Правотворческий процесс
Заказать уникальную курсовую работу- 31 31 страница
- 24 + 24 источника
- Добавлена 20.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
1. Общая характеристика правотворчества 6
1 Понятие и принципы правотворчества 6
2 Виды правотворчества 10
2. Понятие и стадии правотворческого процесса 15
1. Разновидности правотворческого процесса 15
2. Характеристика основных стадий правотворческого процесса 20
Заключение 26
Список использованных нормативно-правовых актов и литературы 29
После завершения данной работы ответственный комитет отправляет проект закона в Совет палаты Государственной Думы для того, чтобы включить его в проект порядка работы палаты.Третье чтение проекта закона – последняя стадия, на ней уже не вносятся никакие поправки, а рассматривается законопроект в целом. Если проект закона принимается в третьем чтении, то его больше не рассматривают, можно только вносить уточнения в редакции.Государственная Дума РФ принимает федеральные законы при помощи голосования большинством голосов от всего числа депутатов, для того чтобы был принят федеральный конституционный закон необходимо, чтобы за него проголосовали 2\3 всех депутатов.Все федеральные законы, которые были приняты Государственной Думой РФ, в течение 5 дней должны быть переданы для рассмотрения в Совет Федерации, который изучает законопроект и проводит голосование.Федеральные законы, связанные с принятием федерального бюджета, налогообложением, международными договорами, вопросы войны и мира, защиты государственный границ, а также законопроекты, связанные с валютным и таможенным регулирование подлежат обязательному рассмотрению Советом Федерации РФ. Поступивший из Государственной Думы РФ закон совместно со стенограммой и иными материалами подлежит направлению членам Совета Федерации, а также специально назначенному руководством Совета Федерации РФ ответственному комитету. Члены Совета Федерации РФ организовывают обсуждение проекта закона, который был принят Государственной Думой РФ, в субъектах Российской Федерации и, в случае наличия замечаний, передают их в специальный комитет.Комитет их исследует и определяет в заключении, должен ли закон в обязательном порядке рассматриваться в Совете Федерации. В том случае, если закон должен быть в обязательном порядке рассмотрен, то комитет принимает решение: рекомендовать Совету Федерации РФ не выносить на заседание либо рекомендовать вынести на заседание. В том случае, если будет принято решение об одобрении законопроекта Советом Федерации РФ либо рассмотрение его на заседании Совета Федерации РФ, то процедура по большей части сходна той, что имеет место в Государственной Думе РФ, хотя и существуют значительные отличия. Первоначально на заседании Совета Федерации выступает докладчик комитета, потом происходит обсуждение законопроекта и дальнейшее голосование. Для одобрения требуется большинство голосов от общего количество членов Совета Федерации РФ. Принятый Советом Федерации законопроект отправляется для подписания Президенту Российской Федерации.Повторное рассмотрение законопроекта Государственной Думой, который был отклонен Советом Федерации — стадия законодательного процесса, связанная с преодолением возникших между палатами Федерального Собрания разногласий по принятому федеральному закону. В случае отклонения Советом Федерации РФ федерального закона, палаты могут принять решение о создании согласительной комиссии для того, чтобы преодолеть образовавшиеся разногласия, после чего закон еще раз будет рассмотрен Государственной Думой РФ.Подписание и опубликование принятого федерального закона Президентом РФ признается его обязанностью, установленной на уровне Конституции РФ. После одобрения Советом Федерации РФ федерального закона, который был принят Государственной Думой РФ, последний в течение 5 дней отправляется Президенту РФ. При отклонении федерального закона Президент РФ выдвигает собственные замечания либо предложения, которые могут иметь отношение как к самому федеральному закону, в общем, так и к его отдельным статьям, главам, частям, пунктам и т.д. Президент РФ может также отметить другие обстоятельства и причины, которые препятствуют, с его позиции, подписанию документа. В отдельных случаях Президент РФ возвращает закон, и вообще воздерживается от каких бы то ни было комментариев. Как правило, это происходит в том случае, если в ходе законодательного процесса был нарушен процесс принятия федерального закона. Федеральный закон, который был отклонен Президентом РФ и одобрен Государственной Думой РФ, при повторном исследовании в ранее принятой редакции, отправляется в Совет Федерации РФ. Совместно с текстом федерального закона, который был отклонен Президентом РФ и одобрен Государственной Думой РФ в предыдущей редакции, в Совет Федерации РФ отправляются письмо Президента РФ, а также постановления Госдумы РФ о повторном изучении федерального закона. Федеральный закон, который был отклонен Президентом РФ и одобрен Госдумой РФ в прежней редакции, совместно с сопровождающей документацией и материалами отправляется Председателем Совета Федерации РФ в комитет Совета Федерации РФ, который раньше предоставлял заключение по нему, а также членам Совета Федерации РФ. Федеральный закон, получивший одобрение Госдумы РФ и Совета Федерации РФ в прежней редакции, и постановление Совета Федерации РФ о его одобрении в течение 5 дней отправляются Президенту РФ для подписания и официального обнародования (опубликования).ЗаключениеПравотворчество охватывает собой непосредственную деятельность уполномоченных на то государственных органов по выработке, принятию, изменению, дополнению или отмене нормативно-правовых актов.Правотворчество основывается на принципах законности, демократизма, научности, профессионализма, планомерности, своевременности, исполнимости, системности, гласности, оперативности и др.В зависимости от субъектов правотворчество подразделяется на такие виды, как:- непосредственное правотворчество народа в процессе проведения референдума (всенародного голосования по наиболее важным вопросам государственной и общественной жизни);- правотворчество государственных органов (например, Государственной Думы, Правительства РФ);- правотворчество отдельных должностных лиц (например, Президента, министра);- правотворчество органов местного самоуправления;- локальное правотворчество (например, на предприятии, в учреждении и организации);- правотворчество общественных организации (например, профсоюзов).