развитие стрессоустойчивости юношей 16-17 лет средствами боевого самбо

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Физкультура
  • 36 36 страниц
  • 31 + 31 источник
  • Добавлена 10.05.2024
1 000 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ СПОРТОМ НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ 6
1.1. Психологические особенности возраста 16-17 лет 6
1.2. Проблемы формирования стрессоустойчивости личности 10
1.3. Влияние занятий спортом на психологические особенности и состояния личности 16
ГЛАВА 2. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВЛИЯНИЯ ЗАНЯТИЙ САМБО НА ФОРМИРОВАНИЕ СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ ЛИЧНОСТИ ЮНОШЕЙ 16-17 ЛЕТ 20
2.1. Организация и методы исследования 20
2.2. Анализ и интерпретация полученных результатов исследования 21
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 33

Фрагмент для ознакомления

Рассмотрим результаты методики диагностики ситуативной и личностной тревожности Спилбергера-Ханина. Сводный протокол результатов диагностики тревожностиюношей, не занимающихся в спортивных секциях, представлен в таблице 3:Таблица 3Сводный протокол результатов диагностики тревожностиюношей, не занимающихся в спортивных секциях№ испытуемогоСитуативная тревожность, в баллахЛичностная тревожность в баллах125292322634124442255242862731743298311893423104128114224123531132927142721153218Анализ результатов, полученных от группы молодых людей, не участвующих в спортивных мероприятиях, позволяет сделать вывод о преобладании у них высокого уровня ситуативной тревожности. Это указывает на то, что данные индивиды испытывают повышенную эмоциональную отзывчивость к текущим событиям, испытывают затруднения в адаптации к изменениям и чувствуют внутреннее беспокойство по поводу будущих событий. Их стремление одновременно участвовать в различных сферах деятельности и достичь максимальных результатов в каждой из них ведет к перегрузке и, как следствие, к снижению уровня их психоэмоционального комфорта.Исследование показывает, что ситуативная тревожность у участников исследуемой группы находится на высоком уровне, что объясняется их активным участием в разнообразных аспектах жизнедеятельности. Идентификация собственной личности с успехами и неудачами в этих сферах приводит к повышению тревожности при возникновении трудностей или неудач. Взаимосвязь переживаний, связанных с неудачами в социальных взаимодействиях или академической сфере, с собственным здоровьем, приводит к мгновенному увеличению уровня тревожности при возникновении негативных событий.С другой стороны, уровень личностной тревожности у данной группы исследуемых находится в пределах среднего, указывая на достаточную уверенность в себе и способность адекватно оценивать потенциальные риски и последствия различных ситуаций. Исследуемые способны принимать проактивные меры для предотвращения нежелательных последствий. Однако присутствие заболевания порождает определенную неуверенность в собственных силах и возможностях эффективно выполнять задачи или брать на себя обязательства, что, в свою очередь, стимулирует формирование тревожности как устойчивой характеристики личности.Рассмотрим результаты диагностики тревожности юношей, занимающихся боевым самбо, их сводный протокол представлен в таблице 4.Таблица 4Сводный протокол результатов диагностики тревожностиюношей, занимающихся боевым самбо№ испытуемогоСитуативная тревожность, в баллахЛичностная тревожность в баллах115272172432122422235272662429719278361693921102726111422122529131225141419151116В свете предложенной темы, результаты исследования указывают на высокий уровень стрессоустойчивости среди подростков, занимающихся боевым самбо, что свидетельствует о наличии у них значительных внутренних ресурсов для преодоления стрессогенных факторов в повседневной жизни и в сфере спортивной деятельности. Их способность к дифференциации событий и адекватному реагированию на изменяющиеся обстоятельства подчеркивает уровень их психологической адаптации и умение экономно расходовать эмоциональные ресурсы.Особое внимание в данном контексте заслуживает их уверенность в собственных силах и способностях, осведомленность о собственных возможностях и ограничениях, а также готовность принимать риски без чрезмерной боязни потенциальных изменений, связанных с переходным возрастом. Эта уверенность и целеустремленность, как правило, способствуют повышению их стрессоустойчивости и обеспечивают лучшую социальную адаптацию.Тем не менее, следует учитывать потенциальные риски, связанные с возможной самонадеянностью участников этой группы, которая может привести к снижению уровня адекватности восприятия рисков и опасностей. Это подчеркивает необходимость обеспечения сбалансированного подхода в тренировочном процессе, направленного на формирование реалистичного самоосознания и умения адекватно оценивать ситуации, для предотвращения возможных негативных последствий.