Деятельность учителя по созданию предметно-развивающей среды учебного кабинета начальных классов

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Методика преподавания
  • 34 34 страницы
  • 22 + 22 источника
  • Добавлена 08.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЗДАНИЯ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 5
1.1. Особенности понятий «развивающая среда», «предметно-развивающая среда» 5
1.2. Психолого-педагогические особенности у обучающихся начальных классов 10
Выводы по первой главе 15
ГЛАВА 2. МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧИТЕЛЯ ПО СОЗДАНИЮ ПРЕДМЕТНО-РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ УЧЕБНОГО КАБИНЕТА НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ 17
2.1 Методика работы учителя по созданию предметно-развивающей среды 17
2.2. Описание опыта работы учителей начальных классов по созданию предметно-развивающей среды учебного кабинета 22
Выводы по второй главе 27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 28
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 30
ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТ 33
Фрагмент для ознакомления

С.И. Кулманакова в своей деятельности при формировании развивающей предметно-пространственной среды руководствуется следующими принципами:1) целесообразность – соответствие результатов освоения программы возрасту и уровню развития школьников;2) адаптируемость наглядно-демонстрационного материала – все используемые материалы и учебные пособия должны «работать» на разных учебных предметах;3) мобильность – легкие переносные конструкции, стеллажи, полки, учебные и лабораторные материалы, которые можно легко и быстро расставлять, собирать и приспосабливать для решения различных учебных задач;4) многофункциональность – разнообразное использование учебных пособий и предметов. Например, цветы на подоконнике являются учебными пособиями для получения знаний в области экологии и окружающего мира, они воспитывают школьников к бережному и ответственному отношению к природе, могут стать объектом проектной и исследовательской деятельности;5) учет индивидуальных особенностей личности и характера школьников – все дети в классе имеют разные темпераменты и характеры, некоторые предпочитают спокойный отдых, некоторые требуют двигательной активности, другие нуждаются в общении и каждый из детей должен иметь возможность реализовать свои потребности в рамках одного занятия;6) мотивация и развитие – работа над зоной ближайшего развития школьников. Любой образовательный инструмент должен вызывать интерес к знаниям и тем самым мотивировать к поиску, разработке и анализу дополнительных информационных материалов.7) коррекционно-компенсационный принцип – в начальную школу дети приходят с разным уровнем подготовки: одни умеют свободно читать, складывать и вычитать, другие только начинают читать. При этом требования к образовательным результатам школьников одинаковы. Поэтому пособия, материалы и средства обучения должны подходить для детей с разными потребностями в обучении;8) непрерывная совместная проектная деятельность учителя, школьников и родителей.Она считает, что основополагающим в формировании развивающей предметно-пространственной среды является принцип совместной проектной деятельности учителя, школьников и родителей в ее классе.Насыщение и обогащение учебного кабинета Светлана Ивановна осуществляет продуктами и результатами учебной, проектной, исследовательской и коммуникативной деятельности детей в течение всего учебного года. Поэтому окружающая среда постоянно меняется и соответствует уровню развития школьников.В конце учебного года она провела анкетирование всех ребят ее класса и выяснила, каким они хотят видеть свой кабинет. После обсуждения предложений детей с родителями и оценки воспитательного потенциала этих предложений в новом учебном году в классе появились следующие зоны: зона интеллектуальных игр (настенные магнитные шахматы и шашки), зона стендовых презентаций и докладов (для этого задействованы подоконники), творческая зона (математические раскраски), зона развития пространственно-логического мышления (настольные игры, игры с бумагой и т. д.), зона развития речи (кроссворды, анаграммы и т. д.). Выполнение определенных заданий и участие в играх полностью добровольное, но каждый ребенок, выполнивший определенные задания, будет иметь возможность заработать дополнительные баллы к своей школьной оценке.С.И. Кулманакова считает, что при таком подходе предметно-пространственная среда класса становится не только развивающей, но и конструктором индивидуальных образовательных траекторий школьников, что обеспечивает полную реализацию требований ФГОС.Таким образом, опыт работы учителей начальных классов по созданию предметно-развивающей среды учебного кабинета показывает, что данная деятельность является важной составляющей образовательного процесса в начальной школе. Среда, созданная педагогами, должна быть многофункциональной, содержательно насыщенной, доступной и безопасной. Выводы по второй главеСовременная школа – это место, где ребенок получает опыт широкого эмоционального и практического взаимодействия со взрослыми и сверстниками в наиболее важных для его развития сферах жизни. Ребенок большую часть времени проводит в школе. Это означает, что развитие младшего школьника во многом зависит от рациональной организации предметно-развивающей учебной среды.В основе создания предметно-развивающей среды реализуются принципы комплексного подхода:универсальность помещения, рациональное использование пространства, соотношение цвета поверхностей и освещения, целесообразность озеленения интерьера.В параграфе 2.1. мы описали следующие зоны кабинета: учебная зона, игровая зона, информационная зона, зеленая зона.Работа учителя по созданию предметно-развивающей среды является ключевым элементом успешного образовательного процесса, который направлен на формирование гармонично развитой личности каждого учащегося. Поэтому в параграфе 2.2. мы рассмотрели опыт учителей начальных классов (Погодиной Натальи Сергеевны, Кулманаковой Светланы Ивановны) по созданию предметно-развивающей среды учебного кабинета.