Форматы коммерческих радиостанций и тенденции их развития (региональный аспект)
Заказать уникальную курсовую работу- 52 52 страницы
- 40 + 40 источников
- Добавлена 17.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. РАЗВИТИЕ КОММЕРЧЕСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ 5
1.1. Понятие, история возникновение радиовещания и его особенности 5
1.1.1.Зарождение радиовещания и становление программ 5
1.1.2. Радио в годы Великой Отечественной войны 10
1.1.3. Послевоенные годы: радио тоталитарного режима 12
1.1.4. Радиостанции в эпоху «перестройки» 16
1.2. Сущность коммерческих радиостанций и их развитие 19
1.2.1. Первые коммерческие радиостанции и музыкальный формат 19
1.2.2. Радиостанции общего формата 24
1.2.3. «Бум» радиостанций. Монополизация 29
2. АНАЛИЗ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СОВРЕМЕННЫХ РЕГИОНАЛЬНЫХ КОММЕРЧЕСКИХ РАДИОСТАНЦИЙ 34
2.1. Особенности региональных коммерческих радиостанций 34
2.1.1. Типы регионального радио 34
2.1.2. Различия и сходства сетевых и местных радиостанций. 36
2.2.Сравнительный анализ деятельности коммерческих радиостанций на примере Детского радио и «Дорожное» 39
2.2.1. История и анализ радиостанции «Детского радио» 39
2.2.2. История и анализ радиостанции «Дорожное» 43
2.2.3. Сравнительный анализ радиостанций 45
2.2.4. Тенденции развития регионального коммерческого радио. 47
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 50
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 52
2.2.Сравнительный анализ деятельности коммерческих радиостанций на примере Детского радио и «Дорожное»2.2.1. История и анализ радиостанции «Детского радио»Детское радио позиционируется как единственная в России развлекательно-познавательная радиостанция, созданная специально для детей и их родителей. Созданная холдингом «Газпром-медиа», сейчас радиостанция находится под управлением российского радиохолдинга «ГПМ Радио» (с 2016 года). Программы радиостанции впервые вышли в эфир 25 декабря 2007 года в Москве. Запуск уникального социального проекта накануне нового 2008 года, объявленного в России Годом семьи, начался с приветственных слов Д. А. Медведева. Детское радио имеет лицензии на вещание на FM-частотах в 36 крупнейших городах России, где проживает более 50 миллионов человек. Кроме FM-диапазона, Детское радио доступно через спутниковое и интернет-вещание, а также на мобильных устройствах на платформах Android и IOS. В 2008 году компания-вещатель Детского радио ООО «Аура-Радио» получила награду национальной премии в области бизнеса «Компания года» в номинации «За реализацию социального проекта года». У Детского радио имеется ряд премий. В апреле 2008 года одна из популярных рубрик «Сейчас разовьюсь», получила награду МедиаСоюза «Радиомания» как лучшая просветительская программа года. В декабре этого же года стало лауреатом национальной премии в области бизнеса «Компания года» в номинации «За реализацию социального проекта». В 2009 году премией «Радиомания-2009» в номинации «Лучшая программа для детей» было удостоено утреннее шоу «Детское время». В 2016 году Детское радио было награждено премией «Радиомания-2016» за многообразие регулярных внеэфирных акций. На следующий год премии «Радиомания-2017» был удостоен цикл программ Детского радио, посвященный иностранным языкам В 2012 года были выиграны конкурсы Министерства связи и массовых коммуникаций РФ на эфирное вещание в Вологде, Иркутске, Пензе, Чебоксарах, в 2013 году - в Тюмени и Рязани, в 2014 года - в Кирове, Петрозаводске, Астрахани, Улан-Удэ и ещё в ряде городов. В Уфе вещание Детского радио началось 9 июля 2009 года на частоте 90,6 FM. Фактически у Детского радио в своей нише нет конкуренции. Целевая аудитория – дети 4-12 лет, а также их родители. Ядро аудитории составляют женщины 25-45 лет, имеющие хотя бы одного ребенка младше 18 лет. Сразу же после