Формирование коммуникативной функции речи у детей с РАС (расстройства аутистического спектра)
Заказать уникальную курсовую работу- 45 45 страниц
- 21 + 21 источник
- Добавлена 20.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение…………….…………………………………………………………3
1 Теоретические аспекты формирования коммуникативной функции речи у детей с расстройством аутистического спектра……………………..…………..6
1.1 Общая характеристика детей с расстройствами аутистического спектра………………………………………………………………………….…….6
1.2 Особенности речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра…………………………………………………………….12
1.3 Организационно-содержательные аспекты коммуникативно-речевого развития детей с расстройствами аутистического спектра………………………17
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию коммуникативной функции речи у детей с РАС (расстройства аутистического спектра)…………..25
2.1 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы………….25
2.2 Формирующий этап опытно-экспериментальной работы……………..32
2.3 Констатирующий этап опытно-экспериментальной работы……….…36
Заключение……………………………………………………………….…..41
Список используемых источников………………………………………….43
В рамках исследования были проведены следующие действия:- Построение коррекционного процесса с учетом индивидуализации особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.- Разработка серии игровых заданий с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.- Организация просветительской работы с родителями по проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.Реализация первого условия включала проведение индивидуальных занятий, на которых каждому ребенку обучали определенным "ритуалам" и игровым шаблонам, чтобы облегчить взаимодействие с ними. Второе условие предусматривало разработку сенсомоторных игр, которые способствовали активному движению и получению разнообразных ощущений у детей с расстройствами аутистического спектра. Третье условие включало активное вовлечение родителей в игровое взаимодействие, где они выступали в роли помощников или партнеров. Первые игры были простыми и направлены на формирование желания ребенка вступать в контакт с взрослым. Они давали положительный опыт взаимодействия без требований и контроля со стороны взрослого. Во время игры поддерживалась атмосфера веселья и дружелюбия, что помогло установить доверительные отношения между детьми и взрослыми. Сенсомоторные игры позволили достичь определенных результатов, таких как улучшение взаимодействия с педагогом, развитие имитации, разделенного внимания и умения смотреть в глаза. В результате Нара стала самостоятельно инициировать игру, а Даниил привлекал взрослого для участия в игре.Таким образом, благодаря проведенным играм дети научились ждать и соблюдать правила. Среди положительных результатов стоит отметить, что нежелательное поведение, особенно у Анны, стало проявляться реже, и она стала больше доверять педагогу. У каждого ребенка постепенно формируется набор любимых игр.Затем начинается этап введения коммуникативных карточек, которые обозначают игры, и коммуникативного альбома для этих карточек. Поскольку существует альтернативная и дополнительная коммуникация, педагог использует дополнительную коммуникацию, исходя из результатов диагностики, так как у каждого ребенка есть минимальное понимание вербальной речи.При введении карточек педагог не делает на них большого акцента, так как в начале они не представляют особого интереса для ребенка. Вместо этого, педагог приглашает детей использовать дополнительную коммуникацию с помощью этих карточек.Когда педагог объявляет о следующей игре, он показывает карточку с названием игры на уровне глаз и кладет ее перед детьми. Каждый раз, когда игра повторяется, педагог достает карточку и показывает ее. Затем педагог просит ребенка в начале игры дать карточку и назвать игру, когда ребенок передает ее педагогу. Таким образом, дети учатся выражать свои игровые предпочтения и принимать решения самостоятельно. Например, Анна начала показывать карточки своих любимых игр, таких как коза, пузыри и подушка.Затем, в начале занятия, педагог достает две карточки с играми и предлагает ребенку выбрать, задавая вопрос "во что ты хочешь играть вместе?". Ребенок может указать на карточку любым способом (посмотреть на нее, взять в руки, прикоснуться), и педагог комментирует выбор ребенка, например, "ты выбрал игру (название), хорошо". Благодаря этому дети стали лучше ориентироваться в карточках. Например, Григорий сначала просто смотрел на карточки с изображением его любимых игр, но постепенно начал указывать или брать в руки карточки с любимыми играми. Также Даниил стал самостоятельно выбирать и предлагать педагогу карточки с играми, которые ему нравились.