Практики и взаимодействие государственных органов со СМИ в Российской Федерации и зарубежных странах: сравнительный анализ
Заказать уникальную курсовую работу- 39 39 страниц
- 27 + 27 источников
- Добавлена 12.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ГЛАВА 1: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СО СМИ 6
1.1 Исторический аспект развития СМИ в Российской Федерации 6
1.2 Законодательная база регулирования СМИ в РФ 9
1.3 Роль государственных органов в формировании медиа политики 12
ГЛАВА 2: ПРАКТИКИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СО СМИ В РФ 18
2.1 Анализ основных каналов коммуникации 18
2.2 Примеры взаимодействия на федеральном и региональном уровнях 20
2.3 Оценка эффективности существующих практик 23
ГЛАВА 3: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ С ЗАРУБЕЖНЫМИ СТРАНАМИ 26
3.1 Выбор стран для сравнения (США, Германия, Франция) 26
3.2 Сравнение законодательных и практических аспектов взаимодействия со СМИ 28
3.3 Выводы по результатам сравнения 30
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 33
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 35
Регулирование и законодательство:США: В США существует относительно меньше регулирования СМИ, что способствует свободе выражения и инновациям в медиасфере.Германия: Немецкоемедиазаконодательство обеспечивает защиту плюрализма и независимости СМИ от политического влияния.Франция: Во Франции строгие законы регулируют медиапространство, включая квоты на французский контент и ограничения на концентрацию собственности.Технологические инновации:США: Быстрое принятие новых технологий в США привело к развитию таких платформ, как социальные сети и стриминговые сервисы, которые трансформировали медиа ландшафт.Германия: В Германии технологические инновации интегрируются с учетом сохранения качества и надежности СМИ.Франция: Франция стремится сбалансировать технологические инновации с защитой национальной культуры и языка.Этот сравнительный анализ позволяет увидеть, как различные факторы формируют уникальные медиасистемы в каждой из стран, и как эти системы адаптируются к современным вызовам. Он также подчеркивает важность контекста в понимании медиаполитики и практик.Сравнительный анализ этих стран дает возможность понять, как различные факторы влияют на формирование медиасистем и как эти системы адаптируются к современным вызовам, таким как цифровизация и глобализация. Это сравнение также может выявить лучшие практики и подходы, которые могут быть применимы в других контекстах, включая Россию.3.2 Сравнение законодательных и практических аспектов взаимодействия со СМИМы проведем сравнение законодательных и практических аспектов взаимодействия со СМИ в США, Германии и Франции. Это сравнение позволит выявить ключевые различия и сходства в подходах к регулированию медиасферы и практике взаимодействия государства с медиа.США: Законодательство США предоставляет СМИ значительную свободу, основываясь на Первой поправке к Конституции, которая защищает свободу слова и прессы. В США нет федерального органа, который бы регулировал прессу, и СМИ в значительной степени саморегулируются. Однако Федеральная комиссия по связи (FCC) регулирует вещательные СМИ, устанавливая правила относительно лицензирования и содержания вещания.Германия: В Германии медиаполитика основана на принципах федерализма и плюрализма. Регулирование СМИ осуществляется как на федеральном, так и на земельном уровнях. Земельные медиа-авторитеты отвечают за лицензирование и контроль вещательных СМИ, в то время как печатные СМИ регулируются на основе законов о прессе, принятых в каждой земле.Франция: Французское законодательство в области СМИ характеризуется более строгим регулированием. Высший совет по аудиовизуальным средствам (CSA) контролирует вещательные СМИ, обеспечивая соблюдение этических норм и плюрализма мнений. Печатные СМИ также подвергаются регулированию, включая требования к прозрачности собственности и финансирования.Практические аспекты: Во всех трех странах практика взаимодействия со СМИ включает как формальные, так и неформальные методы. В США и Германии пресс-конференции и брифинги являются стандартной практикой для общения с журналистами. Во Франции, помимо этих методов, также распространены официальные заявления и интервью с представителями власти. Во всех странах СМИ активно используют технологические инновации, такие как социальные сети и онлайн-платформы, для распространения информации и взаимодействия с аудиторией.