Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации
Заказать уникальную курсовую работу- 57 57 страниц
- 16 + 16 источников
- Добавлена 08.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ …………………………………………………………………. 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОО …………………... 5
1.1. Понятие «адаптация» в психолого-педагогических исследованиях ... 5
1.2. Возрастные особенности детей раннего возраста ………………… 8
1.3. Методы адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО ……… 10
Глава 2 . ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА ПО ПРОБЛЕМЕ ИССЛЕДОВАНИЯ ... 19
2.1 Обобщение опыта по проблеме адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО…………………………………………………………….
2.2. Обобщение опыта эксперимента в ДОО с детьми раннего возраста…………………………………........................................................ 19
22
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………... 36
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ ………………………. 38
ПРИЛОЖЕНИЕ А ………………………………………………………….. 42
ПРИЛОЖЕНИЕ Б ………………………………………………………….. 44
ПРИЛОЖЕНИЕ В ………………………………………………………….
Приложение 1………………………………………………………………..
Приложение 2………………………………………………………………..
Приложение 3….…………………………………………………………….
Приложение 4………………………………………………………………...
45
46
48
50
53
ru. – 20.03.2017. - URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/adaptatsiya-detej-k-usloviyam-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizatsii-nauchnyj-analiz-problemy.html (дата обращения - 16.02.2023)9. Елена Олеговна Смирнова Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 104 c.10.Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду [Текст]: (возраст.особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.– 192 с.11. Иванова, Е.Н. "Влияние семейной среды на адаптацию детей к дошкольному образовательному учреждению". Вестник психологии и педагогики, 2017, том 4, с. 45-53.12.Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду: общение, речь,эмоциональное развитие [Текст] : метод. пособие / И. С. Ильина. – Ярославль: Акад. развития, 2008. – 143 с..13. Михайлова, Е.С. "Роль педагога в процессе адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении". Журнал современной психологии и образования, 2016, том 1, с. 56-64.14. Мусилович Т.А. Ранний возраст – особенности развития раннего возраста [Электронный ресурс] / Т.А. Мусилович // Психолого-педагогический центр pcenter-tlt.ru – 2021. - URL: https://pcenter-tlt.ru/rannij-vozrast-osobennosti-razvitiya-detej-rannego-vozrasta (дата обращения-03.02.2023)15.Николаева, Е. И. Некоторые размышления о подготовке ребенка кпосещению детского сада [Текст] / Е. И. Николаева // Дошкольная педагогика. –2011. – № 9. – С. 67-69.16. Силантьева В.О. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям в ДОУ [Электронный ресурс] / В.О. Силантьева // Инфоурок infourok.ru- 11.11.2016. – URL: https://infourok.ru/adaptaciya-rebenka-rannego-vozrasta-k-usloviyam-v-dou-1340930 (дата обращения - 12.01.2023)17. Смирнов, В.В. "Формы и методы работы с детьми в процессе адаптации в дошкольном образовании". Педагогика развития, 2019, том 8, с. 68-75.18. Сырова Н.А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Электронный ресурс] / Н.А. Сырова // Международный образовательный портал maam.ru – 11.10.2017. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-doklad-na-temu-adaptacija-detei-ranego-vozrasta-k-uslovijam-dou.html (дата обращения - 10.01.2023)19. Фисюкова Е.П. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Е.П. Фисюкова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – 12.01.2020. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/12/adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-doshkolnogo (дата обращения - 20.01.2023)20. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста: учебник для вузов / Ю. М. Хохрякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 262 с. — (Высшее образование) [Электронный ресурс] / Ю.М. Хохрякова // Образовательная платформа Юрайт urait.ru — 2023. - URL: https://urait.ru/bcode/514193 (дата обращения: 10.01.2023)21.Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» [Текст]: работа адаптацион. группы / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. № 5. –С. 109-110.Литература ( ко 2 главе) 1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.3. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.4 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ./авт. –сост. Л.В. Белкина- Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.8. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду./О.Г. Заводчикова.-М.:Просвещение, 2007, -79 с.9.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.10. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.11 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72с.12 Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.13 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.14 Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.- М., 1992.15.Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт.-сост. Н.В. Соколовская.- Волгоград6Учитель, 2010.-188с.16. Тонкова-Ямпольская Р.В. «Основы медицинских знаний»- М.: Просвещение, 1986. - 320с. ил.ПРИЛОЖЕНИЕ А.АНКЕТИРОВАНИЕ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ПРИ ПОСТУПЛЕНИИ РЕБЕНКА В ДЕТСКИЙ САДУважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас и Вашего ребенка в нашем детском саду! Давайте познакомимся по ближе. Пожалуйста, заполните анкету. Она поможет Вашем ребенку лучше адаптироваться! 1.Сведения о родителях:Ф.И.О. мамы____________________________________________Место работы и должность мамы ____________________________________________________________________Контактный телефон_____________________________________Образование____________________________________________________Ф.И.О. папы____________________________________________Место работы и должность папы ____________________________________________________________________Контактный телефон_____________________________________Образование____________________________________________________2.Сколько человек входит в состав семьи? _______________________3.Ваш домашний адрес ____________________________________________________________________4.Сведения о ребенке:Ф.И. ребенка ___________________________________________Дата рождения _________________________________________Как Вы ласково называете дома ребенка? _______________________________________________________Есть и у ребенка особенности здоровья, о которых мы должны знать?_________________________________________________________________________________________________________Какая еда больше всего нравится ребенку? __________________Какая еда совсем не нравится ребенку? _____________________Есть ли аллергия на что-либо у ребенка? _______________________________________________________Какая самая любимая игрушка? ___________________________Чем любит больше всего заниматься Ваш ребенок? _______________________________________________________С каким настроение обычно просыпается ребенок? _______________________________________________________Уважаемые родители! Просьба отвечать честно на наши вопросы. Каждый пункт очень важен для нас и для комфортного пребывания ребенка в детском саду! Спасибо! ПРИЛОЖЕНИЕ Б. УТРЕННИЙ ФИЛЬТР№ п\пДатаФамилия, имя ребенкаРезультаты осмотракожазевt℃1.2.3.4.5.6.7.8.9.10.11.12.13.14.15.16.17.18.19.20.ПРИЛОЖЕНИЕ В. АДАПТАЦИОННЫЙ ЛИСТ РЕБЕНКАФ.И. ребенка _______________________________________________Дата рождения _____________________________________________Дата поступления в ДОО _____________________________________Возраст ребенка при поступлении _____________________________Адаптационные данныеДни наблюдения123510163264128НастроениеХорошееПлохоеНеустойчивоеРаздражительноеАппетитХорошийПлохойИзбирательныйСонЛегко засыпаетНе спитИгровая активностьДоброжелателенКонтактенАгрессивенРечевая активностьАктивенПассивенПознавательная активностьЛюбознателенНе любознателенУсловные обозначения: + - выбранный показатель; б – болел, н- не присутствовал в детском саду по другим причинам. Взаимоотношения с педагогами (нужно подчеркнуть): доброжелателен, контактен, агрессивенИндивидуальные проявления ____________________________________ ____________________________________________________________ Приложение1Консультация « Стили семейного воспитания» Цель: защитить ребенка от неблагоприятных стрессовых ситуаций в условиях семьи.