Влияние социальных сетей на формирование мотивации у старших школьников (на примере сети ВКонтакте)

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Социология общая
  • 20 20 страниц
  • 27 + 27 источников
  • Добавлена 22.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление

Введение 3
Глава 1. Теоретико-методологический анализ феномена социальных сетей 6
1.1 Понятие и виды социальных сетей 6
1.2 Образовательный потенциал социальных сетей 9
Глава 2. Использование социальных сетей в образовательном процессе 13
2.1 Анкета и организация анкетирования 13
2.2 Результаты исследования 15
Заключение 22
Приложение 1 27

Фрагмент для ознакомления

Интерес:Новизна, яркость впечатлений на нестандартной учебной площадке;Очень впечатляет интересный, эстетически оформленный контент, которого очень много в сети, в родственных группах по математике;Расширение сферы интересов учеников путем чередования постов и тем. Можно затронуть разные аспекты – и практическое применение математики, и вспомнить исторический факт или цитату известного ученого, и привести удачную шутку по теме. Также всплеск интереса дают познавательные видео. Также необходимо использовать междисциплинарный подход и давать материалы из физики, химии, биологии и других наук, связанные с применением математического аппарата;Положительное якорение. Более свободный формат группы дает возможность дать детям положительные эмоции – посмешить, похвалить, удивить, пообщаться на равных. И потом дать трудную задачку или поговорить о домашней работе.Создание ситуации успеха:Много вариантов дать задания для разного уровня учеников, поддержать пробы каждого для создания ситуации успеха; Быстрая обратная связь от учителя необходима для корректировки учебного процесса;Публичное признание приятно каждому и в группе очень просто реализовать эту потребность;Регулярные рейтинги разного уровня сложности, конкурсы, соревнования дадут возможность победить большему количеству учеников.Влияние социума:Популярность группы среди одноклассников положительно влияет на мотивацию учеников;Такой вид учебного взаимодействия как использование социальной сети соответствует современным тенденциям: сейчас вся молодежь в сети;Работа в малых группах над математическим проектом может быть очень удобно организована в группе «Вконтакте»;Возможность задать вопрос учителю в личных сообщениях делает более удобным и личным процесс обучения;Основной девиз: «Учимся, общаясь!».Таким образом, неформальная организация учебного процесса через социальные сети дает много вариантов положительного мотивирования учащихся на изучение математики.ЗаключениеСогласно поставленной цели, были решены следующие задачи: 1. Проведен анализ теоретических исследований феномена "социальных сетей", в том числе и в образовательном процессе. 2. Исследована интернет-активность учащихся МАОУ СОШ № 4 в контексте образования (самообразования). 3. Обоснована роль применения социальных сетей, не только как коммуникативного средства, но и как содержательного элемента мотивации в школе. В ходе исследования мы дали комплексное определение понятию «социальная сеть», рассмотрели основные подходы к изучению этого понятия в социологии, выявили основные характеристики виртуальных сетей. Социальные сети представляют собой аутопойетические системы, в основе которых лежит коммуникация между отдельными пользователями. Кроме того, были изучены возможности применения социальных сетей в образовательном процессе, определены основания для включения виртуальных сетей в процесс обучения.Важным моментом социологического исследования является то, что респонденты (учащиеся и родители) признают необходимость привлечения виртуальных социальных сетей в образовательный процесс, в связи с развитием общества и трансформацией общественных отношений. Гипотеза исследования о необходимости обращения к социальным сетям на уроке в рамках реализации ФГОС подтвердилась. На основе проведенных исследований были составлены методические рекомендации по использованию возможностей сети «ВКонтакте» в контексте образовательных технологий на уроке обществознания. Конечно, социальные сети не являются основным средством сетевого обучения, но их возможности в решении образовательных задач сегодня недооцениваются профессиональным сообществом.Список литературыФедеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.01.2024).Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». – http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 13.09.2018).Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 2008.Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 320 сГрадосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии: учеб. пособие. М.: Феникс, 2004. 184 с.Данченок Л.А. Маркетинг в социальных сетях. Интернетмаркетинговые коммуникации. – СПБ.: Питер, 2013.Дужникова А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования// Мониторинг общественного мнения – №5(99) – 2010. – С. 238-251Дьячкова, М. А., Томюк, О. Н. Социальные сети как образовательный ресурс // Педагогическое образование в России, 2017. No 12. С. 141-146.Жевнерович Е. Э., Сергиенко О. О. Использование социальных сетей при обучении иностранному языку // Актуальные вопросы языковой динамики, филологии и лингводидактики. – 2015. – С. 110-112.Зимняя, И.А. Педагогическая психология / А.И. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.Касьянов В. Социология Интернета (цифровая социология). Учебник. — М.: Юрайт, 2017. – 424 с.Кочергин И. Г., Преликова Е. А. Развитие социальных сетей экологической направленности // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – №4 (28). – С. 278-285.Куликова, А. П. Особенности контента образовательных сообществ в социальной сети ВКонтакте / А. П. Куликова // Челябинский гуманитарий. – 2019 Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. – 2016. – № 2.Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.Михайлов, В. Ю., Гостев, В. М. Информационно-коммуникационные технологии в реализации современных педагогических методик. Казань: КГУ, 2008. 34 с.Морозова, А. А. Мультимедийные возможности социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2019. N 1. С. 200-208.Морозова, А. А. Тематическая классификация сообществ в социальной сети «ВКонтакте» как нового средства массовой информации // Современная медиасфера: практика трансформации, теоретическое осмысление, институциональные перспективы: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 30 марта 2017 г. / редкол. С. В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 160-166.Ромат Е.В. Реклама. Практическая теория. 9-е издание – СПб.: Питер, 2016 – 255-256 сФещенко, А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективыразвития. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. Вып. 6. 138 с.Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность = Motivation und handeln / . – 2-е издание. – Санкт-Петербург : Питер ; Москва : Смысл, 2003. – 860 сШпарута Н. В. Социальные сети: возможности и риски для обучения и воспитания / Н. В. Шпарута, Г. А. Бутакова. – Екатеринбург, 2017. – 56 с. Скрипкина, Ю. В. Эврестический образовательный потенциал социальных сетей и блогов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evresticheskiy-obrazovatelnyy-potentsial--sotsialnyh-setey-i-blogov (дата обращения: 29.11.2023).Тахохов Б.А. Педагогическая поддержка повышения мотивации обучения современных учащихся: автореф. дис. д-р педагогических наук пед. наук: 2018.Barnes J. A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. New York: Hafner Press, 1975.O'Reilly Tim What Is Web 2.0 2005. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 10.12.2023).