После этого педагог выкладывает все игры перед ребенком и спрашивает "во что ты хочешь играть? Дай карточку". Ребенок делает выбор, и создается определенная очередность игр. Таким образом, дети выбирают свои любимые игры, в которые они хотят играть. Например, Наре стала самостоятельно выбирать и выкладывать любимые игры в той последовательности, в которой она хотела играть.Затем педагог вводит коммуникативную книжку, в которую помещаются все карточки с любимыми играми ребенка. Эта коммуникативная книжка помогает родителям организовывать игры с ребенком дома. Главная цель на этом этапе - закрепить и обобщить коммуникативные навыки детей. Коммуникативная книжка ребенка позволяет родителям лучше понять предпочтения ребенка и продолжить работу по развитию его коммуникативных навыков дома. Все родители отметили, что благодаря таким книжкам они заметили положительные изменения в коммуникативном поведении своих детей.После этого наступает этап "Введение ритуалов занятия, а также введение карточек с базовыми потребностями".На занятиях также уделялось внимание карточкам, которые помогали детям выразить базовые потребности (пить, есть, туалет, усталость, плохо). Были использованы карточки, обозначающие желание играть вместе и дом. Например, Наре проявила интерес к выстраиванию карточек с потребностями в правильной последовательности. Работа с коммуникативными карточками также включала введение очередности выбора игры, выставление карточек на дорожке и использование коврика для визуального игрового расписания. Даниил показывал свои предпочтения и желания играть в определенной последовательности.Фразовый конструктор помог Вове общаться с взрослыми и просить играть в его любимые игры. Родителей обучали использовать фразовый конструктор дома, что помогло им лучше понимать потребности и желания детей.Групповые занятия включали знакомые ритуалы, выбор игр по очереди, проговаривание визуального расписания и игровое взаимодействие. Дети учились общаться, понимать чувства других и выражать свои, развивая социальные навыки.Работа с родителями включала обучение играм с детьми, использование коммуникативной книжки и фразового конструктора, а также рекомендации по развитию коммуникативных навыков у детей. Родителям советовали использовать простой язык, утвердительные предложения, жесты и визуальную поддержку для лучшего понимания детей.Эта работа поможет улучшить коммуникативные навыки детей с расстройствами аутистического спектра.2.3 Контрольный этап опытно-экспериментальной работыЦель контрольного этапа заключается в оценке динамики развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра. Для этого была использована диагностическая методика 1, которая включала экспериментальное исследование уровня невербального компонента в коммуникативной деятельности (модификация методики М. Сандберга). Результаты показали, что количество детей на низком уровне снизилось на 40%, на среднем уровне выросло на 40%, а на высоком уровне не изменилось. Дети на низком уровне испытывают трудности с невербальными формами коммуникации, в то время как дети на среднем уровне могут использовать жесты и зрительный контакт для общения, но имеют трудности с более сложными формами коммуникации. Диагностическая методика 2 включала экспериментальное исследование уровня активной речи (модификация методики М. Сандберга). Цель этой методики заключалась в выявлении уровня активной речи у детей.Количество детей на низком уровне снизилось на 40%, на среднем уровне количество детей выросло на 40%, а количество детей на высоком уровне осталось на уровне 0%. Результаты диагностического исследования показали следующее. Низкий уровень показал 1 ребенок (20%), у которого есть трудности в понимании и воспроизведении речи, ограниченный активный словарь и сложности в использовании различных частей речи. Дети на среднем уровне обладают достаточно большим активным словарем, могут использовать различные части речи и понимать речь окружающих. Высокий уровень не был выявлен. В целом у детей средний уровень активной речи (80%), что свидетельствует об эффективности проведенной работы и положительном влиянии на развитие детей.Цель данной диагностической методики заключается в выявлении уровня коммуникативного поведения у детей. Для этого используется экспериментальная методика, разработанная Э. Бонди и Л. Фрост. В результате исследования были получены следующие данные: количество детей на низком уровне снизилось на 40%, на среднем уровне количество детей выросло на 40%, а количество детей на высоком уровне не изменилось и составило 0%. По результатам диагностического исследования были получены следующие выводы. 