ЛФК при травмах в волейболе у лиц школьного возраста
Заказать уникальную курсовую работу- 40 40 страниц
- 28 + 28 источников
- Добавлена 22.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
Глава 1. Характеристика проблемы лечебной физической культуры при травмах в волейболе в школьном возрасте по результатам анализа литературных данных 5
1.1. Понятие, причины травм в волейболе 5
1.2. Средства и методы лечебной физической культуры при травмах в волейболе в школьном возрасте 13
Глава 2. Методика лечебной физической культуры при травмах в волейболе у детей школьного возраста 24
2.1. Анализ методик лечебной физической культуры при травмах в волейболе у детей школьного возраста 24
2.2. Профилактические мероприятия с целью предупреждения травм в волейболе у детей школьного возраста 29
Выводы 35
Литературы 37
Котляр Н.Н., ЦаповЕ.Г., Коробейников Е.В., ЛерябинА.В. изучали проблему реабилитации физическими средствами волейболистов с тендинитом надколенника. Авторы составили программы физической реабилитации волейболистов с тендинитом связки надколенника коленного сустава, которая позволила бы оптимизировать влияние физических средств на показатели тонуса четырехглавой мышцы бедра в динамике восстановления с учетом особенностей морфофункциональных регенерационных процессов коленного сустава и четырехглавой мышцы в разные подпериоды реабилитации.Основной задачей первого подпериода реабилитационного этапа для волейболистов с тендинитом надколенника являлось достижение восстановительно-морфологических изменений в организме спортсменов до полной ликвидации морфологических нарушений и снижения рисков усиления болевого синдрома и развития атонии четырехглавой мышцы бедра. Данные задачи решались с использованием кинезиотейпирования, предполагающего наклеивание кинезиотейпа на травмированный коленный сустав продолжительностью от 3 до 5 дней. При этом использовался комплекс изометрических и динамических физических упражнений для разработки подвижности коленного сустава на фоне полной нагрузки на поврежденную конечность одновременно с назначенными лечебными мероприятиями: отсасывающим массажем, массажем нижних конечностей; аппаратной светотерапией (прибор «Биоптрон).Задача второго подпериода (компенсаторный) заключалась в активизации компенсаторных процессов организма на фоне отсутствия возможности полного функционирования сустава посредством использования кинезиологических и специальных проприоцептивных упражнений совместно с основными врачебными назначениями при активном расширении двигательного режима и объема движений.В течение третьего периода реабилитации нами проводились кинезиологические упражнения, проприорецепторная тренировка и продолжались плиометрические упражнения, которые могли наиболее эффективно подготовить спортсмена к его функциональным спортивным движениям с уровнем предтренировочной нагрузки. Ключевым средством реабилитации данного подпериода явились специальные плиометрические упражнения, способствующие восстановлению скоростно-силовых способностей.Контроль за динамикой восстановления спортсменов после травм колена производился в начале и конце реабилитационного периода.2.2. Профилактические мероприятия с целью предупреждения травм в волейболе у детей школьного возрастаДля профилактики спортивного травматизма существует ряд подходов. Так, например, АграновичВ.О., АграновичН.В. выделяют такие общие, системные меры по профилактике спортивного травматизма как создание новых систем физкультурно-спортивного воспитания человека, разработка и реализация комплекса мер по пропаганде занятий физической культурой и спортом в качестве важнейшей составляющей здорового образа жизни, модернизация системы физического воспитания различных категорий населения в образовательных учреждениях различного уровня, развитие системы подготовки спортсменов различногокласса, усиление мер по социальной защите спортсменов, тренеров, развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, антидопингового, медико-биологического обеспечения физкультурно-оздоровительной, спортивной деятельности, обеспечение безопасности на объектах спорта.Приводятся и другие, более точечные, локальные меры по профилактике травматизма. Так, Сырников А.Ю. указывает на такие аспекты профилактики травматизма как внимательность и собранность спортсмена, знание техники безопасности, качественный инвентарь, покрытие в зале, качественная спортивная одежда и обувь, соблюдение правил личной гигиены, качественная разминка, разогрев мышц, суставов, соблюдение техники выполнения движений, адекватность нагрузок, соблюдение режима дня, долечивание травм и заболеваний, регулярный врачебный контроль.