появления, подобный формат радио стал весьма востребован среди целевой аудитории. Детское радио развлекает детей, в ненавязчивой форме обучает их самым разным навыкам, предоставляет информацию обо всем, что может заинтересовать активного и любознательного ребенка. Реклама направлена на широкую аудиторию детей и их родителей. Дети весьма восприимчивы к рекламе и с интересом слушают рекламные блоки - а значит, и передают родителям услышанную информацию. Круглосуточный эфир сегментирован учитывая возрастные особенности и распорядок дня слушателей. Утро посвящено дошкольникам, день - младшим школьникам, поздний вечерний сегмент предназначен для родителей и специалистов, работающих с детьми, в ночное время — музыка для сна. Контент «Детского радио» разрабатывался при участии психологов и педагогов. Среди программ для детей особенно популярны: «АБВГДейка», «В гостях у сказки», «Детское время», «Ералаш», «Мультконцерт», «Ярмарка талантов». Для взрослой аудитории: «Семейный доктор», «Только для взрослых», «Нетихий час», «Танцплощадка Детского радио». Детское радио уделяет большое внимание своим внеэфирным проектам. Проводит новогодние представления и концерты детских групп. В разных городах регулярно проходят дискотеки «Детского радио», проводятся круизы «Детского радио». В Новый год 2010—2011 были поставлены мюзикл «Марафона к Олимпу» и представление «Ёлка „Детского радио “— Новогодние приключения Веснушки и Кипятоши». В декабре 2016 года началось региональное вещание Детского радио в Уфе – были созданы местные программы, ориентированные на уфимскую аудиторию. В первую очередь это было связано с тем, что вещание радиостанции шло по московской сетке – то есть, с разницей в два часа. Так, потенциально слушаемое время с 7:00 до 8:00 по местному времени (именно в это время родители везут детей в детский сал или школу – а значит, находятся в автомобиле и с огромной долей вероятности слушают радио) оказалось заполнено колыбельными песнями – в московском эфире в это время стоит музыкальная программа «Осторожно, дети спят!». Такая же ситуация сложилась и с вечерними программами для родителей – согласно лицензии, они выходили в эфир после 22:00 мск – то есть после 24:00 местного времени – что было крайне неудобно для прослушивания. В результате переговоров с московским офисом, уфимская студия Детского радио начала вещание следующих проектов: Утреннее шоу в прямом эфире «Детский час». Программа выходит ежедневно по будням с 7:00 до 8:00, захватывая именно тот сегмент аудитории, который ранее проходил мимо частоты Детского. Это информационно-развлекательная программа с ведущими тетей Галей, тетей Юлей и дядей Ромой, звонками в эфир, приветами, поздравлениями, конкурсами, загадками и, конечно, призами и подарками. Кстати, самоназвание ведущих «тетя» и «дядя» оказалось очень удачной идеей – все гости эфира автоматически становились «тетями» и «дядями». Так, в гостях у Детского радио побывали тетя Гульназ (министр образования РБ), дядя Артур (депутат городского совета), дядя Женя (заместитель вице-премьера РБ) и многие другие. Такая подача позволила максимально сблизиться с аудиторией и выгодно выделила утреннее шоу Детского среди конкурирующих проектов. «Мамы-папы» - вечерняя программа, идущая в записи. Это интервью с интересными людьми города. Особенность его в том, что Детское радио интересует прежде всего не социальный статус человека, а его семья, его взгляды на воспитание и т.д. Это достаточно нестандартный подход – по крайней мере, для Уфы. Так, министра труда и социальной политики спрашивают прежде всего о ее профессиональной деятельности – в эфире же Детского Ленара Иванова рассказывала о своей семье, о том, как воспитывали ее, как своих детей воспитывает она. Такое «очеловечивание» фигур власти, бизнесменов и др. опять же выгодно выделяет программу Детского среди других подобных передач. «Растем вместе» - вечерняя программа для родителей, также идущая в записи. Это интервью со специалистами в различных сферах – педагогики, психологии, медицины и т.