Проникновение христианства на Русь и отношение с язычеством.

Заказать уникальный реферат
Тип работы: Реферат
Предмет: История
  • 25 25 страниц
  • 12 + 12 источников
  • Добавлена 21.05.2024
299 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы

Введение 3
Глава 1 Язычество и христианство на Руси 4
1.1 История христианско-языческого синкретизма 4
1.2 Перун, пророк Илия, Марина лазоревая 6
1.3 Велес, Власий Севастийский, Медведь 7
1.4 Дажьбог, Георгий Победоносец, Ярило, Иоанн Креститель, Дмитрий Солунский 9
1.5 Мокошь, Богородица, Парскева, Неделя 12
1.6 Никола, Петропавел, Кузьмодемьян 14
Глава 2 Проникновение христианства на Русь и отношение с язычеством 17
Заключение 25
Список литературы 26

Фрагмент для ознакомления

Императоры, не имея возможности отразить нашествия славян, не только разрешали им занимать земли, но также вступали в союзы с ними, а славянские дружины служили в византийской армии. Таким образом, близкие контакты двух народов - одного только формирующегося и другого, наследника средневековой европейской культуры и православия, привели к постепенному влиянию византийской культуры на славян. Некоторые исследователи считают, что в этих походах на Византию участвовали как южные, так и среднеднепровские племена, включая русских. Князь Кий, представлявший киевских князей, был приглашен императором в Константинополь и заключил с ним союз. Это свидетельствует о том, что часть русских, возвращаясь из походов, принимала христианство. Первые сообщения о принятии Христа русскими следует рассматривать как первые письменные свидетельства распространения христианства на Руси. Византийские жития святых Георгия Амастридского и Стефана Сурожского описывают нападения русских населений на города, где после видения святых они принимают крещение. Начиная с VIII века, сообщения о крещении Руси и нападениях на Византию свидетельствуют о возможном формировании государства Рос в Среднем Поднепровье. Проповеди Патриарха Фотия и его Послание восточным епископам отражают, что русские отвергли языческую веру и приняли христианство с большим энтузиазмом. В целом, контакты славян с Византией привели к постепенному влиянию византийской культуры и христианства на русские земли, что стало первым шагом к формированию русской цивилизации.Прибывший в Киев епископ несколько лет спустя после убедительной проповеди и чуда с невредимым Евангелием, вынутым из огня, основал первую общину. Хрещение Руси, включающей в себя варяжскую, славянскую, черноморскую и южно-русскую народности, в Киевской Патриархии, как правило, не вызывает сомнений, но существует спор о месте пребывания этого епископа. Две наиболее вероятные гипотезы предполагают, что епископ был миссионером без постоянной кафедры в русских землях, или что епископская кафедра находилась в Киеве. Согласно Повести временных лет, в 882 году на могиле Аскольда был построен храм святого Николая, что свидетельствует о принятии христианства Аскольдом. Крещение русских дружин в Киеве в 860 году имело огромное значение для распространения христианства в Русской земле. Существовали не только отдельные христиане среди русских, но и христианская община помимо Киева в других центрах Руси. Отголоски крещения 860 года прослеживаются в древнерусских памятниках, где упоминается святой князь Владимир, крестивший Русь более чем через столетие. Христианство, привезенное из Византии, не исчезло после прихода князя Олега в Киев. К концу IX - началу X века Церковь в Киевской Руси уже имела некоторое устройство: в каталоге императора Льва VI она считалась 61-ой митрополией, а позже в перечне императора Константина Багрянородного - 60-ой. Важную роль в просвещении Руси сыграли события, связанные с крещением Болгарии в 864 году, после чего начались тесные отношения с Древнерусским государством. Возможно, оттуда приходили богослужебные книги и духовная литература. Русскими святыми братьями Кириллом и Мефодием была заложена славянская письменность в 855-56 годах. Святая миссия в Хазарии (861 год) святых Константина Философа и Мефодия была связана с нападением русских на Киев в 860 году. Русские христиане уже к началу своей епископии обладали большинством богослужебных книг и Священного Писания на родном языке, что способствовало развитию христианства. Существование канцелярии при киевских князьях и древнейшая русская надпись на горшке подтверждают широкое распространение грамотности на Руси в начале X века. Договор князя Игоря с Византией в 944 году свидетельствует о дальнейшем распространении христианства в Русской земле.