Интеллигенция в годы революции
Заказать уникальный реферат- 25 25 страниц
- 10 + 10 источников
- Добавлена 25.05.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
Введение 3
1. Зарождение интеллигенции в Российской Империи 5
1.1. Интеллигенция в дореволюционной России 5
1.2. Российская интеллигенция к началу событий 1917 года 7
2. Октябрьская революция 1917 года и роль российской интеллигенции 9
2.1. Интеллигенция и события февраля 1917 г. 9
2.2. Отношение интеллигенции к новой власти 12
3. Судьба интеллигенции в послереволюционный период 17
3.1. Репрессии советской власти против интеллигенции 17
3.2. Русская творческая интеллигенция в эмиграции 20
Заключение 23
Список использованной литературы 25
.. Б. Л. Пастернак назвал эти стихи "актом самоубийства". Измотанный травлей до отчаяния, поэт позднее попытался совершить суицид, а в 1938 году его вновь арестовали и отправили в Бутырскую тюрьму. 27 декабря 1938 года О. Э. Мандельштам скончался в пересыльном лагере. Тело поэта вместе с другими усопшими лежало непогребенным до весны, а затем было похоронено в общей могиле.К. И. Чуковский также столкнулся с трудностями после революции в 1920–30-х годах. Его детские книжки, такие как "Крокодил", "Муха-Цокотуха", "Мойдодыр", "Бармалей" и другие, были запрещены. Его сказки считались опасными и не рекомендованными для детей. К. И. Чуковского обвиняли в служении как революции, так и контрреволюции, и оскорбляли его творчество.Политика Коммунистической партии ЦК КПСС превозносила учения Карла Маркса. Однако сам К. Маркс отмечал особенное положение инженеров и техников, которые осуществляют функции надзора за рабочими, а также часть интеллигенции, занятой в государственно-административном аппарате, прямо или косвенно осуществляющую функции подавления и угнетения трудящихся. Поэтому с 30-х годов интеллигенция перестала существовать как отдельный класс.Советское государство нуждалось в собственной интеллигенции, так же как и рабочий класс СССР нуждался в производственно-технической интеллигенции, хотя только в ее практической, а не духовной сфере. Аппарат советской власти относился к интеллигенции осторожно. Во-первых, многим предлагали работать на благо государства, находясь под постоянным контролем. Во-вторых, требовалось подчинять свою волю, то есть не заниматься тем, что хочешь самому, например, не писать стихи по своему усмотрению, а в науке заниматься только тем, что могло быть реализовано и иметь практическую пользу.В XX веке интеллигенция и революция стали национальной проблемой и стали центральными для различных философских, гуманитарных и научных направлений, а также для всех видов искусства, литературы и политики.Русская творческая интеллигенция в эмиграцииНеспособность воплотить талант и идеи заставила сотни тысяч интеллигентов покинуть Россию. По различным данным, в течение нескольких лет страну покинули от 1.2 до 2 миллионов человек. К 1923 году интеллигенция России стала крайне малочисленной, составляя около 5% городского населения, что привело к ослаблению интеллектуального потенциала государства. Е. И. Замятин отмечал: «Писатель, который не может свободно творить, должен идти на службу с портфелем, если хочет выжить».Детей из семей интеллигенции не принимали в вузы, в то время как для рабочих создавались рабочие факультеты. Это свидетельствует о том, что Россия не только лишилась большого количества мыслящих и образованных людей, но и потеряла надежду на развитие духовной жизни общества. О. Н. Михайлов выразил эту мысль, сказав: «Революция оторвала от России, от русской почвы, унесла из сердца России самых выдающихся писателей, обеднила и истощила русскую интеллигенцию».И. А. Бунин, один из самых выдающихся представителей эпохи Серебряного века, столкнулся с трагической судьбой после того, как враждебно отнесся к Октябрьской революции. Новая власть отвергла писателя, считая его зловредным антисоветчиком и "певцом дворянских могил". И. А. Бунин, несомненно, затрагивал тему революции в своих произведениях. В «Жизни Арсеньева» он описывал Россию, «которая погибла на наших глазах в такой короткий срок». Также он яростно осуждал власть большевиков в своем дневнике "Окаянные дни", писав: «Наши дети, внуки не смогут даже представить себе ту Россию, в которой мы жили, которую мы не ценили, не понимали – всю эту мощь, сложность, богатство, счастье».