Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр
Заказать уникальную курсовую работу- 48 48 страниц
- 37 + 37 источников
- Добавлена 05.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Глава 1. Теоретические аспекты развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР…………. ………………………
6
1.1 Основные аспекты развития мышления детей дошкольного возраста … 6
1.2 Психологические особенности ЗПР у детей дошкольного возраста ……
1.3 Роль дидактических игр в в развитии словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР …………………….……………………….
Вывод по первой главе ………………………………………………………..
Глава 2. Эмпирическое исследование развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР посредством дидактических игр ………………………………………………………………………………..
2.1 Методики изучения словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития………………….
2.2 Коррекционная работа по развитию словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР ………………………………
Вывод по второй главе…………………………………………………………. 11
16
21
23
23
29
34
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………. 35
Список использованной литературы………………………………………….
ПРИЛОЖЕНИЕ 38
43
В другом случае классификация производится на основе повествовательного словесного обобщения. В этом случае воспитатель задает количество групп, на которые следует разделить многие предметы (предметы), а дети самостоятельно находят подходящую основу или знак.В третьем случае классификация предметов осуществляется на основе опережающего словесного обобщения. Ребенок сначала называет группу, а затем выбирает изображения, соответствующие этой группе. Развивающие игры «Рассортируй вещи», «Рассортируй картинки», «Пары» позволяют научить детей классифицировать самые разнообразные предметы.Все предыдущие примеры сравнения и классификации заканчивались обобщениями. Необходимо долго формировать понятие на нескольких занятиях. Воспитатель соответствующим образом организует работу с заданием: выбирает предметы, задает вопросы в последовательности, специально рассчитанной на то, чтобы «подвести» детей к нужному обобщению. Их обучение продолжается в развивающих играх типа «Построй дорожку», «Назови словом», «Три предмета», «Четыре нечетных», «Закрой картинки», «Продолжи линию» и другие. Для развития умения выполнять серийные операции эффективны игры: «Поезд», «Помоги сложить по высоте», «Построй забор», а также игры с матрешками, пирамидками, стаканчиками и т. д. Серия можно организовать по «высоте», по цвету, по размеру, по другим качествам предмета («Кто сильнее?», «Кто больше?», «Кто больше весит?» и т. д.). Научить детей действовать по аналогии, хорошо использовать дидактические игры «Кому удобно», «Выбирай по смыслу», когда ребенок выделяет и удерживает в памяти главный существенный признак, устанавливает логические связи и отношения между понятиями.Развитие логической сферы ребенка предполагает формирование умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения делать простые выводы на основе причинно-следственной связи. Опыт показывает, что, выполняя все вышеперечисленные задания, у ребенка с задержкой психического развития развиваются эти умения, так как они также основаны на мыслительных операциях анализа, синтеза, обобщения и т. д.Представленная нами система развивающих игр, основанная на использовании разнообразных занимательных материалов, эффективно развивает словесное и логическое мышление.У детей с задержкой психического развития все виды мышления развиваются неравномерно. Наиболее выраженная задержка возникает в речево-логическом мышлении (оперировании идеями, чувственными образами предметов), наглядно-действенное мышление (связанное с реальным физическим преобразованием предмета) находится ближе к уровню нормального развития.Целью дидактической игровой системы является развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.Задачей системы дидактических игр является развитие словесно-логического мышления у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития посредством дидактических игр.В коррекционной работе используется принцип диагностического и коррекционного единства, отражающий целостность процесса оказания коррекционной помощи как особого вида практической деятельности врача-дефектолога. Этот принцип является основополагающим для всей тюремной работы, поскольку эффективность тюремной работы на 90% зависит от сложности, тщательности и глубины предшествующей диагностической работы.