Опыт работы учителей начальных классов по созданию предметно-развивающей среды учебного кабинета показал, что данная деятельность является важной составляющей образовательного процесса в начальной школе. Среда, созданная педагогами, должна быть многофункциональной, содержательно насыщенной, доступной и безопасной. ЗАКЛЮЧЕНИЕВ настоящее время большое внимание уделяется созданию предметно-развивающей среды в учебных кабинетах начальных классов. Учитель играет ключевую роль в этом процессе, ведь именно от его профессионализма, творчества и внимания к деталям зависит успех обучения детей.Предметно-развивающая среда представляет собой оформленное и тематически насыщенное пространство, приспособленное для удовлетворения потребностей ребенка в познании, общении, физическом и духовном развитии в целом.Предметно-развивающая среда школы способствует развитию личности ребенка. Эта среда должна быть открытой и актуализируемой с учетом возрастных особенностей детей и их потребностей, предметно-развивающая среда должна обеспечивать активную и разностороннюю деятельность учащихся, создавать условия для развития универсальных учебныхдействий, а также для развития самостоятельности, инициативы. Предметно-развивающая среда будет благоприятной только в том случае, если в ее организации будут участвовать все стороны образовательного процесса.Педагог должен быть творческой личностью, способной создавать яркое, увлекательное и функциональное окружение, стимулирующее интерес и познавательную активность учащихся. Он должен уметь правильно распределять пространство, создавать удобные и комфортные рабочие зоны, подбирать подходящие по возрасту и учебной программе оборудование, ресурсы и материалы. Учитель должен быть внимательным к интересам и потребностям детей, учитывая их индивидуальные особенности.Создание предметно-развивающей среды в учебном кабинете начальных классов способствует повышению эффективности образовательного процесса, развитию креативности, самостоятельности, познавательных интересов учащихся. Дети в такой среде чувствуют себя комфортно, уверенно и мотивированно для учебы.Таким образом, деятельность учителя по созданию предметно-развивающей среды в учебном кабинете начальных классов имеет огромное значение для успешного обучения и развития детей. Задача педагога – не только передавать знания, но и создавать условия для их усвоения, вдохновляя учащихся на исследование мира, самостоятельное творчество и поиск новых знаний. Важно помнить, что учителю необходимо постоянно повышать свой профессиональный уровень, изучать новые методики и технологии обучения, чтобы быть готовым к вызовам современности и обеспечить максимально полноценное развитие своих учеников.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫАнохина Т.В. Как организовать современную предметно-развивающую среду // Дошкольное воспитание. — 2022. № 5. — С. 32-38.Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2022. - 256 c.Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2021. - 628 c.Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2020. - 439 c.Гершензон В.Е. Информационные технологии в управлении качеством среды. - М.: Academia, 2021. - 288 c.Гладышева Н.Н., Чернова Л.В. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды. - М.: Учитель, 2021. - 148 c.Грашин А. А. Дизайн детской предметной развивающей среды. - М.: Архитектура-С, 2022. - 296 c.Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов. - М.: Архитектура-С, 2020. - 232 c.Ежкова Н.С. Как воздействовать на эмоции детей в процессе обучения на занятиях. - Москва: Наука, 2021. - 733 c.Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. - М.: Сфера, 2022. - 436 c.КузнецоваЛ. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные и медико-биологические науки. 2021. - Т. 15. - № 2-2. С. 409-412.Столяренко, А.М. Психология и педагогика. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 276 c.Субботина Е.С., Захарова Л.М. Образовательная среда как условие поддержки мира детства // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2022. — № 1. — С. 143-152.Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства. - М.: Академия, 2021. - 256 c.Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М: Смысл, 2021. — 365 с.Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. - М.: Академия, 2021. - 352 c.Ерастова Н. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84536/ (дата обращения: 05.04.2024).Каменева К. В. Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов и психологов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 582-585. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70155/ (дата обращения: 05.04.2024).Кулманакова С.И. Инновационные подходы к формированию предметно-пространственной среды учебного кабинета в начальной школе// Современный урок. — 2023.— С. 45-49. — URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/69908(дата обращения: 05.04.2024).Мухина А.С. Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50700/ (дата обращения: 05.04.2024).Погодина Н.С. Создание предметно-развивающей среды учебного кабинета// Образовательная социальная сеть. — 2023.— С. 23-46. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/04/12/sozdanie-predmetno-razvivayushchey-sredy-uchebnogo-kabineta (дата обращения: 05.04.2024).ПОНЯТИЙНЫЙ АППАРАТОбразовательная среда — это психолого-педагогическая реальность, сочетание устоявшихся исторических влияний и сознательно созданных педагогических условий и обстоятельств, направленных на формирование и развитие личности ученика.Предметная среда –пространство, наполненное различными предметами, в котором ребенок познает окружающий мир с помощью взрослого.Предметно-развивающая среда – это комплекс эстетических, психолого-педагогических условий, необходимых для осуществления педагогического процесса, рационально организованный в пространстве и времени, насыщенный различными предметами и игровыми материалами.Развивающая образовательная среда –система психолого-педагогических условий, создающих возможности для развития способностей, которыми обладает личность.Учебный кабинет – учебное помещение школы, оборудованное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором осуществляется учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися и методическая работа по предмету.

