Современный маркетинг, основные категории и тенденции развития

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Маркетинг
  • 48 48 страниц
  • 16 + 16 источников
  • Добавлена 21.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Введение 2
1.Теоретические основы маркетинга 5
1.1.Понятие маркетинга 5
1.2.Принципы, функции и цели маркетинга 7
2. Анализ современных тенденций в маркетинге 16
2.1 Новые направления в маркетинге, основанные на традиционных методах 16
2.2 Особенности и инструменты маркетинга на современном этапе 20
2.3 Современные направления в развитии маркетинга 30
Заключение 44
Список литературы 46

Фрагмент для ознакомления

Его концепция основана на понимании потребительского спроса и его тенденций.Усиление маркетинговых факторов во внутренней среде имеет решающее значение, особенно в управлении маркетинговой деятельностью. Человеческий фактор всегда играл и продолжает играть ключевую роль в формировании маркетинговой политики, рассмотрении маркетинга как философии бизнеса, поощрении творческого подхода к выполнению задач и решении проблем потребителей. Современный маркетинг требует от менеджмента высокого уровня профессионализма, стратегического предвидения, способности чувствовать возникающие тенденции в бизнесе, гибкости в принятии решений, интеграции или дифференциации рынка, а также способности концентрировать ресурсы на перспективных направлениях обеспечения конкурентоспособности.Эволюция теории маркетинга принимает особое направление в виртуальной среде Интернета. Интерактивная среда экономических отношений требует разработки новых концепций и инструментов маркетинговой деятельности.4. Развитие теории маркетинга акционерной стоимости. Новые направления развития маркетинга требуют формулирования конкретных принципов, правил, концепций и инструментов рыночной деятельности. Прежние подходы к управлению маркетингом, направленные на решение задач обеспечения рыночного спроса за счет новых рынков или вариаций продукции, уже не обеспечивают необходимой эффективности. Современный маркетинг представляет собой развивающийся процесс создания ценности для удовлетворения потребностей потребителей и обеспечения конкурентных преимуществ.Существует положительная и сильная корреляция между факторами управления маркетингом компании и ее финансовыми показателями. Эффективность маркетинговой деятельности можно оценить по трем основным показателям:- Экономическая эффективность в плане повышения рентабельности за счет роста продаж, улучшения товарооборота, снижения затрат на маркетинг, креативности в деятельности маркетологов и т.д.- Эффективность коммуникации, путем оценки роста нематериального актива (рыночной стоимости) бренда компании. Нематериальный актив бренда формируется посредством маркетинговых коммуникаций, создаваемого имиджа компании. Он служит интегральным индикатором «силы бизнеса», имеющим собственную ценность.Повышение акционерной стоимости компании за счет увеличения балансовой стоимости акций за счет роста нематериальных активов, в том числе потребительского капитала. Нематериальный актив компании определяется, среди прочего, имиджем бренда, лояльностью, ценностью бренда. Потребительский капитал включает в себя набор капиталов: стоимость продукта, предлагаемого рынку, капитал бренда, маркетинговые отношения. Сущность этих показателей свидетельствует о том, что финансовые показатели и анализ акционерной стоимости компании невозможны без ее системы и технологий современного маркетинга. Таким образом, маркетологи, используя современные маркетинговые технологии, обеспечивают рост капитализации компании и повышение стоимости ее акций.Появление новых инструментов в комплексе маркетинга является свидетельством постоянно развивающегося характера маркетинга как науки в обществе и экономике. С появлением новых технологий в потреблении и осознанием потребительской ценности инструментарий маркетинга продолжает расширяться и углубляться по своему содержанию. Свежие подходы в трансформации фундаментального комплекса «4P» наблюдаются в сфере услуг, виртуального пространства, B2B-сегментов, территорий и т. д. Переход к цифровой экономике привел к тому, что современные маркетинговые инструменты стали ориентироваться на интернет-технологии. Инструменты прогнозной аналитики становятся наиболее перспективным направлением в маркетинговом комплексе.5. Развитие глобального маркетинга. Продолжающееся развитие глобального маркетинга формирует внедрение и продвижение бренда на международных рынках товаров или категорий, потребление которых не зависит от национальных особенностей, где потребители посредством маркетинговых коммуникаций участвуют в потреблении, принимая современный образ жизни, тесно связанный с мировой бренд. Эта концепция отражает