Принципы деятельности Следственного комитета. Их краткая характеристика и роль в управленческой деятельности
Заказать уникальную курсовую работу- 30 30 страниц
- 22 + 22 источника
- Добавлена 09.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Раздел 1. Следственный комитет– общая характеристика 6
1.1. Понятие и сущность Следственного комитета 6
1.2. Организационно-правовые основы деятельности Следственного комитета РФ 9
Выводы 13
Раздел 2. Принципы деятельности Следственного комитета 15
2.1. Основные принципы деятельности Следственного комитета Российской Федерации 15
2.2. Взаимодействие Следственного комитета Российской Федерации с иными органами и учреждениями уголовной юстиции 22
Выводы 26
Заключение 27
Список используемых источников 29
В соответствии Федеральному закону РФ "О Следственном комитете Российской Федерации", данное ведомство является федеральным государственным органом, который осуществляет деятельность по осуществлению полномочий в сфере уголовного судопроизводства. Только при соблюдении всех норм и правил в сфере уголовного судопроизводства можно обеспечить эффективное и оперативное расследование правонарушений, выявить виновного и вынести справедливое наказание, а также гарантировать соблюдение прав и свобод человека в этой сфере.Статья 2 ФЗ РФ "О Следственном комитете Российской Федерации", указывает на то, что в осуществлении своей деятельности СК России руководствуется Конституцией РФ, общепризнанными нормами международного права и международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.Деятельность СК России, помимо федеральных законов, регулируется многочисленными подзаконными (ведомственными) документами. Соблюдение этих актов обеспечивает соблюдение федеральных законов, во исполнение которых они приняты.В качестве основного гаранта законности в государстве СК РФ выступает как обеспечение защиты прав и свобод человека, которые являются конституционными, а также их защита от преступных посягательств. Приоритетом в деятельности СК России является законность, которая является неотъемлемой частью его принципов. Это особенно актуально в случае необходимости обсуждения независимости СК России (в лице своих сотрудников) и недопустимости вмешательства в деятельность ведомстваСледует помнить, что деятельность СК России основана на соблюдении принципов законности.2.2. Взаимодействие Следственного комитета Российской Федерации с иными органами и учреждениями уголовной юстицииПри осуществлении своей деятельности СК РФ руководствуется положениями части 6 статьи 1 ФЗ РФ "О Следственном комитете Российской Федерации", в которой говорится о взаимодействии с органами власти и управления различных уровней, общественными объединениями и организациями, а также другими органами.Предметом взаимодействия выступает: 1. Взаимное содействие в реализации полномочий в установленных сферах деятельности субъектам межведомственных отношений; 2.. Разработка мер по реализации государственной политики по противодействию преступности; 3. Создание единой правоприменительной практики в сфере уголовного судопроизводства;4. Совместное совершенствование нормативно-правового регулирования обеспечения государственной политики в области исполнения законодательства об уголовном судопроизводстве;5. Обмен накопленной информацией в установленных сферах деятельности; 6. Разрешениеразнообразных вопросов организационно-управленческого плана. Рассмотрим принципы взаимодействия, которые выделяются в Законе о Следственном комитете Российской Федерации.1. Строгое соблюдение российской Конституции, федеральных законов и подзаконных нормативных актов; 2. Самостоятельность и независимость взаимодействующих субъектов; 3. Деятельность каждого из таких субъектов в пределах установленных полномочий. Установлено, что существует три уровня взаимодействия: федеральный, региональный и местный.По вопросам, касающимся деятельности СК РФ на федеральном уровне он взаимодействует с такими органами власти как Правительство России, палаты Федерального Собрания, Генеральная прокуратура, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, Счетная палата, Совет Безопасности и Общественная палата.Уровень взаимодействия на региональном уровне осуществляется с губернатором, органами законодательной и исполнительной власти субъекта РФ, прокурором региона, начальниками органов внутренних дел и федеральной службы безопасности региона, а также с другими должностными лицами.На уровне субъектов местного самоуправления и территориальных подразделений федеральных структур власти и управления осуществляется взаимодействие между ними.Одновременно с этим, не исключено, что будут возникать взаимодействия между органами государственной и местной власти других административно-территориальных образований внутри субъектов Российской Федерации и других российских регионов.Функции и содержание взаимодействия с вышеупомянутыми органами различаются в зависимости от законов, а также подзаконных нормативных актов, которые регулируют эти отношения.С помощью таких примеров, депутаты Государственной Думы и члены Совета Федерации РФ могут обращаться к Председателю СК РФ с запросами, а также приглашать его на заседания своих комитетов.