Для углубленного анализа и подтверждения выявленных тенденций целесообразно провести дополнительное статистическое исследование, включая сравнение с другими группами подростков, не занимающихся спортом, для выявления статистически значимых различий в уровнях стрессоустойчивости и социальной адаптации с применением t-критерия Стьюдента для не связанных выборок:Таблица 5 Итоги сравнительного анализа уровней выраженности стрессоустойчивости, тревожности у юношейСравнительный анализ результатов диагностики уровней выраженности стрессоустойчивости, тревожностиПараметрЭмпирическое значение критерияУровень значимостиСтрессоустойчивость6,90,01Ситуативная тревожность24,90,01Личностная тревожная13,70,01Как видно из таблицы 5, между выборками юношей 16-17 лет обнаружены достоверные и статистически значимые отличия в области показателей стрессоустойчивости и тревожности (уровень значимости 0,01).В области стрессоустойчивости наиболее высокие показатели имеют юноши, занимающиеся боевым самбо (147,08), возможно, именно спорт обеспечивает им более устойчивую нервную систему и высокие адаптационные способности. Наименее стрессоустойчивыми являются юноши контрольной группы (213,44), у них обнаружен пороговый уровень общей сопротивляемости стрессу. На адаптационные возможности их организма и психики могли негативным образом повлиять имеющиеся у них проблемы со здоровьем.Обобщая полученные результаты исследования, можно говорить о том, что в рамках данного исследования была проведена диагностика влияния занятий боевым самбо на стрессоустойчивость личности юношей 16-17 лет. Анализируя результаты, можно констатировать, что участие в боевом самбо способствует значительному повышению стрессоустойчивости и снижению проявлений тревожности среди подростков, занимающихся данным видом спорта. В контрасте, группа юношей, не вовлеченная в спортивную деятельность, продемонстрировала противоположные результаты: более низкие показатели стрессоустойчивости и более высокие уровни тревожности. Эти выводы однозначно подтверждают изначально поставленные в рамках исследования гипотезы, выдвигая спортивную активность, в частности занятия боевым самбо, как эффективное средство повышения психологической устойчивости и снижения тревожности у подростков.ЗАКЛЮЧЕНИЕДанная работа посвящена изучению влияния занятий спортом на стрессоустойчивость личности подростков.Анализ теоретических аспектов рассматриваемой темы позволил прийти к следующим выводам:Юношеский возраст представляет особый период в жизни человека. Доминирующим видом деятельности становится интимно-личностное общение, близкие подруги и друзья, с которыми можно обсудить все, начиная от одежды и заканчивая межличностными отношения, приобретают большую значимость, чем родители, от которых появляются секреты. Становится важна принадлежность референтной группе, ее атрибутика. Особенности проявления и протекания подросткового периода определяются конкретными социальными обстоятельствами жизни и развития, положением подростка в мире взрослых.В рамках настоящего аналитического обзора, целесообразно рассматривать стрессоустойчивость как комплексную характеристику личности, включающую в себя множество психологических аспектов, функционирующих как фундаментальные механизмы для эффективного преодоления стрессовых ситуаций. Подход к пониманию стрессоустойчивости как интегративного атрибута личности представляется наиболее всесторонним и позволяет охватить широкий спектр взаимосвязанных процессов. В ходе развития данного качества у подростков можно выделить различные траектории, однако особое внимание заслуживает спортивная деятельность как механизм стимуляции адаптационных процессов, обусловленный опытом прямого взаимодействия с вызовами и препятствиями.Дополнительно, осмысление вклада регулярных тренировок по боевому самбо в развитие личности юношей позволяет сделать вывод о значительном положительном влиянии данного вида деятельности. С одной стороны, заметно усиление саморегуляции, повышение уровня независимости и критического мышления, с другой — существенное улучшение физического состояния и функциональных возможностей организма, что способствует оптимизации работы нервной системы и формированию эффективных стратегий эмоционального самоконтроля. Помимо этого, акцент на самостоятельности и понимание своих физических и психологических границ вносит вклад в укрепление стрессоустойчивости, позволяя личности более успешно адаптироваться к меняющимся условиям среды и противостоять стрессогенным факторам.В результате проведенного исследования, целью которого было исследование влияния систематических тренировок по боевому самбо на уровень стрессоустойчивости и показатели тревожности среди подросткового контингента, полученные данные демонстрируют значимые выводы. Анализ результатов позволяет установить, что подростки, регулярно занимающиеся боевым самбо, характеризуются повышенной стрессоустойчивостью и сниженной уровнем тревожности в сравнении с их сверстниками, ведущими менее активный образ жизни и не участвующими в спортивных секциях. В то время как группа подростков, не занимающихся спортом, продемонстрировала противоположную тенденцию, выраженную в уменьшенной стрессоустойчивости и увеличенном уровне тревожности. Эти находки подтверждают изначально поставленные исследовательские гипотезы и отражают значительное воздействие регулярных физических нагрузок и спортивной деятельности на психоэмоциональное состояние и адаптивные способности личности в подростковом возрасте.