деятельность транснациональных корпораций, рассматривающих национальные рынки как единый для себя рынок.6. Эволюция брендинга. Современный маркетинговый ландшафт находится под сильным влиянием концепции бренда, формирующей потребительские рынки, а, следовательно, спрос и его удовлетворение посредством предложения. Подвидом современного маркетинга является бренд-менеджмент – совокупность маркетинговых технологий, применяемых к бренду с целью повышения ценности бренда (продукта) в восприятии целевой аудитории, обеспечения получения клиентом удовлетворения и длительных положительных впечатлений от используя бренд во время покупки.7. В России развивается эволюция маркетинговых сегментов, особенно среди пожилых людей, что требует уникальных маркетинговых подходов для удовлетворения их потребительских потребностей. Шкала прибыли выделяет такие сегменты, как «элитный класс», а также различные уровни среднего и низшего класса, что требует разработки передовых теорий сегментного маркетинга.Брендовые компании сосредоточены на разработке технологий для выявления «золотых клиентов» с помощью маркетинговых сервисов, которые анализируют и обрабатывают большие данные, а также программного маркетинга. Программный маркетинг — это алгоритмическая технология покупки и продажи рекламы. Исходя из этого, тенденция маркетингового продвижения включает в себя множество вариантов рекламы, которые позволяют проводить высоко персонализированные рекламные кампании.Появление виртуальной среды привело к возникновению нового сегмента — интернет-сообществ. Компании должны учитывать эту тенденцию и поощрять своих потребителей присоединяться к онлайн-сообществам, которые формируются вокруг их брендов. Текущая тенденция сосредоточена на обслуживании цифрового поколения — поколения Z, родившегося в начале 2000-х годов. Они активно пользуются интернет-приложениями, социальными сетями, мессенджерами, опираются на отзывы при выборе, тщательно изучают товар перед покупкой, ценят широкий выбор вариантов и дорожат своей свободой.Набирающая силу тенденция индивидуализированного (персонифицированного) маркетинга формирует концепцию индивидуальных ценностей потребления, направленную на удовлетворение конкретных потребностей потребителя (клиента) и поддержание долгосрочных отношений с ними. Реализация этого подхода предполагает создание целевых платформ взаимоотношений с узким сегментом или отдельным лицом или дифференциацию для них услуг по продажам.8. Концепция «Маркетинг 3.0». В настоящее время мы наблюдаем эволюцию современной маркетинговой модели «Маркетинг 3.0».«0», или эпоха ценностей по Ф. Котлеру. Маркетинг 3.0 поднимает концепцию маркетинга до уровня человеческих стремлений, ценностей и духа. Правильные ценности — это те, которые стимулируют и развивают склонность сотрудников к сотрудничеству, культуре и творчеству. Таким образом, Маркетинг 3.0 дополняет эмоциональный маркетинг возможностями маркетинга человеческой души.Концепция «маркетинга впечатлений» набирает обороты. В рамках этой философии бизнеса отмечают пять различных типов впечатлений: на уровне физических ощущений; на уровне эмоций; на уровне мыслей; на уровне действий; на уровне отношений.Текст: Ценность клиента формируется самим клиентом, поскольку она остается с ним навсегда, делая каждого отдельного потребителя центром деятельности любой компании, содействуя созданию потребительской ценности. 10. Экологический маркетинг. Растущий спрос на экологически чистую продукцию стимулирует развитие концепции и инструментов «зеленого маркетинга», направленных на оживление природы и общества в целом. 11. Мобильный маркетинг. Это комплекс маркетинговых мероприятий, направленных на продвижение товаров или услуг с использованием средств мобильной связи.Базы данных телефонов формируются посредством покупок клиентов, поскольку они подписывают соответствующие документы при получении подарочных, лояльных и бонусных карт. Кроме того, широко используются короткие номера, по которым клиенты звонят или отправляют сообщения, чтобы получать новости о скидках, рекламных акциях, предстоящих событиях, а также искать ответы на вопросы и многое другое. Современная тенденция показывает, что мобильные онлайн-заказы уже превосходят заказы с настольных компьютеров. В западных магазинах электронной коммерции наблюдается рост интеграции баз данных продуктов и рекламы с помощью передовых агрегаторов, таких как рыночные платформы, которые создают новый тип розничной платформы и устанавливают новый метод потребления.12. Инновационный маркетинг. Одним из направлений современного маркетинга является инновационный маркетинг. Роль маркетинга в инновационном развитии предприятия заключается в осуществлении инновационной деятельности таким образом, чтобы организация обмена и коммуникаций между потребителями инноваций и предприятиями способствовала эффективному выравниванию спроса и предложения на инновационную продукцию, технологии, услуги. 