Принцип нормативного развития. Под нормативным развитием следует понимать последовательность последовательных возрастов, возрастных стадий онтогенетического развития.Принцип коррекции – «сверху вниз». Этот принцип, предложенный Л. С. Выготским, раскрывает направление тюремной работы. В центре внимания находится развитие завтрашнего дня и основным содержанием коррекционной деятельности дефектолога является создание «зоны ближайшего развития» для детей. Коррекция по принципу «сверху вниз» носит инициативный характер и строится как психологическая деятельность, направленная на своевременное формирование новых психологических образований.Принцип учета индивидуальных особенностей каждого ребенка. Принцип коррекционной деятельности. Основным методом коррекционно-развивающего воздействия является организация активной деятельности каждого ребенка.Занятия проводятся 1-2 раза в неделю и длятся 20-30 минут, но первое занятие следует сократить до 20 минут в группе из 5-7 детей.После программы коррекции дети научатся с помощью наглядного материала организовывать предметы в группы, научатся отделять форму понятия от содержания, уметь обобщать и выделять существенные признаки, научатся выделять существенные признаки для сохранения последовательности суждений. В этой системе развивающих игр используется метод развивающих игр, поскольку в этом возрасте основной деятельностью является игра.Урок начинается с приветствия. Дефектолог образует с детьми круг (с игрушкой любого животного в руках) и говорит, что сегодня все будут самыми дружелюбными и послушными животными, каждый ребенок придумывает себе животное, приветствует всех с улыбкой и передает игрушку следующему ребенку. Затем дефектолог дает задание на развитие речевого и логического мышления.Далее он играет в развивающую или разминочную игру и дает задание на развитие словесного и логического мышления. Затем результаты суммируются: каждого ребенка оценивают по определенному «животному», ставят отметки и словесно поощряют или придумывают определенную награду в виде медальонов и звездочек и обсуждают, что сработало, а что нет. На прощание дети вместе с дефектологом образуют круг, делятся своими впечатлениями со всеми детьми "животными" и затем возвращаются от изображений животных.Выводы по второй главеНа основе выбранной методики мы провели эксперимент, в ходе которого установили, что у детей с задержкой психического развития низкий уровень развития словесно-логического мышления. Это объясняется следующими трудностями понимания задач: трудности понимания, непосредственно связанные с неразвитостью понятий; трудности с использованием прошлого опыта для понимания нового материала; трудности понимания, связанные с ослаблением интеллектуальных интересов и отсутствием мотивации; трудности понимания, связанные со склонностью к разделению вербальных и визуальных элементов.На основе данных анкетирования нами разработано содержание коррекционной работы по развитию речевого и логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития.Для развития речевого и логического мышления необходимо предлагать детям самостоятельно осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию, обобщение, строить индуктивные и дедуктивные выводы с помощью логических операций; старший дошкольник будет более внимательным, он научится ясно мыслить. и с ясностью, и умея в нужный момент сосредоточиться на сути проблемы, убедить других в своей правоте. Учиться будет легче, а значит, и процесс обучения, и сама школьная жизнь принесут радость и удовлетворение. Лучший способ решить эти проблемы – в игре.ЗАКЛЮЧЕНИЕВ ходе исследования были сделаны следующие выводы: мышление, как один из познавательных процессов, присущ каждому человеку. Хорошо развитое умение правильно мыслить занимает ведущее место среди факторов успешности обучения различным предметам. В целом под умением «правильно мыслить» обычно понимается умение анализировать, строить суждения на основе проведенного анализа с соблюдением причинно-следственных связей, логичность, корректность (непротиворечивость) суждений. Проведенные исследования показывают, что многие дети не обладают этим умением в полной мере. Даже в третьем классе, только часть учеников владеет приемами сравнения, подведением под понятие, выведением следствия и т.д. Большое количество школьников не осваивают их и к старшим классам. Эти данные показывают, что именно в младшем дошкольном возрасте необходимо проводить целенаправленную работу по обучению детей основным приемам по развитию словесно-логического мышления.