Формирование мотивации учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыки
Заказать уникальную дипломную работу- 30 30 страниц
- 30 + 30 источников
- Добавлена 08.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Общая характеристика мотивации как области научного исследования 6
1.1 Мотивация как социально-психологический феномен 6
1.2 Особенности мотивации к обучению на уроках музыки 11
Выводы по главе 1 15
Глава 2. Опытно-практические основы формирования мотивации учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыки 16
2.1 Условия формирования мотивации учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыки 16
2.2 Диагностический инструментарий формирования мотивации обучающихся на уроках музыки 20
2.3 Рекомендации по повышению мотивации учащихся на уроках музыки 23
Выводы по главе 2 25
Список литературы 28
На уроках музыки пассивен. Средний уровень: не принимает участие в диалоге, но может самостоятельно решить творческую задачу. Высокий уровень: интересуется разными вариантами решения творческой задачи. Старается интепретивровать свой выбор. Стремиться к самостоятельному решению задач. Методами замера сформированности мотивации были анкетирование и творческая задача (приложение 1). Средние Результаты диагностики исследования представлены в таблице 1. Таблица 1 – средние результаты комплексной диагностики исследованияШкалаИнтенсивность вопросовУровень концентрации вниманияКачество самостоятельной работыИнтерес к поиску решенияИнтерес к процессу решенияИнтерес к творческой деятельностиСредний результат (баллы)222112По результатам начальной диагностики можно сделать следующее заключение: - учащиеся не обладают высоким уровнем мотивации к музыкальной деятельности на уроках музыки. Большинство детей не заинтересованы в творческой деятельности, что доказывается многочисленными пропусками, низким уровнем учебной деятельности, не активности на уроках; - большинство учеников, не имеют навык творческой деятельности: не понимают творчество и не стремятся проявить себя в нём; - учеников не интересует творческая деятельность, как средство самореализации и саморазвития. Нет концентрации внимания на уроках. Отсутствует интерес к процессу творческой деятельности на уроках музыки ;- самостоятельный поиск решения творческих задач зафиксирован только у нескольких учеников, что является низким показателем общего уровня мотивации к музыкальной деятельности на уроках музыки. На основе результатов было решено, что для формирования учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыки нужно разработать перечень рекомендаций соответствующих условиям формирования мотивации учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыки. 2.3 Рекомендации по повышению мотивации учащихся на уроках музыкиСодержание учебного процесса на уроках музыки нацелено на формирование потребности к полноценному художественному общению с произведениями различных видов искусств. Используя интеграцию искусств, сравнительный анализ художественных произведений, создание стимулирующей поисковой ситуации, у учащихся формируется ассоциативно-образное мышление, эмоционально-познавательная деятельность, совершенствуется память, внимание, воображение. С использованием интерактивных технологий простое слушание для учителя музыки открывается новые возможности по использованию наглядно - дидактического и демонстрационного материала на уроке:Видеоряд: фрагменты из опер, балетов, мюзиклов, музыкальных кинофильмов, концертов классической и популярной музыки.Синтезированный зрительный ряд: портреты композиторов, исполнителей и исполнительских коллективов; тематические рисунки, репродукции произведений изобразительного искусства.Интернет-технологии на уроках музыки применяются таким образом, что дети сами через Интернет находят информация о композиторах, музыкальных инструментах, значение музыкальных терминов, поиск портретов композиторов, новости музыкальной культуры. Всё это оформляется ими в виде рефератов, сообщений, наглядных пособий и т. д.Одной из ведущих технологий, используемой на уроках музыки, является метод проектов. Учитель предлагает ученику проблему, знакомую и значимую для ребенка, для решения которой ему необходимо приложить полученные знания и новые знания, которые еще предстоит приобрести. Учитель подсказывает новые источники информации, направляет мысли учеников для самостоятельного поиска. Инновационной формой работы является использование сотовой связи. У многих школьников на сотовых телефонах запрограммированы самые разнообразные фрагменты классической музыки. Получив домашнее задание, определить название фрагмента или композитора, учащиеся с удовольствием выполняют его.