Особенности развития речи детей с нарушением слуха

Заказать уникальную курсовую работу
Тип работы: Курсовая работа
Предмет: Дефектология
  • 33 33 страницы
  • 30 + 30 источников
  • Добавлена 28.06.2024
1 496 руб.
  • Содержание
  • Часть работы
  • Список литературы
ВВЕДЕНИЕ 3
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА 5
1.1 Генезис речевого развития нормальных детей 5
1.2 Особенности речевого развития детей с нарушениями слуха 11
1.3 Классификация видов речевых нарушений у детей с недостатками слуха 16
Глава 2. ИССЛЕДОВАНИЕ РЕЧЕВЫХ СПОСОБНОСТЕЙ У ДЕТЕЙ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА. 22
2.1 Работа по развитию речи у слабослышащих детей 22
2.2 Система работы над словарем - составная часть работы по развитию речи слабослышащих детей 26
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

Фрагмент для ознакомления

Однако основную роль в формировании словарного запаса слабослышащих детей играют уроки развития устной и письменной речи, где специально разработанная система позволяет им усваивать словарь. Постепенное введение, усвоение и закрепление лексики осуществляется на этих уроках с учетом характера и особенностей развития мышления учащихся(И.А.Шаповал) [30].Важной составляющей пополнения словарного запаса являются уроки чтения и самостоятельное чтение учащихся вне класса. Что касается уроков грамматики, произношения и формирования грамматической структуры, они в основном проводятся на подготовленном семантическом материале. Однако на этих уроках также возможно пополнение словарного запаса. Предметы, такие как математика, природоведение и другие, расширяют словарный запас учащихся более значительно. Лексика, которую дети осваивают самостоятельно на всех уроках, уточняется, корректируется и активизируется в их речи.Расширение словарного запаса имеет множество аспектов. В методическом плане его можно рассматривать как ряд последовательных задач: определение значения слов, первичное использование лексики (вначале на уровне понимания), дальнейшее уточнение значений и расширение их, формирование обобщенных представлений о лексике через активную речевую практику. Усвоение новых слов означает не только понимание их значения, но и введение их в активный словарь.Таким образом, процесс освоения и закрепления лексики в речи тесно связан с процессами познания. Поскольку развитие речи и мышления является одной из целей специально организованного обучения, формированию мыслительных действий, операций и процессов учащихся с нарушением слуха следует уделять особое внимание при словарной работе в общем и на отдельных ее этапах. Вовлекая детей в активную деятельность, направляя их наблюдения за сходством и различиями в значениях и формах слов, помогая им определять различительные признаки частей речи, обращая их внимание на общие и отличительные черты морфемной структуры слова, учитель помогает учащимся овладеть законами подобия, аналогии, противопоставления и тождества, интуитивно или осознанно(Т.В.Толстопятова) [29].Описанный подход существенно способствует усвоению и закреплению лексики в речи слабослышащих школьников.2.2 Система работы над словарем - составная часть работы по развитию речи слабослышащих детейЛексика в языке – ключевой элемент, который необходим для развития речи и мышления. У маленьких детей процесс освоения родного языка происходит естественно в ходе общения. К моменту поступления в школу у ребенка уже есть базовый лексический запас, достаточный для общения и обучения. Однако этот запас нужно дальше расширять и улучшать. В течение учебного процесса учитель обращает особое внимание на развитие лексики учащихся. Изучение языка и наук, чтение, общение с другими, активное участие в различных сферах жизни – все это способствует улучшению лексических навыков детей и подростков, развитию их речи и когнитивных способностей.Таким образом, возникает проблема перед школой: как обеспечить развитие слабослышащих детей не только в аспекте формирования речи и умственного развития, но и в обогащении лексического запаса родного языка. Для эффективного преодоления аномалий в развитии слабослышащих детей словарная работа является одним из ключевых инструментов. Овладение новыми словами влияет на все важные психические функции учеников (восприятие, мышление, речь, память, эмоции), требует усилий, концентрации и внимания. Через изучение лексики дети активно участвуют в разнообразных практических и интеллектуальных заданиях, познают окружающие предметы и явления, учатся анализировать и сравнивать их, абстрагировать свойства и качества объектов, выделять их признаки и действия. Обобщенные знания укрепляются в их сознании как важные элементы формирования языка (Л.Н.Ефименко) [8].