Психологические стороны общения.
Заказать уникальный реферат- 17 17 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 23.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 2
1. Понятие общения 3
2. Психологические стороны общения 7
2.1 Коммуникативная сторона общения 8
2.2 Интерактивная сторона общения 10
2.3 Перцептивная сторона общения 12
Заключение 15
Список литературы 16
Необходимым при этом является: логические приемы доказательств, логичная последовательность, обобщения и примеры, учет мышления и уровня знаний слушателя, достоверность передаваемой информации.
Таким образом, интерактивная сторона общения является условным термином, который обозначает характеристику тех отличительных аспектов межличностного общения, которые связаны, в первую очередь, с взаимодействием людей. В процессе общения человек способен воздействовать на цели, мотивы, программы, принятие решений, на осуществление и контроль действий, то есть на все составляющие деятельности своего партнера, включая определенную взаимную стимуляцию и коррекцию текущего поведения.
2.3 Перцептивная сторона общения
Процесс восприятия одним человеком другого выступает в качестве обязательной составной части общения и условно его принято называть перцептивной стороной общения. Впервые термин «социальная перцепция» был введен Дж. Брунером в 1947 году в процессе разработки так называемого «нового взгляда» на восприятие. В настоящее время под социальной перцепцией понимают процесс восприятия социальных объектов, под которыми принято выделять других людей, социальные группы, а также большие социальные общности. В виде субъекта социальной перцепции при этом может выступать не только индивид в отдельности, но и какая-либо группа.
В жизни человека особую важность приобретает межличностное восприятие, или межличностная перцепция, поскольку именно данный процесс непосредственно включен в общение.
На основании внешней стороны поведения люди, по словам С.Л. Рубинштейна, как бы «читают» другого человека, расшифровывают значение его различных внешних данных. Впечатления, возникающие при этом, играют очень важную регулятивную роль в процессе общения – в первую очередь, потому, что, познавая другого, складывается сам познающий индивид, во-вторых, потому, что от некоторой меры точности «прочтения» другого человека напрямую зависит успех или неудача организации с ним определенных согласованных действий [8].
Содержание межличностного восприятия непосредственно зависит от характеристик, как объекта, так и субъекта восприятия. Существенное влияние на процесс межличностного восприятия оказывает прошлый опыт и установки субъекта восприятия. В повседневном обычном общении люди, не зная действительных настоящих причин поведения другого человека или зная и понимая их недостаточно, в условиях некоторого дефицита информации начинают приписывать другому как основные причины поведения, так иногда и сами отличительных образцы поведения. Приписывание при этом реализуется или на основании сходства поведения воспринимаемого лица с иным образцом, который имеется в прошлом опыте субъекта восприятия, или на основании анализа собственных мотивов, которые предполагаются в аналогичной ситуации общения. В соответствии с этим, формируется целая система способов такого приписывания, которая, в качестве примера, в социальной психологии носит название каузальной атрибуции.
В процессе восприятия человека человеком важную роль играют установки, приводящие к образованию разнообразных социально-психологических эффектов. В большей мере полноценно были исследованы три таких эффекта: эффект ореола («галоэффект»), эффект первичности и новизны, а также эффект стереотипизации.
Сущность «эффекта ореола» состоит в том, что информация, которая получается о каком-то человеке, «категоризируется» некоторым определенным образом, а именно накладывается на образ, созданный ранее. Данный ранее существовавший образ осуществляет роль ореола, который мешает видеть действительные черты и проявления текущего объекта восприятия.
Эффекты первичности и новизны напрямую касаются значимости определенного порядка предъявления информации о человеке с целью составления представления о нем. Эффект первичности отражается в том, что при восприятии незнакомого человека превалирующим влиянием обладает та информация, которая предъявляется в самом начале [6].
Стереотипизация в ходе познания людьми друг друга может обладать двумя различными следствиями. С одной стороны, она приводит к определенному упрощению процесса познания другого человека, с другой, стереотипизация помогает «формированию» какого-либо предубеждения.
Таким образом перцептивная сторона общения выступает ключевым аспектом общения и взаимодействия между людьми. Она в равной мере относится к способности воспринимать различную невербальную информацию, интерпретировать ее, ставить себя на место другого, планировать собственные действия в контексте ситуации, как её понимает определенный человек.
Заключение
В совместной деятельности человек объединяется с другими людьми, общается, вступает в контакт, добивается взаимодействия.
Общение является специфической формой взаимодействия человека с другими людьми как членами общества, в общении непосредственно реализуются социальные отношения людей.
Общение формируется социальными, общественными и иными потребностями человека, которые проявляются в стремлении выполнять совместную деятельность. Общение также складывается мотивами, образующимися в процессе реализации совместной деятельности.
Под целью общения понимается то, ради чего люди вступают в общение, это многоплановый, сложный процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностью в совместной деятельности и включающей в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания партнера по общению.
В едином процессе общения принято выделять три стороны: коммуникативную (передача информации); интерактивную (взаимодействие) и перцептивную (взаимовосприятие). Рассматриваемое в единстве данных трех сторон, общение выступает в качестве основного способа организации совместной деятельности и взаимоотношений, непосредственно включенных в нее людей.
Грамотность, логичность и эмоциональная окраска речи сегодня являются обязательным условием любого общения. Люди должны владеть техникой непосредственного контакта, как на индивидуальном, так и на массовом уровне, и уметь обращаться со словом. Чтобы этого достичь, необходимо изучать особенности выступлений, правила верного обращения со словом и техникой его использования. А знания основных принципов и сторон общения помогут налаживанию сотрудничества и личных взаимных контактов.
Список литературы
Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363с.
Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327c.
Вердербер Р. Общение: интенсивный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015. – 412с.
Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. - М.:КНОРУС, 2016. -256с.
Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Академия, 2018. - 208c.
Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019 - 576 с.
Кузнецов И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2019. - С.178-179.
Лунева О.В. Общение / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №4. - С. 157-159.
Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2016. - 355с.
Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2014. - 164с.
1
1. Андреева Г.М. Социальная психология / Г.М. Андреева. - М.: Аспект Пресс, 2017. - 363с.
2. Болотова, А.К. Социальные коммуникации. Психология общения: Учебник и практикум для СПО / А.К. Болотова, Ю.М. Жуков, Л.А. Петровская. - Люберцы: Юрайт, 2016. - 327c.
3. Вердербер Р. Общение: интенсивный курс / Р. Вердербер, К. Вердербер. - СПб.: ОЛМА-ПРЕСС, 2015. – 412с.
4. Гнатюк О. Л. Основы теории коммуникации: учебное пособие / О. Л. Гнатюк. - М.:КНОРУС, 2016. -256с.
5. Жарова, М.Н. Психология общения: Учебник / М.Н. Жарова. - М.: Академия, 2018. - 208c.
6. Ильин Е.П. Психология общения и межличностных отношений / Е.П. Ильин. - СПб.: Питер, 2019 - 576 с.
7. Кузнецов И.Н. Риторика / И.Н. Кузнецов. - Минск: Амалфея, 2019. - С.178-179.
8. Лунева О.В. Общение / О.В. Лунева // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - №4. - С. 157-159.
9. Морозов А.В. Деловая психология. Курс лекций. - СПб.: Издательство Союз, 2016. - 355с.
10. Сафьянов В.И. Этика общения: Учебное пособие М.: Изд-во МГУП «Мир книги», 2014. - 164с.