5].Давайте рассмотрим следующие виды инновационного маркетинга.Маркетинг в области СМИСовременная эпоха требует постоянного совершенствования технологий маркетинга в социальных сетях, чтобы вовлекать членов сообщества в их характерное потребление посредством рекламных сообщений, а также разработки удобной платформы онлайн-продаж и услуг. Эти платформы должны быть направлены на персонализацию социальных сетей и продвижение в них концепции персонализированного маркетинга.Одним из перспективных (инновационных) направлений является нейромаркетинг, который открывает возможности для разработки потребностей потребителей и разработки технологий и инструментов влияния на формирование этих потребностей.Удовлетворение потребностей потребителей посредством маркетинга считается ключевым шагом в цепочке создания стоимости и, в конечном итоге, в формировании восприятия. Понимая биохимию эмоциональных реакций покупателей, продавцы могут эффективно влиять на все пять чувств человека, используя положительные стимулы, такие как запахи, музыка, цвет и размещение товаров. Контент-маркетинг служит важнейшим компонентом стратегического маркетинга, направленным на создание и распространение рекламной информации в нужный момент на выбранной онлайн-платформе для привлечения целевой аудитории.Внедрение интернет-маркетинга в чат-боты, которые будут знакомы с предпочтениями и потребностями абонентов и будут информировать их о последних тенденциях, где пообедать, где приобрести желаемый продукт и куда поехать для отдыха. Чат-боты могут использовать искусственный интеллект, глубокое обучение и данные, полученные из доступа в Интернет, чтобы понимать поведение потребителей и влиять на них.Тактильный маркетинг – форма современного маркетинга, направленная на воздействие на эмоции и эмоциональное состояние покупателей с целью увеличения продаж. Как свидетельствуетКонцепция сенсорного маркетинга в Википедии предполагает использование технологии принятия потребительских решений, основанной на эмоциональной привлекательности предложения и восприятии покупки. Сюда входят такие стратегии, как методы арома-маркетинга – ароматический брендинг, ароматизация окружающей среды, ароматизация продукта; а также приемы тактильного маркетинга – фактурирование и тиснение упаковки и мелкотиражная печать, корпоративная рекламная продукция, создание и поддержание температурного режима в розничных магазинах или офисах, контроль влажности и другие факторы. Включив все элементы сенсорного маркетинга или используя только некоторые, можно установить сильную эмоциональную связь с потребителем, что приведет к общему успеху бренда.Вирусный маркетинг предполагает передачу информации о продукте, бренде или компании от человека к человеку в ходе личного общения между ними, при этом компания не имеет прямого контроля над содержанием этой информации или процессом ее передачи.Событийный маркетинг вносит значительный вклад в узнаваемость бренда. В зависимости от типа маркетинговой среды существует множество различных форматов событийного маркетинга. Некоторые из них включают конференции, форумы, семинары, открытия, презентации, выставки, праздники, корпоративные и кадровые мероприятия, фестивали и церемонии награждения.Инновационный метод маркетинга, известный как латеральный маркетинг, предполагает разработку новых продуктов и идей за пределами конкретного рынка. Эта технология вращается вокруг установления связи между двумя разными концепциями посредством бокового сдвига качества и введения провокационной идеи. Результатом латерального маркетинга является создание нового рынка, ведущего к увеличению прибыльности.Мерчандайзинг как современная маркетинговая стратегия в торговых помещениях фокусируется на управлении потоком покупателей в магазине и эффективной организации размещения товаров. Правильно организованная демонстрация продуктов помогает позиционировать бренды, способствовать дифференциации продуктов и в конечном итоге влиять на решения о покупке.Маркетинг, управляемый данными. В ее основе лежит создание и поддержание базы данных, содержащей исчерпывающую информацию о каждом потребителе, в частности, о его покупательском поведении в течение относительно длительного периода. Эта информация включает, помимо прочего, подробную информацию о том, какие продукты были приобретены отдельным потребителем, в каких сочетаниях, по каким ценам, в каких магазинах и в каких рекламных мероприятиях он участвовал. Содержимое базы данных позволяет компаниям отслеживать поведение каждого отдельного покупателя с течением времени, поддерживая непрерывный диалог с потребителем.