Взаимодействие педагога с родителями в период адаптации детей раннего возраста к дошкольной образовательной организации.
Заказать уникальную дипломную работу- 66 66 страниц
- 60 + 60 источников
- Добавлена 26.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА К УСЛОВИЯМ ДОШКОЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ 7
1.1. Понятие «адаптация», ее виды и основные характеристики 7
1.2. Основные направления работы в период адаптации ребенка к ДОО 13
1.3. Сотрудничество педагогов и родителей как средство успешной адаптации детей к ДОО 18
Выводы к главе 1 25
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ ПРОЦЕССА АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА В ДЕТСКОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ 27
2.1. Экспериментальное исследование готовности родителей к взаимодействию с воспитателем в процессе подготовки к посещению детьми раннего возраста ДОО 27
2.2. Система работы с родителями по адаптации детей раннего возраста к условиям ДОО 44
2.3. Анализ результатов эксперимента по организации взаимодействия с родителями в период адаптации детей раннего возраста к ДОО 49
Выводы к главе 2 56
Заключение 57
Список использованных источников 60
Результаты первичной диагностики показали, что ряд детей нуждается в помощи с точки зрения облегчения процессов адаптации к условиям ДОО. В связи с этим, нами была разработана программа психолого-педагогическогосемьина период адаптации их детей к условиям ДОО. После реализации программы была проведена повторная диагностика. Согласно методике «Изучение степени адаптации ребенка к дошкольному образовательному учреждению» (А. Остроухова) показатели в ЭГ выросли, когда как показатели в КГ практически не изменились. Легкая адаптация не была выявлена ни у одного из детей. Средний уровень адаптации был отмечен у 92,3% детей ЭГ и не был отмечен у детей КГ. Усложненная адаптация была отмечена у 7,7% детей ЭГ и 76,9% детей КГ. Дезадаптация не была выявлена у детей ЭГ, была выявлена у 23,1% детей КГ. Детей с дезадаптацией не было выявлено ни в ЭГ, ни в КГ.Результаты по методике исследования уровня адаптации ребенка к условиям дошкольного образовательного учреждения (М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова) показали, что результаты в ЭГ стали лучше, в отличие от результатов КГ.высокий уровень адаптации был у 61,5% детей ЭГ и 30,8% детей КГ, средний – у 38,5% детей ЭГ и 53,8% детей КГ, низкий уровень адаптации не был выявлен у детей ЭГ, был отмечен у 15,4% детей КГ.Результаты по методике «Паровозик» (С.В. Велиева) также показали больший рост в ЭГ, чем в КГ. В частности, 100,0% детей ЭГ и 61,5% детей КГ имели позитивные показатели адаптации. Негативную адаптацию низкой степени не был выявлен у детей ЭГ и был отмечен у 7,7% детей КГ. Негативную адаптацию средней степени не была выявлена у детей ЭГ, была выявлена у 30,8% детей КГ. Ни один из детей не имел негативную адаптацию высокой степени.Между группами появились значимые различия и предложенная нами программа является эффективной..Таким образом, мы можем заключить, что предложенная программа была эффективна с точки зрения облегчения периода адаптации детей. Об этом можно судить по тому насколько высокими стали результаты детей ЭГ по сравнению с результатами детей КГ.
1. Агаджанян Н.А. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов / Н.А. Агаджанян, В.М. Смирнов. – М.: Мед. информ. агентство, 2007. – 519 с.
2. Айзенк Г.Ю. Исследования человеческой психики: Почему мы ведем себя именно так / Г. Айзенк и М. Айзенк. – М.: ЭКСМО–Пресс, 2001. – 479 с.
3. Векилова С.А. Психология семьи: учебник и практикум для академического бакалавриата / С.А. Векилова – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 308 с.
4. Власова И.Ю. Установление партнерских отношений с родителями воспитанников на этапе адаптации к условиям детского сада / И.Ю. Власова, М.А. Капица, О.Е. Солодова // Вопросы дошкольной педагогики, 2021. – № 6 (43). – С. 54-55.