Таким образом, цель работы достигнута, задачи выполнены, а гипотезы исследования полностью подтверждены. Практическая значимость результатов исследования заключается в том, что они могут быть использованы, как спортивными психологами ДЮСШ, спортивных центров, фитнес-клубов, так и психологами-консультантами, работающими с клиентами разных групп здоровья.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫАкимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.Алексеев, А.В. Преодолей себя: психологическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. – Ростов на/дону: Феникс, 2004. – 351 с.Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тезауруса эмоциональных переживаний в юношеском возрасте / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы международн. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2006 года / СПбИУиП; редкол. В.Н. Дежкин [и др.] – Ч.1– СПб, 2006.– С. 17-21.Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПБ.; 1999. – 86 с.Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям: учебное пособие/ Г.Д. Бабушкина – Омск: СибГУФК, 2007. – 90 с.Бабушкин, Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена /Г.Д.Бабушкин, В.Н. Cмоленцева //Научные труды СибГУФК. – Омск: СибГУФК, 2006. – 115-123.Багадирова С.К. Организация психологического сопровождения деятельноти спортсмена // Достижения вузовской науки: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. С. 74-78.Багадирова С.К. Особенности изучения стрессоустойчивости спортсменов-дзюдоистов // Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 3: Педагогика И Психология . 2007. №3. С.345-350;Балог, А. И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышникова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 415 с.Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 2015.Веракса А.Н., Леонов С.В. Социально-психологические аспекты работы спортивного психолога и тренера с командой // Социальная психология и общество. 2011. №2. С.111–122.Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. и др. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты/ Т.Г.Визель, Л.В. Сенкевич и др.-Тула.: 2017.-341 с.Гаджимурадова, З. М. Особенности развития самосознания личности в подростковом возрасте / З.М. Гаджимурадова, Р.И. Рамазанов // Инновации в современной науке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 20-30. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.Голдберг, Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.:Сфера, 2017.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 208 с.Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115). Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196.Карсон, Р., Батчер, Дж., Минека С. Анормальная психология. 11-ое изд.: Питер: Наука, 2014.Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 96.Коробейникова Ю.В. Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста // Вестник БФУ им. И. Канта . 2012. №11. С.150-156.Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с.Москвин В.А. Методика диагностики регуляторных процессов в спорте / В.А.Москвин, Н.В. Москвина / Спортивный психолог. - 2012. - № 3. - (27). - С. 65-67.Найдиффер Р. Мысленная тренировка спортсменов // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 8-20.Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте: монография / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. - М.: Советский спорт, 2009. - 296 с.Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. / Под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Речь, 2008. – 144 с.Пуни А.Ц. Очерк истории психологии спорта // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. – Спб.: Питер, 2002. – 383 с.Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений /А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.Шурухина Г.А., Биктагирова А.Р., Дмитриева Л.Г. Особенности агрессивности подростков с девиантным поведением // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66. – С. 420.

1. Акимова Л.Н. Психология спорта: Курс лекций. – Одесса: Студия «Негоциант», 2004. – 127 с.
2. Алексеев, А.В. Преодолей себя: психологическая подготовка в спорте / А.В. Алексеев. – Ростов на/дону: Феникс, 2004. – 351 с.
3. Андреева И.Н. Взаимосвязь эмоционального интеллекта и тезауруса эмоциональных переживаний в юношеском возрасте / И.Н. Андреева // Психология и современное общество: взаимодействие как путь взаиморазвития: материалы международн. научно-практ. конф., Санкт-Петербург, 28-29 апреля 2006 года / СПбИУиП; редкол. В.Н. Дежкин [и др.] – Ч.1– СПб, 2006.– С. 17-21.
4. Апчел В.Я., Цыган В.Н. Стресс и стрессоустойчивость человека. - СПБ.; 1999. – 86 с.
5. Асмолов А.Г. Психология личности. Принципы общепсихологического анализа / А. Г. Асмолов. – М.: Смысл, 2014. – 221 с.
6. Бабушкин Г.Д. Психолого-педагогическое обеспечение подготовки спортсменов к соревнованиям: учебное пособие/ Г.Д. Бабушкина – Омск: СибГУФК, 2007. – 90 с.