В случае необходимости, председатель СК РФ может обратиться к Совету Федерации и Государственной Думе с просьбой дать согласие на возбуждение уголовного дела в отношении депутата Государственной Думы или члена Совета Федерации.Для того чтобы понять суть СК РФ, следует отметить, что он является самостоятельным следственным органом, осуществляющим надзор за деятельностью всех правоохранительных органов страны на общих основаниях.Рассмотрим вопрос о взаимодействии СК России с МВД России. Взаимодействие следователя СК России с органами дознания МВД РФ, основано на строгом соблюдении действующего российского законодательства, а именно на российской Конституции, российского уголовного и уголовно-процессуального законодательства, законодательства в сфере оперативно-розыскной деятельности, норм международного права, которые затрагивают вопросы взаимодействия правоохранительных органов в сфере борьбы с преступностью, а также в данный перечень необходимо включать инструкции по организации взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и раскрытии преступлений, ведомственные и межведомственные нормативные акты. Целью взаимодействия следователя СК РФ и органа дознания МВД РФ является своевременное и полное раскрытие преступлений, привлечение к уголовной ответственности лица, совершившего преступление, розыск обвиняемого, возмещение ущерба, причиненного преступлением, а также профилактике совершения новых преступлений. Общей задачей данного взаимодействия считается проведение всестороннего, объективного и своевременного расследования правонарушений, поиск лиц их совершивших и привлечение к уголовной ответственности тех, кто их совершил, а также розыск лиц, которые скрылись от правосудия.Соответственно, взаимодействие правоохранительных органов, осуществляющих свою деятельность в соответствии с нормами уголовно-процессуального права, осуществляется в соответствии с принципами уголовно-правового регулирования. Первостепенным принципом, который определяет взаимодействие сторон, является соблюдение законности, конституционных прав и свобод граждан при рассмотрении уголовных дел.Органы МВД оказывают помощь СК России в раскрытии преступлений, проводя оперативно-розыскные и иные мероприятия.Подводя итог всему вышесказанному, можно сделать следующие выводы: 1. Рассматривая вопрос основных принципов деятельности СК России, необходимо отметить, что основу принципов составляют такие основополагающие принципы как: единство и централизация; независимость; открытость; гласность; законность. Это является важным началом деятельности всего ведомства.2.Установлено, что соблюдение законности и прав граждан является основным принципом юридической ответственности. В этом заключается суть того, что ответственность наступает лишь в том случае, когда правонарушитель является виновным и противоправным субъектом. На данный момент, к данному принципу можно отнести также более узкое требование о неукоснительном соблюдении требований УПК РФ Российской Федерации, иных законов.Именно УПК РФ регулирует отношения следователя СК России с органами МВД, а также определяет общие правила взаимодействия этих ведомств.ЗАКЛЮЧЕНИЕТаким образом, подводя итог всему вышесказанному, можно сделать определенные выводы. Во-первых,Следственный комитет РФ (СК РФ) – это определенная независимая структура в системе государственных органов, которая подчиняется главе государства – Президенту РФ и действует лишь в рамках законаВо-вторых, под принципами функционирования государственного органа следует понимать основополагающие идеи и наиболее важные положения, которые определяют структуру всей системы и определяют круг ее деятельности; они являются основой для определения целей и задач, которые преследует орган, а также раскрывают его сущность, назначение и суть.Основные принципы деятельности СК РФ сформулированы в виде совокупности принципов, которые отражают сложившиеся традиции и нормы права. Они сопоставляют их с современными тенденциями развития российского общества.Важно отметить, что на законодательном уровне есть исключения, позволяющие сотрудникам СК РФ совмещать свои основные обязанности с другой деятельностью, которая может быть осуществлена на возмездной основе: это может быть педагогическая, научная и творческая деятельность.Данная норма содержит запрет на участие в деятельности организаций, которые связаны с деятельностью СК РФ, только для сотрудников ведомства, занимающих руководящие должности.С учетом того, что СК России является целостной организацией, а его сотрудники являются частью коллектива, важно подчеркнуть важность соблюдения принципа независимости их деятельности. Это особенно актуально в связи с быстрым изменением ситуации в обществе и экономики страны.Основополагающими для сотрудников СК России являются принципы их деятельности, которые определяют процесс осуществления ими своей профессиональной деятельности для того, чтобы достигать поставленные перед ними цели и задачи. Для того, чтобы обеспечить законность и обоснованность порядка их достижения, необходимо соблюдение специфики использования тех или иных способов и средств, направленных на то, чтобы восполнить возможные недостатки в правовом регулировании деятельности ведомства.Таким образом, рассматривая вопрос основных принципов деятельности СК России, необходимо отметить, что основу принципов должны составлять такие основополагающие принципы как: единство и централизация; независимость; открытость; гласность; законность. Это является важным началом деятельности всего ведомства.