Массовое сознание, его структура и особенности воздействия на него СМИ

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Журналистика
  • 29 29 страниц
  • 25 + 25 источников
  • Добавлена 05.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3
1. Специфика воздействия средств СМИ на аудиторию 5
1.1 Цели медиа воздействия в современном мире ………………….5
1.2Современные средства СМИ. Понятие, виды, аудитория 11
2Способы информационного воздействия 14
2.1Цели медиа воздействия СМИ на аудиторию 14
2.2 Важнейшие приемы информационного воздействия в современном мире 16
2.3 Визуальные эффекты в телепрограммах 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 25
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК 26

Фрагмент для ознакомления

По мере роста ответственности журналистов перед обществом, а не только перед своими редакторами, возрастают и требования к профессионализму в журналистике.Сегодня прогрессивные СМИ считают себя социально ответственными институтами. В то же время, чем меньше СМИ вовлечены в процессы, тем меньше они используются в качестве инструмента влияния на общественное мнение. Поэтому экономическая независимость СМИ имеет большое значение. Общество, защищая свои интересы, должно в большей степени обращаться к социальной ответственности журналистов, их профессионализму и соблюдению журналистской этики как основного принципа профессионализма в журналистике.2.3 Визуальные эффекты в телепрограммахОдин из популярных способов воздействия на аудиторию — применение видеоэффектов, которые фокусируют внимание зрителей на содержании телепередачи. Эти эффекты заставляют зрителей дольше смотреть передачу, даже если тема не слишком их интересует. В итоге увеличение времени просмотра повышает рейтинг телепередачи.Далее рассмотрим видеоэффекты более подробно.Прежде всего, стоит определить само понятие «видеоэффект». В отсутствие научной теории по данному вопросу воспользуемся определением, которое дают практики видеомонтажа: «Видеоэффект – это специальный алгоритм, которым обрабатывается визуальная составляющая видеоролика для получения итогового изображения».Один из распространённых методов манипуляции аудиторией — использование видеоэффектов, которые привлекают внимание к содержанию телепередачи. Эти эффекты заставляют зрителей задерживаться на сюжете, даже если тема не представляет особого интереса для большинства телезрителей. В результате длительность просмотра повышает рейтинг телепередачи с помощью которых можно влиять на результат.Видеоэффекты делятся на оптические (работа с цветами видео) и компьютерную графику (всплывающие надписи). Рассмотрим наиболее распространённые причины, по которым современные журналисты используют видеоэффекты:Привлечение и удержание внимания зрителей.Вдобавок, видеоэффекты на телевидении выполняют несколько функций: 1) Привлечение и удержание зрительского интереса в условиях информационного перенасыщения. 2) Обновление и повышение интереса к информации, которая сама по себе может не быть актуальной. 3) Служение целям пропаганды.Безусловно, существуют и другие цели — например, корректировка сцен путем убирания ненужной информации (что-то попало в кадр, чего там быть не должно и т.д.) или выравнивания цветопередачи, но, поскольку они не относятся к предмету исследования, их можно оставить за рамками работы.Подводя итог вышеизложенному, можно сформулировать следующий вывод: современные методы предоставления информации не только поддерживают интерес аудитории на протяжении всей телепрограммы, но и улучшают её понимание. Эти два аспекта позволяют телеканалам успешно влиять на сознание зрителей в интересах экономической выгоды и политических задач, предоставляемых государством через средства массовой информации. Что касается новостных программ, они обходятся минимальным использованием видеоэффектов, так как сам контент новостей уже привлекателен за счет своей актуальности и интересен телезрителям. Этот подход не мешает, например, программе «Время» оставаться лидером среди телепередач на российском телевидении по версии Mediascope.Тем не менее, если необходимо поддерживать интерес к менее актуальному или длительному контенту, то видеоэффекты используются более активно. Примером этого являются политические ток-шоу, где применение таких эффектов более заметно.В центре внимания программы оказываются не только наиболее заметные, но и интересные истории, происходящие в России и в мире. Это могут быть человеческие судьбы, научные открытия или новости из мира искусства. Корреспонденты программы и приглашённые эксперты помогают разобраться в различных жизненных ситуациях. На эти и многие другие вопросы зрители могут получить ответы каждый день в программе с В.СоловьевымВ программе Владимира Соловьёва, которая, согласно исследованию Mediascope, регулярно входит в двадцатку самых рейтинговых программ российского телевидения (как и передача «60 минут»), часто применяются видеоэффекты, чтобы удерживать внимание зрителя. В программе используются визуальные эффекты, главным образом представленные видеоиллюстрациями (см. рис. 1 Приложения). В студии отсутствуют экраны для демонстрации контента, однако для привлечения внимания аудитории применяются контрастные и яркие цвета, такие как синий с красными полосами в дизайне студии.Сохранение интереса зрителей к программе длительностью в 2,5 часа зависит от двух основных факторов: сценария, включающего тщательно подобранных экспертов, и навыков ведущего В. Соловьева, который скорее выполняет функции модератора, чем шоумена. В его обязанности входит поддерживать эмоциональную атмосферу в студии и организовывать дискуссии между экспертами так, чтобы они вызывали у зрителей определённые размышления. Визуальная подача служит лишь для наглядности и не играет ключевой роли в удержании внимания к основному содержанию программы.