Быт и традиции русского дворянства в XVIII - ХІХ ВВ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: История
  • 22 22 страницы
  • 13 + 13 источников
  • Добавлена 21.05.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
Оглавление
Введение 3
1. Повседневная жизнь дворян в России в 18-19 вв.
1.1. Дворянский быт и культура 5
1.2. Балы 10
2. Образование русских дворян 18-19 вв.
2.1. Образование и воспитание молодых дворян 14
2.2. Женское дворянское образование 16
Заключение 20
Список использованный источников 21
Фрагмент для ознакомления

В 1802 г. был открыт Пажеский корпус. В данном закрытом учреждении учились дети самых знатных дворянских фамилий. Из этого заведения выпускались студенты для будущей придворной и военной службы. Несмотря на то, что Пажеский корпус входил в единую систему военных учебных заведений, он сильно от них отличался. По условиям содержания и обучения он был похож на аристократические закрытые пансионы, которые в то время были популярны среди богатых дворян. Таким образом, в учебных заведениях, в которых учились дворянские дети, образование носило ярко выраженный сословный характер. Образование в этих заведениях было направлено на подготовку всесторонне развитого и образованного дворянства для государственной службы и общественной деятельности.Идеальный дворянин должен был быть – верным, храбрым, честным, щедрым, трудолюбивым, скромным, но уверенным в себе. Для этого детей с раннего детства знакомили с системой христианско-этических норм и традиций, которые определяли стиль поведения дворянина.Система дворянского образованияи воспитания во второй половине 18 – начале 19 вв. превратила русское дворянское сословие в одно из самых образованных и культурно развитых во всей Европе, для которого служение Отечеству стало не только обязанностью, но и правом.2.2. Женское дворянское образованиеВопрос о месте женщины в обществе тесно связан с ее образованием. Петровские реформы образования коснулись и женской половины населения. Традиционно образованность являлось мужской привилегией. Государственность и вся общественная жизнь строилась под мужчин – женщина, которая стремилась занять важное положение в культурной сфере от части примиряла на себя мужскую роль.Фактически 18-19 вв. это борьба женщины за то, что, получив место в культуре, она не потеряла свои права быть женщиной. Изначально государство стало инициатором просвещения женщин. Еще при Петре I, например, замужество получило связь с образованием. Петр I издал указ о том, что если неграмотные дворянские девушки не могли написать хотя бы свою фамилию, то они не могли венчаться. В 18 в. вопрос о грамотности стоял очень остро. Необходимость в женском образовании вызывала много споров и приводила к пересмотру всего быта и типа жизни. Однако, отношение к образованию самой женщины было неоднозначным. Например, известный писатель Андрей Болотов рассказывал о том, что у него была одна невеста, которая отказала ему в женитьбе, потому что он был образован и читал много книг, поэтому о нем пустили слух, что он – колдун. В то время появилась идея просвещения всех дворянских женщин. Для этого необходимо было создать систему женского обучения. На этом фоне встала проблема учебных заведений. Необходимо было создание учебных заведений для девушек. Появились частные пансионы и одновременно появилась государственная система образования. В итоге появился Смольный институт – женское учебное заведение. Учениц называли – смолянками. Смольный институт, располагавшийся в Воскресенском женском монастыре был создан как учебное заведение с обширной программой. Предполагалось, что смолянки будут обучаться минимум двум языкам – немецкому и французскому. В Институте изучали - физику, математику, астрономию, архитектуру, а также занимались танцами. В основном там учились дворянки, однако, при Институте было создано «Училище для малолетних девушек» недворянского происхождения, которые должны были стать учителями и воспитательницами. Данные заведения враждовали между собой.Учиться в Смольном было почетно, поэтому там училось много девушек из богатых и знатных семей. Также там учились не богатые, но со связями. Там можно было встретить дочерей героически погибших генералов, которые не оставили богатого приданого. Таких девушек зачисляли по особой царской милости. Также там встречались девушки из знатных, но обедневших семей, и девушки не знатные, но их отцы пользовались покровительством царского двора.Учились в Смольном 9 лет начиная с 5-6 летнего возраста. Маленькие девочки жили на протяжении 9 лет в Институте, почти не видя дома и родных. Девушек могли посещать только как правило родители, которые жили в Петербурге. Такая изоляция являлась частью продуманной системы, так как в основе обучения лежал принцип замкнутости – девушек осознанно отделяли от дома. Институт, таким образом, желал отгородить девушек от «испорченной» среды их родителей, вырастив из них «идеальных людей».В итоге данная идея была забыта. По факту, девочек изолировали от родителей потому, что из них делали придворные игрушки. Они стали обязательным атрибутом дворцовых балов. Императрица знала каждую ученицу, а позже Александр I и Николай I любили посещать подобные мероприятия. Однако,выпустившись из Института девушки переставали быть нужными. Но иногда из некоторых выпускниц делали фрейлин, а из других – светских невест. Однако, бывали случаи, когда выпускницы становились чиновницами,воспитательницами или учительницами в женских учебных заведениях.Обучение в Смольном было поверхностным, несмотря на изначальные планы. Это не касалось только языков – к ним требования были серьезными. Из остальных предметов, внимание уделялось только танцам и рукоделию. Остальные предметы изучались поверхностно. На физике показывали фокусы, на математике учили только азы. В эпоху А.