Маркетинговые стратегии в сфере IoT – Интернета вещей – вращаются вокруг взаимосвязанной сети физических и виртуальных объектов, исключающей необходимость вмешательства человека в определенные действия и операции. Вместо того, чтобы люди диктовали конкретные программы для достижения целей, Интернет вещей представляет собой систему, в которой цели устанавливаются отдельными людьми, а сама технология анализирует данные и предугадывает человеческие желания. По сути, IoT направлен на расширение количества устройств, взаимодействующих не только с пользователями, но и друг с другом.Специализируется на современных тенденциях маркетинга. Теория маркетинга быстро развивается в своих отраслевых направлениях и технологиях создания рынка. Рынок Всемирной паутины развивается со своими уникальными особенностями, продавцами и покупателями, технологиями и состоянием интернет-маркетинга. Интернет-маркетинг имеет многообещающие перспективы роста в ближайшем будущем. Свидетельством этого является рост предприятий, предлагающих услуги и товары в Интернете и продвигающих себя в нем. Технология визуализации интернет-рассылок развивается.Современный маркетинг теперь ориентирован не только на контекст, но и на форму его подачи, поскольку современные пользователи Интернета уделяют первоочередное внимание визуальному представлению сообщений. Следовательно, видеоконтент станет основным инструментом интернет-маркетологов.Сетевой маркетинг с технологией персонализированной рекламы призван улучшить политику распространения. Сетевой маркетинг — концепция реализации товаров и услуг, основанная на создании сети независимых дистрибьюторов (торговых агентов), каждый из которых помимо продажи продукции также имеет право привлекать себе подобных партнеров.Стремление удовлетворить растущие потребности населения в улучшении качества жизни заставило региональных и/или местных лидеров обратить внимание на новое направление – территориальный маркетинг. Публикация концепций территориального маркетинга как вида социального требует разработки маркетинговых концепций и инструментов, обеспечивающих создание и поддержание престижа территории в целом. Развитие этого современного направления маркетинга связано с интересами территории и ее внутренних субъектов, а также тех внешних субъектов, вниманием которых интересует данная территория. Основное внимание в этом направлении уделяется имиджевому маркетингу территории.Сфера финансового маркетинга проложила путь к новым направлениям современного маркетинга в банковском, инвестиционном и ипотечном секторах.Рекламный маркетинг продолжает развиваться в области технологий позиционирования продвигаемой продукции. Основное внимание уделяется созданию творческих представлений и измерению эффективности цифровой рекламы, чтобы обеспечить ее желаемую прибыльность в торговом маркетинге. Современный маркетолог должен не только обеспечивать конкурентоспособность бренда, но и вести все расчеты затрат, прогнозировать действие своих инструментов и предугадывать ожидаемый эффект.Важнейшим фактором формирования направлений развития современного маркетинга является сервис. В настоящее время в развитых странах занятость в сфере услуг превышает занятость в секторе промышленного производства, а общество будущего рассматривается как ориентированное на услуги или экономику услуг. Кроме того, уровень обслуживания играет жизненно важную роль в обеспечении конкурентоспособности любой организации. Таким образом, развитие сферы услуг становится многообещающим направлением современного маркетинга услуг. Управленческая деятельность организации выявила потребность в кадровом маркетинге.Лозунг «талант – главное» остается актуальным и по сей день. Современный HR-маркетинг использует концепцию обеспечения организаций конкурентоспособными на рынке человеческими ресурсами для решения организационных задач. Направление разработки продукции определило концепцию промышленного маркетинга. Промышленный маркетинг – это деятельность в сфере материального производства, направленная на удовлетворение потребностей предприятия в материалах, сырье, комплектующих изделиях, а также повышение эффективности производства и продаж путем исследования и удовлетворения спроса на производственные услуги и продукцию.Сельскохозяйственный маркетинг. Агромаркетинг – это комплекс мероприятий, направленных на исследование динамики спроса и предложения, производственных возможностей сельскохозяйственных предприятий и эффективности производства, с упором на ориентацию на потребителя и оптимизацию ресурсов.ЗаключениеМаркетинг подобен хамелеону, постоянно меняющемуся и развивающемуся. Его можно определить по-разному, но по своей сути маркетинг охватывает деятельность, системы и процессы, связанные с созданием, продвижением, распространением и обменом предложениями, которые приносят пользу потребителям, клиентам, партнерам и обществу в целом.