д. Это в чистом виде просветительская программа, цель которой – дать слушателям максимум полезной МЕСТНОЙ информации. Правильность выбранной стратегии показали социологические исследования, проведенные через год после начала местного вещания в Уфе. Узнаваемость Детского радио выросла на 7 пунктов, количество аудитории увеличилось в 1,5 раза, а по соответствию целевой аудитории женщины 30-39 лет, имеющие детей, радиостанция вышла на первой место среди всех станций Уфы. Это, естественно, позволило нарастить коммерческий потенциал радиостанции. Если ранее предприниматели не воспринимали Детское как площадку для своей рекламы, то сегодня радио зарабатывает не только на рекламных роликах. В пакете коммерческих предложений и спонсорство эфира, и гостевые программы, и участие в мероприятиях, которые Детское радио проводит регулярно. Сегодня среди всех филиалов Детского радио, уфимский офис признан одним из самых коммерчески успешных. 2.2.2. История и анализ радиостанции «Дорожное»Дорожное радио – это одна из крупнейших федеральных радиостанций по ежедневной, еженедельной аудитории слушателей, и доле рынка по аудитории входящая в состав Европейской медиагруппы. История радиостанции берет свое начало в 2003 году в городе Кириши, здесь она начала свое на частоте 103,0 FM. В FM-диапазоне Санкт-Петербурга вещает с весны 2005 года на частоте 87,5 МГц. 1 марта 2010 года Дорожное радио начало вещание в Финляндии. Финская программа отличается от спутникового варианта, адресована российским туристам, русской диаспоре в Финляндии и, конечно, самим финнам. И только после этого 30 сентября 2010 года Дорожное радио появилось в Москве на частоте, приобретенной ими радиостанции Вояж FM — 96,0 МГц. Изначально Дорожное радио создавалось как единая сеть вещания, способная объединить всю страну и можно сказать осуществила задуманное. Сейчас это вторая по размеру ежедневной аудитории сеть в России: станция звучит более чем в 670 городах России, в Молдове и в Казахстане, а также на всех основных дорожных магистралях и автодорогах регионального и местного значения, общая протяженность которых оценивается Росавтодором в 1,1 миллиона километров. Также Дорожное радио вещает в Приднестровье и в Донецкой Народной Республике. В зоне вещания Дорожного радио проживает свыше семидесяти миллионов человек, что составляет более половины населения страны и является потенциальной аудиторией слушателей Дорожного радио. Ежедневно радиостанцию слушают около 10 миллионов человек, среднее недельное количество слушателей составляет примерно 21 миллион человек. По рейтингу Радио России на 4 января 2016 года Дорожное радио занимает 1 место среди fm-радиостанций. По данным TNS Россия R’Index-Россия Дорожное радио является лидером по ежедневному и еженедельному охвату в России среди женщин старше 30 лет, а также по показателям Daily Reach и Weekly Reach, а по объему ежедневной аудитории в России занимает второе место. Главным конкурентом являются радиостанция Европа плюс и Авторадио которое также позиционирует себя, как радио «для дороги». Целевая аудитория Дорожного радио – самые широкие слои населения. Оно объединяет людей разного уровня достатка, различного возраста и семейного положения. Эфир радиостанции музыкально-информационный, лицо которого определяют передачи, создаваемые с использованием информационных материалов ведущих информационных агентств. Музыкальный формат строится преимущественно на песнях жанра шансон и городского романса отечественных исполнителей последних 20-ти лет. На волнах звучат, как золотые хиты российской поп музыки 1980-х, 1990-х и 2000-х годов и некоторые хиты западной поп музыки 1980-х и 1990-х. Соотношение русскоязычной и зарубежной музыки — 90/10%. Формат некоторой русскоязычной музыки немного похож на Радио Дача, а некоторые песни западной эстрады похожи на Ретро FM. Помимо музыки, в эфире звучат новости, прогноз погоды и дорожная информация. В Уфе Дорожное радио удерживает лидирующие позиции в рейтингах практически с самого начала запуска - уже почти 10 лет. Этому способствуют не только контент радиостанции, но и деятельность уфимской студии Дорожного. В отличие от Детского радио, которое является нишевым, вещающим на определенную аудиторию, аудитория Дорожного более обширна. Ядро аудитории – мужчины и женщины 45-59 лет. В региональном эфире Дорожного радио – местные новости и Дорожные хроники. Это федеральный формат, адаптированный для местного вещания. В эфир ежедневно выходят 6 блоков местных программ. Коммерческий успех радиостанции определили, прежде всего, рейтинговые показатели – самые высокие среди уфимских радиостанций. Кроме того, этому способствовали и разнообразные форматы коммерческих предложений – рекламодателю предлагается размещение в рекламных блоках, спонсорство новостных блоков, и, конечно, прогноза погоды. Кроме того, Дорожное радио также предлагает партнерам участие в своих мероприятиях. Являясь информационным ресурсом, оно обладает возможностями пиара своих мероприятий – следовательно, они собирают большую аудиторию, монетизируемый трафик, который и важен рекламодателю.2.2.3. Сравнительный анализ радиостанцийИ «Детское радио» и «Дорожное» представлены в регионе крупными сетевыми станциями с большой аудиторией по всей России. Радиостанции имеют разную тематическую направленность и аудиторию. Детское радио исходя из названия ориентировано на детей и их родителей. Получается этакая развлекательно-просветительская концепция. Тогда как «Дорожное» имеет музыкальную-информационную направленность. В эфире радиостанции «Дорожное» преобладают отечественные композиции жанра шансона и городского романса. Зарубежные композиции звучат скорее как исключение, в топе их как правило не больше 10-15%. Учитывая характер музыки и направление, можно классифицировать радиостанцию в двух форматахШансон - новый российский формат, по форме нечто среднее между folk и country, а по содержанию фактически результат, мягко говоря, специфического развития нашего общества последние 80 лет — смесь лагерной (блатной) музыки, бардовской песни, так называемого городского романса и песен в стиле группы "ДДТ".АС (Adult Contemporary) — современная музыка для взрослых. Субформат Hot AC — горячий АС с преобладанием более ритмичной музыки и чуть большим количеством горячих хитов.В Детском радио же эфир основан больше на передачах образовательного и развлекательного характера. Музыка скорее дополняет программу. В вечернее время звучит музыка для старшей аудитории, сменяясь колыбельными композициями. Учитывая, что радио слушают как дети, так и взрослые, Детское радио можно отнести как к формату AC с субформатом Soft AC — мягкий АС с преобладанием спокойных, лирических песен и относительно малым количеством горячих хитов с целевой аудиторией 25-45 лет; так и к детскому формату радиовещания. По объему ежедневной аудитории каждая из представленных радиостанций занимает высокие позиции в регионе. По данным исследовательской компании Mediascope, Дорожное радио занимает второе место в общем рейтинге с результатом в 178 тысяч человек. Детское радио занимает 15 место со значением 29 тысяч. Однако здесь следовать учитывать, что радиостанция направлена преимущественно на детскую аудиторию и в данном случае у нее нет конкуренции.