После революции И. А. Бунин покинул Москву, уехал в Одессу, а затем 26 января 1920 года отправился в Константинополь и к марту прибыл в Париж, где прожил оставшуюся жизнь в «одиночестве, голоде, холоде и страшной бедности». О. Н. Михайлов отмечает: «Он покидал Россию не как эмигрант, а как беженец, потому что он уносил Россию с собой». В период эмиграции писатель оставался патриотом и писал о Родине: «Если бы я не любил эту Русь, из-за чего бы я так мучился все эти годы, страдал так непрерывно». Не вернувшись в СССР даже после нескольких запросов на разрешение въезда, И. А. Бунин ушел из жизни в дискомфорте и нищете. Нобелевский лауреат создал такие произведения, как цикл "Темные аллеи", рассказ "Господин из Сан-Франциско", "Окаянные дни", "Суходол" и другие.Невозможно не упомянуть судьбы таких писателей, как Е. И. Замятин, уже к октябрю 1917 года ставшего известным писателем. Он пережил тюремное заключение до 1917 года, а также был выслан. Увидев бедствия, принесенные революцией, Замятин ее не одобрил. Его роман "Мы" описывает обезличенных людей, подчиняющихся "Благодетелю", и стал предсказанием политики большевиков и культа личности в 1930-х годах. Роман был запрещен цензурой в 1920 году, и с 1929 года Замятину вообще запретили публикации. Благодаря помощи М. Горького ему удалось уехать в Париж. Несмотря на это, Замятин не считал себя эмигрантом и оставался гражданином Советского Союза до самой смерти.А. И. Куприн, патриот своей Родины, не одобрял жестокость большевистского режима и покинул Россию в 1919 году, уехав в Париж. В течение 17 лет эмиграции он писал о Родине, выражая сожаление об утрате дореволюционной России и богатой российской культуры. В условиях нищеты и душевных страданий его здоровье ухудшилось, и он мечтал вернуться в родную землю. В 1948 году Куприну разрешили вернуться в СССР по предложению В. П. Потемкина И. В. Сталину. За год и 3 месяца до своей смерти он вернулся на Родину.Государство также понесло потери в области музыки. В 1922 году великий русский оперный певец, всемирно известный Ф. И. Шаляпин, эмигрировал. После того как был не допущен в СССР по возвращении из-за гастролей, ему пришлось остаться за границей. В соответствии с постановлением РСФСР от 24 августа 1927 года Ф. И. Шаляпин был лишен звания "Народный артист".С. В. Рахманинов, композитор и пианист, также покинул Россию после революции в 1917 году и не вернулся после гастролей. Он оставил свое имущество на Родине и прожил в США до конца своих дней.В технической области Россия потеряла талант И. И. Сикорского, выдающегося авиаконструктора, создавшего самолеты "Русский витязь" и "Илья Муромец" еще до эмиграции. Из-за угрозы для своей жизни после Октябрьской революции он вынужден был уехать в США в 1919 году, лишившись всего своего состояния. Однако, начав с нуля, к 1939 году он стал разработчиком 15 типов самолетов, и по его принципам сейчас создается большинство вертолетов в мире.ЗаключениеИсходя из рассмотренного в работе материала, можно сделать вывод о том, что в годы революции интеллигенция играла ключевую роль в обществе. Ученые и ученые-общественники принимали участие в формировании новой политической системы и создании новых институтов. Писатели, поэты и художники использовали свои произведения для пропаганды и поддержки революционных идей. Журналисты и общественные деятели активно освещали политические события и влияли на общественное мнение.Интеллигенция также играла важную роль в образовании и просвещении населения, распространяя идеи революции и помогая людям понять значение происходящих перемен. Однако, стоит отметить, что в ходе революционных событий интеллигенция не всегда была единой, и различные группы представителей интеллигенции имели различные взгляды на происходящие изменения.Наибольшее влияние на Октябрьскую революцию 1917 года оказали такие представители интеллигенции как:Владимир Ленин. Он был лидером большевистской партии и одним из главных организаторов Октябрьской революции. Его политические идеи и руководящая роль в партии сыграли решающую роль в событиях 1917 года.Лев Троцкий. Он был одним из ведущих деятелей революции, командовал Красной армией и сыграл важную роль в организации военных действий во время революции.Александр Богданов. Он был известным революционером, философом и общественным деятелем, чьи идеи о внедрении научных методов в организацию общества оказали влияние на революционные процессы.