Нарушение произносительной стороны речи у дошкольников
Заказать уникальную курсовую работу- 22 22 страницы
- 27 + 27 источников
- Добавлена 30.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
1 Онтогенез произносительной стороны речи в дошкольном возрасте 4
2. Нарушение произносительной стороны речи при дизартрии 9
3. Методические аспекты коррекционной работы по развитию произносительной стороны речи у дошкольников с дизартрией 13
Заключение 16
Список использованных источников и литературы 19
Процесс автоматизации звука проходит в строгой последовательности: начало осуществляется с работой над звуком в слогах (прямых, обратных, со стечением согласных); затем переходим к автоматизации звука в словах (в начале, в середине, в конце); после этого следует автоматизация звука в предложении. В дальнейшем процесс автоматизации расширяется на чистоговорки, стихи, короткие и затем длинные рассказы, а также на разговорную речь. Важным условием успешной автоматизации звука является постепенное и систематическое повышение темпа речевых упражнений. В определенных случаях автоматизацию звука можно начинать со слогов "гс", а затем "сг", поскольку согласный звук в этой структуре слогов испытывает меньшее воздействие соседней фонемы. При этом также изменяется последовательность автоматизации: начинается работа над звуком в сочетании с любым гласным от слогов к слову, затем к предложению и небольшому тексту. Для успешной работы по автоматизации звука необходимо уделить внимание его отработке в различных гласных в структуре слога "гс" и т.д. Особое внимание уделяется автоматизации звуков в разных сложностях лексического материала. За основу работы была принята следующая последовательность логопедической работы, предложенная Е.Ф. Архиповой: работа в слогах разной структуры (11 модулей), словах разной слоговой структуры (13 классов слов), где закрепляемый звук находится в разных позициях (в начале, в конце, в середине), а также в предложениях, которые насыщены контрольным звуком [2]. Процесс автоматизации звука начинается с подражания логопеду, затем переходит к работе с использованием визуальных пособий (схемы, картинки, символы и т.д.). В процессе дифференцирования звука в произношении используются оппозиционные фонемы. Работа проводится в двух этапах: сначала дифференцируются пары слогов и пары слов, а затем дифференцируются пары звуков в одном слове. На практике дети по-разному усваивают звуки, поэтому их постановка и автоматизация проходят в различной последовательности. Для каждого ребенка подбирались индивидуальные материалы, игры и упражнения, учитывая его особенности. Нормализация произносительной стороны речи и коррекция стертой дизартрии производится на индивидуальных занятиях [9]. Процесс формирования и закрепления правильного произношения звуков зависит от уровня развития речи каждого ребенка. Дети с низким уровнем развития речи испытывают большие трудности с автоматизацией, в отличие от детей с высоким или нормальным уровнем развития речи. К сожалению, весь процесс автоматизации звука достаточно продолжительный, ребенку долго не удается правильно произносить звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же материала утомляет ребенка и приводит к снижению его интереса к занятиям. Отсутствие заинтересованности, в свою очередь, приводит к снижению эффективности коррекционной работы. Для поддержания интереса детей к логопедическим занятиям необходимо использовать разнообразные творческие задания и обеспечить достаточное количество дидактического материала [20].Оптимизация процесса автоматизации звуков при стертой дизартрии осуществляется путем интеграции пальцевых упражнений, осуществляемых на аппликаторе Кузнецова.ЗаключениеУмение эффективно взаимодействовать устно становится все более требуемым. Дизартрия - серьезное и сложное нарушение артикуляции речи, вызванное недостаточной иннервацией речевого аппарата из-за поражений задних и подкорковых областей мозга. Характеристикой дизартричной речи является нечеткость, неясность, глухота и носовой окрас, что напоминает "кашу во рту". Дизартрия возникает при поражении нервной системы, отвечающей за выполнение речевых функций в разных участках центральной нервной системы.Современная научная литература подробно изучает и освещает дизартрию как сложную проблему речевой патологии. При определении структуры дефекта при дизартрии важно учитывать психолингвистические данные о процессе речи. Дизартрия возникает из-за недостаточной развитости механизмов формирования речи, включая голосовые, темпоритмические, артикуляционно-фонетические и просодические аспекты.