Это сравнение показывает, что, несмотря на общие тенденции к поддержке свободы прессы и плюрализма, существуют значительные различия в законодательных рамках и практиках взаимодействия со СМИ, которые отражают уникальные политические, культурные и исторические контексты каждой страны.Сравнение России с Германией, Францией и США по аспектам взаимодействия со СМИ выявляет ряд ключевых различий и сходств:Законодательные аспекты:В России законодательство в области СМИ включает закон «О СМИ», который регулирует деятельность СМИ, включая регистрацию, распространение информации и ответственность за контент. В отличие от США, где пресса пользуется широкой свободой на основе Первой поправки, в России наблюдается более строгое государственное регулирование. В Германии и Франции также существуют регуляторные органы, но они обеспечивают больший баланс между государственным контролем и свободой СМИ.Практические аспекты:В России государственные СМИ играют значительную роль, и часто наблюдается тесное взаимодействие между государством и СМИ. В США, Германии и Франции, несмотря на различия в степени государственного влияния, СМИ имеют большую степень независимости и часто критически относятся к действиям правительства.Свобода прессы:Свобода прессы в России ограничена по сравнению с Германией, Францией и особенно США. В последних странах пресса может более свободно критиковать правительство и освещать чувствительные темы.Технологические инновации:Во всех четырех странах технологические инновации оказывают значительное влияние на СМИ. Однако в России наблюдается тенденция к усилению государственного контроля над интернетом и социальными сетями, в то время как в США, Германии и Франции СМИ активно используют новые платформы для расширения своего охвата и взаимодействия с аудиторией.Сравнение показывает, что, несмотря на общие глобальные тенденции, такие как цифровизация, каждая страна имеет свои уникальные подходы к регулированию и взаимодействию со СМИ, отражающие их политические, культурные и исторические контексты. Россия отличается более строгим государственным контролем над СМИ, в то время как в Германии, Франции и особенно в США пресса пользуется большей свободой и независимостью.3.3 Выводы по результатам сравненияВ данном разделе мы подводим итоги сравнительного анализа медиасистем России, США, Германии и Франции. Основываясь на предыдущем обсуждении, можно сделать следующие выводы:Законодательное регулирование: В России наблюдается более жесткое государственное регулирование СМИ по сравнению с Германией и Францией, и особенно с США, где свобода прессы является фундаментальным принципом. Это различие в законодательных подходах отражает уровень свободы и независимости, которыми пользуются СМИ в каждой стране.Свобода прессы: Свобода прессы в США, Германии и Франции значительно выше, чем в России. В этих странах СМИ имеют большую возможность критически освещать действия правительства и влиять на общественное мнение.Технологические инновации: Хотя во всех странах технологические инновации оказывают сильное влияние на медиасферу, в России государство стремится усилить контроль над цифровым пространством, в то время как в США, Германии и Франции СМИ активно используют новые платформы для расширения своего охвата.Практические аспекты взаимодействия: В России государственные СМИ играют более значительную роль, и часто наблюдается тесное взаимодействие между государством и СМИ. В США, Германии и Франции СМИ действуют более независимо, что способствует разнообразию мнений и подходов к освещению новостей.Культурные и политические контексты: Культурные и политические контексты каждой страны оказывают сильное влияние на медиасистемы. В то время как в США преобладает культура индивидуализма и свободы слова, в Германии и Франции больше внимания уделяется защите плюрализма и культурного разнообразия.Для более подробного анализа, мы можем представить вышеизложенную информацию в виде таблицы. (табл. 1)Таблица 1.