Формирование навыка словообразования имён существительных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Заказать уникальную курсовую работу- 25 25 страниц
- 25 + 25 источников
- Добавлена 04.06.2024
- Содержание
- Часть работы
- Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 2
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ИЗУЧЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 4
1.1. Теоретические представления о словообразовании 4
1.2. Особенности овладения процессом словообразования детьми дошкольного возраста с ОНР 7
Выводы по 1 главе 10
ГЛАВА 2. ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ СЛОВООБРАЗОВАНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОНР 11
2.1 Технологии выявления сформированного уровня навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР 11
2.2. Анализ методик, обеспечивающих формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР 14
Выводы по 2 главе 19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 23
По их мнению, эти методы способствуют повышению увлекательности и эффективности обучения, обогащению словарного запаса и, как следствие, развитию речи детей.Анализ существующих методик формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР показал, что каждая из них имеет свои особенности и преимущества. Выбор наиболее подходящей методики зависит от индивидуальных потребностей ребенка и уровня его речевого развития.Методика Филичевой и Чиркиной позволяет оценить уровень развития речи ребенка и выявить возможные нарушения. Методика А.К. Марковой также позволяет оценить все аспекты развития речи ребенка, но имеет более широкий возрастной диапазон. Методика Е.А. Стребелевой ориентирована на формирование навыков словообразования с помощью речевых упражнений и игровых ситуаций. Методика О.С. Ушаковой включает в себя систему занятий, направленных на формирование навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР.Все рассмотренные методики показали свою эффективность в формировании навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР. Исследования показали, что после прохождения курса занятий по данным методикам у детей наблюдалось значительное улучшение фонематического восприятия, расширение словарного запаса и формирование умений образовывать новые слова с помощью различных словообразовательных моделей.При выборе методики для работы с конкретным ребенком логопед должен учитывать его индивидуальные особенности, уровень речевого развития и поставленные коррекционные задачи. Комплексный подход, включающий в себя использование различных методик и приемов, позволит достичь максимальных результатов в формировании навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР.Индивидуальные особенности ребенка, такие как возраст, уровень речевого развития, характер и степень выраженности речевого нарушения, интересы и мотивация, должны учитываться при выборе методики. Уровень речевого развития, включая состояние фонематических процессов, уровень развития лексики и грамматики, а также навыки связной речи, также влияет на выбор методики. Поставленные коррекционные задачи, такие как расширение словарного запаса, формирование навыков словообразования, развитие связной речи и улучшение коммуникативных навыков, также должны быть учтены.Комплексный подход, сочетающий различные методики и приемы, позволяет охватить все аспекты словообразования и учесть индивидуальные особенности ребенка. Например, игровые методы, наглядные методы, практические методы и методы развития связной речи могут быть использованы в сочетании для создания мотивации, формирования зрительного образа слова, отработки навыков словообразования на практике и закрепления словообразовательных навыков в контексте. Такой комплексный подход обеспечивает всестороннее развитие словообразовательных способностей детей с ОНР и способствует улучшению их общего речевого развития.Выводы по 2 главеНавыки словообразования играют важную роль в развитии речи детей дошкольного возраста. Дети с общим недоразвитием речи (ОНР) часто испытывают трудности в овладении этими навыками, что негативно сказывается на их общем речевом развитии. Выявление уровня сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР является важным этапом коррекционно-педагогической работы. Для этого могут использоваться различные технологии, такие как наблюдение, экспериментальные задания и тестовые методики. Комплексное использование различных технологий позволяет логопеду получить наиболее полную и объективную картину.Для формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР разработано множество методик. Каждая методика имеет свои особенности и преимущества. Выбор наиболее подходящей методики зависит от индивидуальных потребностей ребенка и уровня его речевого развития. Комплексный подход, включающий в себя использование различных методик и приемов, позволит достичь максимальных результатов в формировании навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР.ЗАКЛЮЧЕНИЕПроблема формирования навыков словообразования у детей дошкольного возраста является весьма актуальной. В наше время у многих детейимеются различные нарушения речи и большую часть из них составляет общее недоразвитие речи и с каждым годом детей с данным нарушением становится все больше и больше.Был проведён анализ педагогической и научно-методической литературы, который позволил раскрыть понятие словообразование, рассмотреть процесс словообразования у детей дошкольного возраста с нормой и особенности овладения данным процессом детьми с ОНР.Словообразование является важным и многогранным аспектом языка, который играет ключевую роль в его развитии и функционировании. Оно представляет собой процесс создания новых слов и терминов, что делает его важным источником пополнения словарного запаса.Понимание принципов словообразования позволяет детям более точно выражать свои мысли и совершенствовать грамматическую структуру речи. Оно способствует осмысленному и творческому использованию языка, предотвращая механическое запоминание слов.В целом, словообразование является важным и многогранным аспектом языка, который играет ключевую роль в его развитии и функционировании. Изучение словообразования имеет большое значение для понимания механизмов языка и для овладения языковой системой в целом.Для детей дошкольного возраста словообразование имеет особое значение, поскольку оно способствует развитию их речи и мышления. Овладение навыками словообразования позволяет детям расширять свой словарный запас, понимать значение новых слов и правильно использовать их в речи.Нарушения словообразования у детей дошкольного возраста могут негативно сказаться на их общем речевом развитии. Поэтому важно своевременно выявлять и корректировать эти нарушения.Для выявления уровня сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР могут использоваться различные методы, такие как наблюдение, экспериментальные задания и тестовые методики.Наблюдение позволяет оценить умения детей использовать словообразовательные модели в спонтанной речи. Экспериментальные задания дают возможность выявить уровень сформированности навыков словообразования в более контролируемых условиях. Тестовые методики обеспечивают количественную оценку.[12]Комплексное использование различных методов позволяет логопеду получить наиболее полную и объективную картину уровня сформированности навыков словообразования у детей дошкольного возраста с ОНР. Это, в свою очередь, позволяет спланировать индивидуальную коррекционно-педагогическую программу, направленную на развитие навыков словообразования и улучшение общего речевого развития детей.СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫВершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004. — № 1. — с.34-40.Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». — Санкт-Петербург, 2007. – 470 с.Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Учебное пособие для пед. и гуманит. вузов. — М.: Коррекционная педагогика, 2009. – 295 с.Гридина Т. А. и др. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы //Специальное образование. – 2016. – №. 2. – С. 39-50.Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология»: под редакцией В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175 с.Жукова, Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Просвещение, 2011. – 288 с.Жулина Е. В., Романова А. А. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №. 61-4. – С. 101-103.Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. – 221с.Зюзгина, Л.А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников// Воспитатель.2012. —34–40 с.Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование. — М., 1965. – 58Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб., 2010. — 160 с.Левина, Р. Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л.Ф. Спирова; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2007. – 165с.Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС,2013. - 367 с.Леонтьев, А.Л. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. Издательство: Красанд, 2010. – 216 с.Лопухина, И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. — М., Аквариум, 1995. – 192 с.Маслова И. В., Шкерина Т. А. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности //The Newmanin Foreign policy. – 2021. – Т. 1. – №. 58 (102). – С. 29-34.Мастюкова, Е.М., Жукова Н.С, Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Высшая школа, 2014. – 96 с.Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2011. № 2. — С. 56–64.Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 448 с.Cмаль В. Н.Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста :электронныйучеб.-метод. комплекс / В. Н. Смаль. – Брест :БрГУ им. А. С. Пушкина, 2019. –561 с.Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. – 199 с.Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.03 / Т. В. Туманова; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. — М., 2005. — 46 с.Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изд. 3-е. М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2015. – 224с.Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.
