромского государственного университета. – 2022. – № 1. – С. 69-76.
24. Ребенок В.В. Деструктивные семьи, типы взаимоотношений в них и их влияние на формирование личности и межличностное общение во взрослом возрасте / В.В. Ребенок // Северо-Кавказский психологический вестник. – 2021. – № 4. Т. 19. – С. 17-34.
25. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики / А.В. Черников. – М.: Класс, 2005. – 208 с.
26. Шкрябко И.П. Семейное консультирование как вид психологической помощи семье / И.П. Шкрябко // Актуальные проблемы современной семьи. – 2021. – С. 635-639.