5. Волков Б.С. Практические вопросы детской психологии / Б.С. Волков, Н.В. Волкова. – 4–е изд., перераб. и доп. – М.: Академический Проект, 2014. – 204 с.
6. Волковская Т.Н. Современные теоретико-методологические подходы к пониманию феномена адаптации / Т.Н. Волковская, Т.М. Марченко // Проблемы современного педагогического образования, 2018. – № 61-4. – С. 61-4.
7. Гаджиева З.Ш. Адаптация раннего дошкольного возраста в детском саду / З.Ш. Гаджиева, Х.З. Шарбузова, А.А. Халилова // Мировая наука, 2019. – № 4 (25). – С. 424–246.
8. Галушко И.Г. Адаптация ребенка в детском саду / И.Г. Галушко, А.В. Галушко, А.А. Тоцкая // Современная педагогика: теория, методика, практика. Сборник материалов X-ой международной очно-заочной научно-практической конференции, 2019. – С. 233-236.
9. Гулевич О.А. Социальная психология: учебник и практикум для академического бакалавриата / О.А. Гулевич. – М.: Издательство Юрайт, 2015. – 452 с.
10. Диагностика психических состояний детей дошкольного возраста: учебно-методической пособие / С.В. Валиева. – СПб.: Речь, 2005. – 240 с.
11. Дружилов С.А. Психическая адаптация в новой реальности: феномен, факторы, критерии, индикаторы, вызовы / С.А. Дружилов // Общество: социология, психология, педагогика, 2022. – № 8 (100). – С. 82-89.
12. Жирова Е.Н. Условия успешной адаптации ребенка в детском саду / Е.Н. Жирова, А.Ю. Максименкова // Актуальные исследования, 2023. – № 16-2 (146). – С. 63-65.
13. Зиннатуллина Е.В. Психолого-педагогическое сопровождение адаптации младших дошкольников в условиях дошкольной образовательной организации / Е.В. Зиннатуллина // Образование и наука без границ: социально-гуманитарные науки, 2023. – № 21. – С. 10-14.
14. Золотарева Л.И. Роль семей в воспитании детей / Л.И. Золотарева, О.М. Дорошенко // Психология и педагогика служебной деятельности, 2020. – №3. – С.84-86.
15. Калмыкова А.Г. Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада / А.Г. Калмыкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2016. – № 26-1. – С. 78-83.
16. Капица С.И. Понятие социальной адаптации в социологии / С.И. Капица // Вестник Чувашского университета. – 2009. – №4. – С. 204–209/
17. Кашина А.С. Анализ подходов к определению понятия адаптация дошкольников / А.С. Кашина // Аллея науки, 2019. – Т. 1. – № 12 (39). – С. 854-584.
18. Колмыкова А.Г. Успешная адаптация детей раннего возраста к условиям детского сада / А.Г. Колмыкова // Приоритетные научные направления: от теории к практике, 2016. – № 26–1. – С. 78–83.
19. Корепанова М.В. Диагностика развития и воспитания дошкольников в образовательной системе «Школа–2100»: пособие для педагогов и родителей / М.В. Корепанова, Е.В. Харлампова. – М.: Издательский дом Российской академии образования: Баласс, 2005. – 143 с
20. Кузнецова Т.Ю. Психолого-педагогическое сопровождение процесса адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ / Т.Ю. Кузнецова // Вестник науки, 2023. – Т. 2. – № 1 (58). – С. 112-122.
21. Леонтьев А.А. (1936–2004). Лекции по общей психологии: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Леонтьев. – М.: Смысл, 2000. – 509 с.
22. Леонтьева М.С. Теоретические проблемы социализации и социальной адаптации детей–сирот / М.С. Леонтьева // Известия Тульского государственного университета. Гуманитарные науки. – 2013. – №3–2. – С. 149–160.
23. Лунева О.В. Адаптация социальная / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. – 2018. – № 3. – С. 240–247.
24. Лясота В.В. Психолого-педагогическое сопровождение детей младшего дошкольного возраста в период адаптации к дошкольному учреждению / В.В. Лясота // Вестник науки, 2022. – Т. 1. – № 4 (49). – С. 76-80.