Как концепция управления, маркетинг воплощает в себе философию принятия решений, направленную на обеспечение долгосрочного успеха на рынке. Это способствует созданию уникальной организационной культуры с общими нормами и ценностями, которые ставят потребителя в центр организации.Маркетинг как научная дисциплина развивался чуть более столетия. За этот период взгляды на маркетинг существенно изменились, а его содержание существенно расширилось. В современном маркетинге сосуществуют и дополняют друг друга несколько основных теоретических подходов: классический (транзакционный) маркетинг, маркетинг отношений и ценностно-ориентированный маркетинг.К управлению бизнесом можно подойти с точки зрения пяти классических подходов к управлению. Концепция совершенствования производства предполагает производство больших объемов стандартных товаров по низким ценам.Основным направлением концепции совершенствования продукции является обеспечение качества и расширение ассортимента предлагаемой продукции. Концепция продаж основана на усилении коммерческой деятельности и использовании инструментов стимулирования продаж. Концепция маркетинга постулирует, что компания должна четко понимать текущие и будущие потребности клиентов и обеспечивать желаемое удовлетворение. Концепция социально-этического маркетинга рассматривает потребителей не только как непосредственных клиентов компании, но и всех заинтересованных сторон и общества в целом.Маркетинг расширяет свои границы и роль в компании. В условиях современного бизнеса маркетинг превращается в системного интегратора, облегчающего связь между фирмой и ее внешней средой.Широкий спектр видов маркетинга указывает на широкие возможности его применения в маркетинге. Постоянно появляются новые имена для маркетинга. Однако, несмотря на такое многообразие, есть кое-что общее, что характеризует маркетинг как деятельность – это ориентация на работу с потребителями, стремление лучше удовлетворять потребности клиентов, чем это делают конкуренты.Список литературы1. О рекламе [Текст]: федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – № 12. – Ст. 1232.2. Алексунин В.А. Маркетинг [Текст]: учебник / В.А. Алексунин. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2022. – 614 с.3. Багиев Г. Л. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, общ. ред. Г. Л. Багиев . - 3-е изд., перераб. и доп . - СПб. [и др.] : Питер , 2021. - 573 с.4. Винслав Ю. Б. Маркетинг в системе управления интегрированными корпоративными структурами [Статья] / Ю. Б. Винслав // Российский экономический журнал. - 2022. - №2. - С. 58-68.5. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности [Электронный ресурс] : практическое пособие / М.А. Измайлова. - Психология рекламной деятельности ; 2016-12-31. - Москва : Дашков и К, 2021. - 236 c.6. Колясников К. Продвинуться на рынке. Как? : [о продвижении продукции пищекомбината «ООО «Главкооп» из Великого Новгорода ] [Статья] / К. Колясников // Российская кооперация. - 2022. - 4 мая (№ 17). - С. 3.7. Корякин И. И. Рекламная деятельность как объект административно-правового регулирования [Статья] / И.И. Корякин // Административное право и процесс. - 2020. - № 8. - С. 18-20.8. Котляров И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами [Статья] / И. Д. Котляров / / Практический маркетинг. - 2021. - №4. - С. 15-19.9. Мазилкина Е.И. Условия успешного продвижения товара [Текст] : практ. пособие / Е. И. Мазилкина. - Москва : Дашков и К, 2022. - 170 с.10. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов по специальностям «Маркетинг» и «Менеджмент» / А. Н. Романов, [и др.], ред. А. Н. Романов . - М.: ЮНИТИ , 2022. - 558 с.11. Масляева М. Директ-маркетинг: просто, но эффективно [Статья] / М. Масляева // Экономика и жизнь. - 25/ 5/2020. - №19. - С. 19.12. Музыкант В. Л. Реклама [Текст]: учебное пособие / В. Л. Музыкант. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2021. - 198 с.13. Неелова Н. Энциклопедия поискового продвижения Ingate [Электронный ресурс] : практическое руководство / Н. Неелова. - Энциклопедия поискового продвижения Ingate. - Санкт-Петербург : Альпина Паблишер, Питер, 2022. - 520 c.14. Панкратов Ф.Г. Основы рекламы [Электронный ресурс] : учебник / Ф.Г. Панкратов ; Ю.К. Баженов ; В.Г. Шахурин. - Основы рекламы ; 2020-12-31. - Москва : Дашков и К, 2020. - 538 c.15. Панкрухин А. П. Антикризисный стратегический маркетинг [Статья] / А. П. Панкрухин // Практический маркетинг. - 2021. - №6. - С. 4-10.16. Поляков В. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Поляков, А. А. Романов ; Моск. гос. ун-т экон., стат. и информ. - М. : Юрайт, 2022. - 502 с.