Задача: познакомить родителей со стилями семейного воспитания; помочь в выработке правильных, целесообразных стилей и методов воспитания в семье; оказать помощь в организации содержательной и радостной жизни ребенка.Поведение ребенка во многом зависит от стилей семейного воспитания.Императивный (авторитарный) стиль.Беспрекословное подчинение ребенка требованиям родителей,жесткий контроль всех сфер жизни ребенка, подавление его инициативы. Дети боятся своих родителей, становятся замкнутыми, неуверенными, менее самостоятельны и менее нравственно зрелые, чем сверстники, пользующиеся большей свободой.Эмоционально холодные отношения (воспитание по типу Золушки).Такие родители обычно равнодушные и жестокие. Дети и таких семей редко относятся к людям с доверием, испытывают трудности в общении, часто сами жестоки.Гиперопека.Излишняя забота о ребенке, чрезмерный контроль всех сторон жизни, основанный на тесном эмоциональном контакте. Это приводит к пассивности, несамостоятельности, трудностям в общении со сверстниками.Гипоопека.Детям позволено делать все, их делами никто не интересуется. Такая вседозволенность снимает с родителей ответственность за последствия поступков детей. Но дети должны видеть образец взрослого, ответственного поведения, на который можно было бы ориентироваться. Такие дети становятся зависимы от других внешних влияний. Если ребенок попадет в асоциальную группу, возможны наркомания и другие формы социально неприемлемого поведения.Демократический стиль.Родители и ребенок стоят на позиции дружественного взаимопонимания, отношениях сотрудничества, что обеспечивает ребенку активную позицию. Это вызывает у детей положительные эмоции, уверенность в себе, дает понимание ценности сотрудничества в совместной деятельности и обеспечивает обоюдную радость при достижении успеха. Помогает осознать ребенку свои права и обязанности, предполагает развитие мотивации целенаправленного управления своим поведением.Какова атмосфера вашей семьи?В какой семье дети чувствуют себя нужными любимыми, вырастают здоровыми и умными?Только в той семье, где: принимается любое индивидуальное различие; любовь выражается открыто; ошибки служат для приобретения нового опыта; общение откровенно и доверительно; личная ответственность и честность – часть взаимоотношений. Какой стиль воспитания преобладает в вашей семье? Почему? Какие новые слова появились в речи Вашего ребенка в последнее время?Приложение 2Анкета для родителей:«Готов ли Ваш ребенок к поступлению в группу присмотра?»Ф.И. ребенка ___________________________________________________________________1. Какое настроение преобладает у ребенка? а) бодрое, уравновешенное б) раздражительное, неустойчивое в) подавленное2. Как ребенок засыпает? а) быстро (до 10 мин.) б) медленно в) спокойно г) не спокойно3. Что Вы делаете, чтобы ребенок заснул? а) дополнительные воздействия ______________________________________________ (какие?) б) без дополнительных воздействий4. Какова продолжительность сна ребенка? а) 2 часа б) менее часа5. Какой аппетит у Вашего ребенка? а) хороший б) избирательный в) неустойчивый г) плохой6. Как относится Ваш ребенок к высаживанию на горшок? а) положительно б) отрицательно в) не просится, но бывает сухой г) не просится и ходит мокрый7. Есть ли у Вашего ребенка отрицательные привычки? а) сосет пустышку, сосет палец, раскачивается, другие __________________________ (указать) б) нет отрицательных привычек8. Интересуется ли Ваш ребенок игрушками, предметами дома и в новой обстановке? а) да б) нет в) иногда9. Проявляет ли ребенок интерес к действиям взрослых? а) да б) нет в) иногда10. Как играет Ваш ребенок? а) умеет играть самостоятельно б) не всегда в) не играет сам11. Взаимоотношения со взрослыми: а) легко идет на контакт б) избирательно в) трудно12. Взаимоотношения с детьми: а) легко идет на контакт б) избирательно в) трудно13. Отношение к занятиям (внимателен, усидчив, активен)? а) да б) нет в) не всегда14. Есть ли у ребенка опыт разлуки с близкими? а) да б) нет в) перенес разлуку легко г) тяжело15. Есть ли аффективная привязанность к кому-либо из взрослых? а) да б) нет Приложение 3Лист педагогической адаптации.