В процессе работы над словарем развиваются навыки произношения, чтения и письма, что способствует улучшению слухо-зрительного восприятия речи. Основная цель словарной работы заключается в том, чтобы учитель изучал словарный запас своих учеников и следил за правильным пониманием ими слов, которые обсуждаются на уроках. Иногда ученики могут казаться, что понимают значение слов, даже если они исправно употребляются в речи. Не всегда дети правильно осознают значения знакомых слов и могут ошибочно считать незнакомые слова известными. Придумывание предложений с использованием этих слов и поиск непонятных слов в тексте по заданию учителя могут оказаться неэффективными при работе с детьми со слабым слухом.Зная о возможных искажениях и смешениях слов у детей, учитель обязательно должен обеспечить правильность восприятия слов, понимание которых он проверяет (повторное произношение, усиление голова, запись слова, звуко-буквенный анализ, частичное дактилирование) [20]. Вторая задача состоит в планомерном расширении лексического запаса учащихся. Данная задача реализуется на всех уроках (как по разделам программы по русскому языку, так и на уроках по другим предметам), однако ведущая роль в формировании лексического запаса самостоятельной речи слабослышащих детей принадлежит урокам развития устной и письменной речи, так как именно на них происходит усвоение словаря в специально разработанной системе. На этих уроках обеспечивается последовательное введение, усвоение и систематическое закрепление лексики, отработанной с учетом ее характера и особенностей развития мыслительной деятельности учащихся. Важным источником пополнения словарного запаса учащихся являются уроки чтения и самостоятельное внеклассное чтение. Уроки грамматики, произношения и формирования грамматической структуры, в основном, основываются на предварительно подготовленном материале с семантической точки зрения. Тем не менее, они также могут способствовать расширению словарного запаса. Математика, природоведение и другие учебные предметы также обогащают словарь учащихся значительным объемом новой лексики(И.В.Попова) [23]. Словарь, усвоенный самостоятельно на всех уроках, уточняется, корректируется и активизируется в речи детей.Задача расширения словарного запаса имеет множество аспектов. Методологически ее следует рассматривать как последовательное решение ряда задач: осмысление значения слов, первичное использование их (начиная с понимания), уточнение и расширение значений, формирование лексических обобщений через активную устную практику: "усвоить новое слово – значит не только понять его значение, но и включить его в активный словарь".Как видим, решение задачи усвоения лексики, закрепления ее в речи теснейшим образом связано (благодаря овладению словом как обозначением понятия) с процессами познавательной деятельности. Поскольку эта сторона развития речи и мышления учащихся выдвигается в качестве одной из целей специально организованного обучения, задачу формирования мыслительных действий, операций, процессов у слабослышащих школьников следует особо акцентировать в проведении словарной работы в целом и отдельных ее этапах. Включая детей в активную деятельность, руководя их наблюдениями за сходством и различиями в значениях и формах слов, помогая им установить дифференциальные признаки частей речи, направляя их внимание на общее и отличное в морфемной структуре слов, учитель подводит учащихся к практическому (в одних случаях интуитивному, в других – осознанному) овладению законами подобия, аналогии, оппозиции, тождества(Н.М.Назарова) [27]. ЗАКЛЮЧЕНИЕИзучение особенностей развития речи у детей с нарушениями слуха является важным и актуальным направлением в сфере дефектологии, которое позволяет эффективнее помогать этим детям в их развитии. Понимание того, как формируется речь у детей с нарушениями слуха, позволяет разработать методики и техники, которые сделают процесс обучения более успешным и эффективным.Слабослышащие дети формируют зрительные образы слов, что требует особого подхода к обучению и поддержке со стороны специалистов и родителей. Развитие всех аспектов личности ребенка, включая внимание, абстрактное мышление, словесную память, является ключевым в коррекционной работе с детьми с нарушением слуха.Интеграция слабослышащих детей в общество слышащих возможна при наличии развитой системы критериев и поддержки со стороны медицинских, психологических, педагогических и социальных служб. Оценка уровня развития речи является важным практическим критерием, определяющим успешность интеграции этих детей.Таким образом, изучение особенностей развития речи у детей с нарушением слуха имеет большое значение для развития педагогической практики и обеспечения наилучшего развития этих детей. Внедрение разработанных методик и техник позволит эффективнее поддерживать и развивать речевые навыки у детей с нарушениями слуха, открывая им новые возможности для коммуникации и общения с окружающим миром.ЛИТЕРАТУРААхутина Т. В. Порождение речи [Текст] : нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. - Изд. 4-е. - Москва : URSS, 2012. - 213с. : схемы, табл.Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203 Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха : Кн. для учителя / Р. М. Боскис. - 2-е изд., испр. - Москва : Просвещение, 1988. - 125 с. Вишневская, Е.