20% детей находятся на низком уровне коммуникативного поведения. У этих детей наблюдаются трудности в понимании и восприятии информации, а также в выражении своих мыслей и эмоций. Они испытывают затруднения в установлении социальных связей и взаимодействии с окружающими. 80% детей находятся на среднем уровне коммуникативного поведения. У них достаточный словарный запас, они способны понимать и выражать свои мысли и эмоции, а также устанавливать социальные связи с окружающими. Они могут участвовать в беседах, задавать вопросы и отвечать на них, однако испытывают трудности в более сложных формах общения, таких как понимание нюансов интонации или выражение сложных эмоций через мимику. Высокий уровень коммуникативного поведения не был выявлен. Таким образом, в целом у детей наблюдается средний уровень (80%) коммуникативного поведения, что свидетельствует о том, что проведенная работа была эффективной и положительно повлияла на развитие детей. Для выявления уровня коммуникативного поведения также используется диагностическая методика 4, разработанная Ч. Роулендом. Ее целью является выявление уровня коммуникативного поведения у детей.Количество детей на низком уровне снизилось на 20%, на среднем уровне количество детей выросло на 20%, а количество детей на высоком уровне не изменилось и составило 0%.Результаты диагностического исследования показали следующее. Низкий уровень показали 2 (20%) детей. Аня набрала 107 баллов. У девочки наблюдаются ограниченные возможности в общении, включая ограниченный словарный запас, трудности в понимании и выражении мыслей и эмоций, проблемы в установлении социальных связей и пробелы в коммуникации. Тревожность у девочки ушла на минимум благодаря визуальному расписанию и пониманию алгоритма игр. Уровень привязанности и эмпатии увеличился, девочка стала более общительной и уверенной в выражении отказа. Вова набрал 76 баллов. Он минимально пользуется речью, но стал спокойнее и проявляет эмоции радости.Средний уровень показали 4 (40%) детей. У них достаточный словарный запас, умение понимать и выражать мысли и эмоции, устанавливать социальные связи. Наре набрала 138 баллов и сформировала навык отказа. Даниил набрал 154 балла и стал более комфортным и свободным в общении. Гриша набрал 146 баллов и активно участвует в ритуалах и играх.Высокий уровень не был выявлен.Таким образом, в целом у детей средний уровень (80%) коммуникативного поведения, что позволяет утверждать, что проведенная работа оказалась эффективной и положительно повлияла на уровень развития детей. Диагностическая методика 5. Экспериментальная методика исследования уровня коммуникативного взаимодействия среди сверстников «Таблица игровой эпохи» (И.Ю. Захарова, Е.В. Моржина). Цель: выявление уровня коммуникативного взаимодействия среди сверстников. Количество детей на низком уровне снизилось на 40%, на среднем уровне количество детей выросло на 40%, а количество детей на высоком уровне не изменилось и составило 0%. Результаты диагностического исследования показали следующее. Низкий уровень показали 1 (20%) ребенка, так как Анна не знает простых игровых правил, таких как ждать, следовать правилу, играть по очереди, следить за партнером в игре, ориентироваться в основных ритуалах в течение всего игрового взаимодействия с партнером, Аня не может взаимодействовать в группе детей. Средний уровень показали 4 (80%) детей, у таких детей есть некоторое количество контактов с другими детьми, дети проявляют интерес к общению, умеют слушать и выражать свои мысли и чувства. Однако, дети испытывают трудности в установлении глубоких дружеских отношений и решении конфликтных ситуаций. Так, Гриша показал, что может выполнять простые правила игры, демонстрирует устойчивое внимание через игровой предмет, использует игрушки и игровые предметы по назначению. Высокий уровень не был выявлен. Таким образом, в целом у детей средний уровень (80%) коммуникативного взаимодействия среди сверстников, что позволяет утверждать, что проведенная работа оказалась эффективной и положительно повлияла на уровень развития детей. Описание полученных результатов диагностического исследования позволяет определить общий уровень развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра на рисунке 2.