Алексеева Е.Н. и др. говорят о необходимости врачебно-педагогического контроля на занятиях по физической культуре и предлагают следующие меры:Разработка в учебном учреждении программы контроля за регулярной физической нагрузкой, в частности определение видов, средств, методов такого контроля.Соблюдение методических принципов занятий физической культурой, в частности систематичность, постепенность, доступность, индивидуализация, динамичность.Контроль нормирования физической нагрузки по ее интенсивности, длительности, соотношению физических нагрузок и возможности занимающихся.Строгий контроль допуска занимающихся к занятиям физической культурой с учетом их заболевания, состояния.Регулярное медицинское наблюдение за изменением состояния здоровья занимающихся.Анализ сведений о субъективных ощущениях занимающихся, в частности о нарушениях сна, аппетита, настроении, общем самочувствии.Регулярная оценка функционального состояния организма занимающихся средствами лабораторной диагностики, функциональной диагностики.Учет показателей утомления при допуске занимающихся к тренировочным занятиям.Большое внимание в исследованиях уделяется снижению доли травматизма из-за утомления. Так, ДвойнинМ.Л. предлагает ряд признаков для оценки уровня утомление. Это такие признаки как:Окраска кожи лица. При малом утомлении окраска кожи лица не меняется, при среднем – отмечается значительное покраснение, которое быстро проходит, при высоком – интенсивное, медленно проходящее покраснение, побледнение, цианоз губ. Потливость. При малом утомлении потливость отсутствует, либо пот в небольшом количестве выступает на лбу и груди. При среднем утомлении отмечается значительная потливость верхней части тела. При высоком утомлении отмечается высокая потливость всего тела.Дыхание. При малом утомлении дыхание несколько учащенное, ровное. При среднем утомлении дыхание учащено, иногда чередуется с глубокими вдохами. При высоком утомлении дыхание резко учащено, становится поверхностным, аритмичным.Осанка, точность выполнения двигательных действий. При малом утомлении показатели не меняются. При среднем утомлении удержание позы тела требует некоторого напряжения. При высоком утомлении отмечаются трудности с поддержанием позы тела, тремор, резкое снижение точности движений.Внимание, интерес к занятиям, активность. При малом утомлении занимающийся мотивирован. При среднем утомлении внимание занимающегося снижено, активность нарушена. При высоком утомлении внимание отсутствует, интерес к занятиям рассеян.Речь, мимика. При малом утомлении речь и мимика не меняются. При среднем утомлении речь и мимика затруднены. При высоком утомлении речь и мимика крайне затруднены, угнетены.Самочувствие, настроение. При малом утомлении занимающиеся бодры, не чувствуют усталости, у них хорошее настроение. При среднем утомлении занимающиеся чувствуют усталость, учащенное сердцебиение, тяжесть в ногах. При высоком утомлении усталость сильная, занимающиеся жалуются на головокружение, боль в сердце, тошноту, подавленное настроение.Лукьянова Л.М. при изучении профилактики травм ахиллова сухожилия у волейболистов выделяет следующие направления:обязательная разминка для голеностопных связок; в тренировочном периоде после тяжелых нагрузок, после упражнений с высокой интенсивностью применять упражнения на растяжку мышц передней и задней поверхности бедра, мышц икры (особенно камбаловидной), для подколенных сухожилий; регулярно применять в тренировке выпрыгивания для улучшения эластичности связок; соблюдать режим тренировок и отдыха, учитывая период восстановления мышц (48 часов); применение восстановительных процедур для растяжения и эластичности мышц (плавание, массаж, постизометрическая релаксация); закаливание сухожилия (чередования тепла с холодом, используется чемпионкой Олимпийских игр по прыжкам в высоту Еленой Слесаренко); правильно подобранная спортивная обувь.МунгаловА.Ю. считает, что необходимо применять следующие меры профилактики:проведение разминки перед тренировкой, включающей специальные упражнения для лучезапястного сустава, пальцев, коленного и голеностопного суставов;создание безопасных условий для проведения занятий и соревнований (освобождение зала от гимнастических снарядов и другого инвентаря); контроль за объемом и интенсивностью тренировочной нагрузки; изменения в правилах игры, запрещающие касание средней линии на площадке вне зависимости от игровых ситуаций;совершенствование техники ударов, прыжков и падений;экипировка спортсменов (обувь с жесткой подошвой, специальные амортизирующие стельки, наколенники, налокотники);использование современных методов предупреждения травматизма: стретчинг, тейпирование, бандажи, бинтование;полноценная реабилитация после первых случаев травм;воспитание у спортсменов психоэмоциональной устойчивости и высокого уровня морально-волевых качеств.