Процесс правотворчества пока далек от своего идеала, он требует постоянного и целенаправленного совершенствования, в т. ч. и устранения существующих пробелов в законодательства. Большинство аспектов правотворчества нуждаются в определенном правовом регулировании, а также в более точной регламентации, в частности:1) в первую очередь, необходимо урегулировать процедуру внесения и принятия законов, в том числе структуру взаимодействия в пределах данного процесса палат Парламента с иными участниками деятельности в сфере законотворчества, притом урегулировать на законодательном уровне.Кроме того, внутренние акты палат, регулирующие процесс изучения и принятия законов не согласованы, вследствие чего формируются сложности при осуществлении правотворческой деятельности.2) в самих палатах Федерального Собрания РФ имеются некоторые проблемы, связанные с колоссальным объемом законодательных работ и точного регулирования процессов правотворчества, например: перегрузка законопроектами Госдумы РФ; «затратный» характер процедуры правотворчества; низкий уровень организации оперативного и полного обеспечения информацией правотворческой деятельности; 3)существует объективная потребность в том, чтобы привлечь к обязательному участию при создании проектов законов представителей научного и учебного сообщества. Таким образом, можно говорить о том, что система становления парламентаризма в РФ затягивается, что, безусловно, не может не сказаться и на эффективности правотворческой деятельности, соответственно, и на системе российского законодательства, которое многие признаются неэффективным, неполным, несовершенным. Среди проблем правотворческого процесса крайне остро встает проблема, которая связана с исполнением законов. Наиболее важным вопросов признается проблема понятийной определенности российского законодательства. Для достижения краткости, лаконичности, точности юридического языка колоссальное значение имеет правильное применение правовой терминологии. Необходимо создать единый словарь терминологии законодательства. Еще одной проблемой считается модельный баланс запретительных и разрешительных норм в законодательстве РФ, включая законы и подзаконные акты. Необходимо на уровне Конституции РФ установить круг общих юридических вопросов, которые регламентируются только на законодательном уровне, уточнить систему государственных органов, обладающих правом законодательной деятельности. Многие законы, созданные с колоссальными умственными и психологическими затратами, фактически на практике не действуют, что приводит к параличу всей правовой системы, все три ветви государственной власти (законодательная, исполнительная, судебная) должны сосредоточить собственное внимание именно на практическом исполнении принятых решений.Безусловно, указанный перечень сложностей правотворческого процесса не имеет исчерпывающего характера. Необходимо более глубоко изучить эти вопросы и проработать на их основе практические меры, которые связаны с совершенствованием правотворческого процесса.Список использованных нормативно-правовых актов и литературыНормативные правовые акты:1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.20202. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации// Российская газета, N 137-д, 30.06.20043. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Российская газета, N 153-154, 12.08.19984. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.20035. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 02.04.2024) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 8016. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 28.07.2023) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газета от 19 февраля 2002 г. N 35-36Научная и учебная литература:7.Алиаскаров А.Е. Принципы и виды правотворческого процесса // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 46-3 (191). - С. 16-18.8. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.9. Белимов Д.В. Правотворчество: к вопросу о понятии // Журнал «Студенческий форум». - 2022. - № 30 (209). - С. 48-52.10. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н.А. Власенко. — 3-е изд., доп. и испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 480 с.11. Горбатый Р.Н., Беланова Е.Р. Стадии правотворческого процесса и их роль в балансе ветвей власти // Журнал «Правовая позиция». - 2021. - № 5 (17). - С. 6-8.12. Исаков В. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024. — 656 с.13. Карнаух Д.В. Стадии правотворческого процесса как общетеоретическая проблема // Журнал «Современные проблемы правотворчества и правоприменения». - 2022. - С. 17-21.14.Кич И.С., Чупрова А.А., Калйонджу М. Реализация некоторых принципов правотворчества в современной России // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2023. - № 2 (218). - С. 39-41.15. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы // Журнал «Ученые записки». -2022. - № 1 (41). - С. 91-94.16. Малько А.В. Правотворческая политика как особая форма реализации правовой политики // Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. Под редакцией А.В. Малько. Москва, 2022. С. 5-7.17. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024.-304 с.18.Межеккей А. В. Виды правотворчества // Журнал «Право и государство: теория и практика». – 2023. – С.6-819. Могилевская Е.Н. Правотворчество как важнейший вид юридической деятельности // Журнал «Актуальные вопросы юриспруденции». - 2020. - С. 214-216.20. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 464 с.21. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.22.Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н. Теория правотворчества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2024. - № 2. - С. 12-15.23. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 478 с.24. Фетисов Д.Н. Стадии правотворчества в современной России // Журнал «Матрица научного познания». - 2023. - № 10-2. - С. 410-413.
