«Формирование эмоционального интеллекта у обучающихся 5 класса на уроках литературы».

Заказать уникальную дипломную работу
Тип работы: Дипломная работа
Предмет: Педагогика
  • 41 41 страница
  • 33 + 33 источника
  • Добавлена 21.05.2024
4 785 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

Введение 3
Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 5
1.1. Сущность понятия «эмоциональный интеллект» в отечественной и зарубежной литературе 5
1.2. Особенности эмоционального интеллекта обучающихся 5 класса 12
1.3. Опыт формирования эмоционального интеллекта у обучающихся 5 класса на уроках литературы 16
Вывод по первой главе 18
Глава 2. ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА У ОБУЧАЮЩИХСЯ 5 КЛАССА НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ 20
2.1. Анализ уровня развития эмоционального интеллекта у обучающихся 5 класса 20
2.2. Методы, средства и приемы формирования эмоционального интеллекта у обучающихся 5 класса на уроках литературы 24
2.3. Методическая разработка уроков литературы, направленных на формирование эмоционального интеллекта у обучающихся 5 класса 28
Вывод по второй главе 36
Заключение 37
Список использованных источников 38
Фрагмент для ознакомления

Определяют самоготовность к уроку.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.Создает настрой на урок, готовит детей в формулировке цели урока.Сегодня мы проведем междисциплинарный урок. Мы будет изучать произведения и одновременно рисовать. Подводит детей к формулированию цели и задачи урока.Перед вами портрет. Кто на нем изображен?Верно. Это А.С. Пушкин.Мы с вами сегодня знакомимся с двумя прекрасными произведениями поэта. Вы знакомились с ними в начальной школе. Посмотрите на изображения.Сможете угадать, какие это произведения?Верно! Это стихотворение «Зимнее утро», написанное в 1829 году и «Зимний вечер», написанное в 1825 году. Итак, какова будет тема и цель нашего урока?Хорошо! Запишите тему и цель в тетрадь. Слушают педагога, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, его цель, записывают их в тетрадь.3. Актуализация знаний.Предлагает детям ознакомится с краткой биографией А.С. Пушкина.Давайте прослушаем небольшой доклад (доклад задается одному из обучающихся заранее).Предлагает детям выделить условия, в которых писались стихотворения, которые будут анализироваться на уроке.Хорошо!А теперь ответьте на вопрос, где был А.С. Пушкин в 1825 и 1829 году, что влияло на его творчество?Молодцы! Верно, в 1825 году А.С. Пушкин был вынужден жить в своем имении вс. Михайловском, где единственной его собеседницей была его няня.В 1828 году поэт знакомится с Натальей Гончаровой, любовь к которой пронизывает его, создавая основу для творчества.Слушают доклад, отвечают на вопросы педагога.4. Первичное усвоение новых знаний.Знакомит детей со стихотворениями.Итак, стихотворение «Зимний вечер». Давайте прочтем его. Пока кто-то читаете стихотворение, я предлагают Вам поиграть начать рисовать.Это может быть абстрактный рисунок, который отражает Ваши эмоции по поводу услышанного произведения.С приемами абстрактного рисовая Вас познакомит педагог по изобразительному искусству.Предлагает детям провести анализ стихотворения «Зимний вечер». Итак, стихотворение «Зимний вечер» написано в 1825 году в период ссылки поэта в с. Михайловское. Какова основная тема стихотворения?Верно. Это зимняя непогода и теплый дом, теплое общение со старым другом.На какие части можно разделить это стихотворение по смыслу?Да, их две. Первая часть посвящена описанию бури, вторая общению с няней.Давайте вспомним что такое матафоры. Верно, это слово, либо выражение, которое употребляется в переносном смысле. Какие метафоры Вы видите в стихотворении? Хорошо, это такие метафоры как «Подружка бедной юности моей» и «сердцу будет веселей».А что такое эпитет? Верно, это художественный прием, в котором подчеркивается признак какого-либо предмета, образное определение, выразительное описание. Найдите эпитеты в тексте. Прекрасно! Можно привести в пример такие эпитеты как «кровля обветшалая», «добрая подружка».Предлагает детям провести анализ стихотворения «Зимнее утро». Замечательно! А мы продолжаем. Берем следующий лист бумаги и слушаем следующее стихотворение – «Зимнее утро».Можете приступать к рисованию.Данное стихотворение было написано в 1829 году, когда А.С. Пушкин покинул ссылку и познакомился с Натальей Гончаровой.Какова тема стихотворения?Верно, оно о красоте русской природы утром в зимний день.Как вы можете охарактеризовать композицию данного произведения?