«Минута славы» - на уроке предоставляется время для демонстрации своих музыкальных способностей: игра на музыкальном инструменте, вокальное исполнение и пр. Возникает редкая возможность наблюдать за детьми в процессе восприятия «живого» искусства, видеть непосредственный эмоциональный отклик или его отсутствие.Выводы по главе 2Результаты опытно-поисковой работы подтвердили выдвинутую намигипотезу.В настоящем исследовании были определены следующие критерииоценки сформированности мотивации: сформированность познавательных мотивов; сформированность внутренних мотивов.По результатам начальной диагностики можно сделать следующее заключение: - учащиеся не обладают высоким уровнем мотивации к музыкальной деятельности на уроках музыки. Большинство детей не заинтересованы в творческой деятельности, что доказывается многочисленными пропусками, низким уровнем учебной деятельности, не активности на уроках; - большинство учеников, не имеют навык творческой деятельности: не понимают творчество и не стремятся проявить себя в нём; - учеников не интересует творческая деятельность, как средство самореализации и саморазвития. Нет концентрации внимания на уроках. Отсутствует интерес к процессу творческой деятельности на уроках музыки ;- самостоятельный поиск решения творческих задач зафиксирован только у нескольких учеников, что является низким показателем общего уровня мотивации к музыкальной деятельности на уроках музыки. Основными условиями формирования мотивации учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыки являются средства образующие комплекс методов эффективно влияющего на ученика, его познавательную и творческую сферу. ЗаключениеСегодня изучение формирования мотивации учащихся к музыкальной деятельности становится все более актуальной и насущной научной проблемой. Недостаточно исследованными остаются многие аспекты проблемы исследования, в частности, вопрос специфики ее в призме психологических характеристик личности и её диспозиций. В рамках данного исследования нами была поставлена цель, выявить особенности формирования мотивации учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыкив начальных классах.Для достижения цели нами были решены следующие задачи: провести анализ подходов к изучению понятия «мотивация» как социально-психологических феномен; определить основные особенности мотивации к обучению на уроках музыки; выявить условия формирования мотивации учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыки; составить диагностический инструментарий формирования мотивации обучающихся к музыкальной деятельности на уроках музыки; разработать рекомендации по повышению мотивации учащихся на уроках музыки. Решение задач научного исследования позволило прийти нам к следующим выводам. Мотивация личности является основой жизни человека. Мотивация определяет познавательную направленность с учетом личностных особенностей человека.Состояние изучения социально-психологического феномена понятия мотивация характеризует многообразие подходов к пониманию феномена и авторских определений его сути. Несмотря на обозначенную полемичность в определении, большинство из исследователей склоняется к выделению следующих характеристик: мотивация является процессом, который позволяет личности достичь желаемой цели; стремление к удовлетворению желаний и потребностей. Музыка, как предмет в общеобразовательной школе является искусством, поэтому для формирования к обучению многие педагоги используют творческие методики: пение, слушание музыки, инсценировка инструментальных произведений и многое другое.В настоящем исследовании были определены следующие критерии оценки сформированности мотивации: сформированность познавательных мотивов; сформированность внутренних мотивов.По результатам начальной диагностики можно сделать следующее заключение: - учащиеся не обладают высоким уровнем мотивации к музыкальной деятельности на уроках музыки. Большинство детей не заинтересованы в творческой деятельности, что доказывается многочисленными пропусками, низким уровнем учебной деятельности, не активности на уроках; - большинство учеников, не имеют навык творческой деятельности: не понимают творчество и не стремятся проявить себя в нём; - учеников не интересует творческая деятельность, как средство самореализации и саморазвития. Нет концентрации внимания на уроках. Отсутствует интерес к процессу творческой деятельности на уроках музыки ;- самостоятельный поиск решения творческих задач зафиксирован только у нескольких учеников, что является низким показателем общего уровня мотивации к музыкальной деятельности на уроках музыки. Основными условиями формирования мотивации учащихся к музыкальной деятельности на уроках музыки являются средства образующие комплекс методов эффективно влияющего на ученика, его познавательную и творческую сферу. Список литературыАбдуллин Э.