Если сравнивать региональное вещание в Башкортостане двух радиостанций с федеральным, можно выделить следующее: Так как формат вещания Детского радио образовательно-развлекательного характера, то идет большая ориентация на местных слушателей. Учитывается как распорядок дня, так менталитет и предпочтения в данном регионе. На передачи приглашаются люди, которые в первую очередь интересны местным жителям. Ведется активная взаимосвязь с радиослушателями. Имеется у радиостанции и свой сайт, группа вконтакте, телефон прямого эфира и Whatsapp. На сайте и в группах социальных сетей подогревается интерес слушателей к радиостанции, можно переслушать эфир, есть возможность оставлять комментарии к нему. В группе доступна информация о анонсах, новостях, программах и их ведущих. Доступно онлайн-вещание. Активная работа в не эфирное время также играет свою роль. Проводятся регулярные представления и концерты для местных радиослушателей.Дорожное радио же нося характер информационно-развлекательной радиостанции, не уступает Детскому в ориентировании на регион. Во многом это благодаря 6 блокам региональных программ. Оперативную информацию на дорогах и общественном транспорте в регионе предоставляют в программе «Дорожная хроника». Также у региональной студии имеется сайт и группа вконтакте. Однако, ввиду отсутствия эфирных передач, телефон и соответственно Whatsapp отсутствуют. Реклама присутствует на обеих радиостанциях, но отличается по содержанию. Если на детском радио в основном звучит реклама, ориентированная на детей, то на «Дорожном» для автомобилистов. В остальном все типично. Звучит в среднем два раза в час. Темы рекламы различные: реклама отдельных товаров, новых магазинов, кинопремьеры и концерты.2.2.4. Тенденции развития регионального коммерческого радио.Одна из главных тенденций развития радиорынка в последнее время – это активная экспансия в регионы. В 2013 году, по данным АКАР (Ассоциация Коммуникационных Агентств России), из 16,67 млрд. рублей, приходившихся на радиорекламу, около половины заработано на локальных рынках. Доля доходов от сетевого размещения у некоторых федеральных станций составляет до двух третей коммерческой выручки, а то и больше. Столичная площадка, хоть и самая крупная, все же тесновата для такого количества станций. По экспертным прогнозам, рынок не будет расти быстрыми темпами, так что схватка продолжается за те же деньги. В регионах же все еще есть потенциал для серьезного роста. Большие холдинги развивают федеральные сети двумя основными способами: франшиза, лицензирование своих программ и строительство филиалов. Хоть открытие региональных студий обходится дорого сетевым радиостанциям, при должном усилии это приносит свои плоды в виде притока слушателей и рекламы. Что мы видим исходя из анализа деятельности региональных филиалов. Региональные радиостанции также догоняют сетевые. Если в начале своего пути столичные радиостанции имели больше и финансовых привилегий, и рабочих кадров. Сотрудники могли обучаться за границей, у них был доступ к хорошей литературе. Теперь и регионы получили эти возможности, а потому могут развиваться уже не по аналогии, а параллельно со столицей.Количество локальных форматов, созданных непосредственно на рынках, начинает расти. По данным Российской Академии Радио (РАР), радио остается самым распространенным медиа в стране: с 2010 года количество зарегистрированных радиостанций выросло более чем в 1,5 раза. На сегодняшний день Роскомнадзором выдано порядка 3405 лицензий на вещание.В последние два года получил развитие тренд телерадио. Сегодня наибольший интерес вызывают живые трансляции, интервью с известными гостями, музыкальные выступления в прямом эфире, видео с которыми набирает просмотры на сайтах станций и в соцсетях. Это становится эффективным способом в продвижении брендов радиостанций и их программ. Стремление развиваться в тренде новых цифровых технологий также растет. Интернет открывает большие возможности, давая размещать на сайтах радиостанций как аудиозаписи самих эфиров, так и видео. Радиослушателям всегда интересно было увидеть своих любимых ведущих. Если раньше это было возможно только в не эфирных мероприятиях, теперь же это можно осуществить просто, зайдя на сайт радио или на страничку в социальной сети.