Хорошо. В первой части произведения поэт восхищается утром, его красотой. Вторая часть построена на сравнении вчерашнего ненастья и сегодняшней красоты. Третья часть возвращает нас в теплый дом с печкой, где можно отдохнуть и насладиться этой красотой. Последняя часть предлагает нам совершить прогулку, полюбоваться природой.Какие эпитеты поэт применяет в произведении?Прекрасно! Он говорит о «дне чудесном», «друге прелестном», «голубых небесах», «великолепных коврах» и т.д. Слушают стихотворение, делают зарисовку, отвечают на вопросы педагога.5. Первичная проверка понимания.Предлагает детям обозначить свои эмоции от прочтения стихотворений.У вас на столах есть две таблицы. Это карта эмоций. В одной карте Вы заполняете эмоции, которые испытывал поэт, в другой – испытываете Вы при прочтении произведения.Зимний вечерЗимнее утроПоложительныеНегативныеНейтральныеНо сначала давайте подумаем, какие бывают положительные, негативные и нейтральные эмоции.Верно! К позитивным эмоциям мы отнесем радость, восторг, уважение, любовь, нежность, благодарность, доверие и т.д.К негативным эмоциям мы отнесем горе, тревогу, гнев, страх, отвращение, раскаяние, ужас и т.д.Среди нейтральных эмоций можно выделить любопытство, созерцание и т.д.Заполним таблицы и попробуем сравнить свои эмоции и эмоции поэта,Заполняют таблицы, отвечают на вопросы педагога.6. Первичное закрепление.Предлагает детям проанализировать те эмоции, которые они передали через рисунок.Давайте посмотрим, что у вас получилось нарисовать. Итак, выходим к доске и рассказываем почему был выбран такой прием, почему выбирались такие краски и какие эмоции они отражают.Записывают домашнее задание.7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.Сообщает домашнее задание.Дома в тетради проведите анализ обоих стихотворений.8. Рефлексия (подведение итогов занятия).Предлагает детям оценить свою работу на уроке. Поднимите руки те, кто все понял, у кого нет вопросов, считает, что он хорошо поработал.Поднимите руки те, кому требуется дополнительная информация.Проводят самооценку, рефлексию.Методическая разработка урока литературы на тему «Пословицы и поговорки»Класс: 5.Предмет: литература.Тип урока: урок усвоения новых знаний.Планируемый результат обучения, формирование УУД:Предметные: обучающиеся:– познакомятся с пословицами и поговорками; – научатся употреблять пословицы и поговорки в своей речи; – закрепят навыки анализа стихотворения; – научатся объяснять пословицы и поговорки.Личностные:повышение восприимчивости обучающихся к различным жанрам литературы, формирования у обучающихся гордости за свою страну, ее культуру, воспитание интереса к устному народному творчеству.Метапредметные:Познавательные УУД: обучающиеся будут выявлять и характеризовать наиболее значимые признаки фольклора, отличать пословицы и поговорки.Коммуникативные УУД: обучающиеся будут формировать и формулировать свои суждения, выражать эмоции, которые у них возникают при использовании пословиц и поговорок, распознавать невербальные и вербальные эмоции, понимать свои эмоции и эмоции других людей.Регулятивные УУД: обучающиеся будут регулировать свои эмоции.Ресурсы:– учебник;– иллюстрации кпословицами и поговоркам, которые генерируются нейросетью;– цветок эмоций – «ромашка» диметром 1 м с отрывными «лепестками».Ход урока:Этапы урокаСодержание учебного материала.Деятельность учителяДеятельностьобучающихся1. Организационный этап.Проверяет готовность обучающихся к уроку. Дает общую установку на урок. Приветствует обучающихся. Фиксирует отсутствующих. Сообщают о готовности к уроку (наличие учебника, пишущих принадлежностей). Определяют самоготовность к уроку.2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.Создает настрой на урок, готовит детей в формулировке цели урока.Отгадайте загадку:«Вам выражения знакомы:Про первый блин, что вечно комом,Про сор, что из избы несут.Как их в народе все зовут?»Как Вы думаете, о чем идет речь? Верно! Наш с Вами язык является одним из самых красивых, сложных, многообразных во всем мире. Красоту ему придают различные жанры, например, пословицы и поговорки. Сегодня наш урок будет посвящен им.Давайте сформулируем цель урока и запишем ее в тетрадь.Слушают педагога, отвечают на вопросы, формулируют тему урока, его цель, записывают их в тетрадь.3. Актуализация знаний.Предлагает детям изучить определения пословиц и поговорок.Давайте найдем в учебнике (часть 1, с. 20 и 21) определения пословиц и поговорок. Прочитайте вслух. В чем Вы видите различия?Запишем в тетради определение пословиц и поговорок. Составим таблицу.