Таким образом, профилактика травматизма – это комплексная задача, которая решается несколькими специалистами, в частности тренером, медицинским работником и т.д. Существует большое число причин травматизма в спорте в целом и в волейболе в частности. Знания спортсменов и тренеров о механизмах травм в волейболе, биомеханике движений, факторах риска возникновения травм, наиболее безопасной технике выполнения технических приемов, техники передвижения на игровой площадке, возможных мерах предотвращения травм, а также полноценная реабилитация после первых случаев травм являются основой для их минимизации в тренировочной и соревновательной деятельности.ВыводыВ настоящее время спортивный травматизм, по разным источникам, составляет 2–5% от общего травматизма. Некоторые разногласия в цифрах связаны с тем, что спортивный травматизм зависит, как от травматичности спорта, так и от степени вовлеченности опрашиваемых людей в занятия спортом. Травматизм в различных видах спорта неодинаков. Естественно, что чем больше людей занимаются, тем или иным видом спорта, тем относительно больше процент травматизма. В настоящее время среди игровых видов спорта волейбол является наиболее популярным, несмотря на постоянно растущие требования к физической и технической подготовленности спортсмена. При занятии волейболом движения в плечевом суставе выполняются с максимальной амплитудой и очень высокой угловой скоростью, что предрасполагает сустав к травмам. Кроме того, частые выполнения движений над головой с высокой скоростью и большой амплитудой могут привести к развитию хронических травм. Преодолевая значительные по объему и интенсивности тренировочные нагрузки, необходимо правильное и качественное восстановление организма после травмы. По статистике травмы плеча в волейболе занимают второе место. Учитывая, что реабилитация спортсменов после травм, в отличие от реабилитации обычных людей имеет ряд характерных особенностей, возникла необходимость разработки комплексной реабилитационной программы для волейболистов.Анализ литературных данных позволил сделать вывод, что эффективность восстановления после травмы зависит от времени начала реабилитации, грамотно подобранной программы восстановительных мероприятий. Следовательно, реабилитационная программа, направленная на восстановление функций травмированной области, должна включать занятия лечебной физической культурой с использованием специальных упражнений, криотерапию и массаж.ЛитературыАграновичВ.О. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению / В.О. Агранович, Н.В. Агранович // Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 77-81.Алексеева Е.Н. Организация врачебно-педагогического контроля на занятиях по физической культуре в вузе / Е.Н. Алексеева, Н.Н. Голякова, А.В. Красильникова // Kant, 2020. – № 4 (37). – С. 346-349.АсанинВ.Ю. Причины и профилактика травматизма у студентов при занятиях физкультурой и спортом / В.Ю. Асанин, А.Т. Деверинская, Е.В. Бондарева, А.Н. Григорьев // Вестник Российского университета коронации, 2012. – № 3. – С. 110-115.ДвойнинМ.Л. Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза / М.Л. Двойнин, А.М. Двойнин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2018. – № 2 (19). – С. 110-113.Дубровский В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский: учебник для студ. высш. учеб.заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.ЕлькинД.В. Физическая реабилитация при травмах коленного сустава у волейболистов старшего школьного возраста / Д.В. Елькин, Е.Ю. Овсяникова // Евразийское научное объединение, 2019. – № 5-3 (51). – С. 161-163 Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 656 сЕпифанов В.А. Основы реабилитации: учебник для мед.училищ и колледжей / под ред. В.А. Епианов, А.В. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с.Еремушкин, М.А. Медицинский массаж. Базовый курс: классическая техника массажа: учебное пособие для мед.училищ / М.А. Еремушкин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 196 с.Ерумушкин, М.А. Медицинский массаж в педиатрической практике: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы сред.проф. образования / М.А. Еремушкин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 175 с. Зорина, А.С. Массаж, виды массажа. Влияние массажа на функциональное состояние организма / А.