1. Вершинина, О.М. Особенности словообразования у детей с общим недоразвитием речи III уровня // Логопед, 2004. — № 1. — с.34-40.
2. Гвоздев, А.Н. Вопросы изучения детской речи. Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС». — Санкт-Петербург, 2007. – 470 с.
3. Глухов, В.П. Основы коррекционной педагогики и специальной психологии / Учебное пособие для пед. и гуманит. вузов. — М.: Коррекционная педагогика, 2009. – 295 с.
4. Гридина Т. А. и др. Диагностика грамматико-словообразовательных умений детей с общим недоразвитием речи как основа коррекционной работы //Специальное образование. – 2016. – №. 2. – С. 39-50.
5. Детская логопсихология: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Спец. дошк. педагогика и психология»: под редакцией В.И. Селиверстова. — М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2008. — 175 с.
6. Жукова, Н. С., Мастюкова Е. М., Филичева Т. Б. Логопедия. Основы теории и практики. М.: Просвещение, 2011. – 288 с.
7. Жулина Е. В., Романова А. А. К вопросу о нарушениях словообразования и словоизменения у старших дошкольников с общим недоразвитием речи //Проблемы современного педагогического образования. – 2018. – №. 61-4. – С. 101-103.
8. Земская, Е.А. Словообразование как деятельность. М.: Наука, 1992. – 221с.
9. Зюзгина, Л.А. Дидактические игры в коррекции словообразования у дошкольников// Воспитатель.2012. —34–40 с.
10. Кубрякова, Е.С. Что такое словообразование. — М., 1965. – 58
11. Лалаева, Р.И., Серебрякова Н.В. Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников (формирование лексики и грамматического строя). — СПб., 2010. — 160 с.
12. Левина, Р. Е. Общее недоразвитие речи // Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина, Н. А. Никашина, Л.Ф. Спирова; под ред. Р.Е. Левиной. – М.: Просвещение, 2007. – 165с.
13. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р. Е. Левина. – М.: АльнС,2013. - 367 с.
14. Леонтьев, А.Л. Язык, речь, речевая деятельность/ А.А. Леонтьев. Издательство: Красанд, 2010. – 216 с.
15. Лопухина, И. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи. — М., Аквариум, 1995. – 192 с.
16. Маслова И. В., Шкерина Т. А. Формирование навыков словообразования у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня: сущность, структура и уровни сформированности //The Newmanin Foreign policy. – 2021. – Т. 1. – №. 58 (102). – С. 29-34.
17. Мастюкова, Е.М., Жукова Н.С, Филичева Т.Б. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников. М.: Высшая школа, 2014. – 96 с.
18. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. — 3-е изд., доп. — М.: АРКТИ, 2003. — 240 с.
19. Микляева, Н. В. Развитие языковой способности у детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 2011. № 2. — С. 56–64.
20. Поваляева, М. А. Справочник логопеда / М.А. Поваляева. — Ростов н/Д: Феникс, 2012. – 448 с.
21. Cмаль В. Н.Теория и методика развития речи детей дошкольного возраста :электронныйучеб.-метод. комплекс / В. Н. Смаль. – Брест :БрГУ им. А. С. Пушкина, 2019. –561 с.
22. Тамбовцева, А.Г. Формирование способов словообразования у детей дошкольного возраста в детском саду. М., 1983. – 199 с.
23. Туманова, Т. В. Формирование словообразовательной компетенции детей дошкольного и младшего школьного возраста с общим недоразвитием речи: автореф. дис. … д-ра пед. наук: 13.00.03 / Т. В. Туманова; Москов. гос. пед. ун-т. им. М. А. Шолохова. — М., 2005. — 46 с.
24. Филичева, Т.Б. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста: Практ. пособие / Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Изд. 3-е. М.: Айрис-пресс; Айрис-дидактика, 2015. – 224с.
25. Эльконин, Д.Б. Избранные психологические труды. – М.: Владос, 2009. – 272с.