25. Мишанина В.И. Психолого-педагогическое сопровождение семьи в период адаптации ребенка к детскому саду / В.И. Мишанина // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса: проблемы, перспективы, технологии. Материалы X Международной научно-практической конференции, 2023. – С. 333-337.
26. Мочалова И.Н. Сотрудничество с родителями как одной из условий успешной адаптации детей к детскому саду / И.Н. Мочалова // Вопросы науки и образования: новые подходы и актуальные исследования. Материалы II Всероссийской научно-практической конференции, 2023. – С. 93-94.
27. Нормальная физиология: учебник для студентов / под ред. В.П. Дегтярева, С.М. Будылиной. – М.: Медицина, 2006. – 734 с.
28. Носова И.А. Особенности организации периода адаптации детей к условиям детского сада / И.А. Носова // Воспитание и обучение детей младшего возраста, 2020. – № 8. – С. 355-356.
29. Нурхон А.С. Теоретические основы подготовки детей в современных условиях к социальной жизни в семье / А.С. Нурхон // Scientific progress, 2021. – Т. 1. – С. 6. – С. 631-635.
30. Няненкова О.А. Фазы стрессовой реакции / О.А. Няненкова, Т.С. Агаджанян // В мире научных открытий. Материалы V Международной студенческой научной конференции. Т. 5. Ч. 3, 2021. – С. 227-229.
31. Овчаренко Л.Ю. Проблемы успешности социально–психологической адаптации подростков в современной среде / Л.Ю. Овчаренко // Системная психология и социология. – 2019. – № 1 (13). – С. 44–56.
32. Осокина Г.А. Взаимодействие с родителями в период адаптации к детскому саду детей раннего возраста / Г.А. Осокина, В.И. Ялалетдинова // Троица образования: педагог – обучающийся – родитель. Материалы VIII Байкальских родительских чтений, 2019. – С. 371-372.
33. Остроухова А.В. Успешная адаптация. Как ее измерить? / А.В. Остроухова // Обруч, 2000. – № 3. – С. 16–17.
34. Остроухова А.В. Успешная адаптация. Как ее измерить? / А.В. Остроухова // Обруч, 2000. – № 3. – С. 16–17
35. Пиаже Ж. Избранные психологические труды: Психология интеллекта. Генезис числа у ребенка. Логика и психология: перевод с французского / предисл. В.А. Лекторского и др. – М.: Просвещение, 1969. – 659 с.
36. Родакер Н.М. Адаптация детей к детскому саду / Н.М. Родакер // Психология и педагогика: методика и проблемы практического применения, 2014. – № 41. – С. 64–68.
37. Романова И.В. Социальная адаптация как феноменологическая категория / И.В. Романова, Н.П. Романова, Т.В. Шарова // Вестник Забайкальского государственного университета. – 2011. – № 6. – С. 122–134.
38. Роньжина А.С. Как измерить адаптацию / А.С. Роньжина // Обруч, 2000. – № 3. – С. 19–23.
39. Садыкова Т.К. Теория стресса Ганса Селье / Т.К. Садыкова, Л.Р. Сафиуллина // Инновационные технологии в медицине: взгляд молодого специалиста. Материалы V Всероссийской научной конференции молодых специалистов, аспирантов, ординаторов, 2019. – С. 7-8.
40. Свирбутович О.А. Социологическое понимание природы социальной адаптации / О.А. Свирбутович // Polytech Journal. – 2011. – № 6 (53). – С. 244–248.
41. Сдвижкова М.С. Особенности адаптации детей раннего возраста к условиям детского сада / М.С. Сдвижкова // Ребенок-дошкольник в современном образовательном пространстве. Материалы межвузовскойстуденческой научно-практической конференции, 2019. – С. 112-116.
42. Селезнева О.В. Взаимодействие с родителями, как успешный фактор адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольной образовательной организации / О.В. Селезнева, А.Л. Романенко // Современное общее образование: проблемы, инновации, перспективы. Материалы международной научно-практической конференции, 2022. – С. 668-672.