С. Зорина, И.С. Москаленко, Ю.И. Логинов // Символ, науки, 2017. – Т. 3. – № 4. – С. 136-140КислицынМ.Н. Основные виды травматизма при занятиях спортом / М.Н. Кислицын // Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2014. – № 2 (64). – С. 73-74.Коник А.А. Анализ причин травматизма при занятиях спортивными играми и особенности его профилактики / А.А. Коник, В.А. Маняхина, О.П. Немшилов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта курсантов и слушателей, 2017. – С. 86-89.Котляр Н.Н. Особенности реабилитации физическими средствами спортсменов-волейболистов с тендинитом надколенника / Н.Н. Котляр, Е.Н. Цапов, Е.В. Коробейников, А.В. Дерябин // Человек. Спорт. Медицина, 2021. – Т. 21. – № S1. – С. 117-124.Лечебная физическая культура: руководство / В.А. Маргазин, А.В. Коромыслов, С.Ф. Бурухин и др.; под ред. В.А. Маргазина. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 863 с.Лечебная физкультура: учебное пособие / сост. Г.М. Саралинова, С.О. Абдылдаева, Р.Д. Алымкулов, М.Ш. Карагулова. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2018. 274 с.Лукьянова Л.М. Медицинская и физическая реабилитация волейболистов после травмы ахиллова сухожилия / Л.М. Лукьянова // Наука-2020, 2020. – № 8 (44). – С. 195-199.МунгаловА.Ю. Профилактика травматизма и реабилитации волейболистов / А.Ю. Мунгалов // Образование и культура. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 181-184.Перегудова, Н.В. Физиологическое действие массажа / Н.В. Перегудова // Инновационная наука, 2017. – № 2-2. – С. 212-214.Пономаренко Г.Н. Физическая и реабилитационная медицина: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 688 с.Попов А.П. Влияние лечебной физической культуры на организм ребенка / А.П. Попов, С.М. Фролова // Науцка-2020, 2019. – № 88 (33). – С. 112-116.ПужаевВ.В. Травматизм как результат некачественной разминки на занятиях по физической подготовке / В.В. Пужаев, Д.А. Платонов, П.С. Ермолов // Вестник экономической безопасности, 2019. – № 2. – С. 362-364.Солодовник Е.М. Травматизм на уроках физической культуры: особенности, причины, профилактика / Е.М. Солодовник // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. – № 2-1. – С. 1-3.Сырников А.Ю. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом / А.Ю. Сырников // Правопорядок: история, теория, практика, 2014. – № 1 (2). – С. 70-72.Травматология: клинические рекомендации / под рел. С.П. Миронова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 512 с.Травматология: национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова, С.П. Миронова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 776 с.Черкашина З.А. Травматология и ортопедия. Т. 1. Общие вопросы / З.А. Черкашина. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 544 с.ШиховА.В. Медико-педагогические аспекты спортивного травматизма: учебное пособие / А.В. Шихов, Г.И. Семенова. – Екатеринбург: изд-во Урал.ун-та, 2020. – 128 с.
1. АграновичВ.О. Анализ спортивного травматизма при занятиях физической культурой и спортом и создание условий по его снижению / В.О. Агранович, Н.В. Агранович // Медико-фармацевтический журнал «Пульс», 2017. – Т. 19. – № 2. – С. 77-81.
2. Алексеева Е.Н. Организация врачебно-педагогического контроля на занятиях по физической культуре в вузе / Е.Н. Алексеева, Н.Н. Голякова, А.В. Красильникова // Kant, 2020. – № 4 (37). – С. 346-349.
3. АсанинВ.Ю. Причины и профилактика травматизма у студентов при занятиях физкультурой и спортом / В.Ю. Асанин, А.Т. Деверинская, Е.В. Бондарева, А.Н. Григорьев // Вестник Российского университета коронации, 2012. – № 3. – С. 110-115.
4. ДвойнинМ.Л. Безопасность занятий физической культурой со студентами вуза / М.Л. Двойнин, А.М. Двойнин // Вестник Омского государственного педагогического университета. Гуманитарные исследования, 2018. – № 2 (19). – С. 110-113.
5. Дубровский В.И. Спортивная медицина / В.И. Дубровский: учебник для студ. высш. учеб.заведений. – 2-е изд., доп. – М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2002. – 512 с.
6. ЕлькинД.В. Физическая реабилитация при травмах коленного сустава у волейболистов старшего школьного возраста / Д.В. Елькин, Е.Ю. Овсяникова // Евразийское научное объединение, 2019. – № 5-3 (51). – С. 161-163
7. Епифанов В.А. Лечебная физическая культура: учебное пособие / В.А. Епифанов, А.В. Епифанов. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2017. – 656 с
8. Епифанов В.А. Основы реабилитации: учебник для мед.училищ и колледжей / под ред. В.А. Епианов, А.В. Епифанов. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2015. – 416 с.