Что касается манипулятивных приемов, используемых В. Соловьевым, то выделяются два основных: эмоциональное воздействие и создание образа врага, что, как предполагается, достаточно для того, чтобы передачу не воспринимали как излишне предвзятую.Потом эти юмористические комментарии техники программы выводятся на экран (Приложение1):Таким образом, благодаря видеоэффектам, «нескучная политика» имеет очень высокие рейтинги.Опытные ведущие часто используют приёмы ораторского искусства, чтобы достичь своих целей. Визуальные эффекты и видеоэффекты важны для передачи идеи автора и удовлетворения потребностей аудитории в интересном и эмоциональном контенте, что увеличивает время просмотра телепередач.ЗАКЛЮЧЕНИЕМы осуществили исследование для идентификации современных методов влияния, применяемых российскими телеканалами. В ходе работы были решены определенные исследовательские задачи:Изучили теоретические аспекты медиаэффектов, включая их цели. Оказалось, что средства массовой информации увеличивают свои аудиторные охваты и рейтинги передач через различные техники воздействия на зрителей, что ведет к повышению стоимости рекламы.В процессе нашего исследования выявлено:- Теоретические основы воздействия медиа изучены для понимания его целей. Благодаря различным приемам воздействия на аудиторию телевидение увеличивает свой охват и рейтинги, что помогает удерживать высокую стоимость рекламных блоков. Методы манипуляции сознанием зрителей применяются для изменения их взглядов в соответствии с интересами заказчиков.- Анализ литературы показал, что в современных условиях часто используемые цели медиаманипуляций направлены на достижение преимущества в информационных войнах и сознательное продвижение национального бренда страны.- Определили методы воздействия в телеэфирах и описали методологию эмпирического изучения. Среди выявленных методов были манипулятивные приемы в речи ведущих, одностороннее освещение событий, манипулятивное комментирование, повторение, искажение фактов, непрозрачное представление информации, эмоциональное воздействие и др.Следует отметить, что видеоэффекты и увлекательная речь ведущего с использованием ораторских приёмов являются необходимыми элементами в современной конкуренции за внимание аудитории..БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОКМаклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. — М.: Академический Проект, 2013. Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество / М. М. Назаров. — М.: Аванти плюс, 2004.Прозоров В. Власть и свобода журналистики. Москва, 2005. – 240 с. Рянжина М.Н. Толерантность как феномен культуры, социальной действительности и воспитания // Среднее профессиональное образование: Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. 2011. №3. Шестеркина Л. П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов/ Л. П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. — М.: Аспект Пресс, 2012. Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. М.: Олма-Пресс, 2007.Интернет-источники и ресурсы:Вести недели с Дмитрием Киселевым от 23.09.18 URL: https://youtu.be/nOSENumG1oMВести недели с Дмитрием Киселевым от 28.04.2013 URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5206/episode_id/365140Украина: на низком старте. Право голоса URL: https://youtu.be/Gs6QUQTybUI 60 минут по горячим следам (вечерний выпуск в 18:50) от 26.03.2019 URL: https://youtu.be/-9xA8mvfcfEЗелинский С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека URL: http://psyfactor.org/lib/zelinski2-16.htm Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием URL: http://www.kara-murza.ru/manipul.htm Ворошилова А. А. Манипуляция сознанием как объект социально-политического исследования URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-soznaniem-kak-obekt-sotsialno-politicheskogo-issledovaniya Осипова Н. Г., Юрченко Е. И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-sovremennom-obschestve-teoretiko-metodologicheskiy-analiz-noveyshih-podhodov Устюжанин В. А. Методы информационного воздействия URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-informatsionnogo-vozdeystviya Сычева Т. Ю. Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-ustanovki-kak-faktor-opredelyayuschiy-moralnoe-soznanie-lichnosti Корецкая О. В. Фейковые новости как объект изучения медиалингвистики URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feykovye-novosti-kak-obekt-izucheniya-medialingvistiki-na-materiale-angloyazychnyh-smi Суходолов А. П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28158099& Ведущие западные СМИ стали чемпионами фейк-новостей URL: https://ria.ru/analytics/20180119/1512905211.html Константин Косачев. В чем состоит особенность «мягкой силы» России URL: http://www.bfro.be/ru/konstantin-kosachev.-v-chem-sostoit-osobennost-mjagkoj-sily-rossii.html?cmp_id=108&news_id=4214 Король и шут: как Бабаян и Норкин топят за Кремль из последних сил URL: https://news.rambler.ru/other/42846506 Медиавоздействие. URL: http://www.psyoffice.ru/6-902-mediavozdeistvie.htm Мамонтов Аркадий Викторович. Мастер класс 18.05.2011 URL: https://youtu.be/dcY1i9NgWNcРоссияне считают «Вести недели» лучшей аналитической программой URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2792267Аудитория российского телевидения URL: https://www.totalview.ru/auditoriya-rossijjskogo-televideniya/ПРИЛОЖЕНИЕ1Рис. 1 Скриншот видеоиллюстрации (вып. от 17.05.2020)Рисунок 2. Аллюзия на тему предвыборного лозунга ПорошенкоРисунок 3. «Дипломатический» оборот с бусами


БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1) Маклюэн М. Галактика Гутенберга. Становление человека печатающего / М. Маклюэн. — М.: Академический Проект, 2013.