Суммарный результат сравнительного анализа медиасистем России, США, Германии и Франции:АспектРоссияСШАГерманияФранцияЗаконодательное регулированиеЖесткое государственное регулированиеМинимальное регулирование, защита свободы словаФедерализм и плюрализм, регулирование на разных уровняхСтрогое регулирование, контроль за плюрализмомСвобода прессыОграниченаШирокая свободаВысокая свобода с некоторыми ограничениямиВысокая свобода с некоторыми ограничениямиТехнологические инновацииКонтроль над цифровым пространствомАктивное использование новых платформИнтеграция инноваций с учетом качестваБаланс инноваций и защиты культурыПрактические аспекты взаимодействияТесное взаимодействие государства и СМИНезависимость СМИ, критика властиНезависимость СМИ, поддержка плюрализмаНезависимость СМИ, акцент на культурном разнообразииКультурные и политические контекстыГосударственный контроль и пропагандаИндивидуализм и свобода словаПлюрализм и федерализмЦентрализация и культурное разнообразиеЭта таблица отражает ключевые различия и сходства в подходах к регулированию и взаимодействию со СМИ в рассматриваемых странах. Она показывает, как исторические, культурные и политические факторы влияют на формирование медиасистем и практики свободы прессы.Выводы подчеркивают, что, несмотря на общие глобальные тенденции, такие как цифровизация и глобализация, каждая страна имеет свои уникальные особенности в регулировании и практике взаимодействия со СМИ, которые необходимо учитывать при анализе медиаполитики и стратегий коммуникации.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ заключение данной работы мы обращаем внимание на то, что медиасистемы различных стран формируются под влиянием уникальных исторических, культурных и политических факторов. Анализ показал, что свобода прессы и степень государственного регулирования СМИ в России, США, Германии и Франции значительно различаются. Эти различия отражаются в законодательных рамках, практиках взаимодействия со СМИ, а также в отношении к технологическим инновациям и свободе слова.США выделяются своей приверженностью к защите свободы слова, Германия и Франция демонстрируют баланс между государственным контролем и поддержкой медиаплюрализма, в то время как Россия показывает тенденцию к более жесткому государственному регулированию и контролю над СМИ. Технологические инновации привносят новые вызовы и возможности для медиасистем всех стран, но их влияние и использование также различаются в зависимости от национальных особенностей.В целом, сравнительный анализ подчеркивает важность понимания медиасистем в контексте их социокультурного и политического окружения. Он также указывает на необходимость продолжения исследований в этой области для лучшего понимания того, как медиа могут способствовать развитию открытого и информированного общества в разных странах.стоит отметить, что медиасистемы являются живыми организмами, которые постоянно эволюционируют и адаптируются к меняющимся условиям. В эпоху глобализации и цифровизации, когда информационные потоки пересекают границы быстрее, чем когда-либо, важность понимания уникальности каждой медиасистемы становится еще более актуальной.Сравнительный анализ подчеркивает, что нет универсальной модели для СМИ, которая была бы идеально пригодна для всех стран. Каждая страна разрабатывает свои подходы, основанные на своих ценностях, истории и социально-политическом контексте. Это позволяет СМИ не только информировать общественность, но и быть инструментом для защиты демократии и прав человека.В то время как в некоторых странах СМИ могут свободно критиковать власть и способствовать политическому плюрализму, в других они могут сталкиваться с ограничениями, которые затрудняют выполнение их роли четвертой власти. Поэтому продолжение исследований в этой области необходимо для разработки стратегий, которые обеспечат баланс между необходимостью государственного регулирования и сохранением свободы и независимости СМИ.Таким образом, данная работа подчеркивает сложность и многообразие медиасистем в разных странах и важность их изучения для понимания того, как информация распространяется и воспринимается в различных социальных и политических условиях. Это знание имеет решающее значение для тех, кто стремится использовать СМИ для продвижения прозрачности, справедливости и демократических ценностей во всем мире.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫЗакон РФ от 27.12.1991 № 2124-1 "О средствах массовой информации"Закон от 13.01.1995 № 7 (редакция от 12.05. 2009) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»Закон от 1.09.2013О средствах массовой информации: федер. закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1Закон от от 20 октября 2010 г. N 1815-р// «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ»Амиров, А.А. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти: журнал / А.А. Амиров.: Инновационные технологии в образовании, 2018. – №3. – С. 166-170.Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Взаимодействие органов государственной власти со СМИ. 2023. – № 9.Беспалов М.В. Национальное государство как субъект глобализации в условиях трансформации социально-экономической системы /М.В. Беспалов диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Тамбов.–2016.Бурова Ю.Е. Информационные ресурсы власти как инструменты транслирования её образа. / Ю.Е. Бурова: Гуманитарный вектор. – Серия: История, политология. – 2013. – № 3 (35). – С. 135-139.Бессараб, И.А. Взаимодействие государственных органов и средств массовой информации в сфере законодательной деятельности: опыт России и США / И.А Бессараб.:Журналист. –2018. – № 4.Вартанова Е.Л. Медиаполитика в контексте научных исследований СМИ: российские и зарубежные векторы // Электронный научный журнал «Медиаскоп». №2.2017[электронный ресурс]//URL:https://www.mediascope.ru/1744 Вартанова Е.Л. Горяева, И.А. Практики работы регулирующих организаций и государственных органов России и США в сфере СМИ //И.А. Горяева, Проблемы современной журналистики.– 2021.– № 3–4.Дмитриева, Э.С. Государственное регулирование медиа: опыт и тенденции развития // Мир науки, культуры, образования.–2018. –№ 3.Зиновьева, О.С. Механизмы взаимодействия государственных органов с средствами массовой информации // О.С. Зиновьева.Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. –2023.– № 1–2.Социальная ответственность СМИ в условиях становления медиабизнеса. // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. №1 –2. с. 222–233. Горбунова С.В. Влияние социокультурной модернизации на развитие человеческого капитала в России // Современные технологии управления. №1. 2017 [Электронный ресурс] // URL:http://sovman.ru/article/3702/Кириллова Н.Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учеб.пособие. /Н.Б. Кириллова. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизацииМосква. Юрайт. –2023 –112 с. Леонтьева, Л.С. Государственное управление информационными процессами / Л.С.Леонтьева. Казань, центр инновационных технологий. –2018. – 124 с.Крылова, Н.А. Опыт взаимодействия социальных сетей и государственных органов в России и США // Силовая политика и общество. –2020. –№ 1.Марков, Е.Л. Взаимодействие органов государственной власти и СМИ как фактор реализации информационной политики / Е.Л.Марков. Москва. –2023. – 154 с.Науменко Т.В.«Четвертая власть» как социологическая категория // Интелрос, –2023– № 2 [электронный ресурс] //URL: http://www.intelros.ru/2007/07/06/print:page,1,tv_naumenko_chetvertaja_vlast_ka k_sociologicheskaja_kategorija.htmlСтановление современных российских медиахолдингов // Научные ведомости БелГУ. –№12 (209), –вып. 26. С.110–116. Смеюха В.В. Медиатизация общества: проблемы и последствия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки.– 2018–№ 18(215).– С. 38–42.Суходолов А.П., Бычкова А.М. Теоретико- правовое направление исследований свободы слова и медиабезопасностиhttps://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovoe-napravlenie-issledovaniy-svobody-slova-i-mediabezopasnosti (дата обращения 04.04.2024)Смирнов, И.А. Взаимодействие государственных органов и медийных структур в информационной политике: исследование опыта России, США и Великобритании. Журналист. – 2017–№ 1.Сизьмин М.А. Методы пропаганды утрачивают свою актуальность и неприменимы в условиях современной демократии // Макаров Д.В. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации. Коммуникология: электронный научный журнал. – 2018. –№ 3. –С. 72–73.Третьякова, А.В. Деловая пресса и государственные органы: практики сотрудничества и взаимопонимания // Вестник Иркутского государственного технического университета. –2016.– № 11.Филатова, О.А. Роль медиакомпаний в формировании государственной политики: сравнительный анализ России и США // МедиаТочка/МедиаСфера. –2024. –№ 2.
2.Закон от 13.01.1995 № 7 (редакция от 12.05. 2009) «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных СМИ»
3.Закон от 1.09.2013О средствах массовой информации: федер. закон от 27 декабря 1991 г. № 2124-1
4.Закон от от 20 октября 2010 г. N 1815-р// «О государственной программе Российской Федерации «Информационное общество (2011 - 2020 годы)»: распоряжение Правительства РФ»
5.Амиров, А.А. Взаимодействие средств массовой информации и органов власти: журнал / А.А. Амиров.: Инновационные технологии в образовании, 2018. – №3. – С. 166-170.
6.Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. Взаимодействие органов государственной власти со СМИ. 2023. – № 9.