Фамилия, имя ребенка ________________________Дата рождения ____________________________Дата поступления в группу _____________________Возраст при поступлении ____________________Группа здоровья ___________________________Данные антропометрии: рост _____ вес ______ (при поступлении) рост _____ вес ______ (через месяц)Заболевания до поступления __________________________________________________________Индивидуальные особенности _________________________________________________________Привычки ________________________________________________________________________Перенесенные заболевания, кол-во пропущенных дней ________________________________________Оценка адаптационного периода: _____________________Воспитатели: ___________________________________Оценка параметров адаптации.ПараметрыОценка /баллы/321Показатели физического здоровьясонглубокийзасыпает с трудомтревожен во снестулрегулярныйучащенныйзапормочеиспусканиерегулярноеучащенноередкое Степень адаптации:ЛЕГКАЯ – до 15 дней – 13 - 16 балловСРЕДНЯЯ – 15-25 дней – 9 - 12 балловТЯЖЕЛАЯ – более 25 дней – 5 -8 баллов Приложение 4Игры в адаптационный период с детьми 2-3 летОсновная задача игр в этот период - формирование эмоционального контакта, доверие детей к воспитателю.При проведении эмоциональных игр следует соблюдать постепенность: не следует уже при первом знакомстве с ребенком использовать в играх телесный контакт («Качели», «По ровненькой дорожке»). Описанные ниже варианты игр приводятся в такой последовательности:знакомство;игры с использованием игрушек и предметов;контакт руками;телесный контакт.Кроме этого, игры, направленные на формирование общения, требуют соблюдения нескольких условий:Во-первых, взрослый проявляет большую заинтересованность в игре, активно организует взаимодействие с ребенком, прилагает усилия, чтобы увлечь ребенка игрой;Во-вторых, взрослый сопровождает игровые действия комментариями, описывая словами все этапы игры; речь эмоционально насыщенная, четкая, немногословная, взрослый говорит спокойным или веселым голосом нормальной громкости. Во многих играх используются стихотворения и потешки. При этом следует выбирать небольшие по объему стихотворные тексты с простым, понятным и конкретным, но интересным ребенку раннего возраста содержанием;В-третьих, взрослый делает всё, чтобы создать во время игры комфортную, теплую атмосферу: ведет себя доброжелательно, улыбается, поддерживает проявления ребенком инициативы, подбадривает;В-четвертых, взрослый внимательно следит за ходом игры, контролируя ее начало, продолжение и конец: игра начинается, когда ребенок отдохнувший, в хорошем настроении, продолжается, пока ребенку интересно, и заканчивается при первых признаках усталости и потери интереса с его стороны;В-пятых, эмоциональные игры, направленные на развитие общения со взрослым и установления с ним контакта, проводятся индивидуально (один взрослый – один ребенок).Многие из приведенных ниже игр очень просты, но детям нравится повторять их многократно. Чтобы повысить малышу настроение, заставить его улыбнуться, можно начинать логопедическое занятие с проведения одной из таких игр и в том случае, если контакт ребенка с педагогом уже наладился. Такая игра поможет настроиться на активное общение.налаживания контакта с ребенком. Дай ручку!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.Ход игры: Педагог подходит к ребенку и протягивает ему руку.– Давай здороваться. Дай ручку!