Е. Особенности развития речи детей с нарушениями слуха. Е.Е. Вишневская. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988 – 144 с. –http://pedlib.ru/Books/3/0034/3_0034-1.shtmlВыготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. / под ред. М. Г. Ярошевского. – Москва, – 1982. Т.6. – 400 с.Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - Москва : Совет. спорт, 2004 (ППП Тип. Наука). - 303 с. : ил., табл.; 23 см. - (Золотые страницы сурдопедагогики).Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. / Л.А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 464 с.Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - Москва : Просвещение, 1972. - 206 с.Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студентов вузов / Г. Л. Зайцева. - Москва :Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 (Вологда : ПФ Полиграфист). – 190 с.Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся [Текст] : (1-6 кл. 2-го отд-ния) / А.Г. Зикеев ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1976. - 240 с.Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -- М., 1985. Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина .—— М.: Просвещение, 1995. — 160 с.Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. - Ленинград : Медицина : Ленингр. отд-ние, 1989. - 221 с. Купалова, А.Ю. Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи./ Под ред.Т.А. Ладыженской.–М.:Просвещение, 1980 – 175 с.Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.Лурия А. Р. Высшие корковые функции. 2-е изд. М., 1969.Полонская Н. Н., Яблокова Л. В. Развитие произвольности речевых процессов в младшем школьном возрасте// Школа здоровья. 1998. № 1.Лурия А. Р. Травматическая афазия [Текст] : Клиника, семиотика и восстановит. терапия / А. Р. Лурия ; [Предисл. чл.-кор. АН СССР, действ. чл. АМН СССР Н. И. Гращенкова, с. 3-4] ; Акад. мед. наук СССР. - Москва : тип. Упр. делами Совета Министров СССР, 1947 [вып. дан.: 1948]. - 368 с.Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. / Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - 3. изд., перераб. и доп. - Тула : Родничок; М. : АСТ, 2003 (Тип. изд-ва Самар. Дом печати). - 238 с.Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Под редакцией Л. М. Быковой. - Москва: Просвещение, 1991 г. - 303 с.Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. / Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград: Лира, 1986 – 216 с.Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения. / И.Д. Морозова. – М.: Просвещение, 1984 – 154 с.Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина - М.: Педагогика, 1981.Попова И.В. Развитие связной речи глухих детей дошкольного возраста. / И.В. Попова. // Дефектология. – 1996 – № 5 – С. 73-80.Правдина О. В. Логопедия. -- М., 1969. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1969. - 120 с.Романова А.А., Засыпкина К.В., Ахутина Т.В. Как дети пяти-семи лет передают смысл картинки: нейролингвистическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 3. С. 1–11.Свиридова, Е.Д. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005 – 256 с.Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед.ин- тов. / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева. / Под ред.М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989 – 448 с.Толстопятова, Т.В. «Особенности речи детей с аутизмом и глухотой– Москва // Аутизм: наука и практика : по страницам журнала "Аутизм и нарушения развития" (2003-2014) / сост. Н. Г. Манелис. – Москва : Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", 2014. – С. 50-61.Шаповал, И.А. Формирование практических грамматических навыков и умений слабослышащих школьников./И.А. Шаповал.// Дефектология. – 1991.– №4. – С. 37-45.

1. Ахутина Т. В. Порождение речи [Текст] : нейролингвистический анализ синтаксиса / Т. В. Ахутина. - Изд. 4-е. - Москва : URSS, 2012. - 213 с. : схемы, табл.
2. Богданова Т.Г. Сурдопсихология: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. - М.: Академия, 2002. - с. 3-203
3. Боскис Р. М. Учителю о детях с нарушениями слуха : Кн. для учителя / Р. М. Боскис. - 2-е изд., испр. - Москва : Просвещение, 1988. - 125 с.
4. Вишневская, Е.Е. Особенности развития речи детей с нарушениями слуха. Е.Е. Вишневская. – Л.: ЛГПИ им. А.И. Герцена, 1988 – 144 с. –http://pedlib.ru/Books/3/0034/3_0034-1.shtml
5. Выготский Л. С. Мышление и речь / Л. С. Выготский // Собрание сочинений в 6 т. / под ред. М. Г. Ярошевского. – Москва, – 1982. Т.6. – 400 с.
6. Глухие и слабослышащие дети / Р. М. Боскис ; Ин-т коррекц. педагогики Рос. акад. образования. - Москва : Совет. спорт, 2004 (ППП Тип. Наука). - 303 с. : ил., табл.; 23 см. - (Золотые страницы сурдопедагогики).
7. Головчиц, Л.А. Дошкольная сурдопедагогика. Воспитание и обучение дошкольников с нарушением слуха. / Л.А. Головчиц. – М.: ВЛАДОС, 2001 – 464 с.
8. Ефименкова Л. Н., Садовникова И. Н. Исправление и предупреждение дисграфии у детей [Текст] / Л. Н. Ефименкова, И. Н. Садовникова. - Москва : Просвещение, 1972. - 206 с.