С. Пушкина только литературу изучали немного лучше,когда профессорами в Смольном институте стали А. В. Никитенко, известный литератор и цензор, и П. А. Плетнев — друг Пушкина, которому поэт посвятил «Евгения Онегина».Смолянки относились к учебе сообразно положению их семьи в обществе. Бедные девушки учились намного прилежнее. Знатные же барышни стремились после окончания Института выйти удачно замуж, поэтому плохо учились. Главным событием Института был экзамен, который проводился публично в присутствие членов царской семьи и самого императора. В данном случае, девушки знали заранее все вопросы и учили ответы на них наизусть. ЗаключениеПовседневная жизнь и дворянский быт является ярким отражением культуры Российской империи 18-19 вв. В 18 в. было много достижений во всех культурных сферах. Дворянские усадьбы приобретают новый вид – они становятся больше, красивее и живописнее. Усадебная жизнь отличалась от городской – в ней все текло размеренно и спокойно. Там собирались знатные и богатые люди, а также устраивались балы. В это время дворяне могли выезжать в Европу, откуда они привозили новые модные веяния. В русской одежде появляются новые костюмы, аксессуары. Мужские костюмы приобретают парадный вид. Женские платья становятся короче, скромнее и намного уже.Внешность дворян менялась в течение 19 в. следуя модным течениям. Менялся полностью дворянский гардероб. Костюмы становились проще. Образование изначально получали мужчины, потому что во время и после правления Петра I для службы и продвижению по ней, дворянину оно было необходимо. В 18 в. начинается борьба женщин за свои права и положение в обществе. Появилась возможность получить начальное женское образование. Однако, некоторые женщины не хотели становиться образованными, поэтому их насильно отправляли учиться. Все меняется в начале 19 в. У женщин появляется интерес к саморазвитию и образованию. Многие женщины после окончания высшего учебного заведения становились чиновницами, учительницами или воспитательницами. Особое значение в 18-19 вв. дворянское сословие уделяло балам и танцам. Девушки и парни специально ходили к преподавателям по танцам. На балах были строгие правила поведения в общении и в самих танцах. Дворянское сословие сильно отличалось от других – они были образованы, в основном богаты, имели множество привилегий. Список использованных источниковЛермонтов М. Ю. Соч. в 6-ти т. М.; Л., 1954, т. 1, с. 34Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. – Харьков: Тип. университета, 1825. – 145 с.Соловьев К. А. Во вкусе умной старины. Усадебный быт российского дворянства II половины XVIII – I половины XIX века, по воспоминаниям, письмам, дневникам. Очерки. М.: ООО Книжный перекресток, 2013. 104 с. История России с древнейших времен до наших дней: учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В. А. Шестаков; под. Ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2013. – С. 416.Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М.: Традиция, 1997. 320 с.Демина Г. В. Мир дворянской усадьбы как зеркало жизни обществ // Вестник Моск. ун-та. М., 1996. № 6. С. 4 – 18 [Электронный ресурс]. URL: http://opac.mpei.ru/notices/index/IdNotice:36039/Source:default# (дата обращения: 19.04.2024).Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М.; Л., 1959. Т. 6. C. 17.Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. М. — Л., 1940, с. 196–197Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1996. С. 98Брянцев, М. В. Культура русского купечества. Воспитание и образование / М.В. Брянцев. – Брянск: Курсив, 1999. – С. 46. – ISBN 5-89592- 018-7. Записки и воспоминания русских женщин XVIII - первой половины XIX века. М.: Современник, 1990. 538 с.Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. Киев: Б. и., 1912. 594 с.Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. Академия. М., 2003. С. 57-60.

Список использованных источников
1. Лермонтов М. Ю. Соч. в 6-ти т. М.; Л., 1954, т. 1, с. 34
2. Петровский Л. Правила для благородных общественных танцев, изданные учителем танцеванья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. – Харьков: Тип. университета, 1825. – 145 с.
3. Соловьев К. А. Во вкусе умной старины. Усадебный быт российского дворянства II половины XVIII – I половины XIX века, по воспоминаниям, письмам, дневникам. Очерки. М.: ООО Книжный перекресток, 2013. 104 с.
4. История России с древнейших времен до наших дней: учебник/А.Н. Сахаров, А.Н. Боханов, В. А. Шестаков; под. Ред. А. Н. Сахарова. – М.: Проспект, 2013. – С. 416.
5. Каждан Т.П. Художественный мир русской усадьбы. М.: Традиция, 1997. 320 с.
6. Демина Г. В. Мир дворянской усадьбы как зеркало жизни обществ // Вестник Моск. ун-та. М., 1996. № 6. С. 4 – 18 [Электронный ресурс]. URL: http://opac.mpei.ru/notices/index/IdNotice:36039/Source:default# (дата обращения: 19.04.2024).
7. Пушкин А. С. Евгений Онегин. Роман в стихах // Пушкин А. С. Полн. собр. соч.: в 16 т. М.; Л., 1959. Т. 6. C. 17.
8. Глушковский А. П. Воспоминания балетмейстера. М. — Л., 1940, с. 196–197
9. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII — начало XIX века). СПб., 1996. С. 98
10. Брянцев, М. В. Культура русского купечества. Воспитание и образование / М.В. Брянцев. – Брянск: Курсив, 1999. – С. 46. – ISBN 5-89592- 018-7.
11. Записки и воспоминания русских женщин XVIII - первой половины XIX века. М.: Современник, 1990. 538 с.
12. Романович-Славатинский А. Дворянство в России от начала XVIII века до отмены крепостного права. Киев: Б. и., 1912. 594 с.
13. Плаксина Э.Б. История костюма. Стили и направления. Академия. М., 2003. С. 57-60.