1. Анохина Т.В. Как организовать современную предметно-развивающую среду // Дошкольное воспитание. — 2022. № 5. — С. 32-38.
2. Байбородова Л.В., Рожков М.И. Организация воспитательного процесса в школе. - М.: Владос, 2022. - 256 c.
3. Белоусова Т.Л. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников. Методические рекомендации. - М.: Просвещение, 2021. - 628 c.
4. Белянкова Н.М. Интегрированный подход в обучении младших школьников. Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 2020. - 439 c.
5. Гершензон В.Е. Информационные технологии в управлении качеством среды. - М.: Academia, 2021. - 288 c.
6. Гладышева Н.Н., Чернова Л.В. Журнал контроля и оценки развивающей предметно-пространственной среды. - М.: Учитель, 2021. - 148 c.
7. Грашин А. А. Дизайн детской предметной развивающей среды. - М.: Архитектура-С, 2022. - 296 c.
8. Грашин А. А. Методология дизайн-проектирования элементов предметной среды. Дизайн унифицированных и агрегатированных объектов. - М.: Архитектура-С, 2020. - 232 c.
9. Ежкова Н.С. Как воздействовать на эмоции детей в процессе обучения на занятиях. - Москва: Наука, 2021. - 733 c.
10. Крушельницкая О.И., Третьякова А.Н. Все вместе. Программа обучения младших школьников взаимодействию и сотрудничеству. - М.: Сфера, 2022. - 436 c.
11. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника. - М.: Просвещение, 2019. - 224 c.
12. Сорокоумова Е.А., Молостова Н.Ю. Взаимодействие субъектов образовательной среды как условие формирования социальной уверенности современных школьников // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Социальные, гуманитарные и медико-биологические науки. 2021. - Т. 15. - № 2-2. С. 409-412.
13. Столяренко, А.М. Психология и педагогика. - М.: Юнити-Дана, 2020. - 276 c.
14. Субботина Е.С., Захарова Л.М. Образовательная среда как условие поддержки мира детства // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — 2022. — № 1. — С. 143-152.
15. Якушева С. Д. Основы педагогического мастерства. - М.: Академия, 2021. - 256 c.
16. Ясвин В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию. — М: Смысл, 2021. — 365 с.
17. Ясницкая В. Р. Социальное воспитание в классе. Теория и методика. - М.: Академия, 2021. - 352 c.
18. Ерастова Н. В. Организация развивающей предметно-пространственной среды. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 41 (383). — С. 74-76. — URL: https://moluch.ru/archive/383/84536/ (дата обращения: 05.04.2024).
19. Каменева К. В. Понятие и структура развивающей среды в работах педагогов и психологов. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 582-585. — URL: https://moluch.ru/archive/310/70155/ (дата обращения: 05.04.2024).
20. Кулманакова С.И. Инновационные подходы к формированию предметно-пространственной среды учебного кабинета в начальной школе// Современный урок. — 2023. — С. 45-49. — URL: https://www.1urok.ru/categories/10/articles/69908 (дата обращения: 05.04.2024).
21. Мухина А.С. Предметно-развивающая среда как фактор развития личности ребенка. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 21 (207). — С. 487-489. — URL: https://moluch.ru/archive/207/50700/ (дата обращения: 05.04.2024).
22. Погодина Н.С. Создание предметно-развивающей среды учебного кабинета // Образовательная социальная сеть. — 2023. — С. 23-46. — URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/raznoe/2023/04/12/sozdanie-predmetno-razvivayushchey-sredy-uchebnogo-kabineta (дата обращения: 05.04.2024).