Список литературы
1. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». – http://www.consultant.ru/ document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 20.01.2024).
2. Указ Президента Российской Федерации от 13.05.2017 г. № 208 «О Стратегии экономической безопасности Российской Федерации на период до 2030 года». – http://www. consultant.ru/document/cons_doc_LAW_216629/ (дата обращения: 13.09.2018).
3. Бондаренко С.В. Социальная структура виртуальных сетевых сообществ. - Ростов: Изд-во Ростовского ун-та, 2008.
4. Вебер Л. Эффективный маркетинг в Интернете. М.: Манн, Иванов и Фербер, 2010. – 320 с
5. Градосельская Г. В. Сетевые измерения в социологии: учеб. пособие. М.: Феникс, 2004. 184 с.
6. Данченок Л.А. Маркетинг в социальных сетях. Интернетмаркетинговые коммуникации. – СПБ.: Питер, 2013.
7. Дужникова А.С. Социальные сети: современные тенденции и типы пользования// Мониторинг общественного мнения – №5(99) – 2010. – С. 238-251
8. Дьячкова, М. А., Томюк, О. Н. Социальные сети как образовательный ресурс // Педагогическое образование в России, 2017. No 12. С. 141-146.
9. Жевнерович Е. Э., Сергиенко О. О. Использование социальных сетей при обучении иностранному языку // Актуальные вопросы языковой динамики, филологии и лингводидактики. – 2015. – С. 110-112.
10. Зимняя, И.А. Педагогическая психология / А.И. Зимняя. – Ростов н/Д.: Феникс, 1997. – 480 с.
11. Ильин, Е.П. Мотивация и мотивы / Е.П. Ильин. – СПб.: Питер, 2002. – 512 с.
12. Касьянов В. Социология Интернета (цифровая социология). Учебник. — М.: Юрайт, 2017. – 424 с.
13. Кочергин И. Г., Преликова Е. А. Развитие социальных сетей экологической направленности // Учёные записки: электронный научный журнал Курского государственного университета. – 2013. – №4 (28). – С. 278-285.
14. Куликова, А. П. Особенности контента образовательных сообществ в социальной сети ВКонтакте / А. П. Куликова // Челябинский гуманитарий. – 2019
15. Леонтьев, Д.А. Понятие мотива у А.Н. Леонтьева и проблема качества мотивации / Д.А. Леонтьев // Вестник Моск. ун-та. Серия 14. Психология. – 2016. – № 2.
16. Маркова, А.К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте / А.К. Маркова. – М.: Просвещение, 1983. – 96 с.
17. Михайлов, В. Ю., Гостев, В. М. Информационно-коммуникационные технологии в реализации современных педагогических методик. Казань: КГУ, 2008. 34 с.
18. Морозова, А. А. Мультимедийные возможности социальной сети ВКонтакте // Знак: проблемное поле медиаобразования, 2019. N 1. С. 200-208.
19. Морозова, А. А. Тематическая классификация сообществ в социальной сети «ВКонтакте» как нового средства массовой информации // Современная медиасфера: практика трансформации, теоретическое осмысление, институциональные перспективы: материалы I Междунар. науч.-практ. конф. Минск, 30 марта 2017 г. / редкол. С. В. Дубовик (отв. ред.) [и др.]. Минск: Изд. центр БГУ, 2017. С. 160-166.
20. Ромат Е.В. Реклама. Практическая теория. 9-е издание – СПб.: Питер, 2016 – 255-256 с
21. Фещенко, А. В. Социальные сети в образовании: анализ опыта и перспективы развития. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2012. Вып. 6. 138 с.
22. Хекхаузен Х. Мотивация и деятельность = Motivation und handeln / . – 2-е издание. – Санкт-Петербург : Питер ; Москва : Смысл, 2003. – 860 с
23. Шпарута Н. В. Социальные сети: возможности и риски для обучения и воспитания / Н. В. Шпарута, Г. А. Бутакова. – Екатеринбург, 2017. – 56 с.
24. Скрипкина, Ю. В. Эврестический образовательный потенциал социальных сетей и блогов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/evresticheskiy-obrazovatelnyy-potentsial--sotsialnyh-setey-i-blogov (дата обращения: 29.11.2023).
25. Тахохов Б.А. Педагогическая поддержка повышения мотивации обучения современных учащихся: автореф. дис. д-р педагогических наук пед. наук: 2018.
26. Barnes J. A. Class and Committees in Norwegian Island Parish // Human Relations. New York: Hafner Press, 1975.
27. O'Reilly Tim What Is Web 2.0 2005. URL: http://oreilly.com/web2/archive/what-is-web-20.html (дата обращения: 10.12.2023).