Последние годы отличаются повышенным интересом лингвистов к просодическим элементам речи в контексте изучения взаимосвязи семантики и синтаксиса. Особенности проявления дизартрии у детей и ее коррекция в разные возрастные периоды заинтересовали таких ученых, какО.В. Правдина, Е.Н. Винарская, Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова, Е.Ф. Архипова, К.А. Семенова . Все эти аспекты подчеркивают важность изучения и понимания дизартрии в современном обществе.Для эффективной работы с детьми дошкольного возраста, страдающими дизартрией, необходима постоянная и индивидуализированная помощь логопеда. Учитывая частоту возникновения данного нарушения у детей, важными являются вопросы дифференциации дизартрии и своевременного логопедического вмешательства.Исследования показывают, что к семилетнему возрасту детская речь приближается к речи взрослых и следует литературным нормам произношения. К этому времени дети обычно обладают хорошо развитым фонематическим восприятием и способностью анализировать звуки, что является важным шагом в овладении грамотой.Таким образом, к окончанию старшего дошкольного возраста у детей происходит усвоение аспектов произношения, таких как звукопроизношение, интонация, артикуляционная моторика и фонематическое восприятие. Однако дизартрия, как речевое расстройство, органически поражает центральную нервную систему и приводит к дефектам речи разного уровня серьезности, что оказывает влияние на психическое развитие, эмоционально-волевую сферу и разнообразные виды деятельности детей. Развивая навыки восприятия устной речи на фонематическом уровне, важно обращать внимание на четкость артикуляции, выделение фонем в разных контекстах и определение их положения относительно других звуков в словах. Это способствует глубокому пониманию звуковой структуры языка и улучшению навыков восприятия и анализа устной речи.Список использованных источников и литературыАртемов, В.А. Логопедия: учебник для студентов педагогических вузов. Москва: Академия, 2017. – 250 с.Архипова, Е.Ф. "Логопедия: теория и практика". Москва: Издательство "Академия", 2012. Белоусова, В. В. Дизартрия у детей: особенности проявления и коррекции. Москва: Издательство "Просвещение", 2015. – 78 с.Белякова, Л.И. "Коррекция дизартрии у дошкольников". Москва: Издательство "Педагогика", 2014. Винарская, Е.Н. "Развитие речи у детей с дизартрией". Журнал "Логопед", №2, 2008. Волоскова, Н.Н. "Особенности лечения дизартрии у детей дошкольного возраста". Журнал "Педагогика и психология", №1, 2015.Дубровская, Е. И. Дизартрия у детей: диагностика и коррекция. Москва: Издательство "Просвещение", 2013. – 23 с.Зиндер, Л.Р. Логопедия: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Просвещение, 2013. – 301 с.Карелина, Е.Н. "Детская дизартрия: диагностика и коррекция". Москва: Издательство "Просвещение", 2005.Карелина, Е.Н. Произношение и его нарушения у детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.Карпова, О. В. Дизартрия у дошкольников: диагностика и коррекция. Москва: Издательство "Педагогика", 2011. – 56 с.Лопатина, И.Б. "Особенности произношения у детей с дизартрией". Журнал "Логопедия", №3, 2010.Лопатина, И.Б. Диагностика и коррекция нарушений произношения у детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 101 с.Макарова, И. А. Дизартрия у дошкольников: особенности проявления и коррекции. Москва: Издательство "Просвещение", 2009. – 98 с.Макарова, Л.В. "Психология развития речи у детей с дизартрией". Санкт-Петербург: Издательство "Питер", 2017. Макарова, Л.В. Развитие произношения у детей с дизартрией. Москва: Просвещение, 2008. – 20 с.Мастюкова, Е.М. "Нарушение произношения у детей с дизартрией: диагностика и коррекция". Журнал "Логопедические исследования", №2, 2011.Правдина, О.В. "Психологические аспекты дизартрии у детей". Санкт-Петербург: Издательство "Речь", 2009.Реформатский, А.А. Детская логопедия: учебное пособие. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. – 56 с.Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Москва: Педагогика, 2002. - 204 с.Семенова, К.А. "Эффективные подходы к работе с детьми с дизартрией". Москва: Издательство "Логос", 2018. Серебрякова, Н.В. "Современные методики коррекции дизартрии у детей". Журнал "Логопедические исследования", №4, 2013. Смирнова, О. В. Дизартрия у дошкольников: диагностика и коррекция. Москва: Издательство "Педагогика", 2013. – 37 с. Смирнова, О.В. "Развитие речи у детей с дизартрией: практическое руководство". Санкт-Петербург: Издательство "Символ-Плюс", 2016.Федосова, О.Ю. Основы логопедии: учебное пособие. Москва: Академия, 2014. – 215 с.Филичева, Т.Б. Основы логопедии. Москва: Академия, 2015. 5. Журова, Л.Е. Детская логопедия. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 125 с.Черемисина, М.И. Логопедическая работа с детьми с нарушениями речи. Москва: Просвещение, 2009. - 15 с.