Чтобы не испугать малыша, не следует проявлять излишнюю напористость: не подходите слишком близко, слова обращения к ребенку произносите негромким, спокойным голосом. Чтобы общение было корректным, присядьте на корточки или детский стульчик – лучше, чтобы взрослый и ребенок находились на одном уровне, могли смотреть в лицо друг другу. Привет! Пока!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.Ход игры: Педагог подходит к ребенку и машет рукой, здороваясь.– Привет! Привет!Затем предлагает ребенку ответить на приветствие.– Давай здороваться. Помаши ручкой! Привет!При прощании игра повторяется – педагог машет рукой.– Пока! Пока!Затем предлагает малышу попрощаться.– Помаши ручкой на прощание. Пока!Этот ритуал встречи-прощания следует повторять регулярно в начале и в конце занятия. Постепенно ребенок станет проявлять больше инициативы, научится приветствовать педагога при встрече и прощании самостоятельно. Эта игра полезна тем, что учит правилам поведения между людьми. Хлопаем в ладоши!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта.Ход игры: Педагог хлопает в ладоши со словами:– Хлопну я в ладоши, буду я хороший,Хлопнем мы в ладоши, будем мы хорошие!Затем предлагает малышу похлопать в ладоши вместе с ним:– Давай похлопаем в ладоши вместе.Если малыш не повторяет действия педагога, а только смотрит, можно попробовать взять его ладони в свои и совершить хлопки ими. Но если ребенок сопротивляется, не следует настаивать, возможно, в следующий раз он проявит больше инициативыКу-куЦель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие внимания.Оборудование: кукла Петрушка (в ступке).Ход игры: Педагог показывает малышу игрушку (Петрушка спрятался).– Ой! Кто это там прячется? Кто там?Затем Петрушка показывается со словами:– Ку-ку! Это я, Петрушка! Привет!Петрушка кланяется, вертится в разные стороны, затем снова прячется. Игру можно повторить несколько раз. Лови мячик!Цель: развитие эмоционального общения ребенка со взрослым, налаживание контакта; развитие движений.Оборудование: небольшой резиновый мячик или пластмассовый шарик.Ход игры: Педагог берет в руки мячик, предлагает ребенку поиграть с ним. Лучше организовать игру на полу: педагог и ребенок сидят напротив друг друга, широко расставив ноги, чтобы мячик не укатился мимо.– Давай поиграем в мячик. Лови мячик!Педагог катит мячик по направлению к малышу. Затем побуждает его катить мячик в обратном направлении, ловит мяч, эмоционально комментирует ход игры.– Кати мячик! Оп! Поймала мячик!Игра проводится в течение некоторого времени, прекратить игру следует при первом признаке усталости или потере интереса со стороны ребенка.Иди ко мнеХод игры. Взрослый отходит от ребенка на несколько шагов и манит его к себе, ласково приговаривая: «Иди ко мне, мой хороший!» Когда ребенок подходит, воспитатель его обнимает: «ах, какой ко мне хороший Коля пришел!»Пришел ПетрушкаМатериал. Игрушка Петруша, погремушки.Ход игры. Воспитатель приносит Петрушку, рассматривает его с детьми. Петрушка гремит погремушкой, потом раздает погремушки детям. Они вместе с Петрушкой гремят погремушками, радуются. Выдувание мыльных пузырейХод игры. Воспитатель на прогулке выдувает мыльные пузыри. Пробует получить пузыри, покачивая трубочкой, не дуя в неё. Считает, сколько пузырей может удержаться на трубочке за один раз. Пытается поймать на лету все пузыри, пока они не коснулись земли. Наступает на мыльный пузырь и удивленно спрашивает у детей, куда он пропал. Затем учит каждого ребенка выдувать мыльные пузыри (напрягать мышцы рта очень полезно для развития речи.)ХороводХод игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит по кругу, приговаривая:Вокруг розовых кустов,Среди травок и цветовКружим, кружим хоровод,До того мы закружились,Что на землю повалились.Бух!При произнесении последней фразы оба падают на землю.Вариант игры. Воспитатель держит ребенка за руки и вместе с ним ходит о кругу, приговаривая:Вокруг розовых кустов,Среди травок и цветов Водим, водим хоровод,Как заканчиваем круг,Дружно прыгаем мы вдруг, Гей!Взрослый и ребенок вместе подпрыгивают. ПокружимсяВоспитатель берет игрушечного мишку, крепко прижимает его к себе и кружится с ним. Дает другого мишку малышу и просит также покружиться, прижимая к себе игрушку.