При всей значимости этих политических фигур, стоит понимать, чтоОктябрьская революция стала результатом совместных усилий многих людей из различных социальных групп и слоев общества.Оценки социального явления Октябрьской революции различны. Мы видим, как представители интеллигенции тех лет выражают свое мнение о произошедших изменениях в самых мрачных тонах; их работы и статьи полны отчаяния, пессимизма и горечи. Многие ученые, пережившие эти события и анализирующие их спустя годы (многие из которых уже находились в эмиграции), не упускают из виду потери и испытания, пережитые русским народом. Однако официальная литература советских лет, выражающая позицию властвующих элит, не сомневается в успешности революции, в ее уникальности на мировой арене, воспевает личность Ленина как талантливого лидера и теоретика, и подчеркивает неизбежность тех трудностей, которые перенесли народные массы, особенно учитывая, что все эти испытания были во имя великих целей пролетарской революции.По моему мнению, Октябрьская революция 1917 года стала решающим моментом в истории России, превратившейся в Советский Союз после прихода к власти большевиков. Это событие имело огромное, но, к сожалению, разрушительное воздействие на духовную и интеллектуальную жизнь страны. Государство с применением жестоких методов почти полностью лишилось своей интеллигенции, нанеся непоправимый ущерб российскому обществу.Список использованной литературыАксютин Ю.В. Русская интеллигенция и революция 1917 года: в хаосе событий и в смятении чувств. / Ю.В. Аксютин, Н. Е. Гердт. Москва: РОССПЭН, 2017. - 702 с.Веремчук А.С. Октябрь 1917 - случайность, закономерность, замысел? / А.С.Веремчук.//Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион, № 5(61), 2018, С. 78-81Головин Н.Н. Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы / Н.Н. Головин. - Белград, 1925, XII, 407 с.Киселева М.С. Интеллигенты и первая русская революция 1917 г.: Н. Бердяев и М. Горький / М.С. Киселева // Вопросы философии, №11, 2017, С. 108-111Колганов А.И. Путь к социализму: пройденный и непройденный. От Октябрьской революции к тупику "перестройки". / А.И. Колганов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. Москва: URSS, 2018, - 398 с.Ленин В.И. Государство и революция / В.И. Ленин. Москва: Горизонталь, 2020. - 199 с.Сульдин А.В. СССР. Полная история: разные дни великой страны. / А.В. Сульдин. Москва: АСТ, 2023. - 389 с.Суслов А.Ю. Интеллигенция и революция: опыт осмысления событий 1917 года эсеровской эмиграцией. / А.Ю.Суслов.// Интеллигенция и мир, №11-2, 2017, С. 16-22Троцкий Л.Д. История русской революции. Октябрьская революция. / Л.Д. Троцкий. - Москва : Кн. мир, 2017. – 379 с.Яковлев Е.Н. Красный шторм. Октябрьская революция глазами российских историков. / Е.Н. Яковлев. Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 287 с.
1. Аксютин Ю.В. Русская интеллигенция и революция 1917 года: в хаосе событий и в смятении чувств. / Ю.В. Аксютин, Н. Е. Гердт. Москва: РОССПЭН, 2017. - 702 с.
2. Веремчук А.С. Октябрь 1917 - случайность, закономерность, замысел? / А.С. Веремчук. // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион, № 5(61), 2018, С. 78-81
3. Головин Н.Н. Мысли об устройстве будущей Российской вооруженной силы / Н.Н. Головин. - Белград, 1925, XII, 407 с.
4. Киселева М.С. Интеллигенты и первая русская революция 1917 г.: Н. Бердяев и М. Горький / М.С. Киселева // Вопросы философии, №11, 2017, С. 108-111
5. Колганов А.И. Путь к социализму: пройденный и непройденный. От Октябрьской революции к тупику "перестройки". / А.И. Колганов. - Изд. 2-е, перераб. и доп. Москва: URSS, 2018, - 398 с.
6. Ленин В.И. Государство и революция / В.И. Ленин. Москва: Горизонталь, 2020. - 199 с.
7. Сульдин А.В. СССР. Полная история: разные дни великой страны. / А.В. Сульдин. Москва: АСТ, 2023. - 389 с.
8. Суслов А.Ю. Интеллигенция и революция: опыт осмысления событий 1917 года эсеровской эмиграцией. / А.Ю. Суслов. // Интеллигенция и мир, №11-2, 2017, С. 16-22
9. Троцкий Л.Д. История русской революции. Октябрьская революция. / Л.Д. Троцкий. - Москва : Кн. мир, 2017. – 379 с.
10. Яковлев Е.Н. Красный шторм. Октябрьская революция глазами российских историков. / Е.Н. Яковлев. Санкт-Петербург: Питер, 2018. - 287 с.