Данное исследование было направлено на изучение особенностей формирования логико-смыслового мышления у детей старшего дошкольного возраста в игре. В ходе его проведения проведен теоретический анализ проблем развития словесно-логического мышления у детей обозначенной категории в процессе игры, проведено эмпирическое исследование, в ходе которого осуществлена диагностика мышления детей с синдромом ЗПР, реализован экспериментальный анализ по оптимизации обозначенного процесса, определена ее продуктивность. Теоретический анализ данной проблемы развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР в игре и результаты проведенного исследования в обозначенном направлении позволяют сделать следующие выводы: Разработка научно обоснованных методов и содержания коррекционно-педагогической работы с дошкольниками с задержкой психического развития может рассматриваться как одно из приоритетных направлений современной коррекционной педагогики и психологии. Любое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития представляет собой комплекс специальных занятий и упражнений, направленных на повышение познавательного интереса, развитие произвольных форм поведения, формирование психологических основ будущей учебной деятельности. Познавательный интерес — важнейшее личностное образование, которое складывается в процессе жизнедеятельности человека, развивается в социальных условиях его существования и не является присущим человеку от рождения. Познавательный интерес, обладая мощными побудительными и регулятивными возможностями, способствует эффективному становлению ребенка как субъекта познавательной деятельности. По сравнению с нормально развивающимися дошкольниками, дети с задержкой психического развития характеризуются сниженным уровнем познавательной активности, не справляются с программными требованиями детского сада и к моменту поступления в школу не достигают необходимого уровня готовности к обучению, а в школе попадают в категорию неуспевающих. Поэтому так актуальна проблема развития познавательного интереса у детей дошкольного возраста с задержкой психического развития. Психофизиологические нарушения, обусловливающие задержку психического развития, не только неблагоприятно влияют на формирование психики детей, нарушают возможность свободного их общения, вызывают негативные эмоциональные состояния и чувства неполноценности в социуме, но и препятствуют успешному развитию познавательной деятельности детей, усвоению навыков чтения, техники письма и тому подобное, что требует проведения с детьми обозначенной категории необходимой работы. В работе с дошкольниками с ЗПР по развитию познавательной деятельности и формированию познавательного интереса педагог должен использовать различные методы, средства и приемы, которые обеспечивают привлечение и сосредоточение внимания, эмоциональности, поддерживают интерес детей, активизируют мышление и дают возможность получать знания, опираясь на имеющиеся у детей знания и опыт. В ходе развития познавательной деятельности и формирования словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР необходимо использовать разнообразные формы организации детей (работа малыми подгруппами, индивидуальная, коллективная), обязательно учитываются периоды утомляемости и активности на разных этапах занятия. Результаты исследования позволяют утверждать, что цель работы, заключающаяся в исследовании эффективности влияния игр на формирование словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста с ЗПР, достигнута. Положительная динамика формирования познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста с ЗПР в процессе игры приводит к выводу, что выдвинутая гипотеза верна.СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫАлексеева А.Г., Сакердонова А.С. Развитие познавательной активности у детей с ОВЗ во внеурочной деятельности // Проблемы современного педагогического образования. - 2018. - № 60-2. - С. 13-15. EDN: YPENYD Алехин А.Н., Беляева С.И. Особенности мышления современных дошкольников с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. – 2023. – Том 12. - № 3. – С. 57–77.URL:https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2023_n3/Alekhin_BelyaevaАлферьева-Термсикос В.Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 87-5. - С. 11-13. DOI: 10.18411/trnio-07-2022-165 EDN: VRXEYA Бабкина, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР / Н. В. Бабкина. — Москва : Книголюб, 2019. — 150 с.Белякова Л. И. Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного образования. — 2020. — № 1. — С. 113–120.Бочкина Е.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период дошкольного детства // Эпоха науки. - 2022. - № 32. - С. 188-194. DOI: 10.24412/2409-3203-2022-32-188-194 EDN: CAODHV Бурцева Н. В. Образовательные технологии формирования словесно-логического мышления в условиях реабилитации старших дошкольников с задержкой психического развития // Электронная библиотека УрГПУ. – 2023. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/18029Веракса Н.Е., Вересов Н.Н., Сухих В.Л. Культурные действия в игре детей дошкольного возраста // Культурно-историческая психология. – 2023. – том 19. - №1. – С. 54-61. DOI 10.17759/chp.2023190108Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Развитие формально-логического и диалектического мышления у детей 5-8 лет // Культурно-историческая психология. – 2022. – Том 18. - № 4. – С . 4 –14. DOI 10.17759/chp.2022180401Веракса Н.Е., Вересов Н.Н., Веракса А.Н., Сухих В.Л. Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. – 2020. – Том 16. - № 3. – С. 60–70. DOI10.17759/chp.2020160307Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. – 2019. – Том 15. - № 3. – С. 4–12. DOI 10.17759/chp.2019150301Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Динамика развития диалектического и формально-логического мышления в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Том 15. - № 4 – С. 111–127. DOI10.17759/psyedu.2023150407Воронина Е. Ю. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР // Актуальные вопросы современной педагогики:материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 114–117.Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт. – 2019. - 295 с. EDN: SPPQTX Демьянова Т. В. Использование дидактических игр для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Молодой учёный. — 2019. — № 46 (287). — С. 128–131.Дубровина И. А. Особенности развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — Т. 13. — С. 225–230.Зайцев А. П. "Этиология и патогенез задержки психического развития у детей младшего школьного возраста", 2018. Иванова Е. В. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6.Каплина О. В. Роль дидактической игры в развитии словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2019. — № 6. — С. 130–132.Каштанова С.Н., Голованова И.Н.Сравнительная оценка особенностей и недостатков операционального компонента мышления у старших дошкольников с ЗПР // Карельский научный журнал. - 2021. – С. 16-18.URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-otsenka-osobennostey-i-nedostatkov-operatsionalnogo-komponenta-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoyКлопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. - 2020. - Том 17. - № 1. - С. 32–40. Комарова, Е. В. "Социально-психологическая диагностика и коррекция задержки психического развития у детей подросткового возраста", 2021.Куликова Е. В. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5.Левжинская Н.Н., Земская И.А.Методические рекомендации по организации образовательной среды в работе с детьми с ЗПР // Проблемы педагогики, 2020 –С. 99-100. URL:https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnoy-sredy-v-rabote-s-detmi-s-zprЛодырева Е.В., Кузоятова М.В. Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР средствами наглядного моделирования // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции - Стерлитамак: АМИ. 2023. – С. 59-64.URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-510.pdf#page=59 Малышева Л. М. Использование дидактических игр для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Интеграция образования. — 2019. — № 2. — С. 120–126.Мельникова А. А. Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития //Электронная библиотека УрГПУ. – 2021. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15155Мещерякова Н.В. Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск. – 2021. С.104-108. EDN: QFLCTAМицан Е. Л.Дидактические игры в коррекционной работе по развитию произвольного внимания у детей с задержкой психического развития. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022.Микляева Н.В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. - М.: Юрайт, 2020. - 522 с. EDN: KFEYWA Никитина, Л. М. "Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития: диагностика и анализ ситуации", 2019. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва.: Издательство Юрайт, 2023. — 460 с.Печатнова Н.