Затем воспитатель читает стишок и действует в соответствии с его содержанием. Ребенок вслед за ним выполняет его движения.Я кружусь, кружусь, кружусь. А потом остановлюсь. Быстро- быстро покружусь, Тихо- тихо покружусь, Я кружусь, кружусь, кружусь И на землю повалюсь!Прячем мишку Воспитатель прячет знакомую ребенку большую игрушку( например, медведя) так, чтобы она немного была видна. Говорит: «Где мишка?» - ищет его вместе с ребенком. Когда малыш найдет игрушку, воспитатель прячет ее так, чтобы искать было сложнее. После игры с мишкой прячется сам воспитатель, громко произнося: «Ку-ку!». Когда ребенок найдет его, он перебегает и прячется в другом месте. В конце игры воспитатель предлагает спрятаться ребенку.Солнышко и дождик Дети присаживаются на корточки позади стульев, расположенных на некотором расстоянии от края площадки или стены комнаты, и смотрят в «окошко» (в отверстие спинки стула). Воспитатель говорит6 «на небе солнышко! Можно идти гулять». Дети бегут по всей площадке. По сигналу «Дождик! Скорей домой!» бегут на свои места и присаживаются за стульями. Затем игра повторяется.Хоровод с куклой (проводится с 2-3 детьми) Воспитатель приносит новую куклу, здоровается с детьми, гладит каждого по голове. Затем просит детей по очереди подержать куклу за руку. Кукла предлагает потанцевать. Воспитатель ставит детей в кружок, берет куклу за одну руку, другую дает ребенку и вместе с детьми двигается по кругу вправо и влево, напевая простую детскую мелодию (например, «Веселую дудочку» М. Красева).Догонялки (проводится с 2-3 детьми) Кукла, знакомая детям по игре «Хоровод с куклой», говорит, что хочет поиграть в догонялки. Воспитатель побуждает детей убегать от куклы, прятаться за ширму. Кукла их догоняет, ищет, радуется, что нашла, обнимает: «Вот мои ребятки».Солнечные зайчики Воспитатель маленьким зеркальцем пускает солнечных зайчиков, декламируя: Солнечные зайчики Прыгают на стене. Помани их пальчиком, Пусть бегут ко тебе!По сигналу «Лови зайчика!» дети пытаются его поймать. Игру можно повторить 2-3 раза.Игра с собачкой Воспитатель подходит с собачкой к ребенку, имя, которого названо, предлагает взять ее за лапу, покормить. Приносит миску с воображаемой едой, собачка «ест суп», «лает», говорит ребенку: »Спасибо!» При повторении игры воспитатель называет имя другого ребенка. Игра с кистями рук(Выполняя движения, воспитатель просит ребенка повторять их).Взрослый опускает пальцы вниз и шевелит ими – это «струи дождя2. Складывает пальцы каждой руки колечками и прикладывает к глазам, изображая бинокль. Рисует пальцем – «кисточкой» кружки на щеках ребенка, проводит сверху вниз линию по его носу и делает пятнышко на подбородке. Стучит кулаком о кулак, хлопает в ладоши. Чередуя такие действия, воспитатель создает определенную последовательность звуков, например: стук-хлоп, стук- стук- хлоп, стук- хлоп-хлоп и т.д. Покатаемся на лошадке Воспитатель сажает ребенка на лошадку – качалку и говорит: «Маша едет на лошадке (произносит тихим голосом), нно-нно» Ребенок повторяет тихо: «Нно-нно». Воспитатель: «Чтобы лошадка бежала быстрее, громко скажи ей: «Нно-нно, беги лошадка!» (сильнее раскачивает ребенка)Малыш повторяет фразу вместе с воспитателе5м, затем самостоятельно. Важно добиться, чтобы ребенок произносил звук (н) протяжно, а все звукосочетание - громко и четко. Игра развивает речевую активность. Дуть во что - нибудь и на что - нибудь Воспитатель дует на маленький воздушный шарик через соломинку, заставляя его перемещаться по комнате. Дует на все пальцы, затем на каждый отдельно. Сдувает листочек с ладони ребенка. Дует на цветок или травинку. Ребенок повторяет действия взрослого.Подуй на шарик, подуй на вертушку, подуй в рожокНа уровне лица ребенка подвешивается воздушный шарик, а перед ним на стол кладут вертушку и рожок. Воспитатель показывает. Как надо дуть на воздушный шарик, чтобы он высоко взлетел, и предлагает ребенку повторить действие. Затем воспитатель дует на вертушку, чтобы она завертелась, дудит в рожок. Ребенок повторяет.