ПословицаПоговорка Цельное выражение со смысломФраза, либо словосочетание.Содержит нравоучение, примету, предостережениеЯвляется цельной, может заменяться другими словами.Молодцы!О чем говорит народ в пословицах и поговорках? Верно! Как пословицы, так и поговорки выражают жизненные ситуации, которые подмечены народом.Отвечают на вопросы, составляют таблицу, записывают определения.4. Первичное усвоение новых знаний.Предлагает детям подобрать к отдельным эмоциям пословицы, поговорки.На доске Вы видите ромашку эмоций. На ее лепестках разные эмоции. Подходим по одному, переворачивает любой лепесток и вспоминаем пословицу или поговорку про эту эмоцию. Выполняют задание.5. Первичная проверка понимания.Предлагает различить пословицы, поговорки по изображениям, сгенерированным нейросетью.Посмотрите на изображения на доске и угадайте пословицы и поговорки.Ложка дегтя в бочке меда. Куй железо пока горячо. Гусь свинье – не товарищ.В тихом омуте черти водятся.Перкрасно!Выполняют задание.6. Первичное закрепление.Предлагает детям собрать пословицы.На доске Вы видите рассыпавшиеся пословицы. Их нужно собрать.Слов не воробейКоротко сказаноКаждому словуНе бросайНе тот умен, кто много говоритИз одних словЛишнее говорить –только делу вредить.да много высказано.а тот, кто попусту слов не тратит.свое место.вылетит – не поймаешь.шубы не сошьешь.слов на ветер.Выполняют задание.7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.Сообщает домашнее задание.Дома подберите по три пословицы и поговорки к пяти любым эмоциям и зарисуйте три самые любимые из них.Записывают домашнее задание.8. Рефлексия (подведение итогов занятия).Предлагает детям оценить свою работу на уроке. Поднимите руки те, кто все понял, у кого нет вопросов, считает, что он хорошо поработал.Поднимите руки те, кому требуется дополнительная информация.Проводят самооценку, рефлексию.В представленных уроках мы применили несколько методов и приемов, использовали большое число средств формирования эмоционального интеллекта обучающихся на уроках литературы.Вывод по второй главеТаким образом, уровень развития эмоционального интеллекта у подростков, обучающихся в 5 классе был преимущественно средним. Мы разработали уроки на тему «А.С. Пушкин как мастер пейзажной лирики», «Пословицы и поговорки», в рамках которых применили несколько методов и приемов, использовали большое число средств формирования эмоционального интеллекта обучающихся на уроках литературы.ЗаключениеМы можем говорить об эмоциональном интеллекте как о способности личности узнавать, применять эмоции, намерения, а также способность личности управлять своими эмоциями и эмоциями других людей. Благодаря эмоциям человек получает информацию по невербальным каналам связи, без чего невозможно успешное функционирование в обществе, поскольку восприятие эмоций позволяет получить больше информации о собеседнике, принимать более взвешенные решения при взаимодействии с ним.Подростковый возраст является одним из важнейших для развития человека. Подростковый возраст отличается рядом особенностей, среди которых не только развитие важнейших психических функций, но и психологические новообразования, которые ведут к ряду сложностей в поведении подростка, его взаимодействии с другими членами общества, членами семьи. Это таких негативных реакций как реакция эмансипации, «отрицательной имитации», группирования, увлечения (хобби-реакция), реакции, связанные с формированием сексуального влечения. В процессе практического исследования было выявлено, что уровень развития эмоционального интеллекта у подростков, обучающихся в 5 классе был преимущественно средним. Мы разработали уроки на тему «А.С. Пушкин как мастер пейзажной лирики», «Пословицы и поговорки», в рамках которых применили несколько методов и приемов, использовали большое число средств формирования эмоционального интеллекта обучающихся на уроках литературыСписок использованных источниковБережковскаяЕ.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. – М.: Юрайт. – 2022. – 356 с.БруннерЕ.Ю. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект-картирования / Е.Ю. Бруннер, В.И. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 47-2. – С. 256-262.ДиановаН.Ф. Влияние эмоций на деятельность человека. Степень активации эмоций / Н.Ф. Дианова, В.В. Ващенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 12-1. – С. 40-44.ДубскаяА.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков / А.С. Дубская // Международный научный студенческий журнал. – 2021. – № 13. – С. 137-141.