Рисунок 2 – Сравнение результатов развития коммуникативных навыков с расстройствами аутистического спектра на констатирующем и контрольном этапах.Доля детей на низком уровне снизилась на 40%, на среднем уровне увеличилась на 40%, а на высоком уровне осталась на уровне 0%. Результаты диагностического исследования показывают, что 63% детей достигли среднего уровня развития коммуникативных навыков, 20% находятся на низком уровне, и не было выявлено детей на высоком уровне. Дети на низком уровне испытывают трудности в понимании и использовании невербальных форм коммуникации, в то время как дети на среднем уровне могут использовать невербальные средства, но испытывают трудности с более сложными формами коммуникации. Педагоги и родители активно работают над развитием коммуникативных навыков у детей с расстройствами аутистического спектра. В целом, проведенная работа оказалась эффективной и положительно повлияла на развитие детей.ЗаключениеАктуальность данной работы не вызывает сомнений. Для определения уровня коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра были выбраны показатели, основываясь на исследованиях Э. Бонди, И.Ю. Захаровой, Е.В. Моржина, Ч. Роуленд, М. Сандберга и Л. Фрост. Также были разработаны диагностические задания, наиболее подходящие для данного исследования.Результаты констатирующего эксперимента показали, что у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра наблюдается низкий уровень (66%) развития коммуникативных навыков. Эти дети могут использовать невербальные средства коммуникации, такие как жесты и зрительный контакт, для общения с другими людьми. Однако им может быть сложно понимать и использовать более сложные формы коммуникации, такие как мимика и интонация голоса, что затрудняет их социальное взаимодействие и общение с окружающими. У детей есть достаточно большой активный словарный запас, они могут использовать различные части речи и понимать речь окружающих. Они могут отвечать на вопросы, задавать свои вопросы и участвовать в беседе, однако испытывают трудности в более сложных формах коммуникации, таких как понимание нюансов интонации или выражение сложных эмоций через мимику.Формирующий эксперимент подтвердил важность следующих мероприятий:- учета индивидуальных особенностей развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра при построении коррекционного процесса;- разработки серии игровых заданий с целью развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра;- проведения просветительской работы с родителями по проблеме развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.Результаты контрольного эксперимента позволили оценить динамику уровня развития коммуникативных навыков у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра.Педагоги изменили свою позицию и начали уделять внимание развитию коммуникативных навыков, а также привлекать родителей к данному процессу.Таким образом, в целом у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра наблюдается средний уровеньСписок используемых источников1. Андреева С. В. Систематизация нарушений функционального языка у детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №4 (68). URL: https://sistematizatsiya-narusheniyfunktsionalnogo-yazyka-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023). 2. Багаева А. И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра зрительно-моторной координации посредством музыкально-дидактических игр. Магистерская диссертация. ТГУ. Тольятти. 2023. 130 с. 3. Балашова В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 247-249. URL: https://moluch.ru/archive/232/53728/ (дата обращения: 12.09.2023). 4. Бадартдинова Н. А. Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС на начальном этапе дошкольного образования: метод. пособие. Самара, 2020. 80 с. 5. Бессмертная Ю. В., Алмазова О. В. Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-urovnya-razvitiya-kommunikativnyhsposobnostey-u-doshkolnikov-s-narusheniyami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023). 6. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С., Бугаева Е. А. Условия формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-navykov-kommunikatsiiu-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023). 7. Браткова М.В., Караневская О.В. Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию. М.: Парадигма, 2016. 45 с. 8. Виневская А. В. О проблеме использования монометодик для коррекции и обучения детей с РАС // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-ispolzovaniya-monometodik-dlyakorrektsii-i-obucheniya-detey-s-ras (дата обращения: 12.09.2023). 9. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. М. : Практика, 2018. 280 с. 10. Гермогентова М. В., Никифорова С. Н. Особенности развития социально-коммуникативной сферы детей с расстройствами аутистического спектра // Комплексные исследования детства. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sotsialno-kommunikativnoysfery-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023). 11. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. М. : Просвещение, 1989. 92 с. 12. Дорофеева Н. В. Включение детей с РАС в совместную деятельность в рамках комплексных нейропсихологических занятий // Мировая наука. 2021. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-detey-s-ras-v-sovmestnuyudeyatelnost-v-ramkah-kompleksnyh-neyropsihologicheskih-zanyatiy (дата обращения: 12.09.2023). 13. Конева И. А., Быстрова И. А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnyh-navykov- 58 doshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023). 14. Курбанова М. З. Особенности речевой коммуниции у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика современной науки. 2021. №11 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostirechevoy-kommunitsii-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023). 15. Леонова И. В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-i-rechevyh-navykovdoshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023). 16. Меснянкина К. К., Сарелайнен А. И., Анищенко С. И., Калинин К. Б. Мобильное приложение для формирования навыков распознавания и выражения эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра: проблемы и принципы создания // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2016. Том 5. № 5А. C. 138-150. 17. Метляева Ю. В. Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. С. 59-63. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14749/ (дата обращения: 12.09.2023). 18. Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 358-361. URL: https://moluch.ru/archive/399/88238/ (дата обращения: 11.09.2023). 19. Скуратовская М. Л., Кобрина Л. М. Развитие речевой коммуникации у детей с ранним детским аутизмом в условиях группы инклюзивного образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoy-kommunikatsii-u-detey-srannim-detskim-autizmom-v-usloviyah-gruppy-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.09.2023). 20. Тютюнникова Н. Б. Расстройства аутистического спектра // Архивариус. 2019. №11 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasstroystvaautisticheskogo-spektra (дата обращения: 11.09.2023). 21. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1020-1022. URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 12.09.2023).
Список используемых источников
1. Андреева С. В. Систематизация нарушений функционального языка у детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №4 (68). URL: https://sistematizatsiya-narusheniyfunktsionalnogo-yazyka-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
2. Багаева А. И. Формирование у детей старшего дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра зрительно-моторной координации посредством музыкально-дидактических игр. Магистерская диссертация. ТГУ. Тольятти. 2023. 130 с.
3. Балашова В. П. Особенности развития социально-коммуникативной сферы у детей дошкольного возраста с расстройствами аутистического спектра // Молодой ученый. 2018. № 46 (232). С. 247-249. URL: https://moluch.ru/archive/232/53728/ (дата обращения: 12.09.2023).
4. Бадартдинова Н. А. Специфика коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС на начальном этапе дошкольного образования: метод. пособие. Самара, 2020. 80 с.
5. Бессмертная Ю. В., Алмазова О. В. Определение уровня развития коммуникативных способностей у дошкольников с нарушениями аутистического спектра // Вестник ЮУрГГПУ. 2008. №11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/opredelenie-urovnya-razvitiya-kommunikativnyhsposobnostey-u-doshkolnikov-s-narusheniyami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
6. Борозинец Н. М., Шеховцова Т. С., Бугаева Е. А. Условия формирования навыков коммуникации у детей с расстройствами аутистического спектра // Специальное образование. 2022. №1 (65). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/usloviya-formirovaniya-navykov-kommunikatsiiu-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
7. Браткова М.В., Караневская О.В. Методические рекомендации к организации и проведению адаптационного периода включения детей с расстройствами аутистического спектра в дошкольную образовательную организацию. М.: Парадигма, 2016. 45 с.