2.Алексеева, Е. Е. Проблемы адаптации родителей и детей к детскому
саду [Текст] / Е. Е. Алексеева // Дошкольная педагогика. – 2007. – № 2. – С. 58-60.
3. Артюхова А.И Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Электронный ресурс] / А.И. Артюхова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – 13.10.2022. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/psihologiya/2022/10/13/adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou (дата обращения - 15.01.2023)
4. Баданина, Л. Организация адаптации родителей к детскому саду [Текст]
/ Л. Баданина // Дошкольное воспитание. – 2007. – № 5. – С. 100-102.
5. Белкина Л.В. Адаптация раннего возраста к условиям ДОУ – Воронеж «Учитель», 2004. – 236 с
6. Блохина Г.Н. Исследования адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ [Электронный ресурс] / Г.Н. Блохина // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – 15.09.2018. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2018/09/15/issledovaniya-adaptatsii-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-dou (дата обращения - 06.02.2023)
7. Васильева, Е. Эмоциональные проблемы у детей в период адаптации к дошкольному учреждению [Текст] / Е. Васильева // Дошкольное воспитание. – 2006. – № 10. – С. 45-46.
8. Ежкова Н.С., Киреева Ю.К. Адаптация детей к условиям дошкольной образовательной организации: научный анализ проблемы [Электронный ресурс] / Н.С. Ежкова, Ю.К. Киреева // Научно-издательский центр Открытое знание scipress.ru. – 20.03.2017. - URL: https://scipress.ru/pedagogy/articles/adaptatsiya-detej-k-usloviyam-doshkolnoj-obrazovatelnoj-organizatsii-nauchnyj-analiz-problemy.html (дата обращения - 16.02.2023)
9. Елена Олеговна Смирнова Материалы курса «Дети раннего возраста в детском саду»: лекции 1–4. М.: Педагогический университет «Первое сентября» 2010. — 104 c.
10.Жердева, Е. В. Дети раннего возраста в детском саду [Текст]: (возраст.
особенности, адаптация, сценарии дня) / Е. В. Жердева. – Ростов н/Д : Феникс, 2007.– 192 с.
11. Иванова, Е.Н. "Влияние семейной среды на адаптацию детей к дошкольному образовательному учреждению". Вестник психологии и педагогики, 2017, том 4, с. 45-53.
12.Ильина, И. С. Адаптация ребенка к детскому саду: общение, речь,
эмоциональное развитие [Текст] : метод. пособие / И. С. Ильина. – Ярославль: Акад. развития, 2008. – 143 с..
13. Михайлова, Е.С. "Роль педагога в процессе адаптации детей раннего возраста в дошкольном образовательном учреждении". Журнал современной психологии и образования, 2016, том 1, с. 56-64.
14. Мусилович Т.А. Ранний возраст – особенности развития раннего возраста [Электронный ресурс] / Т.А. Мусилович // Психолого-педагогический центр pcenter-tlt.ru – 2021. - URL: https://pcenter-tlt.ru/rannij-vozrast-osobennosti-razvitiya-detej-rannego-vozrasta (дата обращения-03.02.2023)
15.Николаева, Е. И. Некоторые размышления о подготовке ребенка к
посещению детского сада [Текст] / Е. И. Николаева // Дошкольная педагогика. – 2011. – № 9. – С. 67-69.