9. Еремушкин, М.А. Медицинский массаж. Базовый курс: классическая техника массажа: учебное пособие для мед.училищ / М.А. Еремушкин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 196 с.
10. Ерумушкин, М.А. Медицинский массаж в педиатрической практике: учебник для использования в образовательном процессе образовательных организаций, реализующих программы сред.проф. образования / М.А. Еремушкин. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 175 с.
11. Зорина, А.С. Массаж, виды массажа. Влияние массажа на функциональное состояние организма / А.С. Зорина, И.С. Москаленко, Ю.И. Логинов // Символ, науки, 2017. – Т. 3. – № 4. – С. 136-140
12. КислицынМ.Н. Основные виды травматизма при занятиях спортом / М.Н. Кислицын // Вестник Уфимского юридического института МВД России, 2014. – № 2 (64). – С. 73-74.
13. Коник А.А. Анализ причин травматизма при занятиях спортивными играми и особенности его профилактики / А.А. Коник, В.А. Маняхина, О.П. Немшилов // Актуальные вопросы физической культуры и спорта курсантов и слушателей, 2017. – С. 86-89.
14. Котляр Н.Н. Особенности реабилитации физическими средствами спортсменов-волейболистов с тендинитом надколенника / Н.Н. Котляр, Е.Н. Цапов, Е.В. Коробейников, А.В. Дерябин // Человек. Спорт. Медицина, 2021. – Т. 21. – № S1. – С. 117-124.
15. Лечебная физическая культура: руководство / В.А. Маргазин, А.В. Коромыслов, С.Ф. Бурухин и др.; под ред. В.А. Маргазина. – СПб.: СпецЛит, 2020. – 863 с.
16. Лечебная физкультура: учебное пособие / сост. Г.М. Саралинова, С.О. Абдылдаева, Р.Д. Алымкулов, М.Ш. Карагулова. Бишкек: Изд-во КРСУ, 2018. 274 с.
17. Лукьянова Л.М. Медицинская и физическая реабилитация волейболистов после травмы ахиллова сухожилия / Л.М. Лукьянова // Наука-2020, 2020. – № 8 (44). – С. 195-199.
18. МунгаловА.Ю. Профилактика травматизма и реабилитации волейболистов / А.Ю. Мунгалов // Образование и культура. Сборник материалов Международной научно-практической конференции, 2020. – С. 181-184.
19. Перегудова, Н.В. Физиологическое действие массажа / Н.В. Перегудова // Инновационная наука, 2017. – № 2-2. – С. 212-214.
20. Пономаренко Г.Н. Физическая и реабилитационная медицина: национальное руководство / под ред. Г.Н. Пономаренко. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2020. – 688 с.
21. Попов А.П. Влияние лечебной физической культуры на организм ребенка / А.П. Попов, С.М. Фролова // Науцка-2020, 2019. – № 88 (33). – С. 112-116.
22. ПужаевВ.В. Травматизм как результат некачественной разминки на занятиях по физической подготовке / В.В. Пужаев, Д.А. Платонов, П.С. Ермолов // Вестник экономической безопасности, 2019. – № 2. – С. 362-364.
23. Солодовник Е.М. Травматизм на уроках физической культуры: особенности, причины, профилактика / Е.М. Солодовник // Международный журнал гуманитарных и естественных наук, 2019. – № 2-1. – С. 1-3.
24. Сырников А.Ю. Профилактика травматизма на занятиях физической культурой и спортом / А.Ю. Сырников // Правопорядок: история, теория, практика, 2014. – № 1 (2). – С. 70-72.
25. Травматология: клинические рекомендации / под рел. С.П. Миронова. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 512 с.
26. Травматология: национальное руководство / под ред. Г.П. Котельникова, С.П. Миронова. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2018. – 776 с.
27. Черкашина З.А. Травматология и ортопедия. Т. 1. Общие вопросы / З.А. Черкашина. – М.: ООО «Издательство «Медицинское информационное агентство», 2017. – 544 с.
28. ШиховА.В. Медико-педагогические аспекты спортивного травматизма: учебное пособие / А.В. Шихов, Г.И. Семенова. – Екатеринбург: изд-во Урал.ун-та, 2020. – 128 с.