ДьячукА.А. Особенности эмоционального интеллекта подростков с различным социометрическим статусом / А.А. Дьячук, И.В. Петрулувич // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2019. – № 4 (50). – С. 154-162.Ефремова Н.С. Основа общей психологии: учебник / Н.С. Ефремова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. – 2013. – 288 с.Журавлева М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга / М.О. Журавлева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 3. – С. 73-82.Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия. – 2004. – 283 с.Каримов Н.М. Человеческий интеллект / Н.М. Каримов // Ученый XXI века. – 2022. – № 9 (90). – С. 27-32.Клыпа О.В. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков / О.В. Клыпа, П.А. Стежко // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 297-301.Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект / А.Т. Ларина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 175-278.ЛеонюкН.А. Особенности эмоционального интеллекта и музыкальных предпочтений старших подростков / Н.А. Леонюк // Вестник ГГУ. – 2017. – № 2. – С. 128-136.Лукина В.А. Эмоциональный интеллект на уроках литературы и внеклассных занятий, или зорко лишь одно сердце / В.А. Лукина, Н.О. Ахматова // Русский язык и литература в школах Кыргызстана, 2019. – № 3. – С. 21-24.Люсина Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсина // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22МаклаковА.Г. Общая психология: учебник для вузов / А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер. – 2016. – 583 с.МухарлямоваГ.Н. Формирование эмоционального интеллекта у обучающихся средствами художественной литературы (на примере обучения родной (татарской) литературы) / Г.Н. Мухарлямова, Д.М. Абдуллина // Казанская наука, 2023. – № 9. – С. 58-60.Мухин В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1 / В.С. Мухин. – 18-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. – 2022. – 674 с.Никаноров В.М. Интеллект: подходы к классификации / В.М. Никаноров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 360-362.НиколоваТ.Э. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с девиантным и недевиантным поведением / Т.Э. Николова // Гуманитарный трактат. – 2021. – № 112. – С. 13-16.Ощепкова Е.С. Речь и эмоции: онтогенетический подход / Е.С. Ощепкова, Д.А. Бухаленкова, Н.А. Картушина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – № 10. – С. 365-366.Петренко С.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков, занимающихся спортом / С.С. Петренко // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2016. – С. 131-135.ПономереваЕ.Ю. Сущностная характеристика природы эмоционального интеллекта / Е.Ю. Пономарева // Гуманитарные науки. – 2019. – № 3 (47). – С. 102-106.Пятницкая П.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков в зависимости от пола / П.В. Пятницкая // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. 1. – 2023. – С. 170-175.РодьковаЮ.А. Понятие эмоции человека и их функции как составляющие современного образования / Ю.А. Родькова, И.С. Кобозева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5 (84). – С. 79-81.Семенова Н.И. Художественная литература как инструмент развития эмоционального интеллекта школьников / Н.И. Семенова, Н.П. Дунчик // Экстернат. РФ, 2024. – № 1 (19). – С. 20-30.СитаровВ.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта / В.А. Ситаров, А.О. Пашкова // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 7. – С. 315-318.Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. – М.: Смысл. – 2008. – 319 .Тихонова С.В. Значение эмоций в жизни человека / С.В. Тихонова // Вестник магистратуры. – 2019. – № 3-2 (90). – С. 91-92.Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант. – 2013. – 800 с.ХаертдиноваР.М. Художественная литература как средства развития эмоционального интеллекта у дошкольников / Р.М. Хаертдинова, Л.В. Рахматудллина // Проблемы современного педагогического образования, 2023. – № 81-3. – С. 313-315.Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп / И.В. Шаповаленко. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 457 с.Шинкарева О.В. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений / О.В. Шинкарева, Е.А. Майорова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 263-265.Юрьева О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности / О.В. Юрьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Соуциально-экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 55-65.