16. Силантьева В.О. Адаптация ребенка раннего возраста к условиям в ДОУ [Электронный ресурс] / В.О. Силантьева // Инфоурок infourok.ru- 11.11.2016. – URL: https://infourok.ru/adaptaciya-rebenka-rannego-vozrasta-k-usloviyam-v-dou-1340930 (дата обращения - 12.01.2023)
17. Смирнов, В.В. "Формы и методы работы с детьми в процессе адаптации в дошкольном образовании". Педагогика развития, 2019, том 8, с. 68-75.
18. Сырова Н.А. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ [Электронный ресурс] / Н.А. Сырова // Международный образовательный портал maam.ru – 11.10.2017. - URL: https://www.maam.ru/detskijsad/doklad-doklad-na-temu-adaptacija-detei-ranego-vozrasta-k-uslovijam-dou.html (дата обращения - 10.01.2023)
19. Фисюкова Е.П. Адаптация детей раннего возраста к условиям дошкольного образовательного учреждения [Электронный ресурс] / Е.П. Фисюкова // Образовательная социальная сеть nsportal.ru. – 12.01.2020. - URL: https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2020/01/12/adaptatsiya-detey-rannego-vozrasta-k-usloviyam-doshkolnogo (дата обращения - 20.01.2023)
20. Хохрякова, Ю. М. Педагогика раннего возраста: учебник для вузов / Ю. М. Хохрякова. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2023. — 262 с. — (Высшее образование) [Электронный ресурс] / Ю.М. Хохрякова // Образовательная платформа Юрайт urait.ru — 2023. - URL: https://urait.ru/bcode/514193 (дата обращения: 10.01.2023)
21.Шайхутдинова, Н. «В детский сад - без слез!» [Текст]: работа адаптацион. группы / Н. Шайхутдинова // Дошкольное воспитание. – 2009. № 5. – С. 109-110.
Литература ( ко 2 главе)
1. Аванесова В.Н. Обучение самых маленьких в детском саду. - М: Просвещение, 2005. - 176с. ил.
2. Аксарина М.Н. Воспитание детей раннего возраста. - М.: Медецина 2007. - 304с.
3. Алямовская В.Г. Ясли - это серьезно.- М.: ЛИНКА-ПРЕСС ,1999.
4 Белкина Л.В. Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ./авт. –сост. Л.В. Белкина- Воронеж: Учитель, 2006,- 236с.
5 Ватутина Н.Д. Ребенок поступает в детский сад: Пособие для воспитателей дет сада/ - М.: Просвещение, 2003.-№3.-104с, ил.
6. Волков Б.С., Волкова,Н.В. Психология общения в детском возрасте. - М.: Педобщество, 2003, 240с.
7 Ж-л № 4. Ребенок в детском саду.-2001.
8. Заводчикова О.Г. Адаптация ребенка в детском саду./О.Г. Заводчикова.-М.:Просвещение, 2007, -79 с.
9.Ковальчук Я.И. Индивидуальный подход в воспитании ребенка - М.: Просвешение,1985.- 112 с.
10. Печора К.Л., Пантюхина Г.В. Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях - М.: Владос, 2007, - 176с.
11 Роньжина А.С. Занятия психолога с детьми 2-4 лет в период адаптации к дошкольному учреждению - М.: Книголюб, 2000. - 72с.
12 Смирнова Е.О. Первые шаги. Программа воспитания и развития детей раннего возраста. - М.: Мозаика-Синтез, 1996. - 160с.
13 Столяренко Л.Д. Психология. Ростов-на-Дону: Юнити, 2003. - 382с.
14 Ступени общения: от года до семи лет/Под редакцией Л.Н. Галигузовой, Е.О. Смирновой.- М., 1992.
15.Соколовская Н.В. Адаптация ребенка к условиям детского сада: управление процессом, диагностика, рекомендации/авт.-сост. Н.В. Соколовская.- Волгоград6Учитель, 2010.-188с.
16. Тонкова-Ямпольская Р.В. «Основы медицинских знаний»- М.: Просвещение, 1986. - 320с. ил.