Очень важной характеристикой того времени была высокая ценность христианской общины в Киеве в середине X века, как показывает данный текст. Эта община была разнообразна в своем составе и имела значительное влияние на государственную жизнь Руси. Основной особенностью было то, что в этом договоре христиане рассматривались не просто как участники, а как центральные фигуры. Хроника утверждает, что они собирались в соборную церковь, и многие из них были варязамихрестеяни. Следует, однако, отметить, что договор касался лишь высших должностных лиц в Древнерусском государстве, которые имели полномочия заключать международные соглашения. Присяга этих лиц считалась важной, так же как и присяга князя. По хронике, русские христиане внесли эту присягу в церкви св. пророка Илии, которая была названа соборной. Это указание позволяет предположить, что помимо этой церкви, в Киеве существовали и другие христианские храмы. Факт, что церковь находилась рядом с княжеским дворцом и домами дружинников, свидетельствует о том, что князь Игорь относился к христианам терпимо.После подписания договора, русские чаще посещали Византию для торговли, а также ближе знакомились с православием. Некоторые из них даже пошли на службу к императору. После смерти Игоря правление перешло к святой равноапостольной княгине Ольге до совершеннолетия Святослава. Хроника описывает ее как предшественницу святого равноапостольного князя Владимира, говоря о ней как о заре перед солнцем. Сказания о духовных подвигах святой Ольги, вероятно возникшие еще в X веке, послужили основой для жития княгини и ее летописи. Ее правление отразило новый этап в истории и религиозной жизни Руси. Благодаря ее усилиям были прекращены грабежи покоренных племен, введено правильное налогообложение и административное деление Русской земли. Однако, помимо прекрасных качеств как правительницы, хроника удивляется тем, что, осталась вдовой, Ольга не вышла замуж второй раз, что было необычно для того времени.Летопись также рассказывает о путешествии Ольги в Константинополь в 957 году, где она была крещена. Этот факт подтверждают как русские, так и западные источники. Священник Григорий, возможно, из церкви Илии, сопровождал ее, что, вероятно, подчеркивало перед византийским двором сильное присутствие христианской общины на Руси.Важно отметить, что при крещении княгине Ольге было дано христианское имя Елена. Есть вероятность, что это имя было выбрано в честь святой равноапостольной Елены, матери Константина Великого, которая сделала много для распространения христианства в Римской империи. Не случайно все русские письменные источники сравнивают духовные подвиги княгини Ольги с трудами святой Елены. В "Продолжателе хроники аббата РегинонаПрюмского" говорится о том, что русская княгиня была широко известна в Западной Европе. Сообщается о том, что в 959 году послы от "русской королевы" Ольги - Елены прибыли во Франкфурт-на-Майне к германскому королю Оттону I с просьбой освятить епископа и священников для народа. Однако большинство историков согласны в том, что эта информация маловероятна и цели посольства были скорее политическими или торговыми. Оттон I был известен своей ревностью в распространении христианства среди славян для укрепления своей власти над ними.Хотя Оттон I мог представить посольство как чисто религиозное, чтобы использовать его в политических целях, на самом деле ни Ольга, ни русские послы не стремились к получению латинской церковной иерархии. В "Хронике Регинона" отмечается, что епископ Адальберт был вынужден покинуть Русь после прибытия из Германии. По словам митрополита Филарета, в окружении княгини Ольги были варяги-христиане, чьи родственники в Западной Европе приняли христианство от латинского духовенства. Они мечтали о том, чтобы Киевская Русь приняла христианство от западных миссионеров.Русские источники подтверждают, что святая Ольга не только сама оставалась верной христианке, но и усердно трудилась для распространения христианства среди своих подданных. Она стремилась обратить своего сына Святослава к Христу, молилась за него и за свой народ, желая, чтобы они обратились к Богу. Она была предана своей вере и стремилась поделиться этой верой с другими.Во время своих многочисленных миссионерских путешествий, святая княгиня, известная как истинная ученица Христа и единородная сестра апостолов, была свидетельницей того, как ее слово Божие было принято с радостью и открывает новую жизнь для ее подданных, которые решались на крещение. Это предание, сохраненное в устной традиции и зафиксированное в XVI веке, напоминает нам о древних историях XI века, описывающих, как святая Ольга разрушила языческие трофеи после возвращения из Константинополя. В своей духовной борьбе, силой Креста и Слова Божьего, Ольга сокрушала и покоряла сердца своих подданных, освобождая их от идолов и языческих обрядов.Однако, Ольга могла внедрить политику христианизации и строительства храмов только в пределах своих дворцов и поместий, так как язычество было еще очень сильно в обществе, особенно военная опора на которое имелась у Святослава. Однако, ее заслуги в воспитании своих внуков оказали огромное влияние на будущего крестителя Руси, святого князя Владимира. Ее наставления и святая жизнь сыграли ключевую роль в обращении к христианству для Владимира. В свои последние дни на земле, Ольга, зная о язычестве своего сына Святослава, призвала к погребению по христианскому обряду и запретила проведение траурных обрядов по ее ушедшей душе. Во время похорон, слезы лились не только у ее сына и внуков, но и у всех, включая язычников, которые видели в ней светоч на небе. Мы можем с полным правом назвать святую Ольгу Русской Православной Церкви равноапостольной и просветительницей Русской земли, которая первой вошла в Царство Небесное из Руси. Период между кончиной святой Ольги и крещением Руси при святом князе Владимире характеризуется наступлением язычества. По словам историка С.