Б. Теория музыкального образования / Э.Б. Абдулин. – Москва : Педагогика, 2004. – 432 с. Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – Москва : Просвещение, 1983. – 222 с. Безбородова Л.А. Методика преподавания музыка к общеобразовательных учреждений / Л.А. Безбородова. – Санкт-Петербург : Планета музыка, 2014. – 512 с. Бибрих Р.Р. Особенности мотивации в учебной деятельности / Р.Р. Бибрих // Вестник Московского университета. - № 14. – С. 27-35. Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – Москва : Педагогика, 1972. – 352 с.Болотина Л.А. Психология и педагогика / Л.А. Болотина. – Москва : МИЭМП, 2005. – 68 с. Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. – Москва : Педагогика, 1968. – 415 с. Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С. Герасимова // Научные материалы международного форума. – 2000 - № 13 – С. 52-58. Грекова В.А. Психология учебной мотивации / В.А. Грекова // Психологический вестник – 2018 - № 3 – С. 45-51.Заварина С.Ю. Развитие музыкального творчества в школе / С.Ю. Заварина // Проблемы современного музыкального образования – 2022 - № 5 – С. 44 – 46.Знаюк С.А. Психология мотивации / С.А. Знаюк. – Москва : Новейшая психология, 2001. – 352 с. Кабалевскйи Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский. – Москва : Просвещение, 2001. – 204 с. Комил Б.Х Особенности общения между преподавателем и учениками / Б.Х. Комил // Science and Education – 2023 - № 6 – С. 54 – 69. Круглова М.Н. Феноменологический подход в преподавании музыки в школе / М.Н. Круглова // Мир науки, культуры и образования – 2022 – № 6 – С. 12 – 19. Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – Моксва: Эльфа, 1996. – 96 с. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - Москва : Педагогика, 1981. – 260 с. Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А.К. Маркова. – Москва: Просвещение, 1983. – 64 с. Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность: их измерение и взаимодействие у учащихся / В.Э. Мильман // Эмоции в физическом воспитании учащихся – 1987 - № 2 – С. 201-212. Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова – Москва : Знание, 1979. – 450 с.Назайникин Е.В. О психологии музыкального воспитания / Е.В. Назайникин – Москва : Музыка, 1972. 384 с. Новикова О.А. Хоровая музыка в общеобразовательной школе / О.А. Новикова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств – 2022 - № 5 – С. 56 – 61.Одоевский В.А. Формирование мотивации к обучению в школе / В.А. Одоевский // Музыкальное искусство и образование - 2022 – № 1 – С. 54 – 62.Поляков А.В. Взаимодействие педагога и обучающихся / А.В. Поляков // Инновационные проекты и программы в образовании – 2018 - № 2 – С. 53-60.Рудзик М.Ф. Формирования у обучающихся в школе музыкально-исторических компетенций / М.Ф. Рудзик // Ученые записки. – 2022 - № 7 – С. 21 – 24. Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики / М.Н. Скаткин. – Москва : Педагогика, 1980. – 96 с. Старостина А.Д. Классическая музыка в общеобразовательной школе / А.Д. Старостина // Проблемы современного педагогического образования – 2022 - № 1 – С. 23 – 27.Теглява С.А. Развитие интереса к хоровому пению у школьников общеобразовательной школы / С.А. Теглява // Вестник Православно Свято-Тихвинского университета – 2022 - № 5 – С. 34 – 38.Токарев Н.Г. Развитие креативности на уроках музыки в общеобразовательной школе / Н.Г. Токарев // Вестник науки – 2023 - № 6 – С. 45 – 56.Фейгин М.Э. Индивидуальность учения и искусство педагога / М.Э. Фейгин – Москва : Музыка, 197. – 112 с.Хасанов М.Р. Методика музыкального обучения в школе / М.Р. Хасанов // Экономика и социум – 2022 – № 2 – С. 47 - 49.
2.Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе / О.А. Апраскина. – Москва : Просвещение, 1983. – 222 с.
3.Безбородова Л.А. Методика преподавания музыка к общеобразовательных учреждений / Л.А. Безбородова. – Санкт-Петербург : Планета музыка, 2014. – 512 с.
4.Бибрих Р.Р. Особенности мотивации в учебной деятельности / Р.Р. Бибрих // Вестник Московского университета. - № 14. – С. 27-35.