1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 04.07.2020
2. Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 N 5-ФКЗ (ред. от 30.12.2021) О референдуме Российской Федерации// Российская газета, N 137-д, 30.06.2004
3. Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ (ред. от 26.02.2024) // Российская газета, N 153-154, 12.08.1998
4. Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 23.03.2024) Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации // Российская газета, N 202, 08.10.2003
5. Постановление ГД ФС РФ от 22.01.1998 N 2134-II ГД (ред. от 02.04.2024) О Регламенте Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации // Собрание законодательства Российской Федерации от 16 февраля 1998 г. N 7 ст. 801
6. Постановление СФ ФС РФ от 30.01.2002 N 33-СФ (ред. от 28.07.2023) О Регламенте Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации // Парламентская газета от 19 февраля 2002 г. N 35-36
Научная и учебная литература:
7. Алиаскаров А.Е. Принципы и виды правотворческого процесса // Журнал «Студенческий вестник». - 2021. - № 46-3 (191). - С. 16-18.
8. Антонов М. В. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / М. В. Антонов. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 497 с.
9. Белимов Д.В. Правотворчество: к вопросу о понятии // Журнал «Студенческий форум». - 2022. - № 30 (209). - С. 48-52.
10. Власенко Н. А. Теория государства и права: учебное пособие для бакалавриата / Н.А. Власенко. — 3-е изд., доп. и испр. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2023. — 480 с.
11. Горбатый Р.Н., Беланова Е.Р. Стадии правотворческого процесса и их роль в балансе ветвей власти // Журнал «Правовая позиция». - 2021. - № 5 (17). - С. 6-8.
12. Исаков В. Б. Теория государства и права: учебник для юридических вузов и факультетов / под ред. В.Б. Исакова. — Москва: Норма: ИНФРА-М, 2024. — 656 с.
13. Карнаух Д.В. Стадии правотворческого процесса как общетеоретическая проблема // Журнал «Современные проблемы правотворчества и правоприменения». - 2022. - С. 17-21.
14. Кич И.С., Чупрова А.А., Калйонджу М. Реализация некоторых принципов правотворчества в современной России // Журнал «Право и государство: теория и практика». - 2023. - № 2 (218). - С. 39-41.
15. Листратов И.В. Правотворчество: понятие, виды, функции и принципы // Журнал «Ученые записки». -2022. - № 1 (41). - С. 91-94.
16. Малько А.В. Правотворческая политика как особая форма реализации правовой политики // Правотворческая политика в современной России. Курс лекций. Под редакцией А.В. Малько. Москва, 2022. С. 5-7.
17. Марченко М. Н. Теория государства и права. Элементарный курс: учебное пособие / М. Н. Марченко. — 3-е изд., доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2024.-304 с.
18. Межеккей А. В. Виды правотворчества // Журнал «Право и государство: теория и практика». – 2023. – С.6-8
19. Могилевская Е.Н. Правотворчество как важнейший вид юридической деятельности // Журнал «Актуальные вопросы юриспруденции». - 2020. - С. 214-216.
20. Морозова Л. А. Теория государства и права : учебник / Л. А. Морозова. — 6-е изд., перераб. и доп. — Москва : Норма : ИНФРА-М, 2021. — 464 с.
21. Протасов В. Н. Теория государства и права: учебник и практикум для вузов / В. Н. Протасов. — Москва: Издательство Юрайт, 2024. — 455 с.
22. Пчелинцев А.В., Шепелев А.Н. Теория правотворчества // Журнал «Государственная власть и местное самоуправление». - 2024. - № 2. - С. 12-15.
23. Ромашов Р. А. Теория государства и права: учебник и практикум / Р. А. Ромашов. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Издательство Юрайт, 2024. — 478 с.
24. Фетисов Д.Н. Стадии правотворчества в современной России // Журнал «Матрица научного познания». - 2023. - № 10-2. - С. 410-413.