Список использованных источников
1. Бережковская Е.Л. Психология развития и возрастная психология: учебник для вузов: учебник для студентов высших учебных заведений / Е.Л. Бережковская. – М.: Юрайт. – 2022. – 356 с.
2. Бруннер Е.Ю. К вопросу определения дефиниции «эмоциональный интеллект» с применением технологии интеллект-картирования / Е.Ю. Бруннер, В.И. Иванова // Проблемы современного педагогического образования. – 2015. – № 47-2. – С. 256-262.
3. Дианова Н.Ф. Влияние эмоций на деятельность человека. Степень активации эмоций / Н.Ф. Дианова, В.В. Ващенко // Международный журнал гуманитарных и естественных наук. – 2021. – № 12-1. – С. 40-44.
4. Дубская А.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков / А.С. Дубская // Международный научный студенческий журнал. – 2021. – № 13. – С. 137-141.
5. Дьячук А.А. Особенности эмоционального интеллекта подростков с различным социометрическим статусом / А.А. Дьячук, И.В. Петрулувич // Вестник Красноярского государственного педагогического университета им. В.П. Астафьева. – 2019. – № 4 (50). – С. 154-162.
6. Ефремова Н.С. Основа общей психологии: учебник / Н.С. Ефремова. – М.: ИД «ФОРУМ»: ИНФРА-М. – 2013. – 288 с.
7. Журавлева М.О. Развитие эмоционального интеллекта у будущих психологов: программа и результаты тренинга / М.О. Журавлева // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология. – 2013. – № 3. – С. 73-82.
8. Изотова Е.И. Эмоциональная сфера ребенка. Теория и практика: учебное пособие для студентов вузов / Е.И. Изотова, Е.В. Никифорова. – М.: Академия. – 2004. – 283 с.
9. Каримов Н.М. Человеческий интеллект / Н.М. Каримов // Ученый XXI века. – 2022. – № 9 (90). – С. 27-32.
10. Клыпа О.В. Анализ проблемы эмоционального интеллекта современных подростков / О.В. Клыпа, П.А. Стежко // Проблемы современного педагогического образования. – 2019. – № 64-3. – С. 297-301.
11. Ларина А.Т. Эмоциональный интеллект / А.Т. Ларина // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2016. – Т. 5. – № 3 (16). – С. 175-278.
12. Леонюк Н.А. Особенности эмоционального интеллекта и музыкальных предпочтений старших подростков / Н.А. Леонюк // Вестник ГГУ. – 2017. – № 2. – С. 128-136.
13. Лукина В.А. Эмоциональный интеллект на уроках литературы и внеклассных занятий, или зорко лишь одно сердце / В.А. Лукина, Н.О. Ахматова // Русский язык и литература в школах Кыргызстана, 2019. – № 3. – С. 21-24.
14. Люсина Д.В. Новая методика для измерения эмоционального интеллекта: опросник ЭмИн / Д.В. Люсина // Психологическая диагностика. – 2006. – № 4. – С. 3-22
15. Маклаков А.Г. Общая психология: учебник для вузов /
А.Г. Маклаков. – СПб.: Питер. – 2016. – 583 с.