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВФедеральный закон от 28.12.2010 N 403-ФЗ (ред. от 12.12.2023) "О Следственном комитете Российской Федерации"Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Осетрова А. Ю. Правоведение. М.: Юрайт, 2023. 345 с.Анисимов А. П., Попова О. В., Рыженков А. Я. Правоведение. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. 318 с.Беляков, В. Г. Право для экономистов и менеджеров : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Беляков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 401 с.Бошно, С. В. Правоведение: основы государства и права : учебник для академического бакалавриата / С. В. Бошно. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 533 с.Бялт, В. С. Правоведение: учеб.пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.Вилкова, Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с.Волков, А. М. Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета / А. М. Волков. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 274 с.Волков, А. М. Правововые основы профессиональной деятельности: учебник для СПО / А. М. Волков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с.Гриненко А.В., Правоохранительные органы в вопросах и ответах / Учебное пособие // изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Эксмо, - 2022. — 240 с.Давидян, Г.М. История отечественного государства и права: Учебное пособие / Г.М. Давидян, О.И. Куприянова, П.Л. Полянский. - М.: Норма, 2017. - 304 c.Исаев, И. История отечественного государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие / И. Исаев. - М.: Проспект, 2018. - 240 c.Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 484 с.Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2021. - 784 c.Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие / И.Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2022. - 460 c.Мельниченко Р. Г., Слеженков В. В. Правоведение. Учебное пособие. М.: Солон-Пресс, 2020. 108 с.Обухова, О. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. В. Обухова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 266 с.Рагимова Н. К., Павлов С. Б. Правоведение. Учебное пособие. М.: Концептуал, 2021. 288 с.Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 09.04.2024)Страунинг А.А.Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23 Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2022. - №2
2. Анисимов А. П., Рыженков А. Я., Осетрова А. Ю. Правоведение. М.: Юрайт, 2023. 345 с.
3. Анисимов А. П., Попова О. В., Рыженков А. Я. Правоведение. Учебник и практикум для бакалавриата и специалитета. М.: Юрайт, 2019. 318 с.
4. Беляков, В. Г. Право для экономистов и менеджеров : учебник и практикум для академического бакалавриата / В. Г. Беляков. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 401 с.
5. Бошно, С. В. Правоведение: основы государства и права : учебник для академического бакалавриата / С. В. Бошно. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 533 с.
6. Бялт, В. С. Правоведение: учеб. пособие для вузов / В. С. Бялт. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 302 с.
7. Вилкова, Т. Ю. Судоустройство и правоохранительные органы : учебник и практикум для вузов / Т. Ю. Вилкова, С. А. Насонов, М. А. Хохряков. — 3-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2022. — 351 с.
8. Волков, А. М. Правоведение: учебник для бакалавриата и специалитета / А. М. Волков. — М.: Издательство Юрайт, 2019. — 274 с.
9. Волков, А. М. Правововые основы профессиональной деятельности: учебник для СПО / А. М. Волков. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 274 с.
10. Гриненко А.В., Правоохранительные органы в вопросах и ответах / Учебное пособие // изд. 2-е, перераб., доп. — М.: Эксмо, - 2022. — 240 с.
11. Давидян, Г.М. История отечественного государства и права: Учебное пособие / Г.М. Давидян, О.И. Куприянова, П.Л. Полянский. - М.: Норма, 2017. - 304 c.
12. Исаев, И. История отечественного государства и права в вопросах и ответах: Учебное пособие / И. Исаев. - М.: Проспект, 2018. - 240 c.
13. Кашанина, Т. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Т. В. Кашанина, Н. М. Сизикова. — 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2019. — 484 с.
14. Марченко, М. Н. Сравнительное правоведение. Учебник / М.Н. Марченко. - М.: Проспект, 2021. - 784 c.
15. Мачин, И. Ф. История политических и правовых учений. Учебное пособие / И.Ф. Мачин. - М.: Юрайт, 2022. - 460 c.
16. Мельниченко Р. Г., Слеженков В. В. Правоведение. Учебное пособие. М.: Солон-Пресс, 2020. 108 с.
17. Обухова, О. В. Право: учебник и практикум для прикладного бакалавриата / О. В. Обухова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт, 2018. — 266 с.
18. Рагимова Н. К., Павлов С. Б. Правоведение. Учебное пособие. М.: Концептуал, 2021. 288 с.
19. Словари и энциклопедии онлайн. – [Электронный ресурс]. URL: http://dic.academic.ru/ (дата обращения: 09.04.2024)
20. Страунинг А.А. Актуальные вопросы теории и практики: Автореф. дисс…. канд. юрид. наук. - М., 2020
21. Шереченко Г.М. Актуальные вопросы// Место науки в современном обществе. – 2020. - №12. – С. 22-23
22. Яковлев М.Н. Актуальные вопросы // Наука и жизнь. - 2022. - №2