7.Беспалов М.В. Национальное государство как субъект глобализации в условиях трансформации социально-экономической системы / М.В. Беспалов диссертация на соискание ученой степени кандидата экономических наук. – Тамбов. –2016.
8.Бурова Ю.Е. Информационные ресурсы власти как инструменты транслирования её образа. / Ю.Е. Бурова: Гуманитарный вектор. – Серия: История, политология. – 2013. – № 3 (35). – С. 135-139.
9.Бессараб, И.А. Взаимодействие государственных органов и средств массовой информации в сфере законодательной деятельности: опыт России и США / И.А Бессараб.: Журналист. – 2018. – № 4.
10.Вартанова Е.Л. Медиаполитика в контексте научных исследований СМИ: российские и зарубежные векторы // Электронный научный журнал «Медиаскоп». №2. 2017 [электронный ресурс]//URL:https ://www.mediascope.ru/1744 Вартанова Е.Л.
11.Горяева, И.А. Практики работы регулирующих организаций и государственных органов России и США в сфере СМИ // И.А. Горяева, Проблемы современной журналистики. – 2021. – № 3–4.
12.Дмитриева, Э.С. Государственное регулирование медиа: опыт и тенденции развития // Мир науки, культуры, образования. – 2018. – № 3.
13.Зиновьева, О.С. Механизмы взаимодействия государственных органов с средствами массовой информации // О.С. Зиновьева. Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2023. – № 1– 2.
14.Социальная ответственность СМИ в условиях становления медиабизнеса. // Известия Южного федерального университета. Филологические науки. №1 –2. с. 222–233.
15. Горбунова С.В. Влияние социо культурной модернизации на развитие человеческого капитала в России // Современные технологии управления. №1. 2017 [Электронный ресурс] // URL: http://sovman.ru/article/3702/
16.Кириллова Н.Б. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации: учеб. пособие. / Н.Б. Кириллова. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации Москва. Юрайт. – 2023 – 112 с.
17.Леонтьева, Л.С. Государственное управление информационными процессами / Л.С.Леонтьева. Казань, центр инновационных технологий. – 2018. – 124 с.
18.Крылова, Н.А. Опыт взаимодействия социальных сетей и государственных органов в России и США // Силовая политика и общество. – 2020. – № 1.
19.Марков, Е.Л. Взаимодействие органов государственной власти и СМИ как фактор реализации информационной политики / Е.Л.Марков. Москва. – 2023. – 154 с.
20.Науменко Т.В. «Четвертая власть» как социологическая категория // Интелрос, – 2023 – № 2 [электронный ресурс] //URL: http://www.intelros.ru/2007/07/06/print:page,1,tv_naumenko_chetvertaja_vlast_ka k_sociologicheskaja_kategorija.html
21.Становление современных российских медиахолдингов // Научные ведомости БелГУ. – №12 (209), – вып. 26. С.110–116.
22.Смеюха В.В. Медиатизация общества: проблемы и последствия // Научные ведомости Белгородского государственного университета. Серия: Гуманитарные науки. – 2018 – № 18(215). – С. 38–42.
23.Суходолов А.П., Бычкова А.М. Теоретико- правовое направление исследований свободы слова и медиабезопасности https://cyberleninka.ru/article/n/teoretiko-pravovoe-napravlenie-issledovaniy-svobody-slova-i-mediabezopasnosti (дата обращения 04.04.2024)
24.Смирнов, И.А. Взаимодействие государственных органов и медийных структур в информационной политике: исследование опыта России, США и Великобритании. Журналист. – 2017– № 1.
25.Сизьмин М.А. Методы пропаганды утрачивают свою актуальность и неприменимы в условиях современной демократии // Макаров Д.В. Медиаполитика государства в условиях социокультурной модернизации. Коммуникология: электронный научный журнал. – 2018. –№ 3. – С. 72–73.
26.Третьякова, А.В. Деловая пресса и государственные органы: практики сотрудничества и взаимопонимания // Вестник Иркутского государственного технического университета. – 2016. – № 11.
27.Филатова, О.А. Роль медиакомпаний в формировании государственной политики: сравнительный анализ России и США // МедиаТочка/МедиаСфера. –2024. –№ 2.