Многие радиостанции работают, как и на частотах, так и онлайн. Радиостанции никуда не денутся от цифровизации или же проникновения онлайн-вещания в автомобили. Сейчас в Москве около 17,5% прослушивания радио происходит в интернете. И это только измерения аудитории «16+»… А в интернете требуется не просто сигнал, и не просто сайт, а некий интерактив, который обязательно нужно будет переносить в автомобиль. Ведь доля аудитории, слушающей радио именно в автомобиле сейчас составляет около 50%. А еще в 2012 году лидировало прослушивание дома. Тенденции таковы, что радио начинает расти уже не в количественном плане, а скорее технологическом, отвечая новым привычкам аудитории.Многие столичные радиокомпании уже добились эффективного сочетания традиционного FM-вещания с технологиями new media. В регионах же радиостанции в основном только переходят в онлайн формат, не оглядываясь на другие технологии. Однако успех крупных сетевых радиостанций безусловно оказывает влияние на региональные. К тому же, как уже говорилось выше, возможности местных радиостанций стали намного больше, чем раньше.ЗАКЛЮЧЕНИЕПодводя итоги можно все ещё с уверенностью сказать, что радио – неотъемлемая информационная сторона жизни человека. Оно появилось намного раньше телевидения и очень прочно вошло в нашу повседневную жизнь благодаря своим уникальным особенностям: В иерархии всех современных СМИ радио так же продолжает оставаться наиболее оперативным средством. Из всех имеющихся СМИ радио остается очень удобным для восприятия аудиторией. В системе СМИ радио, ориентированно на слуховое восприятие, также воздействует более других на человека.Кроме того, радио освобождает воображение и определенным образом восстанавливает тот эмоциональный и мыслительный застой, те навыки приобретенного автоматизма в поведении и реакциях аудитории, которые выработаны привычным жизненным опытом. Радио возбуждает фантазию, стимулирует чувства и тем самым даёт работу и мышлению, и неосознанным эмоциям. Радио остается одним из наиболее динамично развивающихся рынков. Увеличивается количество FM-радиостанций, а существующие активно применяют современные технологии. Растет доля интернет проектов, они наиболее популярны из высокой скорости выдачи информационных материалов и более глубокого и оперативного взаимодействия со слушателями. К примеру, новости радио онлайн выходят как минимум на 3-4 часа раньше, чем в традиционном радиоформате. С каждым годом на радио используется все больше digital-инструментов при сборе данных. Значимая доля опросов уже сейчас проходит онлайн. Также активно задействуются мобильные устройства, а квартирные и уличные интервью проводятся при помощи планшетов.На примере двух сетевых радиостaнции видно, как с каждым годом все больше рынок радио ориентируются на регион. На сегодняшний день это самое выгодное направление развития. Столичный рынок забит под завязку, в регионах же все ещё остается место для творчества. Какого прогресса ни достигло бы радио, каким бы вездесущим и всепроникающим ни стало радиовещание, общество всегда будет нуждаться в информации разных уровней: как глобальной, представляющей всеобщий интерес, так и локальной, адресованной отдельным группам радиоаудитории. И поскольку одним из основных признаков аудиторной дифференциации всегда будет ее территориальная принадлежность, постольку всегда будет существовать потребность именно в местных радиостанциях.Таким образом одним из главных средств массовой информации Башкортостана является радио. Разнообразность радиовещания позволяет выбрать каждому человеку свою радиостанцию, исходя из интересов, возраста, места нахождения.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫРадиожурналистика //Учебник под ред. А.А. Шереля. 2-е изд.// Изд-во «Высшая школа» - 2012.