Б. Формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе // Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» 2020. – Том 17. - № 3. – С. 22–31. Попова, О. Н. "Современные подходы к диагностике и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста", 2020. Сидорова, Е. И. "Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей дошкольного возраста", 2017.Синявская З.А. Особенности развития мышления и речи у детей с ЗПР // Эпоха науки. - 2023. - №33. – С.369-373.Шаудинис, И. В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И. В. Шаудинис // Вестник экспериментального образования. – 2018 – №7. – С. 31–34.ПРИЛОЖЕНИЕПриложение АСтимульный материал к методике «Классификация»Фрукты Овощи Мебель Животные Приложение БСтимульный материал к методике «Четвертый лишний»Приложение ВАнализ изучения словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР по результатам проведения методикРисунок 1.Результаты исследования уровня развития логического мышления методом «Классификация»Рисунок 2. Результаты исследованияпроцессов образного и логического мышления, мыслительные операции анализа и обобщения методом «Четвертый лишний»Рисунок 3. Результаты исследованиярешения логических задач методом «Умозаключение»Рисунок 4. Результатытеста изучения процесса рассуждения (по Л. В. Запорожцу)
2.Алехин А.Н., Беляева С.И. Особенности мышления современных дошкольников с задержкой психического развития // Клиническая и специальная психология. – 2023. – Том 12. - № 3. – С. 57–77. URL:https://psyjournals.ru/journals/cpse/archive/2023_n3/Alekhin_Belyaeva
3.Алферьева-Термсикос В.Б. Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста // Тенденции развития науки и образования. - 2022. - № 87-5. - С. 11-13. DOI: 10.18411/trnio-07-2022-165 EDN: VRXEYA
4.Бабкина, Н. В. Психолого-педагогическое сопровождение детей с ЗПР / Н. В. Бабкина. — Москва : Книголюб, 2019. — 150 с.
5.Белякова Л. И. Дидактические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Проблемы современного образования. — 2020. — № 1. — С. 113–120.
6.Бочкина Е.В. Особенности детей с задержкой психического развития (ЗПР) в период дошкольного детства // Эпоха науки. - 2022. - № 32. - С. 188-194. DOI: 10.24412/2409-3203-2022-32-188-194 EDN: CAODHV
7.Бурцева Н. В. Образовательные технологии формирования словесно-логического мышления в условиях реабилитации старших дошкольников с задержкой психического развития // Электронная библиотека УрГПУ. – 2023. URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/18029
8.Веракса Н.Е., Вересов Н.Н., Сухих В.Л. Культурные действия в игре детей дошкольного возраста // Культурно-историческая психология. – 2023. – том 19. - №1. – С. 54-61. DOI 10.17759/chp.2023190108
9.Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Развитие формально-логического и диалектического мышления у детей 5-8 лет // Культурно-историческая психология. – 2022. – Том 18. - № 4. – С . 4 –14. DOI 10.17759/chp.2022180401
10.Веракса Н.Е., Вересов Н.Н., Веракса А.Н., Сухих В.Л. Современные проблемы детской игры: культурно-исторический контекст // Культурно-историческая психология. – 2020. – Том 16. - № 3. – С. 60–70. DOI 10.17759/chp.2020160307
11.Веракса Н.Е. Диалектическое мышление: логика и психология // Культурно-историческая психология. – 2019. – Том 15. - № 3. – С. 4–12. DOI 10.17759/chp.2019150301
12.Веракса Н.Е., Айрапетян З.В., Алмазова О.В., Тарасова К.С. Динамика развития диалектического и формально-логического мышления в старшем дошкольном и младшем школьном возрасте // Психолого-педагогические исследования. – 2023. – Том 15. - № 4 – С. 111–127. DOI 10.17759/psyedu.2023150407
13. Воронина Е. Ю. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР // Актуальные вопросы современной педагогики: материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, декабрь 2019 г.). — СПб.: Свое издательство, 2019. — С. 114–117.
14. Глухов В.П. Основы специальной педагогики и специальной психологии: учебник для СПО / В. П. Глухов. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Издательство Юрайт. – 2019. - 295 с. EDN: SPPQTX
15. Демьянова Т. В. Использование дидактических игр для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Молодой учёный. — 2019. — № 46 (287). — С. 128–131.
16. Дубровина И. А. Особенности развития словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР // Научно-методический электронный журнал «Концепт». — 2019. — Т. 13. — С. 225–230.
17. Зайцев А. П. "Этиология и патогенез задержки психического развития у детей младшего школьного возраста", 2018.