16. Мухарлямова Г.Н. Формирование эмоционального интеллекта у обучающихся средствами художественной литературы (на примере обучения родной (татарской) литературы) / Г.Н. Мухарлямова, Д.М. Абдуллина // Казанская наука, 2023. – № 9. – С. 58-60.
17. Мухин В.С. Возрастная психология: феноменология развития и бытия личности: учебник для студентов высших учебных заведений: в 2 т. Т. 1 / В.С. Мухин. – 18-е изд., перераб. и доп. – М.: Наука. – 2022. – 674 с.
18. Никаноров В.М. Интеллект: подходы к классификации / В.М. Никаноров // Азимут научных исследований: педагогика и психология. – 2020. – Т. 9. – № 4 (33). – С. 360-362.
19. Николова Т.Э. Особенности эмоционального интеллекта у подростков с девиантным и недевиантным поведением / Т.Э. Николова // Гуманитарный трактат. – 2021. – № 112. – С. 13-16.
20. Ощепкова Е.С. Речь и эмоции: онтогенетический подход / Е.С. Ощепкова, Д.А. Бухаленкова, Н.А. Картушина // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего возраста». – 2020. – № 10. – С. 365-366.
21. Петренко С.С. Особенности эмоционального интеллекта подростков, занимающихся спортом / С.С. Петренко // Актуальные подходы и направления научных исследований XXI века. Материалы Международной (заочной) научно-практической конференции. – 2016. – С. 131-135.
22. Пономерева Е.Ю. Сущностная характеристика природы эмоционального интеллекта / Е.Ю. Пономарева // Гуманитарные науки. – 2019. – № 3 (47). – С. 102-106.
23. Пятницкая П.В. Особенности эмоционального интеллекта подростков в зависимости от пола / П.В. Пятницкая // Социокультурные проблемы современного человека. Материалы IX Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. Т. 1. – 2023. – С. 170-175.
24. Родькова Ю.А. Понятие эмоции человека и их функции как составляющие современного образования / Ю.А. Родькова, И.С. Кобозева // Мир науки, культуры, образования. – 2020. – № 5 (84). – С. 79-81.
25. Семенова Н.И. Художественная литература как инструмент развития эмоционального интеллекта школьников / Н.И. Семенова, Н.П. Дунчик // Экстернат. РФ, 2024. – № 1 (19). – С. 20-30.
26. Ситаров В.А. Сущностные признаки эмоционального интеллекта / В.А. Ситаров, А.О. Пашкова // Вестник Московского университета МВД России. – 2020. – № 7. – С. 315-318.
27. Солдатова Г.У. Психодиагностика толерантности личности / Г.У. Солдатова, Л.А. Шайгерова. – М.: Смысл. – 2008. – 319 .
28. Тихонова С.В. Значение эмоций в жизни человека / С.В. Тихонова // Вестник магистратуры. – 2019. – № 3-2 (90). – С. 91-92.
29. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка / Д.Н. Ушаков. – М.: Аделант. – 2013. – 800 с.
30. Хаертдинова Р.М. Художественная литература как средства развития эмоционального интеллекта у дошкольников / Р.М. Хаертдинова, Л.В. Рахматудллина // Проблемы современного педагогического образования, 2023. – № 81-3. – С. 313-315.
31. Шаповаленко И.В. Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для вузов. – 3-е изд., перераб. и доп / И.В. Шаповаленко. – М.: Издательство Юрайт. – 2023. – 457 с.
32. Шинкарева О.В. Оценка эмоционального интеллекта студентов высших учебных заведений / О.В. Шинкарева, Е.А. Майорова // Балтийский гуманитарный журнал. – 2018. – Т. 7. – № 4 (25). – С. 263-265.
33. Юрьева О.В. Эмоциональный интеллект и особенности самоактуализации личности / О.В. Юрьева // Вестник Пермского национального исследовательского политехнического университета. Соуциально-экономические науки. – 2019. – № 1. – С. 55-65.