7. Бабушкин, Г.Д. Оперативная диагностика предстартовой психической готовности спортсмена /Г.Д.Бабушкин, В.Н. Cмоленцева //Научные труды СибГУФК. – Омск: СибГУФК, 2006. – 115-123.
8. Багадирова С.К. Организация психологического сопровождения деятельноти спортсмена // Достижения вузовской науки: материалы V Междунар. науч.-практ. конф. Новосибирск, 2013. С. 74-78.
9. Багадирова С.К. Особенности изучения стрессоустойчивости спортсменов-дзюдоистов // Вестник Адыгейского Государственного Университета. Серия 3: Педагогика И Психология . 2007. №3. С.345-350;
10. Балог, А. И. Социальная активность студенческой молодежи / А.И. Балог // Историческая и социально-образовательная мысль. – 2015. – № 7 (6-2). – С. 143-146.
11. Барышников, Е.Н. Внеурочная деятельность обучающихся: основные подходы и условия осуществления / Е.Н. Барышникова // Внеурочная деятельность обучающихся в условиях реализации ФГОС общего образования: материалы II Всероссийской научно-практической конференции. – Челябинск: ЧИППКРО, 2014. – 415 с.
12. Божович, Л. И. Проблемы формирования личности / Л. И. Божович. М.: Институт практической психологии, 2015.
13. Веракса А.Н., Леонов С.В. Социально-психологические аспекты работы спортивного психолога и тренера с командой // Социальная психология и общество. 2011. №2. С.111–122.
14. Визель Т.Г., Сенкевич Л.В. и др. Девиантное поведение подростков: теории и эксперименты/ Т.Г.Визель, Л.В. Сенкевич и др.-Тула.: 2017.-341 с.
15. Гаджимурадова, З. М. Особенности развития самосознания личности в подростковом возрасте / З.М. Гаджимурадова, Р.И. Рамазанов // Инновации в современной науке. Материалы Международной научно-практической конференции. 2014. С. 20-30.
16. Гогунов Е.Н., Мартьянов Б.И. Психология физического воспитания и спорта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб, заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. – 288 с.
17. Голдберг, Д., Хаксли П. Распространенные психические расстройства: Биосоциальная модель/ Пер. с англ. Д. Полтавца. К.:Сфера, 2017.
18. Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. – М.: Физкультура и спорт, 2010. – 208 с.
19. Деткова И.В., Леонтьева А.В., Ковалева Н.В. Формирование психологической устойчивости как средство профилактики аддикций у подростков // КПЖ. – 2016. – №2-2 (115).
20. Казанская В.Г. Подросток: Трудности взросления. Книга для психологов, педагогов, родителей. – 2-е изд., доп. – СПб.: Питер, 2014. – 283 с. – С. 196.
21. Карсон, Р., Батчер, Дж., Минека С. Анормальная психология. 11-ое изд.: Питер: Наука, 2014.
22. Кон И.С. Психология ранней юности. – М.: Просвещение, 2012. – 252 с. – С. 96.
23. Коробейникова Ю.В. Проблема формирования мотивов к занятиям спортом у детей подросткового возраста // Вестник БФУ им. И. Канта . 2012. №11. С.150-156.
24. Марищук В.Л., Евдокимов В.И. Поведение и саморегуляция человека в условиях стресса СПб.: Сентябрь, 2001. - 260 с.
25. Москвин В.А. Методика диагностики регуляторных процессов в спорте / В.А.Москвин, Н.В. Москвина / Спортивный психолог. - 2012. - № 3. - (27). - С. 65-67.
26. Найдиффер Р. Мысленная тренировка спортсменов // Спортивная психология в трудах зарубежных специалистов. – М.: Советский спорт, 2005. – С. 8-20.
27. Полозов А.А., Полозова Н.Н. Модули психологической структуры в спорте: монография / А.А. Полозов, Н.Н. Полозова. - М.: Советский спорт, 2009. - 296 с.
28. Полякова О.Н. Стресс: причины, последствия, преодоление. / Под ред. А.С. Батуева. – СПб.: Речь, 2008. – 144 с.
29. Пуни А.Ц. Очерк истории психологии спорта // Спортивная психология в трудах отечественных специалистов / Сост. и общая редакция И.П. Волкова. – Спб.: Питер, 2002. – 383 с.
30. Родионов А.В. Психология физической культуры и спорта: учебник для студ. высш. учеб. заведений /А.В. Родионов, В.Ф. Сопов, В.Н. Непопалов и др. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 368 с.
31. Шурухина Г.А., Биктагирова А.Р., Дмитриева Л.Г. Особенности агрессивности подростков с девиантным поведением // Проблемы современного педагогического образования. - 2020. - №66. – С. 420.