18. Иванова Е. В. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 6.
19. Каплина О. В. Роль дидактической игры в развитии словесно-логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Международный студенческий научный вестник. — 2019. — № 6. — С. 130–132.
20. Каштанова С.Н., Голованова И.Н. Сравнительная оценка особенностей и недостатков операционального компонента мышления у старших дошкольников с ЗПР // Карельский научный журнал. - 2021. – С. 16-18. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sravnitelnaya-otsenka-osobennostey-i-nedostatkov-operatsionalnogo-komponenta-myshleniya-u-starshih-doshkolnikov-s-zaderzhkoy
21. Клопотова Е.Е., Романова Ю.А. Компьютерные игры как фактор познавательного развития дошкольников [Электронный ресурс] // Вестник практической психологии образования. - 2020. - Том 17. - № 1. - С. 32–40.
22. Комарова, Е. В. "Социально-психологическая диагностика и коррекция задержки психического развития у детей подросткового возраста", 2021.
23. Куликова Е. В. Развитие словесно-логического мышления у старших дошкольников с ЗПР // Современные проблемы науки и образования. — 2019. — № 5.
24. Левжинская Н.Н., Земская И.А. Методические рекомендации по организации образовательной среды в работе с детьми с ЗПР // Проблемы педагогики, 2020 – С. 99-100. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metodicheskie-rekomendatsii-po-organizatsii-obrazovatelnoy-sredy-v-rabote-s-detmi-s-zpr
25. Лодырева Е.В., Кузоятова М.В. Развитие наглядно-образного мышления у старших дошкольников с ЗПР средствами наглядного моделирования // Сборник статей по итогам Международной научно-практической конференции - Стерлитамак: АМИ. 2023. – С. 59-64. URL: https://ami.im/sbornik/MNPK-510.pdf#page=59
26. Малышева Л. М. Использование дидактических игр для развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста // Интеграция образования. — 2019. — № 2. — С. 120–126.
27. Мельникова А. А. Дидактическая игра как средство развития произвольной памяти у старших дошкольников с задержкой психического развития // Электронная библиотека УрГПУ. – 2021.
URL: http://elar.uspu.ru/handle/uspu/15155
28.Мещерякова Н.В. Особенности развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР // Теоретические и практические аспекты развития науки и образования в современном мире.
Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. Нефтекамск. – 2021. С.104-108. EDN: QFLCTA
29. Мицан Е. Л. Дидактические игры в коррекционной работе по развитию произвольного внимания у детей с задержкой психического развития. - Магнитогорск: Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова, 2022.
30. Микляева Н.В. Лечебная педагогика в дошкольной дефектологии. - М.: Юрайт, 2020. - 522 с. EDN: KFEYWA
31.Никитина, Л. М. "Медико-психолого-педагогическое сопровождение детей с задержкой психического развития: диагностика и анализ ситуации", 2019.
32. Обухова Л. Ф. Возрастная психология. : учебник для вузов / Л. Ф. Обухова. — Москва.: Издательство Юрайт, 2023. — 460 с.
33. Печатнова Н.Б. Формирование у дошкольников интеллектуальной готовности к обучению в школе // Сетевой журнал «Вестник практической психологии образования» 2020. – Том 17. - № 3. – С. 22–31.
34. Попова, О. Н. "Современные подходы к диагностике и коррекции задержки психического развития у детей дошкольного возраста", 2020.
35. Сидорова, Е. И. "Диагностика и коррекция задержки психического развития у детей дошкольного возраста", 2017.
36. Синявская З.А. Особенности развития мышления и речи у детей с ЗПР // Эпоха науки. - 2023. - №33. – С.369-373.
37.Шаудинис, И. В. Развитие словесно-логического мышления детей старшего дошкольного возраста в игровой деятельности / И. В. Шаудинис // Вестник экспериментального образования. – 2018 – №7. – С. 31–34.