9. Зайцева Г. Л. Жестовая речь. Дактилология : учебник для студентов вузов / Г. Л. Зайцева. - Москва : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2004 (Вологда : ПФ Полиграфист). – 190 с.
10. Зикеев А. Г. Развитие речи слабослышащих учащихся [Текст] : (1-6 кл. 2-го отд-ния) / А.Г. Зикеев ; Науч.-исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1976. - 240 с.
11. Каше Г. А. Подготовка к школе детей с недостатками речи. -- М., 1985. Колповская И. К., Никашина Н. А., Спирова Л. Ф. Нарушения письма у детей с недоразвитием речи // Основы теории и практики логопедии / Под ред. Р. Е. Левиной. - М., 1968.
12. Книга для учителя школы слабослышащих: Обучение рус. яз., чтению, произношению / К.Г. Коровин, И.М. Гилевич, Н.Ю. Донская и др.; Под ред. К.Г. Коровина .—— М.: Просвещение, 1995. — 160 с.
13. Козлов М. Я., Левин А. Л. Детская сурдоаудиология / М. Я. Козлов, А. Л. Левин. - Ленинград : Медицина : Ленингр. отд-ние, 1989. - 221 с.
14. Купалова, А.Ю. Работа над синтаксическими средствами языка в аспекте развития речи./ Под ред.Т.А. Ладыженской.–М.:Просвещение, 1980 – 175 с.
15. Логопедия: Учебник для студентов дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л.С. Волковой, С.Н. Шаховской. -- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1998. - 680 с.
16. Лурия А. Р. Высшие корковые функции. 2-е изд. М., 1969.
Полонская Н. Н., Яблокова Л. В. Развитие произвольности речевых процессов в младшем школьном возрасте// Школа здоровья. 1998. № 1.
17. Лурия А. Р. Травматическая афазия [Текст] : Клиника, семиотика и восстановит. терапия / А. Р. Лурия ; [Предисл. чл.-кор. АН СССР, действ. чл. АМН СССР Н. И. Гращенкова, с. 3-4] ; Акад. мед. наук СССР. - Москва : тип. Упр. делами Совета Министров СССР, 1947 [вып. дан.: 1948]. - 368 с.
18. Львов, М.Р. Методика развития речи младших школьников. / Методика развития речи младших школьников / М.Р. Львов. - 3. изд., перераб. и доп. - Тула : Родничок; М. : АСТ, 2003 (Тип. изд-ва Самар. Дом печати). - 238 с.
19. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов. Под редакцией Л. М. Быковой. - Москва: Просвещение, 1991 г. - 303 с.
20. Методы учебно-воспитательной работы с глухими и слабослышащими детьми. / Межвузовский сборник научных трудов. – Ленинград: Лира, 1986 – 216 с.
21. Морозова, И.Д. Виды изложений и методика их проведения. / И.Д. Морозова. – М.: Просвещение, 1984 – 154 с.
22. Особенности усвоения учебного материала слабослышащими учащимися. / Под ред. Р. М. Боскис, К. Г. Коровина - М.: Педагогика, 1981.
23. Попова И.В. Развитие связной речи глухих детей дошкольного возраста. / И.В. Попова. // Дефектология. – 1996 – № 5 – С. 73-80.
24. Правдина О. В. Логопедия. -- М., 1969. Чиркина Г. В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата [Текст] / Акад. пед. наук СССР. - Москва : Педагогика, 1969. - 120 с.
25. Романова А.А., Засыпкина К.В., Ахутина Т.В. Как дети пяти-семи лет передают смысл картинки: нейролингвистическое исследование // Аутизм и нарушения развития. 2009. Том 7. № 3. С. 1–11.
26. Свиридова, Е.Д. Воспитание и обучение дошкольников с нарушениями слуха: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений . —— М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. — 304 с.
27. Специальная педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. Заведений. / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова. / Под ред. Н.М. Назаровой. – М.: Академия, 2005 – 256 с.
28. Сурдопедагогика: Учеб. пособие для студентов дефектол. фак. пед.ин- тов. / Л.В. Андреева, К.А. Волкова, Т.А. Григорьева. / Под ред.М.И. Никитиной. – М.: Просвещение, 1989 – 448 с.
29. Толстопятова, Т.В. «Особенности речи детей с аутизмом и глухотой – Москва // Аутизм: наука и практика : по страницам журнала "Аутизм и нарушения развития" (2003-2014) / сост. Н. Г. Манелис. – Москва : Государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования города Москвы "Московский городской психолого-педагогический университет", 2014. – С. 50-61.
30. Шаповал, И.А. Формирование практических грамматических навыков и умений слабослышащих школьников./И.А. Шаповал.// Дефектология. – 1991.– №4. – С. 37-45.