5.Божович Л.И. Изучение мотивации поведения детей и подростков / Л.И. Божович. – Москва : Педагогика, 1972. – 352 с.
6.Болотина Л.А. Психология и педагогика / Л.А. Болотина. – Москва : МИЭМП, 2005. – 68 с.
7.Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка / Н.А. Ветлугина. – Москва : Педагогика, 1968. – 415 с.
8.Герасимова А.С. Теория учебной мотивации в отечественной психологии / А.С. Герасимова // Научные материалы международного форума. – 2000 - № 13 – С. 52-58.
9.Грекова В.А. Психология учебной мотивации / В.А. Грекова // Психологический вестник – 2018 - № 3 – С. 45-51.
10.Заварина С.Ю. Развитие музыкального творчества в школе / С.Ю. Заварина // Проблемы современного музыкального образования – 2022 - № 5 – С. 44 – 46.
11.Знаюк С.А. Психология мотивации / С.А. Знаюк. – Москва : Новейшая психология, 2001. – 352 с.
12.Кабалевскйи Д.Б. Основные принципы и методы программы по музыке для общеобразовательной школы / Д.Б. Кабалевский. – Москва : Просвещение, 2001. – 204 с.
13.Комил Б.Х Особенности общения между преподавателем и учениками / Б.Х. Комил // Science and Education – 2023 - № 6 – С. 54 – 69.
14.Круглова М.Н. Феноменологический подход в преподавании музыки в школе / М.Н. Круглова // Мир науки, культуры и образования – 2022 – № 6 – С. 12 – 19.
15.Леонтьев А.А. Педагогическое общение / А.А. Леонтьев. – Моксва: Эльфа, 1996. – 96 с.
16.Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения / И.Я. Лернер. - Москва : Педагогика, 1981. – 260 с.
17.Маркова А.К. Мотивация учения и её воспитание у школьников / А.К. Маркова. – Москва: Просвещение, 1983. – 64 с.
18.Мильман В.Э. Мотивация и эмоциональность: их измерение и взаимодействие у учащихся / В.Э. Мильман // Эмоции в физическом воспитании учащихся – 1987 - № 2 – С. 201-212.
19.Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе / Н.Г. Морозова – Москва : Знание, 1979. – 450 с.
20.Назайникин Е.В. О психологии музыкального воспитания / Е.В. Назайникин – Москва : Музыка, 1972. 384 с.
21.Новикова О.А. Хоровая музыка в общеобразовательной школе / О.А. Новикова // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств – 2022 - № 5 – С. 56 – 61.
22.Одоевский В.А. Формирование мотивации к обучению в школе / В.А. Одоевский // Музыкальное искусство и образование - 2022 – № 1 – С. 54 – 62.
23.Поляков А.В. Взаимодействие педагога и обучающихся / А.В. Поляков // Инновационные проекты и программы в образовании – 2018 - № 2 – С. 53-60.
24.Рудзик М.Ф. Формирования у обучающихся в школе музыкально-исторических компетенций / М.Ф. Рудзик // Ученые записки. – 2022 - № 7 – С. 21 – 24.
25.Скаткин М.Н. Проблема современной дидактики / М.Н. Скаткин. – Москва : Педагогика, 1980. – 96 с.
26.Старостина А.Д. Классическая музыка в общеобразовательной школе / А.Д. Старостина // Проблемы современного педагогического образования – 2022 - № 1 – С. 23 – 27.
27.Теглява С.А. Развитие интереса к хоровому пению у школьников общеобразовательной школы / С.А. Теглява // Вестник Православно Свято-Тихвинского университета – 2022 - № 5 – С. 34 – 38.
28.Токарев Н.Г. Развитие креативности на уроках музыки в общеобразовательной школе / Н.Г. Токарев // Вестник науки – 2023 - № 6 – С. 45 – 56.
29.Фейгин М.Э. Индивидуальность учения и искусство педагога / М.Э. Фейгин – Москва : Музыка, 197. – 112 с.
30.Хасанов М.Р. Методика музыкального обучения в школе / М.Р. Хасанов // Экономика и социум – 2022 – № 2 – С. 47 - 49.