1. Артемов, В.А. Логопедия: учебник для студентов педагогических вузов. Москва: Академия, 2017. – 250 с.
2. Архипова, Е.Ф. "Логопедия: теория и практика". Москва: Издательство "Академия", 2012.
3. Белоусова, В. В. Дизартрия у детей: особенности проявления и коррекции. Москва: Издательство "Просвещение", 2015. – 78 с.
4. Белякова, Л.И. "Коррекция дизартрии у дошкольников". Москва: Издательство "Педагогика", 2014.
5. Винарская, Е.Н. "Развитие речи у детей с дизартрией". Журнал "Логопед", №2, 2008.
6. Волоскова, Н.Н. "Особенности лечения дизартрии у детей дошкольного возраста". Журнал "Педагогика и психология", №1, 2015.
7. Дубровская, Е. И. Дизартрия у детей: диагностика и коррекция. Москва: Издательство "Просвещение", 2013. – 23 с.
8. Зиндер, Л.Р. Логопедия: учебное пособие для студентов педагогических вузов. Москва: Просвещение, 2013. – 301 с.
9. Карелина, Е.Н. "Детская дизартрия: диагностика и коррекция". Москва: Издательство "Просвещение", 2005.
10. Карелина, Е.Н. Произношение и его нарушения у детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2010.
11. Карпова, О. В. Дизартрия у дошкольников: диагностика и коррекция. Москва: Издательство "Педагогика", 2011. – 56 с.
12. Лопатина, И.Б. "Особенности произношения у детей с дизартрией". Журнал "Логопедия", №3, 2010.
13. Лопатина, И.Б. Диагностика и коррекция нарушений произношения у детей дошкольного возраста. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2012. - 101 с.
14. Макарова, И. А. Дизартрия у дошкольников: особенности проявления и коррекции. Москва: Издательство "Просвещение", 2009. – 98 с.
15. Макарова, Л.В. "Психология развития речи у детей с дизартрией". Санкт-Петербург: Издательство "Питер", 2017.
16. Макарова, Л.В. Развитие произношения у детей с дизартрией. Москва: Просвещение, 2008. – 20 с.
17. Мастюкова, Е.М. "Нарушение произношения у детей с дизартрией: диагностика и коррекция". Журнал "Логопедические исследования", №2, 2011.
18. Правдина, О.В. "Психологические аспекты дизартрии у детей". Санкт-Петербург: Издательство "Речь", 2009.
19. Реформатский, А.А. Детская логопедия: учебное пособие. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2016. – 56 с.
20. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии. Москва: Педагогика, 2002. - 204 с.
21. Семенова, К.А. "Эффективные подходы к работе с детьми с дизартрией". Москва: Издательство "Логос", 2018.
22. Серебрякова, Н.В. "Современные методики коррекции дизартрии у детей". Журнал "Логопедические исследования", №4, 2013.
23. Смирнова, О. В. Дизартрия у дошкольников: диагностика и коррекция. Москва: Издательство "Педагогика", 2013. – 37 с.
24. Смирнова, О.В. "Развитие речи у детей с дизартрией: практическое руководство". Санкт-Петербург: Издательство "Символ-Плюс", 2016.
25. Федосова, О.Ю. Основы логопедии: учебное пособие. Москва: Академия, 2014. – 215 с.
26. Филичева, Т.Б. Основы логопедии. Москва: Академия, 2015. 5. Журова, Л.Е. Детская логопедия. Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2014. – 125 с.
27. Черемисина, М.И. Логопедическая работа с детьми с нарушениями речи. Москва: Просвещение, 2009. - 15 с.