Ф. Платонова, древние языческие верования славян слабоизвестны. Главным образом, предки славян поклонялись силам природы через персонификацию в божествах (солнце-бог Дажьбог, божество скотов Велес, бог ветра и небес Сварог, бог громовержец Перун, повелитель ветра и погоды Стрибог и др.). Культ языческих богов у славян был не развит: не было храмов и служителей культа, что препятствовало укорениванию язычества в формирующемся государстве. Некоторые изображения богов, идолы, могли быть установлены на открытых местах, куда приносились жертвы, включая человеческие. Культ предков также имел важное значение, когда души умерших обретали вечное существование и обитали в природе. Мифология варягов, ведущих в Киевской Руси, была также примитивной, и это стало ясно при подписании договора князем Игорем в 944 году, когда он и его дружина клялись славянским Перуном. Во время управления своими предками Ярополком и Олегом, христианство стало более распространенным, но младший брат, Владимир, принес на Русь язычество. После неудач в войне, Святослав начал преследование христиан в своем войске, включая убийство брата Глеба. С закончившимся затишьем пришло воцарение Владимира, который усилил языческую реакцию.Владимир был еще ребенком, когда умерла Ольга, и меньше других братьев подпал под ее влияние. Позже он был увезен в Новгород, где христианство было менее распространено, и вырос под влиянием старой веры. А.В. Карташов передает информацию о том, что многие историки задумывались над причинами такого ревностного отношения к язычеству.Существует несколько основных факторов, которые могли повлиять на это поведение Владимира. Во-первых, личная религиозная одаренность князя могла привести к осознанию примитивизма и несостоятельности язычества, что ускорило его переход к христианству. Во-вторых, стремление сплотить Русь через унификацию религиозных взглядов населения могло послужить причиной. Похожий пример встречается в истории во времена императора Декия, который фанатично насаждал древние культы во имя спасения империи. Также можно упомянуть влияние языческой оппозиции в Новгороде, возглавляемой Добрыней, дядей Владимира. Эта оппозиция выступала за независимость Руси от христианских держав. Руководимые Владимиром дружинники и атмосфера Новгорода способствовали конфликту с христианизированным Киевом. В 980 году Владимир и Добрыня начали движение на Киев с армией, набранной в Западной Скандинавии. Поражение Ярополка часто объясняется предательством языческой части Киева, недовольной политикой князя в отношении христиан. После вступления на престол в Киеве, Владимир стал фанатично насаждать языческий культ со всеми его аспектами. Летопись сообщает о разрушении христианских церквей и насильственном поклонении идолам.Фигура святого равноапостольного князя Владимира стала центральной в формировании древнерусской государственности. Его характеру присуща "широта натуры", как и первоверховным апостолам Петру и Павлу. Так же "широту натуры" видели в императоре Петре I, который преобразил Россию своими действиями.Поэтому человек с широким размахом личностных качеств всегда оставляет свой след в истории. Благодать Божия преображает и направляет гигантские силы личности, делая их благородными и мировыми. Без помощи Божьей эти силы могут извращаться и иссякать. Именно поэтому среди таких людей можно встретить как удивительные по злодеяниям, так и примеры святости. Господь может изменить фарисея Савла в апостола Павла, рыбака Симона в апостола Петра, языческого князя Владимира в святого равноапостольного князя Владимир-Василия - Крестителя Руси. Святой равноапостольный князь Владимир стоит у истоков русской литературы. Его личность доступна через древние тексты, такие как «Память и похвала св. Владимиру» монаха Иакова и «Слово о Законе и Благодати» митрополита Иллариона. В этих текстах содержатся ценные сведения о князе как о человеке, который просвещал свой народ и крестил Русскую землю. Понимание истинного облика святого князя Владимира помогает понять величие его дела и поставить его на один уровень с великими учителями славянства, апостолами Кириллом и Мефодием.ЗаключениеПроникновение христианства на Русь и отношение с язычеством было важным этапом в истории русского народа. Этот процесс не только изменил религиозный ландшафт Руси, но и повлиял на ее социально-политическую жизнь. В результате этого влияния, произошло ряд событий, которые оказали значительное воздействие на будущую историю этого региона. Проникновение христианства на Русь началось в IX веке, когда Великая Моравия, одно из главных государств славян, приняла христианство от византийских миссионеров. Этот процесс был значимым для Руси, так как моравские князья стали влиятельными покровителями для киевских князей. Именно они помогли киевскому князю Владимиру Крещенскому принять христианство в 988 году.