2) Назаров М. М. Массовая коммуникация и общество / М. М. Назаров. — М.: Аванти плюс, 2004.
3) Прозоров В. Власть и свобода журналистики. Москва, 2005. – 240 с.
4) Рянжина М.Н. Толерантность как феномен культуры, социальной действительности и воспитания // Среднее профессиональное образование: Ежемесячный теоретический и научно-методический журнал. 2011. №3.
5) Шестеркина Л. П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: Учебное пособие для студентов вузов/ Л. П. Шестеркина, Т.Д. Николаева. — М.: Аспект Пресс, 2012.
6) Харрис Р. Психология массовых коммуникаций / Р. Харрис. М.: Олма-Пресс, 2007.
Интернет-источники и ресурсы:
7) Вести недели с Дмитрием Киселевым от 23.09.18 URL: https://youtu.be/nOSENumG1oM
8) Вести недели с Дмитрием Киселевым от 28.04.2013 URL: https://russia.tv/video/show/brand_id/5206/episode_id/365140
9) Украина: на низком старте. Право голоса URL: https://youtu.be/Gs6QUQTybUI
10) 60 минут по горячим следам (вечерний выпуск в 18:50) от 26.03.2019 URL: https://youtu.be/-9xA8mvfcfE
11) Зелинский С.А. Психотехнологии гипнотического манипулирования сознанием человека URL: http://psyfactor.org/lib/zelinski2-16.htm
12) Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием URL: http://www.kara-murza.ru/manipul.htm
13) Ворошилова А. А. Манипуляция сознанием как объект социально-политического исследования URL: https://cyberleninka.ru/article/n/manipulyatsiya-soznaniem-kak-obekt-sotsialno-politicheskogo-issledovaniya
14) Осипова Н. Г., Юрченко Е. И. Средства массовой информации в современном обществе: теоретико-методологический анализ новейших подходов. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sredstva-massovoy-informatsii-v-sovremennom-obschestve-teoretiko-metodologicheskiy-analiz-noveyshih-podhodov
15) Устюжанин В. А. Методы информационного воздействия URL: https://cyberleninka.ru/article/n/metody-informatsionnogo-vozdeystviya
16) Сычева Т. Ю. Социально-психологические установки как фактор, определяющий моральное сознание личности URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialno-psihologicheskie-ustanovki-kak-faktor-opredelyayuschiy-moralnoe-soznanie-lichnosti
17) Корецкая О. В. Фейковые новости как объект изучения медиалингвистики URL: https://cyberleninka.ru/article/n/feykovye-novosti-kak-obekt-izucheniya-medialingvistiki-na-materiale-angloyazychnyh-smi
18) Суходолов А. П. «Фейковые новости» как феномен современного медиапространства: понятие, виды, назначение, меры противодействия URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=28158099&
19) Ведущие западные СМИ стали чемпионами фейк-новостей URL: https://ria.ru/analytics/20180119/1512905211.html
20) Константин Косачев. В чем состоит особенность «мягкой силы» России URL: http://www.bfro.be/ru/konstantin-kosachev.-v-chem-sostoit-osobennost-mjagkoj-sily-rossii.html?cmp_id=108&news_id=4214
21) Король и шут: как Бабаян и Норкин топят за Кремль из последних сил URL: https://news.rambler.ru/other/42846506
22) Медиавоздействие. URL: http://www.psyoffice.ru/6-902-mediavozdeistvie.htm
23) Мамонтов Аркадий Викторович. Мастер класс 18.05.2011 URL: https://youtu.be/dcY1i9NgWNc
24) Россияне считают «Вести недели» лучшей аналитической программой URL: https://www.vesti.ru/doc.html?id=2792267
25) Аудитория российского телевидения URL: https://www.totalview.ru/auditoriya-rossijjskogo-televideniya/