8. Виневская А. В. О проблеме использования монометодик для коррекции и обучения детей с РАС // Проблемы современного педагогического образования. 2022. №76-3. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/o-probleme-ispolzovaniya-monometodik-dlyakorrektsii-i-obucheniya-detey-s-ras (дата обращения: 12.09.2023).
9. Григоренко Е. Л. Расстройства аутистического спектра. Вводный курс. Учебное пособие для студентов. М. : Практика, 2018. 280 с.
10. Гермогентова М. В., Никифорова С. Н. Особенности развития социально-коммуникативной сферы детей с расстройствами аутистического спектра // Комплексные исследования детства. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-razvitiya-sotsialno-kommunikativnoysfery-detey-s-rasstroystvom-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
11. Дети с нарушениями общения. Ранний детский аутизм / К. С. Лебединская, О. С. Никольская, Е. Р. Баенская. М. : Просвещение, 1989. 92 с.
12. Дорофеева Н. В. Включение детей с РАС в совместную деятельность в рамках комплексных нейропсихологических занятий // Мировая наука. 2021. №12 (57). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/vklyuchenie-detey-s-ras-v-sovmestnuyudeyatelnost-v-ramkah-kompleksnyh-neyropsihologicheskih-zanyatiy (дата обращения: 12.09.2023).
13. Конева И. А., Быстрова И. А. Особенности коммуникативных навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Проблемы современного педагогического образования. 2019. №63-1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennosti-kommunikativnyh-navykov- 58 doshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
14. Курбанова М. З. Особенности речевой коммуниции у детей с расстройствами аутистического спектра // Теория и практика современной науки. 2021. №11 (77). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/osobennostirechevoy-kommunitsii-u-detey-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
15. Леонова И. В. Развитие коммуникативных и речевых навыков дошкольников с расстройствами аутистического спектра // Современное педагогическое образование. 2020. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-kommunikativnyh-i-rechevyh-navykovdoshkolnikov-s-rasstroystvami-autisticheskogo-spektra (дата обращения: 12.09.2023).
16. Меснянкина К. К., Сарелайнен А. И., Анищенко С. И., Калинин К. Б. Мобильное приложение для формирования навыков распознавания и выражения эмоций у детей с расстройствами аутистического спектра: проблемы и принципы создания // Психология. Историкокритические обзоры и современные исследования. 2016. Том 5. № 5А. C. 138-150.
17. Метляева Ю. В. Особенности развития коммуникативных навыков детей с РАС в условиях учреждения социального обслуживания // Актуальные задачи педагогики : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2019 г.). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2019. С. 59-63. URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/320/14749/ (дата обращения: 12.09.2023).
18. Психологические особенности детей дошкольного возраста с РАС / Е. Г. Огольцова, А. А. Пануровская // Молодой ученый. 2022. № 4 (399). С. 358-361. URL: https://moluch.ru/archive/399/88238/ (дата обращения: 11.09.2023).
19. Скуратовская М. Л., Кобрина Л. М. Развитие речевой коммуникации у детей с ранним детским аутизмом в условиях группы инклюзивного образования // Вестник ЛГУ им. А.С. Пушкина. 2022. №4. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-rechevoy-kommunikatsii-u-detey-srannim-detskim-autizmom-v-usloviyah-gruppy-inklyuzivnogo-obrazovaniya (дата обращения: 12.09.2023).
20. Тютюнникова Н. Б. Расстройства аутистического спектра // Архивариус. 2019. №11 (44). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/rasstroystvaautisticheskogo-spektra (дата обращения: 11.09.2023).
21. Хушбахтов А. Х. Терминология «педагогические условия» // Молодой ученый. 2015. № 23 (103). С. 1020-1022. URL: https://moluch.ru/archive/103/23955/ (дата обращения: 12.09.2023).