Принятие христианства Владимиром Крещенским имело большое значение для будущей истории Руси. Это событие обеспечило Руси политическую и культурную связь с византийским миром, что стимулировало ее развитие. Кроме того, христианство принесло Руси новые культурные нормы и ценности, которые в дальнейшем сыграли важную роль в формировании русской национальной идентичности.Однако, проникновение христианства на Русь не прошло без противоречий. В самом начале этого процесса, многие языческие славяне отказывались принимать новую религию, так как считали ее чуждой и вновь навязанной. Это вызвало недовольство среди тех, кто стремился сохранить древние славянские обычаи и верования. Несмотря на это, последующие князья и великие князья Руси усилили принуждение к принятию христианства, что привело к конверсии большинства населения.Со временем, христианство стало доминирующей религией на Руси, и языческие верования стали маргинализироваться. Многие из старых обрядов и обычаев были запрещены церковью и правительством. Тем не менее, некоторые элементы язычества уцелели и продолжали существовать в тайне от официальных структур.Отношения между христианством и язычеством на Руси были сложными и противоречивыми. С одной стороны, в процессе проникновения христианства, многие языческие обряды были адаптированы и включены в новую христианскую практику. Например, многие христианские праздники и обычаи имеют языческие корни. С другой стороны, церковь и государство активно боролись с языческими культами и верованиями.Таким образом, проникновение христианства на Русь и отношение с язычеством оказали значительное влияние на развитие русского общества и культуры. Несмотря на то, что языческие верования были подавлены, они все равно продолжили существовать в русском народном сознании. Это свидетельствует о том, что христианство и язычество взаимодействовали и влияли друг на друга, формируя уникальную религиозную культуру Руси.Список литературыАгапкина Т. А. Дмитрия св. день // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Межд. отношения, 1999. Т. 2: Д (Давать) – К (Крошки). С. 93–94.Архиепископ Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. СПб., 1882. С. 122Белова О. В. Кузьма и Демьян // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Межд. отношения, 2004. Т. 3: К (Круг) – П (Перепелка). С. 22–24.Веселовский А. Я. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе. Собр. соч. Пг., 1921. Т. 8. – С. 34.Греков Б. Д. Краткий очерк истории русского христьянства. М.,1958.Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М. 1991, 1993.Беляев С.А. История Христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука.// Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. В кн. I-1X, кн.1 М2004. С.33-88.Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории.//Христианское чтение. 1903Киселева М.С, Древнерусские книжники и власть,//Вопросы философии, -2008.-№7.-С. 127-147Коробка Н.К. К вопросу об источнике русского христианства.//Известия Отделения русского языка и словесности Академии Наук. -- Т. XI. Кн.2. -СПб, 1906.Кузьмин А.Г. Принятие христианства на Руси.//Вопросы научного атеизма,-М., 2000.-Вып.25.Моця А.П. Христиане «некрещенной» Руси//Наука и религия. 2008. №1.

1 Агапкина Т. А. Дмитрия св. день // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Межд. отношения, 1999. Т. 2: Д (Давать) – К (Крошки). С. 93–94.
2 Архиепископ Филарет. Русские святые, чтимые всею Церковью или местно. Январь, февраль, март, апрель. СПб., 1882. С. 122
3 Белова О. В. Кузьма и Демьян // Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общ. ред. Н. И. Толстого; Институт славяноведения РАН. М.: Межд. отношения, 2004. Т. 3: К (Круг) – П (Перепелка). С. 22–24.
4 Веселовский А. Я. Славянские сказания о Соломоне и Китоврасе. Собр. соч. Пг., 1921. Т. 8. – С. 34.
5 Греков Б. Д. Краткий очерк истории русского христьянства. М.,1958.
6 Карташев А. В. Очерки по истории Русской Церкви. М. 1991, 1993.
7 Беляев С.А. История Христианства на Руси до равноапостольного князя Владимира и современная историческая наука.// Макарий, митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. В кн. I-1X, кн.1 М2004. С.33-88.
8 Карташев А.В. Краткий историко-критический очерк систематической обработки русской церковной истории.//Христианское чтение. 1903
9 Киселева М.С, Древнерусские книжники и власть,//Вопросы философии, -2008.-№7.-С. 127-147
10 Коробка Н.К. К вопросу об источнике русского христианства.//Известия Отделения русского языка и словесности Академии Наук. -- Т. XI. Кн.2. -СПб, 1906.
11 Кузьмин А.Г. Принятие христианства на Руси.//Вопросы научного атеизма,-М., 2000.-Вып.25.
12 Моця А.П. Христиане «некрещенной» Руси//Наука и религия. 2008. №1.