Барабаш Н.С., Дебабова А.Л. и др. //Отечественное радиовещание на современном этапе// М. - 1998.Бернштейн С.И.// Язык радио. //М. -1977.Горяева Т.М. //Радио России. //М. - 2000.Гуревич П.С., Ружников В.Н. //Советское радиовещание. Страницы истории. //М. - 1976.История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания //Сост. Т.М. Горяева. //М. - 1991.Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. //М. - 1981.Радиоискусство. Теория и практика. //М. - 1981.Российская государственная радиовещательная компания. Голос России. Мы говорим со всем миром. /М. - 1999.Смирнов В. В. //Практическая журналистика. Информационные жанры радиовещания. //Ростов-на-Дону. - 1997.Система средств массовой информации России/ Под ред. Я.Н. Засурского. М. - 1997. Радиоискусство. Проблемы истории и теории. 1922–1941. //М. - 1993.Ярошенко В.Н. //Информационные жанры радиожурналистики. М., 1976.Ворошилов В.В. //Журналистика. Базовый курс. Учебник. 5-е издание. //СПб. - 2006.Барабаш Н.С., Дебабова А.А и др. //Отечественное радиовещание на современном этапе: // М. - 2014.Беляев С., Коробицын В. //Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. //М. - 2002. Система средств массовой информации России. //Под ред. Я.Н. Засурского. //М. - 2003. Региональные средства массовой информации и демократия в России: размышление над итогами исследования // Пресс-служба. – 2014.В.В. Смирнов. //Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм: учебное пособие для вузов // В.В. Смирнов. – М.: Аспект. Пресс. - 2014.Колодкин, В.А. //Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов //В.А. Колодкин. – Тольятти, - 2005.Т.В. Лебедева. //Жанры радиожурналистики. Учебное пособие //М. Аспект-Пресс. - 2012.И.В. Кирия. //Нерыночные принципы и ограничения конкуренции на региональных медиа-рынках России //М. - 2011.Региональные средства массовой информации и демократия в России: размышление над итогами исследования // Пресс-служба. – 2014.Единый словарь терминов, определений, показателей и параметров радио аудитории //Медиа-комитет. Москва. - 2008.Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920-х — начале 1930-х годов. Документированная история. //Горяева Т.М. РОССПЭН. – 2000.10 лекций по теле– и радиожурналистике //Д. Губин. - 2015.Общественные науки. //Отечественное радио на рубеже 1980-1990-х гг.// Спецвыпуск. – 2007.Д. Юхневич. //Рынок региональных радиостанций //Д. Юхневич. – 2007.Смирнов В. В. //Практическая журналистика. Информационные жанры 8.радиовещания. //Ростов-на-Дону. - 1997.Вестник Череповецкого государственного университета. /Региональное радио «в профиль» // ЧГУ. – 2011.Шерель,A.A. //Радио на рубеже веков: организационные и творческие тенденции развития //М. - 2002.Добчинский А.А. //Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. //Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. //М.: 1996Современное радиовещание: трансформация от традиций к инновациям. /Электронный ресурс: http://еdu2.tsu.ru/html/1733/оgl.htmlhttp://www.europaplus.ru – сайт радиостанции «Европа Плюс»http://e-radio.ru – Интернет-радио и ТВ. Сайт о сетевых СМИО.Жандарова. //Региональные радиостанции //Электронный ресурс: http://broadcasting.ru/http://dorognoe.ru – сайт радиостанции «Дорожное»http://www.deti.fm/ - сайт радиостанции «Детское радио»Андрей Бубукин. Форматы радиостанций //Электронный ресурс: http://www.radiostation.ru/music/format.htmlhttp://mediascope.net – сайт исследовательской кампании «Mediascope»
2. Барабаш Н.С., Дебабова А.Л. и др. //Отечественное радиовещание на современном этапе// М. - 1998.
3. Бернштейн С.И.// Язык радио. //М. -1977.
4. Горяева Т.М. //Радио России. //М. - 2000.
5. Гуревич П.С., Ружников В.Н. //Советское радиовещание. Страницы истории. //М. - 1976.
6. История советской радиожурналистики: Документы. Тексты. Воспоминания //Сост. Т.М. Горяева. //М. - 1991.