43. Селье Г. (1907–1985). Стресс без дистресса: перевод с английского / Г. Селье; под ред. Е.М. Крепса. – М.: Прогресс, 1982. – 124 с.
44. Соколова Ю.А. Генезис понятия «адаптация» / Ю.А. Соколова // Интеллект. Инновации. Инвестиции, 2014. – № 3. – С. 93–99.
45. Соколова Ю.А. Генезис понятия «адаптация» / Ю.А. Соколова // Интеллект. Инновация. Инвестиции, 2014. – № 3. – С. 93-99.
46. Соловьева А.П. Роль семьи в воспитании ребенка / А.П. Соловьева, М.В. Захарова, Е.В. Николаев // Вестник науки, 2020. – Т.5. – №8(29). – С.18-20.
47. Судаков К.В. Нормальная физиология: учебник для студентов медицинских вузов / К.В. Судаков. – М.: Мед. информ. агентство (МИА), 2006. – 918 с.
48. Суслова Т.Ф. Психология семьи с основами семейного консультирования: учебник и практикум для академического бакалавриата / Т.Ф. Суслова. – М.: Издательство Юрайт, 2019. – 343 с.
49. Тимерьянова Л.Н. Организация психологического сопровождения адаптации детей в дошкольном учреждении: учебное-методическое пособие / Л.Н. Тимерьянова, А.Ю. Кремлякова. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2011. – 55 с.
50. Ткач М.И. Возникновение понятия «адаптация» / М.И. Ткач, Е.Н. Гордющенко // Психология человека и общества, 2024. – № 1 (65). – С. 42-46.
51. Томаров А.В. Подходы к рассмотрению понятия «адаптация» в социологии / А.В. Томаров // Традиционные национально-культурные и духовные ценности как фундамент инновационного развития России, 2016. – № 1 (9). – С. 53-55.
52. Третьякова А.Л. Семья как фактор успешной адаптации ребенка к детскому саду и начальной школе / А.Л. Третьякова // Инновационная деятельность в образовании. Материалы XVII Международная научно-практическая конференция, 2023. – С. 105-110.
53. Туренко В.В. Семья, как фактор социализации личности / В.В. Туренко, М.В. Фадеева // Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса. Сборник трудов I Международной научно-практической конференции, 2022. – С. 260-264.
54. Тюмасева З.И. Семейная среда как средство сохранения, укрепления здоровья обучающихся и формирования самосохранительного поведения / З.И. Тюмасева, И.Л. Орехова // Вестник Мининского университета, 2019. – Т.7. – №3(28). – С.5.
55. Федорова Т.Д. Актуальность теории стресса Ганса Селье в современных реалиях / Т.Д. Федорова, А.И. Огиенко // Youth for science 2020. Сборник статей II Международного учебно-исследовательского конкурса, 2020. – С. 219-223.
56. Физиология человека: учебник для студентов медицинских вузов: / В.М. Покровский.; под ред. В.М. Покровского, Г.Ф. Коротько. – М.: Медицина, 2011. – 661 с.
57. Филоненко Е.В. Ганс Селье – «изобретатель» стресса, так и не смогший сам его преодолеть / Е.В. Филоненко, А.А. Долгов, Э.А. Кауц // Бюллетень в медицинских интернет-конференций, 2019. – Т. 9. – № 12. – С. 573-575.
58. Шибутани Т. Социальная психология / Т. Шибутани; пер. с английского В.Б. Ольшанского. – М.: АСТ; Ростов–на–Дону: Феникс, 1999. – 538 с.
59. Якунина Е.В. К проблеме социальной адаптации / Е.В. Якунина, К.А. Кораблева, Ю.Е. Болотин // Современные технологии в мировом научном пространстве. Сборник статей Международной научно-практической конференции. В 6 ч. Ч. 6, 2017. – С. 153-157.
60. Якушева Н.Ю. Проблема адаптации в генетической эпистемологии Жана Пиаже / Н.Ю. Якушева // Социальные и гуманитарные науки на Дальнем Востоке, 2013. – № 2 (38). – С. 59-65.