1. О рекламе [Текст]: федеральный закон от 13.03.2006 г. № 38-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2021. – № 12. – Ст. 1232.
2. Алексунин В.А. Маркетинг [Текст]: учебник / В.А. Алексунин. – М.: Издательский дом «Дашков и К», 2022. – 614 с.
3. Багиев Г. Л. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов / Г. Л. Багиев, В. М. Тарасевич, общ. ред. Г. Л. Багиев . - 3-е изд., перераб. и доп . - СПб. [и др.] : Питер , 2021. - 573 с.
4. Винслав Ю. Б. Маркетинг в системе управления интегрированными корпоративными структурами [Статья] / Ю. Б. Винслав // Российский экономический журнал. - 2022. - №2. - С. 58-68.
5. Измайлова М.А. Психология рекламной деятельности [Электронный ресурс] : практическое пособие / М.А. Измайлова. - Психология рекламной деятельности ; 2016-12-31. - Москва : Дашков и К, 2021. - 236 c.
6. Колясников К. Продвинуться на рынке. Как? : [о продвижении продукции пищекомбината «ООО «Главкооп» из Великого Новгорода ] [Статья] / К. Колясников // Российская кооперация. - 2022. - 4 мая (№ 17). - С. 3.
7. Корякин И. И. Рекламная деятельность как объект административно-правового регулирования [Статья] / И.И. Корякин // Административное право и процесс. - 2020. - № 8. - С. 18-20.
8. Котляров И. Д. Маркетинг конкурентов и связи с конкурентами [Статья] / И. Д. Котляров / / Практический маркетинг. - 2021. - №4. - С. 15-19.
9. Мазилкина Е.И. Условия успешного продвижения товара [Текст] : практ. пособие / Е. И. Мазилкина. - Москва : Дашков и К, 2022. - 170 с.
10. Маркетинг [Текст]: учебник для вузов по специальностям «Маркетинг» и «Менеджмент» / А. Н. Романов, [и др.], ред. А. Н. Романов . - М.: ЮНИТИ , 2022. - 558 с.
11. Масляева М. Директ-маркетинг: просто, но эффективно [Статья] / М. Масляева // Экономика и жизнь. - 25/ 5/2020. - №19. - С. 19.
12. Музыкант В. Л. Реклама [Текст]: учебное пособие / В. Л. Музыкант. - М. : РИОР : ИНФРА-М, 2021. - 198 с.
13. Неелова Н. Энциклопедия поискового продвижения Ingate [Электронный ресурс] : практическое руководство / Н. Неелова. - Энциклопедия поискового продвижения Ingate. - Санкт-Петербург : Альпина Паблишер, Питер, 2022. - 520 c.
14. Панкратов Ф.Г. Основы рекламы [Электронный ресурс] : учебник / Ф.Г. Панкратов ; Ю.К. Баженов ; В.Г. Шахурин. - Основы рекламы ; 2020-12-31. - Москва : Дашков и К, 2020. - 538 c.
15. Панкрухин А. П. Антикризисный стратегический маркетинг [Статья] / А. П. Панкрухин // Практический маркетинг. - 2021. - №6. - С. 4-10.
16. Поляков В. А. Разработка и технологии производства рекламного продукта [Текст]: учебник и практикум для академического бакалавриата / В. А. Поляков, А. А. Романов ; Моск. гос. ун-т экон., стат. и информ. - М. : Юрайт, 2022. - 502 с.