7. Методологические проблемы изучения телевидения и радиовещания. //М. - 1981.
8. Радиоискусство. Теория и практика. //М. - 1981.
9. Российская государственная радиовещательная компания. Голос России. Мы говорим со всем миром. /М. - 1999.
10. Смирнов В. В. //Практическая журналистика. Информационные жанры радиовещания. //Ростов-на-Дону. - 1997.
11. Система средств массовой информации России/ Под ред. Я.Н. Засурского. М. - 1997.
12. Радиоискусство. Проблемы истории и теории. 1922–1941. //М. - 1993.
13. Ярошенко В.Н. //Информационные жанры радиожурналистики. М., 1976.
14. Ворошилов В.В. //Журналистика. Базовый курс. Учебник. 5-е издание. //СПб. - 2006.
15. Барабаш Н.С., Дебабова А.А и др. //Отечественное радиовещание на современном этапе: // М. - 2014.
16. Беляев С., Коробицын В. //Радиостанции России. Государственное и независимое вещание. //М. - 2002.
17. Система средств массовой информации России. //Под ред. Я.Н. Засурского. //М. - 2003.
18. Региональные средства массовой информации и демократия в России: размышление над итогами исследования // Пресс-служба. – 2014.
19. В.В. Смирнов. //Формы вещания: Функции, типология, структура радиопрограмм: учебное пособие для вузов // В.В. Смирнов. – М.: Аспект. Пресс. - 2014.
20. Колодкин, В.А. //Радиовещание в Интернете: принципы функционирования, типология и структура сайтов //В.А. Колодкин. – Тольятти, - 2005.
21. Т.В. Лебедева. //Жанры радиожурналистики. Учебное пособие //М. Аспект-Пресс. - 2012.
22. И.В. Кирия. //Нерыночные принципы и ограничения конкуренции на региональных медиа-рынках России //М. - 2011.
23. Региональные средства массовой информации и демократия в России: размышление над итогами исследования // Пресс-служба. – 2014.
24. Единый словарь терминов, определений, показателей и параметров радио аудитории //Медиа-комитет. Москва. - 2008.
25. Радио России. Политический контроль радиовещания в 1920-х — начале 1930-х годов. Документированная история. //Горяева Т.М. РОССПЭН. – 2000.
26. 10 лекций по теле– и радиожурналистике //Д. Губин. - 2015.
27. Общественные науки. //Отечественное радио на рубеже 1980-1990-х гг.// Спецвыпуск. – 2007.
28. Д. Юхневич. //Рынок региональных радиостанций //Д. Юхневич. – 2007.
29. Смирнов В. В. //Практическая журналистика. Информационные жанры 8.радиовещания. //Ростов-на-Дону. - 1997.
30. Вестник Череповецкого государственного университета. /Региональное радио «в профиль» // ЧГУ. – 2011.
31. Шерель,A.A. //Радио на рубеже веков: организационные и творческие тенденции развития //М. - 2002.
32. Добчинский А.А. //Городское радиовещание: ретроспектива, современное состояние, проблемы журналистского творчества. //Автореферат на соискание ученой степени кандидата филологических наук. //М.: 1996
33. Современное радиовещание: трансформация от традиций к инновациям. /Электронный ресурс: http://еdu2.tsu.ru/html/1733/оgl.html
34. http://www.europaplus.ru – сайт радиостанции «Европа Плюс»
35. http://e-radio.ru – Интернет-радио и ТВ. Сайт о сетевых СМИ
36. О.Жандарова. //Региональные радиостанции //Электронный ресурс: http://broadcasting.ru/
37. http://dorognoe.ru – сайт радиостанции «Дорожное»
38. http://www.deti.fm/ - сайт радиостанции «Детское радио»
39. Андрей Бубукин. Форматы радиостанций //Электронный ресурс